Владимир Дмитриевич Калинин (22 марта 1924, Собинка, Владимирская губерния — 6 сентября 2007) — живописец, участник Великой Отечественной войны.
Владимир Дмитриевич Калинин принадлежит к поколению художников, работавших во Владимире в 1960-2007 гг. Всю жизнь посвятивший творчеству, он относится к поколению творцов, которое, не прерывая связь с традициями предшественников, отказалось от политизированности искусства, внеся в него много нового, гуманного, человечного.
Родился Владимир Дмитриевич Калинин в поселке Собинка Владимирской губернии, в 1924 г. в простой семье. По окончании школы ему не довелось учиться - началась война. В 1942 г, он пошел на фронт. Воевал, был тяжело ранен, боролся за жизнь в госпиталях.
В 1949 году Калинин поступил в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на отделение текстиля, выдержав огромный конкурс - 20 человек на место. В институте Владимир Калинин получил серьезное, овеянное традициями образование. На факультете текстиля студенты осваивали технику набойки, холодного батика, фотопечати, жаккардового и ремизного ткачества. Учился Владимир Калинин с огромным желанием, посещал занятия не только на своем, но и на смежных факультетах. В 1957 г. в музее училища была открыта выставка студенческих работ, посвященная 250-летию Ленинграда. Там была представлена разработанная студентом В. Калининым ткань «Ленинградская».
По окончании института в 1957 г. Владимир Калинин распределился на ткацко-отделочную фабрику «Авангард» в город Юрьев-Польский. Здесь он занимался разработкой рисунков портьерных и обивочных тканей для текстильной промышленности. Выполнял и особые задания - в 1958 г. по его эскизу была создана скатерть «Юбилейная», посвященная 850-летию города Владимира.
Роза Михайловна Смирнова, художник, работавший вместе с Калининым на фабрике «Авангард», вспоминает: «Приехавшие из Ленинграда Володя Калинин и Саша Абдалкин привезли с собой интересные идеи, свежее видение тканей. Они с энтузиазмом начали разрабатывать новые образцы, раскрывая современные тенденции, сделали эскизы гобеленов, удивившие нас своей новизной и смелостью. Это были композиции, выполненные в стиле минимализма, в соответствие с модой того времени, и,... ни один из их эскизов не был принят художественным советом. А мои розы и бутоны утвердили на ура. Как я теперь понимаю, комиссия просто была не готова к таким смелым предложениям. Потом, в мастерской, мы подбадривали их, говоря, что время таких рисунков еще не пришло».
Годы, проведенные в Юрьев-Польском - важный этап утверждения нравственных и эстетических идеалов будущей профессии, накопления творческих впечатлений. Все складывалось вроде бы неплохо - интересная работа, дружный коллектив художников, однако ему хотелось расширить круг творческого общения - он стремился в областной Владимир.
Владимир Дмитриевич Калинин приехал во Владимир в 1960-м году, когда современное искусство было еще юным, не было понятия живописной школы, а была небольшая группа художников, преданных искусству, работавших, желая найти себя. Во Владимире молодой человек начал работать в мастерских областного отделения Художественного фонда России. А самое главное он получил возможность активно заниматься живописью в конкурентной творческой среде. Уже в 1960 году одиннадцать его картин становятся участниками областной художественной выставки, далее республиканских и всесоюзных выставок.
В 1967 г. Владимир Калинин становится членом Союза художников СССР.
«С чего начался мой путь к искусству? - вспоминал Калинин. - Старший брат Павел однажды нашел в кладовке этюды молодой художницы, жившей в нашей квартире. Эти этюды вдохновили и увлекли брата, он начал писать маслом. Помню его натюрморты: хризантемы и георгины с яблоками. Потом он побывал в Москве и увидел картины П. Кончаловского в музее. Они произвели на него сильнейшее впечатление, брат хотел достичь такого же мастерства.
Старший брат был для меня большим авторитетом. И я, пятиклассник, вслед за ним взялся за кисть. Одной из первых моих работ, которую я храню всю жизнь, стала выполненная в тринадцатилетнем возрасте акварель, на которой изображен родной двор, сараи, уголок нашего сада.
В 7 классе я познакомился с преподавателем изобразительного искусства - выпускником ВХУТЕМАСа, Георгием Васильевичем Дмитриевым. Он отметил и оценил мои данные, много времени проводя со мной в душевных беседах и занятиях рисованием. У Георгия Васильевича была обширная библиотека, благодаря которой я познакомился с мастерами итальянского и испанского возрождения, импрессионистами. Он поставил меня на путь искусства, и я всю жизнь с благодарностью вспоминаю этого чудаковатого человека, учителя, прозванной: детьми нелепой кличкой «Гога».
Калинин В.Д. «Осень», 1964, картон, темпера, 46х59,5.
Важной особенностью Калинина-художника являлось бережное и внимательное отношение к истории и духовным ценностям прошлого. Как и большинство владимирских живописцев, на протяжении многих десятилетий Калинин обращал свой взор на жизнь периферии - небольших среднерусских городков со старинным укладом, отстоявшимся бытом. Он говорил: «С самого детства большое впечатление на меня оказывала прекрасная среднерусская природа: великолепные морозные зимы, похожие на праздники, богатейшие ковры золотой осени, нежные краски весны. Воспитывал меня также уклад сельской жизни, который я наблюдал на родине, пропитанный высокой нравственностью и моралью христианства».
Известнейшей работой, визитной карточкой Калинина является холст «Памятник архитектуры». Пейзаж, увиденный когда-то из окон творческой мастерской, стал одним из самых оригинальных произведений автора.
Этот холст имеет несколько вариантов. Один из них, датированный 1973 г., хранится в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника. На первом плане - белокаменный Успенский собор Княгинина монастыря, весомый скульптурный силуэт которого в абрисе крон деревьев выделяется на фоне холодного весеннего неба. Рядом с ним, на тротуаре, течет обыденная жизнь, снуют люди, спешат по своим делам. Динамичный передний план - туристический автобус, автомобиль - являются антитезой торжественной статике древней архитектуры, делят картину на два полюса - сиюминутности и вечности, добавляя в содержательную часть произведения эстетическую и философскую глубину. Об этом вспоминает Анатолий Иванович Кувин: «Наблюдательность Володи Калинина была видна уже в самом начале его творчества. В 1960-е годы мы работали в одной мастерской на ул. Некрасова. За окном ее - силуэт Успенского собора Княгинина монастыря, крыши обветшалых старинных домов, рядом - сов
ременная остановка автобуса с пестрой толпой пассажиров. А вдали, на пригорке, поднимались новые пятиэтажки. Калинин первым из нас оценил выразительность этого контраста эпох и написал интересную картину. И этот мотив стал его визитной карточкой».
Владимир Калинин много ездил. Был в Рязанской области - есенинских местах, писал этюды на просторах Волги, работал на Кавказе, в Карпатах, путешествовал по русскому Северу.
Это был период, когда поездки на Север для художников считались просто необходимыми. На берегах Белого моря рождались новые темы, делались новые имена. Произведения художников, появившиеся на выставках, стали одними из первых ласточек широкого общественного интереса к истории и культуре северных районов, проявившегося в дальнейшем в искусствознании и литературе.
Поездка на Север в 1972 году стала важной вехой в биографии живописца, неисчерпаемым источником вдохновения на долгие годы. Художник рассказывал, что на Севере его поразили необыкновенно красивые, высокие деревянные дома, баньки. И главное - свет, рассеянный, холодный и днем и ночью. «Там холодная прозрачность пронизывает весь цветовой строй пейзажа», - говорил художник.
Работа на Беломорье раскрепостила кисть, обновила живописный язык, очистила палитру художника, сделала ее более тонкой и благородной. С Севера он привез несколько десятков прекрасных этюдов, лучшие из которых уже содержали в себе картинное зерно.
Особенностью таланта Владимира Калина является его способность к необыкновенно тонкой декоративной проработке холста. В некоторых работах это явственно настолько, что, кажется, еще чуть-чуть, и этюд станет похожим на сотканный вручную богатый гобелен. Пуантилизм, тончайшая цветовая нюансировка, едва уловимые градации полутонов. В таких работах видно, что художник ставит перед собой сложную декоративную задачу и получает эстетическое удовольствие от ее выполнения.
В 1970-1980 годы художник пишет много «чистых пейзажей». Его таланту подвластны дыхание весны и стылый зимний день, волнение при встрече с первой проталиной и восторг перед чудом пушистого снега; ликованье всего живого под лучами апрельского солнца и элегия, разлитая в сентябрьском дне. Эмоция, которой следует Владимир Калинин, восходит к нравственно-эстетической концепции русского пейзажа, признававшей божественное происхождение, самоценность и величие природы.
Владимир Калинин относится к той редкой породе художников, которые не робеют перед зеленью - нежной весенней и яркой летней. Он как будто бы цитирует Й. Хейзинга: «С наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого». В его картинах органично живут насыщенные травяные тона, хром, изумрудная, малахитовая зелень. И это, сложное для художественного восприятия цветовое сочетание, не становится разрушительным, а работает на углубление художественного образа, которого удается достичь как в пленэрных работах, так и в композициях, выполненных в мастерской.
Основным живописным материалом Владимира Калинина являлась темпера, которой он был верен всю жизнь. Художники знают, что работать темперой и легко, и сложно - в ней есть некая непредсказуемость. Растворенная водой, она быстро сохнет - это удобно, но при этом она может значительно изменить свой цвет. В отличие от масла, темпера характеризуется большей эластичностью, не образует трещин, поверхность ее не отслаивается. В начале XX века темперой работали многие русские художники.
Владимир Калинин познакомился с темперой еще в институте. Затем он много работал в этом материале, делая эскизы тканей. Когда Калинин приехал во Владимир, темперой здесь не писал никто. Интересно, что в первых выставочных каталогах его работы, даже написанные на холсте, были помещены в раздел графики.
Наиболее творчески активными и плодотворными в жизни Владимира Калинина были 1960-1990-е годы. Он был участником выставок в России, в числе других владимирских художников - во многих выставках за рубежом: в Каннах (Франция, 1968), Токио, Осака (Япония, «Экспо-70», 1970), Милане (Италия, 1974). В 1974 и 1999 годах в городе Владимире прошли персональные выставки художника.
Владимир Калинин относится к тому поколению художников, которое, не прерывая связь с традициями предшественников, внесло в российское искусство много нового, человечного, отказавшись от помпезных триумфальных полотен. Бесконечно преданный искусству, работая всю жизнь с полной отдачей, он создавал произведения, наполненные тонкими чувствами, вдохновением и поэзией.
Владимир Дмитриевич Калинин
Умер 6 сентября 2007 года.
Работы коллекциях:
- Владимирское отделение Художественного фонда РСФСР; - Владимиро-Суздальский музей-заповедник; - Государственное учреждение культуры Владимирской области «Центр пропаганды изобразительного искусства», г. Владимира; - Курская картинная галерея им. А. А. Дейнеки; - Частные собрания в России, Италии, Франции, Австрии, Швейцарии.
Источник:
Надежда СЕВАСТЬЯНОВА. Негромкий художник. «Владимир». Литературно-художественный и краеведческий сборник. 2014 год.
Владимирский Союз художников