Духовные стихи во Владимирской губернии
Духовные стихи возникли на Руси со времени появления здесь христианской религии из стремления разъяснить себе новые и неясные вопросы, предложенные народу религией, которая не могла сразу найти себе полное и верное объяснение в грубых умах еще язычествующего по убеждениям народа, представляя разрушение его старых идеалов. Народ, чтобы найти себе выход, обратился к книгам и, не найдя в них многого для себя интересного, пустил в дело свою фантазию и у него первоначально появляются апокрифические сказания, которые послужили потом основой для духовных стихов. Однако, помимо апокрифических сказаний, во многих духовных стихах мы можем найти переложение житий различных святых и различных библейских сказаний. Духовные стихи не есть явление исключительно русской жизни, мы их встречаем и у других народов, напр., — немцев, французов, болгар и сербов. У немцев развитие духовных стихов пошло от так — называемых «кирелейсов» (греч. Кирие елейсон — Господи помилуй), почему впоследствии духовный стих в Германии стал носить название «лейсе» (сокращено из кире-лейсе). У французов духовные стихи, или как там они называются — «духовныя кантаты» (Cantiques Spirituels), распространяли женглеры, переходившие с места на место и распевавшие их вместе с рыцарскими песнями. Моравы издавна имеют духовный стих о Доротее; встречаем духовные стихи у болгар и сербов. По сюжетам русские духовные стихи сходны с духовными стихами указанных народов, но обработкой сюжетов они резко отличаются от последних. Во всех наших духовных стихах представляется смешение чисто народного элемента с книжным: с одной стороны они повторяют языческие предания, вносят в себя мировоззрение до-христианского народа, с другой — служат отражением книжной и преимущественно апокрифической литературы. Основой наших стихов были книжные, апокрифические сказания, но обработка этих оказаний шла чисто народным безыскусственным путем, что сближает наши духовные стихи с народными русскими произведениями до-христианской эпохи: в них мы видим те же предметы, те же воззрения и представления, какие нам хорошо знакомы из русских былин, а этого всего мы не найдем в духовных стихах запада, где духовные стихи рано подверглись книжной переработке. Является вопрос: почему прозаический христианский эпос отлился у народа в стихотворную форму? Понять не трудно, — в той среде, где мало письменности, память народа обыкновенно выискивает формы, наиболее податливые на запоминания. Таковыми, конечно, является размерная речь и поэтические образы. Размер стихотворный, образы и богатства поэтических приемов у народа уже было выработано веками и вот, пользуясь имеющимся, народ дает духовные стихи, содержание для которых берет из христианской письменности, не забывая в то же время попутно сюда внести мировоззрения до-христианской эпохи. В результате чего получился у нас на Руси тот эпос, носителями которого в древности были «калики перехожие», бродившие из конца в конец по широкой Руси, а теперь слепцы и калеки - неизменные посетители всякой ярмарки и папертей городских и сельских храмов. Мне удалось записать несколько духовных стихов, которые теперь распеваются нашими слепцами и калеками, но стихи эти позднего происхождения, — в них почти не видно языческого элемента, их характер церковный, христианский, однако по ним можно учесть нравственную состоятельность христианского русского народа, можно учесть и то, как церковная письменность отразилась в безыскусном народном творчестве, а это дает право на внимание к ним со стороны науки.Песня слепых И младенцев малыих, Запиши их, Господи, Во книги во церковныя У престола славушки Во царствии во небесном, Во рай во пресветлом! Сотвори им, Господи, Вечну память!
Про Христа Милостива
Жиды — пилаты Христа распинали, В ручки, в ножки гвоздики вбивали, На буйную головку тернов венец надевали. Уж как услышала Матушка Марея, — Горючми слезьми обливалася, Его святой одеженькой обтиралася, Молилася Богу предвечному. Свои горя Ему выкладала, Милости великой Его вопрошала: Того-ли воскресения тридневного. Уж как воскрес наш Царь-Христос, — Природушка взликовалася, Жиды — пилаты в страхе разбежалися, Мертвы тела воскресалися. Уж как увидела Матушка Марея Богородица Свово Спаса Сына тридневного Телом, плотью воскресённого, Отцем Богом прославленного, Сыном единородиным нареченного, — Взликовала Она, Матушка, со архандельми, Со всеми со апостольми, Со всеми со святыми со девами. Возносили они песнию Христу воскресенному. Уж как пошел наш Иисус Христос, Пошел на небеса в вознесение, А за Ним-то пошли все апостолы, А пошла за Ним и вся нища братия На гору высоку превознесенную. «И куды-ж Ты от нас, Христос Бог, уходишь? На кого-ж Ты нас оставляешь?». Взголосили святые, праведны апостолы, — Заплакала вся нища наша братия, «Уж и кто-же нас учить будет, Учить будет словам Божиим? Уж и кто-же нас приютит в ночи, Пропоит, прокормит во дни светлые?» — «Вы не плачте-ка, святые апостолы, Я возьму вас во царствие небесное! Вы не плачте-ка, вся нища братия, — Я создам-то вам гору золотую, И создам-то Я вам реку медовую». Отвечала Ему вся нища братия: «Ну, и где же нам владеть горою золотою, Ну, и где же нам владеть рекою медовою: Уж как отымут-то у нас — нищей братии Богатые люди, люди знатныи; Они отымут гору золотую и реку медовую. Ты сподоби нас честным Твоим именем, Хлебцем черныим, куском вечныим!» Благословил тут Христос нищу братию. — «Вы идите, просите, вся нища братия, Моим именем Иисус Христовыем Святую милостыню подаянную; Во век веков будет она вам помощница,- Мое имя свято будет вам кормилищем!» (Записано за слепцами г. Киржача: Емельяном Казаковым, Марией Сивцовой).
Про Марию Египетскую Нашел старец молящую, Молящую, трудящую, На камени стоящую. Власы у нея до сырой земли, Тело у нея — дубова кора, Лицо у нея, аки котлино дно. И тут старец убоялся ея. «А и кто если, жена страшная. Или скотия ты, или лютый зверь, Или мнение мне, иль престрашная смерть?» Она же ему возглаголовала: — «Иди, старец, не убойся меня, — Я не скотия и не лютый зверь, Я не мнение тебе, ни престрашная смерть, Я богатаго купца Киприанова дочь, Я тридцать лет во пустыне живу, Я тридцать лет на камени стою — Замоляю грехи великии, Замоляю грехи великоблудные». А и тут жена просветилася, Видом ангельским старцу открылася И велела она вспоминать ее, Величати Марией Египетской. И дала она письмена ему, Что писала она на камени: Житие свое ноготочками. И пошел старец в великий град, И принес старец житие ея, И взошел старец в церковь Божию, И велел старец вспоминать жену, — То святую Марию Египетску, — Во пятой четверг велика поста. (Записано в селе Бабаеве, Владимир. уезда.). Про Лазаря
Два брата родные — оба Лазаря. Одна их матушка породила В одной купели окрестила. Один их батюшка воспоил, Один родной отец воскормил. Не одним только великий Бог Их на свете счастьем наделил: Старшему-то Лазарю богатства — тьму, Младшему-то, Лазарю убожество, рай. Пришел к богачу беднейший брат, Пришел к нечестивцу Лазарь — свят, Взмолился убогий к Лазарю богачу: «Братец, мой братец, богатый ты, Лазарь, Много палат у тебя и много богачеств, Напой, накорми ты меня и от ночи сокрой, Бог милосердый за это подаст венец золотой!» — «Что ты за братец, что за родимый!» Гордо взглянул, прикрикнул богатый, — спесивый, — «Моя-то братия, мои то родные Князья, да бояре, да дьяки умные, — Мои-то сроднички, мои-то близкие Купцы заморские, купцы торговые, — Твоя-же братия, твои-то сродники Псы все смердячие, псины подстольныя: Под столом лазают, крохи собирают, Твои болячки на ногах содирают, Гной же вонючий языком подтирают». Горько заплакал тут Лазарь убогий, Крестом окрестился, пошел в путь далекий. Пришел он на гору, на гору святую, — В Ерусалимскую весь, Сион — гору крутую. Тут он взмолился и сердцем открылся Спасу-Христу, Судие-Царю, Иисусу-Пречистому. «Господи, Господи, Спас многомилостив, Услыши ты, Господи, Лазаря грешного, Пошли ты мне, Господи, из ада кромешного Двух-то тех ангелов грозных и сильных, Огнем палящих людей нечестивых, Пошли ты их, Господи, к Лазарю грешному За душой черной, душой многогрешною!» И услышал Господь голос Лазаря, И увидел, Судья, душу бедного, И послал Он к нему двух архангелов: Духов светлыих, духов праведных. И приняли они душу Лазаря, И приняли они душу бедного. В пелены Царицы Богородицы, На свои крылы угодничьи, Понесли они душу Лазаря На чертоги небес, — во пресветлый рай. Ко Давиду — царю на коленочки. И послал тут Господь за другою душей, — За душей богача, — брата Лазаря. Но послал тут Господь Двух исподних духов, Двух исподних духов — Грозных ангелов, Сатанинских духов, сильных нечистей. Ухватили они душу Лазаря Душу Лазаря нечестиваго, горделиваго В когти страшные, в когти медные И внесли ее в ад, — в пекло смердное. А зачем ты, душа, а зачем богача Ты в гордыне жила, никого не блюла, Зачем нищих братьев ненавидела, Зачем в пище, питье ты отказывала, Зачем в темную ночь не укрывывала? (Записано за слепцами: Егорушкой и Гаврюшей в г. Иваново-Вознесенске).Духовный стих о Лазаре
Жили — были два братл родных, оба Лазаря. Одна их матушка спородила, Разными талантами наделила: Большаго-то наделила богатством тьма, А меньшаго-то брата убожеством рай. Большой брат стал пир собирать, гостей созывать: Князей, бояр и почетных людей; А меньшой братец пришел под окно: «Уж ты, братец! напой меня, Накорми душу алчную! Обуй, одень тело грешное!» — «Что ты мне за братец!? В роду не бывал, на след не попал! Мои братья: князья, бояре — князья, Бояре да почетные люди, А твои-то ли братья — подстольные псы, А по подстолью-то они бегают, крошечки берут, Крошечки берут, гнойныя раны зализывют». Убогий Лазарь сам заплакал Да пошел во чисто поле. Уж взмолится, взмолится убогий Лазарь: «Уж Ты ли, Господи, Господи Спас Милостивый! Сошли ко мне, Господи, грозных ангелов, немилостивых, Вынули бы мою душеньку нечестно, нехвально; Повели бы мою душеньку в вельмы высоки, Бросили бы мою душеньку во тьму глубоку». Сослал ему Господи тихих ангелов, тихих и смирных. Вынули его душеньку и честно и хвально; Повели его душеньку ко Иакову, Ко Исаию, ко Аврааму в рай. Уж взмолится богатый Лазарь: «Уж Ты ли, Господи, Спас Милостивый! Сошли ко мне, Господи, тихих ангелов, Тихих и смирных и милостивых; Вынули бы мою душеньку и честно и хвально, Повели бы мою душеньку в вельмы высоки, Посадили бы мою душеньку ко Иакову, Ко Исаию, ко Аврааму в рай. Послал ему Господи грозных ангелов, немилостивых, Вынули его душеньку нечестно, нехвально, Повели его душеньку в вельмы высоки, Кинули его душеньку во тьму глубоку. (Суздальский уезд, село Шумилово, Василий Филиппов).
О Миколе Угоднике
Эх, кормитель, поитель нищей братии. Эх, сойди с небесныих высот На сыру нашу землю грешную! Ты снеси ка нам подаяние Чрез добра — раба хрестиянина! Ты укрой-ка нас, — нишу братию, Во хороминах приютителей! А хрестьянинам — приютителям, Подаятелям, покормителям Упроси у Сына Божия Ты чертогов в раю светлоем, — Где архангелы ликовствуются, Где апостолы проповедь ведут, Где дерева вся кипарисова, Где трава — муравушка зеленая Цветом алыим блауханныим Преукрашена словом Божиим. И в живленьи на сырой земле Пошли помощи во работушке. Закрома наполнь всяким хлебушком, Сбереги ты их во несчастиях, А прославь ты их светом, радостью! А мы молимся тебе, Микола Христов, Земно кланямся с хрестем Божиим, Поем славу тебе — песню царскую. Прослыхал тут Микола Христов Песню царскую нищей братии А сошел то он к ним на сыру землю Со небесных высот, рая светлаго А послал то он нищей братии Милосердаго приютителя, — Хрестианина - покормителя. А подал ему угодителю — Нищей братии покормителю: Подал дочушкам мужьев добрыих, Наделил его доброй славушкой, Казной царскою, Божьей благостью. (Записано за Ганей безруким, г. Киржач).
Стих о грешной душе Два ангела, два архангела, Где вы были? Куда летали? Мы были на святой Руси, На конечном на разстаньице, Где душа с грешным телом разставалася, Разставалася не прощалася. Воротилася, поклонилася, Слова молвила: Ты прости, прости, тело грешное, Тело грешное, с земли взятое! Уж тебе ли телу не на суд идти, Не на суд идти к Судие — Царю, К Судие — Царю, Христу Божию, А идти тебе, телу грешному, Телу грешному, праху смертному Во сыру землю, землю — матушку, А я, душа, на ответ пойду К Самому Судье — Христу Божию. Уж как мне к Нему подойти будет? Уж как мне Ему поклонитися, Поклонитися, предъявитися? Чем я, грешная, оправдаюся? Окаянная, чем порадуюсь: Как на свете жила Один грех приняла? Из-за тела земного пропадаю я, Из-за немощи погибаю я. Не крепка я была в добродетелях, А низка я была в прегрешениях: Поддавалась я телу земному, Телу земному, праху тленному! (Доставлено воспит. Беляковым из гор. Иваново-Вознесенска).
Плач Адама
Плакал Адам, да каялся Богу, Плакал, да каялся Спасу — Христу: Зачем я, Адам, жены Евы послухал? Зачем таковую вешу я удумал, - Плода сесть от древа преслушанья, Понесть от Тебя, Христос, велико наказанье? Ой, раю мой, раю, с рекою медвяной, Цветом прекрасным, — красой неувядной! Плакал Адам, да каялся Богу, Плакал, да каялся Спасу — Христу: Зачем я, Адам, жены Евы послухал? Зачем таковую вещу я удумал, — Плода сесть от древа преслушанья, Понесть от Тебя, Христос, велико наказанье? Тебя, Спаса, лишиться, С прахом — землей сравниться, Душой потемниться, Плотью своей оскверниться? Ой, раю мой, раю с рекою медвяной, Цветом прекрасным, — красой неувядной! Плакал Алам, да каялся Богу, Плакал, да каялся Спасу — Христу: Зачем я, Адам, жены Евы послухал? Зачем таковую вешу я удумал: Плодом райским не насладиться, Рая пресветлаго на век лишиться, В листья — одежу телом укрыться, Стыдом охватиться, слезами омыться? Ой, раю мой, раю с рекою медвяной, Цветом прекрасным, — красой неувядной! Плакал Адам, да каялся Богу, Плакал, да каялся Спасу — Христу: Зачем я, Адам, жены Евы послухал? Зачем таковую вещу я удумал? Не светел, не красен день мне земной, Но грозен, прегрозен день судовой. Я горюшко людям на свет породил, Смерть люту, да зло я меж ими вскормил! Ой, раю мой, раю с рекою медвяной, Цветом прекрасным, — красой неувядной! Плакал Адам, да каялся Богу, Плакал, да каялся Спасу — Христу: Зачем я, Адам, жены Евы послухал? Ой, горюшко, горе! Ой, раю мой, рай С цветом прекрасным, — красой неувядной! Помилуй мя, Боже, помилуй, молю, Помилуй, Христос мой, Спаситель, Царю! (Записано за Алексеем Замышаевским, Лукьянц. волости, Покров, уезда, Владим. губ).Песнь раскольников Мимо царства прохожу, Слезно плачу, говорю: О, горе мне привеликое! Ты куда, душа, спешишь? В наше царство не влетишь. О, горе мне привеликое! Наше царство для святых, Здесь не примут проклятых. О, горе мне привеликое! Я иду, иду, иду, День рождения кляну. О, горе мне привеликое! Слезно плачу, говорю, Утешаю сатану. О, горе мне привеликое! Утешаю сатану, День рождения кляну. О, горе мне привеликое! (Записано в д. Рыково, Судогод. уез.).Стих про Царицу Небесную
Сходила Царица Небесная со кругов небесныих, Становилась Царица Небесная у ворот сиротскиих, Говорила Царица Небесная с сиротами, со вдовицами, С благочестивыми девицами, со юницами: «Ни куда вы не ходите, — ни в пир и ни в беседушку, Ни в мирскую суету, на гуторенье. Сошлю Я вам ризы белыя со ангельми, Если мало вам того, — сошлю венцы златые С херувимами, серафимами, со властию, Если мало вам того, Я сойду к вам Сама, Буду с вами лик ликовать, во век царствовать». (Доставлено воспитан. Василием Филипповым из села Шумилова, Суздальск. уез ).Стих о иноке — черноризце Идет старец из пустыни, Инок — черноризец из вертепа, А на встречу то Сам Бог идет. «Что ты, инок, горько плачешь, Черноризец, что рыдаешь»? — «Господи, Господи, как мне не плакать, Черноризцу — иноку как не рыдати: Потерял я книгу святую, золотую, Опустил от рая ключи в море»! «Возглаголал ему тут Сам Господь: «Иди, инок — черноризец, возвратися, В свою тесную келью затворися; Там усердно Богу помолися, Молись Богу со слезами, Со великими трудами, — Найдешь книгу святую, золотую. Возмути слезами глубокое море Там найдешь ключи от рая». (Достав. воспит. Василием Филипповым).
Свящ. Алексей Никол. Соболев Г. Киржач. Учительская семинария. 1913.
Календарь православных праздников и дней памяти
Copyright © 2017 Любовь безусловная |