Егоров Валерий Андреевич (18.10.1930 - 30.04.2009) - фотохудожник г. Коврова, заслуженный работник культуры России, создатель первой детской фотошколы в Коврове.
Егоров Валерий Андреевич
Валерий Андреевич Егоров родился 18 октября 1930 года в Коврове, в доме №5 на улице Октябрьской, в рабочей многодетной семье. В те годы это был один из лучших коммунистических домов, в котором жили передовики производства инструментального завода №2 им. Киркижа. Отца, Андрея Васильевича, в январе 1942 года призвали на фронт. Вернулся он только в 1947 году. Поэтому 14-летний Валерий – старший из пятерых детей – по окончании 7 классов в школе №1 в 1944 году устроился на работу в артель «1 Мая» лаборантом, чтобы помогать матери поднимать младших.
Здесь он проработал пять лет и получил квалификацию портретного ретушера 7-го разряда. Но тогда у него даже не возникало мысли, что фотоискусство станет смыслом его жизни и что, постигнув самостоятельно все тайны ремесла, он пройдет путь от простого исполнителя до фотохудожника.
С апреля 1950-го по сентябрь 1954 года служил в Советской армии на Дальнем Востоке, в городе Спасске-Дальнем. Там он получил аттестат о среднем образовании. Демобилизовавшись, работал на прежнем месте.
В 1957 году попал под сокращение штатов и в октябре устроился на Ковровский механический завод. Здесь начинается новая строка в биографии: сначала слесарь-испытатель, затем мастер, а завершил трудовой путь начальником фотолаборатории и руководителем детской фотошколы.
Заниматься фотографией, преимущественно черно-белой, он начал с конца 1950-х годов. Как вспоминал сам мастер: «Увлечение, конечно, было и раньше, но не настолько глубоким и серьезным».
Впервые работы Егорова увидели свет в 1963 году на II областной выставке «Семилетка в действии» и были удостоены третьей премии. Тогда же они были замечены известными советскими фотохудожниками Абрамом Штеренбергом и Наумом Грановским. Их оценка подтолкнула Егорова к профессиональному самосовершенствованию. «И всё равно иллюзий я не строил, просто стал больше снимать. Старался увидеть что-то свое, осмыслить, а затем воспроизвести. Кстати, в моем становлении как фотолюбителя очень помог фотоклуб, организованный в нашем городе», – вспоминал Валерий Андреевич.
В августе-сентябре 1965 года состоялась первая городская выставка работ фотолюбителей Коврова, которая и послужила толчком к созданию в городе фотоклуба. В.А. Егоров был избран его председателем. Впоследствии работы членов фотоклуба «Ковров» по достоинству оценены на многих выставках страны, а также за рубежом. Сколько бессонных ночей проведено возле фотоувеличителя, знал лишь сам мастер. Без этого вряд ли добился бы Егоров такого признания. Ему были доступны практически все жанры и темы. Валерий Андреевич любил портрет, именно в этом жанре добился успехов. Первой большой удачей он считал портрет «Орден сына».
На снимке – мать защитника Брестской крепости Федора Рябова, получившая награду сына через 25 лет после его гибели.
Эта работа обошла много выставок и печатных изданий, принесла награды, но главное, она принесла мастеру удовлетворение. Благодаря этой работе ему удалось решить тему войны, с которой было связано много детских и юношеских воспоминаний.
Но визитная карточка Егорова – это спортивная фотография. Главное здесь – проникновение в суть и прекрасное знание предмета. Спорт привлекает фотомастера мужеством, напряжением, скоростью, красотой, неповторимостью. «Спорт – это не только динамика и красота. Больше стремлюсь проникнуть в его психологию. Ведь в борьбе мускулов и нервов куда больше отрицательных эмоций, чем положительных, – рассказывал Валерий Андреевич. – Помню, как критиковали меня за снимок известной гимнастки Людмилы Турищевой (я сделал его незадолго до проводов замечательной спортсменки на тренерскую работу); дескать, мы такой грустной и подавленной Турищеву не знаем... Потом работу признали многие критики и искусствоведы, определив в ней глубину проникновения в личность».
В.А. Егоров – авторитетный, признанный фотохудожник. «Снимки, фотографии часто называют в статьях фотоработами. Именно так хочется назвать результаты труда Валерия Егорова, потому что полуфабрикатов он не выдал и не признал. При желании почти все его снимки можно (во всяком случае композиционно) повторить. А вот снять также – трудновато. Уникальность обыденного – сильная сторона творчества В. Егорова», – писал журнал «Советское фото» в 1998 году.
В поиске тем мастеру помогали его многочисленные увлечения. В 50-е годы молодой Егоров играл на аккордеоне в эстрадном музыкальном ансамбле. С начала 60-х он становится внештатным сотрудником газет «Знамя труда» и «Призыв», вступает в ряды Союза журналистов СССР.
Егоров – спортсмен-десятиборец, в молодости участвовал в городских кроссах, играл на футбольном поле, занимался пулевой стрельбой. Стрелок-перворазрядник, судья республиканской категории, Валерий Андреевич был арбитром многих соревнований. Он и тренер-общественник – подготовил несколько мастеров спорта СССР по пулевой стрельбе. За более чем четверть века его снимки экспонировались на стендах фотосалонов и выставок Бухареста, Будапешта, Западного Берлина, Белграда, Дрездена, Потсдама, Ростока, испанских городов Сабаделя, Реуса, Сан-Себастьяно и югославского Нови-Сада. Международную известность получили работы патриотической и спортивной тематики: «Орден сына» (1966), «Увядшие надежды»(1980), «Лидер»(1981), «Поединок» (1982), «Память сердца» (1982), «В вихре гонки» (1983), серия «Повесть о зеленом друге»(1987), «Послушная лента» (1989), «Кто кого» (1994) и другие.
Весной 1998 года Валерий Андреевич впервые получил приглашение из Австрии. Организаторов супер-конкурса в городе Линце интересовала оригинальная техника исполнения работ, которой, кроме Егорова, ни в прежнем Союзе, ни в России никто не владеет из-за сложности и трудоемкости. Крис Хинторобермауер, председатель оргкомитета, писал: «Из каталогов международных выставок я знаю вас как очень творческого и удачливого фотографа-монохромиста. Мы надеемся увидеть ваши лучшие авторские работы, которые внесут весомый вклад в поднятие уровня этого самого большого ежегодного салона фотографии в мире... Вам не надо оплачивать вступительный взнос (35 американских долларов). Это мой вам подарок». А в первый сентябрьский день пришло письмо: «Уважаемый м-р Егоров, у нас прекрасные новости: вы являетесь победителем Австрийского VII супер-конкурса 1998 года. Конкурс был самым большим – мы получили 31 тысячу 200 работ и слайдов из 120 стран мира. Третьего декабря в 19.00 состоится открытие вернисажа в главном выставочном зале г. Линца. Мы будем очень рады, если вы лично примете участие в этом празднике, где мы сможем вручить вам награды – золотую и серебряную медали, присужденные международным жюри. Мы хотели бы видеть вас в числе 600 приглашенных гостей, международной прессы и нескольких телевизионных станций... Искренне ваш Крис Хинторобермауер».
Этих высоких наград были удостоены две работы мастера – «В вихре гонки» (золото) и «Поединок» (серебро).
В 1999 году в Израиле состоялась первая в истории страны международная выставка произведений фотоискусства. На выставку были представлены фотоработы из 49 стран мира, а интернациональное жюри отобрало для экспозиции только 260 работ. В каталог выставки было внесено пять работ из России и среди них работа Валерия Егорова «Музыкальная пауза».
Работы В.А. Егорова опубликованы в журнале «Советское фото», в специальных журналах, в фотоальбомах и каталогах выставок, издававшихся в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Чехословакии, Испании, на Кипре, в России, Франции, Югославии, Японии. На его счету свыше 300 выставок и конкурсов на родине и за рубежом. Представленные на них работы фотохудожника отмечены 251 наградой в СССР и России (призы, медали, дипломы), включая 92 международных, в т.ч. золотую, серебряную и бронзовые медали ФИАП.
С февраля 1992 года по июнь 2004 года Валерий Андреевич руководил уникальной, единственной в области фотошколой «Ковров», созданной руководством Ковровского механического завода (фактически по личному распоряжению директора завода Рональда Саркисова). Работы воспитанников в 1993-1997 годах дважды завоевывали Гран при (Всероссийский конкурс «Юность России», г. Сосновый Бор, 1994 год) и трижды – первые премии на фестивалях и выставках различного уровня, включая международные (фотоконкурсы на призы газеты «Известия»; фотоконкурсы Ассоциации клубов международной дружбы учащейся молодежи (АКМДУМ) 1996, 1998, 2000 годы). География фестивалей и выставок, в которых приняла участие фотошкола «Ковров», охватила многие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья.
Валерий Андреевич Егоров ушел из жизни 30 апреля 2010 года, но память о нем жива. Основная коллекция фотографий мастера хранится в музее и используется в исторических экспозициях и в музее ковровского мотоцикла.
Источник:
Газета "Ковровская неделя" за 16 октября 2020 года №79, стр. 13 и 16
Город Ковров