Главная
Регистрация
Вход
Четверг
10.10.2024
04:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1615]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [351]
Камешково [247]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [182]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2400]
архитекторы [30]
краеведение [73]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [173]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Меленки

Село Мотмос Нижегородской области

Село Мотмос

Мотмос — село в Нижегородской области, входит в состав городского округа город Выкса.
Село расположено в 2 км на север от города Выкса на автодороге 22К-0040 — подъезд к городу Выкса от автодороги Владимир – Муром – Арзамас. «Село Мотмос, при руч. Буклове, находится в 25-ти вер. от уездного города (Меленковский уезд) и в 150-ти от губернского». [1]

В конце XIX — начале XX века Мотмос — крупное село в составе Досчатинской волости Меленковского уезда Владимирской губернии.
« Добывают руду теперь в следующих местах Меленковского и отчасти Муромского и Ардатовского уездов: Выкса, Мотмос, Песочная, Вежонка, Колпинка, Панфилово, уроч. Борзинка (Хольково и Бельково), Большой и Малый Приклон, Ратново, Иватино, Мильдево, Злобино, Яслево, Дмитриево, Борисово, Степаново, Икшево, Черсево, Воютино… Машины для откачивания воды совсем не употребляются крестьянами, потому что покупать их не из чего, а заводские конторы покупать их не считают нужным. Впрочем, на Выксунских рудниках около Мотмоса работает теперь одна паровая машина» (см. Рудокопный промысел).
«Прошение содержательницы перевоза через реку Оку близ дер. Новой Азовки крестьянки с. Мотмоса Авдотьи Ивановой Шатагиной о выдаче ей пособия по 250 руб. в год.
С 1900 года мною по приговору Ново-Азовского сельского общества от 5-го марта того-же года снят в арендное содержание перевоз через реку Оку на 10 лет, с платою ежегодно по 350 р. и бесплатный перевоз крестьян означенного общества с устройством надлежащей посуды и содержание рабочих на собственный счет, каковое содержание обходится, а именно: аренды 350 рублей, канат для переправы паромов 100 руб., наем 2-х рабочих 150 р., содержание их в течение 7-ми месяцев по 10 руб. в месяц 70 р., устройство мостов и избушки 100 руб., ремонт посуды 100 руб., итого 770 рублей ежегодно. Кроме того, мною вновь устроена посуда, 2 парома по 300 руб. — 600 руб., 1 большая лодка для полой воды 50 руб. и 2 малых для пеших людей 50 руб., которых едва хватит на 4 воды, и то с большим ремонтом, а всего 1 470 руб., плата же за перевоз утверждена в половинном размере, против соседних перевозов Шиморского, Урвановского и Дмитриево-Горского, которые получают ежегодное вознаграждение от Меленковского земства; в виду чего мною в минувшем году было возбуждено ходатайство пред очередным земским собранием об увеличении таксы наравне с означенными выше перевозами. По доведению до господина министра внутренних дел ходатайство это отменено, так что для меня стало перевозить за полутаксовую цену весьма обременительно. Кроме того, со введением казенной продажи нитей, из города Мурома в Ардатовский и Меленковский уезды, весьма стало часто переезжать должностных лиц, перевозимых согласно таксе бесплатно, а равно, в виду устройства Кулебакским горным заводом узкоколейной железной дороги на село Липню, переезжающих частных людей через перевоз уменьшилось на половинную часть.
Сообщая о вышеизложенном, прошу Меленковское уездное очередное земское собрание назначить мне в вознаграждение, начиная с минувшего года, по 250 руб. в год, ибо такса утверждена в половинном размере, а равно и переезд должностных лиц по Муромскому тракту из города Ардатова против соседних перевозов является в пятеро более, не считая уже должностных лиц Меленковского уезда. Какое распоряжение последует, прошу почтить уведомлением».
С 1929 года село являлось центром Мотмосского сельсовета в составе Выксунского района.
С 2011 года — в составе городского округа город Выкса. Численность населения: в 1859 г. – 1100 чел., в 1897 г. – 1751 чел., в 1905 г. – 1894 чел., в 1999 г. – 1582 чел., в 2002 г. – 1683 чел., в 2010 г. – 1858 чел.

Мотмосекий приход

Мотмосекий приход образован во второй половине 1896 г., когда освящена была здесь отдельная церковь, а до того времени деревня Мотмос была в приходе к церкви Дощато-железнинского завода.
Иверский женский монастырь возник в 80-х г. XIX столетия. Строителем его был старец Варнава, иеромонах Гефсиманского скита, что при Троице-Сергиевской лавре. Этот энергичный, в то время еще молодой монах в короткое время сумел создать великолепную обитель, гордиться которой могла-бы любая столица. К построенным в обители храмам определены были и священники (3), в том числе и о. Владимир Гавриилович Орлов. Если Иверский монастырь был в деле просвещения края организатором предприятия, то душой его, если можно так выразиться, нужно по справедливости считать о. Орлова. Его трудами и заботами построены и снабжены всем необходимым три храма со школами в местах: Мотмосе, Песочном и Боркове.
Первым местечком, обогатившимся храмом Божиим, с самостоятельным причтом была деревня Мотмос прихода села Досчатого. Старообрядство здесь укрепилось издавна с тремя молельнями и начетчиками. Жители, занимаясь промыслом на месте (добывание железной руды для заводов), мало имели общения с другим миром, а потому отличались особенным фанатизмом и религиозным невежеством. Немало трудов стоило о: Владимиру убедить население пожелать иметь свой храм. Мотмосяне опасались, как-бы самостоятельный храм не потребовал от них лишних расходов. Пришлось давать обещания не затрагивать их кармана и принять расходы на себя. Наконец крестьяне согласились и обещались даже вывозить лес из казенной дачи для постройки храма, что и исполнили. Когда был выхлопотан казенный даровой лес, тогда на помощь дальнейшему ведению дела пришел Иверский женский монастырь. О. Варнава и наезжавшие каждое лето в монастырь богатые Московские и Петербургские гости взяли построение храма на себя, и дело закипело. По просьбе о. Владимира дальнейшую заботу о судьбе Мотмосского храма взял на себя В.К. Саблер. К освящению храма (7 июля 1896 г.) был приглашен Владимирский Архиепископ Сергий, который и прибыл к этому дню в Мотмос. Храм был торжественно освящен в честь Покрова Пресв. Богородицы. Торжество было великое и для глухой деревни небывалое; недаром воспоминание о нем до сих пор не изгладилось из памяти здешних жителей. Вскоре к новооткрытому приходу определен был самостоятельный причт из священника и псаломщика, а через год, чтобы придать начатому делу религиозного возрождения прихода более прочное основание, по просьбе священника, при участии тех же лиц, выстроена была поместительная церковно-приходская школа (25х18 ар.), которая ежегодно воспитывает в своих стенах до 120 ч. детей...
Таким образом, Мотмосский храм и школа существуют уже 12 лет. Период деятельности, разумеется, не особенно велик, но думается нам, вполне достаточный, чтобы видеть плоды просвещения от этих учреждений. Со времени открытия школы в ней перебывало и получило религиозно-нравственное воспитание в духе православия до 1000 детей. Опыт говорит, что дети, а теперь уже взрослые люди, вышедшие из этой школы, не так предубежденно настроены против церкви и ее служителей, как их отцы и деды, а этим уже прокладывается путь к их слиянию с нашей церковью. В школе получили образование и дети самых ярых защитников старообрядчества, и надо полагать, что школа успела заронить в их детские души семена истины, ибо их, хотя изредка, можно заметить присутствующими в храме за богослужением наряду с прочими сверстниками из православных семей.
С окончанием построения храма и школы в деревне Мотмосе о. Владимир обратил свое внимание на деревню Песочную.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта ассигновано 400 руб. в год казенного жалованья, от служб же и требоисправлений за 4 месяца 1896 года получено до 80 рублей. Для причта устроены церковные дома. Земли при церкви никакой не имелось. Приход состоял из одного села Мотмоса, в котором по клировым ведомостям числилось 817 дворов, 970 душ муж. пола и 1093 женского. [1]
Уволен за штат псаломщик села Мотмос, меленковского уезда, Дмитрий Покровский 17 января 1900 г.

8-го июля 1903 года с. Мотмос, Меленковского уезда, удостоилось посещения высоких лиц: Преосвященного Тихона, епископа Дмитровского, викария Московского, и Товарища Обер-Прокурора св. Синода Тайного Советника Владимира Карловича Саблера. Вот уже семь лет минуло с тех пор, как Мотмос, бывшая деревня, Досчатинского прихода, имеет свой собственный храм. Заключая среди своих жителей немалое число раскольников — безпоповцев, Мотмос, в бытность к здешних краях Товарища Обер-Прокурора Св. Синода В.К. Саблера, обратил на себя его просвещенное внимание своею религиозною запущенностью. По его инициативе Иверский женский монастырь Нижегородской епархии взял на себя труд и издержки по устройству здесь храма с самостоятельным причтом. В результате явился благолепный деревянный храм, причтовый дом и здание церковно-приходской школы со всеми принадлежностями. С назначением причта началась постепенная работа по возвращению отторгнутых от лона православной церкви заблудших словесных овец, еще сравнительно недавно составлявших едино стадо Христово, так как при внимательном изучении местного раскола оказывается, что все живущие старики раскольники — все были крещены в Православной Церкви и, по их собственным заявлениям, все в молодости ходили в храм, а некоторые даже становились и пели на клиросе, но затем по стечению несчастных обстоятельств уклонились в раскол. Во свое время В.К. Саблер почтил своим присутствием освящение новоустроенного храма в с. Мотмосе. В настоящий раз, после семи лет, он пожелал проведать, насколько жители с. Мотмоса, охладевшие к православному храму, воспользовались данными им средствами для своего спасения. Спутниками Его Превосходительства были: викарий Московский, епископ Дмитровский Трифон, строитель Иверского женского монастыря иеромонах Варнава, о. архимандрит - ректор Вифанской духовной семинарии, о. смотритель — иеромонах Заиконоспасского духовного училища и бывший Товарищ Министра Путей Сообщения генерал Столпаков. Извещенные за литургией местным священником жители Мотмоса в большом количестве собрались около храма встречать высоких гостей. Владыка, взошедши в храм и благословивши народ, сказал речь, где высказал благодарение Богу, по поводу вторичного посещения им сего храма, но уже в сане архиерея (прежде в сане архимандрита), при чем выразил желание помолиться с присутствующими в храме Богу, всегда о нас грешных промышляющему, что ясно для них открылось в устройстве здесь храма Божия. Затем началось торжественное и редкое для сельского храма служение молебна Покрову Божией Матери. По окончании молебного пения и пропетого многолетия Владыка благодарил присутствующих, особенно женщин, за общее церковное пение, с пожеланием усовершенствоваться еще более в этом святом деле. Затем, после произведенного собравшимся в храм школьникам краткого экзамена по Закону Божию, Преосвященный благословил каждого из них образом преп. отца Серафима. Благословлены были образками и прочие присутствующие в храме, при чем Товарищем Обер-Прокурора В.К. Саблером раздавались народу Троицкие листки. Затем по приглашению местного священника, почетные гости, при пении хора певчих, проследовали в дом откушать чаю. Встреченные хлебом-солью Владыка и В.К. Саблер с спутниками взошли в дом священника, и после задушевной беседы о состоянии прихода отбыли обратно в Иверский женский монастырь. (В. Е. В. № 3-й. 1903 г.).
Псаломщик с. Мотмоса, Меленков. у., Петр Виноградов 2 мая 1908 г. перемещен в с. Картмазово, Судогод. у. Запрещенный диакон пог. Куземского, Мелен,.у., Михаил Казанский 25 мая 1908 г. определен во псаломщика в с. Мотмос.
Старообрядчество разных толков, издавна здесь укоренившееся крепко, поддерживает связи с богатой Москвой и имеет массу молелен (в с. Мотмосе 4, в Песочном до 10-ти, в Боркове, дер. Грязной и др.) со своими начетчиками и наставниками. Понятно, что при такой сплоченности, организованности и материальной поддержке, старообрядчество сильно противодействует православию и сдаваться без упорного боя не намерено. Это обстоятельство создает трудную задачу православным борцам, которым приходится заботиться не только о духовном просвещении чад Христовой церкви, но и отражать нападения врагов ее, зачастую переходящих из защищающейся стороны в нападающую.
Воинствующим характером старообрядчество отличается особенно в с.с. Мотмосе и Песочном. Старообрядцы этих селений имеют хорошие молельни с читальщицами, принадлежат к зажиточным семьям и составляют из себя самый опасный для православия толк — толк поморский, который делится: на брачных, приемлющих брак и безбрачных, считающих брак скверной и косвенно проповедующих разврат. Как ни странно, но учение безбрачников имеет успех и году не проходит, чтобы кто нибудь из колеблющихся не перекрестился в их секту. Представители этой общины имеют сношения с богатыми одноверцами г. Москвы и от них нередко получают материальную помощь, что служит главной приманкой для легко соблазняющихся „некудышников“, из рядов которых поморская секта и вербует своих учеников. За последнее трехлетие случаи такого перехода участились, и вот священник одного из этих сел задумал противостоять этим переходам своими открытыми беседами в школе и храме о пагубности этой веры как для душевного спасения, так и для семейного счастия. Задуманный поход против врага нравственности удался: беседы ударили его по самому больному месту, и он из тайно нападающего осмелился перейти в явного, т. е. объявил защитнику нравственности и церкви войну.
Заведующие поморской молельней в е. Мотмосе снеслись с Москвой и просили прислать опытного начетчика, который помог бы им своими беседами укрепить поколебавшийся престиж их веры среди Мотмосских жителей. Покровители сочувственно отнеслись к этой просьбе и поспешили командировать сюда проповедника лже-инока Варсонофия, по паспорту числящегося казаком области войска Донского, человека видавшего на своем веку многое и побывавшего за границей: в Турции, Румынии и Австрии. Время, выбранное для этого, было удачное. Начинался Великий пост, в который на первой неделе ведутся усиленные чтения и беседы о божественном. Все пожилое, особенно женское население, старается обыкновенно всю неделю посвятить слушанию чтений из старопечатных книг. Открыл чтения в поморской молельне и лже-инок Варсонофий. Известно, что деревня интересуется всякой новой личностью, появившейся на ее улице; заинтересовались Мотмосские обыватели и на сей раз. Молельня и происходящее в ней с первых же дней стали служить центром и темой разговора для всех. Желающих слушать заграничного начетчика оказалось много и, что всего интереснее, в стенах молельного дома появились такие лица, которые в другое время считали для себя за великий грех войти сюда, как к еретикам. Тут сошлись: поморцы двух толков, поповщина, или спасовщина и наконец православные, и все слушали чтение и разъяснения Божественного приезжим оратором. Последний порицал всех и все; пощады не было ни одной секте, а всего более, разумеется, доставалось православию. Исключение делалось только поморской вере безбрачников, к переходу в которую поморец приглашал слушателей через перекрещивание. И как ни абсурдно и в то же время ни безнравственно было его учение о вреде в настоящее антихристово время законного брака, многие из слушателей остались довольны призывом к этому учению, что и выражали неоднократным приходом на это сборище.
Местный священник, разумеется, скоро узнал о появлении в приходе новой личности, вредной для спокойствия прихожан и решил тотчас же принять соответствующие меры, чтобы по возможности парализовать распространяемое зло. Он решил вступить с ним в открытую беседу по поводу проповедуемого им учения, для чего в сопровождении диакона Мих. Казанского и учителя церковно-приходской школы М. вечером в четверг на первой неделе поста явился на собрание. После обычных приветствий пришедшие предложили гостю поговорить с ними о вере от божественного писания. Тот с готовностью согласился, после чего начались уговоры: «о чем беседовать и сколько времени говорить?» Пришедшие предложили толковать о Церкви, о необходимости для спасения души св. таинств и в частности покаяния, к каковой теме располагали наступившие дни говения и покаяния. После некоторого колебания со стороны поморца вести беседу о таковом предмете согласие было дано, и первое слово предоставлено было священнику. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1910 г.).
17 мая 1910 г. останется надолго памятным для жителей с. Мотмоса, Меленковского уезда. В этот день храм их посещен был Преосвященным Евгением, Епископом Муромским. Население за два дня узнало о посещении Владыкой соседних сел и о намерении его побывать и в Мотмосе. Младенцы по вере, они искренне радовались этому предстоящему событию, ждали его и выразили церковному старосте желание лично принять участие в приготовлении к духовному торжеству. Наскоро все необходимое было приведено в порядок и, так как храм их и без того содержался постоянно в чистоте, то главное внимание было обращено на то, как приличнее и радушнее встретить гостя вне храма. Решено было воспользоваться зеленью, чтобы ею украсить паперть и ступени храма, а также входные оградные ворота. Но многим показалась эта уборка малой и недостаточно соответствующей торжеству; эти последние отправились в лес и, нарвав там массу цветов и растений, устлали ими дорогу, по которой ожидался поезд, на далекое расстояние, а сами постарались встретить Владыку за версту от села в сосновом бору. Народ собрался к храму в полдень, побросав по звону колокола домашнюю работу. В четвертом часу с колокольни раздался красный звон, извещающий жителей о приближении ожидаемого поезда, и скоро на опушке леса показались быстро приближающиеся экипажи. Молодежь побежала им навстречу и поклонами приветствовала приезжих. Подъехав к ограде храма, Владыка вышел из экипажа, благословил положенный на столике хлеб, приложился ко кресту и в предшествии духовенства направился в церковь, быстро наполнившуюся собравшимся народом. Раздались радостные звуки церковной песни: „Ангел вопияше“... и „Светися, светися"..., во время пения коих Владыка прикладывался к местным иконам, а затем в малом облачении вышел к народу на амвон, чтобы сказать ему поучение. Темой беседы избраны были слова Апостола о благодати, мире и согласии между собой христиан, без соблюдения коих в здешней земной жизни невозможно достигнуть и жизни будущей. „Вам жителям села Мотмоса, поучал Владыка, особенно нужно помнить эти слова мира, когда среди вас происходят вечные ссоры и раздоры по поводу искания веры, нужной ко спасению и благочестию. Четыре молельни, существующие в вашем селе и враждующие одна против другой, яснее всего говорят о том, как мало вы подвинулись в достижении духовного согласия и спасения. А между тем мир-то, заповеданный апостолами, можно обрести и найти скоро; он находится около вас: в этом храме, в единении с православною церковью, в ее учении и повиновении ей, ее уставам и наставлениям. Если вы бросите свои раздоры и вражду и соединитесь во едино стадо, то этим исполните волю и желание Учителя нашего Иисуса Христа, Который в прощальной беседе со Своими учениками только о том и просил их, чтобы они жили между собою в любви и согласии. Любите друг друга, говорил Он, а затем: мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам и истину своего учения закрепил смертию Своею на кресте, молясь накануне об одном: Отец, шептали Его уста, хочу, чтобы все были одно, как Я с Тобой".
Долго говорил Владыка, поучая присутствующих. Народ, затаив дыхание, слушал речь Архипастыря, принимая ее к сердцу, подобно земле, жадно принимавшей только что пролитый сверху благодатный дождь.
Когда Владыка кончил речь и стал на приготовленное место среди храма для совершения молебствия, вышел на средину местный священник и испросил у него благословения сказать краткое приветствие. Получив разрешение, священник произнес приблизительно следующее:
„Ваше Преосвященство! Я и мои прихожане радуются, что храм их удостаивается еще раз видеть в своих стенах Архиерея Божия. Это посещение уже четвертое. Самое освящение храма совершено лично Архиепископом Владимирским покойным Сергием. Этот храм имеет свою поучительную историю. Двадцать лет тому назад на этом самом холме красовалось питейное заведение и ничего подобного не предвиделось. Но благодать Божия пришла на помощь жителям сего селения, утопающим в вине и гибнущим в сетях грубого раскола. Промыслу Божию угодно было избрать орудием спасения этой местности, а затем целой округи, бывшего священника соседнего женского монастыря о. Владимира Орлова. Этот молодой и энергичный пастырь, видя, что все Заречье гибнет в расколе единственно потому, что не видит поддержки со стороны миссии, смело взялся за это нелегкое дело. Скоро нашлись ему помощники и покровители: покойный строитель Иверского монастыря иеромонах Варнава и бывший товарищ обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблер. Первый своими материальными средствами, а второй влиянием пришли на помощь смелому борцу, старались поддержать в нем энергию и надежду на успех. Своими беседами о. Владимир сделал то, что жители с. Мотмоса пожелали иметь свой храм, который и был им выстроен в 1896 г. Одновременно с храмом возник и необходимый спутник его церковная школа, где молодое поколение, воспитываясь в духе церковности, перестало дышать такою ненавистью к православной церкви, какой отличались их деды и отцы. Подобным же образом, трудами того же лица появились храмы и в других деревнях Заречья: Песочном, Боркове и Натальине. Вот краткая история просвещения той местности, по которой изволите следовать Ваше Преосвященство.
Но справедливость требует сказать, что духовное просвещение местности далеко еще не закончено; оно, можно сказать, только еще начинается. Немалая часть жителей гибнет еще в расколе, много есть равнодушных к вере, а поэтому, приступая сейчас к совершению общего моления, просим Вас, Владыко, вознесите свою молитву к престолу Божию: да призрит Он милосердый на общее желание наше видеть всех в единении с материю нашею Православной Церковью, по слову Господа Иисуса Христа: „да будет едино стадо и Един Пастырь." Аминь."...
На речь священника Владыка ответил, что желание видеть всех во единой вере должно быть действительно первым желанием каждого христианина и пригласил присутствующих в храме помолиться с ним о единении во Христе Иисусе неодинако мыслящих с Православной Церковью.
Начался обычный молебен с заключительным многолетием. Долго теснился народ у амвона, целуя крест и получая благословение Архипастыря, а затем пошел сопутствовать ему к дому священника. После краткого отдыха, Преосвященный пожелал видеть школьное здание и побеседовать с учениками, которые собраны были учащими и ко времени прибытия Владыки были на местах. Встреченный дружным пением детьми тропаря: „Христос воскресе", почетный посетитель обошел школьное здание, а потом повел отеческую беседу с учащимися о христианской нравственности, образцом которой служат дети, когда они ведут себя прилично, кротко и тихо. Малыши со вниманием вслушивались в вопросы Владыки и толково отвечали на них, за что удостоились получить из рук высокого экзаменатора на память и благословение по крестику.
Дальнейший путь, куда должен следовать Преосвященный Евгений, лежал к с. Дощатому, откуда доносился уже приветственный церковный звон. Садясь в экипаж, Владыка поблагодарил собравшихся жителей за радушную встречу, на что получил ответ и пожелание видеть такого гостя как можно чаще. Лошади тронулись, но дети, как бы не желая расстаться с гостем, долго бежали за экипажем и кричали слова благопожелания счастливого пути.
Так приятно для души верующего христианина кончился день 17 мая.
N. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 5-го ИЮНЯ 1910 г.).

Учитель Мотмосской церковно-приходской школы Александр Богословский 6 мая 1908 г. определен в псаломщика к Меленковскому собору.
Заведующим церковно-приходской с. Мотмоса школой священником Димитрием Троицким 5-го июня 1911 года получено было от Его Высокопревосходительства Обер-прокурора Св. Синода д. т. с. Владимира Карловича Саблера за № 5390 письмо такого содержания: „Многоуважаемый отец Дмитрий! Приношу Вам и членам испытательной комиссии при церковно-приходской школе с. Песочного, Меленковского уезда, искреннюю признательность за любезное приветствие. От всей души желаю приветствовавшим меня деятелям церковной школы полного успеха в их трудах на благо нашей Матери — церкви и ее детища — церковно-приходской школы. Прошу Ваших молитв. Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности. Влад. Саблер. Мая 26-го дня“...
Такое ответное письмо В. К. Саблера последовало по поводу следующего обстоятельства.
Собравшись 17-го мая 1911 г. в с. Песочном для производства испытаний ученикам окружных церковно-приходских школ, во главе с уездным наблюдателем и земским начальником 1-го участка Меленковского у. Константиновым, духовенство решило от лица себя и всех учащих, по случаю этого знаменательного для русской церкви события, составить и послать новому Обер-прокурору Св. Синода приветственный адрес такого содержания.
„Ваше Высокопревосходительство, высокочтимый Владимир Карлович! Ровно шесть лет тому назад настоящая комиссия, по случаю внезапного ухода Вашего с поста товарища Обер-прокурора Св. Синода, сочла нужным выразить Вам искреннее сожаление по этому поводу, с изъявлением надежды вновь видеть Вас стоящим на Службе любимому Вами церковному делу. В настоящее время пожелания ее исполнились в полной мере. По Высочайшему повелению Ваше Высокопревосходительство вступили на более, чем прежде, высокий и ответственный пост охранителя интересов православной церкви, а в частности детища ее церковно-приходской школы... Встретив известие о сем с сердечною радостью, мы члены испытательной комиссии, собравшись в селе Песочном для оценки познаний питомцев местных церковно-приходских школ, единогласно постановили: принести горячее приветствие Вашему Высокопревосходительству и поздравить с высоко — почетным назначением на пост Обер-прокурора Св. Синода с пожеланием здравия на возможно долгие годы и успеха в предстоящих трудах по наблюдению за управлением делами родной церкви и ее школы. Пусть питомцы последней воспитываются в том-же духе преданности Царю, Православной вере и Отечеству, в каком они воспитывались искони"...
Тесные обоюдные отношения между Заречным духовенством, школьными деятелями и В.К. Саблером объясняются близким и внимательным участием последнего в нуждах края, особенно в первое время просвещения этого края чрез устройство в нем четырех самостоятельных приходов с храмами и школами. Владимир Карлович является главным покровителем и виновником происшедших пятнадцать лет тому назад событий, память о которых не заглохнет в крае до тех пор, пока стоят созданные любовию и заботой Владимира Карловича просветительные учреждения.
Хотя на страницах Епархиальных Ведомостей упоминалось о здешнем крае и о событиях, в нем когда-то происходивших, но, думается, что по поводу настоящего случая не лишне будет вспомнить об этом прошлом еще раз.
В восточной части Меленковского уезда есть уголок, именуемый „Заречье", что за рекой Окой, состоящий всего из восьми сел, входящих в состав второго благочиннического округа. Было время, когда уголок этот, малый по территории, но значительный по количеству жителей, его заселявших, имел всего четыре храма. В состав двух из этих приходов, именно Шиморского и Дощатого, входило много деревень и притом многолюдных, в роде Песочного, Мотмоса, Боркова. По причине издавна укрепившегося здесь раскола, а отчасти вследствие отдаленности населения от своих приходских храмов, духовным пастырям представлялось много неудобств в исполнении своего пастырского долга. Им приходилось задумываться над вопросом: а что будет с жителями этих деревень в духовном отношении, если такое положение дела продолжится долгое время? Не усилится-ли здесь раскол и в конце концов не вытеснит-ли он православие? И, действительно, опасность для православной церкви потерять безвозвратно для себя значительную часть своих членов была одно время очень велика. Доказать это можно уже одним тем фактом, что упоминаемая местность двадцать лет тому назад стала объектом наблюдений и вожделений со стороны богатой Москвы и Кавказа. Столпы раскола первой снабжали местных старообрядцев деньгами и советами, а Дон с Кавказом слал сюда хитрых начетчиков в молельни. Успешно бороться с такой силой приходским пастырям, разумеется, было трудно, и некоторые из них, с мольбой в душе, мысленно простирали к Богу руки, прося о скорейшей помощи. Обстоятельства дела показали, что они просили нужного и своевременного, потому то Промысл Божий исполнил их желания в полной мере. Орудием спасения края явился настоящий Обер-прокурор Синода В.К. Саблер. Под его покровительством двадцать лет тому назад началась здесь усиленная деятельность в пользу православия. Строитель Иверского женского монастыря иеромонах Варнава и священник Владимир Орлов, по его совету и настоянию, деятельно принялись за раздробление огромных приходов с целью устроения в многолюдных селениях храмов с самостоятельными причтами. Результатом их труда и материальной помощи было образование новых приходов из деревень: Мотмоса, Песочной, Боркова, и Верхней-Вереи. В течение пяти лет один за другим выстроились приличные храмы, а под их покровом нашли себе приют просторные здания для церковных школ. Таким путем сильно развившемуся расколу была поставлена крепкая преграда и православие было спасено от старообрядческого напора.
Главный виновник подобного благодетельного переворота Владимир Карлович за все время, начиная с 1893 г., с редкою любовию относится к нуждам этого глухого уголка обширной России. Еще при самом открытии приходов, зная, как тяжело материально придется жить причтам этих сел, если они не будут иметь поддержки со стороны, он постарался обеспечить их казенным жалованьем в полуторном и даже двойном окладе. При нередких посещениях этой местности милостиво выслушивал просьбы и желания священников и по возможности старался исполнить их. Так на основании подобных докладов со стороны о.о. настоятелей приходов, их церковные библиотеки обогатились дорогими книгами по полемике с расколом, а школы в большом количестве щедро снабжались нужными книгами и пособиями. Доброту свою и внимательность Владимир Карлович доводил до того, что при несчастиях, постигающих причты указанных приходов, в роде пожара, лично от себя присылал им пособие с письмами, в коих советовал не отчаиваться, а бодро переносить несчастие, обещая свою поддержку. При проездах своею непременною обязанностью Владимир Карлович считал посещать устроенные при его содействии храмы, и так как обыкновенно ему сопутствовали духовные лица, епископы или архимандриты, то такие посещения сопровождались со стороны таких лиц духовно-нравственными беседами с жителями, с любовию обыкновенно встречавшими своих высоких гостей и попечителей.
С своей стороны, Заречное духовенство, чувствуя и сознавая всю пользу от подобного положения дела, высоко ценило труды и заботы Владимира Карловича и, насколько было возможно, всеми мерами старалось оправдать возлагавшиеся на них надежды. Оно проявило усердие в деле восстановления пошатнувшегося в краю православия и, надо сказать правду, труды его увенчались успехом. Особенное внимание им было обращено на воспитание молодого поколения в духе православия при посредстве школ. И на этом поприще Заречное духовенство сделало не мало полезного. Школы этого уголка, по сравнению с другими церковными школами уезда, стоят в этом отношении выше, что засвидетельствовано и Епархиальным Начальством... Дай, Бог, чтобы и впредь положение дела не изменилось к худшему, а к лучшему, и сановный попечитель мог видеть, что начатое им доброе дело приносит нужный плод. Самому-же ему пожелаем здравствовать на возможно долгие годы. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 29-й. 1911 г.).
В годы Советской Власти церковь была утрачена.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
К истории религиозного просвещения одной местности Меленковского уезда

Copyright © 2020 Любовь безусловная


Категория: Меленки | Добавил: Николай (01.08.2020)
Просмотров: 1066 | Теги: Меленковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru