Главная
Регистрация
Вход
Суббота
23.11.2024
15:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Революционное движение в Выксе до 1917 года

Революционное движение в Выксе до 1917 года

В Выксе революционное движение, если можно употребить такое выражение, не отличалось широкий размахом; обособленность от других рабочих центров вследствие географического положения, отсутствие просвещения, отсутствие путей сообщения, глушь — вот причины, способствовавшие замкнутой мещанской жизни.
До начала 1900-х годов никакого революционного движения не существовало; доходили иногда слухи о каких-то «страшных» социалистах, но они были где-то далеко, и до нас, дескать, не дойдут. С 1900 годов появляются в Выксе отдельные личности, выражающие «вольные» мысли, читающие революционную, главным образом легальную, литературу, например, — журналы, в которых помещались марксистские, а иногда и псевдо-марксистские статьи; они старались эту литературу распространить между своими знакомыми к таковым личностям относится, например, врач Вознесенский.
В 1903 и 1904 годах одним из приезжих на службу в завод химиком Зубковым начались устраиваться совместные чтения, на которые приглашались, главным образом, рабочие местных заводов; рабочие приглашались избранные, наиболее грамотные, а главное такие, на которых можно было положиться, что они не проговорятся. Собрания были не многочисленные, от 5 до 10 чел., происходили в частной квартире, окна тщательно завешивались, чтобы скрыться от взоров полиции (правда, местная полиция мало понимала толпу в революционной опасности; она была занята разыскиванием шинков, чтобы в них напиваться); уже эта конспиративность революционизировала собравшихся. На собраниях без разбору читалось все, что казалось организации полезным: статьи из сочинений Добролюбова, Писарева, Эрфуртская программа, брошюры, и даже в сущности невинные передовицы из «Русских Ведомостей». Химик Зубков уехал, но рабочие не бросили занятий, они одни организовали такие чтения, собираясь по 5 — 6 чел., число читающих увеличилось. Чтения сопровождались беседами — о существующем политическом строе, о бедности, о бесправии масс и т. п., летом чтении происходили где-нибудь на лужайке в лесу.
В 1905 году в Выксу приезжали социалисты из организаций других городов, напр., из Н.-Новгорода, из Мурома. Тогда устраивались общие собрания передовых рабочих, где-нибудь в лесу, собиралось человек до 70 (вот как выросли кружки), происходил митинг.
После манифеста 1905 года, в следующем году, приезжавшая на каникулы (летом) учащаяся молодежь организовала Выксунскую молодежь в партию соц.-революционеров, довольно многочисленную, человек до 50. Тогда и рабочие кружки более или менее объединились и назвались партией соц.-демократов. Но члены той и другой партии не разбирались в вопросах — чем одна партия отличается от другой; даже и руководители партий хорошо не представляли себе этих различий, главное различие заключалось просто в следующем: рабочие были соц .-демократы, не рабочие — соц.-революционеры; впрочем, в числе последних были и рабочие из молодежи по чувству товарищества. Во всяком случае 1906 год дал возможность местным революционерам собираться чаще, и большими группами, для чтений и бесед. Полиция знала об этих собраниях, но, благодаря своей растерянности, ничего не предпринимала. В 1905 году было издано масса революционной литературы, очень много, конечно, ее появилось и в Выксе, она воспитывала местных социалистов, распространялась ими между массами. Той и другой партией читалась литература без разбора — соц.-революционеров, соц.-демократов, даже кадетов, но вся эта литература так или иначе вырабатывала оппозиционное настроение участников, различия между той и другой партией стали выясняться, та и другая партии старались вербовать в свои ряды новых членов. С 1905 г. получалось много прокламаций, из Мурома, из Н.-Новгорода, которые распространялись между рабочими массами и знакомили их с сущностью царских порядков.
Когда началась в России черная реакция, после 1907 года, когда полиция зорко начала следить за собраниями, партии постепенно замирали, собрания происходили реже и малочисленнее, пока не прекратились совершенно.
Ленские события не произвели впечатления в Выксе, и Выксунские рабочие ничем не реагировали на эти события, разве только у отдельного рабочего вызвали тяжелый вздох и судорожное сжатие кулаков.
Однако толчок, данный 1905 — 6 годам, не прошел бесследно: рабочие в одиночку продолжали заниматься частным исканием новых путей жизни, миросозерцание их вырабатывалось, крепло, делалось прочным.
Революция 1917 года нашла уже подготовленную почву для организаций рабочих. Быстро сорганизовались вновь две партии: соц.-революционеров, и соц.-демократов.
Но организаторы партии соц.-демократов на организационном собрании большинством постановили принять тактику меньшевиков, и под этим именем организовалась партия. Нужно заметить, что разницу между большевиками и меньшевиками понимали только организаторы и потому впоследствии, после октябрьской революции, рабочие, тяготевшие всегда к большевикам, легко к ним перешли.
И. Т.
Возникновение Муромской Партийной Организации
Муромская Партийная Организация во время революции 1917 г.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (19.02.2017)
Просмотров: 1253 | Теги: 1917 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru