Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.07.2024
02:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1594]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [235]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [169]
Учебные заведения [175]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2400]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [158]
Боголюбово [20]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

О построенных в г. Муроме гребных судах для путешествия Императора в Казань. 1797 г.

О построенных в г. Муроме гребных судах для путешествия Его Императорского Величества в г. Казань. 1797 г.

В 1767 г. Екатерина II, следуя из Казани, переправилась под Муромом на изящной галере. Желая увековечить это событие, горожане, очарованные обаянием и внимательной заботливостью императрицы, более тридцати лет хранили лодку как священную реликвию под навесом на берегу Оки. Однако в конце XVIII в. галера и навес пришли в ветхость и были разобраны.

Вследствие Высочайшего повеления от 5 мая 1797 г. Государственная Адмиралтейств Коллегия поручила Владимирскому губернатору построенные в г. Муроме гребные суда, по случаю отмены предположенного путешествия в Казань Государя Императора, принять от флота лейтенанта Платена в ведение губернатора с тем, чтобы эти суда были хранимы в хороших сараях или по крайней мере под крышею; служителей же, находящихся при тех судах, «обратить к настоящим их командам». Губернатор предписал городничему Виноградову освидетельствовать означенные суда совместно с г. Платеном и затем их принять в свое ведение, приставив к ним особенный караул из сотских, пятидесятских и десятских, причем предварительно составить подробную опись как судам, так и всему находящемуся в них казенному имуществу.

Из рапорта Муромского городничего видно, что построенные в г. Муроме гребные суда, шлюпка и катер, были освидетельствованы и затем приняты по описи от флота лейтенанта Платена. Все принадлежащие к тем судам разные мелочные вещи, как то: суконные и шелковые на подушках шнуры, на зонтике и на занавесках кисти и пр. сложены были в удобном месте за надлежащим присмотром, а самые суда катер и шлюпка оставлены временно на воде впредь до постройки сарая. В ведомости о принятых вещах упоминаются между прочим: по 2 мачты на шлюпке и катере, по 2 паруса, грот и фок, зонтов темно-зеленого сукна с подкладкой по 2, по 6 занавесей темно-зеленого сукна с кольцами и шнурами, по 10 шелковых кистей, для кают по 3 подушки суконных с платками, по одной подушке к заспинным доскам с платками же, по одному зонту железному с крючками и прочее.
Перечисленные предметы дают некоторое представление о том, какой внешний и внутренний вид имели эти суда. Катер был 14 весельный, а шлюпка 12 весельная.
Затем 4-го июня, Виноградов доносил губернатору, что для хранения судов сарай построен и суда в нем благополучно поставлены, где и хранятся за надлежащим караулом.
Лейтенант Платен с командой из 68 человек уже получил прогонные деньги, чтобы вернуться к постоянному месту служения, и кажется успел выехать, но во второй половине июля получил именной указ с предписанием снова принять в свое ведение гребные суда и со всею командою отправляться на этих судах в г. Казань, для чего 22 июля явился к губернатору и просил его сделать распоряжение о сдаче ему под расписку судов, а также об отправке с ним для препровождения судов по реке Оке до границ Нижегородской губернии знающего проводника. Вследствие этого нового предписания гребные суда были переданы Платену, который 28 июля и отправился в Казань. Проводник был также откомандирован, но, как сообщает в своем рапорте городничий, «Господин Платен проводника не потребовал и, отвалив от берега, не сказал о том ему, городничему, ни слова».
Уже после отъезда Платена губернатором было получено из Государственной Адмиралтейской Коллегии следующее сообщение, которое приводим здесь целиком:
«По именному Его Императорского Величества Высочайшему указу, данному на имя Коллегии в 20 день июня месяца за собственноручным Его Величества подписанием, изображено: для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий, повелеваем в Казане построить девять легких военных гребных судов, на которых была бы одна пушка и несколько фолканетов, снабдя их артиллериею, равно морскими командами, сколько на них будет потребно, которые и будут там навсегда оставаться. Три из них будут занимать дистанцию от Царицына до Астрахани, три от Казани до Царицына и три от Казани вверх по Волге, кои и будут называться гард-коты реки Волги и стараться истреблять немедленно буде бы где открылись каковые разбойническия лодки, почему и приступить немедленно по сему к исполнению».
И сего июля 6 дня Адмиралтейств Коллегией по письму, представленному оной от господина Кутузова, писанному к нему от господина генерал-адъютанта и кавалера Кушелева, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил заготовленные в Казани, Муроме и Нижнем Новгороде, на случай Высочайшего Его Величества туда прибытия, суда употребить для отыскания разбойнических по Волге партий, доколе Гард-коты построены будут, во исполнение сего Высочайшего Его Императорского Величества повеления о употреблении для отыскания разбойнических партий по Волге построенных в Казане, Муроме и Нижнем Новгороде, на случай Высочайшего Его Величества туда прибытия судов, которых числом всех есть три 14 весельных катера и 3 шлюпки 12 весельных.
Коллегия полагала всем судам, находящимся в Нижнем Новгороде и Муроме быть в Казани, посредством земского начальства, о чем с ними снестись, дабы оные туда в самоскорейшем времени доставлены были для устроения на них к постановлению пушек на носовой части. На сие рукою господина генерал адъютанта и кавалера Кушелева замечено следующее:
«Послать из Петербурга всю команду вооружа гребцов приличным образом, ибо там близко военной команды взять негде, которые после и поступят в комплект на повеленные строить гардкоты». Определено: первое, на имеющиеся в Нижнем Новгороде, Муроме и в Казане гребные суда командировать команду из гребного флота на почтовых подводах, а именно, в каждое место на коттеры по лейтенанту, а на шлюпки по мичману; на коттеры унтер-офицеров, а на шлюпки квартермейстеров по одному; матрос на коттеры по двадцати по пяти, на шлюпки по двадцати человек. Морской артиллерии канонир на каждое судно по одному человеку лучших и исправнейших, в том числе офицеров по выбору командующего здесь гребным флотом и портом господина генерал майора Масалова, в присутствии Коллегии сделанному, и имянно: лейтенантов Антона Платина, Федора Деревицкого, Тимофея Смирного, мичманов Ивана Наумова, Терентья Мельницкого и Ивана Лугвенева, так как он, господин Масалов, объявил, что они исправны и для сей посылки надежны, для чего отправить и отправлены с командами в Казань лейтенант Федор Деревицкий и мичман Терентий Мельницкий, в Муром лейтенант Андрей Платин и мичман Иван Наумов, в Нижний Новгород лейтенант Тимофей Смирнов и мичман Иван Лугвенев; квартирмейстеров же и рядовых всех снабдить по одному тесаку, ружью и пистолету, но чтоб в число ружей на каждое судно отпущено было на четыре мушкатона с формами для литья пуль. И все сие отпустить лучшее по выбору артиллерийской экспедиции, от которой и отпущено. Второе, отправленным отсюда офицерам предписать и предписано указами следующее: по содержанию Высочайшего Его Императорского Величества указа, объявленного Коллегии в 20 день минувшего июня, командируются они с командами для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий, для чего из них тем, кои назначены в Муром и Нижний Новгород, по прибытии с командою в сии места, явиться к тамошним губернаторам для приему означенных судов, и приняв их со всею к ним принадлежностью по описям с расписками, следовать в Казань и, по прибытии туда, явиться в адмиралтейскую контору, а прочим, отправляемым отсюда в Казань, велеть и велено явиться в туже контору и, по прибытии туда, всем им и получа всякое: удовольствие со стороны исправного изготовления судов и получив надлежащие от нее предписания, отправиться немедленно в назначенные места и стараться всемерно исполнять в точности изображенное в Высочайшем Его Императорского Величества указе намерение, руководствуясь в отыскании разбойников всегдашними наставлениями гражданских начальников и других местных чиновников, равно как и разведыванием от жителей, и что те губернаторы, или другие чиновники им предпишут и исполняли б со всякою точностью, давая им во всем отчет надлежащий, и есть ли от них или от другого кого объявлено будет о месте пребывания разбойничьих людей или о содеянном от них злодействе и другом воровском поступке, то немедленно отправляться туда на одном ли судне или на обеих, как того обстоятельства требовать будут, и те партии перехватывать. В случае же сопротивления, употреблять данное им оружие по рассуждению и всяким способом стараться обезоружия их завладеть ими; по завладении же представлять их для исследования и поступления по законам в ближайшие гражданские правительства с подробным описанием поступков их и сопротивлении, есть ли то ими делано будет. Но все сие делать с крайнею осторожностью, дабы жителям тамошним и проезжающим на судах ни под каким видом никому ни малейшего притеснения и обид чинено не было, под опасением за противные сему поступки строжайшего взыскания, и обо всем, что ими делано будет Коллегии рапортовать во время обыкновенных разъездов помесячно, а когда случится что либо особенное, то в те самые времена, при первых оказиях, обстоятельно. Коллегия надеется, что они как исправные морские офицеры, избранные от начальства к толь важному делу не оставят употребить всего своего усердия и попечения на искоренение разбойнических партий и на восстановление желаемого в том крае спокойствия и постараются своею деятельною исправностью заслужить не только приличное уважение и благодарение от оной Коллегии, да и Высочайшее от Его Императорского Величества благоволение. А чтоб в Муроме и Нижнем Новгороде те езда отданы были им совсем к ним принадлежащим, то с прописанием Высочайшего повеления писать к Вам господину действительному статскому советнику, о чем и к Нижегородскому губернатору господину действительному статскому советнику Львову писано.
Третие, дабы сим офицерам и посланным от них служителям по возлагаемой на них толь важной Комиссии во всех тех местах, где они во время разъездов находиться будут делано было всякое пособие, о том с прописанием Его Императорского Величества указа и упомянутого зачиненного Коллегией распоряжения писать и писано к гражданским и военным губернаторам всех тех губерний, по близости коих назначены им для плавания дистанции, дабы благоволили они учинить от себя об оном предписания всем присутственным местам и начальникам, в их зависимости состоящим, снабдив тех офицеров открытыми указами, о чем и к Вам писать.
Четвертое, всем означенным служителям со времени отправления их отсюда сверх обыкновенного по чинам каждому жалованья и сухопутного провианта полагает Коллегия для безбедного им себя содержания производить каждому рядовому, в том числе деньщикам офицерским, в замену обыкновенного производимой на реках половинной провизии по шести, а унтер офицерам по девяти копеек на день, офицерам же, по их чинам полные порционные деньги, полагая порцию по ценам (о коих прилагается при сем ведомость) последнего здесь заготовления на щет Коллегии от тех губерний, где они находиться будут, о чем как к господину государственному казначею, так и в губернские правления сообщить и сообщено быть имеет. Июля 14 дня 1797 года. Ефим. Лупандин. Гроздов. Регистратор Степан Чечегин».

18 мая 1798 г. во время путешествия из Москвы в Казань Муром посетил император Павел I. Задолго до его поездки в Муром пришло строгое предписание Владимирского губернатора об исправлении мостов и улиц и о содержании их в надлежащей чистоте. 25 апреля в Муром сухим путем из Петербурга был переправлен небольшой катер с 14-ю веслами - по 7 с каждого борта. Специально для почетного гостя соорудили пристань, размером в 75 сажен (свыше пятидесяти метров). Она стояла в районе современного понтонного моста. Пристань оббили тесом, соорудили перила. Подъезд к ней замостили тесом. Такую же пристань, только чуть поменьше, поставили на противоположном берегу реки - напротив Воскресенской церкви, в Кожевниках. См. Пребывание Императора Павла 1-го в городе Муроме, в 1798 году.
На это раз муромцы решили во чтобы то ни стали сохранить катер как святыню и показывать его своим детям и внукам. В 1806 году катер был отремонтирован и поставлен в специально устроенную открытую галерею.

Известны случаи, когда царский катер вновь использовался как транспортное средство. Так было 4 мая 1816 г., когда на Оке разразилась страшная буря, отчего потонул стоявший против собора мокшан ярославского купца Оловянишникова. Однако находящиеся на нем рабочие были спасены благодаря самоотверженности некоторых граждан Мурома, которые, во главе с купцом Я.В. Усовым, с опасностью для своей жизни, пришли на помощь погибающим, использовав для этого катер императора Павла I.
12 октября 1834 году город готовился к торжественной встрече очередного державного гостя - Николая I, возвращавшегося из Нижнего Новгорода. Первоначально муромцы возымели желание перевести императора на катере Павла I. Однако из-за мелководья от этой затеи пришлось отказаться. Поэтому в Карачарово построили новую большую лодку. Муромская помещица Е.П. Толстая вспоминала, что выйдя из лодки, царь шел пешком в гору. Народу собралось так много, что случайно сталкиваемые с откосов гор дети кубарем скатывались к ногам императора - "и тем вызывали на лице его снисходительную улыбку". После отъезда царя лодку поставили вместе с катером в галерею.
14 августа 1837 года в Муром прибыл наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II). Его путь лежал из Нижнего Новгорода в Рязань. Для переправы правительство подготовило катер, доставленный из Н. Новгорода. Однако муромцы выпросили разрешение переправить наследника на лодке Николая I. Путь от мостков до реки был устлан тонким муромским полотном. Благополучно переправившись на городской берег, цесаревич со свитой направился в дом потомственного почетного гражданина купца первой гильдии Андриана Ивановича Мяздрикова (улица Тимирязева № 2).


Царские лодки у дома Журавлева. Фото Сажина Н.Н. 1896 год.

Галерея с царскими лодками как своеобразный памятник местной истории простояла около столетия. Столь длительное хранение недолговечных деревянных судов требовало постоянного надзора. 16 апреля 1887 года Муромская городская дума выделила 375 рублей на ремонт помещения катера и лодки. Мало кто знает об интересном факте: в 1896 году модели катера и лодки экспонировались на Всероссийской Нижегородской ярмарке.
К 1914 году галерея и лодки обветшали. 30 марта 1914 года газета "Муромский край" писала, что царские лодки хранятся под навесом и находятся в самом запущенном состоянии. Месяц спустя городская дума рассматривала прошение муромского отдела Союза русского народа о переносе лодок в другое, более удобное место. Вопрос решался на трех заседаниях, но все безрезультатно. Наконец, 30 мая 1914 года Дума постановила: "Сделать с указанных лодок модели и поставить их в думе под портретом государя императора". И тем не менее все осталось по прежнему.
6 сентября 1916 года в Думе вновь заслушивался доклад о переносе лодок и о целесообразности их хранения. Для означенной цели избрали комиссию в составе В.М. Емельянова (председатель муромской организации "Союз русского народа"), В.С. Лучкина и И.А. Смирнова. Результаты осмотра и последующая судьба царских лодок не известны. Шла война, и у города не было средств для поддержания царских лодок в надлежащем виде. Последовавшая затем революция сняла с повестки дня этот вопрос. Галерея и лодки были разрушены.
Город Муром.
Город Муром в XVIII веке

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (26.12.2016)
Просмотров: 1346 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru