Первый детский садик в поселке был организован в 1923 г. Из отчета о работе ФЗК за март-май 1924 г. значится: «Так же на фабрике имеется детсад, находился в неудовлетворительном состоянии, не было у детей ни игрушек, вообщем ничего, но в отчетном месяце силами любителей был поставлен один концерт в пользу детского сада, последний в настоящее время ожил. Приобрели игрушек, необходимых для детей, устроили утренний чай, в общем в настоящее время детский сад ни в чем не нуждается».
«Детсад и ясли. Благодаря хорошей постановке дела в детяслях, работницы охотно, на перебой, несут туда детишек. Создаются очереди, за невозможностью вместить всех желающих. Следует здание расширить! Положение детсада совсем другое. Посещаемость чрезвычайно мала. Объясняется, это отсутствием материалов и пособий для детишек и старыми приемами работы. Единственное украшение сада — рояль — перетащили в клуб, где на ней никто не умеет играть. Оргтрудовцам надо встряхнуться и материально поддержать детский очаг. П. Лемешенский» («Призыв», 11 марта 1924).
Члены союза молодежи III Интернационала. На снимке: Колбунов Костя в 1922 году возглавлял пионерскую организацию. Никонова Наташа летом 1919 года приняла дела комсомольской организации. Никонова Наталья Арсентьевна в 1919 г., проводив на фронт Роганкова К.К. приняла от него дело комсомольской организации. В 1928-31 гг. - училась во Владимирском Рабфаке, затем в ивановском мед. Институте, окончив его была направлена в молодой город Комсомольск на Амуре. Группа детского садика 1932 г. Вверху в центре, будучи студенткой медицинского института, Никонова Н.А. в летние каникулы работала воспитателем. Дом фабриканта Никитина, где располагались детские ясли и садик.
«До октябрьской революции предприятие это принадлежало фабриканту Никитину. В доме, в котором он жил со своей семьей, длительное время размещались детские ясли и садик. До сих пор не могу забыть, как мы, ребятишки, по очереди впятером и вшестером забирались в «хозяйское» кресло-качалку и под веселый гомон раскачивались в нем. Когда мне и моим ровесникам стукнуло по восемь лет, нас повели в школу. Было это в 1931 году. М. ПАРАШКОВ, выпускник Оргтрудовской средней школы 1941 года» («Знамя», 30 марта 1991).
«На фабрике «Оргтруд» детей дошкольного возраста — 400. Детский сад и детплощадки при корпусах обслуживают 200 чел. Детей ясельного возраста — 218. Детские же ясли обслуживaют 100 чел. Таким образом, половина детей не охвачена детскими учреждениями. И большая часть из этой половины является почти на положении беспризорных. Часто можно видеть детей, карабкающихся по пожарным лестницам, или отправляющихся купаться на реку. Надо сейчас же принять меры к охвату всех детей детскими учреждениями. Вопрос здесь упирается в отсутствие помещений. Надо поставить вопрос о постройке новых помещений для детсада и яслей» («Призыв», 10 августа 1931).
«Детсадом обслуживается 116 детей, что также явно недостаточно. ОблОНО предложил фабрике составить смету для расширения детсада, но смета до сих пор не составлена, что тормозит дальнейшее расширение детсада и переведение его на 3 смены. Молоко для детучреждений доставляет МТФ пригородного хозяйства. С расширением детучреждений молока будет недостаточно» («Призыв», 20 октября 1932).
Поселковый совет с 1-го января 1933 г. переводит детсад на удлиненный рабочий день (вместо 4 часов сад будет работать 6 часов в смену).
В детсаду фабрики «Организованный труд». «Будущие художники». 1936 г.
В 1935 г. начали строить здание нового д/сада. 1 июня 1937 г. открылся новый детский сад.
Вновь выстроенное здание сада.
«Жены инженеров оборудовали детский сад «На фабрике «Организованный труд» открылся новый детский сад. Чтобы его открыть своевременно, требовалось подготовить инвентарь и постельные принадлежности. За это взялись жены инженерно-технических работников. И к открытию сада образцово подготовили все необходимое. Особенно активное участие в этой работе приняли жены инженерно-технических работников Кузнецова П., Чешкова, Тарасова, Елина. Они привлекли к работе также лучших стахановок фабрики. Костецкая» («Знамя», 6 апреля 1937).
«При фабрике «Организованный труд» с 1 июня начал работу вновь открытый детский сад на 175 детей. Помещение детского сада оборудовано новой мебелью» («Знамя», 11 июня 1937).
В детсаде «Звездочка» при фабрике «Организованный труд». Урок рисования.
«Сейчас при фабрике два детских сада и одна площадка. Хорошо, весело проводят в них время самые юные из жителей поселка. Их деды, отцы, матери не знали детства».
Ребята средней группы детсада слушают патефон.
В помещении детского сада в 1937 г. пионерам отвели две комнаты. «Когда же будет открыт пионерский клуб в поселке Лемешки? Мы, пионеры средней школы поселка Лемешки, с нетерпением ждем открытия пионерского клуба. Устройство пионерского клуба идет очень медленно: больше месяца производятся строительные работы в двух комнатах, но никак их не кончат. Никто из фабричных организаций не заботится об открытии пионерского клуба. Если мы спрашиваем, когда откроете клуб, то получаем ответ «скоро откроем». И это «скоро откроем» повторяется с ноября 1937 года. Кончается январь 1938 г., но пионерский клуб не открыт» («Призыв», 30 января 1938).
«Школьники фабрики «Организованный труд» к зимним каникулам получили хороший подарок — вновь оборудованный клуб пионеров. Клуб стал любимым отдыхом детей. Здесь они устраивают вечера самодеятельности, занимаются в различных кружках, организовали большую выстави рукоделия. В гости к школьникам приезжал Ивановский кукольный театр и доказал две инсценировки» («Призыв», 8 января 1940).
Детский сад №1
Анна Ивановна Белова В семье Хрыковых (девичья фамилия Анны Ивановны), кроме отца с матерью, работавших с утра до вечера на фабрике, было четверо детей. Жилось несладко, но еще труднее стало с 1912 года, когда умер кормилец семьи - отец. К этому времени одиннадцатилетняя Аня окончила 3 класса сельской школы. На этом закончились ее «университеты». Нужно было помогать семье. На фабрику не брали - какая польза хозяину от этих еще не окрепших детских рук. Приходилось ходить по людям: кому детей нянчить, кому по хозяйству помогать. Особенно тяжело было работать «в садовнице», так называлась работа в огороде фабриканта. Трудиться здесь, не разгибая спины, приходилось с шести часов утра до десяти часов вечера. Девочку заставляли таскать полутора-ведерные лейки, наполненные водой до краев. И так каждый день. Кровяные мозоли не сходили с рук. - Тебе, Анна, уже шестнадцать, работать на фабрике пора.— Мать стерла со щеки набежавшую слезу, обняла дочь. — Знаю, нелегко будет, но сидеть в няньках хватит. Зарабатывать будешь, легче семье станет. С мастером я договорилась. - Я согласна, мама. Рабочему дню, казалось, и не будет конца. Тогда он был 11 часов. От грохота станков шумело в голове, болели руки от тяжелой тележки с пряжей. «Так все начинают, — думала Анна. — Пройдет немного времени, и я ткачихой буду». Через две недели ей разрешили самой пустить станок. Со временем появились навыки, и Анна, как взрослая, работала на двух станках. Денег в семье все равно не хватало. Шла война с Германией. Временное правительство Керенского выпустило дополнительные деньги. Их считали миллионами, но купить на них было нечего. Лавки пустовали. Люди голодали. Свержение царя не принесло улучшения народу. На фабрике не было пряжи, станки работали лишь два-три дня в неделю. Рабочие волновались. Фабрикант Никитин, боясь мести, уехал из поселка. Работой в фабрике стал руководить совет. Рабочие заготавливали сами топливо, продавали товары, выдавали деньги. А осенью из группы сочувствующих была создана партийная организация. Вскоре грянула Великая Октябрьская социалистическая революция. - Мама, власть взяли большевики. Войны больше не будет! — Анна размахивала газетой, где были опубликованы первые декреты Советской власти. В фабричный коридор, где жила Анна, часто заходили Григорий Сергеевич Зиновьев, Анна Михайловна Афанасьева. Они рассказывали о международном положении молодой Советской Республики, о заговоре империалистов против страны Советов. В одной из таких бесед они предложили ткачихе вступить в ряды партии. Недолго длилась мирная передышка. На Советскую Россию двинулись полчища белогвардейцев, иностранных интервентов. В.И. Ленин и партия призвали рабочих и крестьян помочь фронту, отстоять молодую республику Советов. Организовывались полки, дивизии. Первыми женщинами-добровольцами от поселка были коммунисты Аня Хрыкова и ее подруги — Аня Денисова и Мария Попова. Девушки пришли на призывной пункт и заявили: «Хотим на фронт, отстаивать дело революции». Провожали добровольцев всем поселком. Пели революционные песни. Слез не было. На гражданскую войну ушли Костя Роганков, Саша и Ваня Корниловы, Гриша Белов, Анна Денисова, Коля Чувашов, Витя Викторов и многие другие коммунисты и комсомольцы. Анну направили во Владимир на курсы красных сестер. С ней же училась и Анна Денисова. Через три месяца, после окончания курсов во Владимирских казармах из курсантов Красных курсов формируется передвижной перевязочный полк. Девушкам выдали обмундирование: шапку, гимнастерку да шинель до пят и направили на Восточный фронт. Добирались долго: и поездом, и на лошадях, и на волах. В эти грозные времена по стране бродили голод и эпидемии. Сыпной тиф задел своим черным крылом и девчат этого полка. Когда прибыли на сборный пункт в Нижне-Уральск, Аня недосчитала половины своих подруг: кто умер, кого оставили в госпиталях по пути следования. В Уральске Аню Хрыкову направляют работать в тифозный эпидемический госпиталь. Там, в рядах 23-й стрелковой дивизии, девушка увидела первые ужасы войны: убитых и раненых, сожженные дотла жилища людей, детей, потерявших родителей, замученных в застенках белогвардейцами борцов за рабочее дело. — Тяжелые были годы, — вспоминала Анна Ивановна. — Голодные, в изорванных сапогах и дырявых шинелях, с винтовкой, зачастую одной на двоих, сражались красные воины с отборными частями белогвардейцев и наемниками империалистов. Враг откатился за Урал. А с Запада катилась новая опасность. Врангель, белополяки организовали новый поход — третий поход Антанты. Летом двадцатого года с тяжелыми боями полк дошел до Царицына, где был окружен врагами и прижат к Волге. Утром получен приказ начать переправу через Волгу. Противник открыл сильный артиллерийский и пулеметный огонь. Заметались по степи потерявшие всадников кони. Рядом с санитарной бричкой разорвался снаряд. Рухнула на землю лошадь, не поднял больше головы фельдшер. Как во сне, Анна увидела всадника. Он схватил ее за воротник шинели, опустил перед собой на седло и поскакал в сторону отходившего в балку полка. Потери были велики. Из 50-ти человек медицинской службы полка осталось трое. В последнем бою, перевязывая раненого, Аня почувствовала себя плохо и поняла: тиф. ...Как санитарный обоз добрался до противоположного берега, Аня не помнила болезнь свалила девушку с ног. Уже в «заразном» бараке, как называли в то время эпидемические госпитали, Аня узнала, что красноармейцы подобрали только двух девушек из обоза. Два месяца молодой организм боролся с болезнью и победил. После выздоровления военная медицинская комиссия направила Аню в отпуск - домой на один месяц. Когда на западе затихли бои, а последние части Врангеля сброшены с Крымского полуострова, Анна Ивановна была направлена в распоряжение Владимирского военкомата. —Может быть, пора в запас? — спросили ее работники военкомата. — Хочу остаться в рядах Красной Армии,— ответила девушка. Ее направили в город Юрьев-Польский. На несколько часов заехала к родным в поселок — и на работу. Теперь она ухаживала за детьми в детских яслях, заботливо лечила юных граждан страны Советов. Затем работа в Боголюбовском детском доме. Квартиры не было. Приходилось каждый день проходить по 5 километров пешком. В январе 1922 года снова родной рабочий поселок. Здесь ее тепло встретили оставшиеся в живых однополчане. А один из них — Гриша Белов стал ее мужем.
Анна Белова
В мирной жизни пригодилась Беловой военная профессия. Она с ней больше не расставалась. Потом ее переводят на работу в ясли фабрики «Организованный труд». Медицинская сестра детских яслей фабрики «Организованный труд» делала все, чтобы дети росли крепкими, здоровыми. Анна Ивановна вела большую общественную работу.
В 1937 году Анну Ивановну Белову назначают заведующей детсадом № 2. Снова трудности. Неграмотность давала себя знать. Ведь три класса сельской школы - это так мало! «Если есть желание, то ладится и работа!» - любит повторять Анна Ивановна. — Я понимала,— рассказывала Белова,— что не могу быть вне рядов партии. А утерянный партийный билет под Царицыным поставил меня вне ее. В 1939 году я вновь подала заявление и меня приняли в члены КПСС. Я виновата, что не сделала этого раньше. Муж Анны Беловой ушел на фронт в первые же месяцы войны. В начале 1943 года ушел на фронт семнадцати летний сын Станислав. Анна тоже идет в военкомат. Ее направляют на работу в госпиталь медицинской сестрой. Раненые, раненые, раненые. И всем им кроме медицинской помощи нужна материнская ласка. Уходя вновь на фронт, солдаты сердечно благодарили женщину, которая принесла им выздоровление. И мало кто из них за доброй улыбкой мог заметить в глазах медсестры печаль. В день рождения Станислава Анну Ивановну вызвали военкомат и сообщили, что ее сын погиб в боях за Родину под Харьковом. Незадолго до этого мать получила последнее письмо от единственного сына: - Иду в бой за нашу Родину. Мы побелим! - писал Станислав. — Я не заплакала, когда узнала о смерти своего единственного сына Станислава,— говорила Белова.— Я знала, что он честно погиб, как и многие наши ребята и девчата, отцы и матери. Он вложил свой вклад в победу советского народа в борьбе с фашизмом. Окончилась война и опять работа с детьми. «Сейчас коммунист, кавалер трех боевых медалей, Анна Ивановна Белова — пенсионерка, но, несмотря на свой возраст, она продолжает активно вести общественную работу: является членом общественного суда. Пионеры комсомольцы часто приглашают ее на свои школьные вечера рассказать о своей жизни. И каждый раз ей приходится в мыслях проходить свой жизненный путь, полный борьбы и тревог, горя и счастья, путь простой советской женщины» («Знамя» 8 марта 1968 г.).
«Лучше руководить работой детских садов Детсад при фабрике «Организованный труд» работает в две смены, обслуживая 140 детей. Детсад хороший, работаешь в нем с удовольствием, но только нет помощи со стороны районо. Заведующий районо тов. Прозоров не считает нужным приехать и посмотреть, что делается в детсаде, дать указания. Не помогает нам и хлопчатобумажный трест, где есть специальный работник. Идет учебный год, а у нас недостаточно тетрадей. Тов. Прозоров вместо того, чтобы послать тетради в детсад, послал в школу. Ну, школа, понятно, не откажется. Так вот 400 тетрадей получила школа, а не детсад. По-видимому, т. Прозоров забыл, что детсад тоже занимается обучением детей грамоте, рисованию и т. д. Два месяца я ждала, когда приедут и проверят нашу работу, но так и не дождалась. Пришлось ехать в районо. У т. Прозорова спрашиваю помощи, но он меня послал в гороно. И только там я могла, наконец, добиться своего: через несколько дней инструктор т. Иванова и работники из детсада им. Крупской приехали и дали указания в работе. Заведующая детсадом Белова» («Призыв», 10 апреля 1938).
«Включились в соревнование Коллектив детского сада при фабрике «Оргтруд» включился в социалистическое соревнование имени XVIII съезда партии. Взят целый ряд обязательств — улучшить воспитательную работу, повести массовую работу среди родителей, всем работникам сдать нормы на значок ГСО, организовать обмен опытом с детсадами и т. д. Среди коллектива работников сада есть прекрасные воспитатели, которые с честью выполняют свои обязательства. Вот, например, Елена Сергеевна Мишунина. Она любит свое дело, хорошо и продуктивно готовится к каждому занятию, работу строит интересно и оживленно. Рабочий план ежедневно перевыполняет, составляет этот план четко и ясно. Она изучила каждого ребенка, борется за правильное воспитание детей как в саду, а также и дома. Дети ее очень любят, она пользуется среди них большим авторитетом. Хорошо работают также воспитательницы Ковалева и Морекелова. Зав. детсадом А. Белова» («Призыв», 5 марта 1939).
«Так, детяслями заведует тов. Концова, детсадом — тов. Белова, столовой — тов. Елисеева, домом инвалидов — тов. Сергеева» («Призыв», 8 марта 1941).
«ДЕТСАД ГОТОВИТСЯ К ПРАЗДНИКУ Коллектив детсада № 2 фабрики «Оргтруд» готовится к празднику Первого мая. Старшая группа (воспитательница т. Мишунина) приступает к разучиванию новых песен, грузинского танца и других плясок. Будет проведено собрание родителей совместно с воспитанниками старшей группы с вопросом «Значение праздника Первого мая». Группа родителей готовится к выступлению на детском утреннике. Многие родители уже сейчас оказывают саду большую помощь — например, тт. Логунова, Тореева, Тимофеева и другие. В оформлении сада к празднику поможет родитель т. Словесный, недавно прибывший из Красной Армии. Зав. детсадом А. Белова» («Призыв», 20 апреля 1941).
«Яркое первомайское солнце осветило комнаты детсада № 2 фабрики «Оргтруд». На детском утреннике заведующая т. Белова интересно рассказала о великом празднике. После состоялись выступления. Четырехлетняя Зоя Муратова продекламировала стихотворение «Маленький летчик». Дети старших групп исполнили украинские танцы, а хор — «Песню о Сталине», «Счастливый день» и др. Стахановка фабрики «Оргтруд» К.Т. Кувалдина» («Призыв», 7 мая 1941). В годы Великой Отечественной войны ясли, детский сад работали круглосуточно, это спасало детей от голода, так как детские учреждения понемногу снабжались продуктами и хоть не досыта, но детей кормили.
«Будущие защитники родины В дни великой отечественной войны страна принимает все меры к тому, чтобы окружить заботой и вниманием юное поколение. В детском саду при фабрике «Оргтруд» воспитывается 85 детей. Большинство из них — дети бойцов, защищающих нашу родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Тихо и спокойно течет жизнь в саду. Дети рисуют, лепят, вырезают картинки, поют песни, катаются на лыжах, санках. Но война не проходит мимо жизни сада. Дети, как и весь советский народ, живут единой мыслью — быстрее разгромить озверелого врага. С огромным вниманием дети слушают рассказы воспитателей о войне. Большинство песен, которые поют дети, военные: «Внучата Ильича», «Батальон», «Подымайся народ» и др. Не только песни, но и рисунки, лепка, игры детей пропитаны военной тематикой. Вот детский, едва понятный, рисунок пятилетнего Вали Гришанкина (его отец отличился храбростью и мужеством на фронте борьбы с немецко-фашистскими оккупантами). - Самолет фашистов загорелся,— поясняет ребенок. Все свои рисунки Валя посылает отцу на фронт. Шестилетний Юра Украинский сделал рисунок, изображающий самолет, дирижабль, танки и пушки. Уже много накопилось альбомов с рисунками ребят. Сейчас у ребят много хлопот — они готовятся к новогодней елке: разучивают пасни, стихи, готовят новые подарки для бойцов Красной Армии. Несколько подарков они уже отправили на фронт. Большую заботу о детях проявляют воспитатели тт. А. Шибанихина, М. Концова, О. Корнилова и др., а также заведующая детсадом Валентина Викторовна Куркина. И вот результат — все дети радостные, здоровые, крепкие. Это растет новое поколение — будущие защитники родины. К. Логинов» («Знамя», 11 декабря 1941).
«Буду достойной своего мужа Уезжая на фронт, муж мне говорил: - Елена! Воспитывай дочь, береги себя, работай самоотверженно, не теряй нашу дружбу. Расставаться было очень трудно. Но понимала, что иначе нельзя, что надо защищать родину от вероломно напавшего на нее врага. — Бей фантастов крепче, не давай им пощады. Возвращайся с победой! — сказала я в ответ. Прошло несколько месяцев. Сергей мужественно и храбро сражался с врагами. Он писал мне хорошие письма, делился боевыми эпизодами. В один из дней я получила письмо от командира части, где служил Сергей. В письме сообщалось: «Ваш муж погиб геройской смертью во имя нашей любимой родины, защищая Москву». Тяжело было читать эти строки. Нет в живых Сергея. Я потеряла самого близкого и родного друга — мужа и отца. Но сомнение, что он честно выполнил свой долг перед родиной, придает мне силы, заставляет перебарывать себя. У меня есть дочь — Лидушка. Ей уже пять лет. Она посещает детский сад. Ее надо воспитать такой, каким был ее отец, который отдал свою жизнь на благо родины и за счастье подрастающего поколения. Я поставила перед собой задачу быть достойной мужа и отомстить врагу за все его кровавые злодеяния своей честной и преданной работой. Мне партия и правительство доверили ответственное дело — воспитание детей и я отдам все свои силы, чтобы оправдать доверие. Я руковожу группой в 37 детей. У большинства из них отцы находятся на фронте. Эти маленькие люди интересуются сообщениями Советского Информбюро, любят рассказы об отдельных эпизодах из героической борьбы Красной Армии с немецкими оккупантами. Мне ежедневно приходится слушать детские слова: — Елена Сергеевна! У нас папа прислал письмо. Пишет, что бьет проклятых немцев. Моя дочь почти ежедневно говорит: — Мама, фашисты убили у нас папу. Вот я вырасту большая и буду врач, поеду и за папу отомщу... Я люблю свою работу, с материнской лаской встречаю детей, интересуюсь их бытом, помогаю всем, чем могу. Работая в тылу, я приложу все свои усилия, отдам весь опыт и знания на воспитание достойных патриотов нашей родины. Е. Словесная, воспитательница детсада № 2 фабрики «Оргтруд» («Призыв», 12 февраля 1942).
«Готовятся к новогодней елке Хорошо и организованно прошел детский утренник, посвященный дню Сталинской Конституции, в детсаде № 2 при фабрике «Организованный труд». Богата и разнообразна была программа художественной части. Дети исполняли коллективные песни, пляски, декламировали стихи «Ни шагу назад», «Как у бабушки в колхозе» и другие. Сейчас дети активно готовятся к новогодней елке. Воспитательница Е. Словесная» («Призыв», 6 декабря 1942).
Ветеран Великой Отечественной войны Валентина Ивановна Грехова.
Валентина Ивановна Грехова демобилизовалась 26 августа 1945 года, а с 1946-го до пенсии работала на одном месте: воспитателем детского сада пос. Оргтруд.
Детсад. Выпускники в школу. 25 августа 1949 г.
«В детском саду фабрики «Организованный труд» состоялся праздничный утренник, посвященный 1 Мая. Нарядно одетая, веселая детвора вместе с родителями собралась в просторном, светлом зале. Начался концерт. Ребята читают стихи о счастливом детстве под солнцем Сталинской Конституции, хор малышей исполняет песни «Первомайский парад», «Маки красные цветут» и другие. Весело провели дети текстильщиков свой первомайский праздник. Б. ШИШКАНОВ» («ВК», 9 мая 1952).
«В просторных светлых комнатах, среди множества интересных игрушек собрались дети. Старшая группа разучивает физкультурные упражнения. Дети средней группы заняты интересной игрой в «Теремок». Среди них мой сын Боря. Я и муж работаем на производстве, а Боря с четырех лет посещает детский сад. Ни в одной стране мира нет такой заботы о детях, как у нас в Советском Союзе. Каждый год в детском саду фабрики проводится целый ряд мероприятий, направленных на улучшение дела воспитания детей. Ребята получают отличное питание, совершают интересные прогулки, летом пользуются солнечными и водными ваннами, организуются все новые и новые занимательные развлечения. Я не беспокоюсь за своего сына, зная, что в детском саду он окружен большой заботой и взиманием, всесторонне развивается. Домой Боря возвращается жизнерадостным. Он рассказывает мне вновь разученные стихи и сказки, хорошо рисует. Мальчик растет умным, здоровым и веселым. В детском саду организован уголок родителей. Там мы узнаем, чем будут заняты дети сегодня, какое им приготовят меню в столовой и т. д. Н. МОРУГОВА, родительница» («ВК», 26 сентября 1952).
В начале 50-х годов в посёлке открывается новый детский сад, в результате чего 70 молодых женщин получили возможность привести своих детей в детсад, а самим встать к станкам. Заведующей детским садом была назначена Л.А. Малышева, которую позднее сменили Н.А. Логинова, Т.А. Филиппова.
«На фабрике «Организованный труд» есть хороший детский сад. Весёлая, жизнерадостная детвора, направляясь утром в сад, а вечером домой, на своём пути переходит овраг по мосту. Ведёт к нему довольно крутая лестница, которая настолько обледенела, что от ступенек остались одни очертания. Дети падают, ушибаются. Так упали на злополучной лестнице пятилетний сын помощника мастера т. Трофимова, двое детей т. Лагуновой и другие. Но поселковый Совет не замечает недостатков в благоустройстве посёлка, не принимает мер к устранению их. А. МАРЬИНА» («ВК», 17 декабря 1952).
«Несколько лет работает детский сад в посёлке Оргтруд. В нём воспитываются десятки детей текстильщиков. Уходя на работу, матери могут быть спокойны за своих ребят. Они твёрдо уверены, что оставили детей в надёжных руках, что малыши будут вовремя и хорошо накормлены, заняты полезным трудом, играми, прогулками под наблюдением воспитателей. Родители благодарны заведующей детским садом тов. Малышевой за внимательное отношение к детям, создание в детском саду чистоты и уюта. Немало приходится трудиться и воспитателям. Всё они имеют специальное образование и работают по несколько лет. Авторитетом пользуется у детей воспитательница Татьяна Яковлевна Муратова. Она находит должный подход к каждому ребёнку, может любого заинтересовать, дать нужное дело. Придя домой, дети делятся с родителями своими новостями, рассказывают стихотворения, поют только что разученные песни. В детском саду ребята старшей группы готовятся к поступлению в школу. В. ПАНКРАТОВ, рабочий фабрики» («ВК», 10 апреля 1954).
«Более двухсот детей текстильщиков посещают детский сад. В летнее время ребята находятся там почти весь день. Воспитатели проводят с ними увлекательные игры, устраивают прогулки в лес, в луга. Особенно оживлённо бывает у ребят старшей группы. 25 мальчиков и девочек этой группы находятся в детском саду последние дни. Первого сентября они пойдут учиться в школу» («ВК», 13 августа 1955). «Недавно в детском саду посёлка Оргтруд состоялся утренник, посвященный выпуску старших ребят в школу. На него были приглашены родители, заведующий учебной частью школы тов. Преображенский, учителя. Заведующая детским садом Малышева рассказала о том, какое большое внимание уделяют воспитанию детей родная Коммунистическая партия и Советское правительство. Затем выступили дети. Галя Шишканова, Лёва Волков, Юра Майоров хорошо декламировали, а Нина Трофимова и Таня Блюдёнова пели. Концерт был очень весёлым. Каждому будущему ученику вручили портфель, книги и другие школьные принадлежности. О том, как ждёт ребят школа, рассказали тов. Преображенский и старая учительница тов. Рубцова. Они также дали полезные советы родителям. Б. ШИШКАНОВ» («ВК», 30 августа 1956). «Учащиеся Оргтрудовской средней школы активно участвуют в озеленении посёлка. В садике, расположенном возле клуба, они уже посадили более 200 кустов шиповника» («ВК», 9 октября 1956). «У самых маленьких Красива новогодняя ёлка в детском саду посёлка Оргтруд. Сколько на ней блестящих игрушек, разноцветных бус! Большие сказочные часы под ёлкой известили ребят о наступлении Нового года. С ним поздравил маленьких граждан встреченный радостными возгласами Дед Мороз. Под плавные звуки вальса танцуют лёгкие снежинки, кружатся ребята, одетые в костюмы клоунов, медвежат, зайчат. Много подарков получили дети текстильщиков. Каждому малышу вручён объёмистый пакет с яблоками, орехами, шоколадом, печеньем. Е. МАЛЫШЕВА» («ВК», 1 января 1957). «Только год тому назад у нас в посёлке Оргтруд построили сооружение для очистки сточных вод из яслей и детского сада. Здание каменное, но уже разрушается. Фундамент с одной стороны оголился почти на метр, а под углом выкрошился. В результате этого стена дала трещину. Рамы выбиты, дверь всё время открыта. Внутри помещение захламлено разным мусором и отходами. Оборудование рассыхается. На всё это были затрачены государственные средства. Спрашивается, почему такое безответственное отношение к сооружению? Л. ВАСИЛЬЕВ» («ВК», 31 июля 1958).
«До свиданья, детский сад! В детском саду фабрики «Организованный труд» состоялся выпуск воспитанников старших групп, которым настало время нынешней осенью пойти в школу. Вот они 40 мальчиков и девочек, впервые одевших новенькую форму школьников. Среди них дети рабочих и служащих — Люда и Галя Стариковы, Валерик Акимов, Витя Рыбаков и другие. Заведующая садом Е.А. Малышева тепло поздравляет детей с выпуском в школу. — Скоро учиться, ребята! Желаю вам успеха,- говорит она. Начинаются выступления. Дети коллективно исполняют украинский танец «Бульба», массовый танец «Полька», «Вальс цветов», поют песни, декламируют стихотворения. Чётко звучит в их исполнении песенка «Поступаем в школу». Веселью не было конца. Каждый выпускник получил подарки — тетради, карандаши, альбомы, ну и, конечно, шоколад. На торжественном выпуске детей в школу присутствовали родители. Они поблагодарили коллектив детского сада за хорошее воспитание дошкольников. И. ЧИЖОВ» («ВК», 28 августа 1958). В бывшем доме фабриканта А. Никитина после вывода детских яслей в новое здание (1957 г.), расположились ЖКО и милиция. Детский сад № 2 остался в прежних помещениях. В подвале было 2 квартиры, там жила одна семья, и фабричный электрик.
Бывший дом фабриканта Никитина Работники детского сада № 2
«Много заботы проявляется в нашей стране о детях. В этом можно легко убедиться и на примере нашего поселка Оргтруд. Сегодня пойдет разговор о детях и их воспитателях из детского сада № 2, что расположен в центре, поселка. Заведует этим детским учреждением Клавдия Александровна Тарасова. 150 мальчиков и девочек находятся под постоянным присмотром заботливых воспитателей и нянь. Много теплых слов можно услышать от родителей о В.И. Грековой, Е.В. Параниной, Т.Я. Барановой, А.П. Борисовой, М.А. Талызиной и других. Повар О.П. Урюпина старается придумать для ребят новые блюда, приготовить пищу повкуснее. Весело живут дети, много у них различных игр и забав. Большой концерт дали воспитанники в новогодние праздники, а сейчас готовятся к Международному женскому дню 8 Марта. Разучиваются новые стихотворения и песни. Каждому хочется подарить маме что-то хорошее, о подарках дети тоже не забывают. Детский сад сближает ребят. Они становятся и дружнее и общительнее. Взять хотя бы Толю Зорина. В первые дни он был застенчив, сторонился ребятишек, не разговаривал с ними. А сейчас мальчика не узнать. Детский сад он посещает с большим желанием. Как и Толя, очень любит свой ребячий коллектив Саша Семенов. Дома он с увлечением рассказывает об играх, о том что услышал от воспитателей. Воспитанникам есть где приложить свои силенки, порезвиться. В летнее время на участке, что окружает детский сад, много цветов, есть у ребят огород. Там сажают огурцы, помидоры, морковку, репу, горох. На участке активно трудились и родители Л. Ляпунова, З. Мокеева, З. Смолинская, Б. Семенов и другие. В зимние дни дети расчищают участок от снега, лепят Деда Мороза, затевают другие игры. В конце февраля будут проводиться спортивные соревнования. Д. КОРНИЛОВ, житель поселка Оргтруд» («ВК», 24 февраля 1962).
Воспитатель - Антонина Федоровна Макарова
«Только тесовый забор разделяет детские ясли с детсадом № 1, где заведующей Елизавета Александровна Малышева. 123 мальчика и девочки посещают детский сад. Им от трех до семи лет. Много радости принес малышам Новый год. По инициативе родителей была установлена вращающаяся елка, а дед Мороз чуть ли не в настоящей машине приезжал к ребятам раздавать гостинцы. Воспитатели совместно с родителями стараются с малых лет прививать ребятам любовь к труду и трудовые навыки. — У нас молодой фруктовый сад, — рассказывает заведующая тов. Малышева. — Дел всем хватает: ухаживаем за деревцами и кустами, летом и осенью собирали урожай малины, рябины, яблок и т. д. Елизавета Александровна вышла из кабинета и вскоре вернулась с полной тарелкой спелой рябины. — Попробуйте, дети с удовольствием кушают. Попробовал. Рябина по вкусу напоминала невежинскую, а ведь она дикая. — Чтоб была вкусной, — заметила тов. Малышева, — хранили ее в свежем сене, а потом морозили. На вопрос, кто же в коллективе особенно заботливо относится к детям, отрет получил не сразу. — Все хорошо работают, — сказали мне. — Прекрасные воспитатели Антонина Васильева, Лидия Коноплева и другие. *** Да, заботливые люди воспитывают детей в поселке Оргтруд. В.М. Носкова уже давно в яслях. Е.А. Малышева в детском саду — 19 лет. Знают они свое дело, любят его, умеют организовать коллективы. Отцы и матери могут спокойно работать. Их детям хорошо, они в надежных руках. Д. КОРНИЛОВ, житель поселка Оргтруд» («ВК», 13 января 1962).
«МУЗЫКА И ДЕТИ К нам в детский сад привели новую девочку. Таня, так ее звали, долго не могла освоиться. Еще бы: раньше все дни она проводила со своей престарелой бабушкой, папу с мамой видела только по вечерам. В выходные родители тоже не могли уделить дочери достаточно внимания. Скованной была Таня. С удивлением смотрела на всех, когда дети пели. Никак не хотела принять участие в разучивании танца. — Вся в меня, — сказал Танин папа во время нашей с ним беседы, — мне медведь на ухо наступил... Да и мать ее поет все песни на один мотив. Однако родители ошибались. Время показало, что данные у девочки для музыкальных занятий ничуть не хуже, чем у многих других. Пришлось, правда, с ней поработать индивидуально. Зато как приятно было смотреть на нее, когда вместе со всеми стала танцевать. А на выпускном утреннике сыграла на аккордеоне. Далеко не всегда нам удается распознать в детях те или иные их способности. Шаляпина и Карузо не принимали в консерваторию из-за отсутствия голосовых данных. На вопрос родителей, сможет ли их ребенок заниматься музыкой, мы обычно отвечаем встречным вопросом: почему вы не спрашиваете у преподавателя физики, географии, истории есть ли у вашего ребенка способности заниматься этими предметами? Музыкой могут и должны заниматься все дети. Успехи, конечно, как и по другим предметам, будут разные. Но, повторяем, каждому эти занятия что-то, да дадут. Музыка. Приобщение к ней детей — важная составная часть их эстетического воспитания. Так, музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через них на отношение человека ко всему окружающему, к жизни вообще. В беседе с молодежью выдающийся советский композитор Д. Шостакович говорил: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Музыка еще больше приблизит к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Музыка — действенное средство воспитания. Но это лишь тогда, когда она осознанно воспринимается ребенком, когда ребенок осмысливает переданное в ней. Короче, музыке надо учить. Многое может сделать семья. Нужно отводить время ребенку для знакомства с песней, музыкой. Хорошо, если родители сами музыкальны. Дети, посещающие детский сад, получают там элементарное музыкальное воспитание. Они увлеченно поют песни советских композиторов, народные песни, с большим удовольствием играют, танцуют под музыкальное сопровождение. Детей учат слушать музыку. А родители должны интересоваться всем этим. Вот малыш пришел из детсада. Он в хорошем настроении и все время пробует что-то напевать. Но слов он не запомнил и поэтому сочиняет на ходу свои слова. Если оборвать его, засмеяться, к нему не скоро вернется хорошее настроение. Но будьте внимательными, участливо расспросите ребенка, что это за песни, помогите вспомнить ее, спойте вместе с ним, вы увидите, как рад будет ребенок. Ваше поощрение будет способствовать росту интереса и любви к музыке. Как организовать для детей в семье слушание музыки? Самое доступное — грамзапись. Почти весь репертуар детского сада записан на пластинки. В исполнении известных музыкантов, певцов, в оркестровом и хоровом исполнении знакомые мелодии слушаются детьми с большим интересом. Многое для музыкального воспитания можно получить от передач радио и телевидения. Только слушать радио, смотреть телевизор надо специально. Если музыка при этом воспринимается только как фон к еде, игре, другим занятиям, то это плохо, так как выработается привычка рассеянного внимания. Хорошо, если у ребенка есть музыкальные игрушки. Тем более, если они представляют собой озвученные модели музыкальных инструментов. Это металлофоны, цитры, аккордеоны, пианино, флейты. С помощью этих игрушек не трудно организовать простейшие музыкальные занятия, во время которых дети тренируют слух, музыкальную память развивается чувство ритма. Пусть по просьбе взрослого ребенок пробует играть на этих инструментах знакомые песенки, подбирает на слух полюбившиеся мелодии. Приобщая детей к музыке, родителям необходимо знать особенности детского слуха и голоса, чтобы оберегать их. Резкие, громкие звуки отрицательно влияют на слух, снижая его остроту и чувствительность, Когда много шума, стука, крика — это плохо для ребенка. Постоянно включенное радио, оглушающие звуки проигрывателя, телевизора... не допускайте этого в вашей квартире. Не следует привлекать детей к исполнению песен для взрослых. В них широкий диапазон, длинные музыкальные фразы, требующие глубокого сильного дыхания. У ребят же дошкольного возраста слабый, хрупкий голосок, поверхностное, не организованное дыхание. Перегрузка может привести к срыву голосовых связок. В заключение хочется сказать родителям: не жалейте ни своего времени, ни времени ребенка на музыкальное воспитание. Потери окупятся с лихвой. У ребенка появятся некоторые музыкальные навыки. А песни и мелодии, разученные в детстве, останутся на всю жизнь. В. ГОРИЧНИН, музыкальный работник детского сада пос. Оргтруд» («Знамя», 8 января 1976).
Детский сад №1. 1984 г. Зайцева Т.Я., воспитатель д./с. Воспитатель - Нина Николаевна Медведева
«Вера Кириллова работает в детском саду № 1 фабрики «Организованный труд» поваром. Несколько лет назад она посадила в ведре на подоконнике лимон и тщательно ухаживала за растением. На пятый год она получила первый урожай душистых лимонов» («Знамя», 27 февраля 1990).
«Альбина Петровна Клокова (на снимке) работает воспитателем детского сада фабрики «Организованный труд». С большой чуткостью и вниманием она относится к каждому ребенку своей группы, разнообразно строит свои занятия. Имя передового воспитателя занесено на фабричную Доску почета» («Знамя», 27 октября 1990).
С 2006 года поселок в составе города Владимира.
Как дошкольное учреждение образования Детский Сад № 11 работал до 2000 года. В помещении расположился Камешковское отделение детского юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП).
В 2004 году в здании спортивной школы открыт офис Камешковского филиала ОАО «Владимирское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие».
Оргтрудовское отделение детского юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП) было закрыто в 2006 году. С 2006 года здание пустовало.
МБДОУ "Детский Сад № 11" зарегистрирована 24 сентября 2008 г. Адрес: ул. Строителей, д. 3г. Основным видом деятельности являлось «Образование дошкольное». В 2011 году исполняющим обязанности заведующего детского сада был Илья Владимирович Филимонов. Детский сад находился на реконструкции. Илья Филимонов - потомственный педагог. Его бабушка — Малышева Маргарита Дмитриевна всю жизнь проработала в школе, из них 40 лет - в должности директора. У отца педагогический стаж 40 лет — он учитель физкультуры. Мама преподавала иностранный язык. Закончил Педагогический университет, факультет социальной педагогики. Илья после университета работал учителем информатики в одной из сельских школ Камешковского района. Учился во Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Илье Филимонову поручили заниматься хозяйственными вопросами, связанными с реконструкцией детского сада. - Я все делаю своими руками, - рассказал Илья Филимонов. - Конечно, в щиток с проводами не полезу, а вот на крышу лазил — прибивал лист железа, когда его ветром оторвало. Лампочки могу ввернуть. Мы убираем территорию – везде мужские руки нужны. Мы — это заведующий детсадом и три сторожа… БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ВЛАДИМИРА "ДЕТСКИЙ САД № 11" ликвидирован 4 апреля 2016 г. МБДОУ "Детский Сад № 11" зарегистрирован 20 декабря 2019 г. в мкр. Юрьевец. Заведующая - Деева Ольга Александровна (с 9 сентября 2020 г.). В 2015 г. планировалось открыть в этом здании реабилитационный центр для детей с заболеваниями ДЦП. «Глава города Сергей Сахаров пояснил, что окончательное решение о судьбе детского сада, который сейчас официально значится только на бумаге, будет решаться на ближайшей сессии. Кроме того, необходимо дождаться решения УФАС по данному вопросу. Но на его взгляд, предложенный проект фонда – оптимальное решение для обустройства данного здания и прилегающей территории - около 80 соток земли».
Здание Детского сада №11 было снесено, к 2026 г. руины еще не убраны.