«Идешь в театр — простись с родными. В театре на фабрике «Оргтруд» висят объявления: «Семечки не грызи», «Не кури», «Места занимать согласно билетов». Все эти правила существуют неизвестно для кого. Во время постановок в театре происходит полнейший беспорядок. Семечки грызут. Курят. Зачастую в зрительный зал врываются пьяные и показывают свои представления. Шум, смех. Ребятишки залезают на галерку, подымают свист, уханье. Во время продажи билетов у кассы происходит давка, детишки кричат: «Караул! Спасите! Душат!» В театре 240 мест, а билетов продается сколько хочешь. Если случится что — беда, жертв такого «порядка» трудно будет пересчитать» («Призыв», 10 дек. 1927).
Комсомольцы - участники художественной самодеятельности клуба фабрики Оргтруд. Танцевальный коллектив: руководитель А. Кичигин (первый слева в первом ряду). 20-30 гг. XX века
Клуб располагался в бывшем поповском особняке, театр – в бывшей церкви. «В бывшем поповском особняке. — Шаг вперед, друзья в поход, Красные гусары! Звук лихой зовет нас в бой,— Белым нет пощады!» Это по поселку, 4 человека в ряду,— шагают допризывники. Свернули в клуб — бывший поповский особняк. Наполняется все больше и больше клуб, поминутно хлопает входная дверь. Молодежь больше льнет к буфету, шахматам и шашкам. Старики — газетой увлекаются. Потом, незаметно как-то, молодежь собирается в кучку и под своеобразный оркестр — балалайки и гитары поют: «...Где кирпич образует проход... И за Сеньку-то, за кирпичики, Полюбила я этот завод» («Призыв», 11 февр. 1927). «Убитые скорбью «оргтрудовские» рабочие с глубокой печалью извещают о безвременной кончине ячейки МОПР (при клубе им. Воровского). Смерть последовала от исключительно неработоспособного бюро мопровской ячейки. В продолжение трех месяцев бюро не удосужилось созвать ни одного собрания. Ни разу за это время на «Оргтруде» не показывали агитационных кино-картин, рассказывающих о жизни, страданиях и борьбе революционеров за границей. В мопровском уголке, правда, висят кое-какие плакаты, лежат книги, но все это не менялось еще со времен потопа. Только мухи да пауки посещают этот уголок. О дне выноса тела нашего дорогого покойника мы известим особо» (К. Ущерский. «Призыв», 6 апреля 1927). «Красноармейцы переменного состава фабрики «Организованный Труд» в 1925 году создали при клубе кружок военных знаний. В кружке насчитывалось около 150 человек. Работой кружка интересовались не только мужчины, но и женщины. В кружке состояло около 50 работниц. Регулярно, два раза в неделю проводились занятия, также два раза в неделю проводились тактические занятия. Так работал кружок до марта 1926 года. Теперь кружок слили с ячейкой Авиахима. После слияния работа замерла. Вот уже три месяца нет занятий. Бюро ячейки ОСО недавно созвало занятие, но явилось только 6 человек. Объясняется это тем, что в течение 3-х месяцев занятий не проводилось. А бюро ячейки ОСО-Авиахима и ее руководитель недостаточно энергично работают. Необходимо ячейку ОСО и ячейку Авиахим оживить. На это должно обратить внимание правлению клуба» («Призыв», 22 июня 1927). В выходные дни и по вечерам желающие шли в клуб, в котором работало много кружков: драматический, хоровой, акробатический, танцевальный. Молодёжь училась играть на струнных народных инструментах, гармони, баяне, осваивали игру на духовых музыкальных инструментах. В клубе работала библиотека. Появились и свои артисты: Е. Панова, В. Блохина, Н. Киселёв, А. Кичигин, Б. Шишканов, А. Тюльков, которые исполняли роли героев пьес А. Островского «Без вины виноватые», «Доходное место». Духовой оркестр под руководством С.И. Сергеева играл во время праздничных майских и ноябрьских демонстраций, торжественных и развлекательных мероприятий в клубе. Руководителем хора рабочих фабрики и кружка струнных инструментов был Борис Александрович Бурдюков. Он же в первые годы возглавлял работу клуба. Для детей школьного возраста был создан кружок рукоделия, которым руководила Л. Асанова. Комсомольцы активно включились в работу клуба. Участники художественной самодеятельности выступали в клубе, в соседних деревнях с песнями, частушками, физкультурными номерами, разыгрывали спектакли. Они привлекали к участию в художественной самодеятельности, к занятиям физкультурой и пионеров. Комсомольцы и пионеры увлеклись физкультурой. За школой в парке была построена спортивная площадка, на которой молодёжь играла в волейбол, гоняла мяч, занималась бегом и физкультурными упражнениями. Руководителем физкультурно-массовой работы был С. Тихонов. Под его наблюдением комсомольцы рядом со спортивной площадкой соорудили летнюю сцену, на которой выступали члены физкультурного коллектива и кружков художественной самодеятельности. Перед сценой стояли ряды деревянных скамеек для зрителей. «Культработа в сосновом лесу. ОТКРЫЛИ КРАСНЫЕ УГОЛКИ. Правление рабочего клуба при ф-ке «Оргтруд» всю свою культурную работу вынесло на воздух, в сосновый лес. 15-го мая состоялось открытие парка, где было устроено все необходимое для обслуживания культурных нужд рабочих. Здесь и библиотека и буфет и спортивные площадки. Каждый вечер парк переполнен молодежью, по вечерам играет оркестр музыки. Для освещения парка правление клуба провело электричество. В библиотеке всегда бывает полно рабочих, кто читает, кто играет в шахматы. Теперь правление клуба призадумалось, как-бы всех рабочих охватить культурной работой. Для этого правление клуба открыло на вольном воздухе хорошо оборудованные красные уголки. В уголках поставлены витрины с книжками, на столах много журналов и свежих газет. Открытие уголков состоялось 5-го июня. Рабочие остались очень довольны тем, что для них есть красные уголки. Теперь летней культработой охвачена не только молодежь, но и все взрослые рабочие фабрики. Лысенко». «Рабочие слушают радио на кухне, а не в клубе. Клуб умирает, хулиганство цветет. На фабрике «Оргтруд» обычная картина в воскресный день. Ватага пьяных расхаживает по дороге, кроет матом всех проходящих граждан, лезет в драки. У театра всем известный Шишканов Вася стоит засучивши рукава и орет: — Эй, выходите на меня драться! Всем морды побью! Публика шарахается в стороны и спасается бегством. Вот корпус № 2. На кухне радио. Рабочие сгрудились около него, слушают. Вдруг влетает некто Калашников в одном нательном белье и начинает хулиганить. Такая же картина и в корпусе № 3. Милиция, конечно, на это не обращает внимания. Хулиганам на фабрике «Оргтруд» ширится. А отчего? Не работает клуб. Стоит он с ободранными стенками, стоит пустой... С наступлением осени правлению клуба надо оживить работу клуба, нужно наладить кружковую работу, чтобы этим самым привлечь рабочих в клуб. Федор Яблоновский». «С великой скорбью и печалью рабочие фабрики «Оргтруд» извещают о преждевременной кончине рабочего клуба. Долго он, бедный, «болел», переменил вместо лекарства десять председателей. Последние перевыборы правления оказались для больного клуба смертельными. Вот уже два месяца на дверях клуба висит замок. Совместно с клубом скончались три ячейки: ОСО, МОПР и «Друг детей». Ярким укором фабкому со стен умершего клуба кричит плакат: — Культура — путь к социализму!» («Призыв», 15 дек. 1927). «Работница Еремина жаловалась на то, что на фабрике под клуб переделан бывший поповский дом. Помещение маленькое, под клуб неприспособленное. Кружкам клуба негде проводить занятия. Рабочие ставили вопрос перед губотделом текстильщиков об отпуске средств на постройку клуба, но так ничего и не добились» («Призыв», 28 февраля 1928). «За последнее время радио-бюро ГСПС на фабриках и заводах губернии установило 13 новых радиоприемных станций, на аудиторию в 100 человек каждая. На аудиторию до 500 человек установлено 8 станций. На-днях будет проведена трансляция в клуб фабрики «Оргтруд» и в красный уголок деревни Лемешки» («Призыв», 20 марта 1928). «Во всю ширь развернула свою работу юнсекция при клубе имени Воровского на ф-ке «Оргтруд» Сейчас бюро юнсекции каждое воскресенье устраивает вечера молодежи, чтобы этим отвлечь ребят от пьянки в корпусах. Работают кружки: юнкорский, выпускающий свою стенгазету «Молодняк» и «Радио-Газету», и музыкальный. Имеется струнный оркестр, в котором участвует только молодежь. Кружок выступает на вечерах, устраиваемых юнсекцией. Юнсекция организовала шахматно-шашечный турнир. Редколлегия газеты «Молодняк» намечает постановки живой газеты, а также проведение конкурса на лучшего декламатора. Работа у нас развернулась. Однако плохо – клуб маленький! Всего-то в нем две комнаты, одну из которых занимает буфет, а в другой недавно открыли парикмахерскую. Перед юнсекцией сейчас стоит серьезная задача – вовлечь в свои ряды всю молодежь. Молодежь не только работает в юнсекции, но и интересуется всей клубной работой. Библиотека клуба им. Воровского обслуживает всего 625 человек, из них 210 подростков. Молодежь принимает активное участие в кружке друзей библиотеки. К. Лашков» («Призыв», 6 апреля 1928). «Он, Аникин, может работать в более крупном клубе». За статистическими выкладками Кракшин проглядел развал и поголовную пьянку в клубе, проглядел, что этот самый Аникин, рекомендуемый к выдвижению, являлся организатором пьянки. На-днях на «Оргтруд», только для обследования финансовой работы, едут опять-же два инструктора. Сидят они порядочное время и, не закончив дело, возвращаются в губотдел «подрабатывать материал». — На «Оргтруде» растрата в клубе. Растрачено больше 300 рублей. Заявили об этом инструктора. — А акт? — Нет... Нет акта... Нужно вопрос согласовать. Вот материал подработаем... Пришлось начинать сначала. Послали на фабрику самого бухгалтера губотдела. Бухгалтер вернулся и доложил: — Растрат нет. Вышла ошибка. Новому президиуму губотдела нужно будет покончить с таким «руководством» («Призыв», 21 июня 1928). «В клубе фабрики «Оргтруд» обнаружена бесхозяйственность, растраты и безответственное разбазаривание клубных средств. Никакой описи клубного инвентаря не велось. Мебель, диваны и кресла валялись сломанные, зеркала попортились. Спортивный инвентарь, например лыжи и коньки, были свалены в подвальном помещении в воде. У бывшего председателя правления клуба Колгунова оказалась растрата 429 рублей. Денежные документы находятся в хаотическом состоянии. Счетоводом в клубе служил бывший поп местной церкви Ландышев. В связи с ревизией обнаружены жульнические проделки сотрудника владимирского отделения Совкино Яхонтова. Колгунов поручил Яхонтову продать за 70 рублей чугунный стол для кино-аппарата. Тот продал его клубу фабрики «Коммунистический Авангард» за 175 рублей. Но эти деньги ни Яхонтовым, ни Колгуновым в кассу клуба фабрики «Оргтруд» внесены не были. Ревизионная комиссия клуба была совершенно не работоспособна. Поэтому все безобразия в продолжение ряда месяцев сходили безнаказанно. Президиум губотдела текстильщиков предложил немедленно снять с работы Колгунова и Ландышева, правление клуба, ревизионную комиссию распустить в ближайшее время, произвести новые перевыборы. Дело передано прокурору» («Призыв», 1 июля 1928).
«He мало трудов нужно было положить клубу фабрики «Организованный Труд» для того, чтобы приобрести спортивный инвентарь и обеспечить швейными машинами школу кройки и шитья. Наконец, инвентарь приобрели, но обращаться с ним – не научились. До последнего времени инвентарь хранится в подвале, машины не чистятся и не смазываются, купленные клубом зеркала потрескались» («Призыв», 16 сентября 1928).
«Клуб фабрики «Оргтруд» в летнее время работал слабо, потому что у правления была плохая связь с рабочими. Для того, чтобы тесно связаться с рабочими, правление клуба 15 сентября устроило совещание клубного партийного и профессионального актива, совместно со всеми месткомами. К этому совещанию клуб предварительно вел подготовительную работу, путем бесед, с отдельными рабочими, а также в корпусах через актив и кружководов. Кроме того, правление клуба роздало рабочим анкеты с вопросами, выявляющими недостатки в культработе. В день совещания в нардоме была создана торжественная обстановка, перед началом совещания организовали запись в кружки, предварительно вывесив плакаты по каждому из них. В результате такой подготовки во время совещания записалось в 14 кружков 250 человек, большинство взрослых рабочих. Само совещание прошло очень деловито, на нем участвовало до 300 рабочих и работниц» («Призыв», 21 сентября 1928).
«Затаскали, сил наших нет На совещании клубного актива при фабрике «Оргтруд» выявилось тяжелое положение актива. Каждый активист числится по всем спискам: в партячейке, в фабкоме, клубе, кооперативе и в добровольных обществах. Все эти организации «привлекают» активиста к совещаниям, заседаниям и т. д. Получается тревожная картина; большинство из активистов не читает регулярно даже газету, а не только книгу. Несколько человек перестали ходить на собрания и активно участвовать в работе, объясняя это так: — Затаскали, сил нет. К тому же у меня семья!.. Мое предложение: актив не перегружать работой во многих организациях. Каждого активиста нагрузить работой в одной или двух организациях не больше. Тогда наш актив будет вести действительно практическую работу, а кроме того у него найдется время и для расширения своих знаний. Конечно, от этого улучшится наша культурная работа. Никитин» («Призыв», 25 сентября 1928).
«Культурная жизнь на «Оргтруде» В культурно-массовой работе на фабрике «Оргтруд» имеется несомненно сдвиг. Подготовительная работа к зиме даром не прошла. Особенно это чувствуется в деятельности кружков. Восемнадцатью кружками охвачено 490 человек. Большинство руководителей работает бесплатно — в порядке общественной нагрузки. Среди них есть врачи, учителя и специалисты с производства. Вместо 313 членов клуба в январе этого года, сейчас имеется — 416. Повышение произошло, главным образом, за счет взрослых рабочих. На 1-е января членов клуба свыше 23 лет было —100 человек, а в настоящее время - 176. Клуб не проходит мимо такой важной работы, как вовлечение рабочих от станка в партию. Недавно фракция клуба собрала всех коммунистов и кандидатов, занимающихся в кружках и поставила перед ними вопрос о проведении систематического вовлечения рабочих в партию. Сейчас уже вступило в партию 4 человека. В массовой работе завоевывают свое место семейные вечера. Надо отметить, что в большинстве случаев такие вечера удовлетворяют рабочих. Имеют успехи вечера вопросов и ответов, особенно на злободневные темы. Например, на тему «почему не хватает продуктов первой необходимости». Спектакли и киносеансы практикуются и для взрослых и для детей, и не только в клубе, но и в казармах. Необходимо сказать и о недостатках. Совсем не налажена такая важная работа, как военная. Слабо работает шахматно-шашечный кружок. Бесспорно, что часть вины за это падает на отсутствие руководства из губернии. Слабо вовлечены в клуб женщины. Организация при клубе деткомнаты безусловно поможет оживить работу новым притоком женщин. Плохо обращают внимание хозяйственные организации на ремонт. Например, в мае месяце были отпущены средства на постройку уборных и водопровода, а работу начали только 28 сентября и сейчас в уборных и коридорах клуба нет света. К. Никитин» («Призыв», 21 ноября 1928). «После конференции отношение к культурной работе не улучшилось. Наоборот, мы имеем такой возмутительный факт, говорящий о прежней косности клубных работников, как отказ руководителей клуба фабрики «Организованный Труд» от демонстрации культур-фильм. Эти «культурные» работники заявили, что фильма «Турксиб» — «барахло» и попросили что-нибудь «по-интереснее» («Призыв», 5 янв. 1930).
Члены хорового и драматического коллективов перед выступлением в клубе фабрики “Организованный труд”. 1929 г.
«Культурничество забыло политическое воспитание. Клуб им. Воровского при фабрике «Оргтруд» занялся устройством только вечеров самодеятельности и танцами, забывая отразить в своей работе такие кампании как ликвидация неграмотности, политехнизация школ, перевыборы фабкомов и т. д. Клуб мало отражал и работу фабрики. Ни о какой мобилизации масс на ликвидацию прорывов нет и речи, на клубных вечерах ни слова не услышишь о прорыве, о промфинплане, за то все уши прожужжат такие песенки как «помнишь ли милая, белая акация» и т. п.» («Призыв», 9 сентября 1930). «Клуб и ликбез В нардоме при фабрике «Оргтруда» по стенам развешано много красных плакатов. Надписи на этих плакатах политически выдержаны. Но вот привлекает наше внимание такой лозунг: «За выполнения пятилетку в четыре года». Очень хороший лозунг, но написан он безграмотно. Мы обращаемся к тов. Руфицкому, зав. учебной частью школы семилетки при фабрике «Оргтруд»: «Тов. Руфицкий! Вам, как человеку, приставленному к грамотности, надо давно было обратить внимание на то, чтобы плакаты в нардоме было написаны грамотно. Ждем, тов. Руфицкий, от вас письменного ответа». Клуб и часы На фронтоне клуба — нардома — большой белый круг с цифрами в стрелками. В середине круга написаны пояснения. Прочитавши эти пояснения, понимаем, что сегодня фабрика выполняет свой промфинплан на 101 проц. Зная, что это не совсем так, обращаемся за разъяснением к проходящей мимо клуба женщине: «Товарищ! Скажите, что это написано на этих больших часах?». — Женщина смотрит на круг, на нас и смущенно отвечает: - Я не знаю, что это за часы! — «Вы — тоже не здешняя?» — спрашиваем мы. — «Нет, я — здешняя фабричная работница». Товарищ Мосаренко! Как оно дальше будет с этими «часами»?» («Призыв», 2 фев. 1931). «Нa-днях на фабрику «Оргтруд» приезжала труппа артистов, рекомендовав себя лучшими артистами московского оперного театра. За день до концерта представитель данной труппы некий артист Солертовский Анатолий — оперный артист радиоцентра Москвы преподнес репертуар концерта, в котором были современные вещи и ряд отрывков из последних опер. Но это был, как будет видно дальше, своего рода маневр, чтобы обмануть общественность. Рабочие фабрики, увидя хорошую программу вечера и большую рекламу по всей фабрике, до отбоя набились в театре, не считаясь с высокими ценами. Но вот третий звонок. Открылся занавес. Заиграла рояль. Какая-то «известная», по их мнению пианистка Крюкова сыграла две вещи, в которых рабочие ничего ее поняли. Затем выступил и артист Солертовский. Последний ревел, ревел чуть-ли не севрюгой, и до того доревелся, что часть рабочих покинула театр, с возгласами: — халтура на халтуре.!!! Видя такое положение, пред. ФЗК Усов пошел проверить, что же это за типы (где же Усов был ранее!). Предфабкому москвичи уже рекомендовали себя владимирской сборной труппой. Впоследствии оказалось, что и во Владимире их не знают. В числе этих «артистов» Солертовский, скрипач Кудряков и пианистка Крюкова. Так называемый большой концерт, продолжался не более 30 минут, но даже полчаса времени не могли прослушать рабочие. Со второго отделения начались возгласы рабочих, чтобы прекратили эту халтуру. Не обошлось и без чудес в этот вечер. Нашелся тип, некий Ямщиков, назвавшийся прокурором области. Он пытался запугать работников общественных организаций, требуя ареста секретаря поселкового совета на том основании, что вечер срывать он не позволит. Не такой отдых нужен сейчас рабочим «Оргтруда». Для них нужны вечера, которые давали-бы зарядку на борьбу за промфинплан» («Призыв», 2 сентября 1931). «На фабрику «Оргтруд» прибыл новый женорганизатор. На 22 августа было назначено собрание женского актива, на котором предполагалось обсудить вопрос о ликвидации прорыва на фабрике. Кроме того, новому женорганизатору важно было познакомиться с активом для того, чтобы найти почву для будущей работы. В 8 часов в клуб фабрики очень аккуратно начали собираться женщины-работницы. Они попросили у культработника Репкова предоставить им комнату для проведения собрания. Репков, как бы в насмешку, дал женщинам маленькую темную комнату, в которой было всего 4 стула. Работниц собралось много, комната оказалась тесной. Женорганизатор обратилась к Репкову с просьбой дать комнату более просторную, в которой были бы свет и стулья. Репков в комнате и стульях категорически отказал, при чем с насмешкой заявил: — «катитесь от меня... не барыни, постоите и в темноте». Оскорбленные таким приемом работницы покинули стены клуба. Собрание было сорвано. На «Оргтруде» 80 проц. рабочих — женщины. И если с ними таким образом проводится массовая работа, то вполне понятно, почему фабрика очутилась в глубоком прорыве» («Призыв», 2 сентября 1931). «При фабрике «Оргтруд» имеется клуб, который является единственным культурным очагом в поселке. Однако, за состоянием его никто не наблюдает. Клуб является опасным в пожарном отношении. Несмотря на ряд указаний со стороны пожарной охраны фабзавкому о производстве капитального ремонта, дело ни с места. А в клубе электропроводка пришла в негодность, нет отдельного выхода с галерки, нет фойе, курительной комнаты и т. д. ФЗК мер никаких не принимает, а только и слышны одни заявления: «вот поедем в облсоюз за деньгами», «вот заключаем договор на ремонт» («Призыв», 24 ноября 1932). «На летней сцене фабрики «Оргтруд» местный драмкружок и областная эстрада дают 10 постановок: «Чудесный сплав», «Ложный стыд», «Норд-Ост» и другие. Будут проведены научные лекции, литературные вечера по обсуждению художественных произведений: Авдеенко — «Я люблю», Островский — «Как закалялась сталь». Устраиваются военизированные походы, игры, 120 человек молодежи отправятся в лагери Осоавиахима…» («Призыв», 11 июня 1935). «Иванов издевается над семьей Иван Иванов на фабрике «Организованный труд» считается активистом-комсомольцем. Его можно видеть на любом собрании. Он везде и всюду выступает с громовыми речами. Это так на словах... Некоторые рядовые комсомольцы пытались его давно разоблачить, как пьяницу, болтуна. Но их разоблачения руководством комитета комсомола всегда затирались. Недавно Иванова за безделье и пьянство уволили с работы. Комитет комсомола вмешался, а какие думаете принял меры к Иванову? Он устроил его на другую работу. Сейчас Иванов заведующий общефабричным клубом. Работа в клубе поставлена плохо. За пьянство и хулиганство Иванов исключался из комсомола. Он имеет строгий выговор. Но все это для него не стало уроком. Наоборот, он ведет себя вызывающе и на работе, и дома в семье…» («Призыв», 14 июля 1935). «ЗВУКОВОЕ КИНО НА ФАБРИКЕ «ОРГАНИЗОВАННЫЙ ТРУД» ЦК союза хлопчатобумажников ассигновал фабричному комитету фабрики «Организованный труд» для установки звуко-говорящего кино 7000 рублей. Начаты подготовительные работы. Звуковое кино будет установлено к 22 ноября» («Призыв», 26 октября 1935). «Звуковой кино-театр на «Оргтруде» На фабрике «Организованный труд» открылся звуковой кинотеатр. На оборудование кино-театра фабричным организациям отпущено ЦК Союза хлопчатобумажников 7000 рублей, остальные 7000 рублей, требуемые для оборудования театра, изысканы фабричными организациями. С 15 февраля демонстрировались две кино-картины: «Горячие денечки» и «Любовь и ненависть». Зал театра, вмещающий около трехсот человек, все сеансы были переполнены» («Призыв», 26 февраля 1936).
В 1937 году на фабрике «Оргтруд» был создан хор старых производственников. «Повесть «Дубровский» подготовил к постановке драматический кружок фабрики «Организованный труд». Сегодня она будет показана на сцене фабричного клуба. В самодеятельной части вечера, посвященного столетнему юбилею Пушкина, примут активное участие учащиеся школы-семилетки» («Знамя», 8 февраля 1937).
«Клуб фабрики «Организованный труд» начал готовиться к первомайскому празднику. Для рабочих, инженерно-технических работников, служащих фабрики и их детей 30 апреля, по окончании торжественного заседания, в клубе устраивается вечер рабочей самодеятельности. Вечером 1 мая силами клубного драмколлектива будет поставлена пьеса В. Гусева «Слава». Вечером 2 мая драмколлектив дает спектакль Островского «Бесприданница». П. Карасев» («Знамя», 23 апреля 1937). «Самодеятельный драмколлектив фабрики «Организованный труд» показал рабочим два спектакля пьесы Островского «Без вины виноватые». Спектакли прошли с большим успехом. До этого драмколлективом были показаны еще две пьесы: «Любовь Яровая» К. Тренева и «Слава» В. Гусева» («Знамя», 23 июня 1937). «Кружок начал подготовку к Октябрю На фабрике «Организованный труд» при клубе развернулась большая культурно-массовая работа с молодежью. Юноши и девушки фабрики стали активно участвовать в работе клуба. При клубе организованы два драматических кружка. Они начали подготовку к XXI годовщине Великой пролетарской революции. Кружковцы готовят пьесы «Васса Железнова» и «Парижский тряпичник». В дни пролетарского праздника на сцене клуба будут поставлены эти пьесы для рабочих фабрики. Организованы также хоровой кружок и кружок гармонистов. Имеется при клубе и хороший духовой оркестр. Актив клуба проявил инициативу в части обмена опытом культурно-массовой работы с другими фабриками области. Недавно коллектив Ковровского клуба им. Ленина при фабрике имени Абельмана приезжал с постановкой и художественным исполнением на фабрику «Оргтруд». Драмкружок фабрики «Оргтруд» 15 сентября с пьесой «Слава» поедет в Ковров. Позднее — с пьесой «Дети Ванюшина» кружковцы поедут на фабрику им. Лакина» («Знамя», 9 сентября 1937). «Сейчас среди рабочих не проводится никаких лекций. В театре — стужа, его отапливают плохо. Рабочие из-за этого редко посещают театр» («Знамя», 15 ноября 1937). «Вызов на соревнование драмкружков области Драмкружок клуба имени Воровского (фабрика «Организованный труд») обсудил вопрос о подготовке к 20-й годовщине РККА. Кружок включился в соревнование на лучшую подготовку к этой годовщине и вызвал на соревнование драмкружок клуба им. Молотова и все драмкружки клубов Ивановской области. К 20-й годовщине РККА кружок готовит пьесу Прутта «Год девятнадцатый» и концерт. По поручению кружковцев В. Блохина» («Призыв», 29 января 1938). «Драмкружок клуба фабрики «Организованный труд» для рабочих ставит постановку «19 год». В красных уголках общежитиях будут проходить беседы о Красной Армии, о ее славных командиpax. С воспоминаниями выступят участники гражданской войны» («Призыв», 23 февраля 1938). «РАБОЧИЙ ХОРОВОЙ КРУЖОК В ноябре прошлого года фабкомом фабрики «Оргтруд» был командирован на областные полуторамесячные курсы руководителей рабочего хора тoв. Мазов Н.А. По окончании курсов он организовал при корпусе № 3 хоровой кружок, в который и записалось 40 рабочих. Не прошло месяца, как начал свою работу этот хоровой кружок. Жители поселка недавно увидели весь состав хора на сцене клуба. Когда открыли занавес, публика встретила хор громкими аплодисментами. Следует отметить, что половина состава хора состоит из пожилых рабочих. Есть такие, как, например, Блохин Н.П. — 66 лет, Иванова Евдокия — 61 год, Малышева Н.А. — 58 лет и другие. При исполнении хором народной песни «Ах вы, сени» Блохин Н.П. и Малышева Н.А. вышли в круг с пляской. Объединенными силами хора клуба и хора корпуса № 3 в составе 75 человек было исполнено две старинных песни «Ой, да ты, калинушка» и «Уж ты сад». Упорной работой, правильной расстановкой голосов тов. Мазов добился в рабочем хоре положительных результатов. В хоре твердая дисциплина, рабочие посещают спевки дружно, без опозданий. А.П. Филимонов» («Призыв», 27 февраля 1938). «Беспорядки в клубе фабрики «Оргтруд» продолжаются 16 февраля 1938 года заведующий клубом фабрики «Оргтруд» т. Карасев вывесил афишу, что будет кино «Ленин в Октябре». В афише было объявлено, что первый сеанс в 2 часа, второй — в 4 ½ часа, третий в 7 часов, четвертый в 9 часов вечера и дополнительный пятый сеанс начнется в 11 с половиной часов дня для детей. Как будто все хорошо. Однако т. Карасев преследует одну цель — как можно больше выручить от картины. На одно и то же место продавалось по два и по три билета. Третий сеанс был начат не в 7 часов, а в 6 часов 45 минут. 50 рабочих на сеанс не попали, да если бы их и пустили, то все равно театр бы не вместил всех, кому проданы билеты. Долго ли рабочие фабрики будут терпеть такое «культурное обслуживание»? Пора бы такому «культурнику» показать, как нужно работать, не обманывая рабочих. Работница» («Призыв», 28 февраля 1938). «Концерт в колхозном клубе Недавно в боголюбовском колхозном клубе силами рабочих фабрики «Организованный труд» был дан концерт. Колхозники с удовольствием прослушали украинские и русские народные песни, художественное чтение и декламацию. На днях актив Боголюбовского клуба намечает выехать на фабрику и взаимно обслужить рабочих художественной самодеятельностью. П. Шибанов» («Призыв», 4 апреля 1938). «Горьковские дни на фабрике «Оргтруд» В клубе фабрики «Организованный труд» проведен вечер, посвященный 70-й годовщине со дня рождения А.М. Горького. Преподаватель местной школы т. Венков сделал доклад о жизни и творчестве великого русского писателя. Хор исполнил любимые песни А.М. Горького, а чтецы—отрывки из повести «Мать». Артисты Владимирского гортеатра 30 марта поставили на сцене клуба пьесу А.М. Горького «Мещане». Спектакль прошел с большим успехом Карасев» («Призыв», 8 апреля 1938). «КОНЦЕРТ В КОЛХОЗНОМ КЛУБЕ На-днях силами рабочих фабрики «Оргтруд» во второвском колхозном клубе был поставлен концерт. На нем присутствовало более 200 колхозников. Коллектив самодеятельности на «Оргтруде» организован недавно, но имеет уже хорошие результаты. Особенно хорошие показали достижения в танцах нацмены Александровы и Нина Жаркова. Большой успех имело выступление 66-летнего участника концерта. Посещение рабочих вызвало оживление клубной работы во Второве. Власов В.A.» («Призыв», 14 апреля 1938). «ПОСТАНОВКА ПРОШЛА С УСПЕХОМ В клубе фабрики «Оргтруд» Владимирский гортеатр на-днях поставил пьесу А. Островского «Поздняя любовь». В клубе было около 400 зрителей. Все они остались довольны постановкой. Особенно артисты хорошо справились с ролями матери, Николая, Дормедона и т. д. Школьники «Оргтруда» очень хотели бы, чтобы в дни каникул театр поставил на фабрике какую-нибудь пьесу специально для них. Ученик оргтрудовской школы Б. Шишканов» («Призыв», 5 января 1939).
«Постановки гортеатра в фабричном клубе 31 января 1938 г. в клубе фабрики «Оргтруд» Владимирским гортеатром была поставлена пьеса К. Финна «Сыновья». Артисты театра показали зрителю образы молодых патриотов нашей прекрасной родины. Зрители остались очень довольны постановкой. Это — уже пятый выезд гортеатра на фабрику. Здесь он показал четыре пьесы — «Мачеха», «Слуга двух господ», «Поздняя любовь» и «Сыновья». Рабочие фабрики благодарны коллективу гортеатра и просят его выезжать к ним с постановками почаще. Шебонилова, Исаева, Украинский» («Призыв», 4 февраля 1939). «Клуб «Оргтруда» накануне праздника Широкую подготовку к Первому Мая развернул клуб фабрики «Оргтруд». Драматический кружок репетирует две пьесы. Хоровой кружок разучивает новые песни советских композиторов. Кроме того, отдельные участники хора готовят индивидуальные выступления с песнями из кинофильмов. Хор старых производственниц-стахановок, недавно организованный, разучивает специально русские народные песни, широко распространенные среди рабочих фабрики. Духовой оркестр также готовит новые вещи, с которыми выступит в первомайские дни. Недавно клубом организован мужской ансамбль, который к празднику разучивает песни бывших каторжан Сибири. К празднику будет закончен монтаж второго звукового киноаппарата, что позволит рабочим фабрики смотреть картины без всяких перебоев. Не отстает в подготовке и клуб пионеров. Детские хоровой и струнный кружки разучивают новые песни советских композиторов, драмкружок ставит новую пьесу «Воспитанник страны Советов», физкультурники готовят ряд упражнений. Бурдюгов» («Призыв», 20 апреля 1939). «Школьники фабрики «Организованный труд» к зимним каникулам получили хороший подарок — вновь оборудованный клуб пионеров. Клуб стал любимым отдыхом детей. Здесь они устраивают вечера самодеятельности, занимаются в различных кружках, организовали большую выстави рукоделия. В гости к школьникам приезжал Ивановский кукольный театр и доказал две инсценировки» («Призыв», 8 января 1940). «ДВЕ НОВЫХ ПОСТАНОВКИ В клубе фабрики «Организованный труд» по вечерам — большое оживление. Почти ежедневно здесь проводятся репетиции самодеятельного драматического кружка, включившегося в подготовку к смотру театральных кружков. Сейчас разучиваются пьесы Лавренева «Разлом» и Кидкина «Однажды ночью». В кружке занимаются ткачихи, поммастера, служащие. Более чем 15 лет членом кружка состоит пятидесятилетний поммастера стахановец Осип Васильевич Абрамов. Он выполняет главные роли. Активное участие в спектаклях принимают молодые рабочие Тюльков, Сахаров, Жаркова» («Призыв», 1 февраля 1940). «Слава» на клубной сцене На-днях районная комиссия по подготовке к смотру театральных кружков, совместно с общественными организациями фабрики «Оргтруд», просмотрела пьесу «Слава», поставленную клубным драмколлективом. Постановка допущена к районному смотру и признана творческим успехом драмкружка. Пьеса орденоносца Виктора Гусева «Слава» рисует летчиков наших дней, их героические будни. Она занимательна и жива по сюжету, богата по содержанию. В острой драматической форме показано, что советского летчика к героическому поступку влечет не желание славы, а любовь к родине. Драмколлектив правильно понял идею пьесы. Он брал материал из самой жизни, богатой героическими примерами, и поэтому постановка прошла правдиво и интересно. Ведущую роль — летчика. Василия Мотылькова ведет талантливый кружковец Стародубов. Правда, в его игре есть срывы, некоторая недоработанность, но в целом он сумел создать образ человека, не боящегося трудностей, мужественного, простого — образ чкаловца. Особенно тепло проведена им сцена с Леной Медведевой (В. Блохина) в больничной палате. Кружковец А.И. Тюльков играет роль заслуженного артиста республики Медведева. В замысле трактовка образа правильна, но в игре образ дан упрощенно и во многих местах излишне сентиментально, слезливо. Тюльков играет старика, но у него чересчур молода походка, интонация, мимика. Более удачней и выпуклей дала обаятельный образ матери Мотылькова Е.П. Панкова. Тепло и твердо звучит монолог матери после того, как она узнала, что сын ее Василий — ранен. Кружковец Н.В. Киселев (Очерет) впадает в декламацию. У него также слаба мимика. Душевное движение он часто выражает только лишь невыразительным хождением по сцене. Крайне холодно, искусственно прошло прощание Очерета с Мотыльковым. Хорошо справились со своими ролями кружковцы В.Н. Блохина, Викторов (профессор Черных). Хуже игра С. Богачева (почтальон). Он утрирует образ почтальона, впадает в фарс. Требуют большой доработки массовые сцены — особенно в последнем акте. Действующие лица не знают, что делать, как вести себя, они смущены этим и получаются некрасивые паузы. К неудачам постановки следует отнести плохое музыкальное оформление, нестройное пение за кулисами. При условии настойчивой работы над собой до начала районного смотра, драмколлектив «Оргтруда» вполне может устранить все эти недоработки. Ал. Леваков» («Призыв», 15 марта 1940). «Клуб перестроил работу. На основе решений X пленума ВЦСПС клуб фабрики «Оргтруд» (председатель правления т. А. Хлебодарова) успешно перестраивает работу, добиваясь широкого привлечения рабочих и служащих к ней. Практикуется организация вечерoв старых производственников. Состоялось уже два вечера, на которых председатель фабкома тов. Стародубов прочитал лекции на темы «О коммунистическом воспитании» и «О коммунистическом отношении к труду». После лекций силами клубной самодеятельности были устроены концерты. Хоровой коллектив пол руководством тов. Бурдюкова провел декаду смотра советской музыки и эстрады, во время которой было дано два концерта на темы «Украинская песня» и «Советская лирика». Проведен вечер клубного актива, на котором пpисутствовало свыше 100 человек. Клубный драмкружок с большим успехом поставил пьесы «Платон Кречет» Корнейчука и «Васса Железнова» Горького. Недавно был организован выезд в подшефный Боголюбовский детдом, где воспитанникам был дан большой концерт. Проведен вечер вопросов и ответов. Были организованы литературные лекции о творчестве Маяковского и Лермонтова. По радио мы передаем показатели работы фабрики, цехов, смен, передовых помощников мастера и ткачих. В порядке обмена опытом предполагается сделать выезды клубной художественной самодеятельности в клубы фабрик «Пионер» и им. Свердлова. И. Старадубов» («Призыв» 4 февраля 1941). «КОНЦЕРТ В ФАБРИЧНОМ КЛУБЕ Художественная самодеятельность фабрики «Пионер» на-днях дала концерт в клубе фабрики «Оргтруд». Хоровой кружок хорошо исполнил целый ряд современных и русских народных песен — «Песню о Сталине», «Комсомольскую», «Ах ты сад, ты мой сад» и другие. Было также много индивидуальных выступлений с пением и пляской. А. Ионов» («Призыв», 14 февраля 1941). «На-днях на экране клуба фабрики «Оргтруд» демонстрировался историко-биографический фильм из цикла «Жизнь замечательных людей» — «Яков Свердлов». С большим интересом просмотрели картину 1746 человек. Картина оставила у зрителей незабываемое впечатление. П. Кулаков» («Призыв», 15 февр. 1941). «В клубе фабрики «Оргтруд» на-днях состоялся вечер, посвященный обмену опытом стахановской работы. С докладом выступил стахановец — помощник мастера 10 комплекта тов. Галактионов. Он рассказал, как его комплект завоевал переходящее красное знамя. Затем поделились своим опытом помощники мастера Дмитриев, Касаткин, инструктор ученического комплекта Быкова и другие. После участникам вечера была показана кинокартина. А. Ионов» («Призыв», 27 мая 1941). «На фабрике «Оргтруд» широко развертывается художественная самодеятельность. Клуб имеет шесть самодеятельных кружков, которые регулярно проводят занятия. Драмкружок, состоящий из 28 человек, поставил такие вещи, хая «Платон Кречет» Корнейчука, «Васса Железнова» Горького, «Случай на полустанке» и т.д. К дню Красной Армии была показана пьеса «Разлом» Лавренева. Сейчас кружок готовит пьесу А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Кружковцы с большой серьезностью относятся к своим обязанностям. Такие товарищи, как И. Абрамов, А. Бурдюков, Н. Бородин, В. Блохина, А. Маркова и другие состоят в кружке уже несколько лет и пользуются большим успехом у зрителей. Хор старых производственников, насчитывающий 35 участников, состоит исключительно из рабочих производства. В нем, например, занимается рабочий Н. Блохин, 70 лет, Е. Иванова, 61 года, А. Горбунова, 65 лет, и другие. В репертуаре хора — русские народные пecни. Затем, в клубе есть еще хоровой кружок из 42 человек, эстрадный кружок из 11 человек, струнный оркестр из 42 чел., духовой оркестр. Только за два последних месяца кружки дали на сцене клуба три концерта и два спектакля. Кружки часто выезжают в соседние колхозы — Луневский, Ново-Быковский, Давыдовский, сделан был выезд на фабрику «Пионер». Художественную самодеятельность на фабрике можно было бы развернуть еще шире, если бы помогали как следует общественные организации. Струнному кружку, например, нужны средства на покупку некоторых инструментов, но фабком средств не отпускает. Фабричный клуб не создает условий для занятий кружков – не предоставляет помещения, дает всего одну комнату. П. Кулаков («Призыв», 13 марта 1941).
«КЛУБ ГОТОВИТСЯ К ПРАЗДНИКУ Клуб фабрики «Оргтруд» развернул широкую подготовку к празднику Первого мая. Драмколлектив готовит постановку «Шестеро любимых». Клубный хор, в количестве 50 человек, разучивает новые песни — «Песню о Сталине», «Марш текстильщиц», «Наша Москва». Хор старых производственников также приступил к изучению новых песен, с которыми он выступит после торжественного заседания 30 апреля. Эстрадный кружок, духовой оркестр и струнный коллектив тоже готовят много новых выступлений. В клубе сейчас пишутся плакаты и лозунги, ремонтируется и обивается мебель, драпируются окна, устраиваются новые занавеси и т.д. Активисты клуба готовят выпуск праздничного номера стенной газеты. Зав. клубом А. Хлебодарова» («Призыв», 25 апреля 1941). «Встреча рабочих с фронтовиками. В клубе фабрики «Оргтруд» на-днях состоялась встреча рабочих с фронтовиками. Присутствовало около 300 человек. Политрук т. Морозов сделал доклад о текущем моменте. Затем фронтовики — капитан Подлесный, Морозов, Королев рассказали о боевых эпизодах борьбы с гитлеровскими мерзавцами и призывали собравшихся еще лучше работать в производстве, чтобы приблизить победу над врагом. После был дан обширный концерт художественной самодеятельности. Вечер встречи вызвал большой интерес со стороны рабочих и оставил очень хорошее впечатление. Зав. клубом А. Хлебодарова» («Призыв», 20 октября 1942).