Дни памяти: 4 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской 1 августа – Собор Курских святых 3 ноября
Священномученик Дамиан (Воскресенский), Курский, архиепископ
Дмитрий Григорьевич Воскресенский родился в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии 23 октября 1873 года в семье священника. Он окончил Курское духовное училище, затем духовную семинарию в 1894 г., после чего в 1894 г. служил псаломщиком Спасо-Преображенского собора г. Путивля. В том же году назначен надзирателем и учителем чистописания и черчения Старооскольского духовного училища. С 6 января 1897 — священник церкви села Николаевка Путивльского уезда (ныне Бурынского района Сумской области Украины). Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу, Молитвы вернули о. Дмитрию силы, и он поступил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Петроградском Археологическом институте.
27 ноября 1904 года, в день празднования иконы Курской Коренной «Знамение», он был пострижен в монашество с именем Дамиан. В 1904—1905 годах — благочинный академического духовенства и одновременно исполняющий священнические обязанности в Суворовской церкви Николаевской академии Генерального штаба (в связи с тем, что настоятель церкви Георгий Шавельский отбыл на фронт русско-японской войны). В 1905 г. завершил учебу в Санкт-Петербургской духовной академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1905 года — преподаватель Смоленской духовной семинарии.
С 1907 — смотритель Старооскольского духовного училища.
С 1908 — смотритель Обоянского духовного училища.
28 июля 1911 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита по должности.
С 29 апреля 1918 года — епископ Переславский, викарий Владимирской епархии. Предшественник - Иннокентий (Фигуровский). Преемник - Леонид (Антощенко). Это была первая архиерейская хиротония по благословению Патриарха Тихона. «Наречение и хиротония в Епископа Переславского Ректора Смоленской духовной семинарии Архимандрита Дамиана. 28-го апреля в Крестовой церкви Архиерейского дома состоялось наречение ректора Смоленской духовной семинарии Архимандрита Дамиана в Епископа Переславского, Викария Владимирской епархии. Торжество наречения произошло после литургии и положенного в этот день крестного хода в присутствии Митрополита Сергия и епископов Евгения Юрьевского и Павла Суздальского. По отпуске архимандрит Дамиан, взяв благословение у архипастырей, участвовавших в наречении, обратился к ним с соответствующею речью.
Хиротония новонареченного Архимандрита Дамиана в Епископа Переславского совершена была в Кафедральном Владимирском соборе 29-го апреля. В совершении торжественной литургии, за которой происходила хиротония, принимали участие те же архипастыри, что и накануне в наречении. После литургии Митрополит Сергий вместе с другими архипастырями вышел на средину храма и здесь, вручая новохиротонисанному архиерейский посох, в речи, обращенной к нему, указал на трудности архиерейского служения в настоящую пору, когда против Христа и Его служителей ведется борьба со стороны враждебных антихристовых сил, требующая от пастырей и голубиной простоты и мудрости змия, и выразил пожелание, чтобы новохиротонисанный святитель действовал в духе этой простоты и мудрости для достижения конечной цели Христова учения — торжества добра над злом и утверждения Царства Христова. После речи Епископ Дамиан преподал благословение собравшемуся в соборе многочисленному народу.
Местопребыванием нового Викарного Епископа Владимирской епархии назначается гор. Переславль Залесский, бывший в XVIII веке в течение 44 лет кафедральным городом самостоятельной в то время Переславской епархии (1744—1788 г.). Мысль о титуловании одного из викарных епископов Владимирской епархии Переславским и о пребывании ему в гор. Переславле возникла еще во время пребывания на Владимирской кафедре приснопамятного Архиепископа Николая. Но тогда она не могла получить практического осуществления, так как встретила затруднения чисто формального свойства. Именно, один из епископов русской церкви, служивший в заграничной миссии (китайской), по соображениям политического характера не мог именоваться ни именем города, ни именем того народа, в стране которого он служил, и ему присвоено было именование «Переславского». В настоящее время эти затруднения отпадают, и явилась возможность нового Викария Владимирской епархии наименовать Переславским, назначив ему местопребывание в гор. Переславле. Переславский и Александровский уезды, как известно, наиболее отдалены от епархиального центра, и пребывание епископа в гор. Переславле чрезвычайно важно для непосредственного архипастырского воздействия и влияния на эту разъединенную с кафедральным городом часть епархии» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-8-й. Май 1918 г.). «РЕЧЬ архимандрита Дамиана при наречении во Епископа Переславского Богомудрые Архипастыри! Благословением Святейшего Патриарха и Священного Синода православной русской церкви согласно избранию первосвятителя церкви Владимирской призываюсь я недостойный на высшее служение в сане Епископа. Отныне на высокие возводит меня Господь. Но эта высота слишком обязывает. Отныне свет от жизни, свет от добрых дел моих должен светить большему кругу лиц, вверяемых моему духовному водительству. Отныне постоянно при служении буду внимать я небесному Христову призыву: «тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя, и прославят Отца нашего, иже есть на небесех». Призвание мое к епископскому служению совершилось в великие дни страстной и светлой седмиц. Эти святые дни были, как и весь предшествующий год, тревожными, тяжелыми днями для нашей церкви и родины. Призвание к епископскому служению явилось для меня в эти дни полной неожиданностью. Могу сказать, оно застигло меня врасплох, совершенно неподготовленным к нему, именно, в эти дни. Случайным гостем оказался я в древнем Владимире у любвеобильного Архипастыря, с коим весьма нередко и в былые годы сретал и проводил страстные и светлые дни в общении молитвы, мира, любви и радости духовной. И вот в нынешний великий четверток после службы в Кафедральном соборе я впервые узнал о назначении меня в древний Переславль Залеский. Так судил о мне Господь. Усмотрел я в этом — определение Божественного Промысла, твердо памятуя, что от Господа исправляются пути человека (Пс. 46, 23).
С чувством священного трепета, душевного умиления и спокойной радости, принял я эту весть. В этот священный момент жизни, в момент исключительный, неповторяемый, при мысли о высоте, святости и трудностях епископского служения никто из земнородных не может не вострепетать и не содрогнуться. Трепетом исполнилась и моя душа. Разумеется, не мог я рассчитывать на свои слабые человеческие силы; у меня больше немощей, чем этих сил. Для меня оставалась одна надежда на помощь Божию, на содействующие молитвы верующего православного народа. Свое упование возлагал я и на силу ваших святительских молитв, изводящих спасительную благодать, немощная врачующую, оскудевающее восполняющую. К этому и были направлены мои мысли и чаяния тем легче и удобнее, что в эту сторону, они направлялись у меня издавна еще со времени моего иноческого пострижения. Мне всегда были памятны, для меня были постоянным жизненным правилом слова псалмопевца «Бог мой — скала моя, на Него уповаю» (Пс. 17, 3). Слова эти привел мне в 1904 году нынешний Митрополит Владимирский, тогда еще ректор духовной академии, при пострижении в монашество.
Священный трепет и умиление поддерживаются и питаются во мне в эти дни еще той мыслью, что добрую весть получил я в тот день, когда вспоминается установление святейшего таинства причащения, этой основы и опоры всего нашего архипастырского и пастырского делания на земле; весть эту я принял после обряда омовения ног, в коем сказалась вся любовь и смирение Христово, Его спасительное единение с учениками — основа и залог победы. Христовой любви над началами мира сего, торжества христианства в поднебесной, как и отмечено это в одном ирмосе — «союзом любве связуеми апостоли,... благовествоваху всем мир». Умиление и священный трепет поддерживались во мне и за вечерним богослужением великого четверга. Внимая апостольской повести 12 евангелий о страданиях Христа Спасителя за грешный мир, переживая мысленно Его первосвященнический голгофский подвиг, я невольно представлял себе, что и архиерейское служение на земле, особенно, в наши предательские голгофские дни, полно скорбей, лишений и страданий. Для меня слишком было очевидно, как тяжел этот изящный, красиво драпирующийся святительский омофор, который заутра покроет и мои рамена; я видел, что он соткан не из дорогих тканей, а из безмерных испытаний.
В эти дни мне не чуждо было, святители Христовы, и спокойное чувство радости духовной. Это было именно чистое, спокойное чувство; радости чрезмерной, беспокойной и не могло быть у человека моего возраста, когда прожито более половины того, срока, какой определен человеку у псалмопевца. Радостное настроение поддерживалось во мне и радостным содержанием пасхальных песнопений, что слушал я при служениях в сем храме и историческом Успенском соборе г. Владимира. Радовала меня и мысль, что епископское служение Бог судил мне проводить в стране истово-православной, где одно множество храмов и обителей говорит о нерастраченном еще усердии, о чистоте веры и теплоте молитв обитателей ее; радуюсь, что служение мое будет проходить в том уголке России, который может быть назван предпочтительно «святой Русью». Особенно же меня радует, что в своем новом, ответственном делании — я не буду одинок; мое служение отныне будет проходить под руководством и любвеобильным оком мудрого святителя, которого я навык любить и ценить неизменно с академической скамьи.
Вот мои переживания за эти неповторяемые дни. Трепет пересиливает во мне радостные настроения: слишком уж тяжки, мрачны и ответственны для архиерея переживаемые дни. Теперь мы, может быть, достигли крайней степени напряжения общецерковных и общенародных испытаний, мы, так сказать, в зените страданий. Трепетный и смущенный несу в сей нареченный и святый день к вам, святители Божии, раздаятели всемощной благодати всесвятого Духа, несу свой крепкий молитвенный вопль: помолитесь обо мне недостойном, да покажет меня Господь во все дни жизни моей быть образом для верующих «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4), не ослабевая до последнего моего издыхания в святой ревности о спасении драгоценных душ человеческих. 1918. 28 апреля, г. Владимир» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9. Май 1918 г.).
Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению св. мощей. Он открыто выступал в поддержку Патриарха Тихона и Матери-Церкви. Это не осталось не замеченным властями. В сентябре 1920 г. Владимирский ревтрибунал приговорил его к лишению свободы на все время гражданской войны за хранение «контрреволюционной литературы и рукописей...». Специальным предписанием ВЦИК был освобожден из тюрьмы.
2 ноября 1922 года уволен на покой постановлением обновленческого ВЦУ с назначением местожительства в Ташкенте.
В 1922 года был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковного имущества, но фактически — за противодействие обновленческому движению. В обвинительном заключении говорилось: «Воскресенский, будучи не согласным с происходящими в церковной жизни событиями и не соглашаясь с проблемами реформ, отвечающими современному Советскому строю, вел тайную агитацию среди народных масс, натравливая последних на лиц обновленческого церковного направления». 23 февраля 1923 года был выслан на два года в Туркестан.
С ноября 1925 года — епископ Переславский, управляющий Владимирской епархией (с ноября 1925 г. по 9 декабря 1925 г.).
22 декабря 1925 года Дамиан перешел в григорианский раскол епископа Григория. На совещании раскольников избран членом Временного высшего церковного совета (ВВЦС) и вместе с другими восемью архиереями был зарегистрирован 2 января 1926 года. Подписал выработанный на совещании Наказ.
После наложенного митрополитом Сергием запрещения, вместе с архиепископами Григорием и Константином подписал письмо к местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Петру с просьбой утвердить и благословить вновь организованный ВВЦС. Получив резолюцию митрополита Петра, ездил с другими делегатами в Нижний Новгород к митрополиту Сергию (Страгородскому).
2 февраля 1926 г. он подал заявление ВВЦС, где писал: «Выяснилось окончательно, что наш „совет и дело от человек“ (Деян. 5.38), а потому вполне обдуманно заявляю Вашему Высокопреосвященству о своем выходе из состава ВЦС. Ради мира церковного братски прошу Вас и прочих иерархов последовать моему смирению». Принят митрополитом Сергием в сущем сане.
Управляющий Владимирской епархией с 2 февраля 1926 г. по май 1927 г. С мая 1927 года — архиепископ Полтавский и Переяславский.
С 25 апреля 1928 года — архиепископ Курский.
В Центрально-Черноземной области владыка Дамиан организовал разветвленную сеть общественно-религиозной организации «Ревнители Церкви», которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек.
В июне-июле 1932 года в западных районах прошли массовые антиколхозные выступления под лозунгами: «Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой Советскую власть — власть бандитов, давайте царя». По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. По мнению следствия, эти выступления были подготовлены организацией «Ревнители церкви», якобы созданной архиепископом Дамианом, который был арестован.
На следствии показал, что «своей задачей во время управления Курской епархией ставил объединение в первую очередь вокруг священнослужителей, подчиненных мне, и вокруг отдельных верующих мирян, групп граждан, которые являлись бы глубоко верующими и способными защищать интересы церкви; представляли бы из себя ячейки ревнителей церкви для борьбы с всякими посягательствами на церковь и для проповеди православия».
22 ноября 1932 года уволен на покой. В ноябре 1932 года арестован. 26 декабря 1932 года был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорен постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ к расстрелу, замененному ссылкой на 10 лет в Соловецкий лагерь особого назначения. Там говорил другим заключенным, что «сейчас у нас в России наблюдается полное бесправие, которого нигде никогда не было, но в конце концов истина Божия должна восторжествовать».
Оттуда он уже не вернулся. 9 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ленинградской области приговорен к расстрелу. 3 ноября 1937 расстрелян в урочище Сандармох (Карелия).
В 1998 г. прошла конференция, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых как священномученик. «Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в середине августа 2000 года в Москве, причислил к лику святых 1154 новомучеников и исповедников Российских, подвижников веры и благочестия. Все они поименно были известны, хотя миру не явлены, но ведомы Богу. Среди прославленных Собором новомучеников есть и служители Курской епархии – архиепископ Дамиан (Воскресенский), епископ Рыльский Иоанн (Пашин), архиепископ Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский (впоследствии Рязанский) Иувеналий (Масловский), архиепископ Павлин (Крошечкин), Они подвергались жесточайшим гонениям со стороны безбожной власти, но от Христа, от веры православной не отреклись. В 1937–1938 годах они были расстреляны».
В 2006 году в Курске состоялись Третьи Дамиановские чтения по теме «Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края».
В 2013 году в Курской ГСХА им. профессора И. И. Иванова 3-4 апреля состоялись «Десятые Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края».
Семья:
У архиепископа Дамиана были два сына — Андриан и Михаил (затем сам ставший архиепископом).
Труды:
- Недостатки русской иконописи и средства к их устранению. СПБ, 1905.
- Св. Иоасаф, еп. Белгородский. // Финляндский православный сборник. 1910.
- Русское православие и западные исповедания в богослужении и обрядах. // Смоленские епархиальные ведомости. 1914 (есть отдельная книга).
- Отчет епископа Переславского Дамиана (Воскресенского) Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому) о состоянии Переславского викариатства Владимирской епархии в 1925—1926 гг. // ИЗ ИСТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ. ЕПИСКОП Афанасий (Сахаров) И ЕПИСКОП ДАМИАН (ВОСКРЕСЕНСКИЙ) (1925−1926) // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 6 (55). С. 127—150
Источник: http://akafist.narod.ru/
Молитвы
Тропарь священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому
глас 4 От юности Христа возлюбил еси, святителю Дамиане, к тебе, яко скорому молитвеннику и помощнику, милостиво припадаем и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наша. Перевод: С юности Христа возлюбил ты, святитель Дамиан, к тебе как к быстрому помощнику и молитвеннику смиренно обращаемся и усердно молим: защити землю Русскую и спаси души наши.
Кондак священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому
глас 3
Святительскую благодатию облекся еси, Церковь святую, яко Невесту Христову, страданьями доблесне укреплял еси. Моли о нас Христа Бога, святителю Дамиане. Величаем тя, святителю отче Дамиане, и чтим святые страдания твоя, яже за Христа претерпел еси. Перевод: Святительской благодатью облекся ты, Церковь святую, как Невесту Христову, в мученичестве доблестно укреплял ты. Моли о нас Христа Бога, святитель Дамиан. Прославляем тебя, святитель отче Дамиан, и почитаем святые страдания твои, которые ты претерпел за Христа.
Молитва священномученику Дамиану, архиепископу Курскому и Обоянскому Святый новомучениче, святителю Христов Дамиане! Дивный пастырю и доблестный воине Христов! Ты всею душею от юности заповеди Божии возлюбил еси. Тем же Господь яви тя преемника Апостолом Своим. И во дни гонения лютого на веру Православную, яко истинный пастырь, явился еси, крестный путь с паствою своею прошед и тако венец мученический восприял еси, обретший благодать, молитеся за ны. И ныне, о, ходатаю наш пред престолом Царя Славы, испроси у Него веру отеческую утвердити, Церковь Святую от ересей и расколов оградити, верных укрепити, заблудших обратити, болящия исцелити, многострадальное Отечество наше умирити и от врагов сохранити ненаветно. И молитвами твоими избавимся от всякия беды и напасти, и тако на земли благочестно поживше, жизни вечныя на Небеси сподобимся, идеже вкупе со всеми Святыми прославим в Троице славимаго Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, во веки веков. Аминь.
Владимирская епархия.