Петровский Пётр Николаевич
Петровский Пётр Николаевич (1864-1946) - поэт и переводчик.
Петровский Пётр Николаевич
Петровский Пётр Николаевич родился 4 ноября (16 ноября) 1864 г. в Петербурге в семье известного шахматиста Николая Ивановича Петровского (11.07.1827-1.06.1885). В 1887 году окончил юридический факультет Петербургского университета.
В 1891-1903 годах служил во Владимире товарищем (заместителем) губернского прокурора.
Был одним из учредителей Владимирской публичной библиотеки в 1897 году.
С 1900 года - действительный член Владимирской учёной архивной комиссии.
Печататься начал в 1883 г. В 1885 году в Петербурге выпустил дебютную книгу – "Песни юноши".
Живя во Владимире, П.Н. Петровский издал два стихотворных сборника: «Лирические наброски» (Киев, 1894) и «Стихотворения» (М., 1901). Печатался также в московских и петербургских изданиях. В 1899 году в газете «Владимирские губернские ведомости» были опубликованы два его стихотворения, посвящённые 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
В 1904 году Пётр Николаевич уехал в Москву. Занимался переводами французских поэтов Верлена и Сюлли-Прюдома. Переводы Петровского из Верлена, Гюйо, Сюлли-Прюдома, а также татарского поэта Х. Туфана изящны и точны в передаче ритма, музыки подлинников. Переводить Верлена Петровский начал одним из первых в России, а также создал также ряд произведений для детей младшего возраста.
Современники и потомки называли его "одним из последних представителей дворянской лирики". В Москве были изданы его поэтические сборники: «Невольные песни» (1916, 1917), «Последние песни» (1922), «Тоска по музыке» (1927). В последствии поэт перешел на сочинение книжек для детей младшего возраста.
Известный поэт В.Ф. Ходасевич в 1916 году писал о нём: «"Невольные песни" П.Н. Петровского – плод тридцатилетней работы. Поэзия г. Петровского не ярка, но задушевна, мне бы хотелось сказать – честна. Мотивы сердечных чувств удаются г. Петровскому больше, нежели, например, раздумия».
Поэтизация прошлого делает его поэзию архаичной и даже объективно-вредной в наше время. Мотивы любви, природы, грусти о прошлом переполняют лирические миниатюры Петровского — единственный жанр, которым он пользуется, обнаруживая статичность писательской техники. Творчество Петровского, лишенное «гражданских» мотивов, отмечено влиянием Фета и Верлена; поэтические средства его небогаты, образы нередко шаблонны, но отличаются искренностью и простотой.
Петровский Пётр Николаевич умер в 1946 г. в Ленинграде.
* * *
Забавный зверь Мишка
Медведю жить в зверинце — мука,
Зевает он: — Какая скука!..
Уж не удрать ли ночью в лес?!..
И вот забор он перелез.
Встал — на дыбы. Идет бульваром.
(Его учили, знать, не даром).
Впотьмах шагает он один, —
Ну, прямо в шубе гражданин!..
Как вдруг навстречу — вор ночной, —
Кричит: — Медвежья шуба, стой!..
Но шубы тут не снял грабитель, —
Прочь убежал, — орет: — Спасите!..
А Мишка наш сел на скамью
И лапу стал сосать свою.
Меж тем обиженный вор Федя
Пожаловался на медведя.
Спешит милиция. Свисток.
Пустился Мишка наутек.
Вот грузовик. Он полон снега.
Нет лучше места для ночлега…
Забрался Мишка в грузовик
И в снег зарылся в тот же миг;
Уснул под снегом без тревоги, —
Тепло ему там, как в берлоге.
Лишь на заре пришел шофер,
Сел впереди, пустил мотор;
Он снег вывозит из столицы;
С ним на машине Мишка мчится.
Проснулся на ходу медведь
И на шофера ну реветь….
А тот, своим глазам не веря,
За снегом прячется от зверя.
Со всех сторон валит народ, —
Глядит на них, разинув рот.
Вот грузовик и за заставой, —
Поля налево, лес направо…
Тут Мишка спрыгнул прямо в лес
И за деревьями исчез.
Бежит он лесом без дороги,
На родину к своей берлоге.
Медведицу и медвежат
Увидел Мишенька и рад.
П.Н. Петровский. Забавный зверь Мишка. Веселая книжка. Рисунки А. Топикова. М.: Издание Г. Ф. Мириманов, 1927
Кисевна и котята
У Кисевны семь котят;
все сосать ее хотят, —
ей в живот носами тычут,
мать же радостно мурлычит
кискам песенку свою:
Баю, баюшки-баю…
Языком своим шершавым
мама моет их на славу;
так мочалкой без затей
моют маленьких детей.
Были слепы, но прозрели
через полторы недели
и, впервые видя мать,
стали весело играть.
С ними мало ли заботы?
Вот залезли в чьи-то боты…
Заползли и под комод,
но везде их мать найдет
и, зубами взяв за спинку,
бережно снесет в корзинку
и уложит шалуна;
но котятам не до сна…
Спать никто из них не станет:
тот хвостом мамаши занят,
этот — глуп еще и прост:
ловит собственный свой хвост;
в ноги всем суется третий,
а другим бросают дети
кто клубок, кто свой мяч,
и за ним котята — вскачь.
Но довольно развлеченья,
надо взяться за ученье,
и Кисевна малышей
учит, как ловить мышей:
им живую мышь поймала,
но у них проворства мало,
не сумели удержать —
дали мышке убежать.
Убежала мышка в норку,
разыскала хлеба корку
и спокойно стала есть —
к ней котятам не пролезть.
П. Н. Петровский. Кисевна и котята. Картинки Н. Ушаковой. 3-е издание. М.: Государственное издательство. Типо-литография «Красный пролетарий», 1930
Про ушастую сову
Ночью страшен темный лес.
Месяц выплыл и исчез.
Звезды спрятались за тучи.
Тихо дремлет лес дремучий.
Светляки огни зажгли.
Кто-то ухает вдали.
То кричит ночная птица —
ей нельзя не подивиться.
Вот взгляните, какова
пучеглазая сова!
Птиц таких не встретишь часто:
голова кругла, ушаста;
перья мягки, точно пух;
как у кошки, чуткий слух;
когти тоже как у кошки,
а глаза — большие плошки —
видят ночью словно днем,
и сверкают злым огнем.
Днем сова одна, без дела
У себя в дупле сидела,
где и в полдень солнца нет, —
ей несносен яркий свет.
Но когда вокруг темнело,
на ночную ловлю смело
вылетала из гнезда, —
и тогда для птиц беда…
К сонной птичке, ночью лунной,
вот летит она бесшумно
и бедняжку цап-царап!..
Тут не вырвешься из лап.
Днем за это птичья стая
бьет сову за ней летая;
плохо ей, когда светло, —
и она скорей — в дупло.
Там сова, оправив перья,
так решила: «Птиц теперь я
не затрону; мне милей
полевых ловить мышей»…
По полям и по амбарам
мыши бегают недаром, —
их проказ не перечтешь:
на корню поели рожь,
там грызут мешки проворно
и растаскивают зерна,
тут забрались в ларь с мукою.
Нет крестьянину покоя!
«Не нальется рожь густая,
не сберечь нам урожая!»
Вдруг окончилась беда:
мыши стали пропадать;
по ночам их ловит кто-то, —
то совиная охота;
их не скроет и трава, —
всюду видит их сова.
Наловила их на мало,
и мышей почти не стало.
А довольная сова
до сих пор еще жива.
И крестьянин стал счастливей
без мышей, вредивших ниве;
и в лесу, и на лугу
ночью слышит он: «У-гу!..»
П. Петровский. Про ушастую сову. Рисунки М. Ивашинцовой. 3-е издание. М.: Государственное издательство, 1930
Владимирское региональное отделение Союза Писателей России
Владимирская энциклопедия
|