Метенино — посёлок в Петушинском районе Владимирской области России, входит в состав Пекшинского сельского поселения. Посёлок расположен в 9 км на юг от центра поселения деревни Пекша, в 22 км на восток от райцентра города Петушки.
Посёлок образован до Великой Отечественной войны при разработке Метенинского торфопредприятия.
Метенинское торфопредприятие создавалось с целью обеспечения топливным торфом катушечно-челночного комбината имени Коминтерна в посёлке Костерёво (с 1981 года — город Костерёво). В ведении торфопредприятия находилась узкоколейная железная дорога, максимальная протяжённость которой составляла около 12 километров. Узкоколейная железная дорога была открыта ориентировочно в 1930-х годах. Первоначально она принадлежала комбинату имени Коминтерна и предназначалась для доставки на комбинат топливного торфа. На узкоколейной железной дороге работали паровозы.
1945 г. «В добыче торфа дорог каждый день. Первым в нашей области начал добычу торфа коллектив Лаптевского торфопредприятия, Камешковского района (директор тов. Данилов). Нo, к сожалению, есть еще руководители, которые до настоящего времени не привели в полную готовность всю технику. На Метенинском торфоболоте, Петушинского района (директор тов. Васильев), одна формовочная машина еще не имеет локомобиля, тракторы не отремонтированы, не подготовлен элеватор. Многие торфпредприятия далеко не обеспечили себя рабочей силой. Так, Гусевское предприятие имеет только половину требуемого количества рабочих. Особенно плохо проходит мобилизация рабочей силы в Собинском, Александровском, Струнинском, Кольчугинском и Юрьев-Польском районах. Партийные и советские руководители указанных районов не уделяют достаточного внимания этому важному делу. Ряд торфяных предприятий области плохо подготовился к приему рабочей силы. На Метенинском болоте, например, в общежитиях грязно и неуютно, не хватает белья, посуды. Часть рабочих не обеспечена жильем. Бюро обкома ВКП(б) за плохую подготовку к приему рабочих, бездушное отношение к их бытовому устройству поставило на вид директору Метенинского торфопредприятия Васильеву и наметило ряд практических мер, направленных на улучшение быта торфяников. Партийные и хозяйственные руководители торфопредприятий должны из этого сделать для себя соответствующие выводы и проявить максимум заботы о бытовых условиях рабочих, обеспечить чистоту в общежитиях, наладить питание в столовых, торговлю в магазинах, выделить людей для ведения политической работы среди торфяников и торфяниц. Правильно поступают руководители Собинского торфопредприятия Наркомтекстиля. Здесь все рабочие обеспечены жилплощадью, имеют отдельные кровати, постельные принадлежности. Столовая оборудована всем необходимым инвентарем. Имеется баня. От выполнения плана добычи торфа в 1945 году будет зависеть нормативная работа промышленности нашей области осенью и зимой. С самого начала сезона надо выполнять суточный график. Торфяной сезон начался! Наша область должна образцово правиться с этой важнейшей военно-хозяйственной задачей. В. Козлов, зам. секретаря обкома ВKП(б) по лесной и местной топливной промышленности» («Призыв», 18 апреля 1945). «Узкоколейка ведет на дальний участок. На рельсах дымят локомотивы. По пути мы заходим в бригады. Формовочная машина № 1. Бригадир Суркова забрасывает в топку пенек и куски торфа. Заметив нас, сначала смутилась, а потом отрывисто проговорила, обращаясь к инженеру Истрину. — Георгий Петрович, у меня паровщик Калинцев ушел с работы. Что делать? Инженер посоветовал вызвать другого. Заглянули на машину № 5. Нас поразили зигзаги, которые идут и в сторону стилки и обратно. Заметив наше недоумение, техник И. Шелухин поясняет. — Это 12 мая бригада Климовой допустила оплошность во время передвижки. — Как это случилось? — Элеватор ушел в бровку. Как ни старались, ничего сделать не сумели, потому что техник Тумаева малоопытная. Вот и угнали машину на два метра в сторону. С обидой подошла бригадир Инживаткина. Она жаловалась руководителям, что топливо находится далеко от машины. — Пятеро,—говорит она,— не поспевают подносить. Сегодня за 300 метров, а завтра придется носить за километр. Из карьера приходится людей снимать. Дело ли это? Бригада М. Соскова — сборная. Тут и рязанские, и воронежские, и из Мордовской АССР. В большинстве люди впервые на торфяных разработках. Подчас они стоят на одной нивке по-двое и мешают друг другу работать. Правильно организовать их труд некому. Бригадир — вновь назначенный, а начальство здесь редкие гости. Техник с этой машины Н. Кузнецов рассказывает: — Странные порядки на нашем участке. Слесари Агафонов, Шмелев, Краюхин приходят, когда им только вздумается, то все разом выйдут на работу, то нет ни одного. На машине № 2 цепь Галля для корчевальной лебедки три дня как оборвалась и до сих пор не отремонтирована. Слесари вышли из подчинения начальника участка. Карьерщики, подвозчики, стильщики горят желанием трудиться по-стахановски, но им мешают производственные неполадки, неорганизованность, отсутствие борьбы за план у самих руководителей. Бригада Хорьковой, например, 15 мая могло бы дать полторы нормы, но у нее не хватило путей для доставки торфа на поля стилки. Во многих бригадах нет запасных лопат. Если, скажем, лопата поломалась, то работнице надо или в склад идти за ней или отдыхать. Немало производственных неурядиц и при новой гидроэлеваторной, добыче торфа. К этому руководители торфопредприятия, видимо, совсем не готовились. Поля разлива не имеют никакой планировки. На картах даже очес не снят. Торфмасса заливается на пеньки, на мох. — Как же будем цапковать, ведь тут половина торфа останется на полях!— говорят рабочие. И они правы. А сколько попусту уходит дорогого времени на соединение массопроводных труб проволокой вместо винтиков! С первого дня сезона разливальщицы твердят об этом начальству. Но положение продолжает оставаться прежним. На качество торфмассы также никто не обращает внимания. Часто бригады не достигают установленного норматива влажности. Вместо 96 процентов выпускают 98 и выше. Торфмасса с большей влажностью дольше сохнет, да и калорийность другая. Понимают ли это в Метенине? ... В центре поселка среди общежитий стоит покосившееся деревянное здание. Это механическая мастерская. Убогое не только помещение, но и оборудование. Токарных станков два: на одном совершенно нельзя работать, а другой требует капитального ремонта. В таком же состоянии находятся и сверлильные станки. На всю мастерскую трое тисков, тогда как по объему работ их нужно иметь десять. — При таком положении дел нужно было работать в три смены, — говорит главный механик В. Кожокин, — а тут и две полностью не загружаем. Для котельной не хватает топлива. У кузнецов работы по горло, а они очень часто целыми днями простаивают из-за недостатка угля. Только недавно додумались выжигать уголь своими силами, но и его не хватает. Все сложные токарные и фрезерные работы предприятие отдает на сторону. В текущем году на них уже затрачено больше 10 тысяч рублей. А сколько в прошлые годы? Неужели нельзя было подумать о приобретении на эти средства собственного оборудования? Руководители сами признают, что без своей технической базы плохо. А вместо ее приобретения беспомощно разводят руками... Как расценивать после этого руководителей Метенинских торфоразработок? Беспечные люди. У них пропала любовь к производству. Вот поэтому-то так плохо и обстоит дело с организацией трудовой дисциплины среди торфяников. Пора заставить метенинских руководителей работать как следует. Б. КАЛИНИН» («Призыв», 9 мая 1946).
«Агрегаты стоят Май — разгар торфяного сезона. Упустишь его — наверняка провалишь план. Отдельные бригады добывают полторы нормы. Им дорог каждый час. Не ценят время на Метенинских торфоразработках. Несмотря на то, что план добычи торфа значительно выше прошлогоднего, здесь сезон открыли на неделю позже передовых предприятий. Да и сейчас не все агрегаты в действии. Формовочную машину № 3 только 15 мая опробовали. Ремонт оказался не совсем удачным. В цилиндрах получился перекос поршневых дисков, пришлось сменить сальники, люки у котла. Правда, этот локомобиль был в заводском ремонте, но его получили месяц назад. За это время можно было проверить все до мелочи и пустить в ход не один, а десяток машин. Только один элеватор готов и для второго гидроагрегата. Не хватает локомобиля, насоса высокого давления, 400 погонных метров массопроводных труб. Об этом руководители не беспокоятся. Они ждут, когда главтоп спустит им наряд, чтобы получить машину и остальные детали. Разрешение получено. Вновь проволочка. В кабинете директора Кальсина и главного инженера Истрина развернулись горячие споры, как транспортировать локомобиль. Одни предлагают на железнодорожной платформе, другие на автомашине. Сколько потребуется времени для дебатов, сказать трудно. А как дела с арматурой, с другими мелкими запасными частями? О них пока и слов нет. При таком отношении вряд ли в текущем сезоне вступит в строй вторая запланированная гидроустановка. Не на полную мощность используются механизмы. Формовочная машина № 4 имеет ряд дефектов. Вместо продувных цилиндровых кранов поставлены деревянные пробки. Совершенно отсутствует питательный прибор — инжектор. Подшипники подработаны. — Каждый день ждем аварии,— говорит начальник участка тов. Есипов, — того и гляди выбьет паром переднюю или заднюю крышку цилиндра, и тогда локомобиль может выйти из строя. Сейчас машина простаивает каждую смену по нескольку часов из-за того, что не работает лебедка. Пни из карьера вытаскивают вручную под «дубинушку». О неисправностях машины знают главный механик и директор, но мер не принимают. Кстати сказать, этот агрегат — на самом дальнем расстоянии от рабочего поселка. Сюда, на «Камчатку», как называют это место рабочие, редко заглядывают руководители. Прикрепленный предторфкома тов. Глухов за месяц был один раз, не больше — директор и главный инженер. Тракторы для фрезерного способа добычи торфа не опробованы. Их отремонтировали и поставили. Когда стали объезжать HATИ, оказалось, что мотор глохнет. — На такой машине одно наказанье работать,— жалуется тракторист. Для фрезеровщиков похватает больше сотни гребков, трех прицепов к ворошилке, а на запасные части к фрезкультиватору заказ сдан в кузницу только на-днях. Всякая поломка также вызовет простой. Такая «подготовка» привела метенинцев к тому, что с начала сезона торфопредприятие ни одного дня не выполняет плана. На 15 мая задолженность государству достигла 1637 тонн и продолжает расти с каждым днем. В связи с применением гидроэлеваторного способа добычи руководители растерялись и не знают, за что браться. Они забыли, что план есть закон, и его надо выполнить во что бы то ни стало. Надо срочно принять все меры к тому, чтобы пустить на полную мощность все торфяные агрегаты. Б. КАЛИНИН» («Призыв», 25 мая 1946).
1963 г. «На станции Болдино, прямо у полотна железной дороги, лежат большие груды сухого торфа. Это — груз совхоза «Петушинский». Его доставили недавно по железной дороге. Сейчас механизаторы и шофера хозяйства доставляют его на фермы. Откуда этот торф? Может быть с ближайших торфопредприятий: Метенинского, Астерховского или имени Дзержинского, расположенных на территории нашего управления? Ничего подобного. Он доставлен из далекого Гусь-Хрустального и стал, разумеется, совхозу в большую копеечку. Стоимость каждой тонны этого фрезера, погрузки, разгрузки и транспортировки его на два рубля дороже, чем местного. Спрашивается, почему же совхоз доставляет торф издалека, за тридевять земель, тогда как рядом находится Метенинское торфопредприятие. Нет, руководители совхоза «Петушинский» (директор тов. Чикунов), поступили совершенно правильно. Хозяйству нужен сухой торф для подстилки скоту на фермах. Ведь каждая ферма здесь превращена в фабрику компостированных удобрений и торфо-навозные компосты в большом количестве вносятся в почву. И тот факт, что руководство совхозом решило закупать торф на стороне, это вынужденный шаг. В самом деле, на Метенинском торфопредприятии по существу забыли, что такое фрезерный торф. В прошлом году из-за неблагоприятных погодных условий его не заготовили, а договор на заготовку сухого торфа между совхозом и торфопредприятием существует. Тогда руководители торфопредприятия предложили совхозу торфоминеральные аммиачные удобрения. Часть их совхоз взял. Но зная наперед, что хозяйству нужен сухой фрезерный торф на подстилку скоту, в поисках его руководители совхоза и обратились на Гусевское торфопредприятие. Выходит, что метенинские торфяники не смогли заготовить фрезерного торфа, а вот гусевские — сумели это сделать. Дело оказывается не только в погоде, а и в инициативе и разворотливости. Труженики совхоза «Петушинский» однако не оставляют надежды на то, что в этом году производственники Метенинского торфопредприятия наладят заготовку фрезерного торфа. В. ЯСТРЕБОВ» («Вперед», 23 апреля 1963).
«Рабочий Метенинского торфопредприятия Осип Михайлович Сунбайло попал в беду. Во время разгрузки лесоматериала ему сильно повредило ногу. Осип Михайлович был срочно доставлен на Метенинский медпункт. Но полученное ранение требовало срочного хирургического вмешательства. Положение казалось безвыходным из-за отсутствия транспорта. Рабочий потерял много крови. Использовать можно было только пожарную машину. На ней пострадавший и был доставлен в Петушинскую больницу. Судьба человека была вверена в руки хирурга А.А. Соловьева. Операция прошла успешно. Сейчас больной выздоравливает и скоро вернется на предприятие. Весь коллектив рабочих Метенинского торфопредприятия, партийная и профсоюзная организации с благодарностью отзываются о Александре Александровиче Соловьеве, который спас жизнь их товарищу. М. КУЗНЕЦОВА, главный инженер Метенинского торфопредприятия» («Вперед», 8 июня 1963).
«В коллективе Метенинского торфопредприятия мало высококвалифицированных специалистов, мало людей с общеобразовательным, со средним техническим и высшим образованием, мало учащейся молодежи. Многие, как говорится, довольствуются старим багажом, а в связи с этим отстают и в освоении новой, прогрессивной методики ведения работ. Если судить по средним показателям, то положение дел на предприятии выглядит удовлетворительно. План мая, например, коллектив выполнил на 205 процентов. Но это средний показатель. Заглянув за него, можно увидеть серьезные недостатки. За первый квартал 1963 года план по себестоимости товарной продукции был выполнен коллективом только на 62,9 процента, а затраты на 1 рубль товарной продукции на 61.1 процента. Цифры говорят о том, что в работе Метенинского торфопредприятия имеются серьезные недостатки, которые срывают добычу дешевого и ценного торфопродукта. Теперь, если посмотреть дневную выработку трех комплексных бригад, руководят которыми К.Г. Наумов. Ю.Н. Лазарев и А.И. Фирстов за 29 май, то картина выглядит так: бригада Наумова выполнила план на 143 процента, Лазарева на 315 процентом, а бригада Фирстова только на 68 процентов. Вот и получается, что за один и тот же день, при одной и той же погоде, бригады добились таких разных результатов. Выходит, что рабочие по разному относятся к труду, потому что воспитательная и всякая другая работа с людьми ведется слабо. Это подтверждается и тем, что дело о соревнованием за коммунистический труд обстоит крайне плохо. На предприятии нет ни одного ударника коммунистического труда. Ясно, что если бы люди учились, повышали свои знания в школе, в техникуме, в производственных кружках, лучше знали о новаторах производства на других предприятиях, их борьба за звание ударников коммунистического труда протекала бы много успешнее. Нет здесь ни Доски почета, ни Доски показателей, ни красочно оформленных стендов. Культурно-массовая работа с населением заброшена. Вот какие недостатки скрываются за средними показателями. К. НИКОЛАЕВ» («Вперед», 11 июня 1963).
«Первое место среди торфопредприятий присудить коллективу госпредприятия Метенино (директор т. Соловьев, секретарь парторганизации т. Паршков, председатель торфкома т. Шелухин, секретарь комитета ВЛКСМ т. Борунова), выполнившему план по валовой продукция нa 130,9 процента, прирост к апрелю 1963 года составил 35,8 процента, по производительности труда на 132,7 процента, рост к апрелю 1963 года составил 43,9 процента, выполнившему план по себестоимости, накоплениям, снижены затраты на 1 рубль товарной продукции» («Вперед», 3 июня 1964).
«Формально все на месте: перед конторой обширная Доска показателей, в коридоре конторы, где часто собираются рабочие, Доска показателей работы бригад, цветастый макет стенной газеты, рядом «Молния». Со стороны посмотришь, как будто бы на Метенинском участке торфопредприятия с наглядной агитацией все в порядке, проверка хода соцсоревнования организована - показу передового опыта отведено должное внимание. На самом деле все это одна видимость. В формах нет содержания. Доска показателей пустует, пустует и «Молния», если не считать того, что в макете красуется «Краткий проспект туристического железнодорожного маршрута», попавший сюда, кто знает зачем. Макет стенгазеты заполнен тремя заметками двухмесячной давности, по содержанию отвлеченных от главных вопросов производства. Так же нет здесь наглядной агитации, показа передового опыта и хода соцсоревнования ни в клубе, ни в библиотеке. Секретарь парткома А.М. Паршков жалуется:
— Производственные дела плохи, показывать нечего. И тут же обещает:
— Установится погода, кончатся дожди, тогда мы по-настоящему развернем добычу торфа и организуем широкий показ соцсоревнования и передового опыта.
Правда, что дожди мешают развернуть добычу торфа, но ведь коллектив торфопредприятия ведет напряженную подготовительную работу к торфозаготовкам. Наглядной агитации быть в стороне от того, чем занят коллектив, нельзя. На торфопредприятии есть передовики производства, опыт работы которых следовало бы передать другим. До этого года на Метенинском участке подготовка к добыче торфа велась без применения техники, вручную, если не считать, что порой в работу пускали фрезер «ФП — 1». Сейчас на участке пущены в работу 2 сложные высокопроизводительные машины глубокого фрезерования «М.П.Г.— 2 Л». Механизаторы А.И. Кузьмин и А.Д. Захаров новую технику хорошо освоили и выполняли нормы по фрезерованию до 150 %. Так что зря жалуется тов. Паршков и ждет, когда после дождичка в четверг наступит хорошая погода. Для работы с людьми погода не помеха. Скорее всего помехой служит нежелание заниматься этим» («Вперед», 5 июня 1964).
«От поселка Петушинского участка Метенинского торфопредприятия до Петушков не ахти какое большое расстояние, и Александр Николаевич Лежнев, не раздумывая, пустился в этот путь пешком. Позади засигналила машина. Молоденький веснущатый шофер, притормозив, распахнул дверцу. — Садись, подвезу, товарищ. Машину подбрасывало на тряской лесной дороге. Шофер чертыхался. Александр Николаевич сидел молча, закусив губу. — Сделать бы такой автомобиль,— вдруг задумчиво сказал он,— чтоб, как вертолет, над лесами плыл. Благодать. Никакой болтанки. — Да ты, я вижу, мечтатель,— удивился шофер, лихо крутнув баранку.— Ты книжки фантастические писать не пробовал? — Не пробовал, — отрезал Лежнев. — А тебе советую, попробуй держать машину в чистоте. Кабину хоть приведи в порядок. — Да ты кто, начальство, что ли?— еще больше удивился шофер. От волнения у него пропали, как бы расстаяли, бледные веснушки. — Слесарь я. Самый рядовой слесарь. А сейчас тормози. Выходить мне нужно. Шофер остановил машину около шпульной фабрики. — Ну ты того... ершистый мужичок. Понравился мне. Он приветливо помахал Лежневу рукой. Александр Николаевич приехал на шпульную фабрику, чтобы выучиться на фрезеровщика. Все началось с того, что в механическую мастерскую участка привезли фрезерный станок. Стоял этот красавец без движения, мертвой металлической громадой. Не было специалиста. Заныло сердце у Александра Николаевича. Не любил он бесхозяйственности. Каждый день, проходя мимо этого станка, он хлопал его по металлическому боку, словно здоровался. А потом не выдержал, пришел к бригадиру. — Посылай учиться. Сам буду фрезеровать. Дело было не просто в прихоти слесаря, которому захотелось приобрести другую специальность. Это стремление было продиктовано другими мотивами. Лежнев не один год работал в механической мастерской. Он был как бы техническим доктором всех машин, участвующих в добыче торфа. Он своими руками чинил и вылечивал эти мощные агрегаты, которые после поломок становились беспомощными и ни к чему не пригодными. Александр Николаевич на опыте своей работы убедился, что самое уязвимое место в тракторах — это вал отбора мощности. Он чаще всего выходил из строя. Заменять его другим — дело волокитное, нужны запчасти, а они дефицитные, да и расход средств приличный. А что если сделать эти валы самому из стали? Вот тут-то и пришла Александру Николаевичу мысль освоить фрезерный станок. Ведь без фрезеровки такую деталь не сделаешь. И Лежнев освоил фрезеровку. За производство валов отбора мощности взялся еще и токарь Александр Сергеевич Шишков. Он вытачивал детали, а Лежнев их фрезеровал. Работа эта ювелирно тонкая. Нельзя здесь ошибиться даже на доли миллиметра. Припусти немного, и сразу будут зазоры. Такая деталь уже считается бракованной. Не один вечер допоздна задерживался в мастерской настойчивый слесарь. Он похудел, бриться перестал. Жена даже шутила: — Ты бы сам себя пофрезеровал перед зеркалом. — Нет времени ни минуты,— торопился он. — Вот налажу производство, тогда и побреюсь, и даже четвертинку куплю. Как день рождения отмечу. И этот день пришел. Он был праздником для слесаря Лежнева. Александр Николаевич сделал первую деталь. Потом вторую, третью... Сейчас Лежнев работает только на изготовлении валов отбора мощности. Этими деталями он полностью снабжает свой участок. На что механизаторы — народ на похвалы скупой, и те говорят: — Наш Николаич — молоток. Башковитый, нужно сказать, товарищ. И если кто скажет ему, что в трудовых буднях нет романтики, он не поверит. Ведь, несмотря на свои сорок два года, он сам является романтиком, потому что тот, у кого сердце беспокойное, а ум пытливый, всегда называется романтиком, человеком, который не боится трудностей, идет им навстречу и побеждает их. Нужно только всегда горсть, быть человеком беспокойным, ищущим. В этом и заключается счастье — в борьбе за новое, в поисках открытий, в буднях трудовой жизни. Ю. ИВАЩЕНКО» («Вперед», 27 октября 1964).
В 1960-х годах Костерёвский катушечно-челночный комбинат перестал использовать торфяное топливо. Метенинское торфопредприятие вошло в состав объединения «Владимирторф». Добытый торфопредприятием торф стал перегружаться в Костерёве на широкую колею и отправляться во Владимир. Торфяное топливо использовала Владимирская ТЭЦ.
В 1969 году Метенинским торфопредприятием объединения «Владимирторф» был освоен выпуск продукции сельскохозяйственного назначения — органо-минеральной смеси на основе торфа ТМАУ-4К. В 1976 году был начат выпуск смеси ТМАУ-6К.
Пос. Метенинского торфопредприятия Лосевского участка, Глубоковского сельсовета, решением № 1091 от 23.09. 1965 и № 151 от 14.02.1966 г. переименован в пос. Песчаный. Поселок Песчаный, Глубоковского сельсовета, решением № 212 от 14.03.1983 г. признан, как фактически не существующий.
Работа торфопредприятия прекратилась в начале 1990-х годов.
Приблизительно в 1993 году узкоколейная железная дорога была разобрана.
ТОО "Метенинское" действует с 26 марта 1993 г. Организация ТОО "МЕТЕНИНСКОЕ" ликвидирована 30 сентября 2003 г.
Посёлок Метенино входил в состав Болдинского сельсовета Петушинского района, с 2005 года — в составе Пекшинского сельского поселения.
МБОУ " Метенинская ООШ" действует с 30 ноября 2000 г. Директор - Козак Надежда Всеволодовна (с 21 августа 2012 г. С 9 апреля 2012 г. – директор Костерёвской школы №1). Адрес: Петушинский район, поселок Метенино, Центральная улица. Организация ликвидирована 12 февраля 2013 г. Правопреемник - МБОУ "Пекшинская СОШ".
Численность населения: в 2002 г. – 206 чел., в 2010 г. – 221 чел.
Посёлок Метенино выглядит как обычная деревня, от прежнего статуса рабочего посёлка мало что осталось. Значительная часть населения — дачники из Московской области и из Владимира. Напоминанием об узкоколейной железной дороге здесь является Узкоколейная улица — одна из восьми улиц посёлка Метенино.