В 1950 году в короткое время освоено производство и выполнено государственное задание по выпуску механических автоматов для подъема сельскохозяйственных навесных орудий.
«ПЕРЕДОВАЯ РАБОТНИЦА Коллектив цеха шасси хорошо знает имя Зои Васильевны Бобровой. Три года назад она пришла в цех шасси завода, не имея никакой специальности. Работала сначала уборщицей, потом грузчицей стружки. Но Зое Бобровой хотелось изучить какую-нибудь специальность, встать за станок и своими руками изготовлять детали для тракторов. У нас нет ничего невозможного. Администрация цеха охотно пошла навстречу желанию молодой работницы, предоставила ей возможность овладеть профессией шлифовщицы. Сейчас Зоя Васильевна одна из лучших работниц цеха шасси, славится своим стахановским трудом. Она настолько изучила свою специальность, что ей поручают обработку самых разнообразных и сложных деталей — осей, полуосей, вала рулевого управления, передних осей трактора У-4 и других. Стахановка Боброва охотно делится своими достижениями. Она обучала профессии шлифовщицы четырех человек. Коллектив цеха шасси единодушно выдвинул З.В. Боброву кандидатом в депутаты городского Совета по 202 избирательному округу. В. КИРИЛЛОВ, заместитель начальника цеха шасси» («Тракторостроитель», 3 декабря 1950).
«ПЕРЕДОВАЯ ФОРМОВЩИЦА Нелегка профессия формовщика, она требует не только силы, но и умения, расторопности, смекалки. Всеми этими качествами обладают формовщики бригады, руководимой А. Чугуновой. Работа на формовке считается обычно мужским делом, но девушки-формовщицы ничуть не уступают остальным бригадам, а нередко и перегоняют их. Добрая, хорошая слава идет о бригаде А. Чугуновой. Умело работают формовщицы. Сама бригадир вместе со своим членом бригады Головкиной формует наиболее трудоемкую часть формы — верх. Члены бригады Гаврилова и Мартынова собирают готовые формы — вставляют стержни, накрывают опоки и зачеканивают. Правильная организация труда, умелая расстановка рабочих рук позволяют бригаде трудиться по-стахановски, непрестанно увеличивать производительность. Если раньше бригада формовала по 100-110 опок за смену, то сейчас довела выработку до 120-130 опок. Встав на стахановскую вахту в честь всенародного праздника — дня выборов в местные Советы депутатов трудящихся, формовщицы добиваются новых успехов. В отдельные дни бригада формует до 150 опок. Коллектив цеха серого чугуна назвал Антонину Константиновну Чугунову своим кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся по 209 избирательному округу. И. ТИМАНОВ, старший мастер формовочного отдаления Мастер-новатор Сталинград, Ростов, Миусс, форсирование Днепра, освобождение Запорожья, Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Одессы, Румынии, Венгрии, Чехословакии — далеко не полный перечень боевого пути связиста Г. Володина. Мужественно сражался с врагом доблестный воин. Но вот отгремели орудийные залпы и Григорий Иванович Володин, незадолго перед войной окончивший техникум, возвращается к мирному труду. Сначала, работая на нашем заводе технологом, он проявляет себя как способный и энергичный специалист и поэтому, вскоре выдвигается на должность старшего технолога, а затем начальником отделения мелких чугунных деталей цеха шасси. Много труда и стараний прилагает тов. Володин к тому, чтобы руководимый им участок стал передовым на заводе, не только выполнял, но и систематически перевыполнял установленное задание, непрерывно увеличивал выпуск продукции. Вот почему молодой руководитель смело и настойчиво внедряет у себя все передовое. Почин инженера Ф. Ковалева открывает большие возможности в деле перехода на коллективную стахановскую работу. С первых же дней, как только стало известно о замечательной инициативе Ф. Ковалева, старший мастер тов. Володин начал вести большую работу у себя на участке по распространению лучших приемов передовиков производства. Он вместе с мастерами и технологами составил и разработал план организационно-технических мероприятий, реализация которых позволила бы сделать участок отделением сплошной коллективной стахановской работы. В плане предусматривалась передача методов отдельных стахановцев всем остальным рабочим отделения. Так, например, токарь тов. Синицин, пользующийся более рациональными приемами на обработке деталей 08-09 и 37-24, передает свой опыт товарищам по профессии Скворцову и Мельшаковой. Причем для лучшего показа приемов передовиков были проведены фотографии их рабочего дня и наблюдения начала и конца работы. Было обращено большое внимание на улучшение состояния оборудования. Исправный станок — залог высокой производительности. Г. Володин уделяет много внимания воспитанию у коллектива чувства бережного отношения к оборудованию. Большинство рабочих отделения приняло станки на социалистическую сохранность. Серьезным недостатком на участке являлись частые переброски станочников. Сейчас этого не допускается. Применение метода инженера Ф. Ковалева дало возможность значительно улучшить работу отделения мелких чугунных деталей, повысить производительность. Увеличился и заработок рабочих. Если, например, раньше токарь тов. Скворцов зарабатывал около 450-500 рублей в месяц, то в ноябре заработок его составил свыше 750 рублей, повысились также заработки и у остальных. Смелый новатор, умелый руководитель и воспитатель Г.И. Володин пользуется заслуженным уважением у своего коллектива. Рабочие, инженерно-технические работники и служащие цеха шасси выдвинули его кандидатом в депутаты городского Совета по 216 избирательному округу. З. БИБЕНИНА, начальник БОТиЗа цеха шасси» («Тракторостроитель», 10 декабря 1950).
Старший мастер Г. Володин проверяет работу фрезеровщицы В. Захаровой.
«НА ДОСКУ ПОЧЕТА Девять стахановцев цеха коробки скоростей, добившихся замечательных успехов в честь дня выборов в местные Советы депутатов трудящихся, занесены на цеховую Доску почета. Среди передовиков токари Е. Халюзов, Г. Владимиров, они выполнили задание ноября на 216 — 218 процентов. Две нормы дала зуборез В. Щербакова. Свыше чем полторы месячных нормы выполнили сверловщица З. Власова, слесарь Е. Кондратьев. Паровозный мастер С 17-летнего возраста начинает свою трудовую деятельность Николай Алексеевич Спирин паровозным кочегаром. Через год после упорной учебы он уже помощник машиниста. Николай Алексеевич продолжает учиться дальше, настойчиво совершенствует свои знания и через три года ему доверяют право самостоятельного вождения локомотива. Сбылась заветная мечта. Машинист Спирин водит по магистралям страны составы с грузами для новостроек пятилетки, заводов и фабрик, для тружеников сельского хозяйства. В июне 1941 года враг вероломно напал на нашу Родину. Николай Алексеевич Спирин уходит на фронт. Мужественно и доблестно сражается он с врагом. Товарищ Спирин был в числе тех, кто грудью отстаивал подступы к столице нашей Родины — Москве. Свой боевой путь Николай Алексеевич закончил в логове фашистского зверя — Берлине. 11 правительственных наград, из них 7 орденов и 4 медали,— свидетельство боевой доблести Спирина. С 1947 года и по настоящее время демобилизованный воин работает на нашем заводе паровозным мастером железнодорожного цеха. Ежедневно на завод приходят грузы, отсюда во все концы страны идут тракторы и запасные части. Быстрее доставлять грузы, отправлять готовую продукцию — боевая задача работников заводского железнодорожного транспорта. А для этого надо, чтобы локомотивы, водящие составы, всегда находились в исправности. К этому и стремится паровозный мастер Николай Алексеевич Спирин. Он заслужил всеобщее уважение коллектива железнодорожников своим самоотверженным отношением к труду. Член партии Ленина—Сталина Николай Алексеевич Спирин принимает самое активное участие в общественной жизни, до августа нынешнего года он председатель цехового комитета профсоюза. Чутко и отзывчиво относится Спирин к запросам и нуждам транспортников. В августе коммунисты железнодорожного цеха избирают его секретарем своей партийной организации. На предвыборном собрании, посвященном выдвижению кандидатов в депутаты местных Советов, железнодорожники единодушно назвали своим кандидатом Николая Алексеевича Спирина. Ф. СОКОЛОВ, котельщик паровозного депо железнодорожного цеха» («Тракторостроитель», 15 декабря 1950).
«Газосварщик Матвей Козыркин 20 лет производственного стажа насчитывается за плечами газосварщика ремонтно-механического цеха Матвея Васильевича Козыркина. Слесарь-монтажник по специальности, он принимал активное участие в монтаже заводов Урала, Сибири, Горьковского автозавода имени Молотова, на паровозостроительном в Улан-Уде. С 1943 года М. Козыркин на нашем предприятии, сначала он монтировал корпуса будущих цехов завода, а затем начал работать в ремонтно-механическом цехе. Большой производственный опыт позволяет ему умело организовывать свой труд, полностью использовать все 480 минут рабочего времени. Матвей Васильевич систематически выполняет нормы на 150—200 процентов, закончил 9 годовых норм. Встав на стахановскую вахту в честь выборов в местные Советы депутатов трудящихся, Матвей Васильевич взял обязательство выполнять норму не ниже чем на 200 процентов. Слова у него не расходятся с делами. Стахановец ежедневно выполняет норму на 250 процентов. К. СТЕПАНОВ, председатель цехового комитета *** На нашем заводе сейчас создается организация ДОСАВ. Избран организационный комитет во главе со слесарем электроремонтного цеха Е. Алексеевым. На оргкомитет возложена задача по созданию кружков авиационного дела. Долг комсомольских организаций всемерно развивать у молодежи интерес к авиационным знаниям, пропагандировать их среди тракторостроителей, оказать необходимую помощь оргкомитету в создании во всех цехах и отделах первичных организаций добровольного общества содействия авиации. В. САЗОНОВ, зам. секретаря комитета ВЛКСМ завода» («Тракторостроитель», 15 декабря 1950). «Неповторима свежесть декабрьского утра. Необычайно оживлены 17 декабря в ранний предутренний час были улицы древнего Владимира, рабочих поселков. Отовсюду к избирательным участкам группами и в одиночку идут избиратели. Сегодня радостный и торжественный день… Далеко в предутренней мгле видны электрические огни клуба завода, где находится 30 избирательный участок. Здесь баллотируются кандидат в депутаты областного Совета депутатов трудящихся верный сын партии и народа Г.Р. Брант, кандидаты в депутаты городского Совета депутатов трудящихся, стахановцы, новаторы Тракторного завода — мастер железнодорожного цеха Н.А. Спирин, калильщик кузницы ЩИТОВ, шлифовщик В.М. Зимарев и др. 6 часов утра, радио разносит бой кремлевских курантов. Председатель участковой избирательной комиссии тов. Токарев поздравляет избирателей со всенародным праздником — днем выборов в местные Советы депутатов трудящихся и объявляет о начале голосования. Один за другим голосуют избиратели, первым получает бюллетень стахановец, выбивщик цеха серого чугуна Н. Куликов. Всенародное торжество он отметил значительным перевыполнением норм. Следом за ним отдают свои голоса за кандидатов могучего блока коммунистов и беспартийных работники треста «Владимирпромстрой» К. Алешина, И. Ефимов. Радостное и торжественное настроение царит на избирательном участке. Выполнив свой гражданский долг, избиратели не спешат уходить, они собираются в группы, беседуют друг с другом, рассказывают о своих успехах и труде, слушают музыку и выступление художественной самодеятельности. Только за 15 минут на 30 избирательном участке проголосовало более 100 человек, а через час эта цифра возрастает в четыре раза. Агитаторы сообщают, кто из избирателей по болезни или еще по какой-либо причине не может лично явиться на избирательный участок. Член участковой избирательной комиссии Е. Горькавая на специальной машине с переносной урной направляется к таким избирателям. 60-летний избиратель Иван Иванович Аборин взволнованно благодарит приехавшего к нему члена участковой избирательной комиссии. — Спасибо от всего сердца,— говорит он, — эта забота возможна только в нашей стране. Молодой рабочий И. Шилов также не мог явиться на избирательный участок по болезни, к нему на квартиру, в дом № 18 по улице Ватутина, приехали с переносной урной. К 2 часам дня на 30 избирательном участке проголосовало около 2.000 человек. А. СТРОГОВ *** Торжественно и радостно Рано проснулись в этот день жители Молодежного поселка. Когда по радио раздался бой часов Кремлевской башни, то на 33 избирательном участке собралось уже немало избирателей. Они пришли отдать свои голоса за кандидатов могучего блока коммунистов и беспартийных, за директора завода Г.Я. Черкевича, старшего мастера Г. Володина, инженера-конструктора Р. Зубареву, директора ремесленного училища Т.Д. Николаеву, учительницу Н.А. Зацепину, управляющего трестом «Владимирпромстрой» П.М. Красильникова, наладчика А.А. Морозова, директора сельскохозяйственного техникума А.Д. Шмелева. На избирательном участке все готово к приему избирателей. На видном месте портрет вдохновителя всех наших побед И.В. Сталина, портреты руководителей партии и правительства. В зале для получения бюллетеней и в комнате для голосования ковры, цветы, гирлянды из елок. Чисто, уютно, тепло. Ровно в 6 часов утра распахиваются двери избирательного участка. Первым голосует стахановец кузнечного цеха Р. Кураев. Нескончаемым потоком идут к избирательным урнам тракторостроители. Они от всего сердца благодарят коммунистическую партию, великого Сталина за счастливую и радостную жизнь. Проголосовав, никто не расходится, молодежь танцует. Играет духовой оркестр. С интересной программой выступил хор и драмколлектив художественной самодеятельности клуба завода. С раннего утра до поздней ночи на 33 избирательном участке царило ликование» («Тракторостроитель», 20 декабря 1950). «Неустанно заботиться об охране здоровья трудящихся Партия и правительство проявляют большую заботу об охране здоровья трудящихся, отпускают на оздоровительные мероприятия большие средства. В распоряжение советских людей предоставлена широкая сеть курортов, домов отдыха. Эту заботу повседневно ощущают на себе тракторостроители. За отчетный период в домах отдыха побывало 547 человек, из них 324 рабочих, за это же время на курортах поправило свое здоровье 99 тракторостроителей, в том числе 53 рабочих. Улучшается медицинское обслуживание рабочих нашего завода. Оборудован и сдан в эксплуатацию рентгеновский кабинет, глазной кабинет, укомплектована всем необходимым зубоврачебная лаборатория. На центральном здравпункте завода увеличен штат врачей и медицинского персонала, организованы травматологический, зубной кабинеты. Создана специальная шефская комиссия, которая оказывает большую помощь инвалидам войны, труда и семьям погибших воинов в вопросах трудоустройства, улучшения быта. За отчетный период из средств профсоюзного бюджета выдана денежная помощь на сумму свыше 61 тысячи рублей, причем значительная часть из них инвалидам и семьям погибших воинов. Большая забота проявляется об охране здоровья детей. Летом побывало в пионерских лагерях 616 детей рабочих и служащих завода и из них 63 человека получили путевки бесплатно. В начале нынешнего года вновь выстроены и сданы в эксплуатацию детские ясли и сад. Для лучшей постановки оздоровительной работы на заводе при завкоме бил создан совет социального страхования, группа контроля за работой лечебных и детских учреждений. В цехах также организованы комиссии по социальному страхованию. Однако нужно отметить, что совет соцстраха при завкоме недостаточно опирался на цеховые комиссии, мало имел вокруг себя актива, в результате в его работе имелись недостатки. Как правило, летом на путевки в дома отдыха и на курорты спрос большой, а зимой наоборот, а поэтому в завкоме порой не знают, что делать с путевками. Происходит это потому, что профсоюзные организации цехов и отделов не серьезно подходят к подбору кандидатур на санаторно-курортные лечения. Подобные недостатки в дальнейшем не должны больше иметь места. В. ЛИНДЕМАН, доверенный врач ЦК профсоюза» («Тракторостроитель», 22 декабря 1950). «Итоги социалистического соревнования за ноябрь ПЕРЕДОВЫЕ ЦЕХИ Заводской комитет профсоюза подвел итоги социалистического copeвнования цехов за ноябрь 1950 года. По цехам подготовки производства первое место и переходящее Красное знамя вновь присуждено коллективу штампового цеха. По вспомогательным цехам первое место и переходящее Красное знамя присуждено коллективу цеха восстановления инструмента. По энергетическим цехам первое место и переходящее Красное знамя присуждено коллективу цеха сетей и подстанций. Завком профсоюза не присудил первых мест по группам механических и сборочных цехов, так как в ноябре ни один из цехов не выполнил условий социалистического соревнования. ЛУЧШИЕ МАСТЕРА По итогам работ за ноябрь первое место присвоено по основным цехам старшему мастеру кузнечного цеха А. Бибенину. По цехам подготовки производства —старшему мастеру цеха приспособлений Я. Зеленову. По сменным мастерам основных цехов первое место занял Баганов (кузнечный цех), второе место — Куракин (кузнечным цех). По цехам подготовки производства первое место присуждено П. Голякину (цех приспособлений). ЛУЧШИЕ МЕХАНИКИ И ЭНЕРГЕТИКИ Среди группы механиков первое место вновь присуждено Иосилевичу (цех шасси), второе место вновь завоевал Шибаев (цех приспособлений). Среди группы энергетиков первое место присуждено Исаеву (цех коробки скоростей). ЛУЧШИЕ БРИГАДЫ По основным цехам первое место среди молодежных бригад заняла бригада Новикова (цех нормалей), второе — бригада Чугунова (кузнечный цех). По цехам подготовки производства первое место заняла бригада Королева (инструментальный цех), второе – бригада Мизерова (инструментальный цех). Завком профсоюза присвоил также звание лучших по профессии за ноябрь 50 передовикам производства. Среди них – слесарь-обкатчик Архипов, токарь Емелин, электросварщик Козлова и другие. СЕРЬЕЗНОЕ УПУЩЕНИЕ Рационализаторы и изобретатели нашего завода в этом году проделали большую работу по внедрению в производство передовой техники, дальнейшему увеличению выпуска продукции, улучшению ее качества. За 11 месяцев тракторостроители выполнили задание Министерства на 1950 год по достижению условной годовой экономии, Но у нас есть еще серьезные недостатки в работе с рационализаторами и изобретателями. Деятельность новаторов была бы еще плодотворней, если бы заводская и цеховые профсоюзные организации уделяли повседневное внимание рационализаторам. Этого, к сожалению, у нас нет. В инструментальном цехе никакой массовой работы с рабочими, инженерно-техническими работниками и служащими не проводится, в результате чего здесь чрезвычайно низкий процент поступления предложений. Повинны в этом начальник технического сектора тов. Бергер, бывший уполномоченный БРиЗа тов. Манова. Но не в меньшей степени виновата и цеховая профсоюзная организация. Ведь с самого начала года говорится и пишется о неудовлетворительной работе с paционализаторами и изобретателями в инструментальном цехе. А что сделал цеховой комитет? Ничего. В таких цехах, как кузнечном, шасси, прессовом, коробки скоростей, моторном длительное время находятся на заключении, в стадии изготовления, разработки десятки предложений новаторов. Об этом хорошо знают цеховые профсоюзные организации, но мер никаких не принимают. Смирился с подобными недостатками и заводской комитет профсоюза. Здесь была создана комиссия по рационализации и изобретательству, но она по существу ничего не делала. Новому составу завкома нужно обратить серьезное внимание на улучшение дела работы с новаторами. М. ЗАСЛАВСКИЙ, начальник БРиЗа завода Пятый год об одном и том же В коллективном договоре записано и на каждом собрании и совещании говорится о помещении для красного уголка цеха шасси. По все безрезультатно. Коллектив цеха лишен возможности провести культурно свой досуг. В цехе создан кружок самодеятельности, но ему приходится заниматься в вале заседаний завкома или в комитете ВЛКСМ, что не способствует его развитию. В обеденный перерыв рабочим негде почитать газеты, прослушать лекцию, или просмотреть выступление художественной самодеятельности. Старый состав завкома так и не добился выделения помещения для красного уголка цеха. Ф. КАЛЬЦ, секретарь партийной организации. Н. БАРАНОВ, секретарь комсомольской организации» («Тракторостроитель», 24 декабря 1950). «Показывают пример Передовики-комсомольцы с участка старшего мастера Г. Володина из цеха шасси показывают в труде пример другим. Вступив в соревнование в честь выборов в Верховный Совет РСФСР, они взяли социалистическое обязательство выполнять нормы на 130—150 процентов. Слова у них не расходятся с делами. Комсомолка-станочница Мохова дает самую высокую выработку. Ее показатель 2—2,5 нормы в смену. На 150—170 процентов выполняют нормы комсомольцы Круглова, Хренков, Емельянова. Н. БАРАНОВ, секретарь комсомольской организации цеха шасси» («Тракторостроитель», 29 декабря 1950). «Не созданы условия для занятий Ремесленное училище № 7 помещается во втором этаже здания, занимаемого инструментальным цехом завода. Здесь размещены учебные мастерские, кабинеты для теоретических занятий и другие помещения училища. Инструментальный цех в начале этого года организовал заточную мастерскую как раз под учебными кабинетами училища и установил в ней вентилятор для отсоса пыли. Шум и вибрация от него настолько велики, что в классах нельзя было заниматься. Этого можно было-бы избежать, если вынести вентилятор на улицу. Но начальник инструментального цеха отказал в этой просьбе. Правда, однажды пообещал перенести вентилятор. ВРУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА Длительное время наш завод вынужден был приобретать на стороне краскораспылители. Это вызывало излишнюю трату средств. Начальник цеха восстановления инструмента Евтухов и старший технолог Заварзин упростили конструкцию краскораспылителей, что позволило освоить их изготовление непосредственно на заводе. Рационализаторское предложение Евтухова и Заварзина признано техническим усовершенствованием. На днях им вручены авторские свидетельства» («Тракторостроитель», 29 декабря 1950).
«ГОДОВОЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕН ДОСРОЧНО Истекший 1950 год явился для коллектива тракторостроителей годом, насыщенным борьбой за решение поставленных перед заводом важнейших хозяйственно-политических задач по освоению новой продукции и значительному увеличению выпуска тракторов. В 1950 году тракторостроители освоили выпуск новой модификации трактора У-4 на пневматических колесах, в короткое время освоено производство и выполнено государственное задание по выпуску механических автоматов для подъема сельскохозяйственных навесных орудий, проведена большая подготовка к производству гидравлических подъемников. Выпуск тракторов увеличен по сравнению с 1949 годом на 25 процентов. Установленный заводу государственный план на 1950 год по объему выпуска товарной и валовой продукции выполнен досрочно. Проделанная нашим коллективом работа в 1950 году свидетельствует о том, что тракторостроители с успехам решат поставленные перед заводом партией и правительством почетные задачи по дальнейшему резкому увеличению выпуска продукции в наступающем 1951 году. Г. ТУЛЬБОВИЧ, начальник планово-экономического отдела завода ОТЛИЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В истекшем году хороших успехов добился коллектив рационализаторов и изобретателей ремонтно- механического цеха. Новаторы-ремонтники МНого потрудились над тем, чтобы выйти на первое место по работе с рационализаторами по заводу. Их усилия не пропали даром. На каждого работающего в цехе сдано по рационализаторскому предложению. От внедрения рационализаторских предложений ремонтники получили в среднем две тысячи рублей условной годовой экономии на одного рабочего. При задании внедрить в производство не менее 65 процентов всех принятых предложений фактически внедрено 75 процентов. Неплохие достижения и у новаторов цеха серого чугуна. Задание— дать 260 рационализаторских предложений — коллектив рационализаторов значительно перекрыл и добился того, что условно-годовая экономия на каждого рабочего превышает 1.300 рублей. В числе наиболее активных рационализаторов цехов серого чугуна и ремонтно-механического — старший мастер Миронов, станочник Назаров, Калыгин, слесарь Царьков, мастер Ферапонтова. УСПЕХИ ШАХМАТИСТОВ ЗАВОДА На городском шахматном турнире, посвященном памяти величайшего русского шахматиста М.И. Чигорина, шахматисты завода — Володин (отдел главного энергетика) и Иванов (цех серого чугуна) заняли первые места в своих группах. Этим самым они завоевали право участия в областном шахматном турнире памяти М.И. Чигорина. На днях в Коврове проходил областной турнир. В напряженной борьбе Володин поделил первое и второе места с чемпионом области по шахматам Астурьяном. Тем самым Володин завоевал право участия в республиканском турнире памяти М.И. Чагорина, который состоится в Ленинграде в первой половине января. СТАХАНОВЕЦ И. ЕПИФАНОВ В ГОСТЯХ У ПИОНЕРОВ - Сегодня у нас на сборе отряда присутствует стахановец Тракторного завода И. Епифанов,— объявляет председатель совета отряда,— попросим его рассказать, с чем тракторостроители встречает новый 1951 год. Дружными аплодисментами встречают пионеры неполной средней школы № 18 знатного стахановца, бригадира штамповщиков кузнечного цеха И. Епифанова. Прославленный штамповщик рассказывает ребятам, что тракторостроители досрочно выполнили план 1950 года. Бригада штамповщиков, которой руководит сам Епифанов, за работу во втором и третьем кварталах завоевала почетное звание «Лучшая бригада кузнецов Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР». Далее Епифанов говорит, что в 1950 году он внес ряд рационализаторских предложений, от внедрения которых завод получил свыше 22 тысячи рублей условной годовой экономии. Председатель совета отряда Юра Стажков, ученица Нина Рузова рассказали, как они учатся, чем заканчивают первое полугодие».
В 1950 г. отдел главного конструктора переезжает из корпуса №1 в Инженерный корпус (будущий Электросиловой цех), построенный на месте второй немецкой казармы.
«В борьбе за технический прогресс А. ГЕРАСИМОВ, секретарь партийной организации отдела главного конструктора 1950 год знаменателен для коллектива конструкторов, как год новых успехов в борьбе за технический прогресс. В истекающем году молодой коллектив конструкторов спроектировал новый дизельный трактор, изготовил один опытный образец дизельного двигателя марки БА, провел государственные испытания бензиновых тракторов ВТЗ, заводские испытания серийных машин. Спроектирован и внедрен в производство трактор марки «Универсал—4». Усовершенствована система смазки двигателя с внедрением масляного насоса повышенной производительности и фильтра тонкой очистки масла АСФО. За этот год значительно вырос и наш коллектив. Заново оборудована моторная лаборатория, которая может успешно решать задачи, связанные с испытанием и доводкой двигателей. Растут на практической работе люди. Лучший конструктор завода Д.И. Мартынов выдвинут на должность руководителя группы. Конструкторы не успокаиваются на достигнутом, сейчас они работают над улучшением конструкции спроектированных машин, проектируют дизельный двигатель для садово-огородного трактора. В наступающем 1951 году нам предстоит решить новые сложные задачи. Необходимо изготовить опытную партию дизельных тракторов, провести их доводку, заводские испытания и предъявить летом на государственные испытания. Коллектив отдела главного конструктора преисполнен желания успешно решать эти вопросы, с первых дней января настойчиво бороться за выполнение тех задач, которые поставлены перед ним в 1951 году».
«Успешно выполним план 1951 года А. ЗУЕВ, заместитель главного технолога завода Коллектив инженерно-технических работников и служащих отдела главного технолога новый 1951 год встречает в напряженном творческом труде над дальнейшим ростом производственных возможностей цехов для успешного выполнения установленного плана на 1951 год по выпуску тракторов, запасных частей и автоматов. Для этого в течение января должен вступить в строй механический цех автоматов и серийных деталей. Цехи шасси, моторный, коробки скоростей, прессовый, нормалей и серийных деталей значительно пополнились и продолжают пополняться новыми станками и прессами, а в I квартале 1951 года в этих цехах будет установлено несколько специальных, высокопроизводительных станков. Количество поточных линий более чем в полтора раза увеличится за счет деталей, обрабатываемых до сего времени на серийных участках. В моторном цехе, например, перемонтирован на вновь разработанной планировке ряд линий, в том числе линии распределительного вала, клапана, крупного чугуна и других. Значительно улучшается механизация межоперационного транспорта и трудоемких процессов. Сборка коробки скоростей переводится со стационарной сборки на конвейерную. Технологические процессы по подавляющему большинству деталей пересматриваются в сторону их улучшения, вводятся новые высокопроизводительные инструменты и приспособления, значительно увеличивается количество пневматических и других быстродействующих зажимов деталей на станках. Успешное решение этих задач является залогом выполнения и перевыполнения государственного плана заводом в 1951 году.
К новым достижениям М. ЗАСЛАВСКИЙ, начальник БРИЗа Страна вступает в новый, 1951 год. Нашему коллективу предстоит решать сложные и ответственные задачи по значительному росту выпуска тракторов. В истекающем году новаторы производства добились неплохих yспеxов в борьбе за дальнейшее повышение производительности труда, внедрение передовой техники. Свыше 5 миллионов рублей условной годовой экономии — таков вклад рационализаторов и изобретателей. Мне хочется пожелать многочисленному отряду изобретателей и рационализаторов, чтобы они приняли самое активное участие в творческом разрешении задач, поставленных партией и правительством перед коллективом нашего завода. Инженеры и техники, технологи и конструкторы должны быть организаторами работы по совершенствованию технологических процессов и улучшению конструкции деталей и узлов трактора. Рабочие-рационализаторы ожидают, что инженерно-технические работники в 1951 году будут с большим вниманием относиться к предложениям новаторов производства и быстрее будут внедрять их в производство. Итоги 1950 года показали, что нашему коллективу под силу решать все задания Министерства по рационализаторской работе. С тем большей уверенностью это дает нам право заявить, что и задачи, поставленные перед нами в 1951 году, будут безусловно выполнены. Еще краше будет наш завод У нас стало традицией: провожая старый год, мы окидываем взором весь путь, пройденный за это время и, заглядывая вперед, видим перед собой светлую дорогу, на которую вступаем завтра, и под знаменем Ленина—Сталина уверенно пойдем по ней дальше, навстречу сияющим огням коммунизма! Нам есть чем гордиться и есть чему радоваться. Жители Владимира хорошо помнят пустырь на северной окраине города. А сейчас здесь за короткий срок вырос Тракторный завод, оснащенный самой первоклассной техникой. Из года в год растет выпуск тракторов и запасных частей для сельского хозяйства. Ведь сравнительно не так давно с конвейера за день сходило 5—10 машин. Теперь же об этом мы вспоминаем, как о давно минувшем. Коллектив тракторостроителей резко шагнул вперед освоив проектные мощности. Сколько замечательных людей у нас на предприятии. Шлифовщик цеха восстановления инструмента В. Зимарев — инициатор социалистического соревнования за удлинение межремонтного периода службы станков, И. Епифанов, бригада которого носит почетное звание «Лучшая бригада кузнецов автотракторной промышленности СССР», слесарь-лекальщик А. Ечин, выполнивший с начала пятилетки 18 годовых норм. У нас уже стало обычным, что рабочие выполняют ежедневно задание на 150—200, 300 процентов, берут на социалистическую сохранность свои станки, подают рационализаторские предложения на усовершенствование технологии, инструмента и приспособлений. Растет и городок тракторостроителей. Многоэтажные дома высятся на когда-то бывшем пустыре, улицы покрыты асфальтом. Вечерами яркое море электрических огней заливает рабочие поселки. Мы накануне нового 1951 года. Стрелки часов отсчитывают последние минуты уходящего от нас старого года. И мы говорим: — Да, неплохо потрудились в 1950 году и немало изменений произошло за истекающие 12 месяцев. Но мы не успокаиваемся на достигнутом, в новом 1951 году мы будем работать еще лучше. Перед тракторостроителями стоит ответственная и почетная задача — в полтора раза увеличить выпуск тракторов. И с этой задачей мы справимся. В новом году еще краше будет наш завод, наши рабочие поселки. Преобразится улица имени Горького. В рабочем городке вырастет свой парк. Проспект Сталина будет выходить на центральную площадь Всполье. Тракторостроители получат новые культурно-бытовые учреждения. Прекрасно наше сегодня, еще лучше будет завтра! В. ЕМЕЛИН, старший конструктор отдела главного технолога» («Тракторостроитель», 31 декабря 1950).
Погрузка тракторов на железнодорожную платформу. Ежедневно с площадки завода во все концы страны идут тракторы с маркой «ВТЗ». Тракторостроители непрерывно увеличивают выпуск тракторов для тружеников сельского хозяйства.
Всего за 1950 г. выпущен 15001 трактор. В 1950 г. на базе ВТЗ-НАТИ конструкторы ВТЗ проектируют трактор ДТ-24 с дизельным двигателем. «Коллектив конструкторов нашего завода настойчиво работает над созданием трактора марки ВТЗ. В прошлом году был спроектирован новый дизельный трактор, проведены государственные испытания бензиновых тракторов ВТЗ» («Тракторостроитель», 19 апреля 1951).
Группа работников завода у нового трактора. 1951 г.
Модель трактора ДТ-24. 1956 г.
В июне 1951 г. была закончена разработка и изготовление опытного образца дизельного трактора ДТ-24 (мощность 24 л.с.; V=18,9 км/час; 7 скоростей; вес 2590 кг).
Ведущий конструктор ОГК Доркунов Сергей Павлович и Левицкий на ДТ-24 в колонне тракторостроителей 1 мая 1952 г.
24 сентября 1951 г. бюро обкома ВКП (б) одобрило инициативу рабочих, инженерно-технических работников и служащих Владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова по развертыванию социалистического соревнования в честь 34-й годовщины Великого Октября. Рекомендовано партийным, профсоюзным и хозяйственным органам широко развернуть предоктябрьское социалистическое соревнование за досрочное выполнение производственных планов.
21 ноября 1951 г. на бюро обкома ВКП (б) было принято решение распространить среди других промышленных предприятий передовой опыт слесаря В.Я. Девяткина и начальника отдела цеха приспособлений В.В. Ерофеева Владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова в организации комплексных рабочих мест, сокращении расходов инструмента и непроизводительных потерь рабочего времени. В результате внедрения новых методов работы производительность труда в цехе приспособлений ВТЗ выросла на 16 процентов, расход инструмента сократился в 2 раза.
10 февраля 1953 г. бюро обкома партии рассмотрело вопрос об опыте Владимирского тракторного завода им. А.А. Жданова по производству отливок деталей из сверхпланового магниевого чугуна, что позволило значительно повысить стойкость деталей, и предложило партийным и хозяйственным организациям предприятий машиностроения использовать опыт работы ВТЗ.
18 мая 1954 г. заместитель главного конструктора Полукаров Юрий Иванович (1920-1993) заменил Вехова Г.И. на посту главного инженера ВТЗ им. Жданова. В 1944 г. он окончил МВТУ им. Баумана и поступил работать в ОГК-ВТЗ конструктором.
25 декабря 1949 года из заводских ворот вышел 25-тысячный трактор, а в августе 1954 года на счету у тракторостроителей было уже 100 000 тракторов. «…на заводе развернулось соревнование за досрочный выпуск 100-тысячного трактора. Каждый стремился внести в общее дело свой вклад. Три месяца шла напряженная борьба за успешное выполнение намеченного. В начале августа 1954 г. коллектив тракторостроителей, взвесив свои возможности, единодушно принял новые социалистические обязательства, кратко сформулированные так: — обеспечить выпуск с главного конвейера юбилейного 100-тысячкого трактора 29 августа 1954 года вместо 5 сентября по плану: — выполнить к этому сроку восьмимесячный план производства запасных частей по всей номенклатуре, а по общему объему валовой продукции завершить план десяти с половиной месяцев. Тракторостроители свои обязательства выполняли полностью в намеченный срок. ...Многие прислали приветствия коллективу завода по случаю выпуска 100-тысячного трактора. А 31 августа у проходной предприятия по поводу знаменательной победы состоялся многолюдный, радостный митинг. Трибуна была украшена знаменами союзных республик, множеством живых цветов. Над ней возвышался большой портрет В.И. Ленина. Перед трибуной стоял стотысячный трактор, окрашенный в цвет прославленной владимирской вишни. Юбиляр выглядел гордым принарядившимся красавцем. В пять часов вечера, на стыке двух смен заместитель председателя завкома профсоюза Багаев открывает митинг. Оркестр торжественно исполняет Гимн Советского Союза. Слово предоставляется исполняющему обязанности директора завода, главному инженеру Юрию Ивановичу Полукарову. Он подошел к микрофону. Глаза выглядит устало. Видно, немало бессонных ночей он провел на заводе. Не легкий труд вместе с другими вложил в создание юбиляра. — Товарищи! Это первое слово оратора прозвучало хрипловато. Но зaтo все остальные, усиленные мощными динамиками, прогремели над площадью звонко, призывно, набатно. Оратор говорил о том, что несмотря на трудные условия военного времени, владимирцы сумели возвести на своей древней и вечно молодой земле крупный завоз по выпуску тракторов для сельского хозяйства. Вместе с заводом росли наши замечательные люди, труженики, каких не знает и знать не может капиталистический мир. На митинге были названы славные имена некоторых передовых рабочих, чей самоотверженный труд позволил рапортовать о заводской победе. В 1944 году пришел на завод и стал учеником кузнеца А.И. Трофимов. Теперь, он лучший бригадир штамповщиков по заводам Министерства, участник ВДНХ. В том же году поступил сверловщиком в цех шасси А.В. Арефьев. Нынче этот талантливый рабочий систематически вдвое перевыполняет нормы выработки. Его имя занесено в заводскую Книгу почета. Для истории сохранились имена тех, кто в этот светлый день поделился с коллективом ВТЗ своими взволнованными мыслями. На митинге выступили: лучший обкатчик главного конвейера тов. Егоров, кузнец кузнечного цеха Епифанов, начальник литейного цеха № 2 Черняховский, заместитель начальника главного управления автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Саблин, первый секретарь Владимирского городского комитета партии Филиппов. Все они так или иначе мысленно обретались в тот час к Ильичу, мечтавшему о 100 тысячах тракторов. Выступавшие и участники митинга с гордостью думали, что вот и им довелось рапортовать вождю о том, что его мечта свершилась и в это великое дело вместо с другими внесли свой вклад и владимирцы. В передовой статье газеты «Тракторостроитель» «Славная победа тракторозаводцев» была отмочена отличная работа коллективов цехов: прессового, термического, кузнечного, моторного, шасси, литейного № 1. Они трудились с опережением графика, изготовили сотни деталей сверх плана. Добрые слова похвалы за успехи в труде прозвучали о бригаде цеха шасси Сомове, сменных мастерах литейного цеха № 1 Гусеве и Зыхаревой, о бригадах кузнецов кузнечного цеха, руководимых Силуяновым и Моисеевым. ...Еще звучали аплодисменты и звуки оркестра по случаю одержанной трудовой победы, а тракторозаводцы уже знали свою новую задачу. Она была выражена словами призывного лозунга, четко написанного на красном полотнище и прибитого к правому крылу трибуны: «Тракторозаводцы! Еще шире развернем социалистическое соревнование за досрочное выполнение годового плана!» («Призыв», 2 апр. 1970).