Принят в ряды ВКП(б) Ижорин Леонид Васильевич конструктор по режущему инструменту.
На заводе построено кирпичное здание для оранжереи.
«Кузнецы Шумом тяжелых многотонных молотов, лязгом горячего металла наполнен цех, огромное огненное пламя бьет из форсунок. Грохот вагонеток, подвозящих заготовки. Пламя и искры освещают загорелые лица рабочих. Они, простые люди, сегодня встали на вахту защиты мира, они требуют мира во всем мире. Здесь, в кузнице, умелые руки металлическую болванку превращают в деталь. Ровная огненная струя бьет из форсунок, поддерживая температуру печи до 1200 градусов. Опытный молодой нагревальщик А. Кузнецов ловко берет из печи раскаленную болванку металла. Она пламенем пышет, а помощник штамповщика М. Лисов быстро захватывает ее клещами и передаст штамповщику Чугунову, который стоит у молота. Легкий нажим ноги на педаль. Большой пневматический молот ударяет по раскаленному металлу подобно выстрелу из пушки-гаубицы. Искры во все стороны. Металл впивается в матрицу штампа, затем, пока штамп поднимается вверх, тов. Чугунов умело переворачивает болванку, уже принимающую форму детали коленчатого вала, это он делает энергично. Снова удар молота, снова поворот... итак три-четыре удара. Потом оттиск детали подхватывают клещами два молодых рабочих А. Архипов и Р. Куров и подносят под пресс, где обрезается образующийся облой, затем деталь снова идет к Чугунову который еще раз делает удар... деталь готова. До 280 штук коленчатых валов в смену дает бригада штамповщиков Чугунова при условии бесперебойного поступления заготовок. Работа в кузнечном цехе трудная, она требует не только напряжения, известной силы, но и настойчивости. Этими качествами обладают рабочие бригады тов. Чугунова. С тов. Чугуновым мы познакомились в цехе у его рабочего места. Это молодой парень с сильными рабочими руками. Ему 22 года. Он пришел в цех в 1947 году и за три года работы стал штамповщиком пятого разряда. Николай скромен и мало разговорчив. В первые дни прибытия в цех он не выполнял задания из-за того, что не особенно ему нравилась работа. — А сейчас работаем как и все, — говорит Николай, — и я полюбил свою профессию. Умелая организация труда, правильная подготовка рабочего места решают успех. И действительно каждый член бригады Чугунова знает свою работу, являющуюся в борьбе за выполнение задания частицей великого пятилетнего плана по выпуску тракторов. Встав на стахановскую вахту мира, кузнецы работают с удвоенной энергией, выполнив июльское задание на 223 процента. — Сегодня работать лучше, чем вчера,— говорит Николай Чугунов,— вот наша задача. Отлично работать нам по плечу. А. ДЕРОВ» («Тракторостроитель», 18 августа 1950).
«К ОБЛАСТНОМУ ПРАЗДНИКУ ПЕСНИ Ежедневно в клубе завода проходят репетиции коллективов самодеятельности. Активисты клуба тт. Цветкова, Милашич, Панюхина, Щепанова, Бундин и многие другие не пропускают ни одного занятия. Количество участников самодеятельности постоянно увеличивается. Все новые и новые рабочие и работницы завода изъявляют желание включиться в активную подготовку к празднику. Начатые в городе сводные спевки, сыгровки и тренировки дают положительные результаты. Праздник песни будет праздником молодости, ловкости, силы поколения строителей коммунизма. А. МИГУНОВ, председатель правления клуба ЗА БДИТЕЛЬНОСТЬ — БЛАГОДАРНОСТЬ 9 августа формовщик цеха серого чугуна Я. Пашков взял пропуск в табельной цеха на имя формовщика М. Егорычева, снял его фото с пропуска и наклеил свою фотокарточку с целью получить деньги у кассира цеха. Благодаря бдительности старшей табельщицы тов. Зароченковой, которая присутствовала при выдаче денег, данный поступок Пашкова был предотвращен. За умышленную попытку получения денег, принадлежащий Егорычеву, формовщик цеха серого чугуна Пашков с работы снят и с завода уволен. За проявленную бдительность старшей табельщице цеха серого чугуна тов. Зароченковой директор завода объявил благодарность. По примеру В. Зимарева Шлифовщик цеха восстановления инструмента В. Зимарев проявил ценную инициативу в деле уменьшения брака. Каждый станочник может сократить брак до минимума, если более внимательней и тщательней будет работать. Мы горячо поддерживаем его предложение. В своей работе мы также стараемся не допустить брака, для этого при штамповке деталей на молоте «ИРИ» усиливаем проверку работы молота, его наладку, а также уход за ним. Более внимательным отношением к работе мы также улучшим качество выпускаемых деталей. Включаясь в предоктябрьское социалистическое соревнование по примеру шлифовщика В. Зимарева, обязуемся завершить задание августа к 25 числу и штамповать детали только хорошего и отличного качества. В. МОИСЕЕВ, штамповщик. А. МАКСИМОВ, нагревальщик» («Тракторостроитель», 23 августа 1950).
«Успех наших футболистов 16, 18 и 20 августа наша первая футбольная команда проводила игры на кубок ВЦСПС. В первые два дня она играла в городе Сормово с командами «Красная звезда» Архангельской области и Марийской автономной республики. Встречу с футболистами города Архангельска наша команда выиграла с разгромным счетом 12 : 0. У команды Марийской автономной республики тракторостроители выиграли со счетом 4 : 0. Особо остро и напряженно проходила борьба в финальной встрече зоны с лучшей командой Горьковской области «Химик» города Дзержинск. Первая половина игры закончилась со счетом 1 : 0 в пользу нашей команды, В конце второй половине игры хозяева поля сравняли счет. По условиям кубковых игр было дано 30 минут дополнительного времени, в которое левый нападающий нашей команды Халилулин забил второй мяч в ворота «Химика», который и решил исход этой трудной и ответственной встречи. После этой победы наша команда получала право на участие в межсезонных играх, которые состоятся в октябре месяце в Одессе» («Тракторостроитель», 25 августа 1950).
«Носитель технического прогресса Начальник сектора отдела главного технолога А. Рыжков является автором трех предложений, отнесенных к категории технических усовершенствований. Условно-годовая экономия от внедрения их в производство составила 450 тысяч рублей. Материальная экономия составляет несколько десятков тонн металла и несколько сот тонн формовочной земли. Предложенный им метод двухэтажной формовки ряда деталей позволил также значительно увеличить производительность труда, за одно и то же время двать больше деталей. Это помогло литейным цехам стать на уровень выпуска деталей, требуемых все возрастающей программой завода по выпуску тракторов. Являясь автором ряда предложений, тов. Рыжков оказывает значительную помощь другим авторам в разработке их рационализаторских предложений. Он является носителем технического прогресса.
Инженер-новатор А. Рыжков
НЕУТОМИМЫЕ НОВАТОРЫ Ведущий технолог-инженер А. Крайнов и главный диспетчер завода И. Красько снискали себе на заводе славу неутомимых новаторов. В ознаменование 70-летия великого Сталина, тов. Красько внес около 30 рационализаторских предложений. Внедрение в производство только 12 из них дало заводу условно-годовую экономию около 250 тысяч рублей. Материальная экономия формовочной земли составляет 430 тонн и металла 176 тонн. Много рацпредложений внес инженер тов. Крайнов. Все они направлены на повышение производительности труда, экономию материалов и улучшение качества тракторов. Только в 1950 году им внесено 3 рационализаторских предложения. За этот же срок внедрено в производство два, давших условногодовую экономию в сумме 17 тысяч рублей» («Тракторостроитель», 27 августа 1950).
В Сентябре 1950 г. министр автотракторной промышленности Г.С. Хламов подверг критике руководство ВТЗ за неритмичную работу и срыв плана выпуска тракторов за первое полугодие 1950 г.
«При строительстве корпуса цеха серого чугуна были смонтированы два электрокрана — магнитногрейферный и грейфернфй рабочими УКСа. Кpaны должны быть покрашены. Когда приехал котлонадзор принимать эти краны, начальник УКСа тов. Аранович обещал ему окрасить их в ближайшее время, а это было еще в июне 1949 года, сейчас сентябрь 1950 года, но краны по-прежнему не окрашены. И. ДЬЯКОВ, инспектор отдела главного механика» («Тракторостроитель», 8 сентября 1950). «ДЕНЬ ТАНКИСТОВ Ежегодно, во второе воскресенье сентября празднуется День танкистов, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 июля 1946 года. На нашем заводе широко отмечается Всесоюзный день танкистов. В цехах, отделах проходят читки и доклады, посвященные этому знаменательному дню. Еще накануне были прочитаны доклады в цехах коробки скоростей, кузнечном, моторном и шасси. В цехе серого чугуна доклад, посвященный Дню танкистов, сделал герой Советского Союза тов. Васильев. В партийном кабинете завода организована выставка материалов, отображающих героические дела наших славных танкистов, а также их подвиги в Великой Отечественной войне, фотовыставка организована в клубе завода» («Тракторостроитель», 10 сентября 1950). «ТЕХНИЧЕСКИЙ СМОТР ОБОРУДОВАНИЯ С 1 сентября по 1 ноября на заводе объявлен технической смотр оборудования, для проведения которого назначена общезаводская комиссия. Председатель комиссии — главный инженер завода тов. Вехов, также в каждом цехе организуются цеховые смотровые комиссии. Председатели этих комиссий уже утверждены. «ДОСКА МАСТЕРА» На здании заводоуправления вывешена «Доска мастера». Она художественно оформлена, имеет три раздела — объявлений, показателей хода социалистического соревнования мастеров и «молнии». Отдел труда и зарплаты завода поддержал ценную инициативу, организовав эту доску. Через каждую пятидневку вывешиваются итоги соревнований. ВЕЧЕРА МОЛОДЕЖИ Правление клуба совместно с комитетом ВЛКСМ нашего завода на протяжении трех месяцев проводит вечера молодежи, где читаются лекции, показывается художественная самодеятельность и художественные кинофильмы. Вечера проходят с большим успехом. За три месяца проведено 12 таких вечеров, на которых лекторами из горкома партии и членами отделения Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний прочитаны лекции и доклады: «О международном положении», «Дружба и товарищество», «Моральный oблик молодого советского человека», «Роль труда в коммунистическом воспитании молодежи» и др. 6 сентября для молодых рабочих был прочитан доклад «Ленин и Сталин о коммунистическом воспитании молодежи». За три месяца прослушало лекций и докладов 2136 человек. САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБА В ЦЕХАХ 10 сентября, вечером, в красном уголке моторного цеха было особенно оживленно. Сюда собралось около 200 человек рабочих для просмотра выступления художественной самодеятельности. Под аккомпанемент баяна солистами Милашич, Цветковой, Ежовым были исполнены популярные песни советских композиторов: «Парень с нашей улицы», «Летят перелетные птицы», «Пшеница золотая» и др. Чтецы Бужина, Кувалдина продекламировали стихотворения «Слово мира», «Американцу» и др. Хорошо исполнили «Матросский танец» танцоры Горбачевич, Графский. Коллектив художественной самодеятельности был тепло встречен рабочими. Стахановская семья Токарь цеха шасси на участке венцов К. Штыленко на завод пришел в 1947 году. С первых дней своей работы поставил перед собой задачу: не только выполнять свое задание, но и значительно перевыполнять его. Он хорошо изучил станок, на котором работает. И сейчас мелкий ремонт, наладку производит сам, так как хорошо знает его «капризы», что помогает ему быстро устранять их. Вот, что рассказывает тов. Штыленко о своей работе: «Обрабатывая деталь 24-13, я стараюсь сэкономить время. Прочитав статью в газете «Правда» инженера Ф. Ковалева «Наш опыт», я по своей работе нашел ряд недостатков, которые выражаются в потере времени. В процессе работы я их не замечал, а обдумав, нашел, что теряю большие минуты. Раньше я делал так: нужно проверить размер детали, останавливаю станок и проверяю мерительным инструментом. Теперь делаю по-другому. Закрепив деталь, пускаю станок в ход и не останавливаю до конца операции, после чего снимаю и тут же закрепляю следующую. В это время мерительным прибором проверяю обработанную деталь. Если обнаруживаю технологические нарушения, а у меня их почти не бывает, устраняю дополнительной ее обработкой». Сейчас тов. Штыленко значительно перекрывает свою норму выработки и дает на 50—55 деталей больше, чем положено по норме. В этом же цехе работают его сыновья Николай и Алексей, он обучил их своим приемам в работе, а также честному и добросовестному отношению к труду. Николай работает наладчиком и в результате хорошего отношения к своей работе обеспечивает бесперебойную работу станков на линии. Рабочие, где наладчиком Николай Штыленко, систематически выполняют программу на 130—150 процентов. Алексей Штыленко, токарь-стахановец, также значительно перевыполняет норму. Вот, как озывается о них начальник цеха тов. Качаев: — Семья Штыленко — стахановская семья» («Тракторостроитель», 13 сентября 1950). «В цехе сборки тракторов на полу, выстланном деревянной шашкой, толстый слой грязи. Кроме того, здесь валяются шайбы, болты, гайки и можно видеть металлическую стружку. Стеллажи расставлены небрежно и также небрежно заполнены деталями. На верстаках чего только не найдешь: и грязь, и масло, и тряпки. Не в лучшем состоянии и столы, на которых работают набивщики сальников, доски настолько избиты, что в щели проваливаются болты, стол не обит, да и работницы тт. Благодарова, Рохлина и Пичугина не соблюдают чистоты и порядка на рабочем месте. С грязью они настолько свыклись, что не замечают ее вокруг так же, как не замечают ее мастера, начальник цеха Кушин и ОТК» («Тракторостроитель», 15 сентября 1950). «ПЕРВОЕ МЕСТО ЗАНЯЛ ЦЕХ КОРОБКИ СКОРОСТЕЙ Трудовую вахту мира с честью несут рабочие и мастера цеха коробки скоростей. Изо дня в день они увеличивают ряды стахановцев, а также последователей работы по опыту инженера Ф. Ковалева. Будни коллектива наполнены упорной борьбой за качество выпускаемой продукции, за увеличение трудоемкости. На днях заводской комитет профсоюза подвел итоги социалистического соревнования за август по заводу. Коллективу цеха коробки скоростей присуждено первое место с вручением переходящего Красного знамени. Мастер П. Венцов среди мастеров основного производства занял первое место. Его смена выполнила план на 124 процента. Звание «Лучший рабочий по профессии» присвоено трем станочникам — фрезеровщику В. Алешину, зуборезчице В. Щербаковой, шлифовщику Л. Тимофееву. Итоги социалистического соревнования за август 1950 г. ПО МЕХАНИЧЕСКИМ ЦЕХАМ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА Первое место и переходящее Красное знамя оставить за цехом коробки скоростей (начальник цеха тов. Шарков), выполнившему план августа на 107,9 процента. ПО ГРУППЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ШТАМПОВЫХ ЦЕХОВ Первое место и переходящее Красное знамя оставить за модельным цехом (начальник цеха тов. Козлов, секретарь парторганизации цеха тов. Лобанов, предцехкома тов. Табаев), выполнившему план па 112,9 процента. ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ЦЕХАМ Красное знамя присудить коллективу цеха нестандартного оборудования (начальник цеха тов. Н.К. Бычков, предцехкома тов. Карпов), выполнившему план на 106,2 процента. ПО ГРУППЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЦЕХОВ Первое место и переходящее Красное знамя присудить электро-ремонтному цеху (начальник цеха тов. Чугунов, предцехкома тов. Чекменов), выполнившему план на 105 процентов. Отметить хорошую работу центральной котельной. По результатам социалистического соревнования механиков цехов первое место присудить механику цеха серого чугуна тов. Петряеву и второе место — механику цеха коробки скоростей тов. Благову. По результатам социалистического соревнования старших и сменных мастеров за август 1950 года присвоить звание «Лучшего мастера завода», занявшим первое место: По основным цехам — старшему мастеру заготовительного цеха А. Антоненко, выполнившему план августа на 120 процентов. ПО ГРУППЕ СМЕННЫХ МАСТЕРОВ По основным цехам первое место присудить сменному мастеру цеха коробки скоростей тов. Венцову, выполнившему план августа на 124,6 процента. Второе место присудить сменному мастеру заготовительного цеха тов. М.К. Кучину, выполнившему план на 120 процентов. По вспомогательным цехам первое место просудить старшему мастеру инструментального цеха тов. А. Володину, выполнившему план августа на 114,4 процента, и сменному мастеру этого же цеха тов. А. Андрееву, выполнившему план на 124 процента. ПО МОЛОДЕЖНЫМ БРИГАДАМ Победителем в соревновании вышла бригада В. Мартьянова из цеха нормалей, выполнившая задание августа на 219 процентов. Бригада тов. В.А. Лобанова из прессового цеха вновь заняла второе место. По вспомогательным цехам первое место заняла бригада инструментального цеха тов. Лебедева, выполнившая задание августа на 200 процентов. Бригада тов. Ечина из этого же цеха заняла второе место. За лучшие показатели в работе по результатам индивидуального социалистического соревнования в августе звание «Лучший рабочий по профессии» получили 50 передовиков производства. Среди них: стахановцы — фрезеровщик В. Алешин, зуборез В. Щербакова и шлифовщик Л. Тимофеев из цеха коробки скоростей, а также шлифовщик тов. Гулин из штампового цеха занесены на заводскую Доску почета. За внимательность и бережливость Сжатый воздух на заводе занимает одно из важнейших мест в деле обеспечения нормальной работы производства. Электрической энергии на выработку сжатого воздуха берется более 35 процентов от всей потребляемой электроэнергии заводом. Не все руководители цехов ведут должную борьбу за экономию сжатого воздуха, а вместе с тем жалуются на его недостаток. К таким цехам относятся, в первую очередь, цех серого чугуна, чугунолитейный и кузнечный цехи. Необходимо понять всем, и в первую очередь руководителям цехов, что через малейшее отверстие может утечь громадное количество сжатого воздуха. Так, например, через отверстие диаметром 4 мм в течение часа при давлении 6 избыточных атмосфер утекает 60 кубических метров воздуха, через отверстие диаметром 6 мм утекает 138 кубических метров, а через отверстие диаметром 7 мм утекает 180 кубических метров. Следовательно, если собрать все отверстия по заводу, через которые утекает сжатый воздух, то окажется громадная цифра, которая требует установки дополнительных компрессоров и больших затрат на выработку сжатого воздуха. Кроме того, сжатым воздухом рабочие обдувают одежду, оборудование и т. д., чего совершенно нельзя допускать. Большое бедствие заводу наносит и то, что в цехи поступает сжатый воздух с большим содержанием влаги, что безусловно приводит к порче оборудования. Для удаления влаги необходимо ставить рессиверы, но УКС совершенно перестал заниматься этим вопросом. Ввиду значительно возросшего спроса на сжатый воздух необходимо, как никогда, объявить борьбу всяким утечкам, использованию сжатого воздуха не на технологические нужды и т. д. Необходимо просмотреть все оборудование и в самое ближайшее время устранить все неисправности, которые ведут к увеличенному расходу сжатого воздуха. Эта работа должна быть повседневной и казаться всего коллектива завода и в первую очередь руководителей цехов. И. ДАВЫДОВ, зам. главного энергетика Проект и действительность По проекту завода для аккумулирования и влагоотделения сжатого воздуха у компрессорной станции и других цехов завода должно бить установлено 9 рессиверов. Но до сих пор УКСом установлен всего лишь один рессивер у компрессорной станции. В цехах завода подастся сжатый воздух с большим содержанием конденсата. Этот неочищенный воздух с большим содержанием воды и масла расстраивает пневматическое оборудование, приводит к быстрому выходу его из строя. А отсутствие достаточной емкости воздушной системы вызывает в ней сильные воздушные толчки, которые сказываются на работе компрессоров и выводят из строя приборы — манометры и воздухомеры. И вот уже 3-й год, как включается в коллективный договор работа по установке рессиверов, но, несмотря на это и неоднократные указания Министерства, УКС не торопится с этой работой. М. КОСТЕЦКИЙ, начальник кислородно- компрессорного цеха За хищение цветов — выговор Сколько труда положили этой весной рабочие, чтобы территория завода была краше. Были посажены декоративные деревья, разбиты цветочные клумбы. Как хорошо здесь можно отдохнуть в свободное от работы время. Однако сейчас среди рабочих выискались разорители цветочных клумб. Например, 2-го сентября работниками охраны завода была задержана при хищении цветов с клумб мастер-распред моторного цеха Т. Орлова. Распоряжением заместителя директора тов. Северова от 3 сентября Орловой объявлен выговор. А. ПРОЛЕТАРСКИЙ» («Тракторостроитель», 20 сентября 1950). «Месячный план—досрочно С большим производственным подъемом трудится коллектив сталелитейного цеха, стремясь достойно встретить 33-ю годовщину Великого Октября. 23 сентября коллектив смены, возглавляемый коммунистом И. Михалевым, работая в третью смену, заформовал 40 опок заднего моста, вместо 30 по норме. До этого еще никогда третья смена не добивалась таких успехов. Благодаря хорошей организации в расстановке рабочей силы, оперативности в работе со стороны мастера смена достигла такой высокой выработки. Узнав о достижениях смены Михалева, коллектив мастера тов. Цирульникова решил опередить ее. И 24 сентября, к концу смены подвели итоги, оказались неплохие результаты — 150 процентов задания. 26 сентября коллектив смены мастера тов. Усик заформовал 50 опок, выполнив сменное задание на 170 процентов. Социалистическое соревнование охватило все бригады цеха. Сталелитейщики держат первенство в социалистическом соревновании в честь достойной встречи 33-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на протяжении всего месяца. Замечательно трудятся на своем посту бригады формовщиков Н. Лапшовой, З. Филатовой, земледелы тт. Павлова, Морозова, стерженщицы тт. Кирина, Степнова, крановщицы тт. Яшина и Кондратьева. Все они значительно перекрывают свои задания и дают продукцию хорошего качества. — В ответ на заботу партии и правительства, на заботу великого Сталина о величайших стройках коммунизма, мы сделаем свой цех стахановским, порадуем свою Родину новыми производственными успехами,— так заявляют сталелитейщики. Коллектив цеха 26 сентября завершил месячную программу на 103,5 процента и дает продукцию сверх плана. Ю. МАРКИН, начальник бюро организации труда» («Тракторостроитель», 29 сентября 1950).
17 октября 1950 г. на заводе в корпусе №1 организован цех автоматов и серийных деталей. Начальник цеха Захаров П.С.
В 1950 году завод освоил выпуск трактора У-3. Выпуск тракторов У-3 начался с марта 1949 г.
Трактор Универсал У-3 с уменьшенной колеей для хлопководства. «Универсал-3» имеет сближенные передние колеса, высокий просвет и колею задних колес 1,34 м. Таким образом, в нем сочетаются передняя часть трактора У-1 и задняя часть У-2. Трактор У-3 предназначен для междуряд ной обработки высокостебельных культур с междурядьями 60, 65 и 70 см, поливного и неполивного хлопчатника, кукурузы и других. Управление трактором осуществляется поворотом передней оси и торможением отстающего ведущего колеса. Тормоза колодочные. При повороте трактора они действуют автоматически. Для торможения на уклоне служит левый тормоз.
ВТЗ. Готовый трактор. 1950 г.
«Помощь тракторостроителей деревне Быстрее закончить выборку 100 гектаров картофеля По примеру муромчан большую помощь в уборке урожая оказывают жители города Владимира колхозам. Коллектив нашего завода также выделяет большое количество людей для оказания помощи в уборке урожая колхозам Владимирского и Небыловского районов. Сейчас в полном разгаре выборка картофеля. Наш завод должен выбрать 100 гектаров картофеля в Брутовском колхозе «Пахарь». Каждый цех, каждый отдел получил конкретное задание. Начиная с конца сентября, ежедневно более 300 тракторостроителей работает в этом колхозе. В результате боевого соревнования между бригадами, многие коллективы закончили свое задание досрочно. Например, коллектив цеха механизированного учета (бригадир М. Артюшенко) раньше других убрал один гектар картофеля. Бригада модельщиков, руководимая А. Варламовым, 29 сентября закончила выборку картофеля с площади 1,3 гектара. В этой бригаде хорошо работали токарь Т. Щеглова, модельщики Б. Елисеев, С. Козлов, В. Пигарин, Н. Плутов и слесарь В. Кривов. 30 сентября закончили выполнение своих заданий отделы главного конструктора и отдел технического контроля, цех восстановления инструмента и цех сборки тракторов, которые убрали картофель с площади 11 гектаров. 1-го октября успешно трудились работники жилищно-коммунального отдела в количестве 76 человек. В этот день они закончили уборку картофеля с 9 гектаров (бригадир тов. Чичваркин). Всего к первому октября тракторостроители закончили выборку картофеля с 64 гектаров. Однако следует отметить, что ряд руководителей цехов и секретари партийных организаций не прониклись чувством ответственности за выполнение почетного задания в деле оказания помощи колхозам. Они не выдерживают срок выборки. Больше других отстает цех серого чугуна (начальник цеха тов. Трунин, секретарь парторганизации тов. Падалка), который на 3-е октября не выбрал картофеля с 9 гектаров, моторный (нач. цеха тов. Чуфарин, секретарь парторганизации тов. Евстратов) — с 3,5 гектаров, цех коробки скоростей (нач. цеха тов. Хенкин, секретарь парторганизации тов. Ремизов) выбрал картофель с 2 гектаров, вместо 7 по заданию, кузнечный (нач. цеха тов. Кузнецов, секретарь парторганизации тов. Хахин) выбрал 2 гектара, вместо 3 по заданию, а шасси (нач. цеха тов. Маркелов, секретарь парторганизации тов. Кольц) не выбрал ни одного гектара и ни разу не посылал людей» («Тракторостроитель», 4 октября 1950). «2 октября состоялась пятая заводская комсомольская конференция. Конференцию открыл комсорг ЦК ВЛКСМ на заводе тов. Комиссаров… НОВЫЙ СОСТАВ КОМИТЕТА ВЛКСМ Тайным голосованием в состав комитета BЛКСМ завода избраны: Комиссаров Г.К. (комитет BЛКCM), Керская Е.П. (отдел главного технолога), Егоров A.A. (обком BЛКCM), Сазонов В.В. (комитет ВЛКСМ), Максимов В.А. (цех серого чугуна), Сычев А.П. (отдел главного энергетика), Сорокина Н.М. (главный конвейер), Осипова Е.А. (ЖКО), Баранов Н.М. (цех шасси), Гремпель М.Н. (моторный цех), Прокофьева А.В. (цех серого чугуна), Усоева Н.Г. (плановый отдел), Акулова А.П. (отдел главного конструктора). На первом заседании комитета избран секретарем комитета Егоров А.А., заместителем секретаря тов. Сазонов В.В., заместителем секретаря по оргвопросам тов. Сорокина Н.М., зав. учетом Гаврилова Е.П. Кубки Облпрофсовета — у тракторостроителей Спортсмены нашего завода, выступая в соревновании на кубок Облпрофсовета по волейболу и баскетболу, добились блестящих успехов. Команда волейболистов в составе Тарасова, Трубина и других в финале 1 октября на стадионе «Локомотив» встретилась с командой спортобщество «Красное знамя» г. Карабаново. Игра вызвала большой интерес зрителей. Этот матч закончился победой наших торпедовцев, которым был вручен кубок Облпрофсовета, а все участники награждены грамотами. 2 октября состоялся финальный матч также на кубок Облпрофсовета по баскетболу. Команда нашего завода в составе — Владимирского, Михалева, Царева, Чистякова, Воронина и других — одержала крупную победу над спортсменами-ковровчанами. Со счетом 51 : 36 торпедовцы баскетболисты также завоевали кубок, а участники награждены грамотами Облпрофсовета. В эстафете на приз газеты «Призыв» спортсмены нашего общества заняли 3 место. Ю. ВОРОНИН, инструктор физкультуры Футболисты выехали в Одессу Футбольная команда (капитан Гусев, тренер Верба) завоевала кубок Облпрофсовета. В розыгрыше по Северной зоне она обыграла футболистов Архангельска, Дзержинска, Мордовской АССР и вышла в финал победителей зон. Команда выехала в город Одессу на финальный розыгрыш кубка ВЦСПС» («Тракторостроитель», 6 октября 1950).
«В здании заводского клуба на Всполье открыт агитпункт. Далеко видна вывеска «Агитпункт» и рядом с ней листок календаря — «17 декабря — день выборов в местные Советы депутатов трудящихся». Зав. агитпунктом тон. Федоров…» («Тракторостроитель», 13 октября 1950).
«Беречь озеленение Партия и правительство много уделяют внимания и таким вопросам, как озеленение территории заводов. У нас успешно завершено озеленение территории завода — сделаны клумбы, посажены цветы в газонах, посеяны многолетние травы, на что затрачены большие государственные средства. Однако у нас имеются такие начальники цехов, которые пренебрегают культурой и засоряют газоны и посевы трав, их уничтожают, чем наносят ущерб заводу. К таким начальникам относятся тт. Семенов, Игнатьев, Чуфарин и др. Вот, например, смежники завалили газоны за кузницей деталями. Железнодорожный цех при очистке железнодорожной линии заваливает обочины газонов на 2—3 метра. У газонов моторного цеха поломаны железные штакетники и они не ремонтируют их. Термический цех также не ремонтирует штакетник и засорил большую площадь пылью от пескоструя, отходы от пескоструя своевременно не вывозятся, выросли большие горы. Трава засыпана и погибла. А. ВАСИЛЬЕВ, зам. начальника АХО» («Тракторостроитель», 15 октября 1950).
«Я родилась в августе 1932 года в Татарии. С 13 лет я осталась без родителей. Воспитывалась в детском доме в городе Уфе. Когда мне исполнилось 15 лет, я пошла учиться на ткацкую фабрику в г. Струнино и здесь же работала ватерщицей. Моя мечта была участвовать в создании тракторов. В 1949 году я пришла на Тракторный завод. Я здесь прохожу большую школу практического опыта. При помощи своих подруг я приобрела специальность стерженщицы. Мне государство помогло стать настоящей гражданкой советской страны, открыв для молодежи все пути к труду и знаниям. Я по-стахановски тружусь в цехе. Свое задание выполняю на 120—150 процентов. Я дружу с русской девушкой Галей Сизовой, она также является стахановкой. Со мной рядом работают русские, украинцы, евреи и все мы живем одной семьей, одним стремлением — отдать все силы, чтобы больше давать тракторов Родине. Вместе со всем советским народом я готовлюсь достойно встретить день выборов, как всенародный праздник, еще больше делать стержней и отличного качества. Т. ХАЙРУЛИНА, стерженщица цеха» («Тракторостроитель», 18 октября 1950). «ОСВОЕН ВЫПУСК ПУЛЬВЕРИЗАТОРОВ Коллектив цеха восстановления инструмента по инициативе начальника цеха тов. Евтухова и старшего технолога тов. Заварзина решил в подарок 33-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции освоить своими силами изготовление пульверизаторов, которые будут значительно дешевле привозных. Радиорепортаж из сталелитейного цеха Редакция последних известий областного комитета радиоинформации провела репортах о предоктябрьском социалистическом соревновании сталелитейщиков нашего завода. Начальник цеха тов. Александров, сменный мастер тов. Елшин и ведущий сталевар Сергей Миронов выступили у микрофона и рассказали о выполнении предоктябрьских социалистических обязательств по выпуску сверхплановой стали. Радиорепортах транслировался по радио в новостях недели» («Тракторостроитель», 29 октября 1950).
«НА ДОСКУ ПОЧЕТА Завком профсоюза занес в Книгу почета прессовщика Лобанова, на Доску почета — зубореза В. Щербакову, обрубщика А. Пиманова, штамповщика Гуськова, наждачницу Парфенцеву, конструкторов тт. Ижорина, Герасимова, технолога Торилова и др. — всего более 80 передовиков - победителей в предоктябрьском социалистическом соревновании. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ В цехе шасси работает семья Штыленко. Сам Кузьма Артемьевич Штыленко пришел в цех в 1947 году, он не имел специальности. Здесь, в цехе шасси, он стал токарем-карусельщиком, в этом ему помогли старые производственники. Его сын Николай получил специальность токаря в школе ФЗО № 7, которую окончил в мае 1948 года, а теперь работает наладчиком. Он бесперебойно обеспечивает нормальную работу станков. Алексей окончил ремесленное училище № 7 и работает токарем; одновременно обслуживает два станка, выполняя ежедневно нормы на 140—150 процентов. — Каждый день после трудовой смены мы делимся мнениями и с гордостью сообщаем друг другу, что поработали наславу,— говорит Кузьма Артемьевич. — Два моих младший сына Дмитрий и Виктор учатся в школе: Дмитрий — в 5 классе, Виктор — в 4 классе; они учатся на отлично, каждый раз, когда я прихожу с работы, они спрашивают: - Ну, папа, сколько ты сегодня норм выполнил? А у нас сегодня общая оценка — 4. В день великого праздника 7 ноября они пойдут в первых рядах праздничной колонны демонстрантов. Д. АЛЕКСАНДРОВ УЧАТСЯ И ПОВЫШАЮТ КВАЛИФИКАЦИЮ Сотни тракторостроителей учатся в школах рабочей молодежи, в техникумах, в стахановских школах и на курсах по повышению квалификации. В одном только вечернем техникуме, без отрыва от производства учится 127 тракторостроителей, повышает свою квалификацию более 120 одиночников.
Евгений Малинин
Мастер-новатор В числе лучших людей ремонтно-механического цеха находится имя старшего мастера Евгения Малинина. За годы его работы в цехе он вырос из простого токаря до передового инициативного мастера ремонтного хозяйства. Руководя коллективом станочного участка легкой линии, он добился в последние месяцы выполнения и перевыполнения плана, при систематическом уменьшении брака. Наряду с этим Е. Малинин стоит в первых рядах рационализаторов цеха. Его предложения являются эффективными и в производственном и в экономическом отношении. Так, например, по его предложению осуществлен переход с бронзовых на биметаллические втулки, что дает заводу десятки тысяч рублей экономии и одновременно разрешает проблему снабжения бронзой. Тов. Малинин принадлежит к числу молодых мастеров, перед которыми открывается перспектива дальнейшего замечательного роста. Сталинская Конституция дала советской молодежи право на труд, право на образование, право на отдых. В настоящее время старший мастер Е. Малинин учится на 4-ом курсе машиностроительного техникума без отрыва от производства. Совмещая работу с учебой, он отдает все силы на благо мира, на благо любимой Родины. С. ЛЮБОВИЦКИЙ, начальник цеха
Памятник Сталину у проходной Тракторного завода. 1950-е гг.
Памятник Сталину у проходной Тракторного завода
Новые дома для тракторостроителей по улице Тракторной
«За три года, прошедшие после выборов в местные Советы депутатов трудящихся, на северной окраине города раскинулись новые районы. За это время в поселках Тракторного завода построено 60 одно-двухэтажных и трехэтажных благоустроенных домов, замощено 16 тысяч квадратных метров дорог, заасфальтировано 17 тысяч квадратных метров дорог и тротуаров по улице Горького. 10 тысяч квадратных метров тротуаров и подъездов. Многие стахановцы и инженерно-технические работники нашего завода построили и приобрели личные дома. В уютных домах живут мастера С. Рузов, Б. Краснов, главный механик Ф. Сальников и другие. К празднику готовы два новых двухэтажных дома по улице Спортивной» («Тракторостроитель», 5 ноября 1950).
«НЕМЕДЛЕННО УСТРАНИТЬ БРАК Длительное время стенка радиатора (дет. 10-20) находится в дефиците. Это происходит потому, что при отливке ее идет сплошной брак. До сих пор работники отдела главного металлурга никак не найдут причину. Неоднократно переделывались модели, но пока все безрезультатно» («Тракторостроитель», 17 ноября 1950).
«Шлифовщик В. Дианов Когда шла Великая Отечественная война, В. Дианов ушел защищать Родину. Он был наводчиком сначала 45-миллиметрового, а затем противотанкового орудий. Много немецких танков было подбито и подожжено метким огнем артиллериста. Когда кончилась война, Василий Иванович Дианов вернулся в родной колхоз. С начала этого года В. Дианов работает шлифовщиком в моторном цехе на линии, коленчатого вала. Вступив в социалистическое соревнования в честь Дня Сталинской Конституции и выборов в местные Советы, шлифовщик В. Дианов выполняет не менее 1,5 нормы в смену.
МАСТЕР ПУТИ Ежедневно с заводской площадки уходят платформы с тракторами и приходят грузы для предприятия. Большая ответственность ложится на железнодорожников - тракторостроителей. Они должны обеспечить быстрое продвижение составов, не задерживать вагоны под погрузкой и выгрузкой. С честью выполняет свои обязанности мастер Егор Дмитриевич Касаткин. Он бдительно смотрит за состоянием пути, своевременно подготовив его к зиме. Своими силами тов. Касаткин расставил и отеплил будки стрелочников, установил щиты, защищающие железнодорожную ветку от снежных заносов. Так работает передовик. НА ОБКАТКЕ Подъемники, стрекоча, поднимают собранные задние мосты и опускают их на стенды. Включаются моторы. Обкатка началась. Здесь на участке обкатки задних мостов главного конвейера работает бригада тов. Ахапкина. Вступив в соревнование в честь Дня Сталинской Конституции и выборов в местные Советы, бригада добивается замечательных успехов. Первую половину ноября она ознаменовала выполнением задания на 180 процентов. Особенно отличились члены бригады тт. Семенов, Солдатов, их показатели в труде — 170—190 процентов нормы. Также хороших успехов добились слесари-сборщики тт. Гусаров и Сергеев. СТАЛЕЛИТЕЙЩИКИ—АРТИЛЛЕРИСТЫ Мастер сталелитейного цеха тов. Приданов — бывший артиллерист, отважно он бил врага метким огнем из орудия, вложив в этот огонь всю свою ненависть к врагу, напавшему на нашу любимую Родину. Тов. Приданов прошел долгий военный путь и в боях добыл победу. Сейчас демобилизованный воин руководит сменой. Коллектив из месяца в месяц перевыполняет план. В этом же цехе самоотверженно работают также бывшие артиллеристы — выбивщик А. Антонов, тов. Пикалов — слесарь службы механика и др. Все они с большим подъемом трудятся на благо Родины» («Тракторостроитель», 19 ноября 1950).
«Георгий Яковлевич Черкевич зарегистрирован
кандидатом в депутаты областного Совета депутатов трудящихся» («Тракторостроитель», 22 ноября 1950).
«ОНИ ОБКАТЫВАЮТ ТРАКТОРЫ Трактор сошел с конвейера. Как он будет работать, есть ли в нем дефекты? За руль садится обкатчик, он должен в течение нескольких часов детально проверить трактор в работе или, как говорят, обкатать. Хорошо работает обкатчик тов. Шалилов, в своей работе он проявляет находчивость и смекалку. Вступив в соревнование в ознаменование дня Сталинской Конституции и выборов в местные Советы, он взял обязательство выполнять нормы на 130 процентов, фактически их перекрывает в 1,5—2 раза, обкатывая вместо двух от 3 до 5 тракторов. Не отстает от передовика и молодой рабочий, выпускник школы ФЗО, Трифонов, который также рационально использует все 480 минут рабочего времени и дает по 1,5—2 нормы в смену. С этих передовиков берут пример и другие. С. РЫЖКОВ, мастер сдаточного цеха» («Тракторостроитель», 24 ноября 1950).
«Занесена в Книгу почета Три года работает в кузнечном цехе наждачницей Татьяна Николаевна Парфенцова. Самоотверженно трудится она на благо своей горячо любимой Родины, предоставившей ей равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, культурной и общественно-политической жизни. Тов. Парфенцова умело использует каждую минуту рабочего времени, ни одна из них у нее не пропадает даром. В итоге тов. Парфенцова выполняет задание на 200 процентов. Труд в нашей стране ценится высоко. За стахановскую работу имя Татьяны Николаевны Парфенцовой занесено в Книгу почета завода, приказом министра она награждена значком «Отличник социалистического соревнования автотракторной промышленности СССР». К. ХАХИН, помощник начальника кузнечного цеха по кадрам Инженер-конструктор Перед советскими женщинами открыты все пути. На нашем заводе можно встретить немало женщин, руководящих производственными участками, конструирующих сложные детали, узлы трактора. В отделе главного механика работает старшим инженером-конструктором Зубарева Раиса Ивановна. В ее обязанности входит решение сложных вопросов, связанных с конструированием деталей, ремонтом оборудования. Раиса Ивановна заслуженно считается одним из лучших инженеров-конструкторов отдела главного механика. Она исключительно добросовестно относится к своим обязанностям. Тов. Зубареву можно часто встретить в цехах, на производственных участках, где она советуется с мастерами, рабочими, как лучше сконструировать ту или иную деталь, узнает, что требуется от конструктора, чтобы ремонтники высококачественно ремонтировали станки и агрегаты. Содружество конструктора с производственниками дает замечательные плоды. Вместе с тем Раиса Ивановна Зубарева настойчиво работает над повышением своего идейно-политического уровня, принимает активное участие в общественной жизни коллектива. Она окончила вечерний университет марксизма-ленинизма, руководит одним из кружков в сети комсомольского политпросвещения, партийная организация возложила на нее обязанности агитатора, с которыми она с честью справляется. Коллектив службы главного механика назвал Раису Ивановну Зубареву своим кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся по 218 избирательному округу. Г. АНДРЮШКИН, секретарь партбюро отдела главного механика» («Тракторостроитель», 26 ноября 1950).
Зубарева Раиса Михайловна, 1922 г. р., выпускница Бежицкого машиностроительного института, старший инженер отдела главного механика.
«КОММУНИСТ-НОВATOP Имя Владимира Михайловича Зимарева хорошо известно не только коллективу нашего завода, но и на ряде машиностроительных предприятий Владимирской области. Весной этого года Владимир Михайлович выступил инициатором замечательного почина. Оборудование — это золотой фонд предприятия, чем лучше и безотказнее работают станки, тем больше можно выпустить продукции и притом высокого качества. Между тем имеются случаи, когда отдельные рабочие не придают этому значения. В. Зимарев предложил начать соревнование за удлинение срока службы оборудования путем внимательного, хозяйского ухода за станками. Сам он проработал на своем кругло-шлифовальном станке без ремонтов несколько лет и взял обязательство добиться того, чтобы оборудование, закрепленное за ним, не вставало на ремонт еще в течение пяти лет. Все передовое всегда находит широкую поддержку у нас. Вот почему инициатива коммуниста-новатора встретила горячее одобрение не только у тракторостроителей, но и на других предприятиях области. Почин тов. Зимарева, который подхватили сотни и тысячи рабочих заводов и фабрик области, даст возможность государству сэкономить десятки тысяч рублей государственных средств и времени, требующихся на ремонт оборудования. Предвыборное собрание инструментальщиков завода единодушно назвало В. М. Зимарева своим кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся по 200 избирательному округу. В. МАРТЫНОВА УМЕЛЫЙ ОРГАНИЗАТОР Седьмой год работает на нашем заводе Яков Васильевич Зеленов. Он руководит отделением вспомогательного инструмента цеха приспособлений. Якова Васильевича хорошо знают как умелого организатора, чуткого воспитателя коллектива. Он настойчиво перенимает достижения передовиков, внедряет их у себя в производство. Благодаря этому рабочие и мастера отделения вспомогательного инструмента из месяца в месяц перевыполняют производственные задания. Член партии Ленина—Сталина, Яков Васильевич Зеленов систематически работает над повышением своего идейно-политического уровня, совершенствует и технические знания. Требовательный к себе и подчиненным Я.В. Зеленов пользуется заслуженным авторитетом, избран секретарем цеховой партийной организации, в 1950 году — членом парткома завода. Тов. Зеленов награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и значком «Отличник социалистического соревнования». Рабочие, инженерно-технические работники и служащие цеха приспособлений выдвинули Я.В. Зеленова кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся по 198 избирательному округу. В. ЕРОФЕЕВ, председатель цехового комитета С МОЛОДЫМ ЗАДОРОМ С молотового участка детали поступают в термическое отделение. Здесь они проходят операции — отпуск, закалку, нормализацию. — Но минуты задержки деталей, своевременно подавать их в механические цехи, — вот правило молодежной бригады термистов, которой руководит комсомолец Павел Щитов. — С боевым, молодым задором трудится бригада, как правило, на Доске показателей ежедневно появляются цифры — 150, 200 процентов, свидетельствующие о самоотверженной работе молодых термистов на благо горячо любимой Родины. Значком «Отличник социалистического соревнования Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР». Почетной грамотой горкома ВЛКСМ награжден сам бригадир. Комсомолец, стахановец Павел Щитов всегда готов придти в трудную минуту на помощь товарищам по работе. Как-то на молотовом участке резко снизились темпы штамповки деталей. Назревала угроза срыва графика. Павел Щитов стал за подручного кузнеца и работал не хуже чем в термическом отделении. Павла Щитова кузнецы назвали своим кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся по 190 избирательному округу. Н. КОНСТАНТИНОВ
Бригадир слесарей ремонтно-механического цеха Г. Кувшинов. По итогам соревнования в октябре бригада Г. Кувшинова заняла первое место среди цехов подготовки производства.
«ЗНАТНЫЙ КУЗНЕЦ — Нельзя-ли уменьшить длину заготовок некоторых деталей,— над этим задумался Иван Егорович Епифанов. Своими мыслями он поделился с технологами цеха, последние горячо одобрили предложение новатора, помогли ему внедрить его в производство. Инициатива И. Епифанова позволила только при изменении длины заготовки коромысла сэкономить за год 24 тысячи рублей. Иван Егорович многое делает для того, чтобы повысить производительность труда, сократить потери времени. Сколько, например, тратилось даром времени на подноску вручную заготовок от печи к молоту. Новатор внес предложение сделать склиз, что позволило ликвидировать ручную подноску. Русская смекалка, настойчивость, стремление неустанно идти вперед помогли Ивану Егоровичу Епифанову первым в кузнечном цехе освоить проектные мощности, выйти в число передовиков всенародного социалистического соревнования. Бригада штамповщиков И. Епифанова неоднократно завоевывала почетное звание «Лучшая бригада кузнецов автотракторной промышленности СССР». Иван Егорович Епифанов выдвинут кандидатом в депутаты Владимирского городского Совета депутатов трудящихся. Д. АЛЕКСАНДРОВ
Бурова (Манова) Татьяна Алексеевна, 1923 года рождения, выпускница Авиамеханического техникума, старший конструктор отдела главного технолога Владимирского тракторного завода, беспартийная.
ЛУЧШИЙ КОНСТРУКТОР Жизненный путь Татьяны Николаевны Мановой — яркое доказательство того, что только в нашей стране перед молодежью широко открыты все пути. — Молодым везде у вас дорога,— поется в песне. Татьяна Николаевна рано потеряла отца, на руках у матери осталась большая семья. В любой буржуазной стране девушке пришлось бы думать не о том, как учиться дальше, а о куске хлеба, идти на заработки. Советская власть предоставила все возможности Т. Мановой для продолжения образования. Она окончила среднюю школу, затем поступила учиться в техникум, во время учебы получала стипендию, а семья — помощь от государства. После окончания техникума Татьяна Николаевна работает на нашем заводе конструктором отдела главного технолога, а спустя некоторое время переводится старшим конструктором. Много и настойчиво трудится молодой специалист вместе со всем коллективом тракторостроителей над быстрейшим освоением заводом проектной мощности выпуска тракторов. За достигнуто успехи тов. Малова награждается значком «Отличник социалистического соревнования Министерства автомобильной и тракторной промышленности СССР». Летом нынешнего года Татьяне Николаевне поручили ответственное задание по конструированию оснастки по гидроподъемникам, с честью она справилась с ним, выполнила возложенную на нее работу досрочно. Завком профсоюза присваивает ей звание «Лучший конструктор завода». Татьяна Николаевна Манова хорошо знает, что Родине нужны высококвалифицированные, знающие свое дело специалисты. Она неустанно пополняет свои знания, учится сейчас на 3 курсе Московского заочного института металлопромышленности. Коллектив отдела главного технолога и лаборатории резания выдвинул тов. Манову кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся по 197 избирательному округу. М. АЛФЕРОВ, агитатор
Выпуск тракторов У-4 начался с 1950 г. Трактора Универсал У-4 на резиновых колесах с новой конструкцией тормозов.
Трактор У-4 - для уборки хлопка. Трактор «Универсал-4» предназначен для работы с навесной хлопкоуборочной машиной СХМ-48. Он может быть использован также на севе, бороновании, культивации и других сельскохозяйственных работах. Трактор имеет три колеса, оснащенных пневматическими шинами: одно переднее, направляющее, и два задних, ведущих. Пневматические шины уменьшают повреждаемость хлопчатника при уборке, повышают плавность хода и уменьшают потери на самопередвижение трактора. Наличие одного переднего колеса вместо обычных двух увеличивает защитные зоны. Управление трактором осуществляется поворотом переднего колеса и торможением ведущего колеса.
ПЕРЕДОВАЯ РАБОТНИЦА Коллектив цеха шасси хорошо знает имя Зои Васильевны Бобровой. Три года назад она пришла в цех шасси завода, не имея никакой специальности. Работала сначала уборщицей, потом грузчицей стружки. Но Зое Бобровой хотелось изучить какую-нибудь специальность, встать за станок и своими руками изготовлять детали для тракторов. У нас нет ничего невозможного. Администрация цеха охотно пошла навстречу желанию молодой работницы, предоставила ей возможность овладеть профессией шлифовщицы. Сейчас Зоя Васильевна одна из лучших работниц цеха шасси, славится своим стахановским трудом. Она настолько изучила свою специальность, что ей поручают обработку самых разнообразных и сложных деталей — осей, полуосей, вала рулевого управления, передних осей трактора У-4 и других. Стахановка Боброва охотно делится своими достижениями. Она обучала профессии шлифовщицы четырех человек. Коллектив цеха шасси единодушно выдвинул З.В. Боброву кандидатом в депутаты городского Совета по 202 избирательному округу. В. КИРИЛЛОВ, заместитель начальника цеха шасси» («Тракторостроитель», 3 декабря 1950).
«ПЕРЕДОВАЯ ФОРМОВЩИЦА Нелегка профессия формовщика, она требует не только силы, но и умения, расторопности, смекалки. Всеми этими качествами обладают формовщики бригады, руководимой А. Чугуновой. Работа на формовке считается обычно мужским делом, но девушки-формовщицы ничуть не уступают остальным бригадам, а нередко и перегоняют их. Добрая, хорошая слава идет о бригаде А. Чугуновой. Умело работают формовщицы. Сама бригадир вместе со своим членом бригады Головкиной формует наиболее трудоемкую часть формы — верх. Члены бригады Гаврилова и Мартынова собирают готовые формы — вставляют стержни, накрывают опоки и зачеканивают. Правильная организация труда, умелая расстановка рабочих рук позволяют бригаде трудиться по-стахановски, непрестанно увеличивать производительность. Если раньше бригада формовала по 100-110 опок за смену, то сейчас довела выработку до 120-130 опок. Встав на стахановскую вахту в честь всенародного праздника — дня выборов в местные Советы депутатов трудящихся, формовщицы добиваются новых успехов. В отдельные дни бригада формует до 150 опок. Коллектив цеха серого чугуна назвал Антонину Константиновну Чугунову своим кандидатом в депутаты городского Совета депутатов трудящихся по 209 избирательному округу. И. ТИМАНОВ, старший мастер формовочного отдаления
Мастер-новатор Сталинград, Ростов, Миусс, форсирование Днепра, освобождение Запорожья, Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Одессы, Румынии, Венгрии, Чехословакии — далеко не полный перечень боевого пути связиста Г. Володина. Мужественно сражался с врагом доблестный воин. Но вот отгремели орудийные залпы и Григорий Иванович Володин, незадолго перед войной окончивший техникум, возвращается к мирному труду. Сначала, работая на нашем заводе технологом, он проявляет себя как способный и энергичный специалист и поэтому, вскоре выдвигается на должность старшего технолога, а затем начальником отделения мелких чугунных деталей цеха шасси. Много труда и стараний прилагает тов. Володин к тому, чтобы руководимый им участок стал передовым на заводе, не только выполнял, но и систематически перевыполнял установленное задание, непрерывно увеличивал выпуск продукции. Вот почему молодой руководитель смело и настойчиво внедряет у себя все передовое. Почин инженера Ф. Ковалева открывает большие возможности в деле перехода на коллективную стахановскую работу. С первых же дней, как только стало известно о замечательной инициативе Ф. Ковалева, старший мастер тов. Володин начал вести большую работу у себя на участке по распространению лучших приемов передовиков производства. Он вместе с мастерами и технологами составил и разработал план организационно-технических мероприятий, реализация которых позволила бы сделать участок отделением сплошной коллективной стахановской работы. В плане предусматривалась передача методов отдельных стахановцев всем остальным рабочим отделения. Так, например, токарь тов. Синицин, пользующийся более рациональными приемами на обработке деталей 08-09 и 37-24, передает свой опыт товарищам по профессии Скворцову и Мельшаковой. Причем для лучшего показа приемов передовиков были проведены фотографии их рабочего дня и наблюдения начала и конца работы. Было обращено большое внимание на улучшение состояния оборудования. Исправный станок — залог высокой производительности. Г. Володин уделяет много внимания воспитанию у коллектива чувства бережного отношения к оборудованию. Большинство рабочих отделения приняло станки на социалистическую сохранность. Серьезным недостатком на участке являлись частые переброски станочников. Сейчас этого не допускается. Применение метода инженера Ф. Ковалева дало возможность значительно улучшить работу отделения мелких чугунных деталей, повысить производительность. Увеличился и заработок рабочих. Если, например, раньше токарь тов. Скворцов зарабатывал около 450-500 рублей в месяц, то в ноябре заработок его составил свыше 750 рублей, повысились также заработки и у остальных. Смелый новатор, умелый руководитель и воспитатель Г.И. Володин пользуется заслуженным уважением у своего коллектива. Рабочие, инженерно-технические работники и служащие цеха шасси выдвинули его кандидатом в депутаты городского Совета по 216 избирательному округу. З. БИБЕНИНА, начальник БОТиЗа цеха шасси» («Тракторостроитель», 10 декабря 1950).
Старший мастер Г. Володин проверяет работу фрезеровщицы В. Захаровой.
«НА ДОСКУ ПОЧЕТА Девять стахановцев цеха коробки скоростей, добившихся замечательных успехов в честь дня выборов в местные Советы депутатов трудящихся, занесены на цеховую Доску почета. Среди передовиков токари Е. Халюзов, Г. Владимиров, они выполнили задание ноября на 216 — 218 процентов. Две нормы дала зуборез В. Щербакова. Свыше чем полторы месячных нормы выполнили сверловщица З. Власова, слесарь Е. Кондратьев. Паровозный мастер С 17-летнего возраста начинает свою трудовую деятельность Николай Алексеевич Спирин паровозным кочегаром. Через год после упорной учебы он уже помощник машиниста. Николаи Алексеевич продолжает учиться дальше, настойчиво совершенствует свои знания и через три года ему доверяют право самостоятельного вождения локомотива. Сбылась заветная мечта. Машинист Спирин водит по магистралям страны составы с грузами для новостроек пятилетки, заводов и фабрик, для тружеников сельского хозяйства. В июне 1941 года враг вероломно напал на нашу Родину. Николай Алексеевич Спирин уходит на фронт. Мужественно и доблестно сражается он с врагом. Товарищ Спирин был в числе тех, кто грудью отстаивал подступы к столице нашей Родины — Москве. Свой боевой путь Николай Алексеевич закончил в логове фашистского зверя — Берлине. 11 правительственных наград, из них 7 орденов и 4 медали,— свидетельство боевой доблести Спирина. С 1947 года и по настоящее время демобилизованный воин работает на нашем заводе паровозным мастером железнодорожного цеха. Ежедневно на завод приходят грузы, отсюда во все концы страны идут тракторы и запасные части. Быстрее доставлять грузы, отправлять готовую продукцию — боевая задача работников заводского железнодорожного транспорта. А для этого надо, чтобы локомотивы, водящие составы, всегда находились в исправности. К этому и стремится паровозный мастер Николай Алексеевич Спирин. Он заслужил всеобщее уважение коллектива железнодорожников своим самоотверженным отношением к труду. Член партии Ленина—Сталина Николай Алексеевич Спирин принимает самое активное участие в общественной жизни, до августа нынешнего года он председатель цехового комитета профсоюза. Чутко и отзывчиво относится Спирин к запросам и нуждам транспортников. В августе коммунисты железнодорожного цеха избирают его секретарем своей партийной организации. На предвыборном собрании, посвященном выдвижению кандидатов в депутаты местных Советов, железнодорожники единодушно назвали своим кандидатом Николая Алексеевича Спирина. Ф. СОКОЛОВ, котельщик паровозного депо железнодорожного цеха» («Тракторостроитель», 15 декабря 1950).