Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
19:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Промышленность

Стасюк Иван Яковлевич

Стасюк Иван Яковлевич

Стасюк Иван Яковлевич (1889-30.10.1938) - директор владимирского завода "Автоприбор" (1932-1937).

Иван Стасюк родился в 1889 году в семье железнодорожного рабочего в г. Здолбуново Волынской губернии. Окончив железнодорожное училище, работал слесарем и паровозным машинистом на Привислинской, С.-Петербурго-Варшавской и Рижско-Орловской ж. д.
Первая русская революция вовлекла рабочего парня в забастовочное движение.
В гражданскую Стасюк – председатель Главного революционного комитета и комиссар Рижско-Орловской дороги. В 1919 г. он вступает в РКП(б), партячейка командирует его учиться в Ленинградский железнодорожный техникум, а потом и в политехнический институт (1920–1922). Комвуз им. Товарища Зиновьева окончил в 1925 году.


Удостоверение № 245 студента Коммунистического университета им. тов. Зиновьева Стасюка Ивана Яковлевича об окончании им трехгодичного курса. Декабрь 1925 г.

В 1928 г. он возглавил завод "Метприбор". Затем – курсы Красных хозяйственников и Ленинградская промакадемия. Иван Яковлевич окончил ее в составе первого выпуска инженеров-организаторов социалистической промышленности.


Свидетельство № 4 об окончании Ленинградской Областной Промышленной Академии им. Кирова С.М. Стасюка Ивана Яковлевича. 14 июня 1932 г.

В 1932 г. Стасюк сменил Дзюбу на посту директора владимирского завода «Автоприбор».
В сложный период: ощущалась нехватка квалифицированных рабочих, инженеров, не хватало оборудования, но был жесткий план. В 1932 году "Призыв" писал, что большинство станков не имеет электрического света. Для некоторых деталей не было приспособлений, и рабочие держали их голыми руками.
"Пришел автомат из Германии. В упаковке. Распаковали и все, пустить – знаний нет", – вспоминает об этом времени ветеран завода К.Ф. Трохина.

В час ночи 7 июля 1933 года автомашины Автопробега «Москва—Каракумы—Москва» прибыли во Владимир.
Автопробег Москва – Каракумы показал надежность советских автомобилей и шин, а вот спидометры владимирского завода вышли из строя и отсчитывали километры назад.
«Автопробег Москва — Кара-Кум — Москва — это серьезнейшая проверка качества не только наших автомобилей, но и контрольно-измерительных приборов (спидометр, гибкий вал и т. д.), изготовляющихся на заводе «Автоприбор».
Первые дни пробега показали, что если автомобили наших заводов имеют высокие образцы качества и стойкости, то спидометры и гибкий вал завода «Автоприбор» как раз наоборот, — безобразно плохого качества, 70 процентов спидометров совершенно вышли из строя.
Вот что сообщает корреспондент газеты «Известий» Эль-Регистан.
- «105-километровый путь Казань — Алексеевск следует считать первым серьезным испытанием для машин, участвующих в пробеге. Это — типичный проселок со всеми присущими ему неприятными неожиданностями, подстерегающими машину на каждом повороте. Однако как легковые, так и грузовые советские стандартные машины отлично выдержали первый экзамен. Механизмы производства автозаводов работали идеально. Этого, к сожалению, нельзя сказать о владимирском заводе «Автоприбор», поставляющем союзной автопромышленности спидометры с гибкими валами. К проходу в Алексеевск исправных спидометров оказалось только 30 процентов. Остальные выбыли из строя. В результате большинство машин, участвующих в пробеге, идет без измерения километража.
Качество сборки владимирских спидометров характеризуется таким случаем: спидометр машины № 2 до Чебоксар нормально отсчитывал пройденный путь, а после Чебоксар, к удивлению всех участников пробега, вдруг начал вычитать пройденные километры, работая в обратном порядке».
Этот факт должен явиться серьезным предостережением заводу.
За качество продукции нужно бороться не резолюциями и заклинаниями.
Нужно мобилизовать все силы, всю энергию рабочих и ПТР на выпуск высококачественных контрольно-измерительных проборов.
Коллектив завода и заводские организации должны ответить конкретно, что ими предпринято по улучшению качества приборов» («Призыв», 19 июля 1933).
В начале завод осаждался рекламациями с претензиями заказчиков. Автозавод имени Сталина и Горьковский присылали акт за актом, вскрывая негодную работу «Автоприбора». За полгода таких рекламаций накопилось 108 штук. Они аккуратно подшивались к делу, их старались скрыть, о них молчали, а между тем качество приборов не улучшалось. Завод работал браком.
1 августа с конвейера Горьковского завода сошел последний автомобиль. На другой день, он уже был у ворот «Автоприбора», высадив бригаду автозаводцев. И тут-то автоприборовцы собственными глазами увидали качество своей продукции. Машина без дефектов проделала путь Горький — Владимир, а спидометр, насчитав 12 километров, на 13-м от автозавода прекратил счет. Он выбыл из строя, так же как выбывали сотни его предшественников.
Автозаводцы приехали не случайно. Они решили требовать спидометры достойные качества своих машин, чтобы не обманывать покупателей, явно негодными установками приборов. С 2-го августа Автозавод уже выпускает машины без спидометров в щиток приборов вместо установки вставляет наклейку: «Нет годных спидометров. Изготовляет завод Автоприбор г. Владимир».
(Сообщение начальника сектора качества ОТК ГАЗ)
От 1 августа вам было послано извещение, в котором говорится о том, что спидометры, доставляемые вами для автомобилей ГАЗ, с 1 августа 1933 г. ставиться не будут, в виду полной непригодности их к эксплуатации.
Категоричность решения была вызвана как и бесчисленным количеством рекламаций на спидометры потребителей наших машин, так и собственными испытаниями и анализами причин, мешающих нормальной эксплуатации ваших приборов.
Технические акты на непригодность спидометров систематически присылались вам, но заметных результатов по улучшению качества они не дали и в конце концов мы вынуждены выпускать машины без спидометров до тех пор, пока качество прибора не даст возможности его нормальной эксплуатации.
Для изжития всех недочетов, не позволяющих вашей продукции выполнить свое назначение, мы сообщаем замеченные нами недостатки спидометра в результате испытаний проведенных нашим экспериментальным отделом, лабораторией и рекламации.
Надеемся, что вами срочно будут приняты меры к устранению всех этих недочетов.
Виды брака:
1. Счетный механизм перестает работать после 200-250 км.
2. Небрежное выполнение механической обработки и отливки как самого футляра, так и частей механизма.
3. Недостаточно тщательная сборка, наличие недопустимых зазоров, несоответствие материала у ответственных деталей» («Призыв», 15 августа 1933).
«Владимирский завод «Автоприбор», производящий контрольно-измерительные приборы (спидометры, стеклоочистители, масленные манометры и др.) для авто-тракторной промышленности, на протяжении всей своей годовой работы выпускал брачные и лишь совершенно негодные автоприборы. Это привело к тому, что заводы-потребители вынуждены были отказаться от такого нужного и необходимого прибора для автомобилей, как спидометр, производство которого сосредоточено исключительно на этом заводе.
Директор, партийные и профорганизации завода, имея массовые заявления заводов-потребителей и протесты самих рабочих завода «Автоприбора» против выпуска недоброкачественной продукции, должны были сконцентрировать главное свое внимание на освоении техники и повышении качества выпускаемой продукции. На деле же они прошли мимо возмутительных фактов, имевших место на заводе, когда ответственные лица, как зам. технического директора завода Котелов, завед. производством Бабичев и друг., они пропускали в сборку заведомо брачные, негодные детали, устанавливали такие технические условия обработки, которые явно снижали качество и увеличивали брачность контрольно-измерительных приборов; при чем эти люди, сознательно выпускавшие брак, к суровой ответственности за проводимую ими антигосударственную работу привлечены не были.
Техническое руководство цехами и решающими участками производства поставлено из рук вон плохо. Директор и парторганизация завода из указаний ЦК необходимых практических выводов не сделали. До сих пор 84 проц. ИТР продолжают сидеть в аппарате заводоуправления и заниматься канцелярской работой.
Бюро обкома ВКП(б) признает руководство владимирского райкома заводом «Автоприбор», — как основным ведущим предприятием района, неудовлетворительным. Райком своевременно не вскрыл все эти указанные факты исключительно плохой работы завода, не довел до конца дело об издевательском отношении к предложениям иностранного специалиста Пфистера. Работу районных и городских организаций райком не направил на оказание практической помощи заводу и решительно не исправил допущенные ими извращения по отношению к «Автоприбору», выразившиеся в рваческих требованиях к заводу (изъятие автотранспорта у завода, незаконное требование денег для содержания пожарной охраны и т.д.), невыполнение которых сопровождалось выговорами, штрафами, привлечением к уголовной ответственности директора завода, вплоть до применения даже таких возмутительных мер, как снятие с производства высококвалифицированных рабочих и прекращение снабжения столовой завода овощами.
Бюро обкома ВКП(б) постановляет:
Принять к сведению заявление директора завода тов. Стасюк о том, что им уже принят ряд мер к исправлению допущенных ошибок и недостатков в руководстве производством и снимаются с работы конкретные виновники выпуска заведомо брачной продукции. Предупредить т. Стасюк, что, если в ближайшее же время не будет коренным образом исправлено положение с качеством выпускаемой продукции на заводе – он будет привлечен к суровой партийной ответственности.
Секретарю партколлектива «Автоприбора» тов. Морозову за ослабление партийно-массовой работы, за проявление политической близорукости к антигосударственным тенденциям на заводе, — объявить выговор. Указать тов. Морозову, что за допущенные им ошибки и недостатки в работе он заслуживает исключения из партии и что принятые по отношению к нему меры партийного взыскания, в связи с заявлением о полном признании своих ошибок и готовности исправить их на деле, — являются последним предупреждением.
Председателя завкома «Автоприбор» тов. Крюкова за проявленную бездеятельность в работе и невнимательное отношение к вопросам улучшения общественного питания и жилищных условий рабочих с работы снять. Фракции ОСПС, совместно с владимирским райкомом ВКП(б) подобрать кандидатуру для руководящей профсоюзной работы на «Автоприборе».
Предложить владимирскому райкому ВКП(б) решительно усилить конкретное руководство парторганизацией «Автоприбора» и немедленно выправить неправильную линию по отношению к заводу со стороны районных и городских организаций. Для помощи парторганизации «Автоприбора» в перестройке партийно-массовой работы командировать на завод не менее, чем на месячный срок, группу партийных работников во главе с членом бюро райкома.
Предложить директору завода тов. Стасюк перестроить хозяйственно-техническое руководство производством таким образом, чтобы лучшая часть инженеров и техников, сидящих в аппарате заводоуправления, была использована на конкретных производственных участках работы, непосредственно в цехах; чтобы каждый начальник цеха, мастер и бригадир стали на деле действительными единоначальными руководителями и целиком отвечали не только за выполнение количественных показателей и бесперебойную работу оборудования, но и за качество выпускаемой продукции.
В связи с тем, что инструментальный цех, являясь самым узким местом завода, не обеспечен квалифицированной рабочей силой и вследствие этого своей плохой работой в значительной степени влияет на качество выпускаемой продукции, — предложить тов. Цветкову в 10-дневный срок послать на завод «Автоприбор» 15 чел. высококвалифицированных рабочих — инструментальщиков.
Поставить перед «ВОТИ» вопрос о разработке в ближайшую декаду мероприятий борьбы с браком путем установления специального штрафа для завода «Автоприбор» за выпускаемую брачную продукцию и даже применения таких мер, как останов отдельных агрегатов, систематически вырабатывающих брак…
Секретарь обхода ВКП(б) И. Носов» («Призыв», 5 сентября 1933).
«Звездным пробег ГАЗ-овцев
Участники пробега на «Автоприборе»
Позавчера, в 4 часа дня, на нескольких автомашинах прибыли на «Автоприбор» представители горьковского автозавода. Тепло, дружественно были встречены участники звездного автопробега рабочими «Автоприбора».
При выходе у ворот завода был организован митинг. Тов. Стасюк — директор завода — от имени рабочих, ИТР и служащих «Автоприбора» в своем приветствии заявил, что сейчас заводская общественность борется над улучшением качества выпускаемых приборов.
— Выпускаемые нашим заводом спидометры,— говорит тов. Стасюк, — опозорили завод на весь Советский Союз. Мы, рабочие и ИТР должны этот позор смыть большевистской борьбой за освоение новой конструкции спидометра с внешним зацеплением. Дать быстрей и хороший прибор — наша боевая задача.
В заключение тов. Стасюк заверил участников звездного пробега, что вся общественность «Автоприбора» примет меры к тому, чтобы спидометр был доброкачественный во всех отношениях.
От участников звездного пробега выступил командор автоколонны тов. Хлюков. Передавая приветствие от 25-тысячного коллектива рабочих и инженерно-технических работников ГАЗ-а, тов. Хлюков в порядке отчета сообщил, что ГАЗ сейчас от первоначального освоения выпуска 25 машин перешел к полному освоению производственной мощности. Автозавод сейчас выпускает каждый день 120—140 машин. Каждые 6 минут с конвейера завода сходит автомобиль.
— Но мы ставим задачу с декабря выпускать 230 машин ежедневно. Осуществление этой задачи в значительной степени будет зависеть от того, насколько хорошо будут работать наши смежные предприятия — поставщики материалов, частей и деталей для ГАЗ-овского завода.
Ив 53 смежных предприятий — поставщиков деталей всех хуже работает владимирский завод «Автоприбор».
От имени заводского коллектива ГАЗ я и хочу вам сказать несколько горьких слов. Вследствие вашей плохой работы мы вынуждены машины выпускать без спидометров, а вместо спидометра ставить наклейку, которая говорит, что нет годных спидометров, изготовляет их завод «Автоприбор» в городе Владимире. Но не только с этими приборами обстоит неблагополучно. Другие приборы тоже еще далеки от качества. Поэтому ваша задача, товарищи рабочие, быстрей овладеть техникой и дать высококачественные приборы. Иначе вы сорвете все наши достижения и можете приостановить конвейер. А что значит приостановить конвейер? Это значит сорвать выпуск автомобилей. Каждый час простоя конвейера определяется у нас в 5000 р. Это в свою очередь ставит под удар нашу борьбу за снижение себестоимости.
— Мне хочется вам передать, как наш завод борется за снижение себестоимости. В январе наш автомобиль стоил 8.900 рублей, к 1-му августа стоимость нашего автомобиля мы довели до 4.800 р., а к декабрю мы будем выпускать автомобиль за 4.000 рублей. В борьбе за снижение себестоимости большую роль играет владимирский «Автоприбор», который своим качеством выпускаемых приборов по существу тормозит выполнение намеченной нами задачи. Стало-быть ваша борьба, товарищи рабочие, заключается не только в том, чтобы дать быстрей и хорошего качества приборы, но и добиться максимального снижения себестоимости этих приборов с тем, чтобы наш завод выпускал машины высококачественные и дешевые.
— В этих целях повышения качества выпускаемого автомобиля и снижения себестоимости и организован наш звездный пробег. Звездный пробег преследует ту цель, чтобы еще крепче увязаться нашему заводу со смежными предприятиями, изучить их особенности, вскрыть причины недостатков в их работе, технически помочь этим предприятиям быстрей устранить недостатки, мобилизовать общественность и организовать единый фронт рабочих ГАЗ-овского завода и смежных предприятий на борьбу за качество выпускаемых советских автомобилей.
Сегодня бригада звездного автопробега приступила к работе на предприятии» («Призыв», 27 сентября 1933).
Это заставило коллектив завода принимать меры. К концу 1933 года позорная наклейка была снята.
За перевыполнение плана 1934 года трест точной индустрии премировал директора Стасюка, техдиректора Калинина, секретаря парткома Морозова и председателя завкома Николаева. А в 1935 году за лучшее обслуживание ГАЗа завод "Автоприбор" был награжден легковым автомобилем М-1. "Если вы хотите победить – тренируйтесь, вырабатывайте выдержку – вы победите", – пишет Стасюк в своих записках.


Стасюк Иван Яковлевич в техническом отделе завода «Автоприбор». Середина 1930-х гг.

Руководитель отвечал за все – и за то, что "в крольчатнике "Автоприбора" массовое заболевание кроликов насморком", и за наделение рабочих участками под огороды. Предметом заботы администрации завода оставалась перевозка рабочих: автобусов не хватало, и людям приходилось проходить пешком по 6-8 километров в день. В 1934 году срочных директорских мер потребовала столовая: там царила грязь, котлы не чистились. Стасюк нашел средства на "культурное оборудование столовой", улучшилось качество обедов, снижены цены. Пионеры лагеря завода "Автоприбор" через газету благодарили руководство за "помощь в проведении лагерной кампании". На страницах "Призыва" директор отчитывался о постройке жилого дома площадью 1207 кв. метров, организации детских садов, расширении совхоза завода.


Стасюк Иван Яковлевич с женой и приемной дочерью. 1936 г.

Удостоверение Народного Комиссариата тяжелой промышленности директору завода «Автоприбор» Стасюку Ивану Яковлевичу о командировке его в США для изучения постановки производства автотракторных приборов. 1936 г.

В 1936 году делегация "Автоприбора": директор Стасюк, инженер Ефимов и слесарь-инструментальщик Алексеев – отправилась в трехмесячную командировку в США. Программа поездки включала посещение 29 машиностроительных заводов. Это были уроки современного производства. Чтобы увезти документы и даже готовые приборы, Стасюк купил большой чемодан.


Стасюк Иван Яковлевич в командировке в США. 1936 г.

Стасюк Иван Яковлевич с членом делегации завода «Автоприбор» в командировке в США. 1936 г.

Увиденное в США заставило директора задуматься над перестройкой работы завода. Конструкция наших приборов, по признанию инженера Попова, устарела на 4-5 лет. Директор понимал, что гонка за плановыми показателями при перебоях поставок, штурмовщине не может создать условий для серьезной работы.
Стасюк скорректировал план. Скоро его обвинили в распространении теории, "что раньше двух лет не будет хороших приборов".
«Консерватизм во внедрении ценного опыта производства точных приборов
В июне прошлого года директор завода «Автоприбор» тов. Стасюк, слесарь-инструментальщик тов. Алексеев и инженер тов. Ефимов получили научную командировку в Америку.
Четырехмесячное пребывание в Америке значительно обогатило технические знания товарищей Стасюка, Алексеева и Ефимова. Они посетили 29 различных заводов, изготовляющих автомобильные приборы. Изучали образцы техники и организации дела освоения новых приборов. В статьях, опубликованных в «Призыве» в декабре прошлого года, Алексеев и Ефимов рассказали, что полезного они привезли из Америки и что вполне применимо в наших условиях. А директор тов. Стасюк обещал на рабочем собрании, что практическая реализация опыта будет немедленно начата после окончания составления отчета.
Отчет был готов, но странно, что в отчете о производственной командировке нет полного отдела об инструменте. А это важнейший вопрос для производства хорошего прибора.
Инструментами командированные товарищи интересовались и, главным образом, слесарь тов. Алексеев. По приезде из Америки он добросовестно оформил то, что изучил на заводах. Труд тов. Алексеева составляет 162 стандартных листа. Но только небольшая часть его (порядок освоения новых приборов) включена в отчет.
Спрашивается — почему? Потому, что над этими записями надо было работать: обобщить их и сделать выводы, и тов. Стасюк решил:
— Мы это поручим инженеру.
Поручили или не поручили инженеру, но работа тов. Алексеева в отчет не попала. Без движения лежат до 60 эскизов и фотографий. Больше того — перед тем, как послать отчет в трест, слесаря Алексеева, участника командировки не пригласили даже ознакомиться с отчетом. Ничем нельзя оправдать такое пренебрежительное отношение к добросовестному труду стахановца!
Прошло уже 3 месяца с тех пор, как тт. Стасюк, Ефимов и Алексеев вернулись из-за границы. Срок вполне достаточный для того, чтобы развернуть работу по-новому, применяя опыт технически передовых заводов Америки.
Но сделано очень немного. Приступили к конструкции нового станка для навивки гибкого вала. Экспериментальный цех изготовил первую головку. Конструктор Шмаканов разрабатывает конструкцию стеклоочистителя, конструктор Васильев работает над воздушным манометром для шин, инженер Войсят приступил к изучению электрического указателя уровня горючего, а тов. Емельянов изучает счетные узлы. Кроме того, некоторые работники технического отдела и отдела механики работают над более легкими и менее значительными приспособлениями.
Это все, но этого очень мало. Да и можно ли сделать больше, если даже инженерно-технические работники не изучили опыта Америки. Отчет, составленный экскурсантами, еще не был в руках начальников цехов, не говоря уже о мастерах и стахановцах. Не было проведено ни одного инженерно-технического совещания, где бы инженерам и техникам рассказали о результатах поездки, коллективно обсудили как использовать опыт американских заводов. Правда, тов. Стасюк сделал однажды отчет на собрании рабочих в клубе. Но в этом отчете он рассказал больше об общих впечатлениях от поездки в Америку, чем о технике, о применении заграничного опыта на заводе.
Из всего этого вытекают и последствия. Работа технического отдела продолжается по-старому. Между тем инженер Ефимов предлагал сосредоточить внимание конструкторов на приборах. Он предлагал не выпускать прибор в массовое производство до тех пор, пока не будут закончены мельчавшие детали конструкции, причем непременно заготовить весь необходимый инструмент и приспособления. С таким предложением был согласен и директор. Почему же техническое руководство продолжается по-старому? Например, завод осваивает новый стеклоочиститель. Технический отдел уже сдал охот прибор в массовое изготовление. А в практической работе по-прежнему обнаруживаются неточности конструкции, чертежи исправляются без конца.
Тов. Алексеев хотел было предложить более совершенную конструкцию рычагов к новому стеклоочистителю. Он позвал к своему рабочему месту начальников инструментального и литейного цехов тт. Клаузера и Адам, разъяснил им свое предложение. Начальники цехов согласились с тем, что конструкция рычага, предложенная тов. Алексеевым, значительно лучше существующей, но... стали делать рычаг по старым чертежам. Не предпринимал ничего решительного по этому вопросу и директор.
Таким образом опыт, полученный на американских заводах, сталкивается с консерватизмом руководителей завода.
Незабвенный варком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе завещал:
«Если хотите перегнать Америку, изучите ее каждый по своей отрасли, поставьте перед собой задачу и перегоняйте по-честному, чтобы по количеству было больше, по качеству было лучше и чтобы по цене было дешевле, чем у них».
Серго учил бороться с косностью и консерватизмом, смело дерзать, продвигать новшества, обдуманно и настойчиво добиваться победы.
Не понимает этого тов. Стасюк.
Ив. Каськов» («Знамя», 18 марта 1937).
«Под огнем самокритики
В течение двух дней коммунисты завода «Автоприбор» обсуждали решения Пленума ЦК ВКП(б). Доклад об итогах Пленума сделал секретарь городского комитета партии т. Серов.
В прениях по докладу высказалось 30 товарищей из 38 записавшихся.
- Самокритика у нас на заводе не в почете, — заявил парторг тов. Крюков,- и прежде всего ее не любит директор завода тов. Стасюк и его помощники. Рабочие, коммунисты и газета «Призыв» несколько раз выступали по поводу недоброкачественности приборов, но ни партком, ни директор на это не обращали внимания. Приборы и сейчас продолжают выходить не доброкачественными.
Дальше тов. Крюков говорил о том как бывший технический директор Калинин подбирал своих знакомых, чуждых людей на завод. А хороших, преданных товарищей Калинин с завода выгонял. Были выгнаны Александров коммунист Канищев, Холодов и Максимов.
Тов. Крюков заявил, что Стасюк потерял лицо коммуниста, оторвался от масс и является первым глушителем самокритики и инициативы рабочих. Останавливаясь на работе своей партийной группы, тов. Крюков сказал, что партийный комитет и его секретарь Пылаев плохо помогают в работе.
Тов. Кротов говорил о слабости массово-политической и пропагандистской работы. Посещаемость политшкол колеблется от 50 до 60 процентов. Часто бывают срывы занятий. Коммунисты на занятия приходят неподготовленными, без конспектов. Партийный комитет работой кружков интересуется мало. Тов. Кротов приводит далее факты бюрократического отношения директора завода тов. Стасюка к людям, к стахановцам. Он говорит, что на заводе производственные совещания не проводятся, рабочие на собраниях с критикой недостатков не выступают.
Директор завода тов. Стасюк говорил много. Бранил отдельных коммунистов, рабочих, инженерно-технических работников, обвиняя их в том, что они ему плохо помогают. Но и он поступил не по-большевистски, обойдя критику самого себя. Он не вскрыл до конца порочную практику негодного руководства, бюрократизма. В его речи не было ни капли самокритики, партийной остроты. Выступление т. Стасюка было неудовлетворительно.
Резкой критике подверг работу директора и его выступление член партии тов. Алексеев.
— У наших руководителей завода,— сказала т. Осипова,— нет политического чутья, революционной бдительности. Директор завода Стасюк заражен идиотской болезнью — беспечностью и благодушием. Он слепо доверяет чуждым людям. Он ясно сказал, что люди, которые имеют за спиной прошлое — хорошие люди, им можно спокойно доверять.
Тов. Тарапатто заявил, что и сейчас отдельные коммунисты, а прежде всего директор завода Стасюк, не понимают решений Пленума ЦК ВКП(б). Он приводил факты зажима самокритики на заводе, отрыва руководителей от рабочих. Директор, а вместе с ним и партийная организация не выращивали хозяйственные и партийные кадры.
В заключительном слове тов. Серов сказал, что критика и самокритика, которая была направлена против ошибок и недостатков в работе партийной организации и завода абсолютно правильна. Но все же до конца ошибки не были вскрыты. Тов. Серов осудил, как неправильное, выступление и поведение директора завода тов. Стасюка. Далее он призвал партийную организацию еще шире и острее развернуть критику и самокритику, выше поднять большевистскую бдительность и строго выполнять решения Пленума ЦК ВКП(б).
Собрание одобрило решения Пленума и наметило практические мероприятия по выполнению их. Собрание в своей резолюции осудило поведение директора завода тов. Стасюка» («Знамя», 1 апреля 1937).
«Директор завода «Автоприбор» Стасюк не оправдал доверия членов партии
Выборы партийного комитета завода «Автоприбор» прошли в обстановке сознания ответственности коммунистов за выдвигаемых кандидатов. Коммунисты подходили с большой требовательностью к кандидатурам, выдвинутым в партком. Взвешивали качества каждого товарища, насколько он будет полезен, работоспособен в партийном комитете.
Поэтому не случайно, директора завода тов. Стасюка коммунисты не выбрали в состав нового парткома. Он не оправдал доверия членов партии, оторвавшись от масс подорвал свой авторитет.
Такая же участь, как и директора, постигла бывшего члена парткома, секретаря комсомольского комитета Щукина. Его собрание также не выбрало в партком. Коммунисты отвели Щукина как не авторитетного, политически слабого товарища.
В состав нового парткома коммунисты выбрали: Сидорова, Павлова, Крюкова, Алексеева, Соловьева, Точигина и Пылаева» («Знамя», 16 апреля 1937).
«Вместо юбилейных поздравлений
Сегодня исполнилось пять лет, как завод «Автоприбор» вступил в строй действующих предприятий. Готовясь отметить эту дату, директор завода Стасюк и секретарь парткома Пылаев подняли парадный шум. Зашевелились любители юбилейных вечеров. Одни усердствовали над планом помпезного бала, другие готовились к выпуску книги, которая должна была увековечить «успехи» завода и его руководителей; финансисты завода уже готовы были отломить от заводской кассы большой кусок на различные премии и вознаграждения.
Хорошо, что юбилейный пыл руководителей «Автоприбора» был вовремя охлажден. Но юбилейные настроения кое-кого на заводе успели захватить. Например, начальник сборочного цеха Губарев, не дожидаясь 1 мая, провел собрание, посвященное пятилетию завода. В докладе, сделанном на этом собрании, Чубарев превозносил «огромные» достижения цеха, пел хвалебные песни о производственных победах, умолчав,- однако, о существенных недостатках.
И это не случайно. Парадность и шумиха уже давненько живут и здравствуют на заводе. Пришлет Горьковский автозавод забракованные приборы — объявляется штурмовая декада. Выполнит завод месячный план (что бывает чрезвычайно редко) — созываются митинги и собрания, произносятся хвалебные речи, а недостатки... ну можно ли омрачать праздничное настроение недостатками.
Так было и на последней производственной конференции в феврале. На ней директор завода Стасюк, заявил, что уже наступил решительный перелом в сторону улучшения и что дальше завод будет работать иными темпами. Рабочие указали, что план по сравнению с предыдущим месяцем занижен, но директор, «сделавший перелом», категорически отверг эту правку.
Завод дает недоброкачественную продукцию. Ведь в прошлом году только один автозавод имени Молотова забраковал приборов на 1 миллион 200 тысяч рублей. Приборы делаются неточно и отделываются некультурно.
О чем следовало бы говорить в связи с пятилетием завода? Завод по количеству не удовлетворяет спроса на приборы. В прошлом году выработано продукции на 26 миллионов 795 тысяч 200 рублей, причем заказчиков подводила некомплектность приборов. Проектная мощность завода — вырабатывать приборов на 42 миллиона рублей в год. Значит не используются все возможности для увеличения выпуска продукции. В цехе № 11, например, стоят автоматы, которые способны давать по 7 тысяч деталей в час, а на них пока вырабатывается не больше 1500 деталей. Во всех цехах плохо организован труд. Техническое руководство страдает крупными изъянами — конструкции приборов поступают в массовое производство незаконченными, из-за этого часто приходится делать поправки на рабочих местах. Плохо осваивается производство новых приборов для машин «М-1» и «ЗИС-101». Между тем на «Автоприборе» группе инженеров известны совершенные приемы освоения приборов. В течение пяти лет два раза инженеры завода ездили в Америку. В последней научной командировке участвовал и сам директор завода Стасюк. Он побывал на 29 американских заводах, которые вырабатывают автотракторные приборы. Но что от этого толку, если привезенный из Америки опыт лежит до сих пор под спудом.
Завод имеет безграничные возможности работать лучше, давать приборов больше, делать их доброкачественными. Правительство Союза ССР оказало заводу большую помощь для выполнения этих условий. Оно предоставило прекрасные, сделанные по последнему слову техники станки, дало кадры инженеров и техников, подготовленных в советских школах, дает дорогостоящий цветной металл и другие материалы. Есть и люди для использования техники. Есть прекрасные кадры стахановцев, выросшие за 5 лет работы завода. Кто не знает Ксению Строганову — бригадира конвейера масляного манометра, делегата VIII Всесоюзного Съезда Советов? Она стахановской, добросовестной работой завоевала почет, добилась перевыполнения плана, собирая отличные приборы; или револьверщицу В.А. Виноградову, которая показывает образцы, как надо использовать технику до дна. Комсомолец Зеленков начал работу на заводе техником, а теперь руководит большим и ответственным участком завода — отделом капитального строительства. Слесарь С.П. Алексеев пришел на завод рядовым рабочим, а сейчас имеет квалификацию первоклассного слесаря, обогатившего свои звания заграничный техническим опытом. Эти люди пришли на завод с начала его основания. И они не одни: в цехах завода 97 рабочих и служащих работают с момента пуска завода. Это люди, которые прошли все невзгоды пускового периода, этапы освоения новой продукции, выросли вместе с заводом, воспитались в коллективе, сроднились с цехами и болеют за каждую мелочь, за каждую ссадину на чести завода. Они вложили в дело все свое умение, всю свою любовь к заводу и воспитали десятки новых стахановцев, пришедших в коллектив позже. Вот их воспитанники: револьверщицы Бобкова и Масленникова уже освоили новые нормы выработки, составленные в марте. Тов. Корнев пришел на завод токарем, а теперь руководит 13 цехом и за короткий срок сделал цех одним из лучших. Таких много: Якушева, Волосовская, Тупицин, Модина, Уварова, Соколова и т. д.
Вот люди, вместе с которыми директор завода, секретарь парткома должны добиваться успехов. Эти люди имеют богатый опыт работы, у них надо учиться. Но этого ценного капитала, этих неоценимых помощников недооценивают руководители завода «Автоприбор».
Товарищ Сталин в заключительном слове на Пленуме ЦК ВКП(б) сказал: «мы, руководители, видим вещи, события, людей только с одной стороны, я бы сказал — сверху, наше поле зрения, стало быть, более или менее ограничено. Массы, наоборот, видят вещи, события, людей с другой стороны, я бы сказал — снизу, их поле зрения тоже, стало быть, в известной степени ограничено. Чтобы получить правильное решение вопроса, надо объединить эти два опыта. Только в таком случае руководство будет правильным».
Этого не хочет понять директор завода «Автоприбор» Стасюк. После решений Пленума и доклада товарища Сталина прошло уже два месяца, а на заводе не было созвано ни одного собрания инженеров и рабочих, где бы было подробно обсуждено положение на заводе. Не хотят руководители завода с помощью критики и самокритики вскрыть все недостатки работы, исправить свои ошибки и ошибки заведующих отделами и начальников цехов» («Знамя», 1 мая 1937).
В стране "боролись с вредителями". После убийства Кирова заработал маховик репрессий. Собравшиеся на митинг заводчане требовали присвоить предприятию имя Кирова и клялись выявить притаившихся врагов.
Поиск врагов народа сжимал кольцо вокруг Стасюка. Были арестованы руководители ВОТИ (треста точной индустрии) Немов и Логинов, началась кампания против директоров владимирских заводов Лихтембаума ("Химпластмасс") и Гроднера ("Грамзавод"). Объявили "гнилой" практику Владимирского горкома партии и его секретаря Серова. Наступила очередь Стасюка.
"Призыв" писал: "В США у него были очень подозрительные связи". Критика директора превратилась в травлю. Звучали надуманные обвинения Стасюка в недооценке стахановского движения. Это движение имело и оборотную сторону. Стахановские месячники, декады, двухдневки в условиях дефицита материалов, лимита зарплаты вызывали невероятное напряжение сил завода, отражались на качестве приборов и ритме работы предприятия. Конечно, ответственность за это ложилась на плечи руководства.
В апреле на "Автоприборе" проходило партийное собрание. Кандидатура Стасюка в члены партбюро обсуждалась полтора часа, но не прошла. Директор якобы "не любит самокритику", "оторвался от масс" и "слепо доверяет чужим людям".
Вот выдержки из выступлений: "Мароль (иноспец, коммунист) проводит не нашу политику", "Замдиректора Найман не свой человек, он часто якшается с неизвестными людьми". Скоро они были арестованы.
Пытаясь спасти свою команду, Стасюк уволил техдиректора Калинина, начальника техотдела Кособутского и начальника цеха Бабичева. В угаре "борьбы с вредительством" он заслужил звание "укрывателя эсеров, фашистов и белых офицеров". Вывод напрашивался сам собой: Стасюк – вредитель. Многие люди не могли в это поверить. "Мы его очень жалели", – рассказывает ветеран завода К.А. Платонов.
В тяжелейшей обстановке Стасюк заставлял себя работать: "Мир принадлежит тем, кто терпелив. Смелый там найдет, где робкий потеряет" (из записок И.Я. Стасюка).
22 июля 1937 года Стасюк был арестован владимирским ГО НКВД. Следствие "установило" его участие в антисоветской правотроцкистской организации и причастность к германской разведке. В июле-августе 1937 года были репрессированы многие ведущие специалисты завода, включая директора, главного инженера Наймана и большинство иноспецов.
«Методы вредительства на «Автоприборе»
Политическая беспечность, отсутствие бдительности со стороны партийной и профсоюзной организаций на заводе «Автоприбор» привели к тому, что шайка вредителей во главе с директором Стасюком долгое время творила свои грязные, антигосударственные дела. Известно, что враги народа, вредителя прибегают к любым формам и методам подрыва социалистического строительства на всех участках нашего народного хозяйства. На словах они ратуют за генеральную линию партии, за верность и преданность социалистической родине, а на деле ведут систематическую подрывную работу. Так было и на «Автоприборе».
Правый отщепенец Стасюк, эсер Калинин, фашист Клаузер и их компания свои вредительские действия проводили на одном из важнейших участков нашей промышленности, они срывали государственные задания по снабжению страны автотракторными приборами. Систематическую недодачу приборов автомобильным и тракторным заводам, посылку потребителю десятками тысяч заведомо брачных деталей нельзя считать простыми неполадками на заводе от неумения работать. Но Стасюк, прикрывая свое вредительство, именно этим пытался объяснить прорыв на заводе. И не случайно — на первом производственном хозяйственном активе завода, где многие рабочие, стахановцы и инженерно-технические работники указывали на явное вредительство, Стасюк заявил, что причина скверной работы завода заключается только в технической неграмотности специалистов. Это заявление Стасюка было очередным маневром прикрытия вредительства на заводе.
Одним из методов вредительства, направленного на срыв государственного задания, Стасюк избрал умышленное занижение плана. Так, в IV квартале прошлого года производственная программа по заводу составляла 11 миллионов рублей, а во втором квартале текущего года, при значительном увеличении рабочей силы и оборудования, программа была снижена до 10,5 миллиона рублей. Но и этот явно заниженный план второго квартала, из-за вредительства на заводе, выполнен всего лишь на 90 процентов. Только за полгода от потерь и брака завод понес убытка 312 тысяч рублей. В 1936 году потери от брака составляли 374 тысячи рублей. Таким образом, вредители старались с каждым годом не налаживать работу завода, а все больше и больше разваливать ее.
Еще в конце 1935 года, в связи с развитием стахановского движения, в инженерно-технической секции на основе технических расчетов был выдвинут вопрос о том, что мощность завода, совершенно при незначительных затратах, можно довести до 78 миллионов рублей в год. С этим предложением согласился и институт государственного проектирования заводов точной индустрии. Однако, когда дело дошло до практического осуществления этого мероприятия, бывший технический директор, вредитель Калинин поднял шум вокруг этого вопроса и всячески доказывал, что такая мощность завода не соответствует действительности. Стасюк же, избегая открытой поддержки явно вредительской политики Калинина, долгое время «держал нейтралитет», наконец, согласился с Калининым, и мощность завода была установлена в 50 миллионов рублей в год.
На заводе несколько десятков ценнейших станков, прессов и другого оборудования, в том числе немало импортного на сотни тысяч рублей, стоят, или же совсем не используются, или же загружены частично. Кроме того, на 176.493 рубля завезено на завод оборудования, которое сейчас валяется на складах.
Надо отметить, что на заводе вообще безобразно поставлено дело с ремонтом оборудования, что создает большие простои и увеличивает брак выпускаемой продукции. В «Призыве» уже писалось, что в мастерской гибкого вала станки разваливаются, но к ремонту их никто не хотел приступать. За неправильное использование оборудования и несвоевременный ремонт его большая вина должна быть отнесена за счет главного механика Новикова. Однако, Стасюк, видя безобразное состояние оборудования на заводе, всячески поощрял Новикова. Только на содержание квартиры Новикова израсходовано заводских средств 2.570 рублей и в течение 2 лет ему же выдано премий 3.536 рублей.
Несмотря на то, что завод работал из рук вон плохо, все же Стасюку это не помешало растранжиривать государственные средства на премии и разного вида коммунальные услуги для инженерно-технических работников. За полтора года на эти цели для инженерно-технических работников, по распоряжению Стасюка, израсходовано 77279 р., в то время, как на рабочих стахановцев по этой статье израсходовано всего лишь 44643 рубля. Аналогичная картина получается и с оплатой премий за перевыполнение плана. За 1936 год и за первое полугодие 1937 года инженерно-техническим работникам выплачено по премиальной системе 93337 р., а рабочим — 38708 руб.
Все эти вредительские проделки Стасюка были направлены на развал стахановского движения и на срыв выполнения государственных заданий. Окружив себя подхалимами и чуждыми людьми, Стасюк безнаказанно проводил замаскированный зажим самокритики. В феврале текущего года на общезаводской конференции некоторые рабочие попытались указать на антигосударственные тенденции дирекции на занижение плана. Тогда Стасюк, поддержанный бывшим секретарем парткома Пылаевым и другими, обрушился на выступающих, в частности на токаря Пазурека с обвинением критикующих в том, что они не видят «положительных» сторон в работе завода. Однако, в то время этой явно вредительской политике не было дано отпора со стороны партийной организации. На все сигналы рабочих-стахановцев о явно преступных делах на заводе Стасюк изощрялся находить опровержения и продолжал потворствовать безобразиям. На одном из собраний, где рабочие указывали на вредительские действия на заводе, Стасюк, припертый к стене фактами, заявил: «Я тогда признаю вредительство, когда вы мне об этом представите документ».
Таковы далеко не полные факты о методах вредительской работы на заводе «Автоприбор», проводимой Стасюком и другими его приспешниками.
М. Осипов» («Знамя», 30 июля 1937).
Военной коллегией Верховного суда СССР Стасюк был приговорен к расстрелу 30 сентября 1938 г. Расстрелян в г. Иваново 30 сентября 1938 г


Кассационная жалоба завода «Автоприбор» в Ивановский областной суд по поводу выселения из квартиры гражданки Стасюк А.М. 25 ноября 1938 г.

После ареста началось выселение Александры Михайловны, жены Стасюка, и его 7-месячной дочери из квартиры. Жена не оставляла надежды на скорую встречу с ним. Дочь Стасюка, Лариса, вспоминает, что в 1940-1950-е годы "до нас постоянно доходили слухи, что его видели даже после войны".
Дочери врага народа заслуженную серебряную медаль в школе не дали, а на педсовете в ее присутствии долго обсуждали, по какому предмету поставить вторую четверку. Хотя, говорит Лариса Ивановна, обсуждали участливо и дружелюбно, относились к ней, секретарю комсомольской организации, хорошо…
ХХ съезд дал ей надежду на то, что судьба директора прояснится. 13 апреля 1957 года дело Стасюка было прекращено. Сообщение поступило на имя Александры Михайловны во Владимир, а Ларисе его прислали в Томск. Там она училась в политехническом институте, чтобы стать инженером, как отец. Говорилось, что она может получить свидетельство о смерти в Томском горзагсе. Была указана дата смерти, 10 января 1940 года. Место смерти – Томск…
– Когда мне выписывали свидетельство, я заглянула в книгу, где были записи о людях, подобных отцу. В графе "причина смерти" у отца ничего не было. У других – разные причины, например, воспаление легких, а у кого-то – и отчленение туловища, – вспоминает Лариса Ивановна.
Правду семья Стасюка узнала, но значительно позже, уже в 1990-х. "У меня отлегло от сердца, когда я наконец посетила место захоронения отца – кладбище Балино в Иванове", – говорит Лариса Ивановна. Она доцент кафедры физики Иркутского университета, а настойчивость и характер в ней от отца. Вместе с Ларисой кладбище навестил и С.Б. Бит-Ишо, председатель совета директоров "Автоприбора". Его отца, чистильщика обуви, арестовали в 1937 году по обвинению в подготовке "взрыва военного завода "Автоприбор".

Источник:
Павел Шебанков, научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Статья "Расстрелянный директор", Владимирская областная общественно-политическая газета "Призыв", 18.07.2002
Владимирская энциклопедия

Категория: Промышленность | Добавил: Николай (03.10.2023)
Просмотров: 260 | Теги: Владимир, директор, завод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru