Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей (НИКТИД), г. Владимир
Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей
3 апреля 1961 г. организован Владимирский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (НАТИ).
На базе института в 1971 г. был создан научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (НИКТИД).
Институт настойчиво работал над созданием новых и совершенствованием имеющихся тракторных и комбайновых двигателей. Разрабатывались новые и совершенствовались действующие технологические процессы. Основными направлениями в деятельности этого института являлись: прогнозирование и определение путей технического развития тракторного и комбайнового двигателестроения, разработка перспективных типоразмерных рядов тракторных и комбайновых двигателей, их узлов и агрегатов, создание новых высокоэкономичных и совершенствование существующих их видов, разработка новых типов и совершенствование действующих технологических процессов механической обработки деталей и сборки двигателей, подготовка технических требований по созданию прогрессивного технологического оборудования, оснастки и инструмента.
За годы десятой пятилетки (1975-80) общий объем выполненных институтом работ по сравнению с девятой пятилеткой увеличился почти в два раза. Внедрено в производство свыше трехсот его разработок. Экономический эффект от внедрения возрос в два с половиной раза и составил более 25 млн. рублей. Научно-технические разработки, выполненные институтом и в содружестве с моторостроительными заводами, другими научно-исследовательскими институтами, конструкторскими и технологическими бюро, явились заметным вкладом в совершенствование тракторных и комбайновых двигателей, повышение их технического уровня. Институт имел 130 изобретений, в числе которых были и патентуемые за рубежом. За разработки, представленные на различных выставках и конкурсах, получено восемь дипломов. Большая группа работников награждена медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР. В своей научно-производственной работе институт имел тесное сотрудничество с производственным объединением «Владимирский тракторный завод имени А.А. Жданова». В тематическом плане десятой пятилетки почти 35 процентов научных разработок института были связаны с этим объединением, с дальнейшим повышением конструктивных и других показателей выпускаемых им тракторов и двигателей.
Начиная с 1981 года НИКТИД выполнял функции специализированного научно-технического центра по конструкции тракторных и комбайновых двигателей, технологии и организации их производства. Основными задачами института в этой роли являлись: создание научного задела в конструкциях двигателей и их агрегатов, научно-методическое обеспечение исследований и проектирования, осуществление единой научно-технической политики, прикладные научно-исследовательские работы по совершенствованию организации производства, технологических процессов и т. д. В целях обеспечения этих работ институту функционально было подчинено 17 самостоятельных головных и отраслевых специальных конструкторских и технологических организаций по тракторным и комбайновым двигателям. Эфрос Виктор Валентинович вспоминал:
«С 1983 по 1986 год я - директор Научно-исследовательского конструкторско-технологического института тракторных и комбайновых двигателей - НИКТИДа. С самого начала уход с завода в НИКТИД для меня был очень травматичен. Я никак не хотел расставаться с заводом. Отец с детства мне внушал: «Всю жизнь держись за трубу». Было такое выражение в Советском Союзе. Оно означало - работай на заводе, завод никуда не денется. Как мы видим - делся, к большому сожалению. В советской жизни были свои порядки. Меня вызвал к себе министр автомобилестроения Иван Флегонтович Синицын - бывший директор Волгоградского тракторного завода: «Виктор, в НИКТИД не находим руководителя, поработай-ка в институте. Ты доктор наук, у тебя огромный опыт. Недолго поработаешь». С министром не поспоришь, тем более, если министр разумный. После министра меня вызвал секретарь парткома тракторного завода, сказал, что надо уходить. Я говорю: «Мне не надо». А он: «Тебе не надо, а министру надо». Потом пригласили на бюро обкома партии. Там также разговор был короткий: «Надо!» Долго я не намеревался работать в НИКТИДе. Мне это было не по душе. Я был заводской человек, а тут не было конструкторской организации, не было конвейера, не было потребителя. Начал работать, хотя у меня были принципиальные возражения. Я считал, что такие организации, как отраслевые институты, вообще не нужны в промышленности. Объекты должны создаваться не институтами, а конструкторскими бюро заводов. Тогда они получаются надёжными. Но в практике были, правда, и другие примеры, очень уважаемые. Например, все наши авиационные конструкторы работали отдельно от заводов, создавали свои конструкторские бюро, это и Туполев, и Яковлев, и Лавочкин, и Илюшин. Но в то же время конструкторские организации в танковой промышленности были двух типов - какие-то оставались в заводах, какие-то были самостоятельными. Школ было много. Но мы больше смотрели на передовые технологии европейские и американские, а там все конструкторские центры находились при заводах. Мы всякие примеры видели, поэтому точки зрения у нас с руководством не всегда совпадали. Пересадили меня в большой кабинет, в который я со страхом входил. Уменьшить его размеры здание не позволяло. А чуть раньше наш министр создал в Москве филиал НИКТИДа, который должен был заниматься экологией. Поэтому наш институт состоял из двух частей - 1200 специалистов работали во Владимире и 400 - в Москве. Филиал занимался узкой проблемой - экологией, а НИКТИД занимался двигателем в целом. Это было сложно. Народу в институте было больше, чем достаточно, но надо отметить, что часть людей была загружена сторонними работами, которые министерство спускало. Институт к этому времени уже несколько лет существовал. У него было своё лицо. Уже было построено основное здание и заканчивалось строительство лабораторного корпуса. Институту была выделена огромная территория. Мы сделали хороший ремонт помещения, положили паркетные полы, женщины НИКТИДа надели туфли на каблуках, раньше их каблуки врезались в фанеру, которой были покрыты полы. Был сделан воздушный переход из основного корпуса в экспериментальный. Мы поставили экспериментальное производство, бытовой корпус, строили очень мощный лабораторный зал. Все стройки в нашей стране планирует Госплан. Для строительства БАМа было рекомендовано использовать автомобиль КрАЗ. Это значит, никакой другой автомобиль туда не поступит. КрАЗ - это тяжёлый украинский автомобиль, который изготовлялся в Кременчуге, но он простоват для этих работ. Строительство такой дороги, как БАМ, имеет определённую специфику - там автомобили идут сплошным потоком, они буквально упираются друг в друга. Передние машины забрызгивают радиаторы сзади идущих машин и выводят их из строя. Поэтому эти машины на стройке недолго задержались, надо было искать какие-то выходы из создавшегося положения. Для того, чтобы избежать этих проблем, государство вынуждено было автомобиль КрАЗ заменить Магирусом немецкой фирмы, которая делает прекрасные автомобили. Купили, по-моему, 10 тысяч автомобилей Магирус. Они оказались хороши и на стройке, и на добыче полезных ископаемых. Их особенностью было то, что у них стояли двигатели с воздушным охлаждением. Я уже занимался тогда воздушным охлаждением. Мы делали двигатели малой мощности, а у Магируса двигатель огромной мощности. Их нельзя было забрызгать. Что касается трактора, тут ситуация была хуже. Необходим был тяжёлый трактор мощностью 2-3 тысячи лошадиных сил. Он нужен для добычи залежей полезных ископаемых, расположенных близко к поверхности. Их дешевле добывать открытым способом - трактор снял верхний слой земли, и бери - хоть уголь, хоть алмазы. Грунт в основном скальный, поэтому нужна тяжёлая, мощная техника. Таких тракторов в Советском Союзе не делали. А в мире есть несколько фирм, которые держат этот рынок. Сюда надо отнести в первую очередь японцев с техникой Комацу и американцев с трактором Катерпиллер. Немцы тоже пытались сделать что- то подобное. Когда мы осваивали Сибирь, строили БАМ, открывали нефтяные и газовые месторождения, нам для всего нужна была тяжёлая техника - и тракторная, и автомобильная. Для этой техники нужны, соответственно, мощные двигатели. У нас не было такой конструкции, страна в целом не имела такого опыта. Это случай, когда надо было покупать лицензию, заключать договор и ставить на производство проверенную машину. Многие страны покупали лицензии, есть примеры: Корея, Япония, Китай. Руководство нашей страны сказало: «Нет - этот трактор должен быть советским, таким, какого нет ни у кого. Вот тогда все увидят мощь советской страны». Как всегда, когда делают большую знаковую машину, появляется много авторов. Сделали поручения так: трактор делает Челябинск, двигатель делают два предприятия: новый моторный завод в Волгограде и Алтайский моторный завод. Алтайцы стали делать двигатель с жидкостным охлаждением, а Волгоград вместе с челябинцами стали делать двигатель с воздушным охлаждением. Хотя примеров таких работ в тяжёлых тракторах не было. И вот тогда НИКТИДу, пользуясь тем, что я ещё и воздушник, сказали: «Будете опекать Волгоград». И мы начали опекать Волгоград с их разработкой двигателя. Это определило на первые годы главные задачи НИКТИДа. Для производства этого двигателя с воздушным охлаждением в городе Волгоград выстроили новейший, очень дорогой завод, который оснастили по последнему слову техники. Но ещё не было двигателя с большим диаметром цилиндра. У владимирских двигателей диаметр цилиндра был 105 мм., а у волгоградского - 150. Толковейшие люди в Челябинске создавали новый трактор. Там был очень талантливый конструктор Иван Савватеевич Кавьяров - доктор наук. Сам ли он решил или его понудили к этому, я не могу сказать, но он делал совершенно новый трактор, хотя купили образцы двигателя Катерпиллер и Комацу, а также двигатель, который немцы разработали для танка МТУ. Начались даже испытания этих двигателей. И всё-таки было принято решение делать трактор челябинский. Роль НИКТИДа была чисто консультативной. Мы только подсказывали, как делать, вносили предложения по улучшению двигателя. Что-то получалось, что-то не очень. В трактор мы не вмешивались, это была работа НАТИ. Нас уже признавали как организацию, с которой можно иметь дело, поэтому мы участвовали во всех совещаниях, которых была тьма-тьмущая - и в правительстве, и в Центральном Комитете партии, и в отраслевых министерствах. В создании трактора было допущено несколько принципиальных ошибок, я это не могу иначе назвать. Во-первых - новый трактор создавался без какой-либо преемственности, опыт в таком серьёзном деле должен быть. Второе - И.С. Кавьяров решил поставить на этот мощнейший трактор двигатель с воздушным охлаждением. Таких дизелей в мире не было. Поручили Алтайскому заводу спроектировать для этого трактора двигатель с воздушным охлаждением. Конструкторы приняли решение кабину поставить не на край, как у промышленных тракторов, а на середину трактора - спереди повесить бульдозер, а сзади поставить кран. Всё очень красиво, но когда трактор пустили в дело, случилось ужасное - тракторист выскочил из кабины. Трактор весит 50 тонн. Бульдозерный нож трактора размером со стену. И когда машина идёт в гору, чтобы срезать её, тому, кто сидит в кабине трактора, становится физически страшно. Трактор врезается в скальный грунт, оттуда летят глыбы, и такое ощущение, что накроет. Стали перемещать кабину в разные стороны трактора, но не успели ничего сделать. Двигатель челябинцы поставили под кабину. Обслуживать этот мотор было невозможно. Если выйдет из строя форсунка, её замена должна занимать 15 минут, а к ней не подберёшься: кабину надо снимать. Гигант-завод построили - Чебоксарский завод промышленных тракторов. Владимирский завод по величине может составить лишь два цеха того завода. Трактор, который разработал И.С. Кавьяров вместе с челябинцами, решили делать на этом заводе. Сделали, но массового потребителя трактор так и не нашёл. В это время в Чебоксарах создали свою конструкторскую организацию, которая стала модернизировать этот трактор, и в каком-то виде, в конце-концов он пошёл в производство, но очень ограниченно. Сейчас переработали конструкцию трактора ближе к импортным аналогам. Одновременно с созданием нового трактора государство купило лицензию на двигатель малогабаритного трактора. Мы, выпуская больше всего в мире тракторов, не удосужились обзавестись маленьким трактором, который очень нужен и для города, и для села. В Германии, в Мюнхене, наблюдал картину: снегу много, а улицы расчищены. Один человек, работая на маленьком тракторе, за минуту разбросал снег по бокам дороги и уехал. А мы бы пригнали бульдозер, да ещё увезти снег надо бы было. Маленькая техника очень производительна. Купили лицензию в Италии на двигатель Руджерини. Хороший двигатель, хорошая фирма и трактор делает хороший. Но решили производить его в Грузии - республике не машиностроительной. В Кутаиси есть моторный заводик. Приняли решение на этом заводике делать малогабаритный двигатель. Директором завода был один из представителей семьи по фамилии Стуруа. Старший Стуруа - главный режиссёр Тбилисского драматического театра, средний Стуруа всю жизнь работал корреспондентом в Соединённых Штатах, а младший Стуруа - директор этого заводика. В Италии директор, по-моему, проводил больше времени, чем у себя в Кутаиси. Все проблемы машиностроения было поручено решать новому заместителю председателя Совета Министров СССР Ивану Степановичу Силаеву. До этого он был директором Авиационного завода в Нижнем Новгороде. Я, как директор НИКТИДа, считался фигурой федеральной. Силаев собрал нас 5-6 человек, мы должны были раз в две недели посещать заводы в Волгограде, Чебоксарах и Кутаиси. По этому поводу вылетали из Москвы на персональном самолёте зампредсовмина в Чебоксары, потом в Волгоград, затем в Кутаиси. И.С. Силаев человеком был настойчивым, он очень долго держал нас в этом режиме. Двигатели, которые в Волгограде сделали, какое-то количество и сегодня продолжают выпускаться, но это совсем не то, о чём мечтали. А свою главную функцию, как консультативный орган министерства, на третьем году нашей работы НИКТИД стал выполнять в полной мере. Конечно, НИКТИД активно помогал также ВТЗ в работе над воздушниками. Мы стали пытаться осваивать малогабаритную технику с двигателем величиной с бутылку, чтобы с его помощью можно было чай убирать, стричь овец и т. д. Начал появляться какой-то результат. В НИКТИДе сложился серьёзный коллектив. Ещё бы пять лет, и этот институт вырос бы в солидное заведение. Нам было ясно, что надо делать, но не было необходимого оборудования. Денег тоже не было, но кадры к тому времени уже появились. Заместителем директора института работал Михаил Сергеевич Столбов. Мы упорно занялись маслами для двигателей, технологиями и экологией. Проводили конференции, встречи по обмену опытом. Но главное время отнимали поездки с И.С. Силаевым.
У НИКТИДа был договор с Венгрией на закупку стендов для испытаний двигателя. Венгры с поставкой нас несколько лет обманывали, с ними было сложно работать - они были явными антисоветчиками, любовью к нам не пылали, помня 1956 год и советские танки в Венгрии во время восстания против просоветского режима. В 1984 году мы отправились в Венгрию решать вопрос по стендам. Венгры поселили нас в Олимпийской гостинице, где- то наверху холма, в лесу, вдали от города. Мы отнеслись к этому спокойно, но было не очень приятно. На следующий день была встреча с директором института, который разговаривал с нами «на поджатых губах». Но, зная некоторые тогдашние порядки, я даже не стал углубляться в эту тему. Я повёл себя совсем иначе, обстоятельства заставили. Спросил: - Скажите, пожалуйста, где у вас находится ваше начальство? Я хотел бы с ними побеседовать. - А о чём вы хотите с ними побеседовать? - Ну, например, о том, как вы с нами себя ведёте, о том, что который год задерживаете выполнение заказов, что у нас есть сомнение, в состоянии ли вы вообще выполнить его, и поэтому получается, что это как бы брошенные на ветер наши деньги. Хотелось бы поговорить с руководством, что они на эту тему думают. Говорил с улыбкой, русский язык они понимают. Случилось чудо - немедленно на лице начальника появилась лёгкая улыбка, и лёгкие улыбки на лицах всех подчинённых, на столе появляется кофе. Потом меня одного, а нас из НИКТИДа было четверо, везут в ресторан. Ставят рядом со мной скрипача, как знак уважения и почёта. После этого пишется новый вариант протокола по поводу заказов - уже такой, какой надо. Но стенды до сих пор НИКТИДом не получены. Впоследствии НИКТИД занялся чисто экологическими вопросами. Но яркого лица у института не было. В московском отраслевом институте HATИ какие-то успехи были, но если бы те же работы делались на заводах, успехов было бы больше. Это я могу утверждать. Назначение меня на должность директора НИКТИДа состоялось в бытность секретарём Владимирского обкома партии очень разумного и работоспособного руководителя Михаила Александровича Пономарёва. Вместе с председателем облисполкома Тихоном Степановичем Сушковым они на пару развивали Владимирский регион. Только в городе Владимире появилось семь крупных предприятий: Автоприбор, Химзавод, Точмаш, Тракторный, Электромоторный, объединение «Техника», Электроприбор. Когда секретаря Владимирского обкома партии М.А. Пономарёва забрали в Центральный Комитет партии с переводом в Москву, сюда первым секретарём области прислали Ратмира Степановича Бобовикова. Он до этого работал председателем облисполкома Ленинградской области. Появившись во Владимире, Р.С. Бобовиков начал работу, вроде бы, с добрых дел. Он стал уделять внимание культуре Владимирской области - привлекать в область ленинградских актёров, певцов. Но неожиданно для такого опытного человека из него стали сыпаться идеи, которые у меня лично вызывали внутренний протест, и я его не скрывал. Во Владимире было много не только заводов, но и большое количество научно-исследовательских институтов. Это, очевидно, натолкнуло Бобовикова на мысль, что все отраслевые институты надо влить в состав заводов. Он приехал ко мне в НИКТИД с предложением поддержать его идею: «Пусть отраслевые институты живут на заводах, больше пользы принесут». Я против этого возразил: «Наоборот, они все погибнут: у них функции федеральные, а у заводов - местные, свои, заводские, у них разные назначения». Он меня молча выслушал, и мы больше не встречались, пока он не настоял на том, чтобы меня заменили в качестве директора. НИКТИД - это последняя точка, которая вязала меня с трактором. После НИКТИДа в 1986 г. я ушёл на работу в институт, и профиль моей деятельности сильно изменился…»
ООО "Экспертно-Исследовательский Центр Никтид" зарегистрирована 14 апреля 2003 г. Директор - Преображенский Александр Борисович. Юридический адрес: Ставровская улица, д. 8 этаж 1, помещение 12, 13, 13а. Основным видом деятельности является «Технический осмотр автотранспортных средств».
АО "НИКТИД" («Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей») зарегистрирована 16 июня 2004 г.
Специализация института:
научно-исследовательские разработки в области двигателестроения;
конструкторско-технологические разработки в области создания испытательного оборудования;
проектирование и изготовление технологического оборудования;
изготовление нестандартного оборудования;
оказание научно-технических услуг по сертификации двигателей внутреннего сгорания и запасных частей к ним, по сертификации отдельных видов горюче-смазочных материалов: автомобильных бензинов; топлива дизельного; моторных масел; трансмиссионных масел.
Для более эффективного использования имеющегося в институте кадрового и материального потенциала, а также в целях создания условий, необходимых для выполнения стратегии развития института на период до 2025 года, приказом от 15 августа 2018 года № 79 в составе АО «НИКТИД» образован научно-исследовательский центр (далее НИЦ). Руководителем центра назначен главный инженер АО «НИКТИД» Михайлов Виктор Михайлович. НИЦ образован на основе отдельных структурных подразделений АО «НИКТИД». Для участия в деятельности НИЦ планируется привлекать наряду со штатными сотрудниками института специалистов малых предприятий, арендующих площади в институте и имеющих близкий профиль деятельности, а также бывших сотрудников института, имеющих опыт работы по профильным договорам.
Перед специалистами НИЦ поставлены следующие основные задачи: - Организация и проведение договорных и инициативных научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование технико-экономических и экологических показателей двигателей внутреннего сгорания, используемых на тракторах, самоходных сельскохозяйственных машинах, автомобилях, средствах малой механизации и спецтехники. - Сохранение исследовательской базы института и ее модернизация, позволяющая проводить испытания двигателей внутреннего сгорания, их деталей, узлов и агрегатов на уровне современных требований. - Организация обучения сотрудников НИЦ с целью повышения их квалификации и профессионализма, а также привлечения в институт молодых специалистов, подготовленных к проведению работ по исследованию двигателей внутреннего сгорания.
В соответствии со стратегией развития Акционерного общества «Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей» до 2025 года в июле 2016 года заключены договора о сотрудничестве в области испытаний двигателей внутреннего сгорания между институтом и пятью малыми предприятиями, арендующими площади в АО «НИКТИД» и имеющими близкий профиль деятельности. Далее приведена информация об этих предприятиях, содержащая их названия, контактные телефоны и основные направления производственно-хозяйственной деятельности.
ООО «Агродизель» (8-4922-533536) – торговля запасными частями к тракторам и двигателям производства ООО «ВМТЗ», ООО «Липецкий трактор», «МТЗ». «ХТЗ» (Т-16).
ООО «ГСМ-АНАЛИТИКА» (8-4922-361250) – испытания бензинов, дизельных топлив, моторных масел и других ГСМ.
ООО «Крылья» (8-4922-531621) –торговля запасными частями к сельскохозяйственной технике, тракторам и двигателям.
ООО «Тантал» (8-4922-530827) – создание, ремонт и модернизация стендов для испытания двигателей, их деталей, узлов и агрегатов.
ИП Черепанова А.Ю. (8-4922-531621) – ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей для автомобилей и тракторов.
Для организации и развития взаимовыгодного сотрудничества в области профессиональной подготовки кадров АО «Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей» заключены соглашение о стратегическом сотрудничестве с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) и договор о социальном партнерстве с Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Владимирской области «Владимирский технологический колледж» (ВТК).
Соглашение предусматривает участие специалистов АО «НИКТИД» в профориентации студентов первых курсов и повышении качества подготовки выпускников кафедры «Тепловые двигатели и энергетические установки» ВлГУ. Договор с ВТК направлен на повышение качества профессиональной подготовки молодых квалифицированных рабочих по следующим профессиям: автомеханик, слесарь по ремонту строительных машин, сварщик, техническое обслуживание автомобилей.
Сотрудничество АО «НИКТИД» с ВлГУ и ВТК в области профессиональной подготовки кадров должно дать возможность специалистам и рабочим предприятий Владимирской области повышать квалификацию по профессиям, связанным с испытаниями двигателей внутреннего сгорания, диагностикой и ремонтом топливной аппаратуры для дизелей, анализом горюче-смазочных материалов.
Услуги оказываемые физическим и юридическим лицам АО "НИКТИД" предлагает оказать юридическим и физическим лицам следующие услуги:
- обкатка и снятие контрольных характеристик прошедших капитальный ремонт двигателей внутреннего сгорания мощностью до 300 кВт;
- ремонт и модернизация стендов для испытания двигателей, их деталей, узлов и агрегатов;
- проведение испытаний опытных моторных масел на бензиновых и дизельных двигателях;
- стандартизация и метрологическое обеспечение испытаний;
- определение шумовых и вибрационных характеристик промышленных объектов;
- проведение испытаний по оценке вибропрочности и виброустойчисвости изделий, узлов и деталей.
В настоящее время основным направлением деятельности института является сдача площадей в аренду.
Генеральный директор - Пряхина Светлана Анатольевна.
Адрес: улица Лакина, д. 1а.