«Автоприбор находится в прорыве. Партийная, профессиональная и хозяйственная организации завода основной задачей в подготовке к 1-му мая поставили — мобилизация рабочих, ИТР на ликвидацию прорыва. По всем цехам прошли собрания рабочих, на которых обсуждался вопрос о значении приближающейся 4-й годовщины соцсоревнования. Одновременно обсуждался вопрос о выполнении плана, причинах прорыва. В своих выступлениях рабочие и ИТР все, как один, заявили, что приложат все силы и будут биться за 100-проц. выполнение плана к 1 мая. В день празднования 4-й годовщины соцсоревнования намечено к премированию около 100 ударников. Усиленно проходит мобилизация средств по добровольным платежам второго квартала: заем реализован на 50 проц., рыночный заем — на 50 проц., план по коллективному страхованию выполнен на 32 проц. и по вкладам в сберкассу — на 88 проц. На основе соцсоревнования и ударничества, развертывая широкий поход за освоение техники, за поднятие производительности труда, за снижение себестоимости, качество продукции, «автоприборовцы» должны встретить день 1-го мая производственными подарками. Драться, по-большевистски драться за ликвидацию прорыва!» («Призыв», 22 апреля 1933).
«Шесть месяцев маринуют рабочие предложения (ПИСЬМО ИНОСПЕЦИАЛИСТА ЗАВОДА «АВТОПРИБОР»). Скоро шесть месяцев с тех пор, как я подал свои предложения, которые касались, главным образом, улучшения работы тех. отдела. И ни одно из важных предложений, касающихся: системы изготовления, хранения и выдачи чертежей нормалей, нормализованных деталей допусков — не проведено в жизнь. Несмотря на содействие фабкома и парткома и распоряжения директора, все остается по-старому и даже хуже. За этот период мои чертежи, ценные и в конструктивном и в производственном отношении, исчезли. Нет чертежей 3-х вариантой конструкции М.М.. нет расчетов и шаблонов кривых к автоматам, нет чертежа для станка оболочки гибкого вала и других. Все это является следствием бессистемности и хаоса в чертежном хозяйстве, что я и имел в виду исправить своими предложениями. И хотя самый факт исчезновения чертежей является делом уголовного порядка, но на это никто не обращает серьезного внимания, считая это дело явлением обыкновенным. Причины такого отношения к моим предложениям заключаются в том, что лица, которым поручено проведение в жизнь этих предложений, смотрят на них по-другому, чем партком и дирекция. На одном из последних совещаний по этому вопросу тов. Емельянов, например, высказывал такую точку зрения, что спускать в цеха нормали с таблицами мы не можем, потому что рабочие могут в таблицах запутаться, то же самое по ему мнению может случиться и с чертежами по моей системе. Это выступление тов. Морозов расшифровал так: тов. Емельянов не рабочих подтягивает на высшую ступень техники, а наоборот, производство хочет приспособить к рабочим. Такую точку зрения т. Морозов квалифицировал, как 100-процентный оппортунизм, за что т. Емельянов очень обиделся и наговорил ему дерзостей. Точка зрения т. Введенского на мои предложения достаточно ясна из его резолюций на них. В связи с волокитой, бесконечными разговорами и даже неприятными осложнениями во взаимоотношении с отдельными руководителями по поводу этих рабочих предложений, я решил не подавать больше никаких предложений. Но в последнее время я изменил эту точку зрения, считая ее ошибочной и сделал еще целый ряд рабочих предложений по улучшению спидометра. Но несмотря на явную эффективность некоторых из этих предложений, им сразу же был дан тормоз. Так, например, по предложению моему и Дерфлингера об изготовлении магнита, т. Емельянов выдвинул встречное предложение, по-моему с единственной целью затормозить скорое осуществление этого предложения; тоже самое можно сказать и о расклепке для крепления держателя оси. И наперед можно сказать, что поскольку эти предложения будут зависеть от мнения т. Емельянова. осуществление их — дело трудное. Дело в том, что я осмелился критиковать действия и конструкторские способности своего начальника т. Емельянова, а последнему это очень не нравилось. Например, еще в ноябре 32 года я сконструировал 4 кондуктора для сверления отверстий основания спидометра. Тов. Емельянов решил, что вместо 4 кондукторов лучше сделать один и предложил свою конструкцию кондуктора. Я доказывал т. Емельянову, что его конструкция не годится и лучше ее в работу не пускать, а сделать простые кондуктора по моим чертежам. T. Емельянов настоял на своем. Единственный сконструированный им за все время пребывания в заводе кондуктор очень долго вычерчивался, перечерчивался, очень долго делался в цеху (на все это потребовалось время - ноябрь — март) и наконец вышел из цеха, как конструктивный брак. А за эти пять месяцев, в которые делался кондуктор, цех обработки литья сверлил основания спидометра кустарным способом и наделал горы брака. Если учесть, что этот «единственный» кондуктор стоит заводу около 1000 рублей и к этому прибавить стоимость брака в цехе обработки по основанию спидометра, то получится солидная «экономия». Кто же оказался прав? Другой пример: т. Емельянов передал мне для исправления чертежи 2-х штампов шкалы М.М. Я нашел, что штампы плохо сконструированы и предложил вместо 2-х операций сделать одну. Т. Емельянов согласился и я вычертил новую конструкцию. После того как чертеж был закончен, т. Емельянов заявил, что новый штамп не нужен, так как в производстве имеется 2 комплекта штампов по старым чертежам и требуется только исправление старых чертежей. Я назвал такую работу бессмыслицей и дело дошло до объяснения с директором, при чем, последний согласился со мной. Но т. Емельянов — начальник — он приказал другому конструктору исправить старые чертежи, затем скалькировать их и положить в шкаф. 11 апреля т. г. т. Морозов в рабочее время перевел с немецкого на русский 3 мои рабочие предложения, имея в виду то обстоятельство, что следующий день является выходным и откладывание перевода задержит продвижение рабочих предложений. Вместо времени, потраченного на переводы, он перерабатывал ½ часа, сверх положенных 6 ½ часов, т. е. кончал вместо 3 ½ — в 4 часа. Тов. Котелов по представлению т. Емельянова сделал ему замечание. Я считаю это неправильным. Работу по переводам рабочих предложений и вообще переводную работу в порядке обмена опытом т. Морозов ведет в порядке общественной работы, без всяких дополнительных вознаграждений, хотя эта работа и требует дополнительной квалификации. Все вышеприведенное говорит за то, что в вопросе осуществления рабочих предложений, обмена опытом и взаимоотношения с иноспециалистами в тех. отделе требуется вмешательство партийной организации. Необходимо в техническом отделе создать такую атмосферу, при которой критика не являлась бы делом наказуемым и устранить те причины, которые задерживают осуществление рабочих предложений в ущерб развития производства. Г.В. Пфистер» («Призыв», 27 апреля 1933). «Наша хозрасчетная бригада № 1 штамповочного цеха «Автоприбора» состоит из пяти человек. Организовали мы ее по своей инициативе 1 января 33 г. До организации хозрасчетной бригады в цеху был большой прорыв по выработке гайки для гибкого вала. Мы поставили перед собой боевую задачу: во что бы то ни стало ликвидировать отставание, добиться 100-проц. выполнения плана. Мы начали регулярно проводить производственные совещания, на них обсуждали те или иные неполадки, выясняли причины невыполнения плана и т. д. На производственных совещаниях мы внесли целый ряд ценных рационализаторских предложений. По предложению бригадира начали изготовлять фреза большой длины на три нитки, этим самым мы увеличили срок работы самого фреза. На месяц нам полагалось 15 фрезов, мы же расходовали 7, экономя на этом каждый месяц 64 рубля. В связи с изменениями в процессе работы, введением новых мероприятий по усовершенствованию формы-державки для накатки гайки, наша бригада ежемесячно экономила 61 рубль. Бригада добилась от инструментального цеха доброкачественного инструмента — фрезов и ремонта штампов.
Мы добились образцовой дисциплины, тщательного ухода за станками. В борьбе за производительность труда мы развернули внутри бригады соревнование и ударничество. При ежедневной норме в 150 гаек на человека мы вырабатываем каждый до 400. Освоив технику по обработке деталей, повысив производительность труда, в январе наша бригада выполнила план на 107 проц., сэкономила 560 рублей. Но в феврале и марте темпы работы снизились, на 50 процентов мы выполнили план, увеличив в то же время брачность продукции. Причина? Инструментальный цех снова стал изготовлять плохой инструмент. В апреле мы в качестве подарка первому мая и 4-й годовщине соцсоревнования решили биться за выполнение плана. И по-большевистски преодолевая всякие трудности в paботе, мы добились таких результатов. Уже на 22 апреля наша бригада перевыполнила месячное задание, дав вместо 10 тысяч гаек — 11 тысяч и сэкономили 105 руб. Вот наши лучшие ударники-хозрасчетники — Сбитнев А.М — бригадир. Ударник с момента пуска завода несколько раз премирован, получил две почетные грамоты ударника. Дал ряд рационализаторских предложений. За одно изобретательство премирован 770 руб. — Тамазин — ударнлк с 1932 г. Все время перевыполняет промфинплан. Премирован два раза ценными подарками и почетной грамотой ударника. — Щербаков — ударник. Из чернорабочего переведен на пресс штамповщиком, выполняет норму. — Марков и Столяров — хорошие производственники, перевыполняющие нормы. Каждый член нашей бригады - общественник. В связи с 4-й годовщиной соцсоревнования наша бригада вызвала на соревнование хозрасчетные бригады автоматно-револьверного цеха. Наши условия: полное выполнение качественных и количественных показателей и снижение себестоимости. По поручению первой хозрасчетной бригады Сбитнев и В. Тамазин» («Призыв», 29 апреля 1933). «Автоприборовцы» Первое моя встречают победами на производственном фронте! На имя центральных, областных и районных организаций владимирский завод «Автоприбор» рапортует об успехах, достигнутых им к 1 мая и 4-й годовщине соцсоревнования на производственном фронте. «Автоприборовцы» перевыполнили апрельскую программу по выпуску приборов для автотракторной промышленности Союза ССР уже на 27 апреля, выпустив продукции вместо плановых 463,7 тыс. рублей — на 465,9 тыс. рублей. В рапорте «автоприборовцы» заверили, что с неослабеваемой большевистской настойчивостью будут и впредь драться за выполнение плана первого года второй пятилетки» («Призыв», 1 мая 1933).
«Заслушав сообщение комиссии о результатах проверки опубликованного в газете «Призыв» письма иноспециалиста т. Пфистер «Шесть месяцев маринуют рабочие предложения», бюро райкома констатирует, что все факты, изложенные в письме, полностью подтвердились. Бюро райкома расценивает указанные факты, как скрытое противодействие, направленное на замедление освоения техники нового производства (потеря чертежей), как саботаж директив партии и правительства (непринятие данных предложений, невыполнение принятых предложений) и ярко выраженный великодержавный шовинизм (отзывы на предложениях Пфистера) со стороны классово-враждебных элементов, проникших на завод. Партколлектив завода «Автоприбор» не сделал для себя политических и практических выводов из указаний т. Сталина и решений январского пленума ЦК и ЦКК и не сумел мобилизовать рабочих и инженерно-технических работников на большевистскую борьбу за овладение новой техникой. Притупление бдительности коммунистов, слабая политико-воспитательная работа среди специалистов и в особенности иностранных, отрыв БРИЗ-а от рабочих масс и бюрократическое его отношение к использованию и дальнейшему развертыванию творческой инициативы рабочих и специалистов, слабое развертывание большевистской самокритики вокруг недостатков и ошибок по освещению сложнейших процессов производства — дали возможность враждебным элементам на протяжении нескольких месяцев вести свою подрывную работу. Бюро райкома принимает к сведению заявление секретаря партколлектива т. Морозова и директора завода т. Стасюк Иван Яковлевич о том, что они допустили политическую ошибку, не подняв фактов саботажа и великодержавного шовинизма на принципиальную большевистскую высоту, а квалифицировали эти вылазки простым грубым отношением к иноспециалисту и ограничились лишь мероприятиями организационного порядка (выговор Введенскому, передача материала в следственные органы), тем самым смазали политическое существо этого дела и не мобилизовали парторганизацию и рабочих завода на повышение революционной бдительности и отпор классово-чуждым элементам. Бюро РК постановляет: 1) Предложить прокурору т. Иванову привлечь к уголовной ответственности бывш. зав. конструкторским бюро завода «Автоприбор» (ныне конструктора) Введенского за потерю чертежей, саботаж изобретательских и рационализаторских мероприятий и за проявление великодержавного шовинизма к иноспециалисту Пфистер. 2) Поручать прокурору т. Иванову проверить отношение Емельянова к проведению в жизнь предложений Пфистера. Обязать т. Иванова закончить следствие в 5-дневный срок и суд провести показательным процессом в клубе завода Автоприбор. 3) Предложить партколлективу и директору завода немедленно укрепить руководство БРИЗ-ом. 4) Поручить райКК — РКИ в 5-дневный срок проверить работу коммунистов — членов бюро секций ИТС и привлечь к партийной ответственности виновных в бездеятельности ИТС. 5) Предложить партколлективам и ячейкам всех предприятий района широко проработать в парторганизациях и среди рабочих настоящее решение, связав его с постановлением президиума ВЦСПС о проведении месячника проверки реализации рабочих предложений и изобретений (опубликовано в «Правде» от 9 мая). Поручить АМО и орготделу РК написать ячейкам специальное письмо по этому вопросу. 6) Бюро райкома предлагает всем парторганизациям предприятий района и в первую очередь завода Автоприбор извлечь политические и практические уроки из этого дела и разработать конкретные мероприятия борьбы парторганизаций за овладение техникой. Внимание парторганизаций в первую очередь должно быть направлено на то, чтобы подчинить работу партячеек, партгрупп и отдельных коммунистов задаче овладения новой техникой, обеспечив авангардную роль парторганизации и мобилизацию рабочих на преодоление трудностей в этом деле; усилить партмассовую работу среди инженерно-технических работников, особенно среди иностранных, и опираясь на их производственный опыт организовать передачу технических знаний и опыта молодым хозяйственным, партийным кадрам и рабочим. Поручить АМО РК подготовить на очередное бюро практические мероприятия и постановку вопроса об овладении техникой и устроить выездное заседание бюро РК по этому вопросу на заводе «Автоприбор». Отв. секретарь РК ВКП(б) Филиппов. *** Освоить новый завод, новые приборы, новую технику. Вложить в это дело революционный энтузиазм и большевистскую настойчивость. Дать советской машине советские автоприборы высокого качества. Такова главная задача, возложенная партией на большевиков «Автоприбора». Совершенно ясно, что выполнить эту задачу с успехом можно лишь в том случае, когда в борьбу за овладение техникой будет вовлечена вся рабочая масса и ИТР, когда вокруг конкретных недостатков и ошибок будет развернута беспощадная большевистская самокритика, когда будет даваться большевистский отпор оппортунистическим и классово-чуждым элементам. Справились ли с этой задачей большевики «Автоприбора»? Нет, не справилась. Парторганизация завода еще не сумела «пафоз нового строительства дополнять энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники» (Сталин). Наиболее ярким доказательством этого служит тот факт, что враждебные, классово-чуждые элементы, проникшие на завод, на протяжении нескольких месяцев вредили, саботировали рабочие предложения, глушили творческую инициативу рабочих и ИTP, не получая должного большевистского отпора и оставаясь безнаказанными. История такова: 18 ноября 1932 года иностранный специалист Г.В. Пфистер внес полтора десятка предложений по коренному улучшению чертежного хозяйства на заводе. Хозяйство это несмотря на всю его важность, находилось в хаотическом состоянии. Тов. Пфистер в своих предложениях давал ценные указания о системе хранения, регистрации, выдачи чертежей. Правда, отдельные предложения не представляли чего-нибудь особенного, являясь предложениями практического порядка. Например, предложение о необходимости копировщикам пользоваться рейшинами и угольниками. Но это предложение продиктовано тем, что копировщики, нарушая элементарные правила, не пользовались рейшинами и давали брак. Как же были встречены предложения т. Пфистер? Как подхвачена инициатива и активность честного иностранного конструктора, приехавшего в СССР, как он говорит, строить социализм? Ответ на этот вопрос дают отзывы, сделанные рукой бывш. заведующего конструкторским бюро завода (ныне конструктор) Введенским на предложениях Пфистера. На предложении о пользовании рейшинами написано: — «Данное предложение необходимо направить для отзыва в редакцию «Крокодила». Предложение — наносить детали в их применяемости Введенский «украсил» отзывом: - «Данным предложением Америки тов. Пфистер не открыл для СССР». — «Тов. Пфистер ровно на 10 лет запоздал». «Эта истина, не требующая доказательств». «Затрудняюсь дать отзыв». Таков лексикон Введенского в его отзывах на предложения иноспециалиста. Что это? Грусть, невыдержанность, нетактичность — как пытается изобразить Введенский. Нет. Этот лексикон взят из арсенала враждебных элементов. Отзывы Введенского — это ярко выраженный великодержавный шовинизм, это провокация классового врага, направленная против иностранного специалиста, против интернациональной солидарности рабочих. Но на этом дело не кончается. Наоборот, саботаж предложений Пфистера только начинается отзывами Введенского. Прошел ноябрь и декабрь месяцы — предложения Пфистера не выполняются. В январе создается специальная комиссия для проверки выполнения предложений. Комиссия устанавливает, «что все предложения мариновались по вине Введенского, так как он не дал правильного направления и заключения. Введенский был приглашен на заседание комиссии, но после разбора двух предложений демонстративно оставил заседание со словами: «мне здесь делать нечего» (из протокола заседания комиссии). 18 февраля директором завода созывается специальное техническое совещание для рассмотрения выводов комиссии. Совещание по каждому предложению тов. Пфистер намечает конкретные меры, конкретных исполнителей. 20 февраля решения этого совещания отдаются в виде приказа директора по заводу с указанием исполнителей и сроков исполнения, Введенскому объявляется приказом выговор. Пфистер доволен. Наконец-то мытарствам его предложений положен предел. Будут, наконец, найдены затерянные его ценные чертежи на кривые к автоматам и масляных манометров. Однако радость Пфистера была преждевременна. И после комиссии, и после специального совещания, и даже после приказа директора саботаж не был сломлен. Прошло еще 2 месяца и новая комиссия партколлектива завода в своих выводах записала: - «Предложения тов. Пфистер мариновались и некоторые маринуются» («Призыв», 12 мая 1933).
«Общезаводская стенгазета завода «Автоприбор» влачит жалкое существование. Не говоря уже о том, что газета выпускается от случая к случаю, она не ведет никакой работы среди рабкоров, слабо освещает производственную жизнь завода. Статьи и заметки, помещенные в газете, не находят отклика со стороны треугольника завода. «День печати» на заводе прошел ничем неотмеченным. Все это говорит о том, что, партийные и профессиональные организации завода не уделяют внимания заводской печати, забыв указания тов. Сталина, что «печать должна расти не по дням, а по часам. Это самое острое и самое сильное орудие нашей партии» («Призыв», 24 мая 1933).
«На заводе «Автоприбор» в инструментальном цеху резьбовиком-токарем-лекальщиком работает некто Иванов, который до 80 процентов рабочего времени убивает на... ремонт своего мотоцикла и бесполезные хождения по цеху или просто на бездействие у станка. Начальник цеха т. Алексеев к лодырю Иванову мер никаких не принимает. За что Иванов получает 400 и больше рублей, когда не только за день, но иногда и за целую пятидневку не видно выработанной им продукции? Долго-ли Иванов так будет «повышать» производительность труда?» («Призыв», 26 мая 1933). «Как на «Автоприборе» заботятся об улучшении бытовых условий? В цехе литья под давлением работает 40 рабочих. По положению им полагается ежедневная выдача спецжиров, а в частности по поллитру молока. — Мы никогда регулярно не получаем молока, вот например, 25 — 26 мая нам молоко не давали, — говорят литейщики Иванов, Данилов, Шмырев, Зотов и др. Рабочие в течение года не могут получить полагаемой спецодежды. — Я работаю 6 месяцев и не получаю спецодежды, — говорит Данилов. — Мы вот по году работаем, да и то до сих пор не можем получить, — заявила Шмырев и Зотова. В цехе вентиляция не работает, пол грязный, валяется всегда много мусора. Имеющийся в цеху бочок обычно находится без кипяченой воды. Рабочим свыше трех месяцев, как не выдают мыла. Сейчас у кладовщика Гаранина имеется мыло, но... — Парень загружен работой, не успеет никак выдать рабочим мыла, — говорит Смирнов. Машинистам компрессорного полагается работать в день 6 часов, но машинисты работают и без обеда по 8, так как им уйти от машин нельзя, в виду того, что масса за это время остывает. И по сие время администрация не может разрешить этот вопрос. Культмассовая работа в цеху отсутствует. Стенгазета выходит от случая к случаю. Дальше терпеть такого безобразия, бездушного отношения цеховых организаций к обслуживанию бытовых условий рабочих нельзя, тем более этот цех является одним из вредных. Должен немедленно вмешаться заводской треугольник (Стасюк, Морозов, Крюков) и в соответствии с указаниями обкома и районного комитета партии перестроить работу цеха так, чтобы быстро исправить ошибки и недочеты в цеху» («Призыв», 29 мая 1933). «21-го на заводе «Автоприбор» на собрании рабочих изобретателей обсуждался вопрос о техпромфинплане. Избрана комиссия в составе 5 человек, которая должна организовать массовую работу среди рабочих и ИТР по пропаганде техпромфинплана и привлечь рабочих к активному участию в его составлении. Иностранные специалисты, работающие на «Автоприборе» — Дерфлингер, Пфистер и Ярос в беседе с сотрудником газеты заявили: — Идея передовых заводов Ленинграда по составлению техпромфинплана должна как можно скорее найти практическое применение в работе нашего завода. Тех промфинплан открывает огромные производственные и технические возможности по освоению техники, повышению производительности труда и снижению себестоимости. Учет всех технических возможностей, перестройка технологического процесса, правильная расстановка рабочих в процессе производства — все это даст блестящий производственный эффект, и это надо провести как можно скорее. У завода «Автоприбор», при наличии хорошего оборудования, имеются все возможности увеличить производство приборов в несколько раз. Если сейчас дневная норма производства спидометров составляет 40 за 7 часов, то ее можно довести до 300 штук, масломанометры с 25 — 30 шт. в день можно увеличить так же в 10 раз. А отсюда ясно, что техпромфинплан должен быть осуществлен как можно быстрее на нашем заводе» («Призыв», 23 июня 1933). «Во время обеда в миске щей был обнаружен предмет неизвестного происхождения. — Налим! — воскликнул кто-то из обедающих. - Налим? Вряд-ли,— усомнился сосед. - Просто кусочек бычьего хвоста. — А может веревка? Неизвестный предмет был извлечен на стол и при проверке оказался ржавым ножом, ручка которого была обернута грязной тряпкой. Случай этот произошел 6 июня в столовой «Автоприбора». О вкусах нe спорят. Нам неизвестно, что дает больше навара в горячем - ржавый нож или половая щетка, но что последняя в один прекрасный день может быть обнаружена во щах в столовой одного из предприятий — эта возможность не исключена. Грязь — основное, чем примечательны наши общественные столовые. Создан, своего рода, культ грязи. К ней привыкли, с ней сжились, она стала необходимой принадлежностью почти всех столовых. Загляните в кухню столовой того же «Автоприбора». С первого взгляда трудно понять кухня-ли это, или пещера первобытного человека. В удушливых клубах дыма, в полутьме мечутся всклокоченные фигуры. На них не то грязные рубища, не то полуистлевшие звериные шкуры. По углам мусор. На стенах под потолком паутина» («Призыв», 27 июня 1933). «Завод «Автоприбор» является поставщиком измерительных приборов для таких крупнейших гигантов автопромышленности, как Горьковский и Московский (АМО) автомобильные заводы. Дать хороший, высококачественный измерительный прибор (спидометр, масломанометр и т. д.) советскому автомобилю — такова задача завода. Справляется ли завод с этой ответственнейшей и почетной задачей? Нужно сказать, что нет! Добившийся за последнее время хороших количественных показателей, завод дает чрезвычайно много брачной продукции. Основной и решающей причиной низкого качества продукции является плохое и организационно совершенно неправильно построенное техническое и хозяйственное руководство. А главное — это неправильная расстановка инженерно-технических сил, отрыв инженерно-технических сил от рабочего места, от цеха — этого основного звена производства. 35 инженеров и 45 техников до сих пор украшают заводские канцелярии, занимаясь, главным образом, канцелярской писаниной. А цеха? Сколько инженеров непосредственно работают в цехах? Из 35 чел. только один. Кто работает в качестве начальников цехов? Люди, в большинстве не имеющие среднего образования, ни в какой степени не отвечающие тем требованиям, которые предъявляются в данный момент сложным построением производственного технологического процесса. А отсюда все качества. Научный мозг, сконцентрированный в заводских канцеляриях, пишет, разрабатывает технически обоснованные производственные задания, которые попадая в руки технически недостаточно грамотных людей, часто искажаются. Нужно также обратить внимание на схему технико-хозяйственного руководства предприятием. Она слишком громоздка. В ней имеются совершенно ненужные звенья, в результате чего производственные задания проходят чрезвычайно много инстанций. Вот путь, через который идет до рабочего производственное задание: производственный отдел, технический директор, начальник цеха, мастер, бригадир, тогда как гораздо целесообразнее для создания оперативности и гибкости в технико-хозяйственном руководстве производством схему управления сократить минимум до трех инстанций: технической директор, начальник цеха, мастер. *** Отчего бывает брак? (из беседы с пом. начальника цеха литья под давлением тов. Смирновым) Цех литья под давлением, являющийся первичным цехом рождения литых деталей приборов, сейчас в прорыве: план не выполняется, при этом высок процент брака — 20 — 25. Основной причиной невыполнения плана и высокой брачности продукции является канцелярско-бюрократическая постановка работы сектора календарного планирования. Почти каждый месяц мы получаем служебные записки от зав. сектором календарного планирования Долгого в отношении изменения сроков, количества и даже замены выпуска одной детали другой. Нам пришлось в июньской спущенной программе столкнуться с неверно составленным в ТНБ данными на рабсилу. Только 12 июня нормировщиком Черновым были прокорректированы и уточнены эти цифры. Кроме того, причинами брака являются несоответствие конструкции и форм с данной литейной машиной. В случае правильности форм брак может быть снижен до предусмотренного программой. Нужно также отметить неопытность конструкторов, дающих неверные конструкции форм, что способствует выпуску брака, как это было с корпусом стеклоочистителя. — В некоторых случаях причина брака у нас зависит и от недостаточной квалификации рабочих. Вот, например, сломался кончик шпильки формы крышки стеклоочистителя на машине № 3. Рабочим своевременно это замечено не было и долго не могли объяснить мы причину брака. Точно также при различной температуре, в различное время подогрева горшка и форм металл дает разную усадку, отчего получаются детали разных выпусков с неодинаковыми размерами, отчего ломается их стандарт. При наличии брака последний идет в переплавку в количестве 40 проц. вместе с чистым металлом. От этого ухудшается качество продукции. — У нас также нет сейчас необходимого охлаждения форм, так как нет шланга. Приходится делать вынужденный перерыв для их охлаждения. Вопросам хозрасчета недостаточно еще уделяет внимания завком. Нет конкретного руководства хозрасчетными бригадами. При наличии правильно подобранных форм, правильно укомплектованных машин, при переходе на новое давление в 35 атмосфер мы улучшим качество продукции и выполним план. *** Ярким доказательством того, что есть все возможности выпускать безбрачную высококачественную продукцию являются живые люди, работающие на этом же заводе, работа которых образец большевистской борьбы за качество. Вот они лучшие из лучших, знаменосцы сталинских побед, пафоса строительства, дополнившие энтузиазмом, пафосом освоения техники, поднятием производительности труда и высоким качеством. — Синяков — комсомолец, наилучший производственник, ударник, дающий высококачественные и количественные показатели. Июньскую программу выполнил на 182 проц., не дав ни одного процента брака. — Кудинов — фрезеровщик, выполнил производственную программу за июнь на 144 проц., не дав ни одного процента брака. — Ерофеева — слесарь, выполнила производственную программу за июнь на 105,7 проц. и не дала ни одного процента брака. — Фирсова — ученица токаря. Несмотря на трудность в работе, тов. Фирсова достигла хороших производственных показателей. Полностью выполняет производственную программу, работает без брака. — Санин — зав. контрольно-проверочной лабораторией. Сумел поставить хорошо работу лаборатории, овладел сложными техническими препаратами. Лучший производственник-ударник. В чем «секрет» их побед? В том, что они живут интересами производства, в том, что по-большевистски овладевают техникой, повышают свои технические знания. В том, что любят и оберегают вверенные им станки и инструмент. В том, что они высоко несут знамя соцсоревнования и ударничества» («Призыв», 6 июля 1933).
В час ночи 7 июля 1933 года автомашины Автопробега «Москва—Каракумы—Москва» прибыли во Владимир.
«Бригада комсомольца Федорова С. при выполнении программы на 100 проц. дала экономии на браке в 8 р. 73 к. Отдельные комсомольцы по-большевистски борются за качество продукции. Так, комсомолка Осипова при выполнении производственной программы в июне работала без брака. Комсомолец Федоров — он же бригадир хозрасчетной — в июне работал без брака. Комсомолка Куликова, выполняя сменную норму, снизила процент брака с 5 до 2,5 проц. Хозрасчетная бригада имени 15-летия владимирской комсомольской организации, взяв трудный участок работы по детали — ось поршня, добилась хороших результатов. За июнь план бригадой выполнен, а брачность снижена до 3,5 проц. Таких успехов комсомольцы и бригада добились на основе решительной борьбы за качество, внимательного отношения к делу, освоения техники своего станка. Комсомольцы Осипова, Федоров в настоящее время работают без наладчика. Но есть и такие комсомольцы, которые не осознали всей важности своего комсомольского долга и до настоящего момента продолжают выпускать брак. Комсомолец Сорокин при норме брака в 3 проц. в июне дал 4,5 пр. На занятия по техминимуму совершенно не ходит. *** Комсомолец Калашников работает в цехе обработки литых деталей. Он является одним из лучших производственников. Недавно он подал записку администрации цеха с просьбой: «оставлять деталей для обработки не 162, а 1000 штук, так как мне приходится простаивать и лишь потому, что у меня не хватает на всю смену установленной нормы». Станок, на котором работает Калашников, поражает своей чистотой, — как будто на нем и не работают. Комсомольской ячейке цеха надо на примере тов. Калашникова воспитывать всех комсомольцев и беспартийную молодежь и возглавляя растущую их активность и направляя ее на выполнение промфинплана и на борьбу за высококачественный прибор» («Призыв», 12 июля 1933).
«Недавно на горьковском автозаводе проходила межкраевая конференция сов. депутатов смежных заводов. Вопрос, поставленный со всей остротой, в даче стране высококачественной, дешевой автомашины нашел горячий отклик со стороны депутатских групп смежных заводов, которые взяли на себя боевую и доблестную задачу: «выполнить обязательства по выпуску качественных и дешевых деталей ГАЗ-у». Только при этом условии гигантский всесоюзный конвейер (т. е. ГАЗ и 53 смежных завода) может дать качественную социалистическую машину, превосходящую фордовскую. Завод «Автоприбор», поставляющий ГАЗ-у контрольно-измерительные приборы, до сего времени дает большой брак (спидометр, стеклоочиститель). На заводе нет достаточного внимания к этому вопросу со стороны общественных организаций. Общественный контроль отсутствует. Депутатской группе и контрольным постам нужно поставленную задачу и обязательства выполнять с честью и в срок, добившись выпуска заводом приборов высшего качества. Депутат Ф. Колчии » («Призыв», 14 июля 1933). «Завод «Автоприбор» показывает примерные образцы шефства над школой Рабочие, ИТР и служащие завода «Автоприбор» шефствуют над образцовой ФЗД им. Бубнова. В ней обучается около 700 чел. Завод «Автоприбор» в течение всего учебного года, не ослабляя своего внимания и оказывая большую помощь подшефной школе, осуществлял в должной мере свой пролетарский контроль и влияние на всю жизнь школы. Завод дал возможность охватить всех учащихся школы горячими завтраками, а 80 человекам предоставил бесплатные завтраки; оборудовал слесарную мастерскую, отпустил материал для нее; обработал и засеял картофелем свыше одного гектара для будущих горячих завтраков в школе. Но это не все. Завод организовал вывоз 120 пионеров в лагеря, отпустил для учащихся 2250 руб. Помог организовать оздоровительную детплощадку при школе на 60 ребят младшего возраста. Выделил инструкторов по производственной практике на заводе для учащихся 7 групп. Вывез для отопления школы 250 кб. метров дров. Рабочие завода, заключив соцдоговора с отдельными группами учащихся, соревновались на высокое качество работы, на труддисциплину. Лучшие рабочие-ударники брали под особое наблюдение учащихся дезорганизаторов и благодаря их пролетарскому влиянию дезорганизаторы исправили свое поведение и закончили учебный год с хорошими показателями. В целом на нужды подшефной школы завод затратил за 1932-33 учебный год свыше 5452 рублей. Придавая огромное значение делу своевременной подготовки к новому учебному году, завод помог провести и закончить досрочно капитальный ремонт в школе, снабдив, ее необходимыми материалами для ремонта. Однако, общественность завода считает, что сделанного для школы еще недостаточно и для успешного проведения в жизнь директив партии и правительства рабочие, ИТР и служащие завода обязались еще в большей степени усилить внимание и помощь подшефной школе в будущем учебном году, заключив с ней договор» («Призыв», 15 июля 1933). «Образцовая ФЗД имени Бубнова досрочно закончила подготовку к новому учебному году. Проведен и закончен полный ремонт школы. Приобретены наглядные учебные пособия по физике, химии, биологии и математике. Получены учебники, закуплены тетради и письмен. принадлежн. Проводятся оздоровительные мероприятия: 125 пионеров отправлены в пионер-лагеря, 60 учащихся младшего возраста охвачены организованной при школе дет-площадкой. Более слабые здоровьем ребята отправлены в дома отдыха. В подготовке к новому учебному году принимали большое участие администрация, педагоги и родители учащихся. Большую помощь оказал школе шеф — завод «Автоприбор» («Призыв», 15 июля 1933).
«Автопробег Москва — Кара-Кум — Москва — это серьезнейшая проверка качества не только наших автомобилей, но и контрольно-измерительных приборов (спидометр, гибкий вал и т. д.), изготовляющихся на заводе «Автоприбор». Первые дни пробега показали, что если автомобили наших заводов имеют высокие образцы качества и стойкости, то спидометры и гибкий вал завода «Автоприбор» как раз наоборот, — безобразно плохого качества, 70 процентов спидометров совершенно вышли из строя. Вот что сообщает корреспондент газеты «Известий» Эль-Регистан. - «105-километровый путь Казань — Алексеевск следует считать первым серьезным испытанием для машин, участвующих в пробеге. Это — типичный проселок со всеми присущими ему неприятными неожиданностями, подстерегающими машину на каждом повороте. Однако как легковые, так и грузовые советские стандартные машины отлично выдержали первый экзамен. Механизмы производства автозаводов работали идеально. Этого, к сожалению, нельзя сказать о владимирском заводе «Автоприбор», поставляющем союзной автопромышленности спидометры с гибкими валами. К проходу в Алексеевск исправных спидометров оказалось только 30 процентов. Остальные выбыли из строя. В результате большинство машин, участвующих в пробеге, идет без измерения километража. Качество сборки владимирских спидометров характеризуется таким случаем: спидометр машины № 2 до Чебоксар нормально отсчитывал пройденный путь, а после Чебоксар, к удивлению всех участников пробега, вдруг начал вычитать пройденные километры, работая в обратном порядке». Этот факт должен явиться серьезным предостережением заводу. За качество продукции нужно бороться не резолюциями и заклинаниями. Нужно мобилизовать все силы, всю энергию рабочих и ПТР на выпуск высококачественных контрольно-измерительных проборов. Коллектив завода и заводские организации должны ответить конкретно, что ими предпринято по улучшению качества приборов» («Призыв», 19 июля 1933).
«Тов. Фадеева — лучшая производственница - ударница завода «Автоприбор». Член ВКП(б) с 1931 года. Из месяца в месяц выполняет и перевыполняет программу как по количественным, так и по качественным показателям. Она не кичится этим, — она даже считает как-то неудобным говорить о себе, о своих победах на производственном фронте. Ведь нет ничего особенного в том, что она выполняет и перевыполняет производственное задание. Это так и должно быть, так как для коммуниста нет почетнее задачи — говорит т. Фадеева — как быть в авангарде производственной жизни. Овладеть техникой, быть хорошим производственником это одно. Большевик, чтобы руководить массами, должен овладеть в совершенстве марксистско-ленинской теорией. И т. Фадеева дает образцы большевистского сочетания теории с практикой. Она свободно рассказывает о принципах построения нашей партии — об организационном принципе большевизма. — Партия строится на основе демократического централизма,— говорит тов. Фадеева. — Я понимаю это так: если ты коммунист-большевик, ты должен активно участвовать в партийной жизни, активно обсуждать все вопросы внутрипартийной жизни, высказывать свои мнения, свою точку зрения. Но если тот или иной вопрос принят большинством нашей партии, коммунист должен быть беззаветно, преданно проводить решения большинства. Тот-же, кто и после решения большинства остается при своих мыслях, выражает не согласив о большинством — это уже не большевик, а подрывщик железной дисциплины партии. — Наша партия сильна и авторитетна потому, — говорит тов. Фадеева, — что она выросла и зиждется на железной дисциплине. Без железного единства партийных рядов партия не может руководить массами, рабочим классом. Вот почему мы должны оберегать это железное единство. Вот почему мы должны выбрасывать из наших рядов перерожденцев, подрывающих эту железную дисциплину. Просто и понятно говорит об организационных принципах большевизма женщина-коммунистка. И это не случайно. Это результат упорной, настойчивой работы над собой, над повышением своих теоретических знаний. Тов. Фадеева к чистке партии идет с крупными достижениями не только в своей производственной работе, но и в работе по овладению марксистско-ленинской теорией» («Призыв», 19 июля 1933). «В начале завод осаждался рекламациями с претензиями заказчиков. Автозавод имени Сталина и Горьковский присылали акт за актом, вскрывая негодную работу «Автоприбора». За полгода таких рекламаций накопилось 108 штук. Они аккуратно подшивались к делу, их старались скрыть, о них молчали, а между тем качество приборов не улучшалось. Завод работал браком. Сейчас потребители отказались от поставщиков, решив не употреблять спидометров «Автоприбора» до тех пор пока они не будут качественными. Произошло это так: 1 августа с конвейера Горьковского завода сошел последний автомобиль. На другой день, он уже был у ворот «Автоприбора», высадив бригаду автозаводцев. И тут-то автоприборовцы собственными глазами увидали качество своей продукции. Машина без дефектов проделала путь Горький — Владимир, а спидометр, насчитав 12 километров, на 13-м от автозавода прекратил счет. Он выбыл из строя, так же как выбывали сотни его предшественников. Автозаводцы приехали не случайно. Они решили требовать спидометры достойные качества своих машин, чтобы не обманывать покупателей, явно негодными установками приборов. С 2-го августа Автозавод уже выпускает машины без спидометров в щиток приборов вместо установки вставляет наклейку: «Нет годных спидометров. Изготовляет завод Автоприбор г. Владимир». Обвинение заслуженное и серьезное. «Автоприбор» заслужил его своей негодной работой. Прежде всего одна справка. 28549 спидомeтров выпустило предприятие за полгода. Из них заводским контролем было забраковано 869 штук. Но это еще не все. 3380 спидометров забраковали заказчики. Приборы отсылались негодными. Их старались лишь поскорее сбыть с рук. И недаром, отсчитав несколько километров, спидометр выбывал из строя. Завод, изготовляющий спидометры, не освоил эти приборы, хотя и выпускает их больше года. Не освоил прежде всего потому, что не было вдумчивой серьезной работы по спидометру. Ставку брали и берут на количество, забывая о качестве. Портят драгоценный материал, проявляя антигосударственную тенденцию, сбывая негодные приборы. Сейчас магнит и счетный узел задерживают сборку. Выпуск спидометров временно прекращен. Но это «временно» может затянуться надолго, и прежде всего потому, что над усовершенствованием магнита и счетного узла ломают голову, сидя в своих кабинетах, всего несколько людей, а масса рабочих, инженеров и техников пока в стороне. Им неизвестны дефекты в работе спидометров, которые они выпускают. 800 магнитных колец выработал инструментальный цех 30 июля. Их сделали из дорогостоящей импортной стали и 700 из них после термической обработки не поддались магниту, пошли в брак. А почему магнитные кольца оказались непригодные об этом никто не знает и не интересуется узнать. — Брак? Ну и пусть его. Работай! Работница Кириллова не хочет работать браком. Она делает ось магнита, которая не по ее вине получается тоньше диаметром. Но у Кирилловой есть наставление сверху. — Делай! Процентов 50 может годными выйдет. И Кириллова делает, выполняя рваческий, явно неправильный, приказ зав. цехом Павла Абаренкова. В автоматно-револьверном цехе эту же самую ось магната, ее диаметр, прежде чем отправить в цех обработки шлифуют вручную, напильниками. Масса ошибок, много брака, который безболезненно проходит через контрольный отдел и поступает дальше. Готовые магнитные кольца идут в сборку. Их надо вставлять в спидометр. Но что за волшебство, кольца полежат 3 дня и размагничиваются. На сотню приходится десяток пригодных к работе. Не освоена технология магнита, не освоен и счетный узел, спидометра, тот самый счетный узел, что во время Каракумского пробега, к удивлению участников его, стал работать в обратном порядке, вычитая пройденные километры. Но к сожалению не удивился тов. Стасюк. Директор убежден, что его спидометры свойством вычитания километров не обладают. А факт остался фактом. Не мобилизовав рабочую смекалку на улучшение счетного узла на заводе без тщательной проверки провели ряд предложений. Некоторые из них несомненно оказали большую пользу предприятию. Но одно предложение, направленное на улучшение счетного узла, ухудшало его работу. Бывшей зав. техотделом Куренков заменил ось счетчика с выступом, с заточкой из серебрянки, осью без выступа размером в 2 с половиной миллиметра и изъял пружину держания оси. С легкой руки экспертизной комиссией дирекции, это мало проворенное предложение было пропущено и повлекло за собой ухудшение счетного узла. Но не одна тысяча приборов уже были выпущены. И только сейчас сборочный приступил к сборке партии спидометров со старой осью и боковой пружиной ее держания. Не правда-ли тов. Стасюк, что «рационализация» на скорую руку, проверка предложения на глазок, может быть и вызвала обратную работу спидометра, так как барабанчики на оси без выступов часто заедает и они могут сдавать обратно. Мы не требуем, тов. Стасюк, чтобы вы удивлялись на неожиданные капризы ваших приборов. Не удивляйтесь, но устраните ваши дефекты, чтобы в щитах приборов у советских автомашин не было наклеек «Нет годных спидометров», а были высококачественные советские спидометры — продукция вашего завода. Ив. Бей *** Полугодовой итог работы цеха литья под давлением на «Автоприборе» по детали основания спидометра выразился в 46199 штук. Из них: 28549 оснований пошло на сборку спидометра, 4000 лежат на складе, 6000 отправлено в переливку, а остальные 7500 деталей неожиданно исчезла. Пропали бесследно и судьба их исчезновения оказалась никому не известной. Может быть они совместно с негодными деталями валяются в многочисленных цехах «Автоприбора», может пошли в переливку, как не годные, может... впрочем, что тут гадать. Все дело в учете. Учет — дело политической важности, но этого на «Автоприборе» недооценивают, а в результате, отсутствие учета влечет за собой разбрасывание деталей, потерю их, порождает героев обезлички и бракоделов и ясно, что влияет на выполнение производственной программы, ухудшая качественные показатели. Разве не отсутствие учета создало всю чехарду, которая сейчас особенно заметна при продвижении деталей из одного цеха в другой. Цех литья 25 проц. выпускаемой продукции снова переливает, как негодную. Детали идут в переделку по простым причинам из-за технических неполадок, которые легко могут быть устранены. В цехе отсутствуют резиновые шланги для охлаждения деталей при помощи воды. Этот копеечный подсобный материал можно приобрести, но его нет уже четыре месяца. Детали выходят не охлажденными. Концы их в горячем виде легко гнутся и приводят в негодность всю деталь. Таким образом, у не одной сотни оснований спидометра были погнуты стойки под оси счетного узла, а техконтроль пропустил их, не забраковал. Из цеха литья детали основания спидометра поступают в цех обработки. Здесь без предварительного контроля они распределяются по рабочим местам. Разбраковку производят, только после того, когда деталь будет обработана. Несомненно, что такое положение усложняет процесс работы и детали, которые имеют брак удается выявить лишь во время обработки, хотя при помощи техконтроля брак можно узнать еще до работы. Как-бы сбыть работу, пусть она будет недоброкачественной, свалить в случае чего свою вину на другой цех, «втереть очки» — все это вошло в систему работы многих руководителей цехов. Мастер цеха обработки Абаренков, планировщик, кстати он же предцех комитета, Куклев упорно доказывают, что цех работает совершенно без брака. Но в июле после обработки только одних оснований для спидометра было забраковано и направлено в переливку 990 штук. Администраторы и тут находят выход. - Брак не наш. Это неправильная отливка.
Абаренков и Куклев докажут, что они не виноваты. «Литейщики, мол гнездо под второй червяк и шестерню 40 зубов отлили неправильно». И брак списывается за счет цеха литья. Из цеха обработки начинается хождение деталей по «мукам». Негодные основания, хотя и спишут за счет литья, но ни в коем случае об этом не сообщат самим литейщикам. Количество брака укажут в накладной, брак отдадут в переливку и концы в воду. Деталь пойдет по обратной дистанции. Литейщики переработают, но так и не узнают, что этот брак обработкой был списан за их счет. Об очковтирательстве руководителей обработки зав. цехом литья тов. Смирнов случайно узнал только августе и объясняет, что этого быть не может, детали оснований проверялись заводским ОТК и признаны годными. Налицо втирание очков со стороны администраторов обработки, своеобразное любительство свалить свою вину на других. Брак в цехе обработки не скроешь. В июне непригодных, но обработанных 390 оснований сборка возвратила обратно. Возвращены многие и другие детали: 12000 барабанчиков, 1666 осей магнита, 809 вторых червяков... В сборку поступают плохо обработанные детали, которые до сих пор сборщика обрабатывали сами. За счет ОТК и штамповочного цеха в июне сборочный затратил на обработку деталей 1534 часа. Много времени у сборочного уходит на разборку хороших деталей от забракованных. В этом опять виноват цех обработки. В цехе лежат 10 ящиков деталей. Среди них есть брак, есть хорошие детали. Они кем попало перемешиваются, брак пересыпается в ящик с хорошими деталями и наоборот, потому что ящиков не хватает. Несколько ящиков заполнены основаниями спидометра. Они когда-то были разобраны, брак лежал отдельно, а теперь все перемешалось. В одном ящике, например, на детали основания имеются три бумажки, по которым можно догадаться, что 30 оснований неправильно отлитых, у 94 неверно сделана отверстие для оси магната, и тут-же лежат 692 основания пригодных к работе. И никто из цеха обработки или контрольного отдела не пытался разобрать эти «китайские пирамиды». Надеются, что их разберет сборочный цех. Ни один очковтиратель или бракодел не был привлечен к ответственности. О них не хотят знать, не называют бракоделов по имени, отчеству и фамилии. В сборочном цехе, когда то фамилия бракоделов вывешивалась на стену, а теперь и этого не делается. Бракоделы известны только одному зав. цехом. В цехе литья браку много, а от кого он исходит не известно. Этого даже не знают администраторы, потому что учетчик ушел в отпуск, а цифры остались у него. А председатель цехкомитета обработки Куклев додумался до того, что будто-бы, бракоделов должен вывешивать клуб, но ни в коем случае не цехком. В стороне от борьбы за высокое качество спидометров, не только один цехкомитет обработки. Партячейки и цехкомитеты других цехов не направили рычаги массовой работы на освоение спидометра. Рычаги выпали из рук» («Призыв», 5 августа 1933).
«До 4 августа рабочий «Автоприбора» не знал истинных причин плохой работы завода. Это понятно почему. Потому, что рабочим говорили только о перевыполнении плана, говорили о хорошей работе завода. О браке не говорили и руководители. И только после того, как заказчики отказались принимать продукцию, шепотом в кабинетах, без общественности, хозяйственники заговорили о браке. Что же делали два угла треугольника — Морозов и Крюков? Нечего. Они ходили в райком партии, в райпрофсовет и здесь заверял, что на заводе благополучно. Одним словом занимались очковтирательством. 4 августе состоялось собрание. Выступавший на собрании секретарь райкома партии тов. Филиппов раскрыл перед собравшимися истинные причины брака. Не было ответственности за качество. Нет деловой самокритики на заводе. Отсутствует парт-массовая работа в цехах. Особенно тов. Филиппов подчеркнул отсутствие классовой бдительности на заводе напомнив слова тов. Сталина, что враг, пробравшийся на завод и изменив метод борьбы, незаметно «тихой сапой» проводит свою вредительскую работу, а организации этого не замечают и не хотят замечать. Заканчивая свою речь, под бурные аплодисменты собравшихся, тов. Филиппов потребовал неуклонного выполнения решений январского пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) и последнего постановления партии о транспорте и угольной промышленности. — Дать в августе хорошие спидометры — так сказало собрание. И они будут. Только надо быстрее перестроиться и мобилизовать все силы. *** Травят коммунистов Начальник Абаренков и старший штамповочного цеха Сбитнев терпеть не могут когда у них в цехе работает коммунист. И они используют все методы, чтобы сжить коммунистов, ведущих борьбу за высокое качество продукции. Недавно смена Сбитнева выпустила до 300 шт. гибкого вала, дав 100 проц. брака. Сбитнева сменял Махов и при смене он об этом доложил мастеру, но мастер предложил продолжать работу. Махов, видя, что идет брак, остановил обработку валов и переключился на другую работу, за что от мастера получил выговор. Второй случай. При выработке цехом шкалы Махов доложил начальнику цеха, что идет брак. Мастер с этим согласился, но начальник предложил работу продолжать и дал Махову выговор. 4 августа Сбитнев сделал 1000 брачных секторов. Мастер знает, но мастер мер не принял. Что говорят рабочие про Сбитнева? — Он груб, с рабочими не разговаривает и как изжить брак не показывает. Мастер и бригадир не первого уже коммуниста выживают из «своего» цеха. Уволены под разными предлогами Тамазин, Лыков, Николаев, имеющие хорошие отзывы рабочих. Сейчас Махов подал заявление об уходе. Конечно, его не нужно отпускать, а виновников в травле коммунистов привлечь к ответственности. *** За что же Сабуров держал исповедь у Крюкова? Предоставим несколько слов завкомовскому председателю Крюкову: — Последние дни июля мы объявили штурмовыми по улучшению выпускаемой продукции. Эта одна из мер борьбы с браком. Затем включились во всесоюзный конкурс по качеству, затем... Пусть вспоминает тов. Крюков, не будем ему мешать. Одним словом штурмовали, возбуждали, заряжали. Но выстрелы получались холостые. В июне действительно штурмовые дни за качество провели. Они характерны тем, что немного позже Каракумский пробег вскрыл причудливые болезни продукции «Автоприбора» и еще позже потребители окончательно отказались от негодных спидометров. Вот тебе и «штурмовали», и возбуждали, вот тебе и «заряжали» массу. Спидометр шел явным браком, а завкомовцы точно воды в рот набрали. А попробуй заговори, — они разделаются по своему. Рабочий Сабуров, он же председатель цехкомитета сборочного на цеховом собрании вздумал критикнуть свою работу: - Мы же знаем что даем брак, а работаем. Затем он рассказал, как бригадира по спидометрам тов. Сухер заставляют пускать в сборку негодные детали как гадают рабочие, прежде чем вставить пластинку к стеклоочистителю, потому что их три и все разных размеров и наконец как техдиректор Калинин не дает возможности рабочим говорить о недостатках цехов, потому что устраивает узкие техсовещания, а рабочих на них не приглашает. А через несколько часов Сабурову пришлось держать исповедь у Крюкова. — Ты неправильно выступал, ты дискредитируешь производство, о тебе поставлю на бюро, — кричал зарвавшийся завкомщик. Это за самокритику, за то, что рабочий рассказал о давно наболевших вопросах. И, видите ли, стал врагом производства. О цехкомитетах в завкоме скажут, что там тоже «возбуждают» и «заряжают». А на самом деле предцехкомитета обработки Куклев работает без какой-либо помощи завкома, предзавкома Сабуров работает не зная принципов профработы, а завком нe разъяснил. В автомато-револьверном цехе цехком Куликов совершенно не знает за что приняться и не работает. Руководство завкома заключается лишь в одном — обеспечить явку на собрание или на пригородное. — Заряжай! «Заряжают» так, что у лучших ударников, если они хоть раз не поработало на пригородном, отбирают ударные карточки. Чтоб другой раз помнили, как распоряжение сверху не выполнять! Сейчас в завкоме опять штурмуют. Даже в протоколе пленума записали, что включаемся во всесоюзный конкурс по качеству. Включились, а через несколько дней в автомато-револьверный цех прислала ударные карточки... бракоделам. Светаевой за то, что попала в стенгазету и спит в ночных сменах, Комереву за брак, за недисциплинированность. На пленуме «заряжали» и «возбуждали», поднимали массу, а в цехах о конкурсе не знают. — Какой конкурс? Кто включился? *** А заглянуть бы в нее Причины прорыва понятны, если посмотреть и вникнуть в работу партколлектива «Автоприбора». С самого начала существования партячеек и партгрупп бюро коллектива не заслушивало их о работе. В результате такого руководства ячейка сборочного цеха совершенно не работает, рабочие ничего не знают о ней. — Два раза с апреля собирал я собрания, — говорит секретарь Митин, — но на собрание никто не является. Политучебу еще не начинали по-настоящему и опять-таки из-за неявки. О существовании партгруппы гибкого вала Митин совершенно не знает, — забыл про нее, которая, кстати сказать, варится в собственном соку. А заглянуть-бы в нее нужно не только Митину, но и Морозову. Партгруппа этого цеха, пытаясь помочь в работе начальнику цеха Абаренкову, с его стороны встречает явное сопротивление, сопровождающееся гонением на членов партии. — Никакой мне вашей помощи не нужно. Да и вообще я вас ненавижу вместе с вашими углами, — так заявляет Абаренков. Использовав свое право начальника, он удалил членов партии (Тарасова и группорга Журина) из дневной смены в ночную. О таком отношении Абаренкова к треугольнику и к членам партии было заявлено Морозову — секретарю коллектива и директору завода, но мер никаких никто не принимает. На вопрос: — «Как бюро партколлектива руководит низовыми ячейками», — Морозов отвечает — «мы руководим вообще»... Это руководство вообще приняло к отрыву от низов, привело завод к прорыву по качеству продукции» («Призыв», 8 августа 1933).