Николай Петрович Никитин, младший сын Петра Николаевича Никитина и Веры Михайловны Никитиной (Веселовской), родился 25 октября 1915 г. во Владимире и был крещён в Спасо-Преобра женской церкви города известным священником Алексеем Алексеевичем Владычиным. Это были тяжёлые военные годы с нарастающим валом социально-политических потрясений. Однако детская память Николая навсегда сохранила очарование старинных соборов Владимира и неповторимый облик Суздаля, куда его на лето привозила мать Вера Михайловна, и где ему было тепло и уютно. Уже став взрослым, живя в Москве, он вновь и вновь приезжал в родные места, не переставая интересоваться историей своей малой родины.
В 1922 г. Николай с братом Владимиром, который был старше на год, поступили в Десятую школу 1-й ступени (начальная школа) в 1«а» класс к Евгении Ивановне Филадельфиной, заботливому педагогу и директору школы. В том же году Николай успешно сдал экзамены в музыкальную школу, экзаменационная комиссия которой высоко оценила его музыкальные способности.
После успешного окончания начальной школы, в 1926 г. братья были приняты в 1«а» класс Третьей школы 2-й ступени (средняя школа). В ней продолжали работать высококвалифицированные преподаватели, большинство из которых были выпускниками Московского университета. Учителем русского языка и литературы у Никитиных был Сергей Константинович Шестаков, светлую память о котором хранили многие выпускники гимназии. В удостоверении Николая Петровича об окончании школы в перечне выполняемых им «общественно-полезных работ внутри и вне школы» отмечено его участие в работе литературного кружка. Преподавателем физики был также выпускник Московского университета и прекрасный педагог Александр Александрович Молчанов, захоронение которого, к счастью, ещё сохранилось во Владимире на Князь-Владимирском кладбище.
Николай с женой Тамарой. Конец 1930-х гг.
Окончив девятилетку, братья Никитины в 1931 г. уехали из родного города учиться в Москву. В 1932 г. Николай поступил в Политехникум им. В.И. Ленина, а ещё через год стал студентом Московского механико-машиностроительного института им. Н.Э. Баумана. Николай Петрович Никитин в марте 1939 г. окончил первую военную группу по кафедре ... и был распределен на работу в ЦАГИ (ЛИИ). Там он ознакомился не только с отечественным автопилотом, но и с автопилотами «Сименс» и «Аскания» германского производства. С началом войны был переведён Народным комиссариатом авиационной промышленности в Казань на завод № 124 мастером лётно-испытательной станции.
Курсанты Владимирского пехотного училища. Николай Никитин первый справа. 1942 г.
В апреле 1942 г. Н.П. Никитин был призван в ряды РККА и направлен во Владимирское пехотное училище на переподготовку. По его окончании как отличник учёбы был оставлен в училище командиром взвода 45-мм пушек и преподавателем артиллерии. Вскоре к Н.П. Никитину приехала жена Тамара Дмитриевна, которая в качестве вольнонаёмной начала работать в политотделе того же училища. В должности преподавателя в училище был оставлен общий друг молодой семьи Никитиных Иван Иванович Чесноков, уже имевший фронтовой опыт и ранение. Они стали неразлучными друзьями.
В семейном архиве Никитиных сохранились краткие воспоминания Тамары Дмитриевны о своей работе и службе Николая Петровича во Владимирском пехотном училище. «Часто политотдел работал не только днём, но и ночью, - пишет она. - Бывало, придёт посыльный с винтовкой и идёшь пешком на работу в 2 часа ночи через весь город. Состав училища всё время менялся: посылали на фронт и офицеров, и курсантов. Однажды вечером сообщили, что Коле и Ивану Ивановичу надлежит утром явиться с вещами на фронт. Колю в тот же день вернули обратно, а Иван Иванович уехал на фронт. Отдавали предпочтение людям обстрелянным. <...>. Самый счастливый день в моей жизни - это день окончания войны. Помню, как вечером все собрались в училище и был банкет, которого забыть нельзя. Одно омрачало: с нами не было Ивана Ивановича, который погиб незадолго до окончания войны». В мае 1946 г. Николай Никитин был демобилизован.
Вернувшись в Москву, в июне 1946 г. Николай Петрович начал работать на заводе № 118, который был одним из ряда секретных производств, перепрофилированных для серийного производства отдельных видов ракет, производимых по образцам немецких трофейных аппаратов. Завод был прикреплён к конструкторскому бюро КБ-1, которое занималось научно-исследовательскими разработками совершенно новых по тем временам типов точных летательных аппаратов. Конструкторский талант, трудоспособность и интерес к делу Н.П. Никитина были замечены, и в начале 1953 г. приказом Министерства авиационной промышленности (МАП) он был переведён на завод № 122 на должность главного конструктора созданного там КБ. Ставшие сегодня известными в области ракетной техники конструкторы И.Р. Бисноват, П.Д. Грушин и И.И. Торопов в те годы начинали разрабатывать ракеты класса «воздух - воздух». Разработка автопилотов к ним была поручена конструкторскому бюро Никитина. Достигнутые в короткие сроки успехи КБ в этих разработках принесли Николаю Петровичу высокую правительственную награду - орден Ленина, который он получил в 1956 г. В конце 1950-х гг. было проведено слияние заводов № 122 и 118, но руководство вскоре осознало недостаточность площадей для проводимых объединёнными заводами научно-технических и испытательных работ, и через некоторое время было принято решение об «отселении» КБ Никитина и о передаче ему ещё недостроенного здания в Филях. Предстояло построить там ещё три этажа. Никитин справился со сложной задачей и 12 апреля 1961 г., в день полёта Ю.А. Гагарина в космос, был подписан приказ Министерства о преобразовании КБ Никитина в самостоятельную организацию п/я 1569 (в дальнейшем КБ «Салют») и в середине 1961 г. сотрудники КБ Никитина переехали в свою фирму.
В своей автобиографии, написанной уже в 1990-е гг., Николай Петрович писал: «Опытные чиновники ВПК предупреждали меня, что там “опасное” соседство - В.Н. Челомей, который подмял под себя несколько организаций. К сожалению, их предупреждения оказались пророческими: с июля 1964 по январь 1965 г. организация была в составе фирмы В.Н. Челомея» (п/я 1457). Нужно отдать должное его заместителям, которые, осмотрев все службы «Салюта», пришли к выводу, что его следует оставить как отдельный комплекс в составе фирмы, без реорганизаций, с чем Челомей согласился. Н.П. Никитин стал одним из многочисленных его заместителей. 1960-е гг. были временем небывалого расцвета и успехов отечественной космонавтики. И для КБ «Салют», возглавляемого Н.П. Никитиным, они стали звёздным часом. В 1966 г. в КБ «Салют» приехал главный конструктор КБ им. С.А. Лавочкина Георгий Николаевич Бабакин, один из первых создателей автоматических межпланетных станций, с предложением взять на себя разработку и изготовление системы управления для разрабатываемых у них «лунников» с мягкой посадкой на Луне. КБ «Салют» предлагалась разработка аппарата, который бы точно мог выйти на орбиту Луны, доставить на неё луноход, забрать лунный грунт и привезти его на Землю. В середине 1967 г. КБ «Салют» в содружестве с организацией Гироприбор академика В.И. Кузнецова и в тесном взаимодействии с КБ Г.Н. Бабакина приступили к разработке уникального прибора, получившего название Е8-5. Н.П. Никитин так вспоминал то время: «Весь коллектив КБ “Салют” трудился самоотверженно - ведь до пуска ракеты было всего 2 года! Поскольку разработчики работали и по вечерам, а иногда и по ночам - были организованы бесплатные ужины (помощь Министерства). Но трудностей было много! Как-то приезжает в “Салют” главный конструктор Г.Н. Бабакин и говорит, что аппарат “не вяжется” - тяжёл. Нужно с системы управления снять 16 килограммов веса! А там уже всё завязано... Но выход один - нужно найти “лишний” вес, использовать в аппаратурной реализации схемных решений более современные элементы, заново конструировать. Всё это потребовало времени, сроки поставки оборудования сдвигались. В подобной обстановке прошли два года». Первые два пуска ракет с лунниками Г.Н. Бабакина были неудачными: первый из-за схемной нестыковки системы управления с «лунником», второй из-за ошибки «баллистиков» в расчётах траектории при подлёте к Луне. Начальство решило «списать» неудачи на счёт «Салюта», освободить Никитина от должности, а организацию передать в предприятие Н.А. Пилюгина. Но разработчики проекта понимали, что снятие Николая Петровича с должности руководителя КБ - это лишь «барский гнев». Об этом через много лет инженер-испытатель космических аппаратов Юрий Марков в статье «Великий и сумасшедший 69-й», опубликованной в «Литературной газете» в ноябре 1999 г., писал: «Надо подчеркнуть, что никто, в том числе и Пилюгин (правда он был загружен сверх меры другими проектами), не брался создать систему управления как посадочного блока, так и возвращаемой ракеты за столь короткий срок. А Никитин со своим маленьким коллективом сделал. В первом квартале 1968 г. получил задание, а 19 февраля 1969 г. стартовала первая машина с его системой управления. Кроме этой обидной неудачи больше отказов его системы в полётах ни разу не было».
В сентябре 1970 г. успешный полёт автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-16» всё-таки состоялся. Он продолжался 12 дней: с 12-го по 24-е сентября. Это был выдающийся успех советской космонавтики. По результатам полёта «Луны-16» Международная авиационная федерация (FAI) зарегистрировала приоритетные научно-технические достижения станции: возвращение на Землю после посадки на поверхность Луны; доставка на поверхность Луны космической ракеты «Луна - Земля» с возвращаемым аппаратом; автоматический старт с Луны и доставка лунного грунта на Землю. Станцией «Луна-16» были установлены рекорды, зарегистрированные и подтверждённые дипломами FAI: мировой рекорд максимальной массы, доставленной на лунную поверхность в классе «С»; мировой рекорд максимальной массы, возвращённой на Землю с поверхности Луны в классе «С»; мировой рекорд максимальной массы лунных пород, доставленной на Землю автоматической станцией в классе «С». Полёт АМС «Луна-16» показал, что реальный научный результат можно получить безопаснее и дешевле, чем в пилотируемом полёте. «Луна-16» в значительной степени позволила Советскому Союзу отыграться за проигрыш в пилотируемом этапе лунной гонки. Быстрая и суровая расправа с КБ «Салют» была неоправданной. И хотя награждение лауреатов Ленинской премии 1970 г. уже прошло, после успешного полёта АМС «Луна-16» было принято решение о присуждении группе разработчиков этого уникального проекта Ленинской премии. И надо отдать должное руководителю проекта Г.Н. Бабакину, включившему имя Н.П. Никитина в список лауреатов. В ноябре 1970 г. в Кремле высокую награду лауреатам вручал академик М.В. Келдыш. Однако список лауреатов был засекречен и нигде не опубликован.
Николай Петрович Никитин. 1970-е гг.
С 1969 по 1979 гг. Н.П. Никитин работал заместителем начальника научно-исследовательского института электромеханики и автоматики (МИЭА) при МАП. В эти годы институтом были созданы и внедрены в серийное производство многие образцы оборудования для сверхзвуковых самолётов и сложнейших систем управления для разных видов космических аппаратов. С 1980 г. и до ухода на пенсию в 1986 г. он вновь работал в своём КБ «Салют». Это конструкторское бюро работает и сегодня, но под другим названием.
С детских лет и до конца жизни Николай Петрович пронёс любовь к музыке и пению. В квартире Никитиных всегда было пианино и в минуты отдыха и дни семейных праздников, встреч с друзьями и коллегами Николай Петрович непременно садился за инструмент и комната наполнялась звуками прекрасных старинных романсов и песен, которых Николай Петрович знал великое множество. Эти произведения знали все близкие ему люди, а сам хозяин обладал, по словам родственников, красивым баритоном. В семье Никитиных сохранилась аудиозапись исполнения Николаем Петровичем его любимых произведений.
Семья Никитиных: Николай Петрович, Тамара Дмитриевна, вверху сын Борис, слева сын Михаил. 1970-е гг.
Круг интересов Н.П. Никитина был широк: книги, футбол, дача, экскурсии, шахматы. Однажды гроссмейстер Лилиенталь проводил сеанс одновременной игры на 30 досках и Николай Петрович у него выиграл. Его дети Борис и Михаил, даже играя против отца вместе, не могли его обыграть.
Им также была заведена традиция посещения вместе с детьми и внуками города Владимира и кладбища на Байгушах, где была похоронена его мать Вера Михайловна. И сегодня его потомки продолжают приезжать на кладбище, почтить память своих предков.
Памятники старины Владимира и Суздаля также воскрешали в Николае Петровиче воспоминания о родном городе, о любимых местах своего детства и юности. Любил он вспомнить о том, что в школе учился с братьями Юрия Левитана, при этом подчёркивал, что «сам Юрка имел скверный характер, за что был часто бит».
Его не стало 3 марта 1998 г.