Главная
Регистрация
Вход
Вторник
24.12.2024
22:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Селиваново

Деревня Ивонино Селивановского района

Деревня Ивонино

Ивонино — деревня в Селивановском районе Владимирской области России, входит в состав Волосатовского сельского поселения.
Деревня расположена в 4 км на запад от центра поселения посёлка Новый Быт и в 16 км на северо-запад от райцентра рабочего посёлка Красная Горбатка. «Село Ивонино при пруде находится в 40 верст, от уездного города и в 85 от губернского». [1]

Очень часто помещики своим сёлам давали свои имена или фамилии. Ивонино, вероятно, вначале Иванино. Иванино и Ивановское значит принадлежат Ивану. В районе села Тучково-Ивановского находилась деревня Иванково - Ивановская Гора тожь. Вероятно, и она принадлежала Ивану Ямгурчеевичу. Иванино, Ивановское, Ивановская Гора.

В XVII веке владелец - Степан Осипов Караулов. Степану Осипову сыну Караулову принадлежали поместья и вотчины и в других станах: Куземском и Унжеском. Все эти станы находились в составе Муромского уезда и в прежние века были порубежными с ордынскими. Принимая на службу татарских вельмож и воинов, наши князья нередко ставили их для службы на границе. Обладая опытом боевых действий и зная ордынские повадки, они доблестно служили уже Руси.
В селе находился небольшой монастырёк. В писцовой книге за 1630 г. написано следующее: «В Дубровском же стану вотчины Государевы, Царевы и Великого князя Михайла Фёдоровича Всея Руси, жалованные, даваны за служенье, за московское осадное сиденье». То есть, даны в награду за оборону Москвы во времена Смуты. Первым в этом списке под № 107 значится тучковско-ивонинский помещик. «За Степаном за Осиповым сыном Караулова по Государевой, Царевей и Великого князя Михайла Фёдоровича всея Руси жалованной вотчинной грамоте, за приписью дьяка Ондрея Варева 7129 (1621) года, за царя, да князя, в московское осадное сидение, в вотчине село Ивонино на пруде. А в нём церковь Пречистой Богородицы Явления Казанския, древяна, а верх шатров. Да другая церковь Николы чудотворца, да в приделе Святыя великомученицы Екатерины, древяна, в клецки с папертью. Монастырь в ограде. Да на монастыре в келье поп чёрный (иеромонах) старый Моисей, да в келье старец Филарет, да в келье старица Таисья. Да за монастырём на церковной земле поп Ананья Семёнов, дьячёк Гришка Семёнов, пономарь Сенка Дмитриев, просвирница Ульяница Тимофеева дочь. Да три кельи. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Богдашко Семёнов, да Ларка Фролов, Гришка Гаврилов, да Ивашка Григорьев, Васка Иванов сын Шишки, да Гаврилка Степанов». Далее перечислены земли, принадлежащие этому селу, и пустоши, приписанные к селу. «Пустошь, что был починок Уваровский. Пустошь Татаринова. Пустошь Ди водица. Пустошь Лопатина. Пустошь Стеблёва». Перечислены все главы семей, которые проживали в этом селе. В селе было 44 взрослых мужчины с семьями, которые проживали в 14 дворах, а значит, село было достаточно крупное, не менее 200-300 человек с детьми. Перечислим из них только тех, кто записан с фамилиями. «Малашко прозвище Докучайка. Илейка Фомин сын, Панок. Дружинка Иванов сын Ситников, с сводным братом з Дружинкою Степановым сыном, прозвище Никонов. Савка Кузмин сын, кузнец. Фомка Александров сын, Ситников, да зять его Олфимка прозвище Мизинка, сын Трофимов. Мишка Левонтьев сын, Зевака. Панка Осипов сын Суздальцев (вероятно, в Смуту бежал из Суздаля). Овдокимка да Офонка дети Даниловы, Головины. Федка Варламов села мельником, с Сенкой Васильевым сыном, Кисмачём». Все семьи живут большими семьями совместно с братьями, племянниками, сводными братьями, зятьями и т.д. Указанные прозвища подтверждают то, что до середины XVII столетия многие крестьяне писались с фамилиями, и лишь с укреплением крепостной зависимости нужда в этом отпала на ближайшие 200 лет. Среди ивонинцев встречаются сельчане с ещё дохристианскими именами, например, Дружинка. Прозвища весьма метки и дают характеристику их владельцам. Два первых человека - Докучайка и Панок были дворовыми людьми и, судя по их боевым прозвищам, вероятно, сопровождали своего помещика в постоянных битвах, как это было принято в те годы. «Сошного письма в живущем и в пусте полполчети, полполполтрети сохи. Платит в сошное письмо з живущего с чети с полуосьминой пашни. За ним же за то ж сиденье вотчина в Куземском стану (с. Захарово). Да поместье его же в Дубровском (с. Тучково), да в Куземском стану же».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что помещик Степан Караулов героически участвовал в освобождении родины от польско-литовских интервентов, за что и был пожалован вотчинами.
Интересно также описание крохотного монастырька в этом селе. Он не приписан ни к какому крупному монастырю, как это было принято. Автор склонен предположить, что указанные старцы Филарет и Таисия - это отец местного помещика Осип и его мать. В те далёкие годы на Руси существовала такая практика. В молодости вволю послужить своему отечеству и народу, а под старость принять монашеский постриг. Крупные владельцы, постригаясь, делали немалые вклады в монастыри или основывали новые, нередко становясь в них игумнами и игуменьями. Более мелкого достатка помещики при постриге, вероятно, основывали небольшие обители у себя на родине. Перечислена даже нищая братия, которая кормилась от храмов этого села и монастырька.
Межевая книга 1628 г. весьма красочно описывает границы села Ивонина. «Межа Степана Осипова сына Караулова вотчинной земли села Ивонина... А межа от дороги, что ездят в деревню Рыкову. У дороги столб на нём грани, от столба идти до дуба. А от дуба на всползе по берёзу, на ней грани. От берёзы по яму большую, а с ямой ель, на ней грани. От ели по берёзу на ней грани. По праву земля поместной пустоши Губины, а по леву села Ивонина. От берёзы подле лесу, по берёзу кривую на ней грани, от берёзы на вершину врага (оврага), на вершине ель на ней грани, подле ели колодез. От ели и от колодезя в низ Лопатинского врага по кривую берёзу на ней грани, от берёзы и от врага по столб на нём грани, под ним изгарина кузнечная, да голова кобылья. А от столба по столб на нём грани. Подле столба яма, в яме голова коровья с рогами, да изгарина, да береста. А от столба и от ямы на виловатую сосну... По праву сторону земли государевы порозжие пустоши Лопатины, да пустоши Бычины, а по леву села Ивонина...».
Село Ивонино в XVII веке во многом было связано с селом Тучково, т.к. они имели общего помещика. [2]
Переписная книга за 1644 г. повествует уже о сыне Степана Осиповича Караулова. «За Григорием Степановым сыном Карауловым, что было за отцем ево Степаном в поместье село Тучково - Ивановское тож, без жеребья, на речке на Колпи. В селе церковь Собор Архистратига Михаила древяна в клецки».
Сведения о селе Ивонино имелись в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год.
Переписные книги 2 половины XVII столетия за 1678 год по Муромскому уезду нам сообщают следующее. После описи жителей г. Мурома на листе 36 написано: «Стан Дубровской, а в нём за помещиками». Приводится полный список владельцев Дубровского стана на этот период. Наряду с громкими титулами и фамилиями, известными и поныне, записано много простых помещиков, которые обозначаются просто: «синбирянин, муромец, казанец, володимерец» и т.д. (Это упоминание тех городов, в которых служили помещики, а земли и поместья у них могли быть в разных уездах.) Всего было записано 73 помещика, 28 вотчинников, 3 крупных владения принадлежащих Церкви (2 монастырям и патриарху) и около 10 погостов, которые были также земельными владельцами. По сравнению с 1630 годом помещиков стало меньше. [2]
В ревизии 1719 года «Село Ивонино: 91+13 крестьян, вотчинник Иван Фёдоров сын Караулов». Карауловы перестали быть владельцами села Тучкова, но сохранили своё село Ивонино.
На 1744 г. «Майор Иван Фёдоров сын Караулов был владельцем сельца Ивонина и имел там 95 душ».
В 1771 году «село Ивонино принадлежит Наталье Ивановне дочери Зиминского, Домне Ивановне дочери Аристовой, девице Елизавете Ивановой дочери Богдановой и Анне Ивановой дочери Мчиновой». Крестьяне на оброке. Значит, в это время помещики Карауловы лишились своей родовой вотчины, служившей им не менее 200-300 лет. Все вышеуказанные помещицы были урождённые Карауловы. «Село Копнино и деревня Матвеевка - Ивана Осипова сына Глинова, Анны Ивановой дочери Посникова и Анны Петровой дочери Норовлевой». [2]
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Тучковской волости Судогодского уезда.

«Землевладелец А. П. Грессер обратился в управу с просьбой довести до сведения собрания следующее:
«Крестьяне с. Ивонина просили меня помочь им в устройстве земской школы на основании закона 17 апреля о веротерпимости, а также просили меня быть попечителем будущей школы. Я обещал помочь постройке, но объяснил, что избрание попечителем зависит от земского собрания, а потому крестьяне упомянули о своем желании в приговоре о постройке школы, составленном для представления в земское собрание. Приговор этот, засвидетельствованный сельским старостой, был представлен для утверждения в Тучковское волостное правление. Старший писарь немедленно донес об этом земскому начальнику 2 участка Судогодского уезда, который вытребовал приговор к себе и его по-видимому уничтожил, а крестьянам дан был совет составить новый приговор без упоминания о народном представительстве и избрать другого попечителя, так как будто бы я «неугоден» администрации. Узнав об этом, крестьяне с. Ивонина в отсутствие старосты, чтобы не подвести его, составили вторично приговор и представили его в земское собрание. Прося управу сообщить Судогодскому уездному земскому собранию о действиях земского начальника, я прошу обратить внимание на давление, оказанное им в вопросе о выборе попечителя. Высоко ценя внимание, оказанное мне крестьянами, я решительно протестую против умаления моих законных прав администрацией и считаю своим долгом довести о вышеизложенном до сведения земского собрания».
Исполняя просьбу А. П. Грессер, управа представляет вышеизложенное на усмотрение собрания» (Журналы очередного Судогодского уездного земского собрания 1905 года).
С 1929 года деревня входила в состав Волосатовского сельсовета Селивановского района.
Численность населения: в 1859 г. – 263 чел., в 1905 г. – 499 чел., в 1926 г. – 414 чел., в 2002 г. – 32 чел., в 2010 г. – 10 чел.

Ивонинский приход

Первые сведения о церкви в селе Ивонине имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г. По этим книгам, в Ивонине значится церковь Пресв. Богородицы Казанской, при церкви двор попа Симеона, дьячков, пономарский и просвирницын; в приходе двор боярской, на нем живет прикащик, 48 двор, крестьянских и 5 бобыльских (в 1897 г. здесь 48 двор.), земли церковной из боярских дач по 3 четв. в поле».
Когда построена в первый раз упомянутая в этой выписке церковь, сведений о том не сохранилось, но нужно думать, что около половины XVII века, так как празднование Казанской иконе Божией Матери установлено по всей России только в 1648 г.
В 1731 г. на средства помещиков Карауловых построена в Ивонине новая деревянная церковь, освященная также в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы.
По реформе 1885 года приход села Ивонина был закрыт и приписан к соседнему Копнинскому приходу.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была недостаточно. [1]
Особого причта при церкви не было, богослужение и требы совершались причтом села Копнина. Вознаграждения за труд причт получал около 100 руб. в год. [1]
Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 33 дес.; пахотная земля песчаная. [1]
Приход состоял из села Ивонина и деревень: Татаринцевой (1 вер. от церкви) и Волосатого озера (3 вер.); в этих поселениях по мировым ведомостям числилось 256 душ муж. пола и 284 женского, из них раскольников 23 души. [1]
Не имея постоянного причта, с. Ивонино было сильно заражено расколом старообрядчества: из 65 домов лишь 7 д. было православных. По усиленному ходатайству бывшего старообрядца М.П. Прохорова и Епархиального миссионера о. А. Акципетрова в 1905 году при Преосвященном Никоне здесь был открыт единоверческий приход. Священником сюда был назначен бывший 18 лет окружным миссионером о. Афанасий Суринов. В истории единоверия нашей Епархии открытие единоверческого прихода в с. Ивонине имеет большое значение, так как этот приход находится в центре старообрядчества по спасову согласию. Окружающие его приходы также в сильной степени заражены расколом старообрядчества. Чтобы задержать здесь движение к единоверию, глаголемые старообрядцы еще с 1904 года прилагали все усилия путем вызова сюда для бесед своих „знаменитых апологетов": Коновалова, Агапова и др. Но выступления этих „знаменитостей" встречали отпор со стороны Епархиального миссионера и его помощника о. А. Суринова.
Приход села Ивонина состоял из 500 душ обоего пола на правах единоверия; на тех же основаниях сюда причислено 207 душ из дер. Радилова. Приходский храм для этих единоверцев приведен в благолепный вид церковным старостой Ивонинского прихода, жителем соседнего Ильинского погоста, лесопромышленником П. Ив. Седовым.
25-го января 1909 года происходило торжество освящения единоверческого храма в селе Ивонине, Судогодского уезда.
И. д. псаломщика села Ивонина, Судогодского уезда, Иван Варфоломеев, 15 июня, перемещен в село Тараново, Гороховецкого уезда, к Единоверч. церкви.
В годы Советской Власти церковь была разрушена.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Священник Аркадий Гоглов. ЗЕМЛЯ ПРИОКСКАЯ-БЫЛИННАЯ СЕЛО ТУЧКОВО ДУБРОВСКОГО СТАНА МУРОМО-СЕЛИВАНОВСКОГО КРАЯ. Краеведческо-генеалогическое исследование. МОСКВА. 2009

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Селиваново | Добавил: Николай (13.03.2019)
Просмотров: 1592 | Теги: Селивановский район | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru