Есть разные сведения о его происхождении, по одним он происходил — из задунайских славян, по другим — из греков. Приехал ли в Россию он сам или его родители — неизвестно, как неизвестны его мирское имя и фамилия.
До пострижения в монашество служил писцом в Посольском приказе, переводил с греческого, латинского, немецкого, польского и татарского языков. Был хорошо образован. В 1672 году переписывал подносные экземпляры сочинений Николая Спафария и Петра Долгова: «Книга избраная вкратце о девятих мусах и седмих свободных художествах» и «Хрисмологион».
Дата пострижения в монашество неизвестна, считается, что это произошло при Патриархе Иоакиме в 1674 году.
После пострижения был назначен судьей на патриаршем дворе.
С 1679 года — архимандрит Свенского Успенского монастыря в городе Брянске Орловской епархии.
Архиепископ Суздальский и Юрьевский - 21 марта 1680 — 6 сентября 1681 гг. 21 марта 1680 года хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского с возведением в сан архиепископа.
25 июня 1682 года он присутствовал в Москве при венчании на царство государей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича.
С 6 сентября 1682 года — митрополит Псковский, Изборский и Нарвский.
1 мая 1686 году митрополит Маркелл освящал восстановленную в Ревеле Николаевскую церковь. Он же достроил Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Был одним из наиболее образованных церковных деятелей своего времени, пользовался большим доверием Петра 1 и его ближайшего окружения. Поддерживал некоторые из петровских реформ, направленных на развит е экономических и политических контактов с западноевропейскими странами, однако критически относился к тем из них, которые ставили своей целью коренную и скорейшую ломку прежних русских национальных традиций и проводились жестокими и безжалостными методами. В 1690 г., после смерти патриарха Иоакима (Савёлова) выдвигался кандидатом на патриарший престол. По свидетельству Патрика Гордона кандидатуру на патриарший престол митрополита Маркела, как человека образованного, ученого выдвинул и настойчиво поддерживал молодой царь Петр, его поддерживали многие архиереи. Царское окружение предприняло ряд мер, чтобы что избрание состоялось: в этом случае уже наметившийся на рубеже XVII-ХѴIIІ вв. конфликт Петра I со священноначалием православной церкви не был бы столь радикальным и не привёл бы к катастрофическим последствиям. Поддерживая Петра I, Маркелл был, тем не менее, весьма умеренным западником, не придерживаясь ни латинской, ни немецкой ориентации.
Но царица Наталья Кирилловна с архимандритами, игуменами и низшим духовенством выдвигала митрополита Казанского Адриана. Окружению царицы не нравилась образованность владыки Маркелла, они боялись, что ученый патриарх будет покровительствовать иноверцам. А архимандрит Московского Новоспасского монастыря Игнатий обвинил владыку Маркелла в ереси.
На выборах патриарха в 1690 г. одержала победу т.н. «старомосковская» придворная группировка, объединившаяся вокруг матери царя Наталии Кирилловны Нарышкиной и её ближайших родственников. Патриархом был избран митрополит Казанский Адриан, принадлежавший к числу наиболее радикальных противников петровских реформ и западного влияния на Русь.
Митрополит Маркелл переведен в Казань, и это назначение многими в церковных кругах было расценено как почётная ссылка. Эти события стали одним из поводов, подтолкнувших Петра I впоследствии к упразднению патриаршества и установлению синодального управления в Русской церкви, просуществовавшего до 1917.
В церковной иерархии он стал третьим лицом после Патриарха и митрополита Новгородского.
С 8 сентября 1690 года — митрополит Казанский и Свияжский.
При митрополите Маркелле в Казани 13 мая 1694 года случился большой пожар, которым были повреждены мощи святого Варсонофия.
Скончался 21 августа 1698 года в Казани. Погребен в кафедральном соборе.
В 1840-х годах столетия честные останки митрополита Маркелла были перенесены под главный алтарь вместе с мощами преосвященных Тихона I и Лаврентия II.
Литература:
- Карташёв, А.В. Очерки по истории Русской церкви. В 2 т. Т. 2 / А.В. Карташев. - М., 1992. - С. 255 – 267; - Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. Т. 2. - М., 1992. - Стб. 1556.
Суздальская Епархия Архиепископы Суздальские и Юрьевские.
В 1668 г. города: Таруса, Калуга, Смоленск, малый Ярославец и др., поступили в заведование Московского Патриарха; а из патриаршей области, взамен этих городов, отделен для Суздальской епархии, Юрьев-Польский с 72 церквами. Вследствие чего, Суздальские Архиепископы стали именоваться Суздальскими и Юрьевскими.
Стефан 1668-1679 гг.
37. Маркелл 1680-1681 гг.
38. Павел (Моравский) 6 сентября 1681 года переведен в епархию Суздальскую и Юрьевскую с сохранением сана архиепископа.
Владимирская епархия.