Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
14:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Игумения Евлампия - настоятельница Суздальского Покровского монастыря

Евлампия, игуменья Суздальского Покровского монастыря

9-го мая 1883 года Суздальский Покровский первоклассный женский монастырь потерпел горестную утрату: скончалась настоятельница его Игуменья Евлампия.
Евлампия, по происхождению, была дочь Владимирского дворянина, титулярного советника, Павла Никитича Никитина; в мире именовалась Елизавета. В 1839 году, имея от рождения 23 года, она поступила, на испытание себя в иноческой жизни и послушаниях, в Суздальский Ризоположенский девичий монастырь и в 1848 году там принята была в штат; в 1853 году пострижена; исправляла должность церковницы; в 1862 г. определена Казначеей Покровского монастыря; 4 июня 1866 года Преосвященным Епископом Феофаном возведена в сан Игумении этой же обители, в которой, по неисповедимым судьбам Божиим, удостоилась христианской непостыдной, мирной и, должно сказать, безбоязненной кончины жития своего, потому что в течение трех дней, предшествовавших разлучению души ее с телом, отдавался лишь необходимый долг природе постепенным ослаблением сил без всякого оскудения бодрости духовной, поддерживаемой троекратным единением со Христом чрез таинство Евхаристии и — чрез Елеосвящение.
Не малотрудна была начальническая деятельность старицы первее всего потому, что ее управление особенно отличалось характером христианской любви, кротости и смирения: там, где, при известных случаях, идет иногда в ход строгая и деспотическая взыскательность, мать Игуменья прилагала не только увещания, но и моления, как наилучший духовно целебный елей к нравственным язвам. В заботах же о внешнем благосостоянии вверенного ей монастыря, она, невзирая на старость и неразлучные с ней немощи, была неусыпна: свидетельством сему, главным образом, служит монастырская ризница, во время ее управления заново перестроенная и приведенная в строгий систематический порядок в отношении многочисленного собрания в ней драгоценных предметов; а те предметы почти все - суть вклады и приношения от Высочайшего Двора по случаю заточении и кончины в сем монастыре супруги Великого Князя Василия Ивановича Соломонии — в монашестве Софии, также - одной из жен Ивана Грозного Марии, немаловременного пребывания здесь же супруги Петра 1-го Евдокии Лопухиной и, наконец по случаю похорон под холодным храмом княгинь и княжон, родственниц вышесказанных лиц. Здесь не мало сохранилось покровов, унизанных крупным жемчугом с дорогими каменьями и дробницами, пелен, образных подвесков, фелоней древнего формата и стихарей — с жемчужными оплечьями, золотых крестов разного размера, усерязей, ожерельев, перстней, медальонов и проч.; все это было собрано почти в одну группу, так что не было возможности в короткое время осмотреть каждый отдельный предмет и налюбоваться на него, а между тем жемчуг и каменья, от частого, не всегда осторожного прикосновения к предметам, осыпались. Теперь все приведено в однородные группы, размещенные в застекленных шкафах и ящиках. Потом плодом неустанной заботы Игуменьи является сбережение и приумножение необходимых к обеспечению существования монастыря капиталов, каковых, за ее управление, и прибыло 12416 руб. (По официальным данным, при вступлении матери Евлампии в игуменство, было монастырских капиталов 11853 рубля; а по смерти ее оказалось 24269 рублей.), благодаря уважению, каким пользовалась Игумения не только в среде Суздальских граждан, но и в отдаленных местах, благодаря также и родственным связям, при чем можно упомянуть о двоюродном ее брате, о котором она всегда отзывалась, как о благодетеле. Это — д. с. советник Сергей Васильевич Никитин, бывший преподаватель рисования Августейших Детей Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича. Он скончался 24-го апреля 1883 года в Мраморном Дворце, куда, за несколько недель до внезапной своей кончины, приглашен был Высокими своими покровителями для поправления сил; похоронен близ придворной церкви в Стрельне, где происходило и отпевание его. Личное, впрочем самое скромное, достояние матери Евлампии, заключающееся, главнейшим образом, в нескольких портретах Высочайших Особ с Их автографами, присылавшихся к ней чрез Сергея Васильевича, унаследовано родною ее сестрою Анной Павловной Никитиной. Эта болезненная 59 лет старица с пятилетнего возраста проживает в Ризоположенском монастыре; она часто навещала Игумению и за последние три дня неотлучно была при ней до кончины и лично из ее уст выслушала распоряжение о погребении.
За последние годы не малую кручину матери Игумении причиняла монастырская, от казны дарственная, мукомольная водяная мельница на р. Нерли при селе Красном. С развитием и умножением паровых машин, подобные мельницы в здешнем краю лишились прежних, более или менее выгодных арендаторов; негде и добыть их при общем обеднении края. Пришлось взять мельницу в хозяйственное распоряжение с ощутительными затратами на ремонт, наем мельника, рабочих и проч. К довершению горя, нынешний весенний разлив прорвал плотину более, чем на 30 сажен, так что привел к грустной необходимости испрашивать у Начальства разрешения заимообразно взять деньги на ремонт из неокладных монастырских сумм.
Труды и заслуги Игуменьи не были оставляемы без внимания со стороны предержащей Власти, так в 1873 году, по представлению Владимирского архиепископа Антония, она удостоена была награждения золотым наперсным крестом от Св. Синода. Но для праведной души не выше ли всяких земных наград была та молитвенная скорбь, с которою сопровождала ее в загробный мир вся ее обитель и которой несомненно, по верованиям нашей церкви, эта душа внимала. Нельзя было, без особенного сочувствия, видеть обильные, непритворные слезы, слышать исторгавшиеся из глубины сердца рыдании сестер, в настоятельских келлиях, пред выносом гроба, при шествии за гробом в храм, в храме во время отпевания и произнесения надгробных речей и наконец при окраине могилы. Особенно трогательно влияли приводимые здесь слова из речи местного священника о Диаконова.
«Спи спокойно достоуважаемая госпожа Игумения и почий в мире до радостного утра! Все мы не забудем любви твоей. Не забудь и ты нас, мать, пред престолом Царя царей, к Которому ты нас многих предварила. Вспомни там об нас; а мы непрестанно будем вспоминать о тебе здесь пред престолом того же Царя небесного. Ответим и мы тебе тою же любовью, какою ты всех нас любила. Поистине ты была для вверенной тебе обители образ словом, житием, любовью, духом, верою и чистотой. Гряди же с миром милостивая, кроткая и богобоязненная душа к Создателю своему! Он уже отверз тебе двери милосердия Своего, уготовал место для тебя, одной из многих, подвизавшихся подвигом иноческого жития. Прииди невеста Христова в чертог Жениха небесного, Его же возлюби душа твоя от юности твоея! Спеши к Нему с радостью восприять нетленный венец девства - уготованный мудрым девам! Св. церковь облегчит тебе восход и ты, как голубица, будешь возноситься выше и выше, дондеже достигнешь вечной обители Отца небесного».
Кроме двух священнических слов, произнесено было еще монахинями пять кратких простых, неученых, но дышащих непритворною привязанностью к усопшей, речей. Из них приводим первую пред выносом из келлии.
«Куда ты грядешь мудрая настоятельница, оставляя сию святую обитель, так тщательно тобою наствуемую? Куда ты шествуешь попечительная мать и зачем покидаешь преданных тебе? Ты безмолствуешь, не даешь ответа; но уже самые слезы и скорбь дают всем печальнейшую весть, что не стало у нас доброй попечительницы, что прешла она в страну вечности. Итак мы уж не увидим более внимательных к нам твоих очей и не услышим твоих поучительных бесед. Мрачный гроб сокрыл нашу заботливую мать, наше утешение. Может быть мы не всегда были внимательны к твоим наставлениям и тем заслужи и себе сиротство. Так прости нас и не забудь оставленных тобой сирот, о всечестная мать! И по смерти твоей молитвенно пожелай, чтобы достойная тебя преемница с любовью приняла нас осиротевших под свое попечение. Молитву и мы пролием ко Господу о твоем упокоении. Ангел Божий да предъидет пред тобою во блаженную вечность!»
Кажется достаточно и этих немногих слов, чтобы читатель мог составить понятие об усопшей достойной старице и молитвенно пожелать мира и во блаженном успении вечной памяти всечестной старице Игумении Евлампии!
Л. Сахаров.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1-го июля 1883 года).
Владимирская епархия

Категория: Суздаль | Добавил: Николай (26.09.2017)
Просмотров: 1279 | Теги: Суздаль, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru