Главная
Регистрация
Вход
Суббота
21.12.2024
20:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Цепков Михаил Иванович

Михаил Иванович Цепков

14 апреля 1903 года слобода Мстера понесла тяжелую утрату в лице безвременно скончавшегося учителя местной иконописной школы Михаила Ивановича Цепкова.
Михаил Иванович Цепков — сын местного небогатого крестьянина, родился 6 января 1861-го года; в младенчестве лишился матери и рано потерял нравственную поддержку со стороны отца. В отрочестве на своих плечах вынес тяжелую школу зависимости ученика от мастера со всеми ее непривлекательными сторонами: полной беззащитностью, побоями и 15 лет от роду Мих. Ив. попал в Москву в одну из тамошних мастерских. В Москве М.И. прожил 14 лет, и здесь кроме своей иконописной специальности, много работал для своего личного самообразования, а с 22 — 23 лет, по собственной инициативе, на свои личным трудом добытые небольшие средства, начал посещать вольнослушателем классы живописи, ваяния и зодчества, которые проходил в течение 3-х лет и оставил их ранее срока против своего желания. В последующие годы московской жизни, интересуясь иконописным делом, М.И постоянно посещал выставки, картинные галереи и даже отдаленные от Москвы монастыри.
28 лет от роду М. И., уже хороший мастер и серьезно развитой умственно человек, поселяется в слободе Мстере, получив от Владимирского Братства св. Александра Невского приглашение занять должность учителя и руководителя первой, только что открывающейся в слободе, иконописной школы. М.И. заведовал братской иконописной школой около 14 лет и вел школу один.
Ревностно относясь к обязанностям, он поставил дело школьного иконописания на прочную почву и выпустил из школы много хорошо подготовленных мастеров. Всегда пользуясь любовию своих учеников, он не только учил, но и нравственно воспитывал учащихся, сам в то же время не переставая следить и интересоваться развитием иконописного дела, для чего на собственные средства приобретал даже дорогие художественные издания по иконописанию.
С переходом братской школы к Комитету попечительства о русской иконописи М.И. был зачислен учителем Мстерской школы с повышенным окладом содержания; но ему не суждено было потрудиться при новых улучшенных условиях деятельности.
15 марта 1903 г. он заболел крупозным воспалением легких, впоследствии осложнившимся воспалением мозговых оболочек, и 14 апреля скончался.
Высокоразвитый умственно, глубоко гуманный человек, Мих. Ив. представляет выдающееся явление в той среде, из которой он вышел и среди которой жил. Смерть его составляет незаменимую потерю для всех слоев местного общества: для интеллигентов он был дорог, как умный и интересный собеседник, для крестьян как опытный, дельный и добрый советник; школа потеряла в нем дорогого опытного учителя, которого невозможно заменить.
Похороны Михаила Ивановича отличались здесь небывалой торжественностью, за гробом шла масса народа. Над гробом сказано несколько речей, из которых речь от местного общества, сказанная крестьянином И.Ф. Сивяковым, характеризующая отношение общества к покойному, заслуживает того, чтобы привести не целиком.
„Дорогой, близкий нашему сердцу, Михаил Иванович.
Горько, тяжело нам видеть тебя бездыханным. Зачем ушел ты от нас? Кто заменит тебя, кто теперь умным словом отзовется на наши речи? Кто добрый совет подаст нам вовремя? Не стало тебя, — душу свою провожаем в могилу. Не забудем тебя и дела твои на веки. Прости нам! Сей венок прими от нас: он — дань наших любящих тебя сердец".
В. Воинов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 11-й. 1903).

Первая годовщина учебно-иконописной мастерской в слободе Мстера

25-го августа 1903 года исполнилась первая годовщина Мстсрской иконописной школы, вызванной к существованию Высочайше утвержденным Комитетом Попечительства о русской иконописи. Первоначально школа была учреждением епархиальным и около 13 лет находилась в ведении Владимирского Братства С. Б. В. Князя Александра Невского. С организацией же два года назад Комитета Попечительства о русской иконописи Мстерская школа передана в ведение названного Комитета. Эта передача, составившая эпоху в истории школы, имела своим ближайшим результатом не только более рациональную и целесообразную постановку обучения иконописанию, но благоприятным образом отразилась и на внешней материальной обстановке школы.
С переходом школы в ведение Комитета все здание, где прежде помещалась школа и сельское правление, было взято Комитетом у Мстерского общества в долгосрочную аренду с ежегодною платою по 200 руб. Кроме того, на средства Комитета все здание было не только капитально отремонтировано, но и расширено новыми пристройками. В настоящее время (1903) грандиозное здание школы имеет пять просторных классных комнат, библиотеку, составленную из классических и новейших сочинений о русском искусстве и иконографии; здесь находится и квартира заведующего школой художника. Программа школы составлена главным образом из предметов, имеющих непосредственное отношение к технике иконописания, каковы, напр. черчение, рисование, живопись яичными и масляными красками; или же из предметов, которые дают содержание иконописи, каковы: Библейская история, Археология, Литургика и Иконография. В настоящее время ученики в количестве 65 человек распределены на 3 группы по качеству своих успехов и способностей. Курс обучения продолжается 4 года, причем желающие изучать стенные росписи и живопись масляными красками могут оставаться в школе еще два года после 4-х летнего обучения.
Корпорация школы состоит из следующих лиц: во главе школы — заведующий, он же и помощник Уполномоченного Комитета художник И.К. Евлампиев; законоучитель — кандидат Киевской Дух. Академии П.А. Скворцов; два мастера из иконописцев слободы Мстеры. Ученики — большинство дети Мстерских иконописцев; есть ученики и из других местностей империи.
Первая годовщина отмечена скромным торжеством, состоявшимся в одном из классных помещений школы. Администрацией школы были приглашены на торжество местное духовенство, представители интеллигенции, земский начальник 2-го участка Вязниковского уезда К.Б. Федосеев, почетные жители слободы Мстеры, родители учеников. После благодарственного молебна Господу Богу и многолетия Государю Императору, Св. Синоду, начальствующим, учащим и учащимся заведующий школой в своей речи выяснил, какие задачи и цели преследуются учреждением школ иконописи. Это, прежде всего, усовершенствование иконописания, которое вследствие малограмотности мастеров сильно страдает от технических недостатков и догматических искажений. Эти недостатки и искажения красноречиво говорят о том, „на какой низкой ступени эстетического развития и технических знаний стоят творцы тех произведений, которые во всей России получили печальное название «Суздальской мазни“. Оценку того, что школа сделала за первый год своего существования на новых началах, г. Евлампиев предоставляет «безпристрастному суждению присутствующих при непосредственном знакомстве с работами учеников, которые они могут видеть в иконописном классе». Далее г. Евлампиев отметил отрадный факт, что с первого момента открытия школы она переполнена учащимися, так что приходится отвечать отказом на многочисленные просьбы со всех концов России о желании поместить своих детей в комитетские мастерские. Последнее обстоятельство служит доказательством того, что Комитет, создав школы существующего типа, как нельзя лучше выполнил первый пункт программы, намеченный для него Державной рукой. Однако, организация школы не исчерпывает тех мероприятий для поднятия русской иконописи, которые предначертаны Положением Высочайше утвержденному Комитету Попечительства о русской иконописи в селах Мстере, Холуе и Палехе. Недостатки современного иконописания в селах Мстере, Холуе и Палехе обусловливаются, кроме малограмотности иконописцев, и характером экономической зависимости мастера от хозяев крупных мастерских. Дело в том, что даже и талантливые иконописцы, не получив правильного развития своего таланта, работают в одиночку, разбросанные по мастерским различных хозяев, и потому не имеют возможности совершенствоваться. Хозяин мастерской, естественно, преследуя лишь свои выгоды, дает работнику писать то, что тот удачнее и скорее делает; потому нередко можно видеть, что мастер целыми годами сидит на выписывании доличного (т. е. платья, орнамента) какого либо святого и, наконец, доходит до того печального состояния, когда дальше доличного на иконе этого святого он не в состоянии правильно провести ни одной черты. Уничтожение этих тягостных условий производства также составляет одну из главных задач школы, и Комитет, имея своею целью изыскание мер к обеспечению благосостояния и дальнейшего развития русской иконописи, не может ограничиться созданием школ; он в числе других мероприятий старается также содействовать устройству при школах и вне их артелей иконописцев и этим самым исполняет Высочайшую волю, указанную в пункте б) § 6 Положения. С такими целями и задачами организуется артель иконописцев и при Мстерской учебно-иконописной мастерской; артель в самом непродолжительном времени откроет свою деятельность и будет принимать заказы по изготовлению икон. Школа и в настоящее время принимает заказы.
В первую же годовщину школа понесла и тяжелую утрату в лице умершего 17 апреля учителя М.И. Цепкова. М.И. был не только прекрасным учителем — мастером, но и хорошим воспитателем. После благодарственного молебна усопшему провозглашена была вечная память, а в квартире заведующего школой, куда были приглашены все участники торжества, память его почтена вставанием.
Священник Ник. Никологорский.(15 Июля, 1903).
Школы иконописи в сл. Холуе и Мстере

Категория: Вязники | Добавил: Николай (03.09.2020)
Просмотров: 652 | Теги: Школа, Мстера | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru