Летом 1862 года через станцию Вязниковскую проследовал первый поезд. Начальником станции стал Степан Кнушевицкий.
Ольга Степановна Кнушевицкая, достигнув возраста, когда молодые девушки мечтают о радостях юности, стала думать о том, как бы облегчить отцу тяжелую жизнь. С сердечным трепетом, помолившись, она подала свою просьбу директору дороги. Целый месяц Ольга Степановна ждала ответа, почти не надеясь на удачу.
Ольга была освидетельствована врачами: считалось, что проходящие мимо поезда «приводят к расстройству здоровья». С пристрастием проверяли ее профессиональные знания. Хотя что такое тогдашний кассир, продававший билеты на одну-две пары поездов в сутки по одному маршруту, по сравнению с кассиром сегодняшним – оператором компьютера, знатоком географии, тонкостей правил проезда, множества тарифов?
Но вот наступил радостный день – 10 апреля 1863 года восемнадцатилетняя дочь начальника станции Вязники Московско-Нижегородской линии главного общества Ольга Степановна Кнушевицкая была утверждена в должности билетного кассира с окладом 300 руб. в месяц (Для сравнения: бурлак за сезон зарабатывал 100–110 рублей, рабочий на строительстве железной дороги – 25–45 рублей в месяц.). Молодая девушка водворилась в кассе и начала свою скромную нелегкую работу, отрешившись от утех юной жизни. Часто она приходила домой обессиленная, бросалась в постель со страшной головной болью. И так проходили годы, прошло полстолетия, прошла молодость, личная жизнь, утекло здоровье.
О ней писали столичные газеты. Вот начало заметки в одной из них – за 1863 год: «Петербург поразило неожиданное известие - на железную дорогу в качестве кассира принимают женщину»… Железнодорожный транспорт первую четверть века своего существования в России был исключительно мужской сферой деятельности. Появление здесь женщины совпало с первым бурным всплеском эмансипации в стране. Многие спорили, как писали тогда журналисты, «буквально до обморока», обсуждая назначение Кнушевицкой. Были даже такие, кто заявлял, что больше не поедет по железной дороге. Другие, наоборот, утверждали: где женщина - там порядок будет идеальный…
Кнушевицкая - организатор первого в городе Вязники любительского театра. В те годы пришла на них мода. Вероятно, увидев такой театр в Петербурге, привезла она эту моду и в провинциальный городок. Наверняка игрался самый популярный тогда водевиль «Поездка в Царское Село», где актерам надо было изображать, кроме всего прочего, паровоз. А само по себе первое прошение и сдача экзаменов в Петербурге говорят скорее о смелости и решительном характере, а не о заботах о хлебе насущном: зарплата начальника станции в ту пору позволяла семье жить безбедно.
Ольга Кнушевицкая
В № 6 за 1868 год «Владимирские губернские ведомости» сообщили о том, что Кнушевицкие устроили в Вязниках благотворительный театральный вечер. Ставились «Старый друг лучше новых двух» Александра Островского и два водевиля. В главных ролях блистали сама Ольга и ее сестра Мария. А весь сбор – 108 рублей – они перечислили на книги для создававшейся в Вязниках общественной библиотеки.
Из газет же мы узнаем о том, что в 1878 году Кнушевицкие приходят на помощь своим землякам: в то жаркое лето 14 июля в городе случился огромный пожар, погубивший 200 домов. Семья начальника станции передала в фонд погорельцев 189 рублей.
Единственное, что могло, вероятно, омрачать жизнь Ольги Кнушевицкой, это то, что она не имела права выйти замуж: либо работа, либо воспитание детей – никаких послаблений матерям не предусматривалось. Но, похоже, это её не сильно удручало: в любой момент девушка могла бы по своему желанию уволиться с железной дороги.
Вот новость, которую в 1903 году отбили аппараты РТА - Российского телеграфного агентства: «Отмечается 40-летие службы на железнодорожном поприще г-жи Ольги Кнушевицкой, первой русской женщины, вступившей в ряды железнодорожных служащих».
Апрельский «Журнал путей сообщения» в 1913 году, отмечая полвека событию, поздравил первую железнодорожницу, уже находившуюся на пенсии, и рассказал о её жизни.
Вязниковский вокзал после революции 1917 г.
Мемориальная доска в память об Ольге Кнушевицкой появилась на здании железнодорожного вокзала станции «Вязники» в августе 2010 года. Помимо прочих на торжественной церемонии её открытия присутствовал доктор филологических наук, корреспондент газеты «Гудок» Николай Владимирович Морохин. Именно он впервые нашёл в архивах исторические материалы о первой женщине железнодорожнике, в том числе и фотопортрет, использованный в данной статье.