Иван Диомидович Антошкин родился 12 (25) мая 1900 года в городе Вязники. Семья Антошкиных ютилась в низеньком флигеле с окнами во двор. Отец Диомид Васильевич работал дворником и истопником. Печей в многокомнатном здании — не сосчитать, от носки колотых дров уставали руки и спина. Его жена Прасковья Елисеевна целыми днями стирала белье, от постоянного сгибания над корытом у нее болела поясница. Оба работали старательно, чтобы прокормить, обуть и одеть пятерых детей.
Несмотря на бедность, Ваня рос веселым и жизнерадостным. Учеба ему давалась легко. Быстро выполнив домашнее задание, мальчишка незаметно выпрыгнет в окно и скроется в переулке. За кирпичными корпусами фабрики открывался простор пойменного берега извилистой Клязьмы-реки. Ваня от радости бегает вприпрыжку, кувыркается, ходит на руках, подняв длинные ноги кверху.
В 1911 году закончил 4 класса начальной школы.
Даже когда поступил в техническое училище, после занятий не сразу спешил домой. Отбившись от галдящей толпы сверстников с одним или двумя товарищами, Антошкин сворачивал влево, на городскую окраину. Там было пустынно, если не считать пасущихся лошадей. Далеко и ясно отчеркивалась линия горизонта. Иногда голубой воздух рассекала крыльями какая-то большая птица, парнишка провожал ее завистливым взглядом.
Как ни странно, а своими затаенными мыслями, наблюдениями и переживаниями Ваня делился не со старшим братом Костей, а с любимой сестренкой Соней. Ей он рассказывал, изображая в лицах, об отдельных преподавателях училища, где особенно нравилось пареньку слесарное дело. Летним вечером он звал сестренку в луга запускать большого змея с трепещущими на ветру бумажными крыльями.
Империалистическая война с Германией выматывала силы народа. На улицах города появились раненые солдаты-калеки на костылях, без ноги или без руки. Продукты в лавках купцов дорожали. Чтобы не жить впроголодь, Ваня расстался с техническим училищем, не закончив третьего курса, и пошел на фабрику.
Никакой профессии у него не было, слесарем он еще не вышел, и надо было полагаться на свою физическую силу. А силенкой Ваня не был обделен, еще с детских игр стремился развивать в себе спортивные наклонности, воспитывал в себе решимость и силу воли. В техническом училище он перенял было от товарищей дурную привычку к курению. Когда же он пришел на фабрику, то увидал, для чего ему сила нужна. Его зачислили сортировщиком льна на складе. А больше приходилось таскать на плечах тяжелые пыльные кули. И тут понял Ваня, какой вред наносит курение здоровью. Однажды, придя домой, он выложил из кармана железную коробку с табаком и передал матери со словами: «Больше никогда не буду курить». И сдержал обещание.
К рабочему парню пришла юность, да еще в такое время, когда рушились основы старого мира и на его развалинах началось созидание нового. Ему шел восемнадцатый год, когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Она встряхнула сильного и решительного парня и позвала в большую дорогу.
Началась гражданская война. Многие вязниковцы уходили на фронт защищать родную Советскую рабоче-крестьянскую власть, бить полчища белогвардейцев и иностранных интервентов.
У Ивана Антошкина загорались горячим блеском глаза при встречах с людьми, вооруженными винтовкой или маузером. Город Вязники в ту пору был вроде перевалочного пункта. Здесь пополнялись или вновь формировались некоторые воинские части и отправлялись на различные фронты гражданской войны. В апреле 1919 года, например, особенно угрожающее положение создалось на Восточном фронте, где из Сибири наступали колчаковские банды. Тогда по призыву Центрального Комитета партии Вязниковская большевистская организация отправила на борьбу с Колчаком две трети своего состава.
Однажды в Вязники прибыл тяжелый артиллерийский дивизион. Иван узнал об этом, увидев на реке артиллеристов, купавших лошадей. Он напросился помогать им, до блеска вымыл лошадь, а потом вместе с солдатами поскакал к батареям. Тут он также старательно чистил орудия, интересовался устройством оружия, расспрашивал все до мелочей.
— Эх, парень, а ведь ты можешь стать хорошим артиллеристом,— сказал как-то командир батареи, узнав, что Ваня учился в техническом.
Это было вроде напутствия в новую жизнь. Иван Антошкин добровольно вступил в Красную Армию и вместе с артиллерийским дивизионом отправился на фронт, прямо в бой под Архангельском.
В огненные годы гражданской войны многие красноармейцы проявили не только свой боевой дух и преданность советской Родине, но и растущее умение воевать, в совершенстве владеть оружием. Таких отважных и умелых передовиков военного дела направляли на учебу, чтобы пополнять хорошо подготовленными командными кадрами Красную Армию.
В 1921 году Антошкин был направлен на учёбу в Военную автотракторную школу в Перми, где изучал и автомобиль и трактор. Эти машины он узнал досконально и по окончании школы назначен на должность автотракторного шофера-механика в 14-й сводный легко-артиллерийский парк, дислоцированный в Москве.
В 1924 году Антошкин вступил в Коммунистическую партию.
Его судьба еще пять лет назад связалась накрепко с Красной Армией — защитницей завоеваний Великого Октября. И теперь молодой коммунист задумался над решением главного, как он считал, вопроса: где, в каком роде войск сможет лучше, эффективнее себя проявить? Все чаще думалось ему о широких перспективах развивающейся авиации. Он подал заявление в Качинскую военную школу летчиков.
С 1923 года учился в Военно-теоретических школах ВВС РККА в Егорьевске, Киеве и Ленинграде, с 1925 года — в 1-й военной школе лётчиков имени А. Ф. Мясникова, а с 1926 года в Серпуховской военной школе воздушного боя он проходил шестимесячную практику.
После окончания учёбы с июня 1927 года служил в Московском и Забайкальском военных округах на должностях летчика-инструктора, командира звена, авиационного отряда, отдельного авиационного отряда и эскадрильи в Московской авиационной школе спецслужб ВВС. Передавая свой опыт, он подготовил не один десяток летчиков. Работая с молодыми кадрами, он постоянно обогащал новыми достижениями свое летное мастерство.
В 1932 году Антошкин успешно закончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. За отличную учебу и дисциплинированность командование академии наградило его именными часами и личным оружием.
В 1934 году был назначен на должность командира 4-го отдельного авиационного отряда скоростных бомбардировщиков ОН, дислоцированного в Чите.
Как-то, совершая заданный полет, Антошкин снизился над родными Вязниками и сделал два круга: над извилистой Клязьмой-рекой, над главной улицей города — Советской, над фабрикой имени Парижской Коммуны, в которой работал до ухода в армию. Снизу видели, что самолет помахал крыльями, потом летчик сбросил белый вымпел. Когда вымпел приземлился, оказалось, что к нему пришпилена тонкая оцинкованная трубочка, а в нее вложены две записки.
— Да это же Ваня Антошкин, первый вязниковский авиатор, приветствует родных и знакомых! — раздались радостные возгласы, когда прочитали записки. Они адресовались Диомиду Васильевичу Антошкину: «Привет дорогим родителям! Через полтора часа буду в Москве, оттуда напишу подробнее. Ваня».
Приветствие земляка-авиатора взбудоражило в городе многих. В ту пору лозунг «Молодежь — в Воздушный флот!» был крылатым лозунгом комсомолии и страны. На фабриках прошли кипучие собрания: комсомольцы единодушно постановили отдать свой трехдневный заработок на приобретение двух учебных самолетов. В бывшем купеческом доме открылся аэроклуб, за железнодорожным вокзалом соорудили аэродром...
А самолет И.Д. Антошкина уже держал курс на Дальний Восток, в Восточную Сибирь. Тот край нашенский очень богатый, и границы его тянутся на тысячи километров. Надо было и здесь держать родные рубежи на крепком замке, и не только на земле, а и в воздухе не допускать никаких вражеских посягательств.
С июля 1935 года находился в служебной командировке в Монголии, после возвращения в ноябре был назначен на должность командира крейсерской авиационной эскадрильи в составе Забайкальского военного округа.
После окончания Липецких лётно-тактических курсов ВВС РККА в ноябре 1938 года Антошкин был назначен на должность помощника командира 31-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в составе Белорусского военного округа, а вскоре — на должность помощника командира бомбардировочного авиационного полка 1-й армейской группы, после чего принимал участие в боевых действиях на Халхин-Голе.
Годы службы в Дальневосточном крае прибавили вязниковскому авиатору еще больше умения командовать, руководить сложным коллективом, готовить крылатые кадры в борьбе с врагом. Совершенствуя свою выучку, на личном примере воспитывал подчиненных. Четкость и слаженность летного экипажа, звена, эскадрильи, взаимовыручка в наиболее трудных обстоятельствах особенно пригодились, когда началась в 1939 году война с белофиннами. В сентябре 1939 года был назначен на должность командира 18-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, дислоцированного в Бобруйске. Вскоре полк под командованием Антошкина принимал участие в ходе советско-финской войны.
Майор Антошкин командовал 18-м авиационным полком скоростных бомбардировщиков. Этот полк одним из первых принял участие в боевых действиях на Карельском перешейке.
Самолеты полка бомбили вражеские колонны, пути подвоза и позиции противника. И.Д. Антошкин своей неутомимой энергией воодушевлял летчиков на подвиги. В некоторые дни он по несколько раз водил своих воспитанников в бой. Каждодневно решая боевые задачи, командир искал и вносил новое в тактику бомбардировочной авиации. «Почему,— думал он, — разведывательные полеты мы ориентируем только на световой день, забывая о ночных условиях?
А ведь зимний день очень короток, зато ночь длинная». Иван Диомидович создал в полку группу ночного полета, которую сам водил в разведку в тылы противника.
От смелости и железной выдержки командира зависит успех той или иной операции. Вот характерный случай. 17 января 1940 года, выполняя боевое задание, самолет Антошкина получил 112 пробоин. Были перебиты все магистрали выпуска шасси, повреждена гидравлическая система аварийного выпуска.
Кругом выше линии горизонта — морозное небо. А внизу — снега и снега. Нужно дотянуть до своего аэродрома, поднять всю эскадрилью, до конца выполнить поставленную задачу. Так думал отважный командир, не терявшийся ни при каких обстоятельствах. Сосредоточенная сила воли, высокое мастерство пилотирования, помноженные на мужество и героизм, словно прибавили крыльев. На одном моторе довел авиатор израненный самолет до базы и, не выпуская шасси, совершил посадку.
За три месяца войны с Финляндией летчики полка совершили около 3000 боевых вылетов, из них 95 — в ночное время. На вражеские позиции, на укрепления пресловутой линии Маннергейма они сбросили 964 тонны бомб.
Родина оценила заслуги 18-го авиационного полка скоростных бомбардировщиков. Он награжден орденом Красного Знамени. А его командиру майору Антошкину Ивану Диомидовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Это радостное известие застало Антошкина уже на юге страны, и он поспешил поделиться радостью с родными. На другой день после Указа о награждении Иван Диомидович сфотографировался и прислал в Вязники фотокарточку с надписью на обороте: «Моим дорогим родителям от сына Героя Советского Союза».
Осенью и сам приехал на побывку. О приезде прославленного земляка узнали многие вязниковцы. В театре «Восход» состоялась дружеская встреча. В президиуме рядом с кавалером Золотой Звезды сидели его сияющие родители. Из многолюдного зала Антошкину пересылались записки, слышались возгласы:
— Иван Диомидович! Расскажи свою авиационную биографию, как росли могучие крылья?
Он рассказал ряд эпизодов из своей авиационной службы и о том, как летчики его полка бомбили, колотили, разрушали позиции противника на Карельском перешейке.
После окончания боевых действий полк был передислоцирован в Кутаиси и включён в состав ВВС Закавказского военного округа.
В феврале 1941 года Антошкин был назначен на должность заместителя командира 26-й авиационной дивизии, дислоцированной в Тбилиси, в июне — на должность командира 23-й, а затем формируемой 77-й смешанных авиационных дивизий в составе ВВС Московского военного округа.
Чуть побольше года продолжалась мирная передышка, после которой И.Д. Антошкину пришлось в третий раз выступить на защиту завоеваний Октября. Вооруженная до зубов фашистская Германия вероломно напала на нашу страну.
Началась Великая Отечественная война. И.Д. Антошкин вступил в нее закаленным воином, зрелым и опытным командиром. «Враг хитер и коварен, особенно много хитростей применяет он в воздухе. Чтобы побеждать противника, нужно всегда быть хитрее его. Нам надо быть организованными, выдержанными»,— говорил командир летчикам своей части. И они добивались серьезных успехов.
В октябре дивизия под командованием Антошкина, не закончив полностью формирование, из-за прорыва противника по направлении Юхнов — Медынь — Малоярославец начала боевые действия в составе ВВС Московского военного округа.
В ожесточенных боях на подступах к Москве они яростно обрушивались на немецкие танки. Летчики били их на марше, в районах сосредоточения и вынужденных остановок. За короткий срок было сожжено и подбито свыше 350 танков, много уничтожено живой силы противника.
Позднее, когда наши войска, разгромив вражеские полчища под Москвой, перешли в контрнаступление, принимал участие в ходе освобождения городов Наро-Фоминск, Калуга, Малоярославец и Боровск. Для действий авиации открылись еще большие возможности. Скоростные бомбардировщики громили отступающего врага на дорогах и речных переправах, взламывали укрепленные рубежи, содействовали наземным войскам в освобождении наших городов и деревень.
В одном из приказов по Западному фронту ставилась в пример боевая работа части Героя Советского Союза Антошкина. Лично Ивану Диомидовичу командованием фронта была объявлена благодарность.
В январе 1942 года полковник Антошкин был назначен на должность командира 2-й резервной авиационной бригады, в апреле — на должность командира авиационной базы по приемке и перегонке по ленд-лизу самолётов из США, а в июне — на должность командира 221-й бомбардировочной авиационной дивизии, которая принимала участие в ходе Сталинградской битвы и поддерживала наземные войска в ходе прорыва обороны противника и окружения его группировки.
Начавшийся новый год ознаменовался еще более крупными победами советского оружия. В феврале был завершен разгром сталинградской группировки гитлеровцев.
С января по февраль 1943 года дивизия поддерживала войска Юго-Западного фронта при наступлении в Донбассе, а также во встречных сражениях между Днепром и Северским Донцом.
В марте 1943 года Антошкин был назначен на должность командира 6-го смешанного авиационного корпуса, который участвовал в ходе Курской битвы, во время которой обеспечивал с воздуха контрнаступление 13-й, 48-й, 70-й и 2-й танковой армий, а также ввод в сражение 3-й гвардейской танковой армии.
Во время Черниговско-Припятской наступательной операции корпус поддерживал наступление войск, которые сходу форсировали Днепр, после чего захватили плацдармы на правом берегу рек Припять и Сож. Корпус содействовал войскам в ходе освобождения городов Севск, Глухов, Путивль, Конотоп, Бахмач, Нежин, Новгород-Северский и Чернигов.
Как-то в расположении авиакорпуса появился солидный господин в сером плаще и шляпе. Это был представитель союзного с нами государства — Соединенных Штатов Америки. От имени президента Рузвельта он вручил генерал-майору Антошкину И.Д. за боевую работу на американских самолетах высший орден США. «Крест за боевые заслуги».
Грудь отважного воина и опытного командира украшали ордена Ленина, Красного Знамени, Кутузова, Суворова. Иван Диомидович Антошкин был полон кипучей энергии, он стремился к максимальному использованию находившихся в его распоряжении сил и средств для быстрейшего разгрома врага.
Вскоре корпус под командованием Антошкина принимал участие в ходе Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской и Рогачевско-Жлобинской наступательных операций, во время которых были освобождены города Речица, Гомель, Калинковичи, Мозырь и Рогачёв.
2 мая 1944 года Антошкину надо было слетать в один из полков авиакорпуса. Он сел в самолет УТ-2 и через некоторое время приземлился на аэродроме близ села Старая Рудня Гомельской области. Проверив вместе с командиром полка состояние боевой техники, поговорив с летчиками, генерал, вместе с заместителем по политической части полковником Г.А. Ивановым, снова сел в свой самолет, чтобы отправиться в обратный путь. Привычно, может в тысячный раз, взялся за штурвал.
Но что это? Самолет рывком взмыл кверху и вдруг перевернулся, вошел в штопор и грохнулся наземь...
Тело Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Антошкина Ивана Диомидовича похоронено в красивом парке города Гомеля, возле моста через реку Сож.
Его именем названа одна из улиц этого большого белорусского города, который он освобождал.
Есть улица Антошкина и в Вязниках. Она начинается от фабрики, где он работал, и смыкается с речной поймой, где любил гулять подросток Ваня и мечтать о могучих крыльях. А в вязниковских школах учащиеся вспоминали на комсомольских собраниях и пионерских сборах яркую боевую жизнь Героя, выросшего от солдата до генерала.
"Аллея Героев" в гор. Вязники
Солдат революции
Земли Владимирской богатыри. Очерки о Героях Советского Союза. Нагорный Андрей Федорович, Травкин Василий Васильевич. Ярославль 1967
Красивую жизнь прожил воспитанник Коммунистической партии Иван Диомидович Антошкин. И кто бы мог подумать в дореволюционное время, что сын дворника и прачки, которые гнули спины у вязниковского фабриканта, станет прославленным героем и генералом. Семнадцатилетнему Ивану Антошкину, чернорабочему текстильной фабрики, по душе пришлась Советская власть. В 1919 году через Вязники проходила артиллерийская часть. — Возьмите меня с собой, — обратился к командиру Иван Антошкин, — хочу громить врагов революции. Как откажешь в такой просьбе — пришлось удовлетворить ее. И завихрились за молодым красноармейцем дороги гражданской войны. С тех пор И.Д. Антошкин навсегда связал свою жизнь с Красной Армией. В 1919—1920 годах он служил на бронепоезде, который громил врагов революции на Северном фронте, затем в составе тяжелого артиллерийского дивизиона воевал против белофиннов на Северо-Западном фронте. В 1921 году Антошкин принимал участие в подавлении украинских националистов и белогвардейских банд на Южном фронте. И где бы ни находился Иван Антошкин, он всегда храбро сражался с врагами Советской власти. Молодой Красной Армии нужны были хорошие кадры. В числе других передовых красноармейцев Иван Антошкин был направлен на учебу в военно-техническую школу ВВС. Там в 1924 году он вступил в ряды Коммунистической партии. В 1925 году его переводят в 1-ю Севастопольскую военную школу летчиков, которую Антошкин успешно окончил в 1927 году. Пройдя при Серпуховской военной школе воздушного боя шестимесячную практику, Иван Диомидович стал летчиком. Шли годы, крепла наша авиация, а вместе с ней росло и летное мастерство Ивана Антошкина. В 1932 году он успешно закончил курсы усовершенствования при Военно-воздушной академии имени Жуковского. За отличную учебу и примерную дисциплину командование академии наградило его именными часами и личным оружием. Когда началась война с белофиннами, Иван Диомидович Антошкин был майором и командовал авиационным полком скоростных бомбардировщиков. Полк Антошкина одним из первых принял участие в боевых действиях на Карельском перешейке. Летчики под командованием Антошкина совершали героические дела. В исключительно трудных условиях суровой зимы они громили вражеские войска, разрушали доты и дзоты, наносили удары по промышленным центрам Финляндии. За период советско-финляндской войны ими было произведено около 3000 боевых вылетов, сброшено по врагу около 1000 тонн бомб. Командир полка личным примером воодушевлял летчиков на ратные подвиги. Не один десяток раз он водил своих воспитанников в бой. Были дни, когда Антошкин по нескольку раз подряд поднимался в воздух. Пригодился боевой опыт, полученный в сражениях на реке Халхин-Гол.
17 января 1940 года, находясь на выполнении боевого задания, управляемый Антошкиным самолет получил 112 пробоин, И, несмотря на это, ведомая Антошкиным эскадрилья выполнила задачу. Благодаря высокому мастерству, мужеству и героизму, Антошкин на одном моторе довел весь изрешеченный самолет до места базирования и без выпуска шасси посадил его. И.Д. Антошкин создал в полку группу, которая во главе с ним первая в 15-й армии вела боевую разведку по тылам врага в ночных условиях. Добытые сведения о противнике сыграли важную роль при штурме финского бастиона — линии Маннергейма. За достигнутые боевые успехи 18-й скоростной бомбардировочный авиационный полк был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а его командиру майору Антошкину было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1941 году Ивану Диомидовичу Антошкину пришлось в третий раз выступить на защиту завоеваний Октября. Храбрый сокол воевал в небе Москвы и на ее подступах, освобождал Украину и Белоруссию. Командуя авиационным корпусом, Иван Диомидович Антошкин отдавал все силы на быстрейший разгром врага. Но дожить до Дня Победы ему не удалось. В одном из боев 2 мая 1944 года он погиб смертью храбрых. Как-то, пролетая над родными Вязниками, Иван Диомидович сбросил землякам вымпел с запиской. Эти реликвии сейчас хранятся в местном музее.
Герои Советского Союза Владимирской области Владимирский край в годы Великой Отечественной войны История Вязниковского аэроклуба