Над Вязниками часто пролетали самолеты, и за ними неслись стаи пацанов, а в 1926 году около пристани сели гидропланы, на которых за два рубля каждый желающий мог пролететь над городом.
Газета «Пролетарий» 15 ноября 1930 года сообщала: «В техникуме организованы кружки: стрелковые - 126 человек, борьбы с вредителями сельского хозяйства - 12 человек, планерный - 30 человек». Как и во всей стране, шел сбор средств на укрепление обороны, на строительство дирижаблей и самолетов. 17 ноября 1930 года в газете сообщалось о решении студентов техникума отчислить по одному рублю в фонд строительства дирижабля «Авиахим».
В октябре 1933 года Вязниковский РК ВКП (б) постановил: организовать летно-планерную школу, создать материально-техническую базу аэродрома, изыскать денежные средства, построить две парашютные вышки.
В Ивановском облгосархиве есть сведение о состоянии Вязниковской летно-планерной школы за 1933 год: «Школа открыта 29 октября 1933 года, в честь 15-летнего юбилея ВЛКСМ. К занятиям приступили 1 ноября 1933 года. Начальником школы назначен опытный планерщик и хороший организатор из Коврова И.А. Железнов, которому поставлена задача: на базе любительских планерных кружков льнотехникума, школ и предприятий города создать летно-планерную школу».
В августе-октябре 1933 года на собранные средства было куплено два планера УС-3 конструкции Антонова. Одновременно шел сбор средств на самолеты и подготовка к открытию аэроклуба. В создании его материальной базы принимали участие все трудящиеся города и района, а инициатором сбора средств стали рабочие фабрики «Свободный Пролетарий». Они решили к Дню авиации 1934 года один день отработать в фонд аэроклуба.
«В колхозе «Заря свободы» отработали в фонд аэроклуба по одному трудодню, в колхозе имени Розы Люксембург посеяно 25 соток риса в фонд обороны, а колхоз «Красный прожектор» в день авиации организовал красный обоз в восемь лошадей с поставкой овса государству» - такие сообщения были в газете «Пролетарий» в августе 1934 года. Основным костяком планерной и парашютной школ были студенты льнотехникума, планеристы А.Ф. Мошин, А. Маслов, В.П. Починин, К.М. Шишаков и другие, парашютисты Н. Власов, Н. Зубкова, В. Степанчикова, В. Дарьина и многие другие.
23 февраля 1935 года газета «Пролетарий» сообщила: «Первые курсанты, выдержавшие испытание на звание летчика-планериста (из них 10 на «отлично»), были студенты текстильного техникума - Сорокин, Починин, Коноплев, Пырлин, Тарантин, Прытков, Климова, Сергеев, Васильева, Колерова. Все они перешли учиться в аэроклуб».
В феврале 1935 года газета сообщила о строительстве около станции Вязники трех ангаров и аэродрома и об открытии с 1 марта летной школы для занятий, в которой готовится 42 летчика-планериста. В апреле газета написала о покупке двух самолетов У-2, а 3 июля - о торжественной их передаче в аэроклуб. Первый самолет вручил передовик фабрики «Свободный пролетарий» Нарушевич, а второй вручила ударница фабрики имени Парижской коммуны Баринова.
Нелегко было налаживать новое для города дело, самое главное - не хватало средств. Проводилась большая агитационная работа в партийных и комсомольских организациях, на предприятиях с целью привлечения средств и кадров для аэроклуба. В воспоминаниях ветеранов упоминаются 6 агитперелетов, совершенных летом 1935 года с посадками в населенных пунктах района, проводились митинги и лекции о достижениях отечественной авиации, где агитировали вступать в аэроклуб. В дни массовых демонстраций над городом с самолетов разбрасывали листовки.
«Вязниковский аэроклуб сегодня выпускает первую группу пилотов» (Вязниковская газета "Пролетарий" 16 февраля 1937 года) На фото: слева направо выпускники аэроклуба отличники летной учебы Вагин И.А., Маслов А., Баринов М.В., Лебедев В.В., Балуков В.Г., Корзин Н.Г., Смокин И.В.
16 февраля 1937 года состоялся торжественный выпуск первой группы пилотов. Всего же из стен аэроклуба путевку в авиацию получили более тысячи летчиков, многие из которых одновременно учились в техникуме. Он по праву может гордиться бывшими студентами-курсантами аэроклуба, а затем Героями Советского Союза А.Ф. Мошиным, В.В. Фроловым, М.М. Глебовым. Память о них, а также о всех аэроклубовцах, фронтовиках сохраняется в фондах и экспозиции техникумовского музея, при проведении военно-патриотических мероприятий со студентами.
Уже в 30-е годы ХХ века город имел своих летчиков, один из них, учащийся Базановского училищаИван Диомидович Антошкин, закончив авиашколу, стал командиром авиаполка и в 1940 году участвовал в штурме линии Манергейма, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Не все аэроклубовцы стали летчиками. Ветеран аэроклуба, один из создателей его музея, А.И. Алексеев вспоминал: «Большой процент не окончивших полный курс практической летной подготовки был у студентов последнего курса льнотехникума. Их весенне-летняя защита дипломных работ и последующее направление по разнарядке на работу в другие города страны невольно, в самый разгар летних аэродромных полетов, подчас навсегда, обрывала их связь с авиацией». Славен героическими авиационными традициями наш город, существуют музей аэроклуба в военкомате, авиации - на аэродроме, есть экспозиции в историко-художественном музее, ПТУ N 20, механико-технологическом техникуме. Не зарастает тропа к памятнику летчикам-вязниковцам. Крепнут наши связи с ветеранами-аэроклубовцами и авиаторами, растет интерес молодежи к героическому прошлому нашего города, а предстоящие юбилеи комсомола и аэроклуба, с которыми мы сердечно поздравляем всех вязниковцев, - это дополнительный импульс для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию молодежи.
Н. АНИСИМОВ, преподаватель ВМТТ (вязниковская газета «Маяк» 28 октября 2003 года. Газета – экспонат Нововязниковского музея А.Ф. Наместникова.).
«Хорошие отзывы дирекции и общественных организаций фабрики имени Карла Либкнехта имеет слесарь Анатолий Шишаков. Он вместе с учлетом Целоватовым первыми самостоятельно поднялись в воздух и по всей учебе имеют отличные оценки. Учлет Тоня Яковлева окончила второй курс первичного отделения льнотехникума и успешно овладевает искусством летного дела» (Г. Повлов "Летный день". Вязниковская газета "Пролетарий" 18.08.1939).
«Настало самое торжественное время для курсантов. В воздухе они сдают зачеты. Отличники учебы Целоватов, Нечаев, Алексеев Леонид, Тишкин, Шишаков, Алексеев Иван, Алексеев Николай, Зубрилов, Лаврентьев, Григорьев, Белов, Шибасов и др. первые самостоятельные полеты провели на "отлично"» ("День на аэродроме". политрук Вязниковского аэроклуба Окунев. Газета "Пролетарий" 22 июня 1939).
«Передаю свои знания учлетам Мне хотелось научиться летать и я научился. 1936 год и 1937 год - даты моего поступления в аэроклуб и успешного окончания его. В 1937 году я снова поступил в аэроклуб работать в качестве авиахоториста. Знания, полученные за полтора года учебы, пригодились; работа моя шла успешно. Через некоторое время командование аэроклуба дало мне звание младшего авиатехника, в качестве которого я работаю и сейчас. Моя мечта сбылась и этим объясняется мое стремление к работе. В настоящее время я обучаю пилотскую группу в 13 человек, которым я передаю свои знания в теории и практике полетов, побиваюсь того, чтобы учлеты на «отлично» знали материальную часть самолета. Прежде всего я стараюсь распределить учлетов по определенным участкам их работы, распределить так, чтобы каждый из них знал свое место на самолете и отвечал за него. Теоретический курс моей группой был закончен с оценкой «хорошо» и «отлично». Скоро кончается учебный год. Я надеюсь, что теорию и практику полетов моя группа сдаст только с отличными и хорошими показателями. Залогом этому является старательность и дисциплина учлетов. Н. Пичугин, техник аэроклуба». «Я учусь летать В прошлом году я учился на втором курсе льнотехникума и в аэроклубе. Конечно, было трудно, но теоретический курс в аэроклубе и второй курс льнотехникума я окончил успешно. В мае этого года мы приступили к полетам. Первые дни «знакомства с воздухом» незабываемы: было много волнения, радости. Я обращал внимание на каждую мелочь, чтобы в совершенстве изучить материальную часть самолета и овладеть практикой полетов. После каждого полета я продумываю все ошибки, указанные инструктором, записываю их в летную книжку. Практику я стараюсь связывать с дальнейшим изучением теории, ибо без теории практикой в совершенстве не овладеешь. Я тщательно готовлюсь к каждому полету. Это дает мне возможность начинать новые полеты вполне готовым к ним. Сейчас я уже закончил весь курс высшего пилотажа. Мечтаю поехать в авиационную школу, чтобы еще более углубить свои знания летного дела и еще лучше подготовить себя к защите родины. Учлет С. Белов». «ИСПОЛНИВШАЯСЯ МЕЧТА Люди мечтают о многом. Я мечтал научиться летать. Работал слесарем на фабрике имени Фридриха Энгельса, приглядываясь к текстильным машинам, и хотел овладеть другими машинами, машинами, завоевывающими воздух. И так получились: в 1938 году я поступил учиться в моторную группу аэроклуба. Захотелось научиться большему - сейчас я нахожусь в пилотной группе. Включаясь в социалистическое соревнование на лучшее овладение теорией и практикой полетов, я взял на себя обязательство учиться только на «хорошо» и «отлично» и его выполняю. Запомнился мой первый самостоятельный полет. Это было в июле 1939 года. Волновался много, но бояться — не боялся. Знание самолета не подвело — первый полет был удачен. Изучая летное дело без отрыва от производства, я полюбил его, и буду стараться и в дальнейшем совершенствоваться и теоретически и практически. Хочется попасть мне в военную летную школу. Учлет В. Лаврентьев». «Еще больше работать над собой Партийное бюро при аэроклубе с первых шагов своей работы поставило основной задачей перед членами партии: быть примером в выполнении учебно-производственной программы, оправдывать великое звание члена ВКП(б), глубоко изучать славный исторический путь большевизма и сочетать теорию с практикой. Многие члены и кандидаты партии с этими задачами справляются хорошо. Командир звена тов. Кальков самостоятельно изучает «Краткий курс истории ВКП(б)». Не так давно он на теоретической конференции по первой главе активно выступал и неплохо, что показывает его серьезную и добросовестную работу над собой по овладению большевизмом. Тов. Кальков занимается с группой учлетов, и несмотря на то, что он занятия начал на три месяца позднее других, все же группу подготовил с отличными показателями и первым выпустил учлетов в самостоятельные полеты на самолетах. За производство отличных полетов учлетов его группы, командование аэроклуба вынесло т. Калькову и учлетам благодарность. Таких, как тов. Кальков у вас не один. Матвеев, Врид секретаря партийного бюро при аэроклубе».
«Летный день Давно отзвучал оркестр в летнем саду фабрики «Свободный Пролетарий» и на улицах встречаются только запоздалые. Три часа утра. Город еще спит, а в аэроклубе, что на базарной площади, уже оживление. Сюда собираются молодые люди в синих комбинезонах. Это летные кадры. Сытно позавтракав и проверив свои приготовления идут к автомашинам и через несколько минут они мчат на аэродром, на окраину города. Здесь учлеты аэроклуба Осо-Авиахима начинают упорную и настойчивую учебу: они овладевают техникой, приобретают мужество и находчивость. Машины подготовлены, учлеты не успокаиваются, они еще раз сами убеждаются в исправности их материальной части. И лишь после тщательного осмотра инструкторы рапортуют начальнику летной части о готовности к вылетам. Самолеты ровным рядом выстроились на линии старта, ограниченной красными флажками. Стартер взмахнул белым флагом: препятствий впереди нет, взлет разрешен! Учлеты дают полный газ, и самолеты начинают стремительный разбег. Командование аэроклуба внимательно следит за полетами своих воспитанников. Вот и сейчас в воздух поднимутся лучшие учлеты В. Куликов, А. Яковлева, А. Шишаков. Они сегодня после тренировочных полетов с инструкторами, должны овладеть самостоятельным взлетом и посадкой. — Как они оторвутся от земли? Как совершат свои первые самостоятельные полеты ? — мелькают мысли у командиров. Особенно волнуются инструктора. Но все это оказывается напрасным. Набрав скорости, машины отрываются от земли и забираются все выше и выше. И сейчас каждому стоящему на земле хочется знать: как чувствуют себя учлеты в безбрежном голубом пространстве, впервые сев за управление? Ведь, малейшая оплошка и неминуемая авария. Учлет Куликов дает полный разворот, выполнил его на хорошо. Машина не выпускается из поля зрения. Через несколько секунд самолет делает крен для второго разворота и затем идет на посадку. Вот он уже летит совсем низко, и когда до земли остается совсем малое расстояние, учлет приводит машину в горизонтальное положение и плавно производит посадку. — Хорошо, очень хорошо,— говорит начальник летной части. За Куликовым идет на посадку самолет Яковлевой. Она так-же мастерски сажает машину. Совсем по иному совершил свою первую посадку учлет Емельянов. Его машина шла на посадку на большой скорости. Не рассчитал, и он на большой высоте стал выравнивать самолет. Садиться нельзя, может получиться авария. Емельянов не растерялся, прекратив снижение, дал газ и... ушел на второй круг. На втором круге учлет исправил свою ошибку, и хладнокровно уже повел самолет на посадку, сделав ее на «хорошо». Первые самостоятельные полеты позади. О них сейчас осталось только радостное волнующее воспоминание. Сейчас учлеты с большим старанием готовятся к предстоящему, выполняя более сложные задачи техники пилотирования. Полюбив летное дело они стремятся овладеть им в совершенстве. Учлеты аэроклуба — молодежь. Днем она работает на предприятиях, в учреждениях, учится в техникуме и рабфаке, а затем идет на аэродром и получив задание, поднимается в воздух. Учеба в аэроклубе не мешает им быть и передовиками на работе и в учебе. Взять в пример учлета-отличника Романова Александра. Работает он столяром на Вязниковском лесозаводе, производственный план выполняет ежемесячно на 180—200 проц. Хорошие отзывы дирекции и общественных организаций фабрики имени Карла Либкнехта имеет слесарь Анатолий Шишаков. Он вместе с учлетом Целоватовым первыми самостоятельно поднялись в воздух и по всей учебе имеют отличные оценки. Учлет Тоня Яковлева окончила второй курс первичного отделения льно-техникума и успешно овладевает искусством летного дела. Впереди по учебе и налетанным часам идет экипаж командира звена, инструктора летчика Калькова. Он уже подготовил три выпуска учлетов, из которых многие поступили учиться в школы военного и гражданско-воздушного флота. Сейчас звено за отличные показатели имеет красный вымпел на самолете. Экипаж борется за первенство в области. ...На летном поле возле старта оживление. Здесь в свободные минуты увидишь и комиссара клуба, и инструкторов, они разъясняют учлетам волнующие их вопросы, указывают на ошибки полетов. Тут же передвижная палатка со свежими газетами и журналами. Редколлегия выпускает «Стартовку», в которой подмечаются успехи и ошибки учлетов, показываются результаты социалистического соревнования звеньев. Многие из инструкторов сами воспитывались в Вязниковском аэроклубе. Они полюбили летное дело и посвятили свою жизнь обучению новых кадров пилотов, таких же как и они, фабричных ребят и студентов, готовых в любой момент пересесть с учебных машин на боевые и громить зарвавшегося фашистского врага на его же собственной территории. Н. Пичугин три года назад сам был учлетом, а сейчас работает техником аэроклуба. П.С. Блинов работал на фабрике имени Карла Маркса техником-чертежником и без отрыва от производства овладел летным делом. Сейчас он начальник теоретического курса, учит молодежь в совершенстве овладевать авиационной наукой. Его забота о теоретической грамотности не пропадает даром, учлеты на практике показывают свое мастерство. ...Вот взлетел самолет, за ним другой, третий... Учлеты девушки — Александрова, Борисова и другие вылетели выполнять сложные задачи. Их учеба видна в хладнокровии, отваге, точном и смелом исполнении виражей и мертвых петел... Г. Павлов» (газета "Пролетарий", 18 августа 1939).
А. Целоватов - учлет-отличник аэроклуба. Фото Г. Гусева. Фото из газеты "Пролетарий" от 9 сентября 1939 года.
Вязниковский учебный центр Досав
Вязниковский учебный центр Досав сформирован в январе 1949 года на основании Постановления Совета Министров Союза ССР № 3863-1561 С. от 14 октября 1948 г. в системе Добровольного Общества Содействия Авиации (Досав), с задачами: а) усовершенствование пилотов и других авиационных специалистов, б) пропаганда авиации, распространение авиационных знаний и популяризация достижений современной авиационной техники среди членов общества и населения.
В учебном центре имелись следующие структурные подразделения: 1. Командование – в 1954 г. переименовано в «Руководство»; 2. Штаб – куда входили: учебная часть, спецслужбы отдел строевой и кадров, связь; 3. Инженерно-авиационная служба (ИАС); 4. Авиационные эскадрильи (АЭ); 5. Бухгалтерия; 6. Медицинская часть; 7. Клуб; 8. Военизированная и пожарная охрана; 9. М Т О. Учебный центр центрального подчинения непосредственно подчиняется Центральному комитету Добровольного общества содействия Авиации (Досав), г. Москва – Тушино. В октябре 1951 г. объединено три общества: Добровольное общество содействия авиации (Досав), Добровольное общество содействия армии (Досарм), Добровольное общество содействия флоту (Досфлот) в одно общество – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (Досааф). С начала формирования учебного центра по настоящее время учебным центром создана учебная база в 0,5 км от ст. Вязники, где выстроены учебный корпус, казарма, котельная, связь, санчасть, клуб, столовая и другие вспомогательные постройки. Учебный центр состоит на самостоятельном балансе, имеет свой расчётный счёт в Госбанке, свою печать и штамп со своим наименованием. В вопросах методических мероприятий учебный центр руководствуется курсами, программами и другими указаниями ЦК ДОСААФ СССР и штаба Московского Военного Округа.
В мае месяце 1949 г. было закончено формирование, и учебный центр приступил к выполнению своих задач – усовершенствование с отрывом от производства лётчиков и других авиационных специалистов запаса и одновременно обучал пилотов первоначального обучения для авиационных военных училищ лётчиков и учебно-тренировочных авиационных полков.
Поэт Алексей Фатьянов, летом 1950 года приглашенный в город на празднование Дня авиации, прочитал присутствовавшим ветеранам аэроклуба, Героям Советского Союза И.С. Зудилову, А.Г. Хвостунову, А.Ф. Рыбакову, А.П. Лукину, М.М. Глебову, всем вязниковцам свое новое стихотворение «Моим землякам». Там были строки о вязниковских «соколах»: «Над полянами, над покосами, пригибая к земле траву, наши летчики-вязниковцы поднимаются в синеву». По какой-то причине эти строки не попали в один из сборников стихов А. Фатьянова, а ведь именно в них передается тот авиационный дух вязниковцев.
В соответствии с решением организационного съезда от 25 сентября 1991 г. Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) переименовано в Российскую оборонную спортивно-техническую организацию (РОСТО), зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации 22 октября 1991 г.
Вязниковский авиационно-спортивный клуб (аэроклуб) Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) создан в соответствии с Постановлением Бюро Правления Совета ОСТО России (протокол от 10 апреля 1992 г № 8).
В соответствии с Уставом основными задачами Вязниковского аэроклуба РОСТО являлись: организация занятий авиационными видами спорта, их пропаганда и материальное обеспечение; образовательная деятельность по подготовке кадров авиационных профессий; поддержка деятельности государственных органов и их учреждений в области организации и проведения поисково-спасательных работ, профилактики и ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий.
Аэроклуб осуществлял свою деятельность по следующим направлениям: первоначальная лётная подготовка юношей – учащихся образовательных школ (спецшкол-интернатов), кандидатов для поступления в гражданские авиационные училища; подготовка военно-технических специалистов для Вооружённых Сил и других войск Российской Федерации по их заказам; подготовка спортсменов по авиационным видам спорта; обучение, подготовка и переподготовка пилотов-любителей на летательных аппаратах авиации общего назначения с правом самостоятельного управления; содержание и техническое обслуживание на базе аэроклуба летательных аппаратов организаций и частных лиц; изучение конструкций летательных аппаратов, обучение конструированию и постройке авиационных моделей, испытание их в воздухе; организация и проведение соревнований по авиационным видам спорта, показательных выступлений и других массовых зрелищных мероприятий; оказание авиационных услуг органам МВД, природоохранительным службам, сельскохозяйственным предприятиям, службам метеорологии, гидрологии, картографии, речникам, охотникам, медицинским учреждениям и пр.
В соответствии с приказом Центрального Совета РОСТО от 27 января 2010 г. № 14 Вязниковский аэроклуб с 30 апреля 2010 г. ликвидирован.
Памятник воспитанникам Вязниковского аэроклуба. 1963 г.
Памятник в честь вязниковцев Героев Советского Союза (символическая скульптура летчика) был открыт 29 октября 1964 г., к 20-летию Победы. На открытии памятника присутствовало шесть Героев – вязниковцев: Павел Иванович Кузнецов, Михаил Максимович Глебов, Сабашников Ананий Васильевич, Мочалов Михаил Ильич, Хвостунов Андрей Григорьевич, Лукин Афанасий Петрович. Скульптура была установлена на средства комсомольцев города. В дальнейшем по решению ветеранов аэроклуба памятник был видоизменен. В комплекс памятника вмонтировали крыло самолета ЛИ – 2, привезенного из Монинского музея и установили 8 плит из нержавеющего металла, на которых выгравированы 177-мь фамилий погибших в боях ВОВ аэроклубовцев. В таком виде памятник был открыт 7 мая 1990 г. На его открытие приехали 150 ветеранов аэроклуба, собрались родные и близкие погибших, горожане. В таком виде памятник сохраняется и ныне. Расположен памятник в центре Вязников у торговых рядов.
Памятник вертолету Ми-2
В микрорайоне Толмачево города Вязники Владимирской области в 2015-м году торжественно установили памятник вертолету «Ми-2». Событие приурочили к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Вертолет красуется на пересечении улиц Горького и Вокзальной на высоте пяти метров, находясь на трех металлических сваях. Памятник, по замыслу создателей, символизирует вязниковскую авиационную школу и ее выпускников, сыгравших важную роль в разные эпохи. Памятник поставили на спонсорские средства силами местных властей, членов ДОСААФ и горожан. На территории возле мемориала планируется сделать сквер. Администрация Вязниковского района обещает лавочки и подсветку. Также будет установлена памятная табличка с именами Героев СССР, которые заканчивали Вязниковскую школу пилотов.
Музей авиации
12 января 1982 года в «Учебном авиационном центре» был открыт музей авиации, который существует до сих пор в м-не Текмаш. Музей посещали не только туристы из России, но и иностранные делегации из Кубы, Чехословакии и других государств. По содержанию экспозиции и историческому значению – музей уникален: - основан инициативной группой летного инженерного состава Вязниковского учебного авиационного центра с целью увековечить историю и значение деятельности учебных авиационных организаций в Вязниках в развитии и укреплении Военно-воздушных сил и обороны страны; - экспозиция музея знакомит с учебным процессом подготовки летного состава и особенностью работы летчика-инструктора обучающего искусству полета – владению различной, сложной авиатехникой в воздухе. В музее собраны: Уникальные документы, фотографии, реликвии и различные вещи прославленных летчиков – выпускников учебных авиационных организаций и летно-инструкторского состава. Модели – копии планера, самолетов и вертолетов (в 1/25 натуральной величины).
Адрес музея: г. Вязники, ул. Металлистов, д. 21