Село Городищи Вязниковского района Городищи – село, находившееся в Вязниковском районе Владимирской области.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
«Село Городищи на рч. Тетрухе находится в 62 верст. от уездного города (Судогодский уезд) и в 100 от губернского». [1]
Церковь в с. Городищах построена в первый раз в начале XVIII века.
В 1704 году в дворцовой деревне Городищах построена была деревянная церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы. К церкви были определены священник, дьячок и просвирница; в состав прихода вошли 40 дворов крестьянских средних; земли в пользу причта было отведено по 10 четв. в поле, сена 10 копен.
В 1852 — 54 гг. вместо деревянной Покровской церкви, пришедшей уже в ветхость, построен теплый каменный храм в честь того же праздника.
Иван Иванович Магницкий, священник села Городищи Судогодского уезда, † 22 мая 1861 г 50-ти лет (село Городищи Судогодского уезда).
В 1744 году в Городищах была выстроена другая деревянная церковь во имя Преображения Господня; время построения и освящения этой церкви указаны в надписи на антиминсе и на храмоосвятительном кресте.
Утварью, ризницей и св. иконами обе церкви снабжены достаточно. В Преображенской церкви иконы современны ее построению; из них особенно чтимы прихожанами были иконы св. прор. Илии и св. в.-муч. Параскевы.
Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось от земли церковной, хлебного сбора, служб и требоисправлений до 750 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 6 д. 504 с., сенокосной 11 д. 2001 саж., пахотной неудобной 25 дес. 674 саж., пахотной же малоудобной 60 дес., лесу строевого и дровяного 10 дес. 100 саж., а всей земли 118 десят. 225 саж.
Приход состоял из села Городищ и деревень: Гостенина (3 ½ вер. от церкви), Мокрова (3 в.), Рамени (3 в.), Мякушина (1 ½ вер.), Затихи (3 в.), Крюковки (4 в.), Гориц (3 вер.), Иславок (1 вер.), Акулихи (1 вер.), Позднякова (1 вер.), Афанасова (1 в.), Пешкова (2 вер.), Ежева (2 в.) и Мокеевки (5 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям 1897 г. числилось 1140 душ муж. пола и 1165 женского; из них раскольников 51 душа. [1]
В с. Городищах с 1885 г. существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 45. [1] Пожертвование прот. Иоанна Кронштадтского. При указе Владимирской духовной консистории от 25 августа 1903 года получено заведующим Городищенской церковно-приходской школой, судогодского уезда, от о. Иоанна Кронштадтского на нужды местной школы 100 руб. Это уже вторая жертва Кронштадтского пастыря на Городищенскую школу. Первая жертва последовала в 1895 году: тогда с его благословения и щедрой жертвы, при других малых пожертвованиях частных лиц, устроено прекрасное школьное здание на 50 человек учащихся детей; Городищенская школа из ничтожной, тесной и угарной деревенской хаты приведена была в прекрасный вид. Школа имеет 10 арш. ширины и 14 арш. длины; покрыта железом. В настоящее время (1903 г.) учащихся в школе более 70 человек; чувствуется надобность в расширении школы. И вот великий молитвенник земли русской, о. Иоанн духовным оком своим видит нужду нашей далекой, захолустной школы и снова жертвует 100 руб., кои предназначены на расширение школы и устройство просторного ночлежного, при школе, приюта, так как дети, приходя в школу из деревень за 3, 4 и 5 верст, не имеют где приклонить голову даже во время обеда в осеннее и зимнее время.
Население села Городищ состоит только из трех дворов священно-церковно-служителей, кои не имеют возможности, при всем желании, разместить всех детей в осеннюю непогоду и зимний мороз. Сторожка церковная тоже слишком тесна. Деревни ближайшие — 1 — 2 версты. Нередки случаи заболевания школьников, особенно осенью, когда они «обедают» за неимением помещения на открытом вольном воздухе, и «обед» их состоит единственно из черного сухого хлеба. И так изо дня в день вплоть до сильных морозов; тогда все школьники перемещаются обедать в «приют», небольшое помещение, человек на 15, где в тесноте и давке тоже «обедают» уже всю зиму до теплых весенних солнечных лучей, когда начинают «обедать» снова на воле, за крайней теснотой помещения. Об устройстве «горячих приварков» для детей, весьма желательных, пока не может быть и речи, за отсутствием помещения в селе для сего дела. Но несомненно, что горячие обеды благоприятно отразились бы как на здоровье, так и на успехах учеников. Главное то, что дети всю неделю оставались бы при школе и время, которое они прежде употребляли изо дня в день утром и вечером на переходы в свои деревни, чтобы дома подкрепиться горячей пищей, они употребили бы, при надзоре и руководстве, на приготовление уроков. Дома же за ними следить и руководить некому, потому что родители их поголовно почти неграмотны. Особенно полезно было бы оставаться детям при школе во время весенней бездорожицы, когда наше село, благодаря небольшой речке Тетрухе, мелким ручьям и ручейкам всевозможных названий, окружающим наше захолустное место, становится отрезанным от всего мира на три—четыре недели. Будем надеяться, что эти неудобства будут устранены весной устройством просторного приюта, где школьники без вреда для своего здоровья получат возможность подкреплять себя и пищей и не тратить времени на переходы в свои деревни на ночлег за 3—5 верст от школы.
Величайшая благодарность от учащих, учащихся школы нашему далекому благодетелю о. Иоанну Кронштадтскому за его жертвы на нашу школу. Сердечно благодарим и попечителя школы нашей, управляющего Удельным Ведомством Александра Васильевича Попова, который за три последние года его внимания к нашей школе употребил на ее нужды более 150 рублей! Свищ. Михаил Руберовский. (В. Е. В. № 3-й. 1903 г.).
Паломничество учеников, Городищенской церковно-приходской школы, Судогодского уезда. Учителем Городищенской школы о. диаконом А. Сиротинским весной 1903 года, по окончании весенних полевых работ, предложено было учащимся отправиться на богомолье в г. Муром, чтобы поклониться почивающим там св. мощам Муромских чудотворцев. На предложение о. диакона откликнулись почти все учащиеся и 10-го июня 1903 г. в числе 48 человек собрались в здание школы, чтобы на другой день отправиться в Муром. Заведующим школой о. М. Руберовским здесь прочитано было им житие св. Муромских чудотворцев, а перед закатом солнца в храме отслужен был молебен «в путь шествующим» и прочитаны вечерние молитвы. Дети ночевали в школе. В 2 часа утра они встали и по совершении утренних молитв с пением тропаря „Спаси Господи люди Твоя..." отправились в путь; предстояло пройти 15 верст до ближайшей станции железной дороги. Встречавшиеся крестьяне приветствовали юных паломников добрыми пожеланиями и просили усерднее помолиться пред «угодниками» о ниспослании дождя, так как уже более месяца стояла невыносимая жара и в полях стали заметно пропадать труды земледельца. Часа через четыре пришли на станцию железной дороги; невиданная для малых детей «машина» приковала их внимание, и усталость забыта. Уселись в вагоны, и поезд тронулся; не отходя от окон дети смотрели на проносящиеся мимо поля, леса, селения. Наконец, приехали и в Муром. Скромные постройки уездного города, городская жизнь произвели на детей, не бывавших далее родного селения, подавляющее впечатление. Паломники молча присматривались ко всему и только уже во время отдыха полился неудержимый поток слов, каждый старался высказаться о виденном. Ознакомившись немного с городом, паломники направились в Благовещенский монастырь, где почивают мощи св. благоверн. Муромских князей Константина и чад его. В это время в монастырском храме служили вечерню; после вечерни о. архимандритом, настоятелем монастыря, соборне отслужен был молебен муромским чудотворцам. Невиданное детьми благолепие храма, стройное пение монастырского хора, благоговейное соборнее служение — все это сильно действовало на душу детей и вылилось в искренней горячей молитве, которую они в простоте детского сердца возносили к угодникам Божиим. По окончании богослужения о. архимандритом был любезно предложен для детей ночлег в монастыре и вечерняя трапеза в монастырской столовой. Нельзя не поблагодарить особенно за эту любезность обители: дети отправились в путь с жалкими грошами и на эти гроши должны бы путешествовать полуголодными. Утром по первому удару колокола дети отправились в храм к утрени и ранней литургии. После литургии для них был отслужен особый молебен св. бл. кн. Константину и чадам его. Затем паломники отправились в городской собор, чтобы помолиться там св. мощам бл. кн. Петра и супруги его Февронии. Настоятелем собора был отслужен молебен почившим здесь угодникам и юным паломникам сказано несколько теплых назидательных слов. Остальное время дня до отхода поезда было посвящено осмотру достопримечательностей города. Юные путешественники всюду возбуждали любопытство: сыпались вопросы, откуда они, зачем и т. д. Узнав о цели их путешествия, все напутствовали их добрым словом, добрыми пожеланиями. Вечером 12-го июня юные путешественники вернулись домой, полны пережитыми впечатлениями, и своими рассказами внесли радостное оживление и в свои семьи. И дети, и родители от всей души благодарили устроителя паломничества о. диакона. Что путешествие ко св. местам есть прекрасное воспитательное средство для учащихся, это такая несомненная истина, что было бы излишне доказывать ее. К сожалению, заведующие и учащие в церковных школах слишком редко пользуются им. (В. Е. В. № 20-й. 1903 г.).
Церковь разобрали в 1960-е годы. Сейчас на месте Преображенской церкви — два больших холма, заросших сиренью.
Дер. Городищи, Буторлинского сельсовета, решением № 1086 от 22.09.1965 г., признана, как фактически не существующая.
Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Copyright © 2019 Любовь безусловная
Голышево
Голышево
Село Голышево Вязниковского района
Голышево – бывшее село в Вязниковском районе Владимирской области.
Село Голышево при рч. Важиле и Кремиде находится в 55 верст, от уездного города (Судогодский уезд) и в 100 верст. от губернского. [1]
«Живут по старому. Село Голышево, Судогод. у имеет 35 дворов, домохозяев 37 чел., грамотных здесь 25 чел. Крупного рогатого скота 50 голов, рабочего скота 16 голов. Обработка земли производится плугами. Севооборот ведется по старинке — трехполка. На следующий год есть желание перейти на четырехполье. Удобрение полей производится навозом, минеральных удобрений не применяется. Племенное скотоводство не развито, скот разводится преимущественно мелкой породы. Посевы кормовых трав имеется в небольшом количестве. Сеется вика. Лугов мало. Урожай озимых хлебов выше среднего, яровые посевы удовлетворительные, особенно в изобилии будет урожай картофеля. Посевная площадь увеличена на 50% выше военного времени. Имеется с.-х. Кредитное Товарищество с количеством членов 123 человека — работает превосходно. Товаров по сельскому хозяйству и других первой необходимости достаточно, снабжает население с.-х. орудиями в кредит. Отпускает ссуды маломощным хозяйствам, а также имеется прокатный пункт на котором имеется две веялки и пароконная молотилка» («Красный луч», 16 августа 1924 г.).
Дер. Голышево, Эдонский сельсовет, 1) решением № 1086 от 22.09.1965. объединена с с. Голышево; 2) решением № 322 от 04.07.1989. как фактически не существующая.
Церковь в Голышеве построена была в первый раз в 1686 г. и освящена во имя св. Пророка Илии. Голышевский приход образовали 13 деревень, в которых было 112 дворов крестьянских средних. К церкви были определены — священник, дьячок, пономарь и просвирница; земли церковной отведено было причту прихожанами по 20 четв. в поле, сенных покосов 30 копен.
Около того же времени в Голышеве была построена другая деревянная церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы.
В 1811 году вместо деревянных церквей построен здесь каменный храм.
Престолов в этом храме три: главный во имя Покрова Пресв. Богородицы, в приделах теплых во имя св. Пророка Илии и св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из предметов древности церкви принадлежало напрестольное Евангелие изд. 1627 г. с подписью по листам: «лета 7139 октября в 19 день приложил сию книгу в Вязниковскую слободку в дом св. Богородицы Казанския Борисоглебской церкви священник Симон по своей душе и по своих родителях...» Евангелие это в 1696 г. продано в новое село Голышево протопопом Вязниковского собора Львом Матвеевым. В кон. XIX века оно находилось в древлехранилище Братства св. благов. кн. Александра Невского. [1]
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось от служб и требоисправлений и от земли церковной до 1100 р. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахотной 51 дес. 137 саж., сенокосной 4 десят. и неудобной 2 десят.
Приход состоял в кон. XIX века из села Голышева и деревень Голышева, Булдакова (1 вер. от церкви), Невежина (3 вер.), Бурцева (3 вер.), Фомищ (4 вер.), Китова (2 в.), Сырой (4 в.), Худякова (3 в.), Рылух (4 в.), Разоприхи (4 в.), Кочнева (6 в.), Лунихи (8 в.), Аксенихи (6 в.), Исаихи (3 в.), Филипова (4 в.), Басаргина (1 в.), Коровской (1 в.), Сварух (4 в.), Денисовки (8 в.), Отруба (5 в.), Андреевки (4 в.), Овинниц (4 в.), Михалкова (4 в.), Мочалок (3 в.), Лужков (4 в.), Лучкина (1 в.), Межакова (2 в.), Шелудкова (2 в.), Акушихи (2 в.) и Лаптихи (8 в.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям в 1896 г. числилось 482 двора, 1681 душа муж. пола и 1765 женского, в том числе раскольников 21 душа муж. пола и 28 женского. [1]
В с. Голышеве с 1886 года существовала церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 40. [1]
В селе Голышеве, 19 марта 1917 г. после литургии, согласно предложению светской власти и по предписанию Владимирской Духовной Консистории, при многолюдном стечении народа, был выдан Георгиевский Крест 4 ст. жене убитого в бою 8 июня 1916 г. бомбандира 3-го Сибирского Артиллерийского Дивизиона Алексия Козьмича Баранова, Евлампии Иустиновой Барановой. Герой происходит из крестьян деревни Овинищ, Судогодского уезда, 25 лет; жил у дедушки крестьянина той же деревни Петра Алексеева Баранова 78 лет, вместе с своей матерью вдовой, женой и малолетними детьми. Все семейство Барановых очень религиозно. В праздники обязательно кто-либо из семейных посещал храм, несмотря на то, что расстояние от него 5 верст. О дне выдачи креста население всего прихода оповещено было священником записками, почему собравшихся прихожан не мог всех вместить Голышевский храм. Крест положен был на аналой у иконы Спасителя. Жена убитого героя, мать и родственники стояли впереди у амвона. После литургии пред молебном Великомуч. Георгию и панихидой по убиенном воине Алексие произнесено было прихожанам и родным убитого краткое слово, после которого вручен был крест жене убитого, при громком плаче не только родных героя, но и всех предстоящих в храме. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 15-го апреля 1917 года).
Усадьба князей Голицыных
Забытая усадьба князей Голицыных обнаружена в лесной глуши на границе Ковровского и Вязниковского районов. Она располагалась неподалеку от ныне существующей деревни Аксенихи, стоящей на автодороге Павловское — Красная Горбатка — Малышево.
Местонахождение усадьбы вычислили сотрудники Историко-краеведческого музея Ковровского района. Но первоначальная информация о том, что на берегу небольшой речки Эльмы (Елма) в XIX столетии находилась резиденция одной из ветвей аристократического рода потомков великого князя Литовского Гедимина пришла из… Брюсселя!
Именно там, в столице Бельгии, в 1970 году в возрасте 93 лет скончалась княжна Александра Сергеевна Голицына. В опубликованном некрологе говорилось, что она родилась в 1877 году в имении Филипповка Судогодского уезда Владимирской губернии и всю свою жизнь хранила память о своей малой родине.
Княжна Александра Сергеевна Голицына
Сегодня в Судогодском районе населенного пункта с названием Филипповка не существует. Сельцо с таким именем после целого ряда административно-территориальных преобразований и упразднения Судогодского уезда в 1929 году, еще при жизни Александры Голицыной, с 1960-х гг. оказалось сначала в составе Ковровского района, а потом в Вязниковском районе. Сегодня это место находится всего в одном километре от границы Ковровского района и в пяти — от Селивановского.
В первой половине 1990-х гг. Филипповка запустела, последние жители уехали оттуда в различные населенные пункты Ковровского района, в том числе в деревню Аксениху, поэтому память об этом селении сохранилась в основном именно там. А в Вязниковском районе о Голицыных и Филипповке забыли практически полностью.
В северной столице, в Российском государственном историческом архиве и Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина, хранятся уникальные материалы по голицынской усадьбе в прежней судогодской глубинке, которые еще предстоит всесторонне изучить.
Княжна Александра Сергеевна Голицына принадлежала к семье, известной в истории России. Её дед, внучатый племянник знаменитого фаворита Екатерины II Г.А. Потемкина, князь Владимир Сергеевич Голицын, георгиевский кавалер, во время войны с Наполеоном служил адъютантом генерала М.Б. Барклая-де-Толли, а потом флигель-адъютантом императора Александра I, был участником «битвы народов» под Лейпцигом и взятия Парижа.
$IMAGE2$ Князь Владимир Сергеевич Голицын
Позже, уже генералом, князь участвовал в боях на Кавказе, был знаком со многими писателями и поэтами, в том числе с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, М.Ю. Лермонтовым и князем П.А. Вяземским, сам писал музыку и стихи, прекрасно играл на фортепиано и пел.
Князь Сергей Владимирович Голицын, писатель и литературный критик, служил чиновником по гражданскому ведомству. Вместе с женой Натальей Николаевной Обресковой С.В. Голицын жил в Филипповке с 1850-х до конца 1870-х гг. Там у них родилась дочь Александра, окончившая знаменитый Смольный институт благородных девиц и состоявшая фрейлиной при последней российской императрице Александре Федоровне.
По купчей крепости 13-го февраля 1873 г. земля (117 десятин) князя Сергея Владимировича Голицына при дер. Бородино в пустошах Ефимовке, Аннинской и Буромковой… переходит крестьянам Ковровского уезда дер. Брызгаловой Ивану Трифонову, Никифору и Ивану Павловым Жестоковым за 1025 руб.
По купчей крепости 27-го января 1873 г. земля (256 дес. 2379 саж.) князя Сергея Владимировича Голицына при сельце Филипповке переходит купцам: Судогодскому Андрею Гордееву Добровольскому и Гороховецкому Ефиму Федотову Шарикову за 1600 руб.
По купчей крепости 3-го марта 1873 г. земля (53 дес. 2017 саж.) капитана князя Сергея Александровича Голицына при сельце Филипповке переходит жене поручика Зинаиде Ивановне Брюло за 270 руб.
После революции 1917 года семью Голицыных разбросало по свету. Родная сестра Александры Голицыной княжна Кристина Голицына осталась в Советской России и в 1930-е годы погибла в сталинских застенках.
Уроженка Филипповки Александра Голицына, вышедшая замуж за офицера конной гвардии Сергея Викторовича Спечинского, вместе с мужем и детьми оказалась в эмиграции в Бельгии. Внуки Александры Голицыной уже после Второй мировой войны перебрались в Африку, сначала в Заир, а ныне живут в далекой центральноафриканской стране Замбии, где одно время занимались разведением крокодилов на собственной ферме.
Николай Фролов
Деревня Лаптиха
С незапамятных времён в приходе села Голышево Судогодского уезда находилась деревня Лаптиха. До приходского Покровского храма жителям той деревни приходилось топать 8 вёрст – расстояние немалое. И решили лаптихинцы построить в своей деревеньке церковь…
После освящения храма, построенного в память рождения цесаревича Алексея, крестьяне Лаптихи подали ходатайство на царское имя, в котором просили переименовать их селение в село Алексеевское. Николай II просьбу их удовлетворил, и с этого времени деревня Лаптиха стала селом Алексеевским.
См. Село Алексеевское.
Источник:
1. Добронравов Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Село Великово, что в Медушах
Город Ковров
Copyright © 2018 Любовь безусловная |