Главная
Регистрация
Вход
Среда
08.07.2020
13:21
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1277]
Суздаль [392]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [417]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [108]
Юрьев [219]
Судогда [103]
Москва [42]
Покров [129]
Гусь [150]
Вязники [274]
Камешково [93]
Ковров [373]
Гороховец [118]
Александров [244]
Переславль [108]
Кольчугино [73]
История [39]
Киржач [81]
Шуя [103]
Религия [5]
Иваново [55]
Селиваново [37]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [99]
Писатели и поэты [99]
Промышленность [89]
Учебные заведения [107]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [47]
Муромские поэты [5]
художники [23]
Лесное хозяйство [12]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [241]
архив [6]
обряды [15]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Алексеевское Ковровского района

Село Алексеевское

Алексеевское — село в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Ивановского сельского поселения.
Село расположено в 11 км на юг от центра поселения села Иваново, в 38 км на юго-восток от райцентра города Ковров и в 3 км от ж/д станции Восход на линии Ковров — Муром.

В средние века эти земли находились на самой окраине Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне село Клязьменский Городок в 15 км. от Коврова). Позднее, когда Стародубское княжество было присоединено к Москве, окрестности нынешнего села Алексеевское вошли в состав старого Суздальского уезда.
В исторических документах XVII столетия говорится, что на месте Алексеевского тогда стояла деревня Лаптиха. Деревня эта была небольшая и принадлежала она помещику подьячему Дмитрию Спиридоновичу Зарайникову, а позднее его дочерям Анне Дмитриевне Ладьиной и Мавре Дмитриевне Дуровой.
К середине XVIII века Лаптиха обезлюдела и бывшая деревня превратилась в пустошь.
В начале 1750-х годов сестры отдали пустошь Лаптиху и прилегающие к ней земли во владение на 50 лет Владимирскому Богородице-Рождественскому монастырю. Именно крестьяне этого монастыря возродили прежнюю деревню Лаптиху, как тогда писали, на Малом озерке, и одним из первых ее жителей стал крестьянин Трофим Павлов. Уже через 10 лет в Лаптихе проживало около 100 человек.
В 1778 году, когда была образована Владимирская губерния, а ее территория поделена на уезды, деревня Лаптиха оказалась в Судогодском уезде, где и оставалась почти 150 лет. Так и оставалась бы Лаптиха деревней, если бы не одно знаменательное событие, случившееся в России в начале 1900-х годов.


Наследник цесаревич Алексий Николаевич

30 июля 1904 года в Большом Петергофском дворце у императора Николая II и императрицы Александры Федоровны родился сын – цесаревич Алексей Николаевич. Императорская чета уже давно ожидала появления наследника, но напрасно – у них одна за другой рождались только дочери. Летом 1903 года Николай II с супругой отправились на богомолье в Саровский монастырь Нижегородской губернии, где незадолго до того были обретены мощи старца Серафима, причисленного к лику святых. У гроба старца августейшие богомольцы молились о даровании им сына. Рождение через год цесаревича Алексея было приписано молитвенному предстательству преп. Серафима Саровского. У значительной части населения Российской империи рождение наследника-цесаревича вызвало достаточно сильный всплеск патриотических чувств. Не остались в стороне и крестьяне Владимирской губернии.
Приход села Голышево двухштатный и поэтому отличался многочисленностью и крайней разбросанностью своих приходских деревень. Он имел до 30-ти деревень, из коих некоторые удалены от своего приходского храма на 10—11 верст. При таком расстоянии прихожане не могли, конечно, исправно посещать храм, а в особенности женщины и дети, хотя бы и имели к тому горячее желание. В таковых приходах и пастыри церковные менее всего имеют возможности оказывать религиозно-нравственное воздействие на своих прихожан. Нужда в устройстве храма в деревне Лаптихе чувствовалась давно и сильно. Но только благодаря поддержке Архиепископа Никона, эта заветная мечта Лаптихинских крестьян иметь у себя храм получила осуществление.
Местные жители обратились к губернскому начальству с просьбой разрешить им постройку церкви во имя преподобного Серафима Саровского в память о рождении цесаревича Алексея. Отправленное в губернский центр прошение не сразу было рассмотрено. Епископ Владимирский и Суздальский Никон (Софийский), рассмотрев ходатайство крестьян, учел, что приходская Покровская церковь в селе Голышево находилась почти в 10 верстах от их деревни. Дальнее расстояние и разливавшаяся весной речка Важель препятствовали жителям Лаптихи, особенно женщинам и детям, часто посещать приходской храм. Поэтому архиерей дозволил начать строительство.
Храм возводился, в основном, на средства состоятельного крестьянина погоста Ильинский Павла Ивановича Седова. Деятельное участие в строительстве храма принимали избранный местным церковным старостой лаптихинский крестьянин Евстигней Захарович Алексеев и священник села Голышово Иосиф Беневоленский. С самого начала крестьянами было задумало строительство не просто храма, а церкви-школы, чтобы в ней крестьянские дети могли получать и начальное образование. Лаптихинские крестьяне хотели, чтобы их новую церковь освятил ставший к тому времени архиепископом владыка Никон. Но он к тому времени уже был переведен на новое место служение в Грузию, где вскоре был злодейски застрелен грузинскими националистами.
Это был первый храм в честь преподобного Серафима Саровского в пределах Владимирской губернии. Церковь была построена деревянная на каменном фундаменте.
30 ноября 1908 года в дер. Лаптихе, прихода села Голышева, Судогодского уезда, состоялось величайшее торжество освящения храма, построенного в 1907 году в память рождения Его Императорского Высочества Государя Наследника Алексея Николаевича.
шестого часа вечера 29 ноября 1908 года послышался с церковной колокольни благовест ко всенощному бдению. Храм моментально наполнился давно ожидавшими службы богомольцами. Всенощное бдение Преп. Серафиму, Саровскому чудотворцу, совершал на средине храма приходский священник И. Б—ский. На клиросе довольно стройно пел хор певчих пог. Воскресенского, Судогодского у., из мужских и женских голосов.
На литию и на полиелей выходил местный о. Благочинный, священник П.Г. Лебедев с пятью священниками.— На другой день 30-го числа в 8 часов утра было совершено водоосвящение, а непосредственно за ним — освящение престола и храма в честь Преп. Серафима. Это торжество освящения храма, а за ним и Божественная литургия совершены были о. Благочинным свящ. П.Г. Лебедевым в сослужении семи священников, в числе коих были: местный окружной духовник свящ. М. Херсонский и наблюдатель церковных школ, Судогодского уез., свящ. В.А. Чернобровцев. Храм, не смотря на свою обширность, не мог вместить всех прибывших, так что много народа было вне храма. Торжество освящения храма, большинством невиданное, сильно подействовало на присутствовавших. В конце литургии о. Благочинный произнес соответственное случаю поучение, в котором высказал пожелание, чтобы местные жители, при такой близости храма, как можно чаще посещали церковное богослужение, а также имели бы расположение и к церковной школе. По окончании литургии было совершено молебное пение Преп. Серафиму, Саров. чуд. По возглашении обычных многолетий Государю Императору и Царствующему дому, Святейшему Синоду и нашему Архипастырю, пропето было «Вечная память» Архиепископу Никону. По многолетии «Правителям и воинству» на средину храма вышел представитель прихода с иконой Преп. Серафима, для поднесения ее попечителю Лаптихинской школы, крестьянину пог. Ильинского, Судогод. у. П.И. Седову, и местный священник, заведующий школой И. Б—ский, который был в полном облачении, пожертвованном для Лаптихинского храма Ее Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Свящ. И. Б-ий прочитал адрес Седову следующего содержания.
«Достоуважаемый Павел Иванович! Представьте себе,— что было здесь — на этом месте пять лет тому назад. Здесь было поле, скудно приносящее плоды, не смотря на тяжелый труд здешних поселян. Теперь же красуется на этом месте увенчанное крестом здание, имеющее название: «церковь—школа». Назначение этого здания быть светильником для здешнего населения. Как светильник горящий дает человеку возможность разобраться в окружающей его темноте, так и низшая школа, научая своих питомцев чтению книг, дает им возможность легко воспользоваться теми сведениями, какие добыты другими людьми посредством трудно достающегося опыта. Грамотность, сообщаемая в низших школах, есть и первая самая необходимая ступень для дальнейшего усовершенствования в науках. Но назначение этого здания — не только научать подрастающее поколение грамотности, на и быть светильником, что еще важнее, в христианском смысле,— светильником для всех, без различия возраста: для младенцев, для юнцов, для людей зрелого возраста и для старцев,— быть светильником не для одного ума, а и для души, для укрепления нравственности посредством богослужений, посредством таинств, а в особенности таинства Причащения, соединяющего верующего с Самим Христом. Благодаря кому же увенчалась успехом постройка сего имеющего такое великое назначение здания? Благодаря Вам, достоуважаемый Павел Иванович! Вы своей помощью, средствами, своим руководством в постройках дали возможность построить это святое здание. Вы, пожалуй, укажете и на меня, как участника в постройке этого святого храма. Но мое участие было участием по обязанности. Я делал, как тот раб, про которого Господь сказал, что он только выполнил волю господи на своего. Но в Вас дорогой Павел Иванович, ценно то, что Вы принимали участие в постройке сего храма, как человек для здешней местности совершенно посторонний. Сколько людей и с большими средствами при обращении к ним за помощью отказывало в ней, ссылаясь на то, что у них есть свои нуждающиеся в средствах храмы. Но от Вас не приходилось этого слышать. Весьма дорого и то, что эти заботы разделяла с Вами Ваша супруга, достоуважаемая Анна Алексеевна и все ваше семейство. Сколько забот перенесли они в подготовке необходимых к освящению храма вещей. За все это приносим Вам, по-видимому, неценный, но по существу драгоценный, как выражение благодарных чувств не одной сотни лиц, сей дар, с просьбой от них не оставить их в постройке и отдельного здания для школы. Приносим сию икону с изображением Препод. Серафима, Саровского Чудотворца, в честь которого и освящен сей храм и молитвами которого да хранит Вас Господь Бог со всем Вашим семейством во всяком благополучии на многия и многия лета».
Певчие подхватили заключительные слова адреса и пропели многия лета. Торжество было закончено многолетствованием благотворителям и украсителям храма и всем православным христианам, после чего был предложен для лобзания св. крест с окроплением св. водой.
Все присутствовавшие были поражены торжественностью богослужения, стройностью и красотою пения и благоустройством храма, в коем благодаря хорошей вентиляции не было ни духоты, ни сырости.
Богослужение в Лаптихинском храме совершается каждый воскресный и праздничный день поочередно причтом села Голышева, и в храме этом не бывает недостатка в богомольцах. Только теперь местные жители стали отличать заутреню от обедни и даже части того и другого богослужения, тогда как ранее они очень, очень редко бывали в храме и то только за литургией, из содержания которой в памяти у них, конечно, оставалось мало. По заявлению крестьян, неприятно проводить праздник без богослужения. Без богослужения для них праздник не в праздник.

После освящения храма, построенного в память рождения цесаревича Алексея, крестьяне Лаптихи подали ходатайство на царское имя, в котором просили переименовать их селение в село Алексеевское. Николай II просьбу их удовлетворил. Так в 1909 году село было названо "в честь Государя Наследника Цесаревича и великого князя Алексея Николаевича", селом Алексеевским.

Первым священником Серафимовской церкви стал 39-летний Николай Прокопьевич Владыкин. Он прослужил при храме до самой своей смерти, 20 июля 1916 года.

7 июня 1910 года в Алексеевском было освящено новое здание церковно-приходской школы, выстроенное при Серафимовской церкви благодаря пожертвованиям того же Павла Ивановича Седова. Его же избрали на пост попечителя новой школы. При школьном здании была устроена удобная квартира для учителя, в которой и поселился первый учитель новой школы господин Михалевский, ставший учить детей письму, чтению, арифметике. Закон Божий в Алексеевской школе преподавал священник местной церкви: сначала Иосиф Беневоленский, а затем Николай Владыкин и его сын Петр.

Прошло совсем немного времени и революция с гражданской войной опрокинули все казавшиеся ранее незыблемыми устои. В далеком Екатеринбурге, в печально знаменитом Ипатьевском доме чекисты в ночь с 16 на 17 июля 1918 года расстреляли семью последнего русского императора Николая II, их врача и прислугу. Несколькими револьверными пулями был убит и 14-летний цесаревич Алексей. Своеобразным памятником ему осталось название села Алексеевское.
В советское время населенные пункты, названия которых были связаны с именами членов царской фамилии, обязательно переименовывались. Так, город Екатеринбург стал Свердловском, Николаевск – Пугачевым, Александровск – Запорожьем, Алексеевск – Свободным. Удивительным надо признать факт, что село Алексеевское так и осталось Алексеевским. Наверное, только плохим знанием местной истории руководящими работниками можно объяснить сохранение «великокняжеского» названия. Ведь меняли названия не только городов, но и деревень.

С 1929 года центр Алексеевского сельсовета Ковровского района, позднее вплоть до 2005 года входило в состав Ивановского сельсовета (с 1998 года — сельского округа).

Последним настоятелем стал протоиерей Иван Алексеевич Петров, уроженец с. Милиново. Родился он в 1872 г., окончил Владимирскую духовную семинарию, с 1914 г. священствовал в селе Воскресенском Владимирского уезда (ныне в Камешковском районе). В декабре 1930 г. он был арестован и сослан на строительство г. Новосибирска. Там о. Иоанн тяжело заболел, но сумел выкарабкаться и был после медицинского освидетельствования в июле 1933 г. освобожден по инвалидности. Тогда еще репрессии не набрали того размаха, как в 1937 г. Возвратившись из ссылки, о. Иоанн занял место настоятеля Серафимовской церкви села Алексеевского. Но дни этого храма уже были сочтены. 15 июля 1937 г. решением Ивановского исполкома облсовета Серафимовскую церковь села Алексеевского закрыли. В прежнем церковном здании разместилась школа-семилетка. Справедливости ради следует сказать, что это было наилучшее и единственное подобное использование бывшего храма в Ковровском районе. Обычно же их разоряли без всякой надобности. И. А. Петров после закрытия церкви в Алексеевском служил в Троицкой церкви села Горок Камешковского района, а затем - в Успенской церкви села Больших Всегодичей. Скончался он в более чем столетнем возрасте.

В 1931 году, когда в селе был создан колхоз «Коммунар», местные активисты стали добиваться закрытия Серафимовской церкви. Но немногочисленным верующим крестьянам до поры удавалось отстаивать свой храм.
Ковровским исполнительным комитетом (к тому времени Алексеевское вошло в состав Ковровского района Ивановской области) церковь временно закрыли на ремонт. Его обязали провести за счёт общины. А когда ремонт церкви завершился, общину обязали отремонтировать храм ещё раз. Некоторых недовольных прихожан арестовали, и, как показывают документы, семь человек осудили за контрреволюционную деятельность и выслали в концлагерь. Но на действия Ковровского исполкома его председателю Пешникову пришло письмо от секретаря облисполкома Дементьева. Удивительно, но чиновники на областном уровне встали на защиту храма: "Предлагаю не чинить религиозной общине препятствий к пользованию ею молитвенным зданием и зарегистрировать ей служителя культа".
"Население ставит вопрос о закрытии церкви и передаче её под школу", – объяснялся с областным центром Пешников. Решение о закрытии было принято 27 июля 1937 года всё тем же облисполкомом, который всего полгода назад запрещал закрывать храм.
Алексеевцы обращались в культовую комиссию, районную прокуратуру и даже во ВЦИК. Но тщетно.
25 декабря 1937 года постановлением Ивановского облисполкома утвержденным Президиумом ВЦИК Серафимовская церковь была окончательно закрыта. После закрытия храма отец Иоанн (Иван Петров) продолжил служение в других храмах епархии. Он закончил свой жизненный путь в более чем столетнем возрасте, пережив и Великую Отечественную войну, и волны репрессий, и смерть "отца народов".
В прежнем церковном здании разместилась школа-семилетка. Школа, в которой обучаются ребятишки из соседних деревень, в селе существует и поныне и ничем не напоминает некогда бывший храм. К сожалению, фотографии деревянной Серафимоской церкви не сохранилось.

Численность населения: в 1859 г. – 233 чел.; в 2010 г. – 47 чел.
Село Алексеевское можно назвать уникальным не только во Владимирской области, но и в России, так как является своего рода памятником невинно убиенному большевиками 14-летнему наследнику российского престола, канонизированного вместе со всей семьей РПЦ и причисленного к лику святых.

Источник: МБУК «Историко-краеведческий музей Ковровского района»
Село Великово, что в Медушах
Село Венец
Село Милиново
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (12.12.2017)
Просмотров: 897 | Теги: Ковровский район, Судогодский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика