До декабря 1917 г. учет браков, рождений и смертей вела церковь. Сведения о рождении (крещении), бракосочетании (венчании) и смерти (отпевании) регистрировались в хронологическом порядке в специальных метрических книгах и хранились в приходах.
18 декабря 1917 г. вышел декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». А 19 декабря 1917 г. вышел еще один декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О расторжении брака». Согласно этому декрету бракоразводные дела изымались из компетенции судов духовных консисторий и передавались в ведение местных судов. С того момента учет всех вышеназванных событий велся в отделах записей актов гражданского состояния. Метрические книги из церковных приходов были переданы в ЗАГСы.
После Великой Октябрьской социалистической революции в стране церковь была отделена от государства, церковная обрядность перестала быть обязательной. Но потребность в обрядовых действиях осталась, и люди стремились ее удовлетворить. Когда было покончено с внутренней и внешней контрреволюцией, вместе с развертыванием социалистического строительства бурно развивается процесс рождения безрелигиозной обрядности. Появились «октябрины», «звездины» — так назывались в те годы обряды в честь новорожденных.
1(14) января 1918 г. - организация Владимирского городского отдела записей актов гражданского состояния (ЗАГС) при Владимирском нотариальном отделе. Первым руководителем отдела был М.М. Архангельский. Браки стали регистрировать в ЗАГСе.
Чтобы наладить работу, потребовалось время. Население не сразу привыкло к нововведениям. Также стояла проблема дефицита бумаги. Как и во всем госаппарате, в отделах ЗАГС развернулась кампания по упрощению делопроизводства, статистической отчетности и экономии бумаги. В эти годы книги записей актов были разного формата и на плохой бумаге.
В 1918 г. во Владимире (точная дата неизвестна) вышел декрет, гласивший: «После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в бюро „свободной любви“ при комиссариате призрения. Зарегистрированной в бюро „свободной любви“ предоставляется право выбора мужчины в возрасте от 20 до 50 лет себе в сожители... Право выбора из числа девиц, достигших 18 лет, предоставляется также мужчинам. Выбирать мужа или жену предоставляется желающим раз в месяц... мужчинам в возрасте от 18 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, зарегистрировавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства. Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступают в собственность республики».
Формирование системы органов ЗАГС во Владимирской губернии происходило в конце 1919 года. В штате отделов на местах было тогда, как правило, по два сотрудника: секретарь и его помощник-регистратор, иногда выделяли ставку архивариуса. В сельской местности ЗАГСом ведали волостные исполнительные комитеты (ВИК). Но ездить в волостные центры зачастую было далеко и неудобно.
Декрет ВЦИК и СНК о расторжении браков - от 16 декабря 1917 г. 1. «Брак расторгается вследствие просьбы о том обеих супругов или хотя бы одного из них. ...6. Судья единолично постановляет определение о расторжении браков, о чем и выдает супругам свидетельство. ...8. Судья одновременно с определением постановляет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно как и том, обязан ли муж и в какой мере доставлять пропитание и содержание своей бракоразведенной жене». Закон о расторжении браков - один из немногих законов, который нельзя было не принять любой новой власти. Попытки облегчить развод были уже в начале XX века; пытался привлечь внимание к этой проблеме журналист и философ Василий Розанов. На основе своего печального опыта и опыта его корреспондентов, он утверждал, что многие семьи существуют только на бумаге, а в реальности - давно уже развалились. Их члены создали новые семьи, реальные, но по закону не существующие, и произвели на свет многочисленных детей; дети эти имеют унизительный статус внебрачных, не могут получить образование, а значит, и хорошую работу... Облегчить положение внебрачных детей Розанову тогда удалось, а вот облегчить развод - нет. Священный Синод был категорически против (В царские времена развод допускался в одном-единственном случае - если один из супругов был уличен в прелюбодеянии посторонними свидетелями (показания соседей, родственников и знакомых судом не принимались). В таком случае невиновный супруг мог получить развод, и вступить в повторный брак (виновный - не мог никогда). Были профессиональные свидетели измены; такая операция требовала больших денег, и многим была недоступна.). Потом эту проблему пыталось решить Временное правительство - и так же уперлось в сопротивление церковной консистории. Немногие разрешения на разводы давали чиновникам консистории наибольшую прибыль. ...Итак, новый закон чрезвычайно облегчил разводы и уравнял в правах брачных и внебрачных детей; в этом была его сильная сторона. Слабая же была в том, что он предполагал одинаковую способность к заработку у мужчин, и у женщин с детьми. В том случае, если мужчина не хотел содержать своих детей и бывшую жену, то заставить его это сделать было нельзя; судья не имел таких средств воздействия. Это стала ясно в начале 1920-х: тогда наступил НЭП, а с ним некоторая сытость и социальное неравенство. С 1912 по 1916 год во Владимире зарегистрирован один развод; в 1919 г. их стало шесть; в 1920 году зарегистрировано 72 развода. «От Губернского Отдела Управления. Согласно 66 ст. кодекса законов об актах гражданского состояния вступление в брак разрешается лишь по достижении брачного возраста (16 лет для лиц женского пола и 18 для мужского). Служители религиозных культов, не подчиняясь кодексу законов об актах гражданского состояния, разрешают религиозные брака лицам, не достигшим брачного возраста. Хотя религиозный брак — дело частное, не порождающее никаких прав и обязанностей со стороны лиц его заключающих, все таки он фактически соединяет несовершеннолетних к совместному сожительству и, таким образом, на несовершеннолетнего зятя или невестку обрушивается тяжесть хозяйства и в корне нарушается основной принцип Советской Республики относительно эксплуатации труда подростков. На основании выше изложенного Административным Отделом НКВД предложено запретить служителям всех религиозных культов, в частности православному духовенству, совершать церковный брак над несовершеннолетними, прежде чем этот брак не будет зарегистрирован в соответствующем под'отделе записей актов гражданского состояния. Заведывающий Губернским Отделом Управления Силаев. Заведывающий Губзагсом Глыбин» («Призыв», 10 мая 1921). «8-го мая я был случайным зрителем торжественной свадебной процессии; она двигалась в роскошных экипажах от церкви Николо-Мокрого до дома невесты — расстояние (около 20 саженей. На козлах одного из экипажей, запряженного вороной лошадью, сидел ямщик с красной звездой. Насколько удалось мне выяснить экипаж принадлежит клубу красного гарнизона. Отец жениха, учтиво раскланиваясь с гостями, приглашал их откушать хлеб с солью. Одна из присутствующих старушек бормочет соседкам:— кто был богат прежде, тот и теперь имеет, а мы как были голые, так и теперь ничего не имеем. Если бы у В., - продолжает она, — ничего не было, не приглашал бы на обед столько гостей. А венчание-то какое было: архиерейских хор, три батюшки, дьякон. Вишь, как они рады сытному обеду... Вместе с приглашенными попами идет на обед и председатель 12-го Райкома — гр. Моркин. Он с «драгоценной» ношей: в платке «священные» поповские ризы. Я спрашиваю одного из присутствующих: — А Моркин зачем здесь? Слышу ответ: — Как зачем? Ведь он псаломщик нашей церкви. Припоминаю Советскую конституцию, где в § 64-м говорится, что служители религиозных культов не имеют права быть избирателями и избираемыми. Может быть, это не касается псалмодуев или конституция не распространяется на 12-й Райком г. Владимира?.. А проныра Моркин еще состоит кандидатом Р. К. П... Я благодарю граждан, которые помогли мне раскрыть карты еще одного проходимца...» («Призыв», 19 мая 1921).
«Комсомольские крестины. 17 января 1924 года в стенах залы здания Муромского Парт. Клуба, в 7 часов вечера состоялось первое комсомольское крещение в числе 5-ти человек новорожденных. Одним из докладчиков было сопоставлено крещение церковно-поповское с теперешним комсомольским, где выяснилось вредное последствие церковно-религиозного крещения детей. Затем начались приветствия новорожденных, которым дали имена в память революционных, пролетарских деятелей: Маркс, Марат, Клара и 2 Розы. Крещение закончилось декламацией и концертом» («Луч», 22 января 1924).
«Пролетарские октябрины (г. Меленки). 6 февраля. Партийно-рабочий клуб переполнен рабочими и служащими. Комкpeстины проводятся первый раз, а потому идет очень много разговоров. Раздается трель третьего звонка. «Горячейка считает торжественное собрание — посвященное пролетарским Октябринам открытым» - оглашает председатель. Музыка исполняет «Интернационал». В зале тишина. На сцену появляется виновник торжества — новорожденный на руках - встречаемый маршем в исполнении оркестра. Секретарь горячейки принимая новорожденного на красное полотнище и оглашает имя - Толена (соединение слов: «Траур о Ленине»), которое утверждается под бурные аплодисменты. Представитель загса вручая родителям удостоверение из записи новорожденного оглашает, что Толена зачисляется в граждане СССР, музыка исполняет «Интернац.» Далее следует доклад о новом быте. Затем приветствия от горячейки, которая принимает политшефство, в знак чего вручает значек РКСМ «КИМ». От Укома РКП(б), Губкомола, Укомола и Женотдела, где таковой призывает всех женщин последовать данному примеру и окончательно раскрепоститься от старых семейных мещанских отношений» («Луч», 9 февраля 1924).
До 1924 г. регистрация актов гражданского состояния производилась лишь в городах и ВИК-ах, что было неудобно для крестьянского населения, принужденного ходить в волость иногда за десятки верст, а потому, в целях приближения органов Загса к населению, запись двух актов — рождения и смерти — с конца 1924 г. передана сельсоветам. Сельсоветы наделили полномочиями по регистрации актов гражданского состояния. Отлаженную и разветвленную сеть удалось выстроить лишь к 1925 году. См. Владимирский городской отдел записей актов гражданского состояния (ЗАГС)
Рождение ребенка
Обратимся теперь к другому не менее важному моменту в жизни человека — рождению ребенка. Как отмечалось это событие в городах и селах области?
Во Владимирской области, как в городах, так и в сельской местности, вручение свидетельства о рождении происходило в торжественной обстановке.
Во Владимире торжественная регистрация новорожденных проводится с 1963 года. При выписке матери и ребёнка из роддома собираются родные, близкие, представители предприятия, где работают родители новорожденного, медицинский персонал. В торжественной обстановке представитель горисполкома вручает родителям свидетельство о рождении ребенка и памятную медаль (розовую для девочек, голубую для мальчиков) с надписью «Родившемуся во Владимире», именем новорожденного и датой его рождения на одной стороне и эмблемой города — «Золотые ворота» — на другой.
Теплые поздравления, улыбки, цветы, бокал шампанского за новорожденного. Медсестра выносит ребенка и передает отцу. Родители получают на память красочно оформленное поздравление от горсовета. Фотограф запечатлевает праздничную церемонию. В других городах и районах имелись отличительные черты в проведении этого обряда. Например, в Александрове вся церемония регистрации новорожденного записывалась на пленку. Потом запись переносилась на пластинку, которую дарили родителям. «ТОРЖЕСТВО В КРАСНОМ УГОЛКЕ Много посетителей собралось в субботу в ярко освещенный, празднично убранный зал красного уголка в центре города Киржача. Сюда на торжественную регистрацию новорожденных пришли счастливые родители на руках с малышами. Поздравить родителей и пожелать им успеха в благородном деле воспитания будущих граждан страны собрались в зале товарищи их, родственники, представители городского Совета депутатов трудящихся. Многие пришли с первенцами, например, как супруги Евгений и Альбина Серебряковы, супруги Ильины. Их волнение особенно сильно. Но не меньше радость и у супругов Чурилиных, у которых в семье появился четвертый ребенок. Звучит торжественная музыка, друзья и представители общественности произносят искренние, сердечные пожелания родителям и их детям. Представители коллективов дарят новорожденным приданое, проявляя трогательное уважение к их родителям, своим товарищам по работе. Подобные торжественные акты в последнее время стали прочно входить в быт нашего города. При горисполкоме сейчас действует специальный совет по внедрению гражданских обрядов, его возглавляет В.М. Бедовый, опытный педагог, которого знают в городе. Этот совет организует торжественную регистрацию новорожденных, бракосочетаний, выдает в торжественной обстановке паспорта подросткам. Начал он отмечать знаменательные даты тружеников. По его рекомендации в некоторых коллективах отпраздновали 25-летие трудовой деятельности лучших производственников, торжественные проводы на пенсию. Деятельность совета находит одобрение и поддержку у жителей города и рабочих поселков я» («Вперед», 4 декабря 1964). В Вязниках при регистрации новорожденных почетные (выбранные) родители расписывались в специальной книге. Малыши из детских садов поздравляли отцов и матерей новорожденных. Родителям вручали также пакет, в котором вместе с теплыми словами напутствия хранился значок октябренка, пионерский галстук, комсомольский значок как символ того пути, по которому пройдут юные граждане Страны Советов.
Значительно число новорожденных проходит потом религиозный обряд крещения.
Основными причинами крещения детей в те времена можно назвать следующие: во-первых, часть людей, крестивших детей, все еще не освободилась от традиционного мышления. Они рассуждали примерно так: «Раньше все так делали, и мы должны следовать этим традициям на всякий случай, а вдруг, и правда, поможет». Во-вторых, влияние религиозных родственников и религиозного актива на молодых родителей. Это давление доходило до того, что бабушки отказывались нянчить некрещеного ребенка. В-третьих, в производственных коллективах еще не создано общественное мнение, осуждающее данный религиозный обряд. Как показали социологические исследования на предприятиях области, большинство анкетируемых относилось к обряду крещения безразлично.
В 1961 г. было запрещено совершение служений и треб на дому у верующих, в том числе, совершение отпеваний и панихид на кладбищах. Особенно тщательно за соблюдением этого запрета власти следили в дни родительских суббот и Радоницы. Художественное описание этого явления оставил писатель Владимир Солоухин в автобиографическом рассказе о хлопотах по отпеванию своей матери. Многие председатели колхозов запрещали выделять транспорт для похорон, если было совершено отпевание умершего. Согласно устному распоряжению районных и городских властей таинство крещения ребенка могло быть совершено только при условии обязательного присутствия матери и отца ребенка, написании ими письменного заявления о своем согласии на крещение и предъявлении своих паспортов и свидетельства из ЗАГСа. Таким образом, власти имели информацию о крещении детей и могли оказать давление на родителей по месту их работы. Это привело к сокращению числа крещений во всех приходах Владимирской епархии. В годовом отчете за 1965 г. указывается, что «из паспортов родителей выписываются точные данные: кто они, кем выдан паспорт, где проживают. Затем эти сведения попадают в Горсовет или Райисполком, откуда сообщают по месту работы родителей о крещении ими такого-то числа и в такой-то церкви их ребенка. После всего этого начинается игнорирование достоинства личности родителей». В 1964 г. в с. Ликино Судогодского р-на председатель сельсовета запретил совершать таинства крещения над младенцами.
В «неофициальном» письме от 16.07. 1962 г. управляющему делами Московской Патриархии епископу Киприану владыка Онисим пишет «о новом приеме борьбы атеистов города Владимира с религией». Поводом к письму явился инцидент возле Успенского кафедрального собора, происшедший 8 июля 1962 года. У центрального входа в собор расположились восемь человек, имевших поручение Владимирского горкома КПСС отбирать детей у родителей, пришедших молиться в собор со своими детьми. Детей намеревались на время церковной службы препровождать в детскую комнату Дворца пионеров, расположенного рядом на площади Свободы (ныне Соборной). Здесь для детей были приготовлены «игрушки, книжки с картинками и проч.». Подобного рода самоуправные действия вызвали решительный отпор со стороны православных родителей. Перед собором собралась толпа «с большим задором и гневом кричавших и нападающих на других лиц». При появлении владыки шум и крики умолкли. Архиепископ Онисим, выяснив причину волнения, попросил через председателя приходского исполнительного органа Паршенкова спросить у «активистов» документ, «уполномачивающий этих людей на отбирание детей у благочестивых и религиозных родителей». В связи с тем, что соответствующего документа у них не было, «активистам-антирелигиозникам» было предложено удалиться с территории собора.
Вручение паспортов
Интересно появление в области совсем нового обряда — торжественного вручения паспортов (День совершеннолетия). Совершеннолетие... Юноша или девушка с волнением получают первый в жизни «молоткастый, серпастый советский паспорт», бережно перелистывают упругие страницы: теперь они полноправные граждане Советского Союза. Торжественное вручение паспортов началось во Владимире в начале 60-х годов. Но в первые годы это были отдельные эпизоды, а не система. Юноши и девушки получали пригласительные билеты на торжественный вечер. На одной из страниц приглашения слова А.М. Горького: «Если вы, молодые люди, действительно хотите большой красивой жизни, делайте ее, идите рука об руку работать с теми, кто героически строит небывалое, грандиозное». Дальше написано: «Тебе исполнилось 16 лет, и ты получишь советский паспорт. Перед тобой откроется широкая дорога творчества и созидания. Ты вступаешь в жизнь. Так будь же всегда и во всем достоин нашей замечательной эпохи. Помни, что «коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым». Будь достоин звания гражданина Страны Советов. Поздравляем тебя с 16-летием и приглашаем вместе с родителями, родственниками и друзьями на вечер, посвященный вручению первого паспорта, который состоится в Доме культуры Владимирского химического завода». Вместе с паспортами шестнадцатилетним вручались поздравительные адреса, памятные подарки, их поздравляли старшие товарищи. В программе вечера интересный концерт, танцы.
Торжественные вечера, посвященные вручению паспорта, проводились во Дворцах и Домах культуры, в школах, ремесленных училищах, во Дворце пионеров города. Обряд торжественного вручения паспортов стал в области довольно распространенным, традиционным.
«ДЕНЬ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ Празднично было в этот день в Петушинской средней школе № 1. Сюда пришли нарядные учащиеся, чтобы поздравить своих товарищей со знаменательной датой в их жизни — получением паспорта. К юным гражданам нашей страны обратился с приветствием заместитель председателя райисполкома А.Д. Мягков. На трибуну поднимается заведующая учебной частью школы О.М. Ермолаева, директор школы В.П. Шацкий, секретарь комсомольской организации школы-интерната №7 тов. Фомичева. Начальник районного отдела милиции А.В. Матвейцев вручает паспорта Г. Хлебниковой, Т. Харламовой и другим. Всего в этот день паспорта получили 25 учащихся. После торжественной части участники художественной самодеятельности школы выступили с концертом» («Вперед», 5 июня 1964).
Другие обряды
Жители древних русских исторических центров Владимира, Мурома, Суздаля оказывали скрытое противодействие политике безбожной власти. В их числе была и молодежь. В 1928 г. благодаря учащимся, в 4-й школе г. Владимира сорвали проведение «комсомольского Рождества и Пасхи». Школу заклеймили как «гнездо антисоветского элемента». Оголтелая атеистическая пропаганда и кощунства Союза безбожников не оттолкнули владимирцев от Церкви: «Вообще, пасхальная ночь мало принесла славы владимирским антирелигиозникам. Переполненные церкви подтвердили это». В ноябре 1928 г. безбожники констатировали - «Владимир наводнен мещанством, поповщиной, церквами. Эти антисоветские элементы напирают на советскую общественность». К 28 декабрю 1928 г., дню открытия III губернского съезда безбожников, число ячеек Союза безбожников было увеличено до 240, а количество участников до 6000 человек. Союз имел в своем штате 15 лекторов, а на местах от 200 до 300 докладчиков, но и это не исправило дело - власти вынуждены были прибегать к административному нажиму. С 1-го октября 1930 г. райсоветом безбожников открыт Антирелигиозный университет во Владимире. Продолжительность курса — 8 месяцев. Число мест — 100. В городском историческом музее в сентябре 1930 г. открылось антирелигиозное отделение. Помимо предметов религиозного культа, в отделении имелся материал, характеризующий контрреволюционную деятельность духовенства и т. д. По городу и району насчитывалось 97 безбожных ячеек с количеством членов, доходящих до 6000 человек.
Из праздников, посвященных молодежи, можно отметить также бал выпускников школ и торжественные проводы юношей на службу в Советскую Армию. В честь призывников во Владимирском парке имени А.С. Пушкина ежегодно проводился бал со специальной программой. Такие праздники стали традицией в городах и районах области.
До сих пор мы говорили о так называемых лично-бытовых обрядах. Однако существовали еще целая система лично-трудовых обрядов, которые тоже стали популярными в области. Это посвящение в рабочие, в хлеборобы, чествование рабочих династий, праздники профессий и т. д. Эти обряды занимали особое место среди новых традиций, популярность их из года в год росла. Например, праздник мастеров стекла в Гусь-Хрустальном, праздник металлурга в Кольчугине очень популярны в этих городах.
В областном центре, например, торжества в честь рабочего человека сливались в общий праздник «Слава труду». Проведение его в парке имени 850-летия города в 1969 году отмечено специальным дипломом Министерства культуры СССР. В этом празднике приняли участие свыше 8 тысяч трудящихся города.
На Владимирщине стали популярными праздники «Проводы русской зимы», «Русская березка», «Владимирская вишенка», «Праздник трудовой славы». Эти праздники проводились в городском парке, в них принимали участие свыше 60 тысяч трудящихся, на такие праздники приезжали коллективы художественной самодеятельности из городов и районов области. Сценарий этих праздников разрабатывали режиссеры: В.К. Хабаров, Г.В. Зинкевич, С.К. Маслова.
Проведение гражданских обрядов и праздников координировалось сотрудниками ЗАГСов, работниками профсоюзов и отделов культуры исполкомов, создавались специальные комиссии из представителей этих организаций, что позволяло более организованно проводить намеченные мероприятия.
В Александрове проводились девишники, повсеместно при торжественной регистрации новорожденных назначались восприемники вместо крестных, при торжественной регистрации браков молодые менялись кольцами и т. д.
Социалистическая обрядность — не кампания, а система, органически связанная с практикой коммунистического строительства, со всем строем и укладом жизни советских людей. Эта система служила воспитанию человека в духе коммунистических идеалов.
Город Владимир в 1918 году Владимирская область Церковный Брак (венчание).