Улица Шпалорезка находится в Южной промышленной зоне города Владимира, называемой Владимирцами «Яма». Этот район начинается у моста через Железную дорогу на Москву в конце улицы Верхняя Дуброва, от этого моста начинается дорога к Южной объездной и поселку Мостострой, на которой при выезде из «Ямы» и расположена улица Шпалорезка.
В пос. Шпалорезка располагался начальный пункт узкоколейной железной дороги Шпалорезка - песчаный карьер, расположенный вблизи реки Клязьмы, к западу от посёлка Мостострой. Построена она была в 30-е гг. Использовалась в основном для вывоза песка.
Вблизи песчаного карьера в те времена находился исправительно-трудовой лагерь. В связи с этим, в народе ходили слухи, что данную узкоколейку строили заключённые. Узкоколейная железная дорога Шпалорезка - песчаный карьер была разобрана ещё в 1970-х гг. От перекрёстка Мостостроевского шоссе с южным обходом до Клязьмы сохранилась насыпь бывшей узкоколейной железной дороги.
Завод «Шпалорезка»
Завод «Шпалорезка» принадлежал первому участку ямского лесничества Владимирского леспромхоза.
«Для разбора дела улучшения материально-бытовых условий рабочих КК-РКИ выезжало на завод. Выявлено, что зав. столовой Подрезова систематически занималась хищением продуктов. Зав. общественным питанием ОРС-а Владлеспромхоза Петров не интересовался постановкой общественного питания на «Шпалорезке», состоянием свинарника и т. д. Зав. первым участком Скобенников наплевательски относился к бытовым вопросам рабочих, не обеспечивал своевременной выдачи зарплаты. Отдельным рабочим зарплата не выдавалась по три и больше месяца.
Зав. заводом Шибитов не боролся за улучшение работы завода, проявляя полнейшую беспечность в своей работе, хуже того — обнаружено, что им прикарманивались государственные средства. Выездное бюро жалоб постановило: Подрезову с работы снять и дело на нее передать прокурору на предмет привлечения к судебной ответственности. Скобенникову объявлен строгий выговор с предупреждением. Бюро жалоб обязало Скобенникова в течение недели погасить всю имеющуюся задолженность по зарплате рабочим. Перед райпрофсоветом поставлен вопрос о пребывание председателя рабочкома Жукова на работе с привлечением его к ответственности за бездействие и игнорирование нужд рабочих. Передано дело на члена партии, зав. заводом Шибитова в КК-ВКП(б) на предмет привлечения к партответственности, a также прокурору за невыдачу в срок зарплаты, а также на Петрова» («Призыв», 2 сентября 1933).
«Плохо с охраной труда на шпалорезке (ямской лесоучасток). Многие машины и станки (двигатель, наждачный круг и проч.) не имеют ограждений. А у пилы в распиловочном цехе снят тормоз. Все это грозит несчастными случаями. Механику Сорокину рабочие не раз указывали на эти непорядки, но ему «некогда» — он все лежит, да похрапывает в общежитии» («Призыв», 16 декабря 1933).
«В общежитиях шпалорезки плохо. Вот общежитие, где находится контора. Оно превращено в склад, — там и топоры, и пилы, и что угодно. Сотни приходящих, приезжающих людей идут в контору к заведующему и все через общежитие. А когда дожидаются они администрацию, то садятся на койки, приносят в общежитие снег, сырость. Рабочие, приходя с работы, до 12 часов не имеют покоя и отдыха. О переводе конторы в другое помещение рабочие перед директором завода Глуховым ставили вопрос, но безрезультатно» («Призыв», 29 декабря 1933).
«Шпалорезка срывает подготовку транспорта к осенне-зимним перевозкам Шпалорезка леспромхоза в третьем квартале должна выработать для железной дороги 43 000 шпал. Июльский план разделки шпал сорван, заготовлено всего лишь 800 штук. Шпалорезный завод сейчас ремонтируется и с 1 августа должен приступить к работе. Необходимо организовать трехсменную работу с тем, чтобы июльский и августовский планы разделки шпал к 1 сентябре выполнить. Леспромхоз должен уделить шпалорезке максимум внимания и немедленно создать все условия для нормальной производственной работы. Организовать подвозку леса к шпалорезке, довести вывозку шпального сырья не менее чем до 140 кубометров в день. Колокшанский сельсовет должен выполнить решение райисполкома, выделив для постоянной работы по подвозке шпал 30 лошадей. Не допустим срыва подготовки железнодорожного пути к осенне-зимним перевозкам!» («Призыв», 28 июля 1934). «ШПАЛОРЕЗІІЫЙ ЗАВОД ВЫПОЛНИЛ ПЛАН ПЕРВОГО КВАРТАЛА Шпалорезный завод (ямской механизированный лесоучасток) досрочно выполнил квартальный план: ширококолейных шпал нарезано 3312 штук, узкоколейных — 3709. Завод приступил к выполнению плана второго квартала. По досрочному выполнению программы второго квартала вызвана на соревнование баглачевская механизированная дорога. Кузнецов, Жуков, Сошин, Шувалов» («Призыв», 28 марта 1935). «Шпалорезный завод выполнил январский план Шпалорезный завод леспромхоза 20 января выполнил январский план, изготовив 14493 шпалы (116 проц. месячного задания). Самую высокую производительность труда дала бригады Денисова и Краснова. Рабочие завода взяли обязательство: программу первого квартала выполнить досрочно — к 15 марта» («Призыв», 24 января 1936).
«На 25 дней раньше срока Шпалорезный завод 5 марта закончил выполнение программы первого квартала. Производственный план выполнен на 25 дней раньше срока. Такой успех обеспечен стахановской работой. По стахановски работали почти все рабочие. На шпало-заводе половина кадровых рабочих состоит из женщин. Многие из них, как например, Денисова, Зотова, Павлова, являются передовыми стахановками, систематически перевыполняют плановые задания. К 5 марта завод изготовил 41733 ширококолейных шпалы — 101,8 процента плана и 8259 узкоколейных — 188 процентов плана. В. Комиссаров» («Призыв», 12 марта 1936).
«Не можем получить зарплату Группа студентов сельскохозяйственного техникума в апреле работала на шпалорезке. Когда студенты закончили работу и обратились за зарплатой к заведующему шпалорезкой Лобашеву, то тот сказал, что денег у него нет, придется
обождать. Студенты и до сих пор ждут» («Призыв», 18 июня 1936).
Улица Шпалорезка, д. 10б. Здесь была пилорама или столярный цех.
При заводе «Шпалорезка» в 30-е годы возник небольшой населенный пункт, расположенный вблизи станции Владимир-Тумская на железнодорожной линии Владимир — Окатово — Тумская.
В 60-е годы поселок Шпалорезка входил в состав Пригородного сельсовета Суздальского района Владимирской области с центром в поселке Коммунар.
С 2006 г. поселок присоединен к городу Владимиру как улица Шпалорезка.
В наше время улица Шпалорезка - это несколько старых зданий постройки 50-70-х годов, плюс парочка более новых, но они смотрятся скорее как исключение на этой неблагоприятной в экологическом смысле улице, шумящая, пыльная и узкая дорога по которой нескончаемым потоком движется большегрузная техника, создает неблагоприятное впечатление о жизни в этом месте.
Административные районы города Владимира