Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
03.03.2024
22:19
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1585]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [167]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2390]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [117]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Мкр. Мосино города Владимира

Город Владимир мкр. Мосино

Мосино — село в составе муниципального образования город Владимир Владимирской области России.
Мосино - до 2005 г. село Суздальского района.
С 2005 г. входит в состав г. Владимира в качестве микрорайона (Ленинский район).
Село расположено на берегу реки Бобуровка в 5 км на север от микрорайона Юрьевец города Владимира.


Река Бобуровка, приток Содышки

В конце XIX — начале XX века деревня входила в состав Богословской волости Владимирского уезда.
До постройки в Мосино церкви, деревня состояла в Семеновском приходе (село Семеновское).
Казенная деревня Мосина. Число дворов – 64 (1857); число душ по 8 ревизии (1834): мужеского пола - 178, женского пола - 210; число душ по 9 ревизии (1850): мужеского пола - 168, женского пола - 195; действительное население: мужеского пола - 169, женского пола – 197. Занимаются хлебопашеством.
Священником села Тынцов, Ковровского уезда, Иоанном Числовским присоединен из старообрядчества к православию — крестьянин деревни Мосиной, Владимирского уезда, Алексий Фомин Чижков, 25 лет.
1906 г. Рапорт во Владимирскую духовную консисторию священника с. Тынцов, Ковровского уезда, Иоанна Числовского. «Долгом считаю донести духовной консистории, что 18-го марта 1906 года мной присоединена к православию из раскола старообрядчества дочь крестьянина деревни Мосиной. Владимирской губернии и уезда, Богословской волости, девица Мария Фомина Чижкова, 20 лет. Причиной присоединения Чижковой послужило ее искреннее сознание неправоты раскола и глубокое убеждение в истинности православной церкви. Ради спасения души своей она и присоединилась к православию. Как видно из свидетельства, выданного богословским волостным правлением от 4 мая 1893 года за № 641, присоединенная родилась 1 апреля 1885 года и крещена в старообрядчестве по принадлежности родителей к безпоповщинскому поморскому согласию. Родители присоединенной проживают в приходе нашем около 15 лет и принадлежат к ревностным и преданным последователям „старой веры". Года четыре назад и присоединенная также была ревностной старообрядкой: в православную церковь никогда не ходила и православных даже чуждалась. Среди православного населения прихода нашего семейство Чижковых жило отдельной, замкнутой жизнью. С вступлением моим в 1900 году в приход села Тынцов, мной, естественно, обращено было внимание на единственное раскольничествующее в приходе семейство Чижковых. Различные обстоятельства способствовали моему ближайшему знакомству с этим семейством, состоящим кроме родителей еще из сына и двух дочерей. Я не упускал при этом удобного случая побеседовать с старообрядцами Чижковыми „о вере". Отец и мать оказались упорными и, пожалуй, даже фанатичными „старообрядцами". Все убеждения о заблуждениях старообрядчества, о спасительности Православной церкви и необходимости соединения с ней оказывались безсильными. „Что ни говорите, а в церковь вашу и не пойду и умру в той вере, в какой благословили меня жить мои родители", повторял, обыкновенно, Чижков отец. Но дети Чижкова, старшие сын и дочь, относились к беседам и разсуждениям о вере сначала внимательно, а затем и сочувственно. Отчуждаемость их по вере среди православного населения прихода нашего, без сомнения, тяготила их и они с интересом, очевидно, наблюдали оценку „старой веры" православным священником. Разъяснение-же и обличение отчаянного и пагубного состояния безпоповщины, видимо, глубоко их поразило. Даровитые и пытливые умом, они скоро поняли и сознали красоту и силу православия. Мне дано было утешение видеть их в нашем храме сначала изредка, потом чаще и чаще и наконец почти постоянно. Чнжков сын, владея хорошим голосом, принял деятельное участие в нашем церковном хоре. Беседовать же со мной они уже и сами подыскивали случаи, посещали меня в моем доме и брали у меня брошюры и книги миссионерского и церковно-исторического содержания. Таким путем сын и дочь Чижковы постепенно из отщепенцев-раскольников становились православными. Я упускаю подробности семейных отношений родителей Чижкова к детям, по поводу тяготения последних к православию. Отмечу только, что отношение отца к факту примирения детей его с православием было первоначально крайне неблаговолительное и строгое: обоим и сыну, и дочери запрещено было ходить в православную церковь. Но строгость отца не поколебала убеждения детей, мысль и сердце которых принадлежали уже православию. Энергия же сына Алексея Чижкова, решившего в прошлом году окончательно присоединиться к православию и присоединенного мной 14 апреля 1905 года, несмотря на увещания отца не оставлять „старой веры", воодушевила и сестру его Марию и повлияла на ее таковое же решение присоединиться в настоящем году к православной церкви. Достойно особого внимания при этом то обстоятельство, что дочь могла „вымолить" у своих родителей согласие на исполнение своего душевного желания — присоединиться к православию: отец тронутый слезными мольбами своей любимой дочери, в моем присутствии, в великом душевном волнении и с многими слезами благословил дочь свою идти по влечению своего сердца — в православную церковь. Напутствованная согласием и благословением родителей, Мария, после надлежащего приготовления, исповедалась и 18 марта 1906 года помазана была святым миром и в первый раз в своей жизни приобщилась Святых Христовых Таин» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 1906 г.).
В 1912 году на имя губернской управы поступило прошение крестьянина Владимирского уезда Богословской волости деревни Мосино Ивана Андреевича Дадуева о выдаче ему дополнительного, сверх ассигнованного, вознаграждения по пожару 1 июня 1912 года.
«Забастовка парней». 24-го здесь праздник «образа». Встретив иконы мужики, собрались у дома сельского старосты. Была причина: получили oт крестьян с. Волосово 6 руб. за потрату ярового. Следовательно, представлялся случай выпить на общественный счет. Сошлись поговорили и решили купить четвертушки три. Скоро водка прибыла. Началось угощенье. Мужики так наугощались, что провожать иконы из деревни не могли. Просили «парней», но парни, обиженные, что им не уделили при выпивке, объявили забастовку. Не понесем — говорили они — вы одни пили, так одни и несите. Возникла перебранка, которая могла-бы перейти в пoтасовку, если бы не выручили женщины, которые и унесли иконы» («Муромский Край», Суббота, 28-го июня 1914).

В 1917 г. Мосино было в составе Богословской волости Владимирского уезда.
«Граждане с. Мосина, собравшись 30 апреля на сельский сход, выслушали заявление сельского старосты о сложении с себя обязанностей и о производстве учета его деятельности. Несмотря на единогласное одобрение последней, крестьяне решили заместить должность сельского старости избранными сельским комиссаром, сельским исполнительным комитетом и комитетом общественной безопасности. На сходе были избрани лица на должность комиссара и членов вышеуказанных организаций, и крестьяне вверили им заботу и защиту своих интересов, избранные-же в свою очередь дали слово стоять на страже их» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №52, 9-го мая 1917).
В мае 1924 г. Богословскую волость ликвидировали. Вместо нее появилась Владимирская волость.
С 1924 года — во Владимирской волости.
«Ошиблись граждане села Мосино, Владимирской волости, избрав в прошлые перевыборы своим сельским председателем Алексея Афанасьева.
— Афанасьеву всего 19 лет, но он xoрoшо грамотен. Не подкачает — думали крестьяне.
А вышло по-другому. Ничего хорошего для села за время своего председательствования Афанасьев не сделал, а преступление совершил, и причинил многим односельчанам большие беспокойства.
Дело было так. Весною 1926 года стал Афанасьев последние взносы сельхозналога собирать. Приносили их к нему крестьяне и крестьянки.
— Алеша, прими пожалуйста!
— С нашим удовольствием!
— А окладной лист обратно вручи, так что в расчете теперь.
— Не могу сейчас. Все окладные листы в волости. Получу — раздам.
— Ну так квитанцию дай, либо расписочку какую в приеме денег.
— Да что вы, не доверяете мне что-ли - сердился Афанасьев — ведь я весь тута, вот и дом мой.
Уходила крестьяне, почесывая затылки. Афанасьев же преспокойно опускал приносимые деньги в свой собственный карман.
Регистрировали крестьяне рождение ребенка, просили свидетельство на предмет «окстин».
— Плати гербового сбора 1 рубль - заявлял Афанасьев.
Платили, но на получаемых бумагах гербовых марок не оказывалось. И эти рубли «заграбастывал» Афанасьев в свою личную пользу.
Всего, таким образом, им было присвоено и растрачено 203 руб. 99 коп.
Осенью получили крестьяне новые окладные листы. Смотрят. Что за диво! В графе «недоимка прошлого года» полностью значатся те суммы, которые крестьяне сдавали лично председателю Афанасьеву.
Началось следствие. Афанасьева отстранили от должности, исключили из комсомола и предали суду.
13-го января слушалось его дело» («Призыв», 16 янв. 1927).
«В с. Мосине, Владимирского уезда, председатель райсельсовета растратил государственные деньги (сельхозналог и другие сборы с населения для нужд общества), всего около 350 р. Кроме того, имеется несколько случаев, когда он заверял сам себе почтовую повестку и по ней получал деньги. С новорожденных брал по 1 р. 50 коп.—2 руб., с кого сколько придется. Милиция произвела расследование и председатель Афанасьев в растрате сознался. Дело направлено в нарсуд 3-го участка. На всех сельских собраниях только и толков об этом.
— Будет-ли суд, что-то долго нет его...
Бывший председатель улыбается.
— Слабы, чтобы меня судили.
— Ну, теперь не очень-то милуют растратчиков...
На 13 января был назначен суд. Вызывалось 13 человек в качестве свидетелей. Но почти полсела поехали на суд, несмотря на метель.
Начался суд. Вызванные свидетели были допрошены, допрошен и сам обвиняемый. Суд вынес решение — 2 года условно. Приняты во внимание несудимость и молодость Афанасьева.
Население приговором суда недовольно» («Призыв», 1 февр. 1927).
С 1929 года деревня входила в состав Спасского сельсовета. Спасский сельсовет с 10 июня 1929 г. оказался во Владимирском районе Ивановской промышленной области.
«В селе Мосино, Спасского сельсовета, имеется член совета гр-н Федоров Кузьма, которого давно бы надо освободить от этого почетного звания. Федоров, прежде всего, отказался принять посевной план, мотивируя тем, что и «без плана можно сеять», тогда как все село Месино план приняло.
Помимо этого, Федоров отказался присутствовать в комиссии по убою скота, ссылаясь на то, что «не хочется слезать с печки».
Федоров вообще не желает ничего делать и старается всячески встать в сторонку от всех проводимых мероприятий партии и правительства на селе.
Бригада райпрофсовета — А. Морозова, И. Лейкин» («Призыв», 28 февраля 1931).
«Мосинский колхоз, Спасского сельсовета, на протяжении нескольких лет запаздывал с весенне-посевной, терял урожай. В этом году результаты другие. Благодаря хорошему руководству со стороны председателя артели т. Зорина и бригадира Абрамова, весенний сев проведен в сжатые сроки, закончена посадка картофеля и начат подъем паров. Неплохо идет работа и на колхозном огороде. Члены артели с любовью относятся к делу, стремятся колхоз вывести в передовые ряды. Сейчас в колхозе развернулось строительство скотного двора и ремонтируется уборочный инвентарь.
Депутат Спасского сельсовета М. Емелина» («Призыв», 10 июня 1941).
«Тесная дружба и взаимная поддержка выросли между колхозниками Мосинской сельхозартели и подшефным госпиталем, где начальником военврач т. Воронин. Недавно в селе Мосине состоялась встреча медицинских работников и колхозников. Представитель госпиталя, старшая медсестра т. Щеглова обошла в селении все квартиры и оказала необходимую помощь больным, дала ряд врачебных советов. После был вечер. Лейтенант тов. Богатов сделал доклад о международном положении и рассказал о боевых эпизодах в борьбе с гитлеровцами. Колхозники выделили представителей, которые посетят подшефный госпиталь, и решили для раненых бойцов вырастить ранние овощи» («Призыв», 31 марта 1942).
«Не повторять прошлогодних ошибок
Весенний сев в Мосинском колхозе проведен хорошо. Колхозники не удовлетворены только овсяным полем.— некондиционные семена подвели — всходы овса редки, но все же убирать и здесь будет что. Зато озимая рожь — 138 га, яровая пшеница — 40 га. а горох — 50 га и другие культуры обещают хороший урожай. В Мосине большая площадь клеверов и естественных сенокосов,— всего около 230 га.
Все это предстоит скосить, сжать, заскирдовать. Работы очень много и выполнить ее в сжатые сроки можно будет лишь при четкой организации труда, при наличии исправного инвентаря и машин.
Но этих-то условий как раз и нет в колхозе. Не хватает кос, сенокосилка неисправна. Нет даже такого инвентаря, как деревянные вилы. Транспортом тоже колхоз не обеспечен. Телеги наполовину не отремонтированы, лошади слабые, сбруи не хватает.
Основная рабочая сила — женщины, но в колхозе не созданы условия для освобождения на время уборки колхозниц-матерей от семейных забот,— детясли и общественное питание не организованы.
Все это волнует колхозников, а председатель т. П.И. Елизаров не хочет готовиться к уборке по-настоящему, по-хозяйски. В прошлые годы уже были факты крайнего запаздывания колхоза с уборкой, больших потерь в урожае. Поэтому правлению надо подготовиться к уборке трав и хлебов немедленно и всесторонне, чтобы не повторять прошлогодних ошибок.
А. Назаров» («Призыв», 29 июня 1943).
С августа 1944 г. Мосино вошло в состав Владимирской области.
«В деревне Мосино, Спасского сельсовета, живет и трудится Р.П. Калмыкова. Она — многодетная мать, но, несмотря на это, успевает в работе, отдает совхозным делам все свои силы.
В одно время создалось трудное положение с кадрами на молочно-товарной ферме. Некоторым женщинам предлагали стать доярками — отказались, а Р.П. Калмыкова пошла, не остановилась перед тем, что семья большая, что много домашних забот.
На ферме она работаете душой, занимает одно из первых мест по надоям молока.
Тов. Калмыкова стремится правильно воспитать своих детей, приучает их к труду. Дочь Аля, например, учится сейчас в пятом классе и в свободное время помогает матери на ферме доить коров.
Хорошая, дружная семья у Калмыковых, детям есть с кого брать пример.
Е. МОЧАЛОВА, заведующая Спасской библиотекой» («ВК», 27 апреля 1961).
С 12 января 1965 г. - в составе Пригородного сельсовета Суздальского района.
В соответствии с законом Владимирской области от 11 ноября 2004 г. «Об изменении границ муниципальных образований город Владимир, Суздальский район, Камешковский район, Собинский район Владимирской области» в границу муниципального образования города была включена часть территории Камешковского района, часть территории Суздальского района и часть территории Собинского района. В 2005 году деревня Мосино вошла в состав муниципального образования город Владимир.

Численность населения: в 1859 г. – 376 чел., в 1905 г. – 610 чел., в 1926 г. – 462 чел., в 2002 г. – 12 чел., в 2010 г. – 18 чел.
На территории мкр. Мосино находится садовое товарищество «Мосино». В садовом товариществе 520 участков. СНТ "Мосино" действует с 30 ноября 1999 г. Председатель - Привалов Александр Анатольевич.


Дома в мкр. Мосино

Памятник воинам жителям с. Мосина павшим в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 года от благодарных потомков

На доме № 17 по улице Покровской, установлена мемориальная доска из черного гранита. «В этом доме родился и жил уроженец д. Мосино, участник Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, командующий 12 армии, генерал-полковник Алексей Ильич Данилов. Награжден орденом Богдана Хмельницкого I степени».


Алексей Ильич Данилов

14(26) января 1897 в Мосино родился Данилов Алексей Ильич - советский военачальник, начальник штаба и командующий рядом армий в Великой Отечественной войне, генерал-лейтенант (1943). Умер в 1981 г.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы


Храм Покрова Пресвятой Богородицы

В 1900 г. Федор Иванович Шубников выстроил в дер. Мосине прекрасное каменное здание для земской начальной школы.
В 1900 г. было открыто Мосинское училище. С 1903 г. вторая учительница – Березовская (имя не указано); с 1904 г. учитель – Петр Лилеев. В 1905 году состав учителей сменился - Михаил Веретевский и Михаил Вознесенский; законоучитель – отец Николай Лебедев (с 1900 года).
Через несколько лет к школе Ф.И. Шубников пристроил алтарь и таким образом школа превратилась в церковь-школу: в будние дни происходили занятия в комнате, отделенной от Святого Престола иконостасом и перегородкой, в праздничные дни перегородка отнималась и получался храм. Мосинская церковь-школа была приписана к Семеновскому приходу и к ней епархиальным начальством дан был викарный священник для совершения богослужений в предположении, что со временем церковь обособится от школы и в Мосине открыт будет самостоятельный приход. Такие планы имел и Ф.И. Шубников, устраивая церковь-школу. Со вступлением на Владимирскую кафедру Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, Ф.И. Шубников решил привести в исполнение свои намерения. Под школу он выстроил новое двухэтажное каменное, здание, но ознакомившись во время существования в Мосине земской школы с обучением в ней, новую школу Феодор Иванович отдал в ведение Владимирского Епархиального Училищного Совета. Таким образом, в 1915 г. в д. Мосине имелось две школы — земская и церковно-приходская.
27 сентября 1915 г. состоялось освящение в дер. Мосине церковно-приходской школы, устроенной Ф.И. Шубниковым. На торжество освящения пожаловали: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, Председатель Владимирского Епархиального Училищного Совета — Преосвященный Евгений, Епископ Юрьевский, Епархиальный Наблюдатель церковно-приходских школ — В.Г. Добронравов, Владимирский уездный Наблюдатель ц.-пр. школ, свящ. о. И. Быстровзоров, о. благочинный градских церквей г. Владимира, прот. И. Уваров, благочинный 1-го округа по Владимирскому у., свящ. о. П. Лавров и причт с. Семеновского, к приходу которого принадлежит д. Мосино.
Перед прибытием в новую школу высоких гостей из церкви-школы совершен крестный ход во главе с причтом с. Семеновского. Около 2-х часов дня началось торжественное служение молебна на вход в новое здание. Молебен совершил о. И рот. и. Уваров в сослужении свящ. о. П. Лаврова, И. Быстровзорова и священника села Семеновского при участии о. протодиакона И. Ушакова.
В конце молебна провозглашены многолетия. После молебна Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский обратился к Ф. Ивановичу Шубникову и всем присутствующим с словом приветствия, в котором отметил, что Ф. Иванович Шубников сам родился и вырос в народной бедноте и темноте, по опыту знает всю тяжесть их, по достижении материального благосостояния спешит прийти на помощь к своему брату устройством школы. Но как человек верующий, Федор Иванович знает также, что человеку недостаточно одних знаний, ему нужна Божественная благодать святых таинств, которые совершаются в Православной Церкви и он присоединяет к школе святой алтарь. Не довольствуется Федор Иванович и этим, а стремится церковь обособить от школы и открыть самостоятельный приход в деревне Мосине для блага своих односельчан. Старцам родителям и детям присутствовавшим на торжестве, Архипастырь завешал всегда помнить о Феодоре Ивановиче и молиться за него. Самого Феодора Ивановича Владыка благословил образом Спасителя.
Детям-школьникам Владыками были розданы листки религиозно-нравственного содержания. После молебна гостям предложен был хозяином дома чай.
30 мая 1916 г. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий Архиепископ Владимирский и Шуйский посетил церковь в дер. Мошке Владимирского у., и Мосинскую церковно-приходскую школу.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в нач. XX в.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Казанского Храма Микрорайона Мосино Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г.
В 2007-2008 гг. усилиями прихожан церковь пристроилась кирпичным западным приделом. С окончанием новостройки в информационных табличках помимо названия "Казанская церковь" появилось исконное - "Храм Покрова Пресвятой Богородицы".
Настоятель, председатель приходского совета - Сапрыкин Валерий Викторович.
Юридический адрес - 601289, Владимирская область, город Владимир, село Мосино, Покровская улица, 31.


Николай Степанович Абрамов

Николай Степанович Абрамов (1928-2001) - историк.

Валентина НОСКОВА. ТРИ ВСТРЕЧИ. ЧЕТВЕРТОЙ НЕ БУДЕТ... «Владимир». Литературно-художественный и краеведческий сборник. 2002 год
В начале июня 2001 года газеты «Молва» и «Призыв» опубликовали заметки с фотографией, на которой изображен умерший в троллейбусе мужчина, имя и фамилия которого оставались неизвестными на момент публикации. 21 июня в «Призыве» вновь появляется эта фотография под заголовком «Безответственность» и статья известной владимирской журналистки С. Барановой «Человеческая бесчувственность — знак времени». С болью и горечью писала корреспондент «Призыва», что личность умершего легко было установить — при нем была записка с семью (!) телефонам и родных и знакомых, которым следовало позвонить, чтобы сообщить о несчастье, вместо этого тело отправили в морг, где его обнаружили родственники только на третьи сутки. В тот трагический день, продолжала С. Баранова, Николай Степанович Абрамов, член Владимирского клуба самодеятельных художников «Колорит», повез свои картины в Центр народного творчества, но не довез... Выставка открылась без него.
В конце мая исполнится год со дня смерти Николая Степановича. Вспомнила я об этом в связи с объявлением Владимирским фондом культуры темы очередной краеведческой конференции — «История населенных мест Владимирской области»: я надеялась, что Николай Степанович обязательно выступит на ней с рассказом о своем селе Мосине, и я наконец увижу человека, с которым до этого заочно встречалась уже трижды.
Но обо всем по порядку.
Я работаю на кафедре русского языка ВГПУ. В конце 80-х годов я прочитала книгу известного в научных кругах ономатолога В.А. Никонова «Имя и общество» и «заболела» ономастикой. А надо отметить, что это было время ономастического бума в стране, почти в каждом городе, при каждом институте работали ономастические центры, проводились конференции, в организации которых принимал активное участие названный автор. На Владимирщине этим занимались В.И. Тагунова — она исследовала главным образом онимы — имена собственные Муромского края, в ВГПИ — А.Б. Пеньковский, которого интересовали вопросы ономастики художественной речи. В 1989 году в Москве было организовано Научное и культурно-просветительское общество «Энциклопедия российских деревень» («ЭРД»), главной целью которого является сохранение, сбережение, возрождение культуры русского крестьянства, раздавленного за годы тоталитаризма, подготовка областных томов «Энциклопедии». Неотъемлемой частью таких областных энциклопедий должна стать ономастическая перепись — собранные с любовью и тщанием с помощью специалистов и энтузиастов собственные имена разных разрядов — имена людей и клички животных, названия географических объектов и предприятий, космических объектов и временных отрезков и т.п., еще сохраняющихся в памяти старожилов и умирающих, погибающих сельских населенных пунктах и адекватно отражающих историю села, историю нашего общества. Став членом этого общества, я ежегодно стремилась включить в него в качестве временных членов несколько студентов из сельской местности. В 1995 году студентка-заочница Ларина С.А., учительница Юрьевецкой школы, собирала онимы села Спасского Суздальского района. В качестве одного из информантов она привлекла к этой работе уроженца соседнего села Мосина — Николая Степановича Абрамова (который приезжал в родной дом из Владимира), «1928 года рождения, образование — высшее, историк, пенсионер». Он не только ответил на вопросы ономастической переписи, но и дал ей прочитать свои воспоминания. Светлана Анатольевна попросила у него разрешения показать их мне. Так попала мне в руки книга со щемяще-трогательным названием «Над истоком Песчаным», «изданная» автором в 1990 году в четырех (!) экземплярах — столько закладок можно было сделать в пишущую машинку. Книгу эту не найти в библиотеках города, она известна лишь близким друзьям автора, например Георгию Павловичу и Маргарите Максимовне Тюковым, и нескольким случайным знакомым, к коим отношусь и я. Книга тронула меня необыкновенной в наши дни искренностью, откровенностью, глубиной чувств, неизбывной любовью к близким, к отчему дому, малой родине — к каждому лесочку и овражку, ручейку и истоку, ностальгией по порядкам, которые определяли жизнь крестьян до 30-х годов ХХ века. Все селяне — от мала до велика — после сева занимались благоустройством: молодые и дети очищали леса и овраги, старшие ремонтировали мосты, переходы, общественные изгороди, и все без всякой оплаты, и никто не роптал, ибо все эти работы «создавали блага и удобства для каждого селянина». Начало коллективизации стало началом гибели российской деревни, крестьянской культуры, и автор с пронзительной правдивостью показал это на конкретном примере своего села, бывшего самым большим и богатым в округе: в «Списке населенных мест» 1859 г. в нем — 63 двора, в 30-е годы XX века — 125, в 1935-36 годах — 80..., сейчас оно живет лишь летом, в дачный сезон. Окончательно покорила меня ономастическая информативность воспоминаний: приводятся названия всех частей села, каждого леска и пригорка, автор рассуждает об источниках наименований, привлекая исторические данные, проявляя языковое чутье. Все эти свидетельства очевидца бесценны для тех, кто будет описывать ономастикой села.
Рассмотрим несколько отрывков.
«Это заовражье называлось почему-то Кукуевкой. То ли оттого, что с той стороны был самый ближний лес, откуда в селе четко слышалось кукование кукушек, то ли оттого, что эти дома находились на отшибе за оврагом?
Пересекая село..., она (основная дорога села — В.Н.) продолжала подниматься к вершине взгорья и проходила возле сельской кузницы, школы, через вновь строящуюся улицу Высуниху. Эта улица не успела разрастись и впоследствии, с образованием колхоза, исчезла, вскоре исчезла и Кукуевка.
Каждый лес отличался от другого не только названием, но и растительностью, своими богатствами... Дубрава, Шубниковые березы, Климихин лес, Лисьи болота, Подцыкаво, Вереищи богаты бывали белыми, подберезовиками, груздями, а Городнуха, Роща, Оксенцево, Самдина подосиновиками да сыроежками».
Многие непонятные уже современным мосинцам названия объясняются текстом воспоминаний. Например, в названии леса Шубниковые березы сохраняется память о местном предпринимателе Шубникове Ф.И. «Чтобы оставить о себе добрую память у селян и чтобы они выполнили его просьбу, касающуюся захоронения в случае смерти родителей и своей возле церкви», он обязался построить ее на свои средства. «И Шубников Ф.И. построил в селе прекрасную златоглавую церковь с жильем для священника и другой прислуги церкви, чудесную двухэтажную школу с водяным отоплением и магазин. Кроме того, зарплату учителям и служителям церкви Шубников Ф.И. выплачивал из своих средств. Весь школьный инвентарь, учебники и тетради приобретались также на средства Шубникова»... Многократным повторением фамилии предпринимателя Николай Степанович подчеркивает значительность его деяний для односельчан, что, однако, не помешало неизбежному: «После октябрьского переворота Шубников Ф.И., как и многие другие деловые люди, был репрессирован», церковь была разрушена и разграблена «приезжими варварами»...
Вполне естественно, что после чтения воспоминаний мне захотелось рассказать Николаю Степановичу об «ЭРД», включить его в состав членов регионального отделения энциклопедии: именно такие подвижники должны готовить владимирский том. Но... не решилась, отложила, понадеялась на случайную встречу.
Второй раз я встретила знакомую фамилию через два года: 27 ноября 1997 года «Призыв» поместил на своих страницах подборку стихов местных авторов. Открывало ее стихотворение Н.С. Абрамова «Отчий дом». Первая часть этого стихотворения под названием «Село родное» была мне уже знакома: она начинала его книгу воспоминаний. Теперь оно было дополнено, изменено название, чувства тревоги, грусти и безысходности переполняли его:
Сирота да престарелый,
На семи ветрах с дождем,
Не подшитый, не согретый,
Он стареет день за днем.
Не тревожит в рань окраин —
Не стучит в бревно топор...
Успокоился хозяин,
Днесь свезен на косогор.

Очень многозначной и говорящей показалась перекличка старого и нового названий: «Село родное» — «Отчий дом»: и село, и отчий дом в нем — все хиреет, все умирает, ибо нет в них заботливого хозяина.
Почти одновременно с этим я в третий раз увидела знакомое имя на афише Дома офицеров, в которой сообщалось об открытии выставки двух владимирских художников. Картины Николая Степановича были в первом зале. Я вошла и замерла: сюжеты почти всех картин были мне знакомы, так как они как бы иллюстрировали его воспоминания.
В книге очень трепетно автор рассказывает об истории своей любви — на выставке это отражено множеством портретов любимой жены. С большой теплотой вспоминает автор о своей матери, о ее горькой и безрадостной доле жены вечного отходника, вынужденной одной растить детей, вести хозяйство, зарабатывать деньги продажей молока, пешком преодолевая много километров до города по Городной дороге, самую трудную часть которой представляла гора Пыхтиловка, — и вот на выставке читатель видит пейзаж со знакомой многим владимирцам горой, буйно заросшей деревьями, и среди них — белый платочек на голове матери художника. Невольно вспоминаются страницы его книги: мальчик понимал, как тяжело маме преодолевать с грузом эту гору, и он спешил встретить ее, чтобы хоть как-то облегчить ей ношу.
На нескольких картинах, представленных на выставке, запечатлены сельские храмы: Николай Степанович не мог примириться с тем, что гибнут самые красивые сельские постройки — церкви, он спешил зафиксировать их облик для потомков, для чего объезжал на своем стареньком автомобиле сельские поселения Владимирщины.
Не берусь судить о художественных достоинствах картин, но тематика их мне близка, созвучна с моим мировосприятием. Уходя с выставки, я повторяла про себя известную истину: истинно талантливый человек талантлив во всем, за что ни берется.
После всего сказанного понятно, почему обязательно Николай Степанович должен был выступить на краеведческой конференции 2002 года по объявленной теме, такой близкой для него. Но теперь это уже невозможно. Как всегда, опоздали мы, краеведы, сказать слова благодарности, на этот раз — летописцу села Мосина, отчизнолюбивому сыну (выражение Ю. Полякова) земли Владимирской. Тешу себя надеждой, что друзья И.С. Абрамова подготовят к печати его воспоминания, составят и издадут альбом его картин, а представители городской власти или современные благотворители выделят необходимые для этого средства. В качестве спонсора мог бы выступить депутат городского Совета народных депутатов Г.Б. Якусев, так как богатейшее предприятие — Владимирглавснаб, которым он руководит, расположено в Юрьевце, а именно школьников Юрьевецкой округи в первую очередь должны заинтересовать воспоминания Н.С. Абрамова, с которыми даже нужно в обязательном порядке знакомить их на уроках краеведения, рассказывая попутно о замечательном владимирце, их земляке-соседе, прославлявшем родной край, свою малую родину всеми доступными ему средствами, тяжело переживавшем годы безвременья и смуты, выпавшие на долю нашей страны в XX веке.
ИСТОРИЯ города Владимира
Храмы города Владимира
Категория: Владимир | Добавил: Николай (31.10.2018)
Просмотров: 2528 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru