Жилой дом №13а расположен в конце ул. Георгиевской недалеко от ансамбля Спасских церквей, напротив пожарного депо. Это двухэтажное со стороны улицы и трехэтажное со стороны двора здание с вальмовой крышей представляет собой рядовой дом XIX в. Интересен главный фасад, хотя его пропорции воспринимаются более приземистыми из-за изменившегося уровня земли. За счет сильного перепада рельефа вдоль улицы с одного фланга фасада - здание двухэтажное, имеет арочный проезд во двор, а с другого - одноэтажное. Крыльцо с лестницей из семи белокаменных ступеней ведет сразу на второй этаж, где под кованым навесом до недавнего времени сохранялась филенчатая дверь. Гладкие стены главного фасада имели классическую обработку в виде тонко профилированного штукатурного декора, о чем можно судить по уцелевшей части фриза и скромным прямоугольным наличникам на трех из семи окон второго этажа. Междуэтажные тяги сбиты, штукатурка сохранилась не полностью. Между проездной аркой и крыльцом расположены четыре высокие арочные ниши, пятая - зацементирована.
В начале XX в. этот дом был одним из комплекса зданий купеческого домовладения. Оно, как и другие по нечетной стороне ул. Георгиевской, с видом на заклязменские дали, имело трехчастную структуру: главный дом, стоявший на красной линии; двор с постройками и спускающийся по рельефу сад. Планировка участка отличалась более свободной «флигельной» застройкой, и главный дом состоял из двух разновысотных объемов, соединенных общей стеной. Флигеля были расположены ниже по склону, так что главные дома значительно возвышались над ними.
Ансамбль сохранился не полностью - высокий дом (№ 13) утрачен. Небольшой каменный флигель в скромных поздне-классических формах (дом №136) скрыт поздними пристройками. Полукаменный служебный флигель (дом 13в) разрушен.
Первое упоминание об этой усадьбе относится ко 2-й половине XIX в. Известно, что в 1852 г. купец 2-й гильдии Ефим Дементьевич Шаров построил дом «на земле ..., выданной (ему в мае этого же года] согласно Высочайше утвержденного... [от] 1838 года положения об устройстве г. Владимира...». Этот дом был двухэтажный, не считая антресолей и подвального этажа, деревянный на каменном основании. В этом же году он построил одноэтажный деревянный флигель на каменном фундаменте (по-видимому, стоявший на месте дома № 13б) и деревянное надворное строение: сараи, конюшню, каретный сарай и погреб. А в 1858 г. по линии улицы появился еще двухэтажный каменный дом, с кузницей в подвальном этаже и антресолями.
По описанию домовладения Е. Шарова главные дома располагались на углах сравнительно большого владения (45,8 м. по улице), ограниченного с одной стороны переулком, огибающим Спасские церкви, с другой, проулком в Патриарший сад, проходящим между владениями. Со стороны Спасской площадки на линию улицы (тогда ул. Новоспасская) выходил торец полукаменного дома в четыре оси окон, с другой - вытянутый вдоль улицы фасад каменного дома, имевший шесть окон на втором этаже и три раствора на первом. Парадный вход располагался на торце здания со стороны проулка в Патриарший сад (дверь и два окна сохранились и сейчас в арке). С другого торца было три окна (заложены при постройке дома №13). Видимо, первоначально дом имел четкий прямоугольный объем. В последствии, вероятно, при другом владельце, он был расширен со стороны двора, получив почти квадратную в плане форму.
Позже, в 1868 г. Е.Д. Шаров продал городской управе под Ремесленное общество недвижимое имение, «заключающееся в деревянном оштукатуренном на каменном жилом фундаменте дома ... с надворным строением: двумя погребами, конюшней, коровником, сараем и землею...». Таким образом, его домовладение распалось на две части, разделенные общим для владельцев проездом. В 1872 - 1874 гг. за купцом Е. Шаровым числится каменный двухэтажный дом с антресолями и с надворным строением.
В 1879 г. этот каменный двухэтажный дом с надворным строением принадлежал уже купцу Алексею Андреевичу Пискулину, который кроме этого имел еще домовладение по Егорьевской улице - деревянный двухэтажный дом, каменный двухэтажный дом и флигель (известное за ним с 1872 г. в виде «дома со строением»). Эти два домовладения с такими же постройками числятся за ним в 1881 г. В 1885 г. было сделано дополнительное наружное крыльцо на уличном фасаде из окна второго этажа дома № 13а. На чертеже главный дом состоит уже из двух каменных домов с проездными воротами с одной стороны (на месте проулка в Патриарший сад) и пристройкой с другой.
Очевидно, дом №13 был построен в 1882- 1884 гг. Вероятно, тогда же у дома № 13а появился первый парадный вход с улицы вместо крайнего окна и пристройка с проездной аркой, возможно, что он получил иную обработку главного фасада.
Позже А.А. Пискулин продал это владение: мировой судья, владимирский дворянин Егор Васильевич Пестрово купил имение «с публичных торгов», в каком году - неизвестно. В 1891 г. Е.В. Пестрово завещал его жене Анастасии Петровне, к которой оно перешло в 1893 г. В 1896 г. к южному фасаду дома №13а была пристроена каменная галерея для «черной» лестницы. В двух саженях от новой постройки находился полукаменный флигель, построенный, вероятно, еще Шаровым.
В 1903 г. вдова Анастасия Петровна Пестрово продала домовладение Даниилу Тимофеевичу Соколову.
В 1907 г. оба дома пострадали от пожара, на доме №13а сгорела только кровля, а другой дом пострадал гораздо больше. По всей видимости, его парадная лестница была деревянная. Вероятно, пострадал и полукаменный флигель. Владельцу было дано разрешение перестроить сгоревший дом, построить каменные: двухэтажный флигель, погреб и службы. В 1913 г. возникло дело о постройке балкона над проездом между домами Д.Т. Соколова и городской управы, делались чертежи, но в строительстве ему было отказано.
В начале XX в. дома № 13 и № 13а представляли рядовой жилой дом позднего русского классицизма. О фасаде, на основании сохранившихся
чертежей, можно судить только в общих чертах. Здания имели четкий простой объем с преобладанием горизонтальных членений. Первый этаж дома №13 и второй этаж дома №13а были уравнены по высоте и одинаково обработаны горизонтальными междуэтажными тягами и вертикалями окон с высокими прямоугольными сандриками. Окнам нижнего этажа дома №13 вторили более высокие в парадном этаже, объединенные, по видимости, филенчатым поясом. Высота окон в бельэтаже была порядка 1,9 м., в нижнем - 1,7 м. Ниши первого этажа дома №13а имели кирпичные наличники. Строгость классической архитектуры уличных фасадов этих домов сглаживала впечатление разномасштабности зданий.
На чертежах дома №13 можно проследить связь фасада и планировки. Планировочная схема — трехчастная, основных функциональных зон три: парадная, жилая и подсобная. Они разбивают дом на части не только в плане, но и по высоте. Парадная зона расположена вдоль главного фасада, жилая - вдоль дворового. Подсобная примыкала в поперечном направлении - в ней располагались лестницы. В доме оба этажа содержали парадные приемные комнаты, но явное высотное преимущество за вторым, бельэтажем. В его пределах наблюдалось различие в высотах между зонами: жилая зона была разделена на два яруса. Верхний полуэтаж (антресоли) был чуть ниже подантресольного и имел собственные окна. А в сумме они составляли высоту бельэтажа (порядка 4,9 м). В нижнем этаже высоты по всем зонам одинаковые (примерно 2,8 м).
В бельэтаж вела холодная парадная лестница. Очевидно, анфилада комнат, расположенная в жилой части дома, откуда открывался прекрасный вид, также входила в предваряющую зал парадную зону. Эта анфилада могла состоять из прихожей, гостиной и, возможно, кабинета. Зал занимал выходящую на улицу половину и имел размеры в плане: 4,7x11 м. В парадной половине нижнего этажа выделяется среднее звено анфиладных помещений, это могла быть гостиная или столовая. Форма ее сторон тяготела к квадрату: 4,7x4,5 м. В подвальный перекрытый сводами этаж имел дополнительный боковой вход. Очевидно, в нем была сосредоточена подсобная зона. Отапливаемые, выходящие во двор комнаты могли быть жилыми. Возможно, и дворовая часть первого этажа была подсобной - здесь могла находиться кухня, судя по размещенному в коридоре затопочному узлу. Впрочем, после строительства служб, кухня могла размещаться в отдельном флигеле. Ретирада была в дворовой части цокольного и первого этажей. Галерея дворовой лестницы соединяла цокольный этаж с антресолями. Таким образом, в пределах одного этажа было несколько функциональных зон и не встречались комнаты одинакового размера. Безусловно, четкое членение фасада создавало ясный художественно цельный образ здания. В 1903 году после второго съезда РСДРП во Владимире вслед за Иваново-Вознесенском и Костромой создается группа Северного комитета РСДРП. Штаб-квартира Владимирской группы в 1903—1904 годах размешалась на антресолях каменного дома (ул. Георгиевская, д. 13) и носила кличку «Монблан». Она служила местом явки, куда доставляли нелегальную литературу, приезжали революционеры из уездов и Ярославля. Здесь часто проходили совещания группы. Владимирская группа держала связь с социал-демократическими организациями других городов, вела революционную пропаганду среди рабочих, распространяла нелегальную литературу на промышленных предприятиях Владимирской губернии.
В марте 1926 года эти дома были закреплены за его вдовой Ксенией Николаевной Соколовой, которая продала каменный флигель (д. 13б) Шитову, дом № 13а - Сотникову, а в апреле 1930 года, вынужденная непомерным налогом, подала заявление в Окрфинотдел о передаче своего дома № 13 в фонд индустриализации.