1. Губернский Отдел Юстиции с одной стороны является органом Народного Комиссариата Юстиции и, как таковой, проводит в жизнь мероприятия Народного Комиссариата Юстиции в области судоустройства и карательного дела, и осуществляет наблюдение за закономерностью действий всех местных Советских органов. С другой стороны, Отдел Юстиции является органом Губ. Исполнительного Комитета, как один из его Отделов, выполняя специальные задачи, возлагаемые Положением о местных органах Юстиции. В задачи Губернского Отдела Юстиции входит 1) обслуживание Губисполкома и его Отделов в их юридической работе, 2) наблюдение за соблюдением всеми Советскими органами узаконений и распоряжений Раб. Крест. Правительства, производство расследования о незакономерных действиях и возбуждение обвинения и судебного преследования в случае совершения преступления, 3) руководство проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства, 4) организация, руководство и надзор за деятельностью судебных учреждений губернии, 5) заведование местами лишения свободы: исправдомом и тюрьмами. Губернский Отдел Юстиции до последнего времени разделялся на 4 П/отдела: общий, судебно-следственный, административно-хозяйственный и карательный (ныне исправительно трудовой). Первые три обязанности входят в компетенцию общего П/отдела, заведование судебными учреждениями лежит на суд след П/отделе. Исправительно трудовой П/отдел заведует местами лишения свободы.
2. Отдел Юстиции объединяет и руководит около 140 местными судебными учреждениями. Из них Губернскими являются: Губ. Рев. Трибунал и Губ. Совнарсуд. В каждом уезде имеются: Уездные Бюро Юстиции, в общем выполняющие функции Отдела Юстиции в уездном масштабе, особая сессия Нарсуда, являющаяся судом по более важным дедам, подсудным Народному Суду и несколько судебных и следственных участков. Число Народных Судов в губернии до последнего времени было 83, и Нар. Следователей сперва 33, а потом 27. 3. Выполняя обязанности по обслуживанию Губисполкома, его Отделов и уездных учреждений в их юридической работе, на рассмотрение Отдела Юстиции поступали в течении отчетного периода ряд спорных вопросов и дел из различных учреждений. Отдел Юстиции оказывал содействие в разработке некоторых проектов общих распоряжений и давал указания и разделения по многим запросам как судебным так и административным органам.
Для выполнения этих обязанностей при Отделе Юстиции состоит несколько юрисконсультов. Надзор за законностью действий Советских органов выполняется Отделом Юстиции наряду с другими органами власти, призванными к осуществлению тех же обязанностей, как напр. Раб. Крест. Инспекцией. Главным образом Отдел Юстиции осуществлял это свое право в связи с жалобами отдельных граждан на те или иные незакономерные действия местных учреждений и должностных лиц. Нередко такие жалобы получались из Народного Комиссариата Юстиции с поручением производства расследования. Отделом Юстиции принимались меры непосредственно или через убюсты к расследованию жалоб и восстановлению законного порядка в случае допущенных нарушений. Помимо сего, через Отдел Юстиции прошел целый ряд сообщений различных учреждений о преступлениях, совершенных должностными лицами. Такие сообщения направлялись Отделом Юстиции или для производства следствия или в подлежащий суд для привлечения к ответственности виновных. Обязанности по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства выполняются на местах Отделами Управления под общим руководством Губернского Отдела Юстиции. Работа по передаче храмов от служителей культа группам верующих заключивших соглашение с местной советской властью почти закончена в течении отчетного периода во всей губернии. К числу обязанностей общего п/отдела, возложенных на него за последнее время, относится организация нотариальных столов при Губюсте и Убюстах для засвидетельствования различного рода договоров и сделок и совершения актов об отчуждении гражданами не муниципализированных домов в городах. Нотариальные столы ныне организованы уже почти во всех уездах и в Губернском Отделе Юстиции.
4. В сентябре—октябре Губернский Отдел Юстиции, заслушав представленный Заведующим Общим П/отделом план работ Отдела Юстиции по этому П/отделу, принял решение развить и расширить работу П/отдела. В общем мероприятия Отдела Юстиции получили одобрение Губисполкома. План сводится к тому, чтобы объединить юридическую работу Губ. Отделов путем обязательного прохождения через Отдел Юстиции на заключение всех проектов распоряжений, имеющих общий характер, проектов обязательного постановления и др. и путем установления связи Отдела Юстиции с другими Отделами через юрисконсультов этих учреждений, которые должны получать указания по своей специальной работе от Отдела Юстиции и находиться под его руководством. Предположено развить работу Отдела по осуществлению наблюдения за закономерностью действий Советских органов внесением в эту работу большой планомерности, путем постоянного использования материалов получаемых Информационно-инструкторским П/отделом Отдела Управления. Расширение антирелигиозной пропаганды и ликвидация монастырей также входит в план работы Отдела Юстиции. Однако проведение этого плана в полном объеме встречает затруднения в связи с значительным сокращением штатов Губернского Отдела Юстиции, при каких условиях недостаток работников ставит препятствие к широкой постановке преднамечанных задач. Тем не менее большая часть предположений, по мнению Отдела, будет осуществлена в ближайшее время. 5. Начало отчетного периода совпало с завершением организационной работы по тем нововведениям, кои устанавливались положением о Народном Суде, утвержденным ВЦИК 21 октября 1920 г. и изданными в развитие его инструкциями Народного Комиссариата Юстиции. Таковыми нововведениями являлись: 1) учреждение Особых Сессий Народного Суда при Убюстах и Губернском Совете Судей, для рассмотрения судебных дел наиболее важных и дел имеющих крупное общественное значение, 2) учреждение в городах дежурных камер для рассмотрения несложных дел в самый день задержания обвиняемых, 3) установление нового порядка защиты и обвинения на суде вместе с ликвидацией прежних коллегий защитников и обвинителей, согласно новых правил защита по уголовным делам возлагается в порядке общественной повинности на граждан, кои по своей профессии образовательному, партийному или служебному стажу подготовлены для исполнения этих обязанностей. Обвинение лежит на обязанности особых обвинителей, состоящих при Отделах Юстиции и представителей Советских учреждений и профессиональных организаций, 4) некоторые изменения в порядке составления списков Народных заседателей, в том числе составление особого ударного списка из наиболее сознательных и политически подготовленных лиц для участия в заседаниях Особой Сессии.
Особые Сессии были учреждены при всех Убюстах губернии и представителями были назначены, почти без исключений, председатели Убюстов. Дежурные камеры также были учреждены почти во всех городах, но работа их не получила широкого развития. В связи с последовавшей около этого времени ликвидацией Полковых Судов и Комиссий по борьбе с дезертирством работа Народных Судов увеличилась благодаря передачи дел из ликвидированных учреждений в Народные Суды. Особенно в этом отношении имела значение передача в компетенцию Народных Судов дезертирских дел. В силу значительного числа их, серьезности самого вида преступления, важности морального влияния приговоров на массы, требования особой быстроты с разрешением этих дел вызвали необходимость передачи их для разбора в Особые Сессии наряду с другими наиболее крупными уголовными делами, и эти дела, особенно в первую половину отчетного периода, составляли большой процент слушавшихся в Особой Сессии дел. Что касается Особой Сессии при Губсовнарсуде, то в это судебное учреждение, кроме дел по Владимирскому уезду и г. Владимиру передавались некоторые наиболее серьезные дела из других уездов губернии, по преимуществу по должностным преступлениям, слушание которых местными судебными учреждениями по тем или иным причинам считалось, неудобным. Эта Особая Сессия имела несколько выездов за пределы Владимирского уезда для разбора дел на местах. Учреждение при Нар. Ком. Юстиции Высшего Судебного Контроля и установления обязательного прохождения через Отдел Юстиции жалоб на окончательные приговоры и решения судебных учреждении, направляемых в Высший Судебный Контроль, по каковым жалобам Отдел Юстиции дает заключение, усилило контрольные функции Отдела Юстиции над судебными учреждениями губернии. Правда, число жалоб направляемых в Высший судебный Контроль незначительно и не превышает за отчетный период десятка, но кроме того были случаи, когда Губернский Отдел Юстиции направлял в Высший Судебный Контроль к отмене приговоры и решения в порядке надзора, находя их явно неправосудными, в числе этих дел было одно дело Отделения Рев. Воен. Трибунала. Из возвращенных из Высшего Судебного Контроля дел видно, что он по большей части соглашался с заключением Отдела Юстиции об отмене или оставлении в силе решения Народного Суда. В силу постановления ВЦИК «об объединении деятельности Рев. Трибуналов» в июле произошло слияние Владимирского Губ. Рев. Трибунала с Владимирским Отделением Рев. Воен. Трибунала Московского Военного Округа Работники Военного Трибунала влились в состав Губ. Рев. Трибунала, и последний в настоящее время действует в составе основного, военного, налогового и выездного отделений. При Трибунале состоит следственная часть в составе заведующего и нескольких следователей—докладчиков. На основании указанного постановления ВЦИК ограничившего судебную компетенцию Чрезвычайных Комиссий, в составе судебных учреждений организована особая камера при ГЧК., начавшая работу с конца октября месяца. Эта камера в составе Нар. Судьи и Народных заседателей из ударного списка разрешает дела передаваемые из Губчека неподсудные Рев. Трибуналу и неподлежащие ведению самой Губчека. 6. Следует отметить работу Народного Суда в разрешении земельных дел. Согласно циркуляра НКЮ от 3 окт. и НК от 27 окт. 1920 г. участие Народных Судей обязательно при рассмотрении спорных земельных дел и дел о семейных разделах. Участие Народных Судей в заседаниях Волземотделов содействовало успешности работы этих учреждений и способствовало установлению в них правильных порядков рассмотрения спорных дел, что имело результатом большую правосудность решения Земотделов по столь важным для населения делам, как земельные. К сожалению, Народные Судьи встречали препятствие к широкому участию в заседаниях Волземотделов в дальности расположения их камер от Земотделов и в отсутствии перевозочных средств. 7. 1921 год ознаменовался крупным изменением экономической политики в России и в частности введением продовольственного налога. Последнее обстоятельство оказалось настолько важным, что для содействия успешному проведению продналога были привлечены раз личные советские органы. В числе учреждений принимающих участие в деле сбора продналога, важное место занимают судебные учреждения. Основное положение о подсудности дел о неплательщиках продналога Губревтрибуналу, еще до начала продналоговой компании, было изменено в том отношении, что в целях разгрузки Ревтрибунала от массы налоговых дел и в целях, главным образом, создания фактической возможности рассмотрения и разрешения этих дел с наивозможной быстротой и на местах, Центральной Юстицией и усилиями Губернского Отдела Юстиции в уездах были созваны выездные отделения Особых Сессий Народного Суда и к той работе привлечены дежурные камеры, в каковые учреждения и было передано по подсудности огромное количество дел о неплательщиках продналога, а Губревтрибуналу оставлены были из такого рода дел особо важные по своему значению, в особенности но преступлениям, имеющим массовый характер. Это разделение дел по подсудности имело на практике большое значение в процессуальном отношении и сыграло громадную роль в общей экономической политике во всей Республике. В процессуальном отношении такое разделение подсудности дало возможность Ревтрибуналу и участковым Народным Судам без особой перегруженности судебной работой выполнять свое обычное дело, не затягивая судебные процессы, а Особым сессиям и дежурным камерам это разделение дало возможность разрешать продналоговые дела на местах, так сказать в массах населения, что несомненно имело громадное понудительное для последних значение при выполнении налогов, и, кроме того, при таком порядке рассмотрение дела о неплательщиках, обставленное в процессуальном отношении много проще, протекало весьма быстро. И без преувеличения можно сказать, что как только Народный Революционный Суд в лице Особых сессий выехал на места для суда, государственные заготовительные конторы стали быстро пополняться продуктами налога и, если в настоящее время продналог выполняется исправно, то в этом значительная заслуга принадлежит и Особым Сессиям Нарсуда. Продналоговая компания как нельзя лучше дала возможность осуществить основную задачу Юстиции- это приблизить суд к населению. Следует отметить, что приближение Нарсуда к населению осуществляется также путем участия населения в судебных заседаниях в качестве Народных Заседателей. 8. Одной из главных задач Губернского Отдела Юстиции является задача объединить все местные органы в губернии по борьбе с преступностью и устранить по возможности существующий в том отношении параллелизме работе в Губрозыске, Чрезвычайной Комиссии, Милиции и Бюро жалоб. Нельзя сказать, чтобы в указанном отношении объединение это было вполне достигнуто. Объясняется это тем, что каждый из перечисленных органов руководится в своей должности указаниями соответствующих Главков. Тем не менее, путем совместных обсуждений спорных вопросов с представителями соответствующих учреждений, а в некоторых случаях и путем циркуляров, например относительно производств дознаний, следствий, сформирования следственных дел, направляемых по подсудности, объединение органов губернии в борьбе с преступностью и устранение вредного параллелизма в работе достигается. Затем Отделом Юстиции обращено внимание и на поднятие на должную высоту работу комиссии по рассмотрению дел о несовершеннолетних. Отдел Юстиции находит, что, кроме медико—педагогических способов воздействия на несовершеннолетних преступников, должны быть и другие способы воздействия на них, хотя бы в смысле изоляции их и приспособления к тому или другому труду.
9. Переходя затем к статистическим сведениям о делах Нарсудов и Ревтрибунала за ¾ 1921 года, Отдел Юстиции отмечает, что в числе уголовных дел преобладают главным образом корыстные против частного и государственного имущества преступления, что объясняется в значительной степени тяжелым экономическим положением населения. По сравнению с прошлым годом замечено увеличение уголовных дел в Народных Судах. Такое увеличение следует объяснить передачей в Нарсуды дел Полковых Судов и комдезертиров. 10. Карательная политика Губернского Отдела Юстиции строится на принципе, что наказание есть мера с целью охранить общество от преступного элемента и от совершения этим элементом в будущее время возможных преступных действий. В тех случаях, когда существует у суда уверенность в возможности исправления преступника, последний, будучи изолирован по судебному приговору от общественной среды, через специальные органы помещается в такие условия, где его деятельность может быть направлена в сторону трудовой производительности. Но считая меру наказания в виду лишения свободы необходимой только тогда, когда оставление осужденного на свободе представляет опасность для общежития, судебные учреждения в широких размерах применяют назначение осужденных на принудительные работы без содержания под стражей. Имея в виду, что значительная доля преступлений является продуктом тунеядства, непривычки и нежелания заниматься постоянным производительным трудом, назначение на принудительные работы без содержания под стражей, не говоря уже о моральном значении наказания, служит не только чувствительной мерой наказания для некоторых приговоренных, но и воспитательным и исправительным средством для большей части осужденных к этому наказанию. Эта мера наказания диктуется также необходимостью в связи с новой экономической политикой поставить на работу всех трудоспособных граждан, что не всегда успешно может быть проведено в отношении осужденных, находящихся в условиях тюремного заключения. Наконец, тяжелое продовольственное положение, в котором находится Республика вследствие голода в ряде губерний, вызывает необходимость до крайности сократить число содержащихся в местах лишения свободы. Разгрузка тюрем, начавшаяся в губернии еще в октябре, и производившаяся особо для того назначенной комиссией, нашла еще большой побудительный импульс к этому в силу назначения на все места лишения свободы губернии только 1272 пайка из какового числа на Владимирский Исправдом и уездные тюрьмы пришлось менее 1000 пайков, тогда как число заключенных к 1 ноября было значительно выше. Работа по разгрузке мест лишения свободы видна из следующих цифр: в Владимирском Исправдоме число заключенных к 23 октября доходило до 825 человек, а к 15 ноября их было уже только 591 человек. Амнистия 7 Ноября 1921 года дает возможность в пределах ее значительно сократить цифру заключенных в тюрьмах губернии. 11. Из числа последних мероприятий Отдела Юстиции следует указать на значительное сокращение числа судебных работников и судебных учреждений в связи с общим сокращением штатов. Если до последнего времени в губернии было 83 судебных и 33 следственных участков с общим числом служащих по Штатам около 742 чел. и наличностью в 430 человек, то на основании постановления Отдела Юстиции от 10 Ноября с участием представителей Убюстов число судебных участков сокращено до 67 уч., а следственных до 23. При этом сокращении, соединенном с расширением территории многих участков, число работников в каждом судебном участке с 5 понижено до 3, а в следственных участках с 4 до 2. Также число служащих в Убюстах сокращается на половину. Правда, в связи с неполучением до последнего времени пайка младшими служащими судебных учреждений значительная часть канцелярий пустовала и работа всей тяжестью ложилась на Народного Судью и секретаря, если таковой был. Установление пайка для всех служащих судебных учреждений несомненно повысит интенсивность труда сотрудников судебных учреждений и благоприятным образом отразится на работе самих учреждений, что в известной степени будет компенсировать увеличение дел в участках и их территории, а также фактическое уменьшение числа служащих в некоторых из них. В настоящее время в Отделе Юстиции по распоряжению Народного Комиссариата Юстиции производится работа по проверке состава Народных Судей и Следователей в смысле соответствия их занимаемым должностям. 12. В связи с возможными переменами в составе Народных судей и Следователей возникает вопрос о подготовке кадровых судебных работников. В этих целях Губернским Отделом Юстиции предположено в ближайшем будущем организовать курсы для подготовки Народных Судей. В настоящее время идет выработка программы этих курсов. 13. Новая экономическая политика Республики возлагает на Судебные учреждения новые задачи. Мероприятиями для осуществления этих задач являются: широкое участие судов в проведении продналога, организация гражданских отделений особых сессий при Губсовнарсуде и Убюстах для разрешения сложных гражданских дел, организация нотариальных столов, оказание широкого содействия в юридической работе учреждения и оказания юридической помощи населению. В заключение следует сказать, что судебные учреждения губернии, как Революционный Трибунал, так и Народные Суды, неуклонно следуя проводимой Раб. Кр. Правительством политике, всегда стоят на страже охраны законности и порядка, а также на страже охраны прав и интересов трудящихся.