Экспериментальщики ждут литье В августе и сентябре коллектив экспериментального цеха должен собрать и отправить на государственные испытания 15 новых двигателей Д-21М, 12 скоростных тракторов и 6 машин с передним ведущим мостом. Экспериментальщики преисполнены желания в срок выполнить это важное задание. Два двигателя Д-21М уже собраны, три в стадии сборки, сделана подсборка одного трактора с передним ведущим мостом. Отсутствие литья и необходимых деталей мешает наращивать темпы сборки опытных образцов. Директор завода в приказе № 137 обязал начальника литейного цеха № 1 Павличкова выдать до 1-го июля в экспериментальный цех 64 наименования отливок. Павличков не обеспечил выполнение приказа, подано лишь 20 наименований отливок. В течение июля литейщики не сдали экспериментальщикам ни одной отливки, и в августе не постарались ликвидировать отставание. От Павличкова лишь слышим одни обещания: «Завтра обязательно подадим». В течение трех месяцев не смог отлить две стальные детали — ступицу дифференциала и стакан подшипника скоростного трактора старший мастер литейного цеха № 2 Борисов. Задержал коллектив литейного цеха № 2 и выдачу алюминиевых отливок ротора и направляющего аппарата на двигатель Д-21М. Начальник цеха Казенных не контролирует выполнение приказа директора старшими мастерами. Ремонтно-механическому цеху также поручено изготовить ряд деталей на опытные образцы новых двигателей и тракторов. Но мы не получили от них ни одной шестерни из восьми наименований на трактор с передним ведущим мостом и рычаги 2306372/374. Старший мастер Иванов недооценивает важность этого заказа. И. ЗУЕВ, заместитель начальника экспериментального цеха Встреча с ярославцами Крепкие узы дружбы связывают многие предприятия Ярославского и Владимирского совнархозов, соревнующиеся между собой. Недавно в гости к владимирцам приезжали новаторы ярославской промышленности — фрезеровщик завода «Красный маяк» Василий Гусев и токарь завода «Пролетарская свобода» Юрий Шубников. Гости побывали на нашем заводе, интересовались производством тракторов и новинками техники. Юрий Шубников встретился с токарями ремонтно-механического цеха. Здесь он непосредственно за станком продемонстрировал свой опыт расточки глубоких отверстий большого диаметра резцами на специальной оправке, изготовленной им. Фрезеровщик тов. Гусев является председателем секции совета новаторов при Ярославском совнархозе. В своем выступлении по заводскому радио он рассказал о работе совета новаторов. — На 41 предприятии Ярославля, — сказал тов. Гусев, — созданы советы новаторов. Их цель — систематически изучать передовой опыт, делать его достоянием других, учиться у передовиков. Каждая секция представляет собой группу практиков-экспертов, которые опробуют новшество и рекомендуют его к внедрению. Советы новаторов — хорошее и полезное начинание ярославцев, оно должно найти поддержку на нашем заводе. П. КОРЮКИН, работник бюро технической информации
«Выведем завод из отстающих в число передовых Под таким лозунгом прошла XII заводская партийная конференция. Докладчик — секретарь парткома тов. Борисов подробно остановился на том, какие задачи призван решать в этом году наш завод и как тракторозаводцы справляются с ними. — Партийная организация, — говорит тов. Борисов, — не сумела мобилизовать коллектив завода на выполнение стоящих задач. Мы мало уделяли внимания развитию соревнования, не вели работу по вскрытию и использованию внутренних резервов. Производство не было своевременно подготовлено для решения задач 1961 г. До сегодняшнего дня все еще расшиваем «узкие» места по деталям двигателя с воздушным охлаждением Д-30. Техническими и производственными службами не были четко определены меры, обеспечивающие ритмичный ход производства. Чрезвычайное положение создалось со снабжением. Неудовлетворительно работали заготовительные цехи: литейные, кузнечный. Большое напряжение испытывают прессовый и автоматный цехи. Слабо организована производственно-диспетчерская служба. Ее руководители не ищут новых, более совершенных форм управления производством. Все цехи работают на дефицит, без всякого графика изготовления деталей, составленного на декаду или на месяц. Поэтому многие мастера ждут каждое утро указаний от диспетчеров, а не работают по заранее составленному графику. Оперативный учет деталей отсутствует. Неудовлетворительно работал отдел материально-технического снабжения. Его руководители Малышев и бывший начальник отдела Антонов робко и неграмотно иногда решали вопросы снабжения. Серьезные недостатки имеются в деле технического руководства. Продолжительное время на заводе искали пути увеличения производства Д-30, а оказалось, что на десятки деталей техпроцессы не узаконены, на них нет актов внедрения. Главный инженер Романов и главный металлург Парфенов не заботились о развитии мощностей литейных и кузнечного цехов. О слабости технического руководства говорит и тот факт, что из года в год не выполняется план оргтехмероприятий. Вот и теперь из 72 мероприятий внедрено лишь 46. Низок уровень механизации и автоматизации. Свыше 2 тысяч рабочих заняты на ручных операциях. Сборка технически оснащена слабо, межцеховая и межоперационная транспортировка не продумана. Рядом с автоматами живет кувалда. Большое место в докладе отводится вопросу о качестве продукции, состоянию технологии. Проверка в июне с. г. технологии изготовления деталей показала массовые отклонения от чертежей. Часто работники ОТК фиксируют, а не предупреждают брак. В цехах плохо внедряются мероприятия по улучшению качества продукции. Потери от брака за 7 месяцев составили 321 тысячу рублей. Опасение вызывает медлительность в деле завершения строительства нового моторного корпуса. Сроки окончания строительства неоднократно срывались. Волнует вопрос отопления корпуса — нет калориферов. Большая вина за такое состояние дела ложится на отдел капитального строительства и его руководителей Полынкина и Губанова. Они крайне неоперативно решают многие технические вопросы на строительных объектах, слабо контролируют работы. Поведение коммуниста Полынкина объясняется его беспечностью и безразличием к нуждам коллектива. Партийный комитет также недостаточно уделял внимания капитальному строительству, не добился ввода в строй первоочередных объектов. Слабостью партийного руководства производством можно объяснить многие промахи в работе предприятия — вот вывод, который напрашивается из доклада секретаря парткома тов. Борисова. В самом деле, как скажем, можно было вовремя не подсказать хозяйственным руководителям о необходимости подготовки производства к выполнению повышенного плана 1961 года. Как и следовало ожидать, на конференции состоялся откровенный разговор о том, что мешает заводу выполнять государственный план. Подготовке нового производства к выпуску Д-37М посвятил свое выступление заместитель главного инженера тов. Маркелов. Из 444 приспособлений изготовлено в металле 430, из 132 холодных штампов — 101. Опробование и отладка операций и деталей техническими частями ведется без широкого привлечения производственных мастеров и линейных наладчиков, что безусловно задерживает освоение. Из 119 деталей отлажено 105. — В ходе опробования и наладки, — заявил тов. Маркелов, — были выявлены некоторые неточности в технологическом процессе ошибки, допущенные при проектировании и изготовлении оснастки, а также конструктивные недоработки. Ряд вопросов решается неоперативно. Так лишь 16 августа с завода был отправлен на Заволжский завод доведенный на ходу кокиль на головку блока, с которого в августе уже надо получать детали. В сентябре мы должны изготовить, довести и передать в производство еще 2 кокиля на эту деталь. Кокили на направляющий аппарат и ротор до сих пор находятся в стадии доводки. Работники отдела главного металлурга, долго проектировали, инструментальщики нескоро сделали. Участок приспособлений раньше выпускал более 300 приспособлений, сейчас он не дает и половину того вместе с кокилями. По вине инструментальщиков срываются сроки сдачи пресс-форм для точного литья. Этот срыв ничем нельзя оправдать. — Мы поставили перед собой задачу — организовать производство двигателей в новом моторном корпусе, — заявил тов. Маркелов, — с 12 августа начать перемонтаж оборудования и освоение площадей трех пролетов, в октябре закончить. Составили планировки, утвердили, графики перемонтажа, довели их до исполнителей. Однако 12 августа мы не начали перемонтажа и что самое страшное, — не знаем, когда начнем? Если мы, — продолжает тов. Маркелов, — не закончим перемонтаж оборудования и освоение площадей трех пролетов в сентябре-октябре, мы не сможем выполнить государственный план 1962 года. Главное сейчас — наращивать мощности для выпуска Д-37М, в декабре прекратить производство двигателей Д-30, перестроить оборудование на двигатели Д-37М. Тов. Маркелов говорит о слабой материально-технической базе вспомогательных цехов: инструментального, штампового, РМЦ, ЦНОМА, цехов энергетика. «Я считаю, что следует пересмотреть отношение к комплектованию вспомогательных служб и цехов. Без этого мы не сумеем обеспечить ни развития моторного производства, ни своевременного наращивания мощностей литейных цехов». В мыслях каждого, кто поднимается на трибуну, волнующий документ нашей эпохи проект Программы Коммунистической партии. — Проект Программы, — говорит инженер Б. Котенков, — представляет собой неоценимый вклад в творческое развитие марксизма-ленинизма. Он раскрывает с большой научной глубиной закономерности и задачи в области
издания материально-технической базы коммунизма. — Коллектив отдела главного инструктора поручил мне доловить, что двигатель Д-37М выдержал заводские контрольные испытания на надежность и готов к началу серийного производства. — Наш девиз, — продолжает оратор, — «Кто сегодня не был на производственном участке, тот не выполнил поставленной перед ним задачи». Хотелось, чтобы работники отделов главного технолога и главного металлурга строили свою работу по такому же принципу. Беспокоит тов. Котенкова другое - качество двигателей Д-28 и Д-30. Он привел факты, свидетельствующие о том, что в цехах не соблюдают технологическую дисциплину, принижен спрос со стороны работников отдела технического контроля. Словами горячего одобрения проекта Программы Коммунистической партии начал свое выступление начальник обрубного отделения литейного цеха № 1 тов. Порядкин. Выражая настроение литейщиков, он говорит: «Мы с тобой партия, веди нас к новым победам». С глубоким сожалением оратор говорит о том, что цех до сих пор не может преодолеть отставание. - Благодушие, нежелание всерьез подумать о внутренних резервах, штурмовщина, отсутствие повседневной организаторской работы с людьми, недочеты в планировании — вот причины нашей плохой работы. Тов. Порядкин предлагает пересмотреть все технические условия, и технологию, составить их грамотно, в соответствии с условиями. Касаясь вопроса подготовки производства к выпуску двигателей Д-37М, тов. Порядкин заявил: — Уместно спросить, где поточная линия в стержневом отделении, где и на чем будет выбиваться картер, где поток в обрубном отделении? — Еще прошу руководство завода, — заявил тов. Порядкин, — освободить нас, старших мастеров, от снабженческих дел. Тревогой за судьбу выполнения плана по двигателям Д-37М проникнуто и выступление начальника моторного корпуса тов. Торилова. — Сборка двигателей идет крайне медленно. Собрано всего 17 двигателей, но и они полностью не укомплектованы. По ряду деталей и узлов до сих пор не имеется ясности. Головки блока и отливки на направляющий аппарат поступают на сборку некачественные. Отдел смежных производств не обеспечил генераторами, масляными фильтрами, масляными радиаторами, форсунками, из прессового цеха нет всасывающих и выхлопных коллекторов, жалюзей. Штампы из них еще не получены с Липецкого тракторного завода. Разработанные технологические процессы и оснастка к ним имеют массу недоделок, конструктивных недоработок и ошибок, оборудование, запроектированное в технологических процессах, меняется на ходу. Оснастку вынуждены переделывать кустарно, что ведет к повышенному браку, затягивается отладка деталей. Тов. Торилов приходит к выводу, что подготовка производства к выпуску Д-37М проведена из рук вон плохо, партийный комитет занимался ей поверхностно. Сейчас по указанию и. о. главного инженера тов. Маркелова работы, выполняемые ЦНОМА, в корпусе прекращены. Тов. Торилов говорит о том, что в корпусе не создано ни одной службы, не подобраны кадры, отсутствует оборудование. Корпус не готов к зиме, нет более 50 вентиляторов, заказы на них не размещены. О тяжелом положении, в каком оказался кузнечный цех, говорил начальник смены тов. Лебедев. — Все наши тяжелые молота требуют капитального ремонта, — сказал он.— Сроки ремонта давно истекли. Запасных частей к ним нет, однако это, видимо, не беспокоит главного механика. В термическом отделении механизация отсутствует, все делается вручную. У цеха большая номенклатура деталей, часть деталей можно было бы с успехом отливать. Тов. Лебедев критикует конструкторов за то, что они не бывают на участках, а работников технического отдела по механизации и автоматизации производства — за слабую помощь в деле механизации и автоматизации» («Тракторостроитель», 25 августа 1961).
В августе 1961 г. Маркелов Николай Николаевич – и.о. главного инженера.
«Выпустим в сентябре 2020 тракторов Завод в августе не выполнил государственный план по выпуску тракторов, запасных частей к ним, моторов. Сельскому хозяйству за месяц недодано 49 тракторов. Наш долг сельскому хозяйству возрастает. С начала года он достиг колоссальной цифры — 995 тракторов. Это почти полумесячное задание. В августе так и не наметилось сдвигов в работе заготовительных цехов. Механообрабатывающие цехи по-прежнему испытывали недостаток в литье и поковках. В литейных и кузнечном цехах слабо внедряются мероприятия по расшивке «узких» мест. Отдел главного металлурга продолжает поверхностно руководить вверенными ему службами. Партийными и профсоюзными организациями слабо осуществляется руководство соревнованием за коммунистический труд. Продолжают иметь место нарушения трудовой и производственной дисциплины. Только потерей чувства ответственности руководителями цехов за порученное дело можно объяснить срыв задания по выпуску двигателей Д-37М в августе для Липецкого тракторного завода. Начальники цехов спасовали перед планом, хотя имелись все возможности для его выполнения. Первые две декады новыми двигателями вообще никто не занимался, а когда спохватились, то в течение последних десяти дней все цехи сумели поставить на сборочный участок необходимое количество деталей. Этот факт говорит о наших возможностях и нежелании вовремя использовать эти возможности. Этой ошибки ни в коем случае нельзя допускать теперь. Задание по выпуску двигателей Д-37М в сентябре увеличено вдвое, то есть надо за этот месяц собрать 200 моторов. Тракторов надо выпустить 2020» («Тракторостроитель», 8 сентября 1961).
Оперативный комсомольский отряд дружинников ВТЗ организован в сентябре 1961 года.
«Повысить ответственность за подготовку завода к зиме Проверка показывает, что подготовка завода к зиме ведется неудовлетворительно, намеченный объем работ выполнен не более чем на 53 процента. Серьезную тревогу вызывает новый корпус. В течение августа и сентября сюда перевели рабочих из других цехов. Но в каких условиях им приходится сейчас работать! Помещение не отеплено, не остеклено, кругом сквозняки. Начальник отдела капитального строительства Полынкин вместо того, чтобы принять кардинальные меры, старается сгладить остроту положения, успокоить общественность. Скоро начнется отопительный сезон, а приточная вентиляция в новом корпусе не установлена, вентиляторы еще не завезены, не сделаны шкивы, салазки. Мало беспокойства об отоплении помещения, о здоровье вверенных ему людей проявляет и начальник корпуса Торилов. Не подготовлен к работе в зимних условиях литейный цех № 1. Не подготовлен к работе в зимних условиях литейный цех №1. Администрация цеха, главный энергетик Бухман не принимают решительных мер к скорейшему вводу в действие приточной вентиляции. Строители последнее время здесь приостановили всю работу. Нетерпимую беспечность проявляют начальник ОКСа Полынкин и и. о. главного инженера тов. Маркелов. Они должны были проявить настойчивость перед руководителями УНР № 8, добиться у них выделения каменщиков для завершения строительства вентиляционных зданий. Кстати, каменщики сейчас не нужны на новом корпусе. В связи с вводом нового корпуса и участка коркового литья в литейном цехе №1, на 30 процентов увеличивается нагрузка на заводскую центральную котельную. Чтобы она могла обеспечить потребность цехов завода в тепле, сейчас осуществляется перевод 8 паровых котлов на мазут. Пять котлов ужо переведены. Беспокойство вызывает мазутное хозяйство. В сентябре должен поступить мазут, а мазутная станция не готова. На ее сооружении работают люди низкой квалификации, да и их постоянно перебрасывают на другие объекты. Главный энергетик Бухман с помощью ремонтно-строительного цеха должен сейчас, не дожидаясь, когда придут строители, форсировать строительство мазутной станции. Это в настоящее время одна из главных задач: если запасем мазут — будет тепло в цехах завода. Но тепло надо сохранять, а для этого следует хорошо утеплить производственные здания. Руководители цехов проявляют иждивенческое настроение в деле подготовки к зиме, надеются, что кто-то придет, утеплит ворота, застеклит окна, покроет кровлю. Пора кончать с иждивенчеством. Ремонтно-строительный цех не в силах один за всех выполнять эту работу, у него есть сейчас другие, более сложные поручения. Необходимо в каждом цехе организовать бригаду из подсобных рабочих, которые бы занимались ремонтом окон, дверей, остеклением. Из года в год строителям приходится выполнять одну и ту же работу: вставлять около пяти тысяч квадратных метров стекла. В цехах укоренилась порочная практика — в летнее время выбивать стекла. Надо положить и этому конец, каждое выбитое стекло вставлять за счет цеха. Скоро начнутся дожди, а крыши в цехах не везде крепкие. Ремонтно-строительный цех отремонтировал 12 тысяч кв. метров кровли. Строители могли бы сделать больше, но снабженцы вовремя не обеспечили их кровлей, нефтебитумом. Работникам отдела снабжения надо немедленно изыскать 6 тысяч квадратных метров кровли, завезти стекло и другие необходимые материалы. Модельщики помогают колхозу Группа молодых рабочих модельного цеха на протяжении трех недель помогала труженикам колхоза им. Мичурина, Небыловского района убирать урожай. Девушки сортировали зерно, ребята скирдовали хлеб. Особенно старательно работали тт. Царева, Клыгина. Председатель колхоза вынес благодарность рабочим модельного цеха. Красное знамя на постоянное хранение Первичная организация общества Красного Креста нашего завода считается лучшей в области. На протяжении последних девяти лет она прочно занимала первое место. На днях Президиум областного комитета общества Красного Креста вынес решение о передаче нашей организации переходящего Красного знамени на постоянное хранение. Президиум областного комитета общества Красного Креста шлет поздравление коллективу тракторостроителей, всем членам общества с достигнутыми успехами. Получена новая радостная весть Президиум ЦК общества Красного Креста РСФСР наградил знаками «Отличник санитарной обороны СССР» наших активистов тт. Нагибину и Графскую — членов заводского комитета общества, тт. Уткину и Коломенкину — руководителей заводской сандружины» («Тракторостроитель», 12 сентября 1961).
«Наша задача — выйти на суточный темп! 17 октября в Москве начнет свою работу XXII съезд партии. Миллионы советских людей несут трудовую вахту в честь этого выдающегося события. Готовят трудовые подарки партийному съезду многие рабочие и инженерно-технические работники нашего завода. Перед коллективом тракторостроителей стоит задача выпустить в этом месяце 2020 тракторов, запасные части к ним, 200 двигателей Д-37М. Ежесуточно отделу сбыта надо сдавать 80 машин. За первую половину сентября завод вновь (в который раз!) сорвал государственное задание. План выполнен вместо 50 процентов всего на 28 процентов. Суточный темп снизился до 60 — 62 машин. Мы, как говорится, пятимся назад, все отступаем и отступаем. Почему продолжаем плохо работать? Руководители цехов все еще цепляются за отжившую формулу, будто не хватает рабочих. Но цифры опровергают эти ссылки. На завод в этом году пришло около тысячи рабочих и инженерно-технических работников. Цехи оснастились новой техникой. Беда в том, что люди плохо загружаются работой. В результате неразберихи в производстве станочники много простаивают. Простои — это такой мощный резерв, использование которого позволило бы имеющимися силами выполнять и перевыполнять план. На заводе на очень низком уровне находится производственная и трудовая дисциплина, нет чувства ответственности за судьбу плана. Рабочие в большинстве цехов позднее на 30 — 40 минут приступают к выполнению задания и раньше на 40 — 30 минут покидают рабочие места. А ведь за это потерянное время можно было бы обработать десятки деталей, которых каждый день недосчитывается на главном конвейере. Многие командиры производства смирились с каждодневным срывом графика, очень слабо мобилизуют коллективы на борьбу за выполнение плана. Не чувствуется в цехах большого трудового подъема, рабочие не нацелены на решение задач, они не знают, как участок, цех выполнил план за вчерашний день. Наглядный показ соревнования во многих цехах отсутствует. Не обеспокоены за судьбу выполнения программы коллективы отделов, контор. Кое-где, действительно, не хватает рабочих рук, взять их неоткуда. Будет очень правильно, если работники отделов, контор, кладовых придут на помощь цехам. Взаимная выручка, помощь отстающим, самоотверженная борьба каждого из нас за выполнение плана — вот что требуется сейчас, чтобы вывести завод из прорыва, выйти на суточный темп — 80 тракторов. Механизируем производство Конструкторов нашего отдела волнует и радует проект новой Программы Коммунистической партии. Он освещает путь к прекрасному будущему, открывает новые горизонты в развитии всего человечества. Создание материально-технической базы коммунизма связано с прогрессом во всех отраслях народного хозяйства, использованием комплекса новых высокопроизводительных машин, станков, оборудования. Все это приведет к ликвидации ручного труда на основных и вспомогательных операциях. В проекте Программы подчеркивается, что в течение двадцатилетия будет в массовом масштабе проводиться комплексная автоматизация производства со все большим переходом и цехам и предприятиям-автоматам. Каждый член нашего коллектива считает своим святым долгом внести достойный вклад в решение этой важнейшей задачи. Последнее время много внимания уделяем механизации и автоматизации литейного производства. Группа конструкторов под руководством Озерова решила в двухмесячный срок спроектировать разливочную машину для слива холодного металла. Ее применение улучшит условия труда заливщиков, позволит полнее использовать металлические отходы. Конструкторы Назаров, Казаков, Заварзин, Румянцев проектируют станки для обнаждачивания плоскостей картера двигателя и поточную линию для очистки среднего и мелкого литья, дробеметный и очистной барабаны. Литье будет поднято с пола, повысится культура производства в обрубном отделении. В нынешнем году должна быть пущена в эксплуатацию пристройка к стержневому отделению. Коллективу нашего отдела предстоит в короткий срок выполнить проектные работы по механизации этого участка. Кое-что уже сделали: спроектировали четырехходовое вертикальное сушило, сейчас оно изготовляется в цехе нестандартного оборудования, механизации и автоматизации. Новая пристройка будет оснащена подвесными конвейерами, монорельсами, пескострельными машинами, еще одним четырехходовым вертикальным сушилом. Времени для разработки проектов на эту механизацию у нас в обрез, а технические задания металлурги еще не выдали. В течение весны и лета нами разработано много средств механизации и нестандартного оборудования для нового корпуса. Сейчас наши конструкторы ежедневно бывают здесь, помогают эксплуатационникам отлаживать, доводить стенды, ванны, монорельсы. Многое нам предстоит еще сделать по механизации механических участков нового корпуса. Эту работу мы могли бы форсировать, но также нет технических заданий. Конструкторы Панков и Ляхович заканчивают разработку проекта по механизации загрузки деталей и подачи поддонов в цементационные печи термического цеха. Коллектив отдела стремится к тому, чтобы создаваемая нами механизация и автоматизация повышала производительность и улучшала условия труда тракторостроителей, помогала им увеличивать выпуск продукции. Р. ЗУБАРЕВА, начальник КБ ТОМАП» («Тракторостроитель», 19 сентября 1961).
«Честь заводской марки — наша честь Встав на ударную предсъездовскую вахту, коллектив металлографической лаборатории помогает тракторостроителям совершенствовать существующие и внедрять новые, более экономичные технологические процессы, улучшать качество продукции. Много поработали мы над улучшением качества ребристого цилиндра. Исследуя цилиндры двигателей Д-30 и Д-37М, выясняли причины дефектности, проверяли качество закалки токами высокой частоты. Последнее время исследовались цилиндры из хромо-фосфористого чугуна в целях выяснения возможности отмены поверхностной их закалки. Работниками лаборатории подобрана и опробована термическая обработка цериево-магниевого чугуна. По данным режимам проводились отжиги опытных партий литых коленчатых валов. Выполнен ряд работ, направленных на повышение производительности труда и удешевление выпускаемой продукции. В результате наших исследований получена возможность снять нормализацию при термообработке трубчатого вала. После соответствующей исследовательской работы в лаборатории изменены технические условия на анкерную шпильку, что облегчило ее механическую обработку в автоматном цехе. Одной из главных наших задач является исследование рекламационных деталей для установления причин их поломки. Наиболее часто поступают рекламации на поломку коленчатых валов. Установлено, что во всех случаях излом валов имеет усталостный характер, и поломка их от качества металла и термообработки не зависит. Проделанные нами исследования помогают техническим отделам принимать решения по внесению изменений в конструкцию деталей, а также улучшать технологию их обработки. И. ПЕТРОВА, начальник металлографической лаборатории Это сделано у нас Коллектив пирометрической лаборатории, соревнуясь за звание коммунистического, стремится достойными делами встретить XXII съезд КПСС. Двоим нашим электрослесарям Доценко и Ляляшкину присвоено звание ударника коммунистического труда. Каждый работающий решил к дню открытия съезда партии подготовить свой личный трудовой подарок. Работники лаборатории стараются обеспечить точную и безотказную работу приборов, контролирующих термический режим печей всего предприятия. В настоящее время печи завода укомплектованы совершенными электронными приборами для автоматического регулирования и контроля температур. В нынешнем году вновь установлено 15 электронных потенциометров и мостов. По предложению т. Ляляшкина в течение четырех лет своими силами производим изготовление термопар и реставрацию отработанных защитных кожухов. Благодаря этому сэкономлено около 4 тысяч рублей. Несовершенным на заводе является метод измерения температуры жидкого металла. Наша лаборатория сейчас работает над этим вопросом. Проводим измерение температуры жидкого металла стационарными приборами. Подобраны и переградуированы вторичные приборы, специальный термоэлектродный материал, изготовленный методом порошковой металлургии. Дело за жароупорными кожухами. Снабженцы обещают их поставить в четвертом квартале. Внедрение стационарного метода замера температур жидкого металла повысит качество металла, высвободит часть пирометристов, занятых на замерах температуры оптическим пирометром. Наша лаборатория могла бы работать более плодотворно, если бы нас лучше обеспечивали вспомогательными материалами и запасными частями. Из-за отсутствия запчастей мы вынуждены списывать дорогостоящие дефицитные приборы. Ежегодно наши заявки остаются полностью неудовлетворенными. Н. МАКСИМОВА, начальник пирометрической лаборатории» («Тракторостроитель», 26 сентября 1961).
«СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО коллектива Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова в честь 44-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции Стремясь встретить XXII съезд КПСС и 44-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции новыми трудовыми успехами, коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих тракторного завода имени А.А. Жданова включается во Всесоюзное предоктябрьское социалистическое соревнование и берет на себя следующие обязательства: 1. Выполнить государственный план октября по валовой продукции 30 октября, выпускать по восьмидесяти тракторов в сутки. 2. Обеспечить в октябре выпуск первой партии двигателей с воздушным охлаждением Д-37М в необходимом количестве. 3. Обеспечить в октябре сборку и сдачу 900 тракторов Т-28Х. 4. К 7 ноября освоить площади трех пролетов первой очереди моторного корпуса. 5. К 7 ноября создать мощности по Д-37М на выпуск нескольких десятков двигателей в сутки. 6. Провести заводские контрольные испытания Д-21М в объеме 600 часов и к 7 ноября отправить два двигателя на заводские испытания Харьковскому тракторному заводу. 7. Снизить брак в октябре по отливкам трансмиссии, блока и головки на 20 процентов против третьего квартала. 8. Добиться в октябре съема опок с 1-го конвейера литейного цеха № 1 в количестве 600 форм в сутки. 9. К 7 ноября внедрить на первом конвейере литейного цеха № 1 разливочное приспособление для заливки форм одним рабочим. 10. К 7 ноября сдать в эксплуатацию 36-квартирный дом и пристройку дома № 75 по улице Горького. 12. Посадить на территории поселков и завода не менее 1000 деревьев и 10000 кустарника. 11. Закончить реконструкцию и механизацию животноводческих ферм в совхозах РККА и Рябининский Юрьев-Польского района. Отвечая на заботу партии и правительства по улучшению благосостояния советского народа, выраженную в проекте Программы Коммунистической партии, коллектив тракторостроителей выполнением предоктябрьских обязательств внесет свой вклад в дело построения коммунизма в нашей стране. Обязательство обсуждено и принято на заводском активе.
У экспериментальщиков В дни предсъездовской трудовой вахты сборочный участок экспериментального цеха сдал на стендовые испытания три опытных образца двигателя Д-21. Собраны первые тракторы с передним ведущим мостом. Один из них отправлен на заводские испытания в экспериментально-тракторную станцию. Собираются два трактора Т-28М с подрессоренным передним мостом. Эти машины прибыли с государственных испытаний. Они были оснащены двигателями Д-30. Сейчас на них устанавливаются моторы повышенной мощности Д-37М. Этим тракторам предстоит в ближайшее время пройти повторные государственные испытания» («Тракторостроитель», 28 сентября 1961).
«Закрепим успехи первых дней Первые дни работы октября показывают, что коллектив тракторостроителей может выполнять график. Поставленная цель — собирать 80 тракторов в сутки — достигнута. Второго октября с конвейера сошло 80 тракторов, а третьего — 81. Наилучших успехов добились смены сборочного цеха, возглавляемые мастерами тт. Анисимовым и Валиковым. Они опережают график сборки тракторов. 4 октября с утра главный конвейер не смог достигнуть такого же высокого ритма в работе, как в предыдущие дни. Почасовой график срывался. За первый час работы не сошло ни одной машины. Виновники срыва: автоматный, тракторный, прессовый цехи. От автоматчиков несвоевременно поступают гайки, муфты сцепления. Прессовый цех задерживает каркасы сиденья, глушители. Немало в дефиците деталей тракторного цеха. Коллективы этих цехов тормозят работу участка трансмиссии. Он отстал за два дня на 17 узлов» («Тракторостроитель», 6 октября 1961).
При первичной организации ДОСААФ завода в октябре 1961 года был создан автомотоклуб.
«Подарки конструкторов Славными делами ознаменовал открытие ХХП съезда КПСС коллектив конструкторского бюро модернизации и нового станкостроения ТОМАП. Группа конструкторов, во главе с Дунаевым, спроектировала станок для закалки токами высокой частоты коленчатого вала двигателя Д-37М. Это большая и сложная работа, в ней принимали участие работники отдела главного металлурга. Дунаев и Каленов побывали в Ленинградском научно-исследовательском институте ТВЧ, выполнили там некоторые узлы, а в канун открытия съезда закончено проектирование всего станка. 14 октября конструкторами группы Бубнова закончен проект автоматизации бесцентрово-шлифовального станка для шлифовки шпилек под бугеля. На станке будет осуществлена магазинная загрузка и выгрузка деталей и автоматизирован весь цикл их обработки. В дни предсъездовского соревнования конструкторами бюро модернизирован двухсторонний продольно-фрезерный станок для обработки картера маховика двигателя Д-37М. Вдохновенный труд В эти знаменательные дни ритмично работает главный конвейер. Каждые сутки с него сходят не менее 80 машин. За первые дни октября собрано сверх плана 8 тракторов. С вдохновением и энтузиазмом трудятся коллективы смен, руководимые мастерами Валиковым и Сорокиным. Они собирают в смену по 26 — 27 машин вместо 24 по норме. С хорошим настроением встречает открытие съезда партии коллектив участка доделки автоматного цеха, возглавляемый мастером коммунистом тов. Сергеевым. Участок на пять процентов опережает график. Досрочно, к 17 октября, выполнено месячное задание по изготовлению шести наименований запасных частей. В канун открытия съезда станочник цеха шасси И. Бочаров выполнил годовое задание по ступице колес. Больших успехов в дни ударной предсъездовской вахты добился обрубщик литейного цеха № 1 Юрий Чупахин. В обрубном отделении вывешена красочная «молния», извещающая о рекордной выработке передового производственника, выполнившего задание на 258 процентов. К открытию съезда Чупахин завершил полторы годовых нормы.