Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » ВТЗ

ПО «Владимирский тракторный завод» в августе-сентябре 1991 года

ПО «Владимирский тракторный завод» в августе-сентябре 1991 года

Назад »»» ПО «Владимирский тракторный завод» в июне-июле 1991 года

БЕРУТ И БЕЗ КАБИНЫ
В ведении цела сбыта находятся все склады готовой продукции со штампам «ВТЗ»: тракторов и двигателей, запчастей, ширпотреба, а также экспортных запчастей (экспортный участок). Задача цеха — не только принять на хранение изделия, но и упаковать их и в надлежащем виде отгрузить потребителю. Все неурядицы, происходящие на заводе, в конечном итоге отражаются на работе цеха сбыта.
Это только кажется, что сбывать нашу продукцию легко. Moл, спрос на нее неограничен, оторвут с руками и ногами. И действительно, найти потребителя — не проблема. Возникает она, когда этот самый потребитель, вооружившись договором, начинает требовать причитающиеся ему изделия … у цеха сбыта.
— А где мы их возьмем? — пожимает плечами заместитель начальника цеха по производству К.И. Котов, — когда склад готовой продукции, где хранятся трактора, к примеру, давно стал собственностью тракторосборочного цеха. С главного конвейера снимают продукцию, похожую больше на заготовки, без недостающих деталей 20, а то и 30 наименований. Понять их можно, не теряя времени они ставят те детали, которые есть. А куда девать некондицию? Вот и отправляют ее к нам, на площадку готовой продукции.
Хочешь жить — умен вертеться. В цехе сбыта разработали свою тактику. Недавно позвонили из Арзамаса (они с заводом заключили договор на поставку ста тракторов): «обязались — отгрузите, сколько можно ждать?» Зам. по производству — им в ответ: «трактора есть, но без кабин и тяги. Что, будете брать? Мы вам запчасти потом дошлем». И что вы думаете? Взяли. И не одни арзамасцы.
Предлагаем всем, кому наши трактора и двигатели нужны «по горло», — продолжает Константин Иванович, — сбываем осевшую на складе, неукомплектованную продукцию, а потом записываем на свой счет «маленькую победу». Сколько бы еще времени простояли трактора на площадке, неизвестно. Но с уверенностью скажу, что к моменту, когда рабочие начнут устанавливать ту же тягу, машинам могут потребоваться уже и колеса, и что-нибудь еще. Разворуют.
На складе готовой продукции процветает воровство. Рабочие цеха сбыта просто не в состояния уследить за собственным хозяйством. Со стороны на площадку никто не забредет — огорожена. Даже стрелок ВОХРа имеется и вышка. Но что он может сделать, когда по территории снуют рабочие моторо- и тракторосборочного цехов. И не проверишь — то ли они запчасти ставят, то ли разбирают на свои нужды то, что уже стоит. Таких «трудяг» здесь за смену побывает чуть ли не сотня.
Немало доставляет проблем и нехватка площадей. Склад тракторов и двигателей занимает сейчас 7 тысяч квадратных метров, а по всем нормам нужно 20.
Сейчас на цехе сбыта «висит» долг в 10З вагона неотправленных тракторов и двигателей. Не лучше положение и по запчастям. Склады пусты. Долг - 12 вагонов. Понятно, что работники цеха сбыта в этом виноваты меньше всего. Однако здесь прикладывают все силы, чтобы хоть как-то облегчить участь и своего предприятия, и потребителей.
Л. РАГИМОВА, корр. «Тракторостроителя» («Тр-ль», 26 июля 1991).
«НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ цветных телевизоров «Горизонт» (с японским кинескопом) по цене 2300 рублей были проданы за час-другой прямо с грузовика, въехавшего на территорию ВТЗ» («Тр-ль», 2 августа 1991).
«ТОРМОЖЕНИЕ НА СТАРТЕ
Меньше года потребовалось отделу двигателей малой мощности ГСКБ на то, чтобы разработать и составить всю техническую документацию для массового выпуска нового двигателя МД-3. Малогабаритная техника крайне необходима селу, спрос на нее попросту неограничен. Решили у нас на заводе в рекордно короткие сроки наладить серийное производство двигателя мощностью в три лошадиные силы. И прибыль от реализации уже подсчитали. Но, как и в случае с небезызвестной «Зорькой», дело, набравшее приличную стартовую скорость, вдруг резко затормозилось.
Производство начали на ВМСЗ. Здесь после конверсии высвободились площади, осталось немало оборудования. Для разбега, еще в 1989 году, установили план: собрать 20 тысяч двигателей для малогабаритной техники. В 90-м году потребителям была отправлена первая партия в 500 штук. На следующий же год месячная норме выпуска должна была составить 1665 МД-3. Однако в апреле нынешнего собрали, например, всего 50, в мае и июне — по 100, а в июле — вообще 28 штук. Почему?
Вот мнение начальника производственного отдела Н.И. Мацнева:
— План 20 тыс. двигателей в год не реален. Посудите сами. МД-3 решили два года назад производить на механосборочном заводе, и два года идет подготовка к этому производства. Откровенно сказать, я не вижу ей конца, хотя есть у нас вроде бы и площади, и оборудование ... Но какое это оборудование? Свое, оставшееся по наследству от прежнего военного производства, частью — универсальное, со складов, и очень мало нового, специального. Практически все станки — без рабочих узлов. Нет оснастки. Поэтому и простаивают. Но план-то нам уже спустили.
Сегодня мы находимся в довольно сложном положении: то ли «доводить до ума» производственные линии, то ли перебрасывать людей на универсальные станки с числовым программным управлением, чтобы производить хотя бы по 50 МД-3 в месяц.
Вместе с начальником техбюро механического цеха Н.И. Сатариной прошлись по ее хозяйству.
— Все станки, стоящие на линии обработки картера, практически негодны, — считает она. — Поковырялись мы … и заказали новые. То же с оборудованием, на котором делают базовые отверстия. Tpебуется новое. Приглашали с BTЗ наладчика алмазного расточного станка. Он деньги получил, а станок так и не заработал. Наши наладчики потом над ним еще неделю «бились». Шлифовальный станок привезли полгода назад, но устанавливать и налаживать никто к нам не спешит. Мы уж изготовителям три телеграммы направили, никакого ответа. И так — за что ни возьмись.
— Не менее остро обстоит дело с кадрами работников, — включается в разговор заместитель начальника механического цеха А.А. Петров. — По расчетам, на ВМСЗ должно работать 762 основных рабочих. А у нас, смешно сказать, — 162. Мы же еще должны давать план по тракторам, кормораздатчику, двигателю малой мощности, да еще «доводить до ума» почти все производственные линии.
Механический цех, считай, самое важное наше подразделение. Нужен 491 человек, а работает... 66. Были у нас люди опытные, мастера-профессионалы. Но после конверсии от прежнего коллектива в почти полтысячи человек никого не осталось. Наши универсалы подались в кооперативы за нормальной зарплатой, часть — за жильем — в колхозы. Сейчас ломаем головы, как бы заполучить их обратно…
Но вернемся к МД-3. В отличие от кормораздатчика, двигатель малой мощности конструкторы сдали производственникам с полностью отработанной документацией. Но некоторые детали и узлы приходится усовершенствовать. На это уходит время. Доработать двигатель могли бы заводские конструкторы, но их, все 90 человек, сократили из-за конверсии. Теперь по каждому пустяку приходится обращаться в ГСКБ объединения.
— Срывает выпуск двигателя малой мощности низкое качество заготовок, — рассказывает Н.И. Мацнев. — Заготовку картера отливают нам на московском заводе «Салют». Больше половины заготовок брак. Недавно отправили им 700 полностью обработанных картеров, поскольку брак обнаружили только после сборки. Ну, заплатит нам «Салют» штраф! Но мы-то сколько продукции потеряли, сколько времени зря ушло... Недавно опытную партию литья прислал нам один из омских заводов — значительно лучше качество, может, будем с ними сотрудничать.
Мы заглянули в цех сборки. Там всего шестеро рабочих. Конвейер умещается на столе длиной 2,5 метра. Основные инструменты — три молотка да напильник. В общем, сборка ведется крайне кустарно. Но даже в этом случае на один МД-3 уходит всего лишь два часа. Так что собирать двигателей могли бы и больше, да сдерживают другие цеха.
Новый сборочный конвейер обещают наладить в ноябре. Но обещаниям здесь давно не верят.
Затянулась поставка на поток так необходимого сегодня малогабаритного двигателя. Возможно, у кого-то есть и другая точка зрения на причины того, почему так мало «малюток» производят на ВМСЗ. Ясно одно, серийный выпуск МД-3 выгоден объединению, и надо уходить от приемов «царя Гороха» в этом производстве.
Л. РАГИМОВА, корр. «Тракторостроителя» («Тр-ль», 21 августа 1991).
СТИМУЛЫ ЕСТЬ — РАБОТЫ НЕТ
В августе все мы немного разбогатели. Фонд оплаты труда производственно-промышленного персонала вырос: для работ промышленного характера он составляет 63776,7 тыс. рублей, для услуг населению и производства товаров народного потребления — 72887,7 тыс. рублей. А это значит, что совершенствуется организация оплаты труда, введены новые тарифные ставки и должностные оклады. Казалось бы, появились дополнительные стимулы к нормальной работе. Но не тут-то было.
В соответствии с экономическим соглашением, принятым трудовым коллективом ПО «ВТЗ» и Минавтосельхозмашем СССР вкупе со Всесоюзным Советом профсоюза работников отрасли, чтобы поднять нашу зарплату, объединение обязано увеличить товарную массу и услуги, реализуемые населению, сверх принятого на нынешний год объема на 20,7 млн. рублей. Это значит, что мы должны обеспечить собственными источниками весь прирост средств, направляемых на потребление.
Еще в мае для реализации обязательств экономического соглашения в объединении издали приказ «О мерах по повышению фонда оплаты труда в условиях реформы розничных цен». Но ни одно из подразделений его не выполнило. Более того, невыполнение плана производства и реализации продукции, которое допускается ежемесячно, начиная с апреля, не позволяет образовать фонд потребления в запланированном размере. Под угрозой срыва находятся меры, намеченные по социальной защите и стабилизации трудового коллектива в условиях реформы розничных цен.
Необходимо в III и IV кварталах выполнить планы по выпуску товаров народного потребления в установленной номенклатуре и план реализации платных услуг населению.
Предстоит заключить и выполнить договоры по реализации населению основной продукции ПО «ВТЗ» — тракторов, двигателей, запасных частей — на сумму 1 млн. рублей, или по полмиллиона ежеквартально.
Намечается по бартеру приобрести импортные товары народного потребления на 10,12 млн. рублей, которые будут проданы работникам нашего объединения (в т. ч. в III квартале — на 3,4 млн. рублей).
Предполагается больше продавать заводчанам продукции подсобного сельского хозяйства — на 462 тыс. рублей (в III и IV квартале).
В объединении будет создано подразделение маркетинга и коммерческой деятельности. Запланировано разработать проектную документацию на торгово-бытовой центр с мастерскими, задачей которых будет оказание услуг населению. Срок — август. Пока же неликвиды, отходы производства, сверхнормативные запасы будут реализовываться через магазин кооператива «Универсал» и магазин «Умелые руки».
Практически всем подразделениям ПО «ВТЗ», в том числе и непромышленным, даны задания по увеличению товарной массы и услуг, реализуемых населению, за счет расширения номенклатуры товаров народного потребления и услуг, реализации отходов производства, неликвидов товарно-материальных ценностей и др. Причем, в III квартале предстоит выполнить 40 процентов задания, а в IV — 60. Самые солидные задания, — в суммах около и свыше 100 тыс. рублей, — у ГСКБ с экспериментальным цехом, отдела материально-технического снабжения, отдела снабжения металлом, отдела внешней кооперации и комплектации, транспортного отдела, цеха кабин, ВMC3. Среди непромышленных подразделений самое крупное задание — 150 тыс. рублей — у жилищно-коммунального управления; у подсобного сельского хозяйства и стадиона «Торпедо» — по 50 тыс. рублей.
В общей сложности нужно дополнительно «заработать» 2335 тыс. рублей. Только при этом условии наше объединение останется «на плаву» и сохранит коллектив. В общем, работать надо…» («Тр-ль», 21 августа 1991).
«НЕ ДАВИТЕ НА НАС»
НЕ ТАК-ТО много людей в первый день антиконституционного переворота открыто проявили на ВТЗ негативное отношение к государственным преступникам — «комитету по чрезвычайному положению».
В ПОЛОВИНЕ двенадцатого в парткоме ВТЗ коммунисты, собравшиеся, как вначале заявлялось, чтобы обсудить проект новой Программы Коммунистической партии, в большинстве своем активно поддержали хунту. Особенно усердствовал секретарь парторганизации ВМСЗ Е. Мамонов.
НО УЖЕ УТРОМ вторника в проходной раздавали свежую «Молву». Кстати, лишь на «Электроприборе» охрана в проходной не захотела помогать демократам. Выход нашелся легко: номерами «Молвы» выстлали подступы к проходной.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ директор ПО «ВТЗ» А.В. Гришин во вторник позвонил председателю горисполкома И.В. Шамову и заявил, что поддерживает российское правительство, но против забастовок.
В СРЕДУ депутатская группа ВТЗ собралась в помещении парткома завода, чтобы определиться, как вести себя в столь сложной ситуации. Вел заседание депутат горсовета инженер-конструктор ГСКБ Ю.Д. Соболевский. С ним на завод пришли депутаты областного и городского Советов. Юрий Дмитриевич обратился к депутатам с просьбой поддержать Верховный Совет России и призвать тракторостроителей к бессрочной забастовке.
В 11 часов 35 минут у проходной внутри завода собрались около 150 человек на митинг. С информацией о событиях в стране выступили Ю.Д. Соболевский и депутат горсовета, совсем еще молодой Андрей Степанков. Большинство заводчан поддержало законное российское правительство, хотя в толпе и звучали реплики, типа, работать надо, а не митинговать.
Зам. генерального директора по кадрам В.И. Бабаев попросил, в соответствии с Указом о департизации в России, перенести политическую борьбу за проходную завода. — Если не будете работать, на что будем жить, — вот его главный довод.
Митингующие зашумели, но гул перекрыл женский голос:
— Мы в эти дни хорошо работаем, и не давите на нас!
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ профкома ВТЗ А.И. Борисов на заседании депутатской группы говорил, что хунту никто не поддерживает, но к экономической забастовке призывать не надо, надо проводить политические митинги.
Кстати, о «давлении»: заводскому радио администрацией ВТЗ было рекомендовано не выходить в эфир до тех пор, «пока все не уляжется».
Корреспондента «Тракторостроителя» В. Стохальского с фотоаппаратурой охрана не пускала снимать митинг, а когда он возмутился, начальник караула сдал Виктора заводской милиции.
Не пустили на завод 20 августа — городского депутата Красавина, 21 августа — областного депутата Брылева. Основание: приказ генерального директора.
Горим, братцы
Лишь три месяца прошло со дня пожара на испытательной станции моторосборочного цеха, а беда пришла вновь. 17 июля вечером загорелся ее подвал.
Пожар высветил немало неприятного: обслуживающий персонал и инженерно-технические работники служб не знают схем управления коммуникациями при авариях; нет технической документации на эти коммуникации; в цехе недостает электриков и слесарей-сантехников. Как и прежде, противопожарные правила не соблюдаются. Не были полностью выполнены и мероприятия по восстановлению последствий мартовского пожара.
Оборудование и коммуникации испытательной станции будут восстанавливаться, все, кто связан с их обслуживанием, пройдут обучение. Но почему даже на собственных ошибках никто не учится, не говоря уж о чужих?!
Что высветил пожар
Чуть не в два раза больше, чем в прошлом году, зарегистрировано пожаров на ВТЗ — тринадцать за первое полугодие.
Несмотря на грозные приказы и наказание виновных, в некоторых цехах регулярно нарушают правила пожарной безопасности.
Яркий пример — пожар, происшедший в конце июня в железнодорожном вагоне. Руководство завода не могло вовремя найти людей для разгрузки угольного порошка, способного при высокой температуре к самовозгоранию, и факт не замедлил случиться» («Тр-ль», 22 августа 1991).
«УМ И ЧЕСТЬ — СОВЕСТЬ ЕСТЬ?
ВСПОМНИМ еще раз этот проклятий понедельник 19 августа… Секретари цеховых партийных организаций ВТЗ собрались в парткоме в 11.30. (Указ о департизации, как видно, не Указ!) И тема нашлась для «сходки»: обсуждение проекта Программы КПСС. В тот момент, когда в Москву, корежа асфальт, вползали тысячи танков, доцент пединститута Владимир Никифорович Константинов витийствовал перед заводскими коммунистами. Отставив в сторону горбачевскую программу, он со смаком пережевывал происходящее. Сначала помянул торговцев, «спекулирующих книгами» — «наконец-то дождусь, когда вас судить будут». Подвел доцент под происходящее и научную базу: «дело давно шло к этому». Разгул этой, ну, как ее, демократии, долго продолжаться не мог. Хаос кругом, война законов, неуважение к коммунистам все это давно стало нетерпимо. «И вот установлена временная диктатура, для того, чтобы предотвратить сползание страны к хаосу».
Пройдясь по «так называемым демократам», тов. Константинов торжествующе сказал, что ему «будет очень интересно посмотреть на своих коллег по кафедре» (как представлял он эту встречу, в наручниках или без?). Апофеозом ГКЧП прозвучали в устах доцента «обществоведення» слова: «Я надеюсь на ум тех людей, которые сейчас взялись нас вывести из кризиса».
В Москве люди уже выходили в это время из шока. Российское руководство начинало бескомпромиссную борьбу с путчем, а делегат XXVIII съезда Константинов нудно пережевывал горбачевскую программу. Сетовал на недостаток атеизма в ней, обрушивался на мягкотелого Горбачева, который — как «мякиш для беззубых».
Наш Президент мужественно боролся с «векачепистами» в Форосе, а капээсэсовский динозавр Константинов вещал: «Давайте дождемся XXIX съезда. Но я не думаю, что в связи с образованием этого комитета будет продолжаться политика вытеснения такой мощной партии из политической жизни».
Потрафил «доцент» (почему-то вспоминается Леонов в фильме «Джентльмены удачи») заводским коммунистам: «Отдельным руководителям, которые своевольничают, не любят быть под контролем, склонны безобразничать, им на руку уход партийных структур с их предприятий».
И все это было, еще раз повторю, 19 августа, в 11.30. Вот так. Страна должна знать и таких незаметных героев, как доцент Константинов. Его выступление неоднократно прерывалось одобрительными возгласами. Прорывался голос секретаря парторганизации ВМСЗ Мамонова: «Привлечь к суду Ельцина!»
И никто не спросил: «Где наш Генеральный секретарь? А соблюдена ли законность?»
Зато сейчас все волшебно преобразилось: именно коммунисты, оказывается, во главе с В.Ю. Никитиным (с их слов, разумеется) были главными борцами с ГКЧП на ВТЗ. Ни много, ни мало.
С. МАЛАХОВЕЦ, корр. «Тракторостроителя»
Р. S. Озадачивает другое: ну, растерялись секретари цеховых парторганизаций ВТЗ в «черный понедельник», смалодушничали, возможно, и вправду поверили, что КПСС при ГКЧП наконец-то «выйдет из окопов». Но в следующие-то дни почему коммунисты ничего не предприняли для того, чтобы объединить, повести за собой людей на поддержку российского правительства?!
«Кто сберег свои нервы — не сберег свою честь»
В пятницу, 23 августа, редактор заводского радио Елена Щукина взяла интервью у депутата горсовета, помощника председателя горисполкома, председателя комиссии по борьбе с преступностью и охране общественного порядка Александра Николаевича ИВАНОВА.
— Скажите, пожалуйста, как горсовет, горисполком оценивают позицию трудового коллектива и руководства тракторного завода в этой экстремальной ситуации?
— После 19 августа, после заседания президиума горсовета, все депутаты с тракторного завода, все без исключения, высказались в поддержку российского правительства и сказали, что на ВТЗ будут проводить работу, которую надо.
После сессии горсовета, когда было принято решение готовить предзабастовочное состояние (на крайний случай, если попытка штурма парламента России будет предпринята и будет, не дай Бог, успешной) и призвать рабочих поддержать российское правительство, на тракторный завод была отправлена группа депутатов.
Я не могу дать оценку официальную, но выскажу личное мнение: Гришин Анатолий Васильевич в телефонном разговоре с председателем горисполкома Шамовым Игорем Васильевичем и сказал, что полностью поддерживает и Обращение к гражданам России и Указ Президента России, за исключением пункта, что надо бастовать, надо работать. Я могу понять его, как хозяйственника, он действительно прав: для завода забастовка была бы катастрофой. С одной стороны, мы понимали его озабоченность, но, с другой стороны, если штурм удастся, у нас другого выхода не будет. Мы говорили: если понадобится, то будем бастовать.
К сожалению, нашим депутатам было очень тяжело пройти на тракторный завод. Если бы не помощь депутата от ВТЗ Юрия Дмитриевича Соболевского, то они бы туда не прошли. A некоторых депутатов не пустили даже на тракторный завод. Это было единственное негативное явление со стороны руководства тракторного завода, а в остальном мы не встречали никакого противодействия.
— Позиция руководства ясна, позиция депутатов — тоже, а вот связывались ли вы с нашей парторганизацией?
— Во-первых, ее там не должно быть, поскольку есть Указ о департизации. Во-вторых, честно говоря, мы знали с самого начала позицию обкома и горкома КП РСФСР (кстати, это неформальная организация, т. к. она не зарегистрирована нигде). Поэтому связываться с низовыми парторганизациями мы считали просто не нужным.
Первый секретарь обкома КП РСФСР Захаров обращался в КГБ с предложением организовать вооруженное патрулирование по городу, поскольку Указом ГКЧП объявлено чрезвычайное положение. Руководство КГБ отказало ему в этом. В общем, позиция коммунистов нам уже была ясна.
— Каковы следующие шаги городского Совета?
— В нашем Совете есть постоянная комиссия по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Мы собираем всю информацию обо всех должностных лицах, которые подчинились указам вице-президента, ГКЧП. Информацию мы будем обрабатывать, затем отправим материал в прокуратуру города и копии — Генеральному прокурору России и Верховному Совету России, где создана специальная группа, которая занимается аналогичной работой в масштабе России.
А дальше дело за прокуратурой. Мы не можем выносить приговоры. Если сочтут нужным, будут вoзбуждать уголовные дела и наказание будет соответственно закону. Нужно принять все меры, чтобы люди знали: случись еще раз подобная попытка, наказание будет адекватно этой попытке» («Тр-ль», 29 августа 1991).
«С интересом я ожидал возможности поехать на испытательную станцию. Но в назначенный день на заводской автобус я опоздал. Пришлось добираться до автовокзала, топтаться в очереди у кассы и на перроне. Из переполненного автобуса на остановке «Испытательная станция» вышел я один.
Асфальтовая дорога поднималась в гору, к ней примыкал соснячок: пахло разнотравьем, грибами. Каюсь, в тот момент очень захотелось побродить по лесу. Но на указателях грозное: «Осторожно, посадки!» Что бы что значило?
Оказалось, что в былые времена любили на здешних склонах устраивать соревнования по мотокроссу. Спорт — дело хорошее, но мотоциклы сдирали дерн, возникали овраги, подмывало дорогу. Коллективу испытательной станции и ее начальнику В.И. Калинкину пришлось немало «повоевать». Теперь соревнования не проводятся, хотя и заглядывают сюда одиночки — потренироваться. Для них — грозные таблички.
Станция расположилась на взгорке. Вплотную к ней садовые домики. Первое впечатление: вот где тишь, да гладь, да божья благодать. На заводе каждый день только и видишь пестрые красно-желтые трактора: то уткнувшиеся носом перед тракторосборочным; то готовые к продаже, но без кабин. Привычны стали аврал и нервотрепка, воровство...
Здесь этого нет. Чистота, порядок. Растут посаженные испытателями сосенки, у главного корпуса - ухоженные цветы.
Впечатляет великолепная вереница тракторов. Новенькие машины с тонированными стеклами: все последние модели «Владимирцев» выставлены здесь. Их установили для съемок в будущую книгу о заводе. Светлое будущее ПО «ВТЗ» выглядит впечатляюще. Жаль, что в обыденной жизни все далеко не так.
Но реальность оказалась не такой уж благостной. Перво-наперво, обратимся к истории создания испытательной станции. Потенциал ее, нынешней, складывался длительное время. Испытывать трактора начали, как только заработал завод. Испытания проводили возле нынешней остановки «Всполье», вокруг водонапорной башни. Оборудования не было практически никакого.
Станция была заложена в 1958 году. Отвели под нее 148 гектаров. Строительство началось в начале 60-х. Основной корпус сдали в 1965 году. Станция развивалась быстро. Появились новые стенды, создали треки для тяговых испытании. Перенимали все лучшее, что было у испытателей других заводов. Многое сделали специалисты станции своими руками.
Чем, собственно, занимается испытательная станция сегодня? Идет аттестация серийно выпускаемой техники. Ежемесячно из партии машин берутся образцы для испытаний. Есть и ежеквартальные испытания. По идее, этим должен бы заниматься отдел надежности, но поручили испытателям, причем, не выделив ни людей, ни дополнительных средств на зарплату.
Главное же — испытания и доводка новых моделей и узлов, конструкторских решений. Сейчас на станции испытывается дуга безопасности. Пока наши тракторы выпускаются с каркасом безопасности. Но на американском рынке, например, более конкурентоспособна именно машина с дугой безопасности. Идут ее испытания на ударную прочность. Они не были удачными, и лишь последнее получилось.
Немало внимания уделяется работе лаборатории виброшумоглушения. Это помогает улучшению акустических характеристик кабин тракторов. С этого года требование нового ГОСТа — 80 децибелл, что соответствует мировым нормам. Зачем это нужно? Дело в том, что экспортный вариант трактора должен соответствовать требованиям мирового рынка. Чтобы трактор «шел» на нем, он должен получить сертификат, причем не «у нас», а «у них». Латиноамериканский рынок обслуживает университет в штате Небраска, а европейский — шведы. Наш завод дает машины туда, но перед этим приходится немало «поколдовать» и специалистам с испытательной станции. Шведы, к примеру, дали свои рекомендации по использованию изоляционных материалов. Пришлось закупить эти материалы в Швеции на сто машин. Но изменились ГОСТы и в нашей стране. Значит, придется решать эту проблему и на внутреннем рынке. И здесь без испытателей не обойтись.
В разгаре стендовые испытания трансмиссии с синхронизаторами, что позволяет переключать на ходу передачи. «Штука» эта нужна, да и трактор в этом случае переходит в более комфортный ряд. Разработки, как и испытания, ведутся параллельно нашими и минскими конструкторами.
Даже перечисление того, над чем работают сегодня на испытательной станции, показывает, что дел у ее работников хватает. Но в последнее время захлестывает «текучка». Экономическая неразбериха, смена поставщиков — все это непосредственно сказывается на работе испытателей. Скажем, возникли проблемы с крестовинами для карданного вала. Нужно унифицировать наши трактора с ГАЗовскими крестовинами, причем, срочно.
Полигон на испытательной станции впечатляет. Многие из наших читателей с ним знакомы, но заочно. Если вы видели проспекты, книги, открытки с фотографиями новейших моделей, выпускаемых ПО «ВТЗ», съемки шли именно на полигоне испытательной станции. Там, на автоматическом режиме, привязанные тросами, одновременно полдесятка тракторов кружатся вокруг столбов, вырабатывая ресурсы моторов, других составляющих трактора. Следят за этим двое. Участок огорожен колючей проволокой. Предосторожность сия не лишняя, т. к. бывало, заходил сюда скот, ноги коровам ломало. Но все эти заграждения бессильны перед подрастающим поколением. Ребятишки из соседнего пионерского лагеря прибегают покататься на боронах. Так и до беды недалеко, а двоим работникам станции с шустрыми пионерами не сладить.
Основа любого дела - люди. И подбирались они на станции не год и не два. Зарплата здесь ниже, чем на заводе, да и добираться до работы непросто. И потому, как считают многие работники станции, трудятся здесь настоящие энтузиасты. «Чужие» сразу отсеиваются.
Посудите сами: самостоятельного статуса, скажем цеха, станция не имеет. 15 лет назад утвержден штат рабочих (17 испытателей двигателей и 15 водителей-испытателей), все они числятся работниками экспериментального цеха. А инженеры-испытатели находятся в штате ГСКБ. Начальник станции В.И. Калинкин считается руководителем лаборатории. Но ведь станция практически автономна. И Калинкину приходится решать порой отнюдь не испытательные проблемы. Надо думать о питании работников, обеспечении углем, охране станции, о подвозе воды. Территория-то не городская! Лишнюю уборщицу взять — неразрешимая проблема. Будь штаты и фонд зарплаты в руках испытательной станции — не возникало бы таких болезненных проблем.
Обновляется коллектив медленно. Все сейчас держится на людях, многим из которых до пенсии 5—10 лет. А со сменой туговато. Оплата ниже, чем на заводе, добираться далеко... Если раньше многие занимались здесь наукой, учились в аспирантуре, то сейчас такой только один.
Для нынешних работников удобно, что рядом коллективный сад № 6, прямо за воротами станции. Многие здесь живут и зимой. «Прирезали» шесть участков для молодежи. Здесь же — два двухквартирных общежития: люди живут, пока работают на станции. Одно капитально отремонтировано, в кирпичную пристройку выведен котелок для отопления. А вот на другое сил и средств не хватает. Других же способов социальной привязки к работе у начальника станции нет.
Да и немудрено. Хозрасчетной такая станция быть не может: испытания ведь немедленную отдачу не дают. А подзаработать другим способом трудно. Была у работников идея на базе станции создать малое предприятие «Владимиртракторосервис», но пришлась она по душе вышестоящим товарищам, которые создали ассоциацию.
Непросто дело обстоит и с перспективами станции - лаборатории. Есть планы расширения — строительства нового корпуса. Под этот проект надо будет строить новую котельную, решать вопросы со снабжением электроэнергией. Heлегко будет и с кадрами. Начальник станции считает, что сейчас для этого не время. Нет ни людей, ни тепла. Если сейчас нелегко с кадрами, то что будет дальше? Есть и другие мнения: без расширения станция не будет иметь перспектив.
В этих двух позициях есть свой резон, и мы обещаем заняться этой проблемой поглубже.
Вот так живут испытатели. Коллектив работоспособный. Создать хороший потенциал нелегко, и сейчас главное — не «пустить его по ветру». Я понимаю руководство завода - сейчас «не до жиру, быть бы живу» ПО «ВТЗ». Внутриэкономический союзный «облом» всем боком выходит. Но ведь без науки, без квалифицированных кадров, работающих на будущее, последнее и не наступит.
С. МАЛАХОВЕЦ, корр. «Тракторостроителя»
«Золотой ключ к богатству»
Почти в 400 км. от Пекина находится г. Синтай. Главное предприятие в нем — тракторный завод. Это предприятие — монополист в стране. Оно производит тракторы-малютки — 12, 14, 16 лошадиных сил. С августа нынешнего года стали выпускать новые машины, помощнее — 18, 20, 22, 25 лошадиных сил, импортировав технологию из Италии. Сейчас они проходят испытания в китайских провинциях.
«Золотой ключ к богатству», — так называют мини-тракторы китайские крестьяне. Этим «ключиком» синтайские тракторостроители решили помочь обзавестись и нашим земледельцам. В конце августа генеральный директор Синтайского тракторного завода, инженер Ли Ченчжун побывал с коллегами на Владимирском тракторном заводе. Во время переговоров с генеральным директором ПО «ВТЗ» А.В. Гришиным и представителями внешнеторговой фирмы «Владимирец» речь шла о взаимных поставках комплектующих узлов и деталей. Мы китайцам — свой Т-25 и Т-30, они нам — мини-тракторы. А сборка — непосредственно на тракторных заводах.
Как сказал А.В. Гришин, будет вырабатываться соглашение о партнерской сделке. Возможно, в Китай с ВТЗ будут поставлять и двигатели. В ближайшем будущем в Синтай отправится Владимирская делегация.
Посмотреть там есть что: на тракторном заводе трудятся 3200 человек, а технического персонала всего 450; в год этот коллектив выпускает 50 тысяч тракторов-малюток. 40 процентов узлов и деталей производится непосредственно на предприятии, остальное получают по линии кооперации. На заводе хорошие условия труда, многое сделано для того, чтобы люди не только работали с полной отдачей, но и могли потом восстановить свои силы. Есть на предприятии и собственное телевидение.
В 50-е годы китайские специалисты учились делать тракторы на нашем заводе. И вот пришла пора для взаимовыгодного сотрудничества.
Е. НИКОЛАЕВА


Эпизод встречи с китайскими тракторостроителями

Правильное решение принял генеральный директор, разрешив открыть магазины по продаже рабочим продуктов из подсобного сельского хозяйства непосредственно в цехах. Большая заслуга в том, что у работников цеха автоматических линий нет проблем с покупкой продуктов, принадлежит начальнику ЦАЛ т. Арсеньеву.
Пока на территории завода действуют три магазина: в цехе автоматических линий, в корпусе серийных деталей и основной. Планируется открыть и четвертый — в теплоцехе. От профсоюза при каждом будет действовать комиссия из трех человек. Талоны они будут получать в основном магазине и распределять среди рабочих, у которых будет возможность приобретать молочные и мясные продукты без сутолоки очередей» («Тр-ль», 10 сентября 1991).
«- ИЗ ЧЕРЕПОВЦА вернулся генеральный директор ПО «ВТЗ» А.В. Гришин. Он договорился о поставках металла на большую часть годовой программы. Правда, не «даром», а в обмен на тракторы.
НЕ СКАЖЕТ АСТРЮЛЯ: «БЕДА!»
Говорят, в Японии тамошние умельцы создали недавно кастрюлю, которая может напомнить своей забывчивой хозяйке: «Госпожа, вода закипела!» У нас подобная информация вызывает грустную улыбку.
О каких «говорящих» кастрюлях можно вести речь, если и обычных-то в наших магазинах не купить. А ведь на ВТЗ тоже делают кастрюли, и неплохие. только почему-то все реже их видят покупатели.
Наш фоторепортаж — из цеха кабин ВТЗ, где более трех лет назад был создан участок, изготовляющий кастрюли для кипячения молока. С двойным дном, со звуковым сигналом. Молоко в них не убегает и не подгорает. Стоит кастрюля сегодня 16 рублей, хотя совсем недавно на ценнике значилось: 4 руб. 20 коп. Ну, это не наших заводчан вина. Дело в том, что резко подорожал пищевой алюминий.
Мы беседуем с начальником участка Валерием Тимофеевичем Мальцевым о том, как идут дела.
После почти 3-х месячного простоя из-за отсутствия комплектующих участок снова заработал. К сожалению, за этот период уволилось более трети квалифицированных рабочих. Участок фактически оголен и оставшимся приходится выполнять по несколько операций. А это отрицательно влияет на производительность труда. Вместо обычных двух стали работать в одну смену.
Месячный план — 25 тысяч кастрюль, выполнить невозможно. Отсюда и низкий заработок.
Руководство цеха пытается как-то разрешить ситуацию. Были переговоры с руководством ВТЗ и заводским кооперативом «Универсал». Но выход пока не найден, т. к. не определены условия, при которых участок станет кооперативным.
Искать же его надо, иначе через месяц-два выпуск кастрюль может прекратиться, рабочие разбегутся.
О ЧЕМ не узнает Ганс
На тракторном во вторник, десятого сентября, побывали немецкие телевизионщики. Они готовят для второго канала немецкого телевидения, контролируемого кампанией ЦДФ, 45-минутный фильм. Условно тему его можно назвать так: «Как советскому фермеру купить трактор». Группа побывала на Псковщине, встречалась там с нашими фермерами и те в один голос возопили: «Не можем купить трактор!» А так как Германии поить и кормить нас уже накладно, то решили телевизионщики, которые тоже платят налог на «разрушенный социализм», провести самостоятельное расследование. Побывали они в понедельник в приемной Горбачева (интересно, чем их там порадовали?), во вторник утром посетили Нижегородскую ярмарку, а после обеда подкатили к тракторному заводу.
Их повели в тракторосборочный цех, где дали отснять допотопный фордовский конвейер и стройные колонны свежеиспеченных тракторов. Но этого немцам показалось не достаточно, и они попросили, не много — не мало, организовать встречу с бывшим секретарем парткома, а также отснять его апартаменты. Тут и вышла некоторая накладочка. Знакомить телевизионщиков с занявшим солидную должность «бывшим» на заводе не захотели, куда-то запропастились и ключи, хотя в предыдущие дни из кабинетов несли и несли куда-то ценный партийный груз. Правда, промелькнула идейка: подсунуть «ряженого» секретаря. Но кандидат на эту должность отказался — не прельстила даже возможность предстать на телеэкранах перед арийцами.
Пришлось немцам довольствоваться малым. Сняли они с улицы плотно занавешенные желтыми шторами окна бывшего парткома, потолклись в коридоре: в объектив попали лишь обитые дерматином двери со следами отвинченных табличек.
Что ж, посмотрят теперь немецкие телезрители фильм об этой странной Московии с ее бестракторными фермерами и заваленными тракторами заводами, вздохнут, и, глядишь, подкинут посылочку-другую на Рождество.
С. ПЕТРОВ
Вдоль Клязьмы — реки
Трасса 22-километрового легкоатлетического пробега Вязники—Мстёра пролегала по живописным местам вдоль реки Клязьмы. Победителем стал Алексей Павлович Бутаков, заводчанин, получивший 150-рублевый приз. Первое место среди женщин заняла С. Миронова, также выступавшая за команду ВТЗ. Она получила денежный приз — 50 рублей. Член клуба любителей бега «Бодрость» В. Морганов был третьим победителем пробега. Среди юношей на трассе 5 километров лидировал Александр Бутаков. А всего в соревнованиях участвовали около 50 бегунов.
8 сентября, т. е. в тот же день, что и соревнования в нашей области, проводился 10-километровый кросс в Курске. Организатором его был Российский совет профсоюзов. Погода была дождливая, трасса — тяжелая, но мастер спорта СССР Александр Куфтырев, оператор станков с ЧПУ из ВЗИТО, пробежал дистанцию за 31.57 и занял восьмое место. Команда Владимирской области стала победительницей соревнований.
Н. ПЕТРОВ, зав. спорткорпусом «Бодрость»
Крепнут партнерские связи
О перспективах дальнейших контактов с КНР мы беседуем с директором внешнеторговой фирмы «Владимирец» В.Я. КРАСИЛЬЩИКОВЫМ
— Месяца два назад, до синтайцев, к нам приезжали представители другого тракторного завода, расположенного более чем в тысяче километров от Пекина. Предприятие в Фин-Шоу специализируется на выпуске тракторов мощностью 18 лошадиных сил.
И те и другие визитеры заинтересованы в сборке у нас мини-тракторов.
Переговоры ведутся на уровне взаимовыгодного сотрудничества. Есть договоренность о поставке узлов тракторов из КНР к нам. Соберем и реализуем. Китайская же сторона заинтересована в большей степени получением от нас оборудования, станков, агрегатов.
— Как обстоят дела с нашими постоянными партнерами?
— С нашими традиционными партнерами, в частности, акционерным обществом «Беларусьмашинери» (США), «Беларусьтракторз» (Австралия), «Беларуськанада оф Эквипмент» (Канада), дела идут нормально.
Мы ежегодно реализуем в США до тысячи тракторов, и нынче не сбавили темпы. Уже поставили 300 Т-25А, дополнительно подписан контракт на поставку 800 штук (без кабин и сидений), они будут укомплектовываться на месте. Упрощенный вариант трактора и заводчанам изготовить легче.
Большой спрос на североамериканском рынке на тракторы Т-30. Их готовы приобрести до тысячи в год.
В странах Восточной Европы у нас традиционные коллеги. Но сейчас, в связи с нехваткой свободно конвертируемой валюты и у нас, и у них, расчеты затруднены. Одна из причин того, что туда мы поставляем сейчас тракторов меньше, чем прежде, — что потребности потребительского рынка Венгрии, Польши, Болгарии в тракторах типа «Владимирец» снизились.
Однако за последнее время появилась возможность решать наши проблемы на бартерной основе. ВТО «Трактороэкспорт», через который мы действуем, имеет на это разрешение от правительства. Но при реализации тракторов завод получает рублевое покрытие полностью, а товарное — лишь 60 процентов. Остальное идет в пользу «Трактороэкспорта». Так что сейчас мы добиваемся разрешения проводить самостоятельные бартерные операции. От министра Минсельхозмаша разрешение получено, дело — за российским правительством.
— Есть ли трудности в изготовлении экспортных тракторов у нас на заводе?
— Заводы — смежники срывают нам поставку комплектуюших: металлопроката, материалов химической промышленности. Мы несем дополнительные затраты, связанные с покупкой импортных комплектующих и материалов за валюту. Объединение закупало амалогированные сидения, стекла, фары, насос-дозаторы. Придется закупать за рубежом фрикционные и прокладочные материалы, т. к. сегодня запрещено использовать на тракторах асбестосодержащие материалы. Мы идем на эти затраты, т. к. должны поставлять на западный рынок конкурентоспособные машины.
И все-таки ПО «ВТЗ» выгодно экспортировать свою продукцию. Мы испытываем трудности, но западные партнеры понимают нас, надеясь, как и мы, что это временно. На зарубежном рынке мы работаем уже более 20 лет, имеем хорошую репутацию» («Тр-ль», 17 сентября 1991).
«- ЗАМЕСТИТЕЛЬ генерального директора ПО «ВТЗ» Ю. Киселев и начальник ООТиЗ В. Щербович собираются в командировку в Польшу и Венгрию изучать опыт приватизации промышленных предприятий.
- НА ВТЗ создается отдел рабочего снабжения (ОРС).
СОБИРАЕМСЯ ПЕРЕЙТИ РЕКУ – ИЩЕМ БРОД
В канун Дня машиностроителя мы встретились с генеральным директором ПО «ВТЗ» Анатолием Васильевичем Гришиным и попросили его ответить на ряд вопросов.
— Анатолий Васильевич, время сейчас беспокойное, обстановка нестабильная. На заводе ходят слухи о том, что, возможно, объекты соцкультбыта пойдут с молотка. Так ли это на самом деле?
— Я — не сторонник передачи наших социально-культурных объектов кому-либо.
Все, что мы предпринимаем сегодня, направлено, прежде всего, на то, чтобы коллектив объединения не испытывал больших сложностей в этот трудный период. Почему, мы, например, взяли второе подсобное хозяйство — совхоз «Борец»? Да потому, что это позволит нам расширить возможности снабжения работающих продуктами сельского хозяйства.
Самое главное сегодня — обеспечить социальную защищенность трудового коллектива, а для этого необходим устойчивый ритм работы по выпуску тракторов, двигателей, запасных частей, надо получать прибыль, наращивать объемы производства.
Жизнь усложнилась, государственные ведомства фактически не существуют. Нет Совета Министров, Госплана, Госснаба...
— И что же предпринимает руководство объединения?
— Мы перешли на прямые связи и поставки. Опыта нет. Но по мере сил поддерживаем работоспособность коллектива, стараемся не допускать длительных простоев цехов и конвейеров. Очень жаль, что объем выпуска продукции, ритм производства тракторов несколько снизился по сравнению с прошлым годом. Ценой больших усилий мы выполняем план по прибыли, сохраняем рентабельность производства. Главным образом, для того, чтобы обеспечить увеличение заводского фонда потребления.
Мы вступили в акционерное объединение «Автосельхозмашхолдинг». Президентом единогласно избран Н.А. Пугин. Вы знаете — это наш министр. В октябре соберутся учредители акционерного объединения. Тогда и будем решать вопрос акционирования или разгосударствления наших производственных фондов.
Мы намерены вступить в ассоциацию «Северосталь» на базе Череповецкого металлургического комбината. Это даст большие возможности в обеспечении нашего производства металлопрокатом.
С руководством ассоциации мы нашли общий язык. Заключен договор на поставку нам 45 тысяч тонн металлопроката — это 75 процентов того, что нужно для программы будущего года, 17 тысяч тонн кокса (100 процентов), 24 тысячи тонн чугуна (это полугодовая норма потребления ПО «ВТЗ»).
Заключаем договор с Череповецким прокатным заводом, откуда надеемся получить значительную часть металла.
— Переход к рынку требует создания хороших условий для труда. Что на нашем предприятии предполагается для этого сделать?
— Сегодня нельзя не заниматься техническим перевооружением, созданием новых и заменой старых технологических потоков. Смонтировали и запускаем в производство автоматическую линию по обработке корпуса главной передачи; будем менять третий конвейер на автоматическую линию в литейном цехе № 1; остановим производственно-поточную линию по обработке блока двухцилиндровых двигателей в моторном цехе № 2 и перейдем на обработку на автоматической линии, запустим новый шлифовальный станок фирмы «Кикинда» в моторных цехах № 1 и 2. Занимаемся вопросами регенерации формовочной земли в литейных цехах. Это вопрос и экономический, и экологический.
В невыносимых условиях у нас работают коллективы транспортных цехов № 1 и 2. К строительству нового транспортного цеха № 2 приступаем.
В приспособленных помещениях располагаются у нас продукция, материалы. Мы делаем блок складских помещений. Развиваем свою строительную индустрию. Все это требует серьезных капитальных вложений и материальных затрат, а централизованного финансирования нет. Поэтому надо разумно осваивать новые технологические потоки, процессы, которые бы давали быструю отдачу, скорее окупались.
***
Два-три раза в месяц в цехах ВТЗ начинается ажиотаж: делятся скороварки и кроссовки, полотенца и колготки ... Если кому-то не достается (что при 16-тысячном коллективе не удивительно), то ругают отдел материально-технического снабжения. Если товары дороги, плохи, неходовых размеров, то в адрес снабженцев тоже отпускаются нелестные эпитеты. В общем, «бедному Ванюшке все камушки». Мы же встретились с Николаем Петровичем Серовым, начальником отдела материально-технического снабжения, для того, чтобы сказать ему... спасибо. За то, что избавляет, по мере сил, тракторостроителей от необходимости стоять в бессмысленных очередях.
— Вас кто-нибудь из заводчан благодарил, Николай Петрович?
— Никогда! Все больше критикуют, не зная, что договоры на поставку товаров народного потребления заключают и генеральный директор, и главный инженер, и отделы, и профком — кому какая сделка удастся. А вот документация проводится через наш отдел. И мы оказываемся «крайними». Так было, к примеру, недавно, когда люди жаловались на то, но что продавали костюмы больших размеров, безобразные кроссовки, дорогие плащи. Но наш отдел к этой бартерной сделке никакого отношения не имел. Этим занимался профсоюз, а нам пришлось «кашу» расхлебывать.
— Все ли товары, что поступают на завод, меняются на тракторы?
— За весь этот год мы для бартерных сделок использовали около 70 тракторов «на тряпки» и около 150 — на нужды основного производства.
— Выгодны ли такие обменные операции ВТЗ?
— Конечно. Порой за пять—десять тракторов мы получаем товаров на сотни тысяч, а то и миллионы рублей. Нашему отделу дан план по предоставлению услуг населению и увеличению товарной массы, примерно, 200 тысяч рублей в месяц, а мы ежемесячно имеем до 2-х миллионов.
— Это не за счет того, что цена, по которой товары продаются заводчанам, значительно превышает ту, что на ценнике?
— Цены растут быстро. Порой, ценники менять не успевают. Но чаще всего случается так, что мы продаем товары по той цене, которая обозначена в договоре с поставщиками, а она в последнее время достаточно высока. А люди не привыкли к высоким ценам. Им бы подешевле. Но я в этом случае вспоминаю поговорку: «Скупой платит дважды».
— И за что же нам предстоит заплатить в сентябре—октябре?
— За простыни, скатерти, платьевую ткань, гобеленную. Цены приемлемые: от 12 рублей до 40. Из Прибалтики есть предложение о поставке парфюмерии — шампуней, кремов, лосьонов. Причем, без бартера.
За последние годы у нас появились традиционные партнеры в Прибалтике и России. Мы можем с ними выгодно сотрудничать. А уж если бы нам давали для бартерных сделок ежемесячно 50—100 тракторов (а это всего один день работы ВТЗ), то мы могли бы закупать товаров народного потребления на 3—4 миллиона рублей каждый месяц. К сожалению, производственная программа выполняется плохо.
— Но ведь это не основная работа отдела. Не собираются ли вас освободить от нее?
— Готовится положение о создании в объединении отдела рабочего снабжения. Но, я думаю, на первых порах у ОРСА будет немало трудностей. Ведь нет ни складских помещений, ни людей. Я же свое не отдам.
— Сколько у вас людей?
— В отделе 73 человека. Средний возраст — 30 лет. Хорошие специалисты. Хочу похвалить особенно В.И. Маркова, А.Ф. Смирнову, В.А. Курганова, Р.И. Васину, Г.А. Сабанееву.
Сейчас экономические связи нарушены. Приходится много ездить по стране, чтобы обеспечить объединение необходимым.
— Может, отдел надо расширить?
— Лучше повысить зарплату. А работоспособность своих подчиненных я знаю.
Интервью провела Е. СМИРНОВА» («Тр-ль», 27 сентября 1991).
ШАЙКИ НЕ ДОПЛЫЛИ
Недавно из Владивостока вернулся заместитель генерального директора ПО «ВТЗ» В.И. Бабаев. Нет-нет, рано радуетесь, товарищи тракторостроители. Свежепросоленной кеты и горбуши он на наши машины не наменял. На российскую окраину привела его совсем другая забота ...
Мы уже писали в репортаже «Наши шайки в Южно-Китайском море» о том, что вьетнамские рабочие отправили на родину очередную партию контейнеров с нехитрым товаром. Все в рамках межправительственного соглашения — нравится это нам или нет. Но дело в другом. Ильичевский порт вдруг увеличил цену за отправляемый контейнер с 2 тысяч до 30 (!) Порту, конечно, денежки не лишние. Да вот вьетнамцам, за исключением чердачных предпринимателей и кооператоров, ильичевский ценовый беспредел не по карману. Этак добытые потом и кровью бачки и кастрюли станут золотыми.
Именно поэтому 12 контейнеров застряли с марта на полпути к вьетнамским джунглям. С целью подвигнуть их на дальнейший путь и прибыл на Дальний Восток тов. Бабаев. Власть там пока советская, к японцам вольный город Владивосток еще не присоединился, а посему пришлось нашему руководителю помыкаться среди местного чиновничества. Но, слава Богу, хорошо то, что хорошо кончается. По нашим данным, «проблема вьетнамских шаек» на год нынешний почти решена» («Тр-ль», 1 октября 1991).
ЭХО МАЙСКОГО АРЕСТА
НАРОДУ собралось столько, что (какое там яблоку?) вишневой косточке упасть было негде. Около пяти месяцев ждал коллектив этой встречи, желая знать правду об обстоятельствах ареста управляющего ПГКО Александра Николаевича Кузина.
Когда в мае его арестовали, словно гром прогремел под крышей цеха, и до сих пор люди не хотят верить в то, что Кузин — взяточник.
С его именем справедливо связывают возрождение бывшего цеха шестерен, а затем — становление производственного государственно-кооперативного объединения «Эвольвента» — «первой ласточки» новых экономических отношений на ВТЗ.
Три года назад хуже цеха шестерен на заводе, пожалуй, и не было — из рук вон плохой работой он «тянул назад» многие подразделения и все предприятие в целом. Что ни делали — ничего не помогало. Тут пришел Кузин. (Не случайно, конечно. Его «заметили», когда он еще работал механиком в цехе кабин, затем начальником цеха товаров народного потребления). И произошло чудо. Как барон Мюнхгаузен выскочил из болота вместе с конем, рванув себя за волосы, так, собственно, и Кузин, оставаясь, как говорят, «при своих» — с тем же коллективом, на тех же площадях, с тем же изношенным оборудованием — резко вырвался вперед. Ему, разумеется, помогали, повысили, например, зарплату рабочим. Но помогают и другим, да толк не всегда есть.
Кузин буквально зажигал идеями себя и окружающих, кипел масштабными планами и, главное, успешно осуществлял их. Сейчас мы вновь нередко вспоминаем сталинский лозунг: «Кадры решают все!» Вспоминаем с иронией: без кардинальной ломки системы никакие кадры ничего не решат. По большому счету это верно. Но верно и другое: система сама по себе не сломается. Ее ломают люди — такие, как Кузин.
Он с блеском окончил Московский институт стали и сплавов. На ВТЗ проработал несколько лет и стал заметной фигурой. Ему предсказывали великолепную карьеру. Сегодня можно выдать некоторые секреты. Его ждала длительная престижная заграничная стажировка, его готовили на очень высокую должность в администрации ПО «ВТЗ». А тут вдруг — взятка. Действительно трудно поверить.
И коллектив «скис». Дела заметно ухудшились. Конечно, тому есть немало причин. (Чтоб сильно не отвлекаться, назову в скобках одну из них — со сторонними организациям и ПО «ВТЗ» рассчитывается по новым ценам на продукцию, а с «Эвольвентой» — по старым, по тем, какие были записаны в договоре, составленном в прошлом году). Однако, без сомнений, арест Кузина сильно изменил — не в лучшую сторону — морально-психологическую обстановку в коллективе. Коллектив, как и человек умеет страдать.
Встреча со следователем, по логике вещей, должна была снять напряжение. Но этого не получилось.
РАССКАЗ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Надо отдать должное В.Н. Бахиреву. Его рассказ был достаточно подробным и объективным. У нас нет стенограммы: в самом начале встречи прозвучала просьба выключить магнитофон. Поэтому я изложу выступление следователя так, как успел записать авторучкой.
Вот что сказал Вячеслав Николаевич Бахирев:
— На всех деталях и на тончайших методах в ходе следствия я не могу останавливаться. Это — следственная тайна. А потому буду говорить в общем виде. Виновен Кузин или нет — установит суд. Мы же представим обвинительное заключение. Сейчас следствие заканчивается. Суд, очевидно, состоится в ноябре.
Все началось со встречи Кузина с председателем кооператива «Глобус» В.К. Макаровым. На ВТЗ этого человека могут знать — одно время он был мастером на экспортном участке в тракторосборочном цехе. Искал «лучшие» места, работал таксистом.
В «Глобусе», кроме Макарова, по сути никого не было, все «члены кооператива» оказались подставными лицами. Тем не менее регистрация во Фрунзенском райисполкоме состоялась — документы никто не проверял.
Занимался «кооператив» торгово-скупочно-закупочной деятельностью. Скупал продукцию на юге, в других регионах, привозил сюда и продавал. Планы были большими, но еще больней оказалась некомпетентность в предпринимательском деле. Естественно, не только прибыли, но и денег на счету постоянно не было, даже на зарплату тем, кто числился — бухгалтеру, снабженцу. Оставался один выход — брать кредиты. И Макаров обращался ко многим, но в большинстве случаев ему отказывали, а вот Александр Николаевич Кузин не отказал.
Макаров нашел Кузина, неоднократно встречался с ним. Просил 50 тысяч. Кузин не торопился. И все же в марте 1990 года составили договор, определили срок возврата кредита: через три—четыре месяца.
Вот здесь Кузин сделал первое нарушение — пошел на такую операцию, не имея решения общего собрания «Эвольвенты» или, в крайнем случае, правления, хотя по уставу это необходимо. Он все решил единолично, дав команду бухгалтеру перечислить 50 тысяч рублей на счет «Глобуса».
Не хочу кривить душой, мне Кузин нравится. У него большие организаторские способности. Знаю, как он вытащил из прорыва ваш цех шестерен. Знаю, что у него были большие планы и на будущее, и наверняка они бы осуществились, но встреча с Макаровым все круто изменила.
Макаров обещал «Эвольвенте» высокие проценты, обещал развернуть в коллективе торговлю дефицитными продуктами. Но все это оказалось болтовней. Деньги он израсходовал, а когда подошел срок возвращения кредита, ему не чем было платить. Взмолился: дайте отсрочку. А тут еще проценты, штрафные санкции стали «набегать»…
Терпение у Кузина лопнуло. Был собран материал в Госарбитраж уже почти на 60 тысяч — столько «набежало». Арбитраж удовлетворил иск. Наложил вето на расчетный счет «Глобуса». А там ни копейки. Тогда Макаров занимает 100 тысяч в Вязниках - у малого предприятия. Дали на месяц, а до сих пор не могут получить, сумма уже выросла до 150 тысяч.
Для того, чтоб как-то возместить ущерб, «Эвольвенте» надо было обратиться в суд, чтобы арестовали имущество кооператива. И такой материал готовили. Узнав об этом, Макаров начинает уговаривать Кузина дать еще один месяц отсрочки, не торопиться с обращением в суд.
Финал: за получение взятки, за предоставление такой отсрочки Кузин был арестован. Причем, взяли его с поличным. В сарае нашли сверток с деньгами, принесенный Макаровым. На вопрос, были ли на свертке отпечатки пальцев, следователь не ответил, зато подчеркнул, что Кузин признался в получении взятки. У него лучший адвокат области, адвокат номер один — Николай Николаевич Атабеков ...
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА
НА ЭТОМ В.Н. Бахирев свое выступление закончил, но встреча продолжалась. Градом посыпались вопросы. Если следствие завершено, нельзя ли выпустить Кузина до суда на свободу, взяв с него подписку о невыезде и т. п.? Что с Макаровым? Не смущает ли следователя, что вся эта история очень хорошо вписывается в дела против предпринимателей, широко развернутые накануне августовского путча? Не был ли Макаров «подсадной уткой»? Какой резон был Макарову давать взятку, неужели он не понимал, что рано или поздно попадется? Распускаются слухи, что у Кузина описано имущество. Правда ли это?
На одни вопросы следователь отвечал односложно: нет. На другие — развернуто.
Он, в частности, сказал, что 173 статья, по которой обвиняется Кузин, предусматривает лишение свободы от трех до десять лет. Не может быть и речи об условном наказании или передаче на поруки, если, разумеется, суд признает Кузина виновным. А раз так, то выпустить его на свободу до суда не представляется возможным.
Узнали, причем, «с чувством глубокого удовлетворения», что неделю назад наконец-то арестован Макаров. Неубедительными только показались доводы следователя, почему этого не сделали раньше. По его словам, надо было провести несколько ревизий, бухгалтерскую экспертизу.
Макаров привлекается по статье 93 прим. Она предусматривает наказание от 8 до 13 лет. Удивительно, но дела Кузина и Макарова предполагается рассмотреть вместе. Причем, обвиняя Кузина в получении взяток, Макаров будет выступать в роли свидетеля! За дачу взяток его не арестовали, потому что явился «с повинной». По закону это освобождает гражданина от уголовной ответственности.
Что касается Кузина, то он, повторил следователь, был взят с поличным. А вот насчет того, что у него многое описали — это вздорные слухи, подчеркнул В.Н. Бахирев, неизвестно, кто и зачем их распространяет. Дачи у Кузина нет — только-только взял ссуду — 25 тысяч — на ее строительство. Ничего лишнего у него не было. Ничего и не изъяли.
Словом, коллектив решил защищать Кузина «до конца». Единогласно избрали общественного защитника. Это — член совета ПГКО «Эвольвента», начальник производственно-диспетчерского отдела ПО «BТЗ» Валерий Николаевич Нагорный» («Тр-ль», 8 октября 1991).

Далее »»» ПО «Владимирский тракторный завод» в октябре-декабре 1991 года

Категория: ВТЗ | Добавил: Николай (08.10.2025)
Просмотров: 29 | Теги: владимир, трактор, завод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru