Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » ВТЗ

ПО «Владимирский тракторный завод» в июне-июле 1991 года

ПО «Владимирский тракторный завод» в июне-июле 1991 года

Назад »»»» ПО «Владимирский тракторный завод» в апреле-мае 1991 года

«15 мая состоялась конференция трудового коллектива ПО «ВТЗ». 220 делегатов рассмотрели два вопроса: о социальной защищенности работников предприятия и об учреждении фонда милосердия и социальной помощи.
С докладом по первому вопросу выступил генеральный директор ПО «ВТЗ» А.В. Гришин. Главное внимание он уделил финансовому положению и мерам, направленным на смягчение ценового апрельского шока для работников коллектива. Вот изложение выступления.
Ситуация, которая сложилась в 1990 году, хорошо известна. Объединение закончило год с убытком в 6 млн. рублей. Такого в истории ВТЗ еще не было. Были предприняты чрезвычайные меры, что позволило избежать катастрофы. Но принятые решения были выполнены лишь на треть. Вся нагрузка перешла на этот год. Предстоит решать вопросы финансирования производственной деятельности, оплаты труда, строительства жилья в условиях, когда уже ясно, что государственной дотации не будет.
Что же было сделано?
Во-первых, удалось стабилизировать экономическую деятельность предприятия в первой четверти года, что положительно сказалось на финансовом положении объединения.
Но часть благополучия достигнута за счет остатков с прошлого года. Производство тракторов увеличилось на 1,7 процента, тракторных двигателей — на 3,2 процента, товарной продукции — на 3,4 процента. За четыре месяца получен 21 миллион рублей прибыли. Конечно, мало, но остальные заводы отрасли вообще уменьшили выпуск продукции.
Во-вторых, удалось погасить централизованный кредит на капитальное строительство в сумме 26 млн. рублей. Из централизованных источников профинансировали промышленное строительство. Этого добились лишь четыре завода в отрасли.
В-третьих, один из источников улучшения положения — внешнеторговая деятельность. На 1991 год выделено 9 тысяч тракторов на экспорт, и нужно получить максимум прибыли от этого.
В-четвертых, за счет повышения цен значительно повысилась рентабельность. По двигателям она составила 23 процента, а по тракторам - 20 процентов.
Пятое, и последнее, но самое главное. Удалось решить вопросы материально-технического снабжения. Это позволит осуществлять производственную деятельность.
Но вопрос материально-технического снабжения неизбежно встанет перед нами в будущем. До сих пор не получены фонды, не прикреплено много номенклатурной продукции. Поставщиками расторгаются договоры. Тяжело сказывается и кризис, возникший в металлургии после шахтерских забастовок.
Принятые меры позволили увеличить заработную плату в этом году, выплатить 13-ю зарплату за 1990 г. Полтора миллиона рублей направлено на удешевление питания, на финансирование детских садов, базы отдыха, пионерских лагерей. И это при том, что еще в начале года завод был на грани банкротства.
Рост цен, видимо, будет продолжаться. Поэтому и дальше придется решать вопросы по увеличению заработной платы и социальной защищенности коллектива. Главная наша задача — сохранить его.
Кабинет министров СССР предоставил право предприятиям министерства увеличить базовый фонд потребления до 400 рублей вместо 250. Но право дано за счет реализации продукции. Деньги предстоит зарабатывать самим. В базовый фонд не включена шестидесятирублевая компенсация и дотации на питание. Мы можем платить за питание не 40 рублей, а все 140. Но эти деньги необходимо зарабатывать. Тракторы нашего завода пользуются большим спросом: их берут и на бартер, и по договорной цене за 20 тыс. рублей. Мы могли бы жить безбедно. Но в апреле не додано 500 тракторов. Займемся арифметикой: 500х20 тыс. pублей или 500х6 тонн мяса... Главное в принятом приказе — прибавку к зарплате нужно зарабатывать. Дополнительный фонд можно сформировать только за счет производства: выполнения и перевыполнения плана.
На нынешний момент необходимость самим укреплять свое благосостояние до сознания коллектива не доведена. Процветают безpaзличие, халатность, пассивность. В апреле мы работали ниже своих возможностей, как и в мае.
Это может поставить под угрозу выполнение плана. Нужно хотя бы создавать страховые заделы. Следует всем посмотреть: где можно снизить затраты, плановые и внеплановые.
Важно отметить следующее. Мало зарабатывать деньги, нужно иметь еще и продукты питания. Промышленную продукцию купить легче, а вот с продовольствием дело обстоит не просто. Сейчас в Москве решается вопрос о передаче нам совхоза «Борец». Этот совхоз в 4 раза больше «Березников», и мы можем обеспечить себя молоком и мясом. Плохо? Мало? Давайте делать вместе. А то ведь что получается: картошку сажать не хотим, а ведь в этом году нам будет нужно 2,5 тыс. тонн картофеля. Госторговля ничего не даст, а нам нужно обеспечить столовые, школы, детские сады. Но договоры-то мы заключили, а выполнять не хотим.
Сложная ситуация с жильем. Очередь растет, а жилья мало. Советы новые навыбирали, а план по городу выполнен лишь на 40 процентов. Что же делать? Выход один: придется строить самим.
Был задан ряд вопросов:
— Какова цель сегодняшней конференции?
Генеральный директор:
— Мы обсуждаем вопрос о социальной защищенности работников завода. Но многие воспринимают это буквально: будто бы речь идет о росте зарплаты до 400 рублей. Так не получится. У кого-то будет 600, а у кого-то останется 250.
— Предлагаю компенсацию на питание одинаковую для всех, а не кому-то по 40 рублей, а другим — по 30 и 20.
Генеральный директор:
— Не знаю, какой у нас сейчас социализм. Раньше был развитой, а какой нынче — неизвестно, но все-таки социализм. А распределение при нем, как известно, по труду. Поэтому нужно создавать приоритеты тем, кто производит материальные блага. А то сколько у нас сейчас управленцев! Если мы не будем сокращать управленческий аппарат, то не увеличим эффективность труда. Скоро в литейном некому работать будет, а мы будем кричать, делить всем поровну.
Затем было принято постановление по первому вопросу, в котором одобрены меры администрации и профсоюзного комитета по социальной защите коллектива объединения. Конференция трудового коллектива обязала администрацию основные усилия направить на выполнение производственной программы.
С докладом по второму вопросу выступил заместитель генерального директора Ю.В. Киселев. Он отметил, что особую остроту приобретает защита пенсионеров, больных, инвалидов и многодетных семей. В «Тракторостроителе» был опубликован Устав фонда милосердия. Теперь предстоит обсудить и принять его.
Фонд — это самостоятельная организация, являющаяся юридическим лицом. Он имеет свой расчетный счет в банке. Учредителями выступили ПО «ВТЗ» и профком объединения. Главная цель фонда — помощь низкооплачиваемым слоям населения. Деятельность будет строиться по трем направлениям: формирование фонда, распределение пожертвований, социологический анализ.
Решения по распределению фонда принимает высший орган фонда — конференция трудового коллектива. Для пополнения фонда будут проводиться благотворительные лотереи.
Конференция дружно проголосовала за Устав фонда. Затем было выбрано правление из 15 человек и 3 человека в состав ревизионной комиссии.
Оставшееся в узком кругу правление выбрало председателя Фонда. Им стал Ю.В. Киселев.
«ЭВОЛЬВЕНТА» ПОДНИМАЕТ ПАРУСА
1. Перестройка, перестройка, год который тянется…

Ох уж эта экономическая реформа! Пять лет реформируемся, реформируемся, а карманы все дырявее, магазины все беднее, слава богу, что желудок еще к ребрам не прирос. А ведь вроде как работаем, за что-то и с кем-то боремся.
С алкоголизмом боролись? Боролись, да еще как: одеколон прочно исчез с прилавков. Госприемку вводили? Вводили. С тех пор качество лучше не стало, а товары напрочь пропали из магазинов. Хозрасчет вводили, самостоятельность предприятий повышали? Где она теперь, эта самостоятельность? План обернулся госзаказом, а старые договорные связи, устанавливаемые сверху, превратились в одно мгновение в прах.
Теперь ворох слов наговорен о рынке. А где же он, родной? Можете полюбоваться на «рыночные» товары, как на золотых рыбок в аквариуме, в коммерческих отделах магазинов. Что касается цен, то это разговор не для слабонервных.
Так где же она, эта экономическая реформа? Где новые экономические отношения? Взглянуть бы на них хоть одним глазом, да не где-нибудь «за морем-окияном, в царстве славного Салтана», а у себя дома, под боком. Неужто нет таких примеров?
Производственное государственно-кооперативное объединение «Эвольвента» вот уже более года как у всех на слуху. Оно родилось в начале 1990 г. — после подписания договора с ПО «ВТЗ». Возникло на базе цеха шестерен и смело начало осваивать новые формы хозяйствования. Можно, наверное, уже подвести первые итоги работы. Тем более, что вокруг «Эвольвенты» немало слухов и кулуарных разговоров. С одной стороны, вроде это объединение добилось поразительных успехов, и нужно срочно тиражировать его опыт во всех остальных цехах. С другой — все обстоит не так хорошо, а создание объединения, возможно, было ошибкой.
2. В ТИСКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Вот какой разброс мнений о работе ПГКО. Более ясно представить ситуацию мне позволила конференция трудового коллектива «Эвольвенты». Отчетливо выявилось подлинное положение дел: первые успехи, трудности роста, ошибки и неудачи.
Главная проблема, которая стоит перед объединением, — что за свобода получена и каковы ее пределы.
Договор заключен на пять лет. «Эвольвента» имеет немалую самостоятельность в рамках ПО «ВТЗ», статус юридического лица, свой счет в банке. Работникам были проданы акции. В то же время ПГКО — хозрасчетная единица внутри ПО «ВТЗ» и почти полностью действует в рамках производственной деятельности «большого» объединения. Поэтому, как считает управляющий ПГКО А.Н. Кузин, главная задача — это правильное построение экономических взаиморасчетов с заводом и выполнение производственных программ. За 1990 год план выполнен на 96,1 процента, причем, это план не скорректированный. Почему не на 100 процентов? Основная причина — систематические недопоставки заготовок и комплектующих кузнечным и термическим цехами.
Экономические расчеты с ПО «ВТЗ» строятся на основе разработанных внутризаводских цен. При этом расчеты постоянно двигаются, изменяются, т. к. сказывается реформа цен, другие, ранее не учтенные факторы.
Ну, а проблемы? Остро ставится вопрос об основных фондах «Эвольвенты». В договоре с объединением не предусмотрено способов выкупа этих фондов. Срок амортизации значительной части оборудования истек и коллектив требует, чтоб фонды были проданы ему по остаточной стоимости. Руководству поручено разработать план мероприятий по передаче основных фондов коллективу. Как мы видим, появилось уже не мифическое «чувство хозяина», а самое настоящее желание людей стать хозяевами своего предприятия, самим принимать решения и самим за них отвечать.
Много нареканий и обид возникло в социальной сфере. Средства в фонд социального развития полностью перечисляются ПО «ВТЗ». В целом же по «большому» объединению фонд социального развития составляет 850 рублей на человека. «Эвольвента» готова перечислить эту сумму в пересчете на своих 500 работающих. Но все остальное коллектив просит оставить для собственных нужд. Как видим, и здесь механизм взаимоотношений оказался неотработанным, и возникли трения со «старшим братом».
Витает в воздухе и идея о «психологическом давлении» аппарата ПО «ВТЗ» на ПГКО. Начальник БОТиЗ Т.Н. Захарова, считает, что администрация завода негативно относится к новому опыту, что полтора года там все сомневаются: ошибочная это форма или нет, хотя во Владимир едут за опытом «Эвольвенты» из Пензы, Перми, Минска ... Сейчас готовится пакет наработанных документов для продажи. Приобретен бесценный опыт, «набиты шишки» но многое уже получается.
Начальник ПДО объединения В.Н. Нагорный не считает справедливыми обвинения в «психологическом давлении» на ПГКО со стороны администрации.
— Генеральный директор не раз приводил «Эвольвенту» в пример другим подразделениям. Ваша работа сейчас и два с половиной года назад — просто сравнения нет. Советую продолжать в том же духе.
Да, не все гладко и ясно в отношениях «младшего брата» со «старшим». Но, с другой стороны, там, где тишь да гладь — застой и загнивание ... Преодоление же конфликтов — неизбежное условие для развития.
3. ВОЛЬНЫЙ ЗАРАБОТОК
Ради чего все эти сложности: внутризаводские цены, порядок отчислений, спор об основных фондах? В чем же конкретно проявляется экономическая свобода объединения «Эвольвента»? Нет, говорить о полной свободе от ПО «ВТЗ» сегодня смешно: ПГКО прочно «завязано» на производственной программе завода. Но что же дает «Эвольвенте» относительная самостоятельность? Вроде бы не так и много. Выполнив обязательства перед «ВТЗ», «малое» объединение имеет право заключать прямые договоры и продавать другим предприятиям свою продукцию по договорным ценам. В 1990 году это дало прибавку к заработной плате работников ПГКО в 19 тысяч 752 рубля.
На нынешний год заказы значительно выросли. Так на 70 тысяч рублей заключен договор с юрьев-польским заводом «Промсвязь», на 1 миллион рублей — с Онежским тракторным заводом. Все что позволит ПГКО получить чистую прибыль в размере 44 тысяч рублей.
Но фактическая прибыль будет зависеть от работы. Если коллектив поработает хорошо, будет возможность значительно повысить дивиденды на акции и получить, по словам А.Н. Кузина, 2—3 номинала (что от акции в 50 рублей составит 100—150 рублей). Совсем неплохо...
С вольных заработков «Эвольвента» платит государству 35 процентов и 10 процентов (не путайте с «президентским» налогом) перечисляет ПО «ВТЗ». Вокруг процента выплат «старшему брату» единого мнения нет. Ясно, что в ПГКО господствует мнение: чем меньше, тем лучше. У администрации ПО «ВТЗ» желание противоположное. А мне, признаться, было просто непонятно: почему 10 процентов, а не 7 или 15? Собственно, цифра налога зависит от чего-нибудь, или просто взята с потолка?
Самостоятельность и ответственность одних тесно переплетается с несамостоятельностью и провалами в работе других. Коллектив «Эвольвенты» буквально стонет от недопоставок заготовок из кузнечного и термического цехов. Цифры впечатляют: на 600 тысяч недодано продукции, соответственно, не выплачено заработной платы на 90 тысяч рублей. Отсюда и невыполнение основного плана.
Правда, злого умысла и происков против «Эвольвенты» здесь нет. По словам тов. Нагорного, дело обстоит совсем наоборот. На заводе сложилось катастрофическое положение с металлом. Простаивают многие цехи, но «Эвольвента» была в этой области в более выгодном положении. ВТЗ давал все, что мог, но как видим, коллектив, почувствовавший самостоятельность, не удовлетворяет и это. Ему хочется ритмичной и налаженной работы.
4. РАБОТАЕМ ЛУЧШЕ — ГУЛЯЕМ БОЛЬШЕ?
Есть и худший показатель для предприятия, чем рост прогулов? Ведь все ниточки отсюда: значит, с дисциплиной не в порядке, руководство не на уровне, да и коллектив не сложился. Какой уж тут рост производства?
Все это верно и правильно в приложении к нормальной экономике, где нет смысла «замазывать» и «подделывать» грешки для получения красивой цифры и премиальных, а также поощрения от министерских «иван иванычей». Наша экономика к таким не относится.
В ПГКО за 1990 год прогулы выросли в 3,4 раза. Это оценивается трудовым коллективом ... как большой шаг вперед. Не торопитесь называть это сумасшедшим домом. Дело в том, что 80 процентов работающих за 1990 год было переведено со сдельной оплаты на окладную систему. И если раньше они безразлично смотрели на «сачковую» работу и прогулы, то теперь никто не желает покрывать «того парня» за счет своей заработной платы.
Другими словами, просто прекратились приписки и предстала реальная картина. Теперь можно уже искать пути укрепления дисциплины, опираясь на факт, а не на липовую цифру.
За прошедший год, между прочим, в ПГКО на 6,9 процента уменьшилась текучесть кадров. Люди слали дорожить споим рабочим местом. Сложился крепкий трудовой коллектив. Нет сутяжничества, спорят не по мелочам, а по насущным производственным проблемам. Люди просто хотят работать лучше и зарабатывать больше. Нечастое явление в нашей экономике!
Присущ «Эвольвенте» оказался и «вьетнамский синдром». В объединении 55 вьетнамских рабочих. До 1990 года они считались учениками, и в статистику прогулов их «заслуги» не включались. А с 1990 г. на равных учитываются со «своими» прогульщиками, что сразу же «подточило» многие цифры в ПГКО. За 1990 год потеряно 652 человеко-дня по неуважительным причинам.
Трудовой коллектив настроен решительно.
— Надо освобождаться к осени от вьетнамцев и справляться своими силами, — считает главный инженер В.А. Власов.
Многие работники жаловались на недисциплинированность вьетнамских рабочих, халатное отношение к своим обязанностям. Что ж, простой и радикальный выход предложен. Но все ли так просто? Одно ясно: расхлябанность и недисциплинированности «Эвольвенте» уже не терпят.
5. ПРИШЛИ МНЕ ГАЛОШИ…
Говорят, что театр начинается с вешалки. Если перенести эту мысль в производственные условия, то предприятие начинается с рабочих мест, условий труда для рабочих, заботы об их здоровье. Новые формы — новыми формами, а зримое воплощение их — изменение самого по себе уровня трудовой культуры. Конечно, цветущий сад и заводская труба — «две вещи несовместные», но создавать приемлемые, по нашим нынешним меркам, условия для труда работников просто необходимо. Да и представьте себе такую работу, на которой вы задыхаетесь от дыма, зимой в нашем цехе холод и сквозняки. И «Эвольвента» в этом отношении не исключение.
Сразу оговорюсь: такое отношение к трудовым местам сложилось у командиров нашего производства в течение десятилетий. Вот что интересно. В выступлениях руководителей обильно цитируются цифры, излагаются новые модели заработной платы, рассчитываются будущие доходы, но как-то в сторону уходят простой рабочий человек и его нужды. Работники «Эвольвенты» сегодня начинают лучше разбираться в экономике, их интересуют и общие проблемы. Но еще их волнуют и самые обыденные и, казалось бы, недостойные упоминания вопросы.
Скажем вопрос о рабочей обуви волнует работников не меньше, чем руководителей ПГКО — финансовые взаиморасчеты с ВТЗ. Обувь «летит» на работе быстро, а древним ремеслом плетения лаптей сейчас мало кто владеет. Люди просят дать им возможность за свои деньги покупать рабочую обувь два раза в год. С подобными просьбами обращались не один и не два человека. Со стороны администрации ПО «ВТЗ» было сказано, что ботинки есть — приходите и заказывайте, сколько нужно. Если это действительно так, то неужто нужна конференция трудового коллектива, чтобы решить этот «труднейший» вопрос.
Или еще одна «неожиданная» проблема. Только что на заводе делили полученные по бартеру носки и спортивные костюмы. И просто яростный всплеск эмоций вызвала несправедливость в разделе, — нет, не спортивных костюмов, — обыкновенных бледно-серых носков, стоивших чуть меньше трешника. Оказывается (господи, до чего мы докатились) их «давали» только мужчинам, но женщинам на работу тоже нужны носки, и теперь они требуют социальной справедливости — равного права с мужчинами в дележке носков. Можно и посмеяться над мелкостью тем, тревожащих работников передового объединения, но «сытый голодного не разумеет».
Похоже, не первый год за объединением тянется шлейф и других мелочей, портящих рабочий настрой работникам. Суровая зима показала, что цехи к холодам не готовы. И люди просят сделать тепловую завесу автоматически открывающихся дверей. Заливает раздевалки, приходящим на работу приходится переодеваться по колено в воде.
Трудовой коллектив «Эвольвенты» не требует от руководства ПО «ВТЗ» сделать все это. Нужно только, чтобы часть фонда на социальные расходы оставалась у них. Может, действительно от этого будет толк?
Мелких вопросов в том, что касается условий труда, не бывает. И пристальное внимание я уделил этому лишь потому, что, надеюсь, не придется писать больше об обуви и носках, и что работников «Эвольвенты» будут ждать не только новые условия оплаты, но и уютные рабочие места.
6. В БУДУЩЕЕ С НАДЕЖДОЙ?
В целом, результаты работы «Эвольвенты» обнадеживают. Главный результат за год — начинают меняться люди. Потихоньку распрямляются, вникают в суть дела. Пока еще появилось только «чувство хозяина», а не сам хозяин, но работники объединения хотят двигаться дальше: взять больше прав и, соответственно, больше ответственности за выполненную работу.
Опять слово Т.Н. Захаровой:
— Два года назад было полное безразличие, всем - «до лампочки», теперь — все иначе.
Поиски «Эвольвенты» вписываются в основную тенденцию развития мировой экономики. Крупнейшие фирмы мира представляют цехам и подразделениям немалую самостоятельность, активно привлекают работников через акционирование и коллективную собственность к управлению своими предприятиями. Это высвобождает нереализованную энергию и, в конце концов, дает положительные результаты. Правда, усложняется управление на уровне фирмы, требует большей компетентности, но овчинка выделки стоит.
«Эвольвента» только в начале пути. Результаты неплохие, но главные трудности впереди. За опытом едут со всего Союза, но на самом ВТЗ, в других цехах он не приживается. Пробовали его в автоматном и втором моторном цехах, правда, безуспешно. Но это уже другая тема.
С. Малаховец, корр. «Тракторостроителя»
***
Уже несколько дней заводчане наблюдают, как перед проходной собираются группками люди — служащие отделов, рабочие. Приближается летний сезон, настала пора приводить в порядок детский оздоровительный лагерь. Ежедневно в «Дружбу» отправляются двадцать и более человек. Капитального строительства на этот год там не запланировано, но работ предстоит выполнить немало: провести косметический ремонт зданий и бассейна, наладить оборудование, заменить вышедшие из строя водопроводную и канализационную сети.
Областной совет профсоюзов полностью выделил средства социального страхования — это более 200 тысяч рублей. И можно надеяться, что детей встретят уют и порядок.
Хотя, по независящим от нас причинам, в этом сезоне нам будет сложнее обеспечить лагерь всем необходимым. Возникли проблемы с продуктами питания. И чтобы приобрести картофель, например, приходится обращаться за помощью к генеральному директору. Повара у нас нынче будут из ресторана «Вечерний» — семь человек. На днях заключим с ними договор. Надеемся на их высокую квалификацию.
В этом году в лагере будет организовано три смены (в каждой по 510 детей). И хоть путевки подорожали, в профком объединения по-прежнему поступает много заявок. По расчетам, стоимость путевки превышает 400 рублей. Но каждый родитель будет платить около 50 рублен, остальное компенсируется.
Сейчас прорабатываем вопрос о снижении или полной отмене платы за путевки многодетным и малоимущим семьям.
Также готовимся принять в наш оздоровительный лагерь детей работников «Гомсельмаша». Дети в чернобыльской зоне ослабленные, нужно помочь, пусть просто свежим воздухом и покоем, восстановить их здоровье. Гомельцы пытались договориться с Херсонским заводом, но там запросили непомерную плату за одну путевку — 900 рублей.
Л. УСИК, заместитель председателя профкома» («Тр-ль», 24 мая 1991).
«В ПОИСКАХ СТИМУЛА
В ПО «ВТЗ» приступают к реализации мер по выходу из кризисного состояния

Тракторостроителям в последнее время живется крайне непросто. Профсоюзный комитет предприятия даже послал тревожную телеграмму в адрес правительства о необходимости принятии срочных мер по стабилизации положения в коллективе. Где искать причины случившегося? Таков был первый вопрос, с которым наш корреспондент обратился к заместителю генерального директора по экономике ПО «ВТЗ» Ю.В. КИСЕЛЕВУ.
Непродуманным, неподготовленный переход к рыночной экономике стал главной причиной сегодняшних трудностей, обрушившихся на многие трудовые коллективы. Как карточный домик, стала падать дисциплина поставок комплектующих изделий, сырья и материалов, а затем и готовой продукции. На главах рвутся прежние деловые связи, создавая-на производстве неритмичность, нестабильность и беспокойство за завтрашний день. Почти готовая наша техника, например, не может быть отгружена заказчикам из-за отсутствия то краски, то комплектующих.
Предприятие выпускает продукцию для сельского хозяйства. По этой причине мы попали в число трудовых коллективов, которые продают продукцию только по фиксированным ценам. Объединение оказалось в более тяжелых условиях, чем предприятия, реализующие продукцию по договорным ценам. Парадоксальная получилась картина: мы получаем от смежников часть материалов и комплектующих по договорным ценам, сами же не имеем права продавать тракторы выше фиксированных, установленных по чьей-то воле цен. Как видно, условия, в которые мы поставлены, для нас далеко неравные.
***
В НЫНЕШНЕЙ ситуации, когда производство ощущает дефицит в материальном обеспечении, наш завод вынужден работать с колес. А именно — с колес транспортнoго цеха № 1. Случись что у транспортников, начинает лихорадить все предприятие.
Пожалуй, транспортный первый — единственный цех на ВТЗ, который так быстро расширяется и набирает объем работы. Если раньше рейсы ограничивались Владимирской областью, то сейчас машины отправляются в Прибалтику, Ярославль, во все веси и дали, так как две трети командировок обслуживаются своим транспортом.
В цехе сейчас 180 единиц автотранспорта и 135 тракторов. Но техническая база с времен становления завода не расширялась и не реконструировалась. Имеется только четыре смотровые ямы. Неделями, а то и месяцами стоят машины в очереди на ремонт. Потери от простоев исчисляются уже не рублями, а тысячами. Считайте сами: себестоимость одного часа работы автобуса — семь рублей пятьдесят копеек. А эксплуатируют их в две, a то и три смены. Из-за того, что наши машины часто выходят из строя, приходится использовать автобусы из Собинского автопарка и платить за них более ста рублей в смену.
— Потери от вынужденных простоев, переплат, — считает бригадир водителей В.С. Соколов, — давно уже превысили затраты, необходимые на расширение ремонтной базы.
Каждый водитель свою машину ремонтирует сам. Нехватка ремонтных рабочих — проблема из наболевших. И решается она по принципу «как-нибудь»: нарушителей дисциплины и лишенных прав водителей направляют в ремонтную бригаду. Дождавшись «амнистии» или получив права, те возвращаются на прежнее место работы, а участок остается оголенным. Вот и «колулаются» водители каждый в своей поломке. А уж как скоро ремонт свершится — зависит от сноровки и мастерства.
Нe легче и с запасными частями, так как специальной службы снабжения ими у цеха нет. Но работая на заводе, детали достать легче: что сами выточат, что по «самочинному бартеру» получат. Помогает и то, что каждый новый «Икарус» можно сразу ставить на техническое обслуживание московской базы импортных запчастей. Детали поставляются восемь лет, такой срок эксплуатации определен гарантией. В общем, выкручиваются.
Недавно часть машинного парка переехала на новую стоянку — на ВМСЗ. Долго добивались разрешения, долго строили, но вот транспорт уже там, а проблемы-то оказались нерешенными. Время прошло, и уже возникла потребность в закрытой площадке, поскольку парк пополнился импортными машинами, которые требуют щадящих условий эксплуатации. Например, наш ЛИАЗ можно завести и в тридцатиградусный мороз, предварительно отогрев двигатель горячей водой, а над «Икарусом» бейся сутками — не заведется. Чтобы избежать простоев, водители, предчувствуя, мороз, на ночь машины оставляют заведенными. И гудят они так неделями. Расходуется топливо, снашивается двигатель, загрязняется окружающая среда. Это уж не говоря о том, что и ремонт в закрытом гараже можно проводить круглый год, не рискуя застудиться.
Уже много лет транспортники испытывают неудобства с мойкой машин.
— Была у нас своя, плохонькая, — рассказывает начальник подразделения И.В. Голец, - но с расширением цеха нагрузка на мойку увеличилась, вода не успевала уходить в ливневую канализацию, заливала территорию цехов. Еe закрыли. Но правилa и санитарные нормы требуют, чтобы машины в рейс уходили чистыми. Мыть стали перед цехом. Тогда неочищенные воды прямиком потекли в Содышку. И что теперь? — Покупаем талоны по два пятьдесят и гоняем автобусы каждый день в ПАТП-1. Средства тратятся немалые.
— Но все равно это уже достижение, — включается в разговор бригадир В.С. Соколов, — труднее решить вопрос со стиркой чехлов. Мой автобус не прошел и 40 тысяч километров (год эксплуатации), а сидения замусолены, заляпаны мазутом — возим-то рабочий люд, в робах, спецовках. Что делать, как чистить? Собрались мы тут с ребятами и махнули на Клязьму стирать чехлы. Но каждый месяц проделывать это ...
В конечном итоге сложности сказываются на текучести кадров. В бригаде, обслуживающей автобусы, работает 50 человек. С начала года ушло из нее десять человек. Уволились не злостные нарушители, разгильдяи, а опытные водители-профессионалы.
Другие пока держатся. Все надежды на новый строящийся гараж. Думы о нем лет так с десять назад зародились. В прошлом году в рамках peконструкции завода выделили на строительство 600 тысяч рублей, на этот — запланировали освоить два миллиона. Планы-то есть, а в действительности — только нулевой цикл заложили. Медленно подрядчики ведут работы, объем большой, а материал в дефиците, людей не хватает.
— Может и построят его через пять лет, — рассуждает начальник цеха, — и опять рады не будем. Не получится ли так, как и с открытой стоянкой? Сегодняшним требованиям проект полностью соответствует. Предусмотрены и ремонтная база, и бытовые помещения, просторные площадки. Но время пройдет и запросы, разумеется, вырастут, требований будет больше. Гараж, такой как в проекте, нам нужен сейчас.
Пока его нет, сами ищут, где и что можно сделать. Так, планируют перевести из-под крыши транспортного цеха учебный участок. Сразу прикинули, а что, если площади займут ремонтники? На время проблема будет решена. С бытовыми помещениями тоже надеются к концу года разобраться.
Не стоит думать, что транспортники склонны жаловаться на свою судьбу. И работали бы они хорошо, без срывов, не теряя ритма, если бы не все эти трудности. Шоферская хватка настоящего профессионала основана на глубоком чувстве хозяина. Здесь умеют считать деньги. И надо слышать, с какой болью водители рассказывают о вынужденных потерях цеха.
Но пока существуют проблемы, заводские деньги будут тысячами уходить на ветер вместе с впустую сгоревшим бензином.
Л. PAГИMOBУ, корр. «Тракторостроителя» («Тр-ль», 31 мая 1991).
«РАБОЧИЙ ВТЗ Виталий Антипов победил в конкурсе гармонистов в суздальском колхозе имен и ХХII съезда КПСС. Его наградили тульской гармошкой» («Тр-ль», 11 июня 1991).
«- ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ коллектив «Эвольвенты» находится в смятении. Против их управляющего A.Н. Кузина возбуждено уголовное дело по подозрению в получении взятки.
- ЛИТЕЙНЫЙ цех №1 приобрел для своей столовой 900 вилок. Через два дня их не стало. А теперь вот заводской комбинат питания обменял трактор по бартеру на те же вилки и ложки. Любопытно, такой-ли скоротечной окажется их судьба?
ЗЕРКАЛО ЗАВОДСКИХ БЕД
Территория перед тракторосборочным цехом сейчас напоминает выставку достижений ПО «ВТЗ». Рядком стоят и радуют глаз сверкающие новой краской трактора, и это было бы хорошо, если бы они. . . не клевали носом землю. На тракторах нет переднего моста и колес, и они ждут, когда поступят в цех столь нужные комплектующие. Правда, ни для кого не секрет, что за это время и «раздеть» их могут желающие поживиться ничейной собственностью. Что ж, придется собирать заново.
75 тракторов стоят неукомплектованными перед зданием тракторосборочного цеха. За 5 дней июня тракторосборочный отстал от графика на 190 тракторов по комплектовке и на 156 по закладке. Сложилась самая что ни на есть авральная ситуация.
В чем же дело? На поверхности все очень просто: недопоставки комплектующих парализуют работу цеха. Каждый день чего-то не хватает. Заглянем в цеховой журнал:
4.06: недопоставка трубок, педалей;
5.06: не хватает рулей;
6.06: нет трубок четырех наименований, рулей.
7.06: те же трубки, цех работает без передних мостов и т. д. и т. п.
В последние дни главная причина запарки — недопоставка Колокшанским агрегатным заводом передних мостов и трубок. Принимаются срочные меры, и вроде бы «лед тронулся». При мне стало известно, что 40 мостов получено, а 24 на подходе. Значит, есть надежда, что конвейер заработает ритмично и сборка тракторов наладится?
Так-то оно так. Сбой, допущенный Колокшанским агрегатным заводом, будет ликвидирован, и мосты начнут поступать в цех. Но вот ведь вопрос: какие комплектующие попадут в разряд дефицитных и недалеком будущем? Без каких деталей будут стоять перед цехом разутые трактора?
И это при том, что мы увидели лишь «верхушку айсберга». Главная проблема — кадровая.
В основе производственной схемы тракторосборочного цеха — «старый добрый» фордовский конвейер. Каждый человек на нем делает одну простую операцию. В конечный продукт заложен монотонным труд десятков людей и выяснить, кто допустил брак чрезвычайно трудно. Во всем мире от этой схемы отходят, лишь у нас она — в классическом американском виде. И труд здесь тяжел именно своей монотонностью и однообразием.
Как результат, на каждом участке по 20 человек недостает. Работали вьетнамцы, но от их услуг практически отказались. Сейчас положение спасают солдаты из стройбата. «Служат» они на заводе дна года, первый — работают нормально, а вот к «старикам» много претензий. Пьют. Бывало, что тащат подшипники на продажу. Конечно, без солдат будет еще хуже, но выход ли это, если смотреть на перспективу?
Многие работники техналадки ушли в кооператив, где делают шаровые опоры для «Жигулей». Зарплата там намного выше, а используются и заводские площади, и оборудование, и электроэнергия. Сейчас работников кооператива срочно «перебросили» в тракторный цех, а что будет дальше?
Каждый месяц в цех направляются 54 человека из других цехов и отделов. Через пару недель они начинают работать ритмично и ... уходят. Приходят новые, в результате первая неделя каждого месяца пропадает впустую и для цеха, и для «помощников».
Для поправки положения прислали на завод и 14 «химиков».
Получается что-то вроде проходного двора, а вот коллектива в цехе нет. И пока этот стратегический вопрос не будет решен, трудно рассчитывать на что-то хорошее.
... К концу первой смены 10 июня, когда я был у тракторосборщиков, стало известно, что на вторую смену «запланирована» нехватка 30 человек.
С. ПЕТРОВ
***
Ныне наши тракторы пользуются в стране неограниченным спросом. Особенно «положили на него глаз» фермеры, арендаторы — новоявленные землевладельцы. И то сказать: «Владимирец» обрабатывает любые почвы, его можно использовать для ухода за посевами, при уборке кормов. Да и как транспортное средство при нашем бездорожье он совсем неплох.
Не сказать, что у тракторостроителей сегодня совсем нет проблем. Есть, конечно. Но затеяли они в феврале нынешнего года новое дело. Создали ассоциацию «Владимиртракторосервис». В начале июня в ПО «ВТЗ» собрались заинтересованные лица: представители ремтехпредприятий, районных агропромышленных объединений, районных фирм «Агроснабсервиса» из Закарпатья и Эстонии, России и Молдовы, Узбекистана и Кыргызстана ... 80 человек, готовых хоть сегодня вступить в ассоциацию, уплатив солидный взнос в 5 тысяч рублей.
Что за «корысть» владимирским тракторостроителям брать на себя еще дополнительные проблемы? Ведь затеяли они. как ни крути, новую всесоюзную сервисную службу, которая предполагает создание центров технического обслуживания «Владимирцев» по всей стране. Это первый шаг к рыночным структурам.
Поставляя малогабаритные тракторы во многие страны мира — Индию, Пакистан, США, Польшу, Мексику, ПО «ВТЗ» накопил определенный опыт сервисного технического обслуживания. Именно там, за рубежом, видели наши специалисты «Владимирец», наработавший 15 тысяч мото-часов. За счет чего? За счет хозяйского к нему отношения. Чем активнее будет разворачиваться в Союзе приватизация, тем более будут заинтересованы арендаторы, фермеры, крестьяне-единоличники в том, чтобы принадлежащая им техника дольше работала. В этом-то и намерена помочь им ассоциация «Владимиртракторосервис».
Сегодня же в стране производится до 300 тысяч различных тракторов ежегодно, а запасных частей для них нужно, по нормативам, до 5 процентов от веса. Это громадная цифра! Но, производя тракторы, запасные части мы выпускаем в самом минимальном количестве. Кстати, в бывшей ГДР благодаря широко разветвленной сервисной службе потребление запчастей снизилось в 200 раз, поскольку идет массовая приватизация ...
Генеральный директор ПО «ВТЗ» Анатолий Васильевич Гришин, выступая перед потенциальными членами ассоциации, сказал, что организуя сервисное обслуживание, тракторостроители продлят жизнь производимой ими технике, повысят ее производительность и потребительский спрос. Не будет подхода «давай — давай» и к производству запасных частей. В техцентрах предполагается создание дилерской сети — посредников в продаже тракторов. Намерены организовать компьютерный банк данных, где будут заложены самые разные сведения: кому трактор продан, куда, когда ему понадобятся первый и второй технические уходы, насколько велико количество поломок ...
— Насытим рынок, спрос упадет, — считает генеральный директор, он же — председатель ассоциации. — Но будет другой интерес — как трактор продать, как организовать его сервисное обслуживание.
В общем, создав ассоциацию «Владимиртракторосервис», мы заглянули в не такой уж далекий завтрашний день. Кстати, потребители наших «Владимирцев» вовсе не будут возражать, если тракторы подорожают на полторы тысячи рублей. Эта сумма — гарантия, что на первых порах на станциях технического обслуживания «Владимирец» будут холить и лелеять.
Исполнительным директором ассоциации является заместитель генерального директора ПО «ВТЗ» по качеству В.Н. Романов. На него возложено налаживание экономических взаимоотношений тракторного завода и ассоциации, как новой системы управления, удовлетворения запросов потребителей и защиты их прав. Ассоциация, как рыночная форма, будет способствовать возникновению в стране торговых баз и магазинов по продаже запасных частей, тракторов, навесных орудий. Кстати сказать, члены ассоциации получат возможность приобретать тракторы нашего объединения дешевле, чем другие потребители.
Вел заседание ассоциации «Владимиртракторосервис» заместитель министра автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР А.М. Царенко.
На второй день совещания представители ВТЗ услышали «голоса с мест». Проблем в организации сервисного обслуживания, оказывается, уже накопилось немало. Совхозы и колхозы не хотят платить деньги за обслуживание тракторов. Они по-прежнему полагаются на снабженческие службы еще не до конца развалившейся распределительной системы. Арендаторы и фермеры, отрезанные от снабжения, охотнее платят деньги за гарантийное обслуживание. Но их пока немного.
Поэтому представитель Литвы предложил формулу, удовлетворившую всех в условиях переходного времени. Изначально увеличивается цена на трактор, а разница возвращается в виде скидки техническим центрам. Так и будет осуществляться сервисное обслуживание.
Итоги конференции подвел А.М. Царенко. Он отметил важность подготовки кедров для центров техобслуживания. ПО «ВТЗ» в состоянии решить эту проблему.
Завод может помочь организующимся центрам и инструментом, благо есть собственное производство. Можно по-настоящему наладить выпуск запчастей, на нехватку которых жалуются многие. Ведь в отличие от других предприятий, ВТЗ 60—70 процентов запасных частей производит сам.
В конечном итоге, нужно 100 центров, которые охватят сервисным техническим обслуживанием всю страну.
Исполнительный директор ассоциации В.Н. Романов сказал, что наиболее приемлемы частные сервисные предприятия. Здесь планово-убыточный подход неприемлем. К тому же в мировой практике накоплен подобный опыт. И мы. если заработаем валюту, сможем посылать членов ассоциации поучиться на Запад тому, как получать доходы. Ибо, «если не будете получать прибыль, зачем вы нам нужны», — подчеркнул Виктор Николаевич о напутственном слове, адресованном участникам совещания.
С. МАЛАХОВЕЦ, Е. СМИРНОВА, корр. «Тракторостроителя»
НА СВОЕМ ТРАКТОРЕ, НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ
...Чуть свет мы мчались на служебной машине генерального директора ПО «ВТЗ» Анатолия Васильевича Гришина за полусотню верст от древнего града Владимира к центральной усадьбе совхоза «Борец» Собинского района. Там хотели встретиться с руководителем завода-гиганта и селяне, и чиновники местного РАПО, чтобы окончательно определиться. То ли оставаться тем, кем были все эти годы, находясь в так называемой державной агропромышленной структуре, прозябать там и дальше без существенной помощи и поддержки. То ли положиться на такого расторопного хозяина, как Владимирский тракторный завод, взять на себя роль основного производителя продовольствия для него, и под этой «крышей», быть может, по-настоящему развернуться.
Лет пять назад руководство завода решило включить в состав предприятия одно из сельских хозяйств. Мол, деньги есть. Поставим его на крепкие ноги и будем производить для себя дополнительно и мясо, и молоко.
Хозяйство выделили. Но такое, что хуже некуда. В Березниках, за райцентром Собинка. Во-первых, в самой что ни на есть глухомани, хотя и неподалеку от Владимира. Сплошное бездорожье, пески. А во-вторых, разоренное, с полностью обезлюдевшими деревнями. Надаивали здесь по тонне-полторы молока от коровы и год. Привесы на откормке получали не больше 150 граммов мяса в сутки. Не развивалось хозяйство, а год от года чахло, накапливая долги государству.
ПО «ВТЗ» долги погасил — 3 миллиона рублей и, став единоличном владельцем, решительно взялся за переустройство. Обновились фермы, дома, дороги, появился молокозавод, пекарня, пруды с рыбой. Пришли и люди.
Разумеется, со временем дела пошли в гору. Молока и мяса теперь получают в Березниках в три раза больше, чем прежде. Наладили их переработку. Все чаще в заводском магазине появляются мясные и молочные продукты из своего хозяйства, они же поступают в общественное питание.
Но пашни в этом подсобном хозяйстве всего 900 гектаров. Серьезные программы на таких площадях не решить. 250 тонн мяса и 1 тысячи тонн молока в год мало для ВТЗ. Потому и приглядели 4 тысячи гектаров добротной пашни в совхозе «Борец». Причем, в той же стороне, где и подсобное хозяйство «Березники», только по другую сторону шоссе.
На этот раз областные власти и в мыслях не держали «сбагрить» тракторостроителям слабое хозяйство. Так коллектив «Борца» стал заводским подразделением. И ехал генеральный директор туда, чтобы окончательно «расставить точки над i».
Гришина расспрашивали дотошно. Например, на чьи плечи ляжет забота о ветеранах, отдавших совхозу половину своей жизни, какими будут социальные гарантии, профсоюзная защита, как будут засчитываться рабочий стаж, выслуга лет. Что будет с учителями, местной советской властью, в частности, с работниками сельсовета? Что, наконец, будет с долгом по госзаказу на текущий год?
А.В. Гришин, успокаивая, отвечал, что у завода есть и финансы, и материалы, что выпускаемая техника идет нарасхват. В год выпускают продукции на полмиллиарда рублей. Могли бы выложить и за совхоз те 10 миллионов рублей, которые он стоит. Району пришлись бы кстати эти деньги, но лучше все же рассчитываться продовольственной продукцией. Решено оставлять району 10 процентов. Не будет отказа новому подсобному хозяйству и во многом другом, лишь бы польза была обоюдная.
И люди поняли, что реальный и плодотворный союз города и села будет выгоден обеим сторонам.
На днях пришло известие из Москвы: Совет Министров РСФСР разрешил совхозу «Борец» перейти «под юрисдикцию» ВТЗ.
Леонид Чуйко, корреспонденты ТАСС» («Тр-ль», 15 июня 1991).
«- ОЧЕРЕДИ в магазине ПСХ должны укоротиться. Дефицитные продукты теперь здесь будут только расфасовывать, а продавать — в цехах и отделах по талонам.
- ЗА ПЯТЬ МЕСЯЦЕВ мы недодали потребителям продукции на 1740 тыс. рублей. Это может больно ударить по нашему карману. Чтобы хоть как-то восполнить отставание, 22 и 29 июня объявлены рабочими днями в односменном режиме. Условие: двойная оплата, или день к отпуску, или отгул» («Тр-ль», 22 июня 1991).
«- В ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВАХ ВТЗ идет сенокос. Первым на помощь селянам пришел коллектив ВМСЗ.
- ЛИВЕНЬ в прошлую пятницу затопил подвалы и раздевалки в цехах экспериментальном, всех моторных, в ПГКО «Эвольвента». Виной всему — забитые водостоки и неработающая канализация.
- НА ДНЯХ в профком ПО «ВТЗ» приезжали «гонцы» из Паланги. Предлагают путевки. Цены, правда, «кусаются» — за 10 дней отдыха у моря 720 рублей» («Тр-ль», 28 июня 1991).
«- ВТЗ совершил еще одну бартерную сделку. Мы поменяли трактор на... 12 тысяч ложек и 2 тысячи тарелок. А что делать если у нас процветает воровство? Может «посадить» ложки и тарелки на цепь?» («Тр-ль», 5 июля 1991).
«- В СВЯЗИ с повышением цен ПО «ВТЗ» выплачивает дополнительные дивиденды на акции трудового коллектива, приобретенные до 01.04.91. За 1990 год — 20%, за 1991-92 гг. — 15%.
***
На примере нашего предприятия хорошо видны все беды пока разваливающейся советской экономики. И в этом отношении для всех нас тревожным звоночком должны стать итоги работы объединения за 1 полугодие. Совсем еще недавно подводились итоги I квартала. И они казались весьма обнадеживающими. Были выполнены планы по сдаче тракторов, моторов, объединение получило неплохую прибыль. Но последующие месяцы развеяли иллюзии.
План II квартала не выполнен. При этом надо отметить, что падение производства продолжается, и что нижняя точка нашего внутризаводского кризиса не достигнута.
За июнь выпущено 2100 тракторов, что составляет лишь 79,5 процента к июню 1990 года. Другими словами, тогда было собрано на 575 машин больше. В 1990 году за II квартал было выпущено 8312 тракторов, за тот же период этого года — всего 7308. Фактически та же картина по двигателям.
В стоимостном выражении выполнен план по запчастям, но по отдельным позициям и здесь значительное недопроизводство. Так, план по сдаче головок цилиндра на запасные части в июне выполнен лишь на 33,7 процента.
Выполнен план по товарам народного потребления, но и здесь радости немного. Дело в том, что завод реализовал бартерную продукцию в размере 5 млн. рублей в счет этого плана.
Нелегкое положение сложилось на внешнем рынке. Падает качество нашей продукции, соответственно — снижаются закупки тракторов зарубежными партнерами. В первой половине 1990 года на экспорт было направлено 5113 тракторов, за истекшее же полугодие — всего 2727. А ведь это валюта, возможности для бартера.
Падает производительность труда. По сравнению опять же с первым полугодием 1990 года она составила всего 82,6 процента.
Ожидается, что прибыль объединения составит за полугодие 24 млн. рублей. Но и она во многом была получена в удачном первом квартале. А вот в июне вместо прибыли уже убытки в размере 1 млн. 200 тыс. рублей. Нетрудно представить перспективы объединения, если эта тенденция сохранится. С июля пойдут в рост цены на комплектующие, возрастет заработная плата. Объединение готовит материалы в министерство о повышении цен на трактора и моторы. Но ведь и другие предприятия спать не будут. По кругу: я повысил — ты повысил, — можно гонять сколь угодно долго, но что это даст?
Не лучше положение и с таким фундаментальным показателем, как качество продукции. В процентном отношении количество брака несколько снизилось, но что объясняется лишь общим падением производства. И в то же время растет число рекламаций по двигателям и тракторам. Интересно, что рекламации идут в большинстве своем от колхозов. Видимо, сказывается наплевательское отношение к «ничейной» собственности, и техника, соответственно, ломается быстрей. От частников рекламаций мало.
Еще немного о психологии людей, но уже на нашем предприятии. Иные горе-работники, как отмечал на совете мастеров В.Н. Романов, «пропихивают» бракованные детали, нисколько не задумываясь, что брак все равно всплывет — на сборке, испытаниях, у потребителя. И, в конечном итоге, пострадают все. Но конкретный бракодел, судя по результатам полугодия, об этом мало задумывается. Воистину, пока гром не грянет...
А есть ли какие-нибудь греющие душу цифры? Есть. Только вот как к ним относиться ... Фонд потребления за 6 месяцев этого года, по сравнению с тем же периодом 1990 года, вырос на 54 процента. И это при падении производства на 25 процентов. С 1 июля на заводе значительно повышается зарплата. И может настать момент, если падение производства продолжится, что платить ее будет нечем.
На III квартал намечена напряженная производственная программа, и лишь ее выполнение позволит улучшить финансовое положение ПО «ВТЗ».
Каковы же причини кризисной ситуации? Они хорошо известны. Это тяжелое материально-техническое снабжение, развал которого будет продолжаться и дальше. Очень высока в объединении текучесть кадров. За нюнь численность уменьшилась на 700 человек по сравнению с июнем 1990 года. Низка трудовая и производственная дисциплина.
Путь к рынку неизбежно придется пройти всем. Для кого-то он будет легче, а для кого-то — тяжелее. Не будет больше гарантированных снабжения, сбыта, зарплаты. Чем раньше поймет это каждый работник ПО «ВТЗ» — тем лучше. Чем быстрее встанет на рыночные рельсы объединение - тем лучше будет всем нам.
С. МАЛАХОВЕЦ, корр. «Тракторостроителя» («Тр-ль», 19 июля 1991).
«- Позавчера состоялось расширенное заседание бюро парткома ВТЗ. Поддержано обращение бюро горкома КПСС. Дано поручение группе коммунистов отправить телеграммы в адрес М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина, в которых, в частности, отметить, что Указ о департизации идет вразрез с традициями трудового коллектива, больно задевает не только коммунистов, но и комсомольцев, ветеранов, что особенно неприятно в преддверии 50-летия предприятия.
Одновременно специальной комиссии поручено разработать варианты структуры партийном организации ВТЗ в условиях действия Указа Президента РСФСР — с тем, чтобы не ухудшить морально-психологическую обстановку в коллективе, иметь возможность активно бороться за интересы трудящихся, а вовсе не для того, чтобы сохранить властные полномочия.
- БОЛЕЕ 700 мужских и женских курток с маркой «Ауска» продала за три дня на ВТЗ прибалтийская торговая фирма из Вильнюса.
***
2 ноября издал свой указ Президент, и в исполнение оного 8 декабря 1990 года международный бартер был запрещен постановлением Кабинета министров СССР. И что же получилось? Мысль была благая: хватит ввозить «видики», да «телеки», давайте вкладывать прибыль в производство. Но именно в это время оформлялся развод с Восточной Европой. И торговать друг с другом мы решили по-честному, за валюту. Последней нет ни у них, ни у нас...
Крепко задумались директора предприятий, снизанные тысячами нитей с бывшими соцдрузьями. Тут уж стало не до «видиков» и колготок. Рухнули производственные цепочки, стало быстро сокращаться производство.
И снова пришлось дать задний ход. Запрет смягчили. В апреле Минавтосельхозмаш позволил своим предприятиям обмениваться товарами производственного назначения с бывшими соцстранами, затребовав, правда, 40 процентов «добываемой» продукции в свой фонд.
Но и это не всем помогло. И вот 26 июня 1991 года Кабинет министров СССР принял постановление, в котором разрешил предприятиям ряда отраслей, в том числе и нашей, вести товарообменные операции с бывшими социалистическими странами, Югославией, Индией и еще с некоторыми другими. Бартер разрешен лишь при условии выполнения общесоюзных квот экспорта. Разрешено не только обменивать свою продукцию на оборудование, но и 25 процентов экспортной выручки тратить на медикаменты, продовольствие, промышленные товары народного потребления. Правительство отступило, бартер победил.
Что же даст ПО «ЦТЗ» международный бартер? Сейчас не идет речь о прямой продаже за валюту: по этой линии объединение получает немалую выгоду. Речь только об обмене «баш на баш».
Близки к этой схеме торговые отношения с Югославией. Последняя тоже «в долгу как в шелку», и посему заключает с нами сделки, при условии, что 40 процентов валютной суммы необходимо затратить на покупку югославских товаров. Что мы там берем?
Известно, что наше предприятие лихорадит из-за недопоставок краски. Днепропетровский лакокрасочный завод значительно снизил производство. Краску приходится искать за границей. Есть предложения от Мексики, Венгрии. 3аманчивее предложения югославов, и образцы краски оттуда уже получены (4 банки) и находятся на испытаниях. В итоге завод возьмет ту краску, которая будет дешевле.
Таким же путем получаем мы из Югославии гидроусилитель руля «Lifam» для трактора Т-30. Ранее ПО «ВТЗ» было прикреплено к Ташкентскому заводу гидроагрегатов, но ташкентцы отказались поставлять свою продукцию в условиях предрыночного беспредела. Представьте себе проблемы со снабжением, если понадобится резко увеличить производство Т-30.
Не все могут дать и югославы. Так, до сих пор завод не может добиться от них заказанной аппаратуры для заводского радио. Исполнение переносится на октябрь. Ссылаются на то, что нет валюты на закупку импортных комплектующих.
Сейчас «Трактороэкспортом» прорабатывается контракт на 65 миллионов долларов с Болгарией. В обмен на тракторы они поставят свой товар. Предполагается, что ПО «ВТЗ» продаст 200 штук Т-25. В условных долларах это составит один миллион. На эту сумму и предполагается закупить болгарские товары. В первую очередь — запчасти, комплектующие. Планируется и закупка одежды, обуви.
В международной торговле бартер для наших предприятий не столь всеохватен. Иное дело — внутренний рынок.
Вот маленькая подборка-хроника бартерных сделок на внутреннем рынке, заключенных ПО «ВТЗ». Разумеется, это не все сделки, лишь наиболее характерные.
В конце девяностого года каменный уголь поставили шахтеры Ленинска-Кузнецка в обмен на трактор Т-25А3.
25.01.91. Договор о поставках Вышневолоцким хлолчато-бумажным комбинатом ткани в обмен на 4 трактора Т-25А3.
8.02.91. С Иркутском заключен договор о поставках 600 тонн карбида кальция, необходимых для сварных работ. На это благое дело пошло 36 (!) тракторов.
11.04.91. Владимирская швейная фабрика в благодарность за один Т-25А3 поставила носков на 13 тысяч рублей.
15.04.91. Котлас обязуется поставить 1080 кубических метров хвойных материалов за 18 тракторов.
18.04.91. Договор с латвийскими предприятиями о поставках 20 тонн лакокрасочной продукции в обмен на пять Т-25А3.
23.04.91. Спас-Клепики Рязанской области согласились обменять на один Т-25АЗ две тонны ваты.
6.06.91. Договорились с Кондопогой о поставке за девять Т-25АЗ 40 тонн газетной бумаги.
3.07.91. Коммерческая фирма «Добилас» из Литвы подписала контракт на поставку 60 тонн бензина А-76 и 60 тонн дизтоплива за три Т-25А. Вот так: независимая Литва торгует нефтепродуктами, завезенными из российской глубинки.
Занятная арифметика получается, не правда ли? А ну-ка угадай, что ныне и почем? Почему, скажем, на один Т-25А носков меняют на 13 тысяч, а хлопчато-бумажной ткани на 32 тысячи? Согласен, трудно ответить.
А что будет дальше? На одном бартере долго не выживешь. Или появятся нормальные деньги, или нашу территорию начнет обслуживать доллар. Некоторые экономисты считают, что «бартеризация всей страны» — дело неплохое. В два присеста мы пройдем стадии складывающейся рыночной экономики. Следующая стадия — «биржевизация всей страны». А затем уж искомый «капитализм» с нормальными «денюшками».
С. МАЛАХОВЕЦ, корр. «Тракторостроителя»
***
Еще в январе 1988 года руководство объединения поставило перед ГСКБ задачу разработать трехцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. И вот три новых двигателя Д-130 готовятся для испытаний в Липецке. Один будет проверяться у нас на Т-30.


Двигатель Д-130

Показатели нового движка неплохие. Он на 45 килограммов легче старого Д-144. Характерны большая жесткость картера и коленчатого вала. Да и другие потребительские свойства повыше.
Двигатель испытывается пока с турбокомпрессором американской фирмы «Гаррет». Такой «американизированный» вариант очень неплох, жаль только, что использовать штатовскую фирму в качестве поставщика ПО «ВТЗ» не по карману.
Ранее надеялись на строящийся Елабужский тракторный. Но строительство оного свернули, и сейчас на базе подмосковного объединения HATИ создается предприятие «Турботехника», где и предполагается выпускать турбокомпрессоры. Только вот ожидается это годика через два. Хорошо, если так. Ведь массовое производство Т-30 все равно налаживать придется, а сорокасильный дизель значительно улучшит потребительские свойства этой машины.
С. ПЕТРОВ

Далее »»» ПО «Владимирский тракторный завод» в августе-сентябре 1991 года

Категория: ВТЗ | Добавил: Николай (08.10.2025)
Просмотров: 33 | Теги: трактор, завод, владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru