Даниил Андреев провозглашал идею достижения в будущем всеобщего Братства, Братства в первую очередь духовного.
Некоторые религиозные конфессии провозглашают интернациональные идеалы братства. В I–III вв. все христиане назывались «братьями», а Церковь - «братством».
БРАТОТВОРЕНИЕ [лат. fraternitas spiritualis, или fraternitas per adoptionem] - средневековый обряд церковного благословения двух христиан, не состоящих в кровном родстве, но стремящихся к тесному духовному общению и братской взаимопомощи в мирских делах. Появился в результате синтеза древнего обычая побратимства, известного у многих народов, и христианские практики вступления в «духовное родство», возникшей еще в первые века в связи с таинством Крещения как нового рождения свыше и восприятием церковной общины как новой семьи, а др. верующих - как самых близких родственников.
В античности братский союз заключался в форме клятвы и обычно скреплялся ритуальным смешением крови (возможно, даже ее испитием), обменом именами, оружием, одеждой, что нашло отражение и в христианском обычае обмена нательными крестами.
Чин Братотворения был запрещён в христианстве. В современных литургических книгах православной Церкви чин Братотворения не печатается.
Все эти братства держались лишь на определённых ритуалах, договорах, но они не были скреплены Духом Единства. Дух Единства витает в пространстве, но если взглянуть глубже, то мы увидим, что над людьми, живущими интенсивной религиозной жизнью, господствует мистический ужас перед грядущим объединением мира, в едином общечеловеческом государстве предчувствуется западня, ведь это может привести к абсолютному единовластию, к царству антихриста. Где гарантия, что во главе сверхгосударства не окажется человек который воспользуется слабостью человеческой, зависимостью человечества от природных ресурсов, от техники. Наука же превратилась в послушную служанку для государства…
Всё это подводит нас к пониманию того, что гармония будет достигнута не развитием науки и техники самих по себе, не диктатурой сильного, не приходом к власти демократов, качаемых историческими ветрами то вправо, то влево, а установлением над всемирной Федерацией государств незапятнанной, неподкупной инстанции, инстанции этической, внегосударственной и надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу. Сама сущность каждого государства должна быть преобразована, а духовное братство должно сменить бездушный аппарат государственного насилия.
Светом этой Истины проникнуты все произведения Е.П. Блаватской: и фундаментальные труды, раскрывающие суть Космической и человеческой эволюции («Тайная Доктрина»), Единство Истины и Источника Знаний («Разоблачённая Изида»), и многочисленные публицистические и философско-художественные произведения.
Сказано о Братстве (в соответствии с тремя Планами Бытия):
1) как о главном законе взаимодействий сознаний в Беспредельности, Законе, раскрывающем сущность Космических творческих процессов;
2) как о ступени (ступенях) эволюции человека;
3) как о принципе построения взаимоотношений людей на земле. Ибо суть Братства – Законы Гармонии, неисполнение которых, по словам Е.П. Блаватской, «ввергает человечество в хаос».
Братство – как Единая Духовная Реальность и Закон Космической Жизни
Все Знания, переданные Е.П. Блаватской восходят к понятию Братства. Учение является именно великой Вестью, озарившей мир Светом, тысячи сердец – оптимизмом и дерзанием. Весть Братства, о Братстве. Весть Триединая:
Весть Знания, говорящая о коренном Единстве Жизни и Братстве – как о кульминации Закона Единства.
Весть Устремления, говорящая о необходимости сознательного духовного одоления новой ступени эволюции и, т.е. вывода на арену бытия «внутреннего человека» в человеке, человека духовного, для которого Братство – Сердце и Сущность Бытия – Единая и единственная Реальность, в свете которой всё иное – лишь иллюзия, майя…
Весть Служения, говорящая о пути Братства, о том, что путь служения человечеству и альтруизм – то единственное средство для «превращения человеческой природы в природу божественную».
Братство – как Закон Бытия, – обусловлено «Изначальным Единством», Единой Духовной Природой. «Дух есть единственное элементарное, изначальное единство, и каждый из его лучей бессмертен, бесконечен и неразрушим. Остерегайтесь иллюзий материи» [1]. Един Исток Бытия, Едино Основание Жизни – Огонь. «Я чую единое Пламя, о Гурудэва. Я вижу бесчисленное множество неотделённых искр, блистающих в нём» [2].
Идея Единства является ключевой в Учении и важнейшей в системе знаний, данной для Новой Эпохи, составившей основу миропонимания Новой Эпохи:
а) Единство жизни в Беспредельности. «Коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в составы Природы – от звезд до минерального атома, от высочайшего Дхиан-Когана до малейшей инфузории, в полном принятии этого термина, и будет ли оно применено к духовному, либо мыслительному или физическому миру – это единство есть единый, основной закон в Оккультной Науке» [2].
б) Единство цели эволюции человечества: полное духовное самосознание, замена «преходящего непреходящим» и, соответственно, утверждается путь развития сознания как путь духовного единения «…его [ученика] мысль, сердце и воля должны проникнуться истиной, что и он сам, и все остальные – части одного целого» («Книга Золотых Правил»).
в) Единство Истины. Оптимизм всякого искренно стремящегося питает знание о Её побеждающем магнетизме. «Заблуждение властно только на поверхности, так как Оккультная Природа не пускает его глубже, ибо та же Оккультная Природа окутывает весь земной шар по всем направлениям, не оставляя даже самый тёмный угол неосвещённым» [8].
В понятии Братства заключена и суть знания об управляемости творческих процессов в Природе. Всё проникнуто сознанием и творческой Волей. «…каждая сила (так называемая) в природе имеет своим источником субстанциальный ноумен, сущность, сознательную и разумную, является ли она планетарной (Дхиан-Коган) или элементальной» [3].
Е.П. Блаватская открывает Истину о «Вселенском Братстве», о Братстве Высших Сознаний, направляющих все процессы созидания в Космосе и на земле. «…стражи первичных божественных откровений… – были связаны вместе в одно вселенское братство, которое образовало непрерывную цепь вокруг планеты» [4].
Братство – как ступень эволюции человечества
Братство – это реальность, которой принадлежит не человек внешний, подверженный тенденциям разделения, но человек внутренний, пребывающий в Свете Единства, микрокосм.
Сказано в Живой Этике о необходимости понять братство как духовную реальность, и как результат духовного развития. «Только тела Света могут взаимоутверждаться. …так не отнесемся к понятию Братства поверхностно - иначе оно останется в земных пределах и будет бесполезно. Магнит ведущий заключен не в земном теле, не в тонком, но в зерне духа, в Свете, данном превыше воображения» («Братство»).
Кажущаяся недостижимость идеала Братства на земле обусловлена степенью духовного развития настоящего человечества. Но следующая ступень эволюции –ступень раскрытия духовных чувств (так называемого шестого чувства) – станет возможностью осуществления практического братства людей на основе их взаимодействия и сотрудничества с Братством Высших Сознаний. В этой связи можно говорить, что Космическое Сознание - это сознание единства и Братства.
«Духовная высшая сущность должна сначала полностью освободиться от усыпляющего влияния личностной сущности…» и «заставить заключённого в нас животного человека уступить место человеку духовному».
Братство для человечества – не просто умозрительный идеал, но эволюционная ступень, которая должна быть «взята» дерзанием, «духовной силою», волей,преобразующей «человеческую природу» в «природу божественную».
Путь к осуществлению Братства – это <путь к своему «Высшему Я». И приближение к Оплоту Братства на Земле осуществляется по мере приближения к своему «Высшему Я», «которое является Небесным Отцом» [5]. «Единственный возможный и верный путь для поступления в подобное Братство... состоит в том, чтоб привести себя под влияние Духовного Света, который излучается из нашего собственного Логоса» [6].
Божественность изначальной человеческой природы уравнивает в этой Высшей Потенциальности всех живущих, и более высокой ступенью индивидуальной эволюции является лишь более высокая степень ответственности и права – на жертву и помощь – ради духовной реализации всех (сияющий в веках Идеал Бодхисаттвы).
Только полным самозабвением человек может приблизиться к Братству и получить право на большее знание. Альтруизм – ключевое понятие теософии Е.П. Блаватской. «Истинная теософия – это великое забвение себя, безусловное и абсолютное, и в мыслях, и в поступках. Это альтруизм. И кто отважится исповедовать его практически, тот полностью выводит себя из круга прочих людей, живущих обычной полуживотной жизнью». Только стремление жить в Вечном, заменить преходящее непреходящим делает из обычного человека человека-альтруиста, носителя Единства, Сознания Братства. «Живи не в настоящем, не в будущем, живи только в Вечном. Гигантский сорняк (зло) не может цвести там; этот позор существования разлагается в атмосфере вечной мысли» [7].
Братство – как принцип жизни людей на земле «Путь Братства»
До времени полного раскрытия духовной природы «единственными паллиативами против зол жизни будут единение и гармония – Братство и Альтруизм, но не только на словах» [6].
Братство – есть выражение Законов Гармонии, которые есть закон Жизни, и неисполнение их ввергает человечество в хаос…
Е.П. Блаватская принесла в земную жизнь не только Знания, но и зёрна новых взаимоотношений людей в русле необычной по масштабу Работы Просвещения человечества. Созданное ею теософское общество провозгласило братство всех людей без различия рас и народностей. Три его главные цели, фактически являющиеся утверждением пути Братства на Земле:
1) создание ядра всеобщего братства, без различия расы, вероисповедания;
2) изучение древних и современных философий и наук, и обоснование необходимости такого изучения;
3) исследование необъяснённых законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
Высшим почитанием подвижника является реализация Учения, следование Примеру, следование путём Братства, начертанном в глубине каждого сердца.
1. Путь Братства в деятельности, в общественной жизни есть создание условий для проникновения Сил Жизни – с внутреннего плана на план внешний. Утверждение ценностей тонких энергий, ценностей сознания и сотрудничество в реализации идеалов Справедливости.
2. Просвещение, активное распространение знаний о человеке. Если реализация сознания братства отражает ступень индивидуальной эволюции, то реализация братских взаимоотношений в общественном бытии зависит от уровня просвещённости. Путь к Братству основан на Знании. «Только просвещённость рождает сознание равных прав на истину и познание. Общая истина принадлежит всем, на подлинное знание не существует патентов».
3. Исследование внутренней, тонкой, духовной природы. Именно ничто так не ценно сегодня, как дерзание духовное, созидающее мосты между Миром Высшим и земным.
4. В познании и в науке необходим Подвиг познания Незримости, на основе принятия аксиомы о Сознательности всех творческих процессов. Процесс познания и исследования подчинён Закону Братства: основан на полном бескорыстии, сотрудничестве, осознании Пространственной мысли… Путь Братства – это путь бескорыстного и бесстрашного следования Истине. «Самое неограниченное познавание в терпении и терпимости» («Братство»). «Единое спасение – устремить дух в сияние Истины. Великий дар любви живет в едином видении, данном смелым душам» («Зов»).
Учение утверждает Закон Братства, выражающий:
1) Единство Бытия, нераздельного, проникнутого творческой волей Слитых Сердец;
2) сущность внутренней человеческой природы, которая должна быть реализована путём сознательного духовного устремления.
3) сущность преобразований жизни на земле, основанных на альтруизме и Служении. Только в служении человеческому братству продвигается каждое сознание и всё человечество.
Необходим «путь единения вместо разъединения и борьбы», и Подлинное Знание.
«Только братский союз человечества – та единственная почва, на которой может вырасти доброе семя».
«Истина восторжествует, «когда все человечество будет признавать только одного отца – Непознаваемого вверху – и одного брата – все человечество внизу» [1].
…иду по планете сердец одиноких…
к сердцам прикасается огненный слог:
откройтесь, грядут предречённые сроки
ЕДИНСТВА сердец –
всех, кто был одинок…
я - сердцем - стучаться в сердца не устану:
откройтесь, впустите в сознание Свет…
я - вестник ИНОГО СОЗНАНИЯ -
странный,
идущий путями земными, поэт…
я знаю, что нет одиночества…,
знаю,
есть Старшие Братья, есть Мать, есть Отец…
… но как же порой одиноко бывает
на этой планете закрытых сердец… Елена ТУРККА
Список литературы.
1. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Том II. – М., 2000.
2. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии. В 2т., 4 кн. Т. 1, кн. 1. Космогенезис / Пер. с англ. Е.И. Рерих. – Мн., 1993.
3. Блаватская Е.П. Карма судьбы. – М., 1997.
4. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Том I. – М., 2000.
5. Блаватская Е.П. Избранные статьи. Т.1. – М., 1994.
6. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина: синтез науки, религии и философии. В 2т., 4 кн. Т. 1, кн. 2. Космогенезис / Пер. с англ. Е.И. Рерих. – Мн., 1993.
7. Блаватская Е.П. Практическое сокровенное Учение. – Р., 1991.
8. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т.3. – М., 1991.
***
Итак, любовь можно, наверное, считать более высокой формой дружбы между мужчиной и женщиной, при которой связь может быть ещё теснее, чем при дружбе, а гармония между двумя душами совершеннее. Во всяком случае, видимо, любовь включает в себя и качества дружбы и выводит постепенно сознание на следующий уровень-ступень человеческих отношений – братство, элементы которого мы уже встречали и на предыдущих ступенях, и которое становится поистине космическим фактором, уводящим человека в Вечность, помогая ему реализовать заложенную в него Верховным Творцом идею сотворчества Иерархии Сил Света, соборности и бессмертия. О последнем свидетельствует и само слово человек: чело («сознание»), идущее через века-вечность. О прерогативе сознания в человеке говорят и англ. man, нем. Mann («человек»), сокоренные санскр. manas («разум») и лат. manus («рука» – орган, более других связанный с сознанием).
Слово «брат» восходит к и.-е. *bhrater («брат; сородич»), с которым связывают и слово «фратрия» («подразделение племени»), которому соответствует собирательное ст.сл. «братия». И хотя в этимологических словарях дальше этого происхождение слова «брат» не идёт, в смысле этого понятия явно просматривается идея соборности, и оно тяготеет по смыслу к слову «брать», сокоренному словам «собор», «выбор», «избранный», «брак», «бремя» (в том числе и духовный крест), «собираться».
Брат в духовном, а не кровном родстве – это тот, кого выбрало сознание, плод познания этим сознанием сознания того, кого оно восприняло как брата по духу. Болг. «разбирам» («понимаю»), фран. comprendre («понимать») и рус. «понимать» содержат в себе основу «брать». Сознание как бы собирает по частям в себе понятие о другом человеке и сама лексема «сознание» имеет смысл «собирательства-собранности». При этом собирается-познаётся не только одно какое-то выбранное в качестве брата по духу сознание, а и все остальные, с которыми сталкивается познающий. Он и сам при этом как бы «собирается», дополняется другими сознаниями. Интересно, что выражения «собраться что-то сделать», «собраться в дорогу», «собраться с мыслями», «собраться с силами» передают смысл как бы «собраться в себе» необходимое количество частей, чтобы быть в состоянии выполнить поставленную задачу.
Каждое сознание, которое прозревает (=созревает) идею космического братства, воспринимает себя и другие сознания и существа как части единого целого, универсума [21], в котором все части-братья соединяются принципом Вселенной Любви, восполняясь друг в друге и взаимосовершенствуясь. Не случайно, наверное, немецкие слова Leben («жизнь») и Liebe («любовь») так похожи друг на друга. И только при гармоничном сочетании частей образуется счастье-соборность, при котором каждое сознание брата-части не просто растворяется в других сознаниях и исчезает в общем потоке, а и сохраняет своё индивидуальное «я».
Поднимаясь шаг за шагом по ступеням братской любви, сознание постепенно прозревает, что всё во Вселенной от самой мельчайшей частицы до метагалактик – живое и имеет своё сознание (не случайно Вселенная носит такое название: оно является калькой с греческого и означает «населённая», «вселённая»). И тот же атом, и растение, и животное, и человек, и любой народ, и человечество, и планета, и галактика – всё это братья в бесконечной Иерархии живых существ в Космосе. Вот почему святые и к животным обращались словом «брат» и держали себя с ними как с равными.