Гороховецкий завод подъемно-транспортного оборудования "Элеватормельмаш"
Гороховецкий завод подъемно-транспортного оборудования "Элеватормельмаш"
В 1896 году основано «Товарищество бумаго-оберточной фабрики».Единственная самочерпка собрана из частей машин разных бумажных фабрик, главным образом, из частей Самарской фабрики и из сгоревшей фабрики Семенчикова. Ни о каком техническом улучшении владельцы не думали. Рабочий день был 12 часов. Прибыль от фабрики была очень значительная, тем более, что, когда ее собирали, никаких затрат не было.
«Было произведено обследование бумажной промышленности Гороховецкого уезда, а именно: фабрик Гороховецкого Т-ва, Мошковской Трудовой Артели и сгоревшей фабрики Семенычева. На этих фабриках вся бумага взята на учет и предложено продавать ее лишь по разрешениям Главбума или Химотдела Губсовнархоза. Фабрика Мошковской артeли стоит, а Гороховецкого Товарищества работает, с ежедневной выработкой в 70 пуд. в день. Сырьем фабрика обеспечена, топливом же хуже по вине Отдела Местного Хозяйства, не возвратившего фабрике реквизированные дрова. Финансовое положение не блестящее и поддерживается только исполнением заказов; Химотдел предполагает испросить ссуду фабрике от Главбума. С фабрики Семенычева предположено взять все машины и передать их на фабрику, например, Гороховецкого Т-ва, которая нуждается в машинах, каковые стоят без дела и портятся. На очереди поставлен вопрос Главбуму о порядке снабжения бумагой губернии. Согласно требования Главконефти посланы требования о смазочных маслах; сводки сведений о них доставлены крайне не аккуратно и не точно без указаний имеющихся запасов. Тем не менее удалось получить наряд на три цистерны олеонафта из г. Нижнего и приступлено к его распределению фабрикам, не имеющим запасов.
Фабрика Гороховецкого Товарищества переименована в Гороховецкую картонную фабрику «Труд». Рабочие в 1919 г. состояли в союзе бумажников, но потом перешли в союз строителей. Фабрика переживала тяжелый период, были остановки, недостаток материала, топлива.
В 1921 г. фабрика была передана картон-толевой промышленности. Для обеспечения Муромской толевой фабрики сырьем ВладГубсовнархоз в 1921 г. объединил ее с гороховецкой картонной фабрикой в одно Правление.
Владимирское Губернское Объединение Строительно-Силикатной Промышленности (Владсиликат) организовано 30 апреля 1922 года. В состав объединения вошла Гороховецкая картонная ф-ка.
«Недавно проходившая поверка индивидуального обучения рабочих подростков показала, что мастера нашей фабрики недостаточно уделяют внимания квалификации рабочих подростков. В практической повседневной работе подростки изучили только движение машины, могут остановить и пустить двигатель, но совершенно не знают название и назначение большинства частей. Товарищи мастера, больше внимания рабочему подростку! Подросток – это ваша смена» («Призыв» 9 июня 1923). С октября 1923 г. работа идет беспрерывно и с того же времени рабочие снова в союзе бумажников.
«Первые коммунистические «крестины» (ф-ка «Труд»). В фабричном партийном клубе, впервые в нашем уезде, состоялись коммунистические крестины. Новорожденного назвали Марксом, в честь Карла Маркса и выдали ему удостоверение на право беспрепятственного вступления в коммунистическую партию, когда будет совершеннолетним» («Призыв», 13 декабря 1923). До 4-го февраля 1924 г. фабрика работала в одну смену, после в две: выработка в смену от 60 до 90 пуд., работают картон толевый, шведский и разные сорта обертки. Занято рабочих очень немного, всего 49.
«Гороховецкая ф-ка «Труд». При ф-ке организован ликвидационный пункт. Ведет ликвидацию безграмотности учительница, которая оплачивается из средств культ-фонда. Занимается около 8 человек безграмотных рабочих. В дальнейшем предполагается организовать пункт для ликвидаций малограмотности» («Призыв», 9 января 1925). «Долго ждали рабочие гороховецкой карт.-оберточной ф-ки приводных ремней, за отсутствием которых стояли некоторые станки и, наконец, дождались. Владсиликат после долгого молчания, что называется, расщедрился. Только вот одна беда, никак мы не можем понять, на какой барахолке, или в каком складе, владсиликат достал таких приводных ремней: мало того, что прелые, они не целые ремни, а маленькие обрезки по 2-3 вершка. Далеко-ли двинешься с таким материалом» («Призыв», 24 марта 1925). «Месяца два тому назад приехал к нам на фабрику «Труд» (Горох. вол.) для постановки паровой машины инженер Безбородов. Подрядил рабочих за 120 р. вырыть яму для фундамента, да кирпич перетаскать за 10 рублей. Рабочие быстро сделали свое дело. Каменщик сложил фундамент, который оставили засыхать до постановки машины. Инженер дал слесарям чертеж и уехал. После него приехали из треста, осмотрели фундамент, признали его негодным и приказали ломать. Таким образом было испорчено 200 кирпичей и 6 бочек цемента. Делать нечего, против начальства не попрешь! Разломали старый фундамент и сложили новый. Когда фундамент был готов, принялись за работу слесари. Быстро закипела работа в привычных руках. Но… приезжает механик и работу приказывает совсем прекратить, а слесарей перевести на другую работу. Спрашивается, зачем же тратили материал, труд и рабочее время» (Газета «Призыв», 10 апреля 1925). «На гороховецкой ф-ке 75 проц. больных! На нашей фабрике два отделения: тряпко-рубочное (где тряпка pyбится) и сортировочное (где тряпка разбирается по сортам), очень пыльные и заразные. Фабком и общее собрание рабочих высказались за неотложность постановки в том и другом отделении сильных вентиляторов. Над тряпкорубочным отделением администрация поставила-было изломанный вентилятор, но он работать отказался. Пыль стоит в этом отделении столбом. Работницы буквально задыхаются. В сортировочном отделении администрация и не пыталась что-либо предпринять, а положение там еще хуже, чем в тряпкорубочном. К пыли и грязи присоединяется сырость от недостаточного парового отопления. При медицинском освидетельствовании в этих отделениях оказалось 75 проц. больных. Вязниковская камера труда должна принять срочные меры» («Призыв», 20 марта 1925). «Наш кружок Гороховецкой бумаго-картонной фабрики организован еще в 24 году. Вначале нас, рабкоров, было пять человек, да и теперь немного в кружке насчитывается 12 человек. Стенная газета «Красный бумажник» выходят редко. За все время только 27 номеров выпущено» («Призыв», 10 марта 1926).
«Долго думали-гадали рабочие гороховецкой бумаго-оберточной фабрики, как бы приобрести радио-приемник. Хотелось-бы купить громкоговоритель, да средств нет — всего-навсего 50 рублей отпущено. Хотели воскресник для покупки радиоинвентаря устроить, но не все согласны были. Дело как-то разладилось. Но все-же средства были изысканы и из Москвы привезли радио-приемник и громкоговоритель. Сколько радости-то было у рабочих! Думали, где-бы это получше радио-приемник поставить. Наконец, нашли помещение. Закипела работа: выстругали мачту, приспособили антенну и общими усилиями наладили дело и к вечеру все было кончено. Испробовали - громкоговоритель говорит великолепно. На другой день собрались все рабочие, слушают громкоговоритель - не нарадуются. — Здорово, братцы! Во всем Гороховце у нас у первых громкоговоритель поставили! Теперь каждый день слушаем новости из Москвы. Рабочие судостроительного завода, глядя на нас, тоже постановили приобрести громкоговоритель. — Чем мы хуже вас? И мы будем с Москвой связь держать...» («Призыв», 24 апреля 1926).
«Гороховецкая бумажно-картонная фабрика ввиду дефицитности была 1 мая 1927 г. закрыта. Три с половиной месяца Владсиликат составлял проект переоборудования фабрики, но так и не составил. Сейчас фабрику передали вязниковскому промторгу. Новый хозяин, не откладывая дела в дальний ящик, приступил к ремонту фабрики. Были набраны рабочие, которые принялись за восстановление своего родного гнезда. По ходу работ можно надеяться, что в 10-й годовщине Октября омоложенная фабрика заработает» («Призыв», 23 сент. 1927). «Гороховецкая бумажная ф-ка «Труд» после передачи ее Владсиликаттрестом Вязниковскому промторгу и после длительного перерыва в работе — 15 ноября текущего года пущена в ход. Материала для работы пока достаточно. В настоящее время на ф-ке работает 132 человека» («Призыв», 11 дек. 1927).
После проведенной в 1930-е годы реконструкции устойчиво начинает работать бумаго-картонная фабрика «Труд». Она стала выпускать шведский картон для оклейки стен и толевый, поставляемый на толевые заводы как полуфабрикат. Мощность фабрики достигла в 1940 году 3000 тонн. С сентября 1941 года предприятие находилось на консервации.
Гороховецкий авторемонтный завод был основан приказом Министерства промышленности строительных материалов за № 191 от 20 апреля 1948 года на базе бывшей картонной фабрики "Труд" треста "Главкровля". Специализировался на ремонте автотракторных двигателей.
С 1951 года завод перешел в ведение главного управления "Главстроймаш" Министерства промышленности строительных материалов СССР.
С 1 июня 1957 года Гороховецкий авторемонтный завод вошел в состав Управления машиностроения и металлообрабатывающей промышленности Совета народного хозяйства Владимирского административного экономического района.
С конца 1950-х годов переходит на выпуск редукторов и нестандартного механического оборудования. В 1960 году начался выпуск электрических талей.
В 1961 году переименован в «Гороховецкий завод подъемно-транспортного оборудования» (ЗПТО).
В связи с ликвидацией 29 декабря 1962 года Владимирского совнархоза с 1963 года Гороховецкий завод ПТО перешел в подчинение Управления тяжелого и общего машиностроения Совета народного хозяйства Верхне-Волжского административного экономического района.
Специализация - тали, нории, конвейеры, мостовые краны. Продукция шла на многие заводы Советского Союза и в страны СЭВ. Количество рабочих достигло 1300 человек.
С начала 1965 года в отраслевом отношении Гороховецкий завод ПТО подчиняется Главному управлению подъемно-транспортного машиностроения вновь образованного Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР.
За время своего существования завод претерпел большие изменения. Первоначально завод ремонтировал автомобильные моторы и изготовлял запасные части к строительным машинам. С преобразованием его в завод подъемно-транспортного оборудования изменилась и номенклатура его изделий. Завод стал выпускать чугунное литье с механической и без механической обработки: оси, ролики, транспортеры, электростали и другое нестандартное оборудование.
В нач. 1970-х годов одним из основных видов выпускаемой продукции здесь являлись элек¬трические тали (ТЭ 1) грузоподъемностью 1 тонно-сила при высоте подъема 6, 12, 18, 24, 30 и 36 метров. 1971 году их выпускалось до 6400 штук в год.
Электрическая таль предназначена для подъёма груза в вертикальном направлении. Вместе с грузом по монорельсам или крановым путям она может перемещаться в горизонтальном направлении. Электрическая таль во многих случаях являлась комплектующим изделием для других грузоподъем¬ных механизмов, как, например: мостовые краны, краны-штабелеры и т. д.
В 1971 году электрической тали грузоподъемностью 1 тонно-сила (1 тс) высотой подъема 6, 12 и 18 метров присвоен Государственный Знак качества.
Завод выпускал ленточные конвейеры КПС 200, 320, 500 и 650 тонн, с шириной ленты 500 мм. Выпуск их возрос с 260 штук в 1960 году до 2000 штук в 1970 году.
Ленточные кон¬вейеры имели широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. Употребляются они на перемещении сыпучих материалов и штучных товаров в горизонтальном и наклонном (до 20°) положении. Спрос на такие транспортирующие средства в народном хозяйстве был очень большой.
Завод освоил также выпуск скребковых конвейеров многих видов как по конструкциям, так и по размерам. Их он поставлял для предприятий химической промышленности.
Завод экспортировал скребковые конвейе¬ры в такие страны, как Болгария, Турция и другие.
Завод выпускал котлы водяного отопления КВО 1.
Завод поставлял продукцию более 40 городам Советского Союза от Таллинна до Петропавловского-Камчатского и от Мурманска до Душанбе, в том числе и в Набережные Челны. Продукция завода экспортировалась в Польшу, Румынию, Югославию, Монголию, Индию, Иран, Йемен и ряд других зарубежных стран.
Главной задачей завода являлось обеспечение высоких темпов производства, роста производительного труда на основе технического прогресса, укрепления принципов хозрасчета, повышение эффективности производства, внедрение новой техники и научной организации труда, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, улучшения жилищных и культурно-бытовых условий, создание безопасных условий на производстве. Предметом деятельности завода являлось производство талей электрических, конвейеров ленточных, конвейеров с нагруженными скребками в соответствии с установленным профилем.
В структуру завода входили: 1. Директор завода, 2. Канцелярия, 3. Планово-экономический отдел, 4. Отдел труда и заработной платы, 5. Производственный отдел, 6. Отдел главного конструктора, 7. Отдел главного технолога, 8. Отдел главного энергетика, 9. Бухгалтерия, 10. Отдел кадров, 11. Отдел техники безопасности и охраны труда, 12. Отдел технического контроля, 13. Отдел материально-технического снабжения, 14. Отдел подготовки и повышения квалификации кадров, 15. Бюро рационализации и изобретательства.
На заводе существовали следующие производственные цеха: 1. Механический, 2. Литейный, 3. Кузнечно-заготовительный, 4. Сборочный, 5. Инструментально-ремонтный, 6. Цех отдела главного механика, 7. Транспортный, 8. Ремонтно-строительный.
По значимости ЗПТО был вторым после судосторительного завода предприятием Гороховца, с 1970 по 1990 г. активно вел застройку города по ул. Горького и Льва Толстого.В 1993 г. - приватизация. Преобразован в ОАО «Гороховецкий завод ПТО "Элеватормельмаш"». АО ГЗПТО "Элеватормельмаш" действует с 25 июня 2002 г., ОГРН присвоен 16 сентября 2002 г. Руководитель организации: генеральный директор Синицин Иван Николаевич. Основным видом деятельности является «Производство пневматических подъемников и конвейеров и прочего оборудования непрерывного действия для товаров или материалов», зарегистрировано 11 дополнительных видов деятельности. Завод выпускает качественную конкурентноспособную продукцию: краны электрические мостовые, конвейеры, тали электрические. Продукция: Конвейеры ленточно-цепные; Конвейеры с погруженными скребками 2КПС(З); Конвейеры с погруженными скребками КПС(З); Конвейеры с погруженными скребками КПС(2М) и КПС(2М)-Т; Конвейеры с погруженными скребками КПС(Д); Конвейеры стационарные ленточные УКЛС; Краны подвесные однопролетные и двухпролетные; КРАНЫ МОСТОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ОДНОБАЛОЧНЫЕ ОПОРНЫЕ; Тали электрические канатные передвижные.Адрес: Владимирская область, г. Гороховец, ул. Набережная, 39. Сайт завода: http://www.elevatormelmash.ru/Город Гороховец Основная статья: Промышленные предприятия Владимирской области ООО «Русджам» Нина Ивановна Грездова - токарь-автоматчица на Гороховецком заводе подъемно-транспортного оборудования, депутату областного Совета.