Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
19.08.2018
18:27
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 502

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [924]
Суздаль [308]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [256]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [96]
Вязники [181]
Камешково [51]
Ковров [203]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [27]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Деревня Кожино Гороховецкого района

Деревня Кожино

Кожино — деревня в Гороховецком районе Владимирской области России, входит в состав Денисовского сельского поселения.
Село расположено в 19 км на юго-восток от центра поселения посёлка Пролетарский и в 23 км на юго-запад от Гороховца. «Село Кожино на речке Курже находится в 140 верст. от губернского города и в 17 вер. от уездного».

До 1764 года село Кожино принадлежащего Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частично в 1573 году Марьей Григорьевной Третьяковой женой Кожина и частично в 1588 году Софьей Никифоровной, дочерью Кожина.

Гороховецкая земля с давних пор связана с древней фамилией Кожиных. Петр Павлович Кожин (Гороховецкий уездный предводитель дворянства, владимирский губернский предводитель дворянства) является потомком Кожиных, которые в XV веке осели в Тверской губернии и владели тамошним селом Кожином. То, что эти же Кожины были владельцами одноименного села в Гороховецком уезде, ничем не подтверждается.
Сведения о далеких предках Гороховецкого предводителя дворянства, облеченные в какую-то письменную форму и хранившиеся у потомков Тверских Кожиных, и были использованы авторами «Родословного сборника» в 1886 году при его составлении. Каким образом якобы эти Кожины попали на Гороховецкую землю, авторы «Сборника» не уточняют, и, более того, в примечании к поколенной росписи Кожиных сообщают, что в роспись не вошли Третьяк Кожин, жена которого Мария Григорьевна в 1573 году приложила часть Гороховецкого села Кожино в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь, и Софья Никифоровна Кожина, также помещица Гороховецкого уезда, приложившая в этот же монастырь в 1588 году оставшуюся часть этого же села.
Таким образом, село Кожино, находящееся на территории Лухманского стана Гороховекого уезда, с 1588 года перестало быть владельческим и, в связи с этим, в писцовых книгах 1628 года ни в чьем поместье или вотчине оно не упоминается. Ни в чье поместье и ни в чью вотчину оно не входило. К каким же Кожиным относились последние владельцы Гороховецкого села, Мария Григорьевна и Софья Никифоровна, труд Руммеля и Голубцова ответа не дал.
Через десять лет после выхода в свет этого справочника, объективность некоторых, казалось бы незыблемых, концепций, связанных с описанием жизни родоначальников фамилии Тверских Кожиных, были поставлены под сомнение. С 1890 года в России начала выходить энциклопедия Брокгауза и Эфрона, авторы которой при подготовке материалов для биографии некоторых деятелей несомненно использовали «Родословный сборник русских дворянских фамилий» 1886 года, но при этом сверяли материал сборника с другими первоисточниками, появившимися позднее. В результате этой работы легенда о пожалованиях Василия Ананьевича Кожина за победу над Шемякой была поставлена под сомнение. Вот как об этом говорится в Бракгаузе и Эфроне: «Подложная грамота на пожалование ему за этот подвиг (победу над Шемякой) поместий напечатана Полевым в I томе «Русской вивлиофики». Получается, что все сведения о появлении Кожиных на Тверской земле, кроме покупки села Анастасова Александром Васильевичем Кожиным у князя Бориса Тверского, не более чем вымысел.
К сожалению, с селом Кожиным на Гороховецкой земле произошло то же самое. В биобиблиографическом словаре Владимирской энциклопедии (Владимир. 2002) об этом селе сказано: «…в 1450 один из предков К. получил за службу с. Кожино Гороховецкой округи». Здесь уместно заметить, что в энциклопедии Брокгауза и Эфрона о Кожиных имеется и такая запись: «Род К. внесен в VI ч. родословной книги Тверской, Ярославской и Воронежской губернии (Гербовик, I, 52). Два рода К. восходят один к концу XV, а другой к половине XVII века и внесены в VI ч. Родословной книги Новгородской и Рязанской губ.; есть еще один род К. позднейшего происхождения». О Владимирской губернии упоминаний нет.
Можно предположить, что помещицы Мария Григорьевна и Софья Никифоровна Кожины приложили село Кожино в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь перед своей смертью с условием вечного поминовения, и на них этот род Гороховецких Кожиных перестал существовать с конца XVI века. Можно также предположить, что Гороховецкий род по своей древности не уступал роду Кожиных из Тверской земли. Свидетельством этому служит «Запись данная митрополиту Феодосию Гридею Карауловым и Иваном Кожиным о неосвоении озер в гороховецком уезде, пожалованных им митрополитом. Запись, датируется 1461-64 годами. Получается, что когда Василий Ананьевич Кожа только еще совершал свои подвиги и якобы получал пожалования на Тверской земле, в Гороховецких пределах проживали свои землевладельцы Кожины, да еще и известные Московскому митрополиту Феодосию. В пользу этого говорит еще один факт. В писцовых книгах 1628 года среди владений гороховецкого помещика князя Ивана Петровича Буйносова Ростовского в Красносельской волости указана ныне не существующая деревня Кожино, которой он владел по грамоте 1620 года. Именно деревня, а не село и не в Лухманском стане, где находилось село Кожино, а в Красносельской волости. Учитывая то, что большинство деревень на Руси в средневековье получило свое название по имени основателя или владельца, то и указанные выше и село и деревня с одинаковыми названиями могли принадлежать в те времена одним и тем же землевладельцам, помещикам Кожиным, род которых угас со смертью Марии Григорьевны и Софьи Никифоровны, вероятно не имевших прямых наследников мужского пола. Фамилия Кожиных из списка Гороховецких землевладельцев исчезла и не появлялась почти 250 лет.

В 1760-1772 годах на средства помещицы А.А. Оболдуевой строится каменный двухэтажный храм.

В XIX и первой четверти XX века село являлось центром Кожинской волости Гороховецкого уезда.
«Кожинское Волостное Правление (Почт. адр. г. Гороховец).
Волостной старшина - кр. Иван Петрович Мартынов. Писарь - Дмитрий Митрофанович Полунин.
Волостной Суд. Председатель - волостной старшина. Судьи: кр. Михаил Прокофьевич Порошин, Михаил Илларионович Агапов, Леонтий Иванович Краснов, Константин Иванович Баранов.
Полицейский урядник 1-го стана: 1 уч. — Петр Александрович Румянцев (в с. Кожине)» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).
В 1899 г. открылась Кожинская библиотека.
Первая русская революция 1905 года почти не коснулась Гороховецкого уезда. Было несколько стихийных крестьянских выступлений, выражавшихся в самовольных порубках, потравах и поджоге имений. Возле села Кожина сгорело имение коллежского асессора Евстратия Павловича Медникова, помощника по делам политического сыска московского полицмейстера Зубатина. Медников был одним из организаторов воскресных школ для рабочих и руководил подготовкой шествия рабочих к царю 9 января 1905 года. В поджоге обвинялись крестьяне дер. Аксаково Каменцев и Шапов.
«Кожинская волость, Гороховецкого уезда. Радостные вести доходят к нам из Кожинской волости. Граждане этой волости соорганизовались в крестьянский союз, стремящийся внести свет в деревню. Они глубоко прониклись мыслью, что главным злом их жизни является малая просвещенность и всячески стараются в этом отношении помочь своим товарищам. Союзом открыты библиотеки и читальни, снабжающие литературой всех желающих. «Библиотеки», — по словам нашего корреспондента, — «стали излюбленным местом населения не только в праздники, но и в вечерние часы рабочего дня».
Газеты читаются нарасхват, особенно местные — Владимирской губернии и уездов. Население проявляет большой интерес ко всему происходящему в России. Волостной крестьянский союз вошел в тесную связь с образовавшимся в селе Кожине культурно-просветительным кружком народных учителей и учительниц, которые намерены вести беседы и чтения поочередно по всех окрестных деревнях.
В добрый час!» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Среда 24-го мая 1917 года).

В годы Советской власти до 1998 года деревня входила в состав Чулковского сельсовета.
Численность населения: 1859 г. – 375 чел.; в 1905 г. – 509 чел.; в 1926 г. – 595 чел.; в 2002 г. – 45 чел.; в 2010 г. – 21 чел.

Церковь Илии Пророка

В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 года о Кожине отмечено следующее: «в селе Кожине церковь пророка Илии древяна клецки вверх — строение Спасского монастыря и приходских людей, при церкви поп, дьячок, пономарь и просвирница, 4 кельи нищих «питаются от церкви Божией»; в селе двор монастырский, а в нем живут старцы для монастырской пашни, 4 двора монастырских детенышей, 7 дв. крестьянских и 5 бобыльских; пашни монастырской «середние земли» по 40 четв. в поле, крестьянской 39 четв., сена 20 копен, на Клязьме 70 копен и отхожева сена 70 копен, пашни церковной середние земли по 10 четв. в поле, лесу окола села непашенного 20 десятин».
По переписным книгам 1678 года в Кожине значатся уже две церкви — во имя св. прор. Илии и Казанской иконы Пресв. Богородицы, при церкви священник, дьячок, пономарь и просвирница, 1 келья нищих, в селе двор монастырский, 16 дворов крестьянских и 20 бобыльских.
В 1760—1772 гг. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм. Главной строительницей храма была, по преданию, помещица Аг. Андр. Оболдуева.
Определен в псаломщика бывший ученик духовного училища Алексей Светозаров 5 мая 1889 г. в село Кожино, Гороховецкого уезда.

Торжественное поднесение св. иконы священнику села Кожина, Константину Звездину по случаю 35-летнего служения его в священном сане

С разрешения Епархиального Начальства, в селе Кожине совершалось 1-го октября 1890 г. особенное торжество, по случаю 35-летнего служения настоятеля церкви Константина Лукича Звездина в священном сане. К мысли ознаменовать такое служение поднесением св. иконы сему пастырю Церкви пришел почетнейший из прихожан, полковник артиллерии Василий Павлович Муромцев; он же первый открыл и подписку для сбора денежных пожертвований на приобретение иконы Покрова Пресвятой Богородицы — в соответствие дню торжества. По примеру Муромцева, родная сестра его дворянская дочь девица Елизавета Павловна Муромцева приложила свою жертву; затем и другие прихожане отозвались на это дело с теплым сочувствием. К знаменательному дню была готова св. икона и получено разрешение на предположенное торжество от Архипастыря, о чем немедленно были оповещены прихожане села Кожина.
Утром 1-го октября, незадолго до литургии, явился в село Кожино благичинный о. протоиерей В. Ф. Алявдин. В восемь с половиной часов утра начат звон к обедне. Богослужение было совершено соборне о. протоиереем, самим виновником торжества и двумя священниками, в том числе одним родственником настоятеля. Стечение народа было так велико, что все не могли поместиться в церкви,— многие молились вне церкви, стоя на паперти. По заамвонной молитве, местный священник Михаил Зверев сказал поучение о значении праздника в честь Покрова Божией Матери.
По окончании литургии, прочитан был указ Владимирской духовной Консистории о дозволении прихожанам поднести св. икону настоятелю церкви в ознаменование 35-летнего его служения. До начала молебна о. протоиерей Алявдин устно произнес задушевную речь по случаю местного торжества, а при окончании речи поднес о. Константину приготовленную для него св. икону Покрова Пресвятой Богородицы.
Затем устно же сказал речь местный священник Михаил Зверев с выражением искренних чувств любви и уважения к о. Константину от прихожан и от себя.
Растроганный приветственными речами, виновник торжества первее благодарил говоривших за добрые чувства, высказанные в речах, а потом особо воздал благодарность своим прихожанам за усердное внимание к нему. После сего собравшимися священнослужителями отслужен был молебен, в конце которого возглашено обычное в подобных случаях многолетие. Присутствующие все тронуты были пением и службою, а также и речами священнослужителей; многие даже плакали.
По окончании всей церковной службы о. Константин с духовенством и почетные прихожане отправились в его дом, в коридоре которого домохозяин встречен был женою своею с хлебом солью, а в самом дому старший сын его, Шуйский доктор Александр Константинович, поднося ему святую икону Спасителя, в ризе серебро-позлащенной, в порыве чувств сердечных сквозь слезы сказал: «Сия икона и надпись на ней гласит о нашей любви к тебе, любезный Родитель». Многие из бывших учеников о. Константина здесь же выражали ему свои искренние поздравления и благожелания.
Добрым хозяином был предложен гостям чай и скромный стол. Во время трапезы много было задушевных разговоров о христианском воспитании детей и о сладких от него плодах. После стола священник п. Вознесенского о. Димитрий Кантов, как духовный сын о. Константина, произнес экспромтом речь, характеризующую виновника торжества, как терпеливого труженика-пастыря и чадолюбивого отца большого семейства.
Торжество было закончено благодарственною молитвою и чистосердечным пожеланием хозяину дома и его честной семье всего хорошего и полезного.
Священник Михаил Зверев (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 23-й. 1-го декабря 1890 года).
Престолов в храме два: в верхнем этаже во имя св. пророка Илии, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно. Из св. икон особенно чтимы прихожанами икона Николая Чудотворца и икона Московских Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа.
В церковном архиве хранилась грамота, данная на освящение храма епископом Владимирским Иеронимом в 1772 г.
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получалось до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес.
Приход состоял из села Кожина и деревень: Мелкишева (вблизи церкви), Клокова (1 ½ вер. от церкви), Дрокова (1 ½ вер.), Березниц (2 вер.), Ескина (4 вер.), Большой Карповки (4 вер.), Краснова (4 вер.), Внукова (4 вер. По переписным книгам 1628 г. в д. Внукове значится 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских. В 1897 г. здесь 39 дв.), Чулкова (4 вер.), Гончаров (6 вер.), Повалихина (7 вер. По переписным книгам 1678 г. деревин Клоково, Дроково, Березннцы, Гончары и Повалиха значатся за Аф. Оболдуевым; в них тогда были — двор помещиков, 1 дв. задворного человека, 12 дв. крестьянских и 5 бобыльских. В 1897 г. в этих деревнях 126 дв.) и селец: Отводного (2 вер.), Аксакова (2 вер. По переписным книгам 1628 г. сельцо Аксаково значится за Афан. Вас. Языковым с падчерицами; по переписным книгам 1678 г. половина сельца Аксакова значится за Яков. Ознобишиным; на этой половине был двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 6 бобыльских.) и Дубровы (4 вер.); во всех этих поселениях по клировым ведомостям за 1897 год числилось 1527 душ муж. пола и 1736 женского, из них раскольников 9 душ обоего пола.
В приходе имелись две земских народных школы:
1) в д. Гончарах, в 1897 г. учащихся — 40.
2) Погостское училище (частное), Кожинской волости, в дер. Погосте, основано по желанию помещика Болталова в 1875 г. От приходской церкви в 3 в. Ближайшие училища: Кожинское в 8 в. и Красносельское — 10 в. В 1884 г. «Помещение деревянное, отдельное, в доме учителя; теплое, но не светлое; классных комнат одна — длиной 8, шириной 8, вышиной 3 арш. Учебных пособий недостаточно. Библиотеки и земли нет. Учитель Иван Туманов, домашнего образования, преподает с 1875 г. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 8 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. Окончивших курса со свидетельствами не было. Вновь поступило 3 м. и 2 д. К 1-му января 1884 г. состояло 8 м. и 2 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 5, 9 — 10 л. 3, 10 — 11 л. 1, 11 — 12 л. 1. Учащиеся все из д. Погоста. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: платы за учение 10 р. (по 3 — 5 р. с каждого). Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 10 р. Посещали классы исправно. Прием в ноябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с ноября по апрель. Учатся только псалтырю и часослову в день 6 час. и даются уроки на дома. Не окончившие курса учились до 3-х лет. Училище никто не обозревал. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
3) Кожинское училище, в с. Кожине, основало в 1848 г. бывшей палатой государственных имуществ. Ближайшие училища: Фоминское в 15 в. и Красносельское — 17 в. В 1884 г. «Помещение наемное, каменное, вместе с хозяином дома; по свету и теплоте удобное; квартиры учителю нет; классных комнат одна — длиною 9 ½ , шириною 7 ¾ , вышиною 3 ¾ арш. Учебных пособий достаточно — на 135 р. 3 к. Библиотеки нет, кроме 56 книг. Земли нет. Законоучитель священник Михаил Зверев, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1872 г.; учитель Павел Бормотов, окончивший курс в Киржачской учительской семинария, преподает с 1-го сентября 1883 г. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 46 м. и 2 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 11 м. и 2 д. Окончило курс со свидетельствами 12 м. Вновь поступило 28 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 51 м. и 3 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 3, 8 — 9 л. 15, 9 — 10 л. 13, 10 — 11 л. 9, 11 — 12 л. 5, 12 — 13 л. 4, 13 — и выше 5. Из учащихся: 23 из с. Кожина, 8 из д. Милкишева в ½ в., 6 — д. Березниц — 2 в., 2 — д. Клокова — 1 в., 2 — д. Дрокова — 2 в., 1 — Большой Карповки — 3 ½ в., 1 со ст. Чулкова — 3 в., 2 из д. Краскова — 2 в., 2 — д. Ескина — 3 в., 2 — д. Гончар — 7 в., 2 — д. Беркунова — 4 в., 1 — д. Шубина — 4 ½ в. и 2 — д. Леонова — 7 в. Ночлежный приют есть, но пользуется только один учащийся. Некоторые живут на квартирах, с платою по 1 р. в зиму. Вероисповедания: православного 48 м. и 3 д., раскол. 2 м. По сословиям: дух. 1 м. и 3 д., крест. 50 м. Средства: от земства 244 р. 3 к., от общества 250 р.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 100 р.; жалованье — законоучителю 50 руб., учителю 300 р.; на книги и учебные пособия 44 р. 3 к. Посещали классы неисправно 7 уч.; меры — выговор родителям. Прием в октябре; поступили 8 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 8. Учебный год с 1-го октября по 23-е мая. Пению обучаются простому, хора нет. Учатся в день 5 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 19, по арифметике 5; во 2 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 18, по Славянскому языку 2, по арифметике 4; в 3 отд. — по Закону Божию 3, по Русскому языку 19, по Славянскому языку 2, по арифметике 3. Получили награды 7. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 2 ½ л. Обозревали училище по 1 разу — инспектор народных училищ и о. благочинный Алявдин. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
Учащихся в 1897—98 учеб. году было 96.

14 ноября 1930 года был арестован и осужден на 5 лет лишения свободы священник Петр Андрианович Орлов. 10 апреля 1935 г. была закрыта церковь в с. Кожино по причине нефункционирования храма с 1930 года.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (14.02.2018)
Просмотров: 239 | Теги: Гороховецкий район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика