Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
20.05.2018
20:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [879]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гусь

Деревня Часлицы Гусь-Хрустального района

Деревня Часлицы

Часлицы — деревня в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России, входит в состав Демидовского сельского поселения.
Ближайшие населенные пункты: д. Перово, д. Занутрино, до с. Палищ — 2 км.
Численность населения в 2010 г. – 74 чел. (32 муж. и 42 жен.).


Микротопонимика деревень Часлицы и Занутрино

Некоторые выводят это название из звучания, которое при произношении ойконима «Часлицы», слышится как «ясли ищи». Мы оставляем это толкование без комментариев как стоящее за пределами науки. Уж лучше сказать, что я не знаю, чем засорять науку такими «открытиями». С формантом «ицы», очень много поселений в Приильменском крае, в Центральной России, в пределах бывших Рязанского, Ростово-Суздальского и Муромского княжеств. Суффикс «ицы», «ищи» праиндоевропейского происхождения от «isko» — так написано в исторической ономастике.
Селения с таким формантом в своём названии, везде располагаются поблизости одно от другого. Так в Муромском районе деревни: Котлицы, Хоробрицы, Молотицы — все в среднем течении Ушны. Особенно много поселений с формантами «ицы», «ичи» в местах раннего заселения славянами. Местность в Приильменье начала осваиваться славянами в VI веке, и там названий деревнь с таким формантом, как говорится, хоть «пруд пруди». В Волосовском районе Ленинградской области деревни: Сырковицы, Остроговицы, Смолеговицы — подразделения одного совхоза. По мнению этнографов, форманты «ици» свидетельствуют о древности поселений, по меньшей мере, поселения с такими названиями возникали в конце XV века. Но самыми древними являются поселения, названия которых включают структурные архаизмы «ичи». Они датируются IX—XI веками и являются чисто славянскими.
«Ичи»,«ицы» — окончания названий населённых мест патронимического происхождения. И сейчас, и в прошлом у славян отчества все оканчиваются на «ичи». (Васильевичи, Рюриковичи, Всеволодовичи и. т. д.). Но можно предположить и допустить и даже утверждать, что «ицы», относилось к именам женского рода. Формант «ицы», «ица» — производное от женских языческих имён славян: Бойца, Прочица, а также христианских Микулица, Минитица, Настасница, Ириница. К примеру, Настасья в далёком прошлом именовалась как Настасьица, в XV веке в Мещере ещё были в ходу и языческие имена — Бойца и подобные по структуре, перенесённые на название населённого пункта. Можно допустить и существование языческого женского имени Часлица, но это именно лишь допущение; в литературе такое имя нам не встречалось.
В нашей местности, но за пределами прихода, название только одной деревни — Будевичи , явно патронимического происхождения, и одна только в пределах прихода — это Часлицы, деревня, судя по составу слова, древняя, но происхождение её названия нами может быть высказано лишь в гипотетической форме. Против древности названий как Часлиц, так и Будевичей много контраргументов. Будевичи название скорее перенесённое из Белоруссии, там деревень с формантом «ичи» много. При выяснении происхождения названия Часлиц не удалось найти удовлетворительного объяснения.
В Мещере очень много перенесённых названий, сохранившихся в двух местах, и это свидетельствует о переселении, точнее расселении, этнических коллективов в недалёком прошлом. Великодворье, Нечаевская, есть в Московской Мещере, Тюрьвищи и Аристово в Рязанской. В бассейне реки Нармы есть деревня Часлово (Часлова). Б. А. Куфтин — этнограф, археолог в 1921 году на своём исследовательском маршруте Нечаевская — Кузьмино — Палищи — Нарма — Гаврино и т. д., за Тумой упоминает деревню Часливо. На карте 1878 года (Стрельбицкий) она же Часлева. Всё это одна и та же деревня, но написание названия разное. Судя по структуре ойконима, кажется, что это селение более позднего происхождения, чем наши Часлицы, о чём свидетельствует отсутствие в их названии форманта «ицы».
Но есть и другой способ образования ойконима. Фамилия основателя или владельца Часлова или Часлина, вполне допустима, а жителей могли называть по принадлежности к владельцу: «часлинцы», «часловцы», «часливцы», и это вполне возможно, поскольку не противоречит нормам словообразования в нашем языке. Отсюда один шаг до экстрополяции немного видоизменённого слова «часлинцы» на Часлицы — название деревни. Это не чисто умозрительные построения. Суффиксы — форманты «инцы», «овцы» — антропонимические по происхождению, и об этом топонимисты знают. Если принять эту версию, то придётся расстаться с версией о древности возникновения этой деревни. Против древности названия можно привести аргумент о редкости названий с таким формантом. В Мещере массовое заселение земель славянами шло менее интенсивно, чем в других местах и почти все населённые пункты здесь молодые.
Однако вернёмся к конкретному материалу Часлицы расположены на возвышенном месте, как говорится в народе, «на бую». С севера находится обширное болото, занимающее чашу древнего озера. С запада — безлесное пространство до реки Поль — Бужи. С востока, от перовских лесов, деревня отделяется большим понижением. Это понижение, не что иное, как мелководный залив древнего озера, место, заманчивое для поселений ещё во времена каменного века.
Такое расположение деревни определило специализацию её хозяйства в старые времена на длительный срок. В Часлицах в 1890 году было 5 ветряных мельниц; в 1905 году их осталось две, а в середине сороковых только одна. Расположена она была на дороге из Палищ в Торфопродукт. Дорога называлась «Макаровка», видимо по названию владельца последней мельницы. Мельницы были все прогрессивной голландской конструкции; в поисках ветра вращалась только верхняя часть.
Последней владелицей деревни была помещица Фёдорова. Землевладение — общинное, но была земля и собственническая. Надельная земля, т. е. земля, принадлежавшая общине, делилась по ревизским душам, а собственная земля тоже делилась, но не между всеми, а только между собственниками, пропорционально денежному взносу. Надельной земли было 335 десятин, и на надельного работника приходилось 3,8 десятины, а на надельную душу 2,5.
Собственная земля, площадью 422 десятины, находилась в 10 верстах, близ деревни Шестимирово (Бычки). Распределялась она между 64 семействами. Там были покосы. По традиции эти покосы принадлежали часлицкому колхозу и в советское время.

В 1886 году в деревне насчитывалось 80 рабочих лошадей, 114 коров, 29 телят, 112 овец, 17 свиней. Все 72 избы в 1886 году топились по-белому и были крыты деревом и железом. Амбаров и сараев было 56, риг и овинов 46.
В селении было 4 пруда, 64 колодца, дровами жители были обеспечены. Лес, который принадлежал общине, делился ежегодно. Каждое домохозяйство получало определённую норму, но только дровяного леса.
Так же как и в большинстве деревень прихода в Часлицах основной профессией мужчин было плотницкое дело, а женщин обработка льна, прядение, тканьё холстов и вязание рыболовных сетей. В деревне было 9 мельников, больше чем где-либо. Один крестьянин плёл лапти, двое мужчин были пастухами, 74 человека уходили плотничать в другие губернии. Разумеется, что всё это были подсобные работы, но в экономике домохозяйств они имели большое, иногда решающее значение.
Самыми распространёнными, скажем так, родовыми фамилиями в Часлицах являются: Никишины, Китухины, Игнатовы, Анисимовы, Шишковы.
В Часлицах была церковно-приходская школа грамоты. В отчётах она появляется в 1905 году, а до этого дети учились в Палищах. Позднее только дети старших классов после окончания школы грамоты, посещали палищинскую школу. В советский период в связи с ликвидацией школы в Палищах дети деревень: Перово, Тальново, Спудни, начиная с 5-го класса, учились в Часлицкой школе, а дети села Палищ и деревни Занутрино, уже с первого класса.
В этой школе в довоенные и в военные годы работали учителя, в большинстве своём из Палищ: Процеровы — Мария Николаевна, Евгений Григорьевич, Нина Васильевна Коптева (Процерова), Чулкова Капитолина Владимировна, Кабановы: Иван Георгиевич и его жена Елена Абрамовна. Часлидких учителей было немного: Гунина Нина Петровна, Ерофеева Елизавета Никитична. Были и учителя по распределению: Юрьева Софья Николаевна, Ефремова Екатерина Александровна и другие. Директорами были: Гунина Нина Петровна, затем Киташев, а потом Пахомов. Самым дорогим и близким для меня был учитель Игнатов Сергей Никанорович, который учил нас в начальных классах и учил хорошо. Погиб на фронте, в первые месяцы войны.

Девятая экспедиция (Д.П. Барсков, Н.И. Скулов, С.В. Барсков) состоялась 18 апреля 2010 г. в целях исследования объекта «Часлицкие мегалиты». Зафиксировано пять мегалитов в д. Часлицы и д. Перово на территории Национального парка «Мещера» (Гусь-Хрустальный район, Владимирская область).

Используемая литература:
А.В. Головин, И.И. Кондратьева «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищ». 2016

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Гусь | Добавил: Jupiter (27.04.2018)
Просмотров: 28 | Теги: Гусь-хрустальный район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика