Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
02:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [394]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [34]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Деревня Железово Юрьев-Польский район

Село Железово

«Село Железово – от Владимира (Владимирский уезд) в 35 верст, при речке Яхромке».

В первой четверти XVII в. Железово было вотчиной князя Ивана Ивановича Шуйского.
Иван Иванович Шуйский по прозванию «Пуговка» пострадал при царе Феодоре Иоанновиче в борьбе с Борисом Годуновым, вместе с братьями он был сослан осенью 1586 г. в Шую, в 1591 г. освобожден. С 1596 г. - боярин. При воцарении Василия Ивановича Шуйского - вознесен на вершины власти, водил полки против И. Болотникова и Тушинского вора. В 1610 г. увезен пленником в Польшу. В 1613 г, при выборах царя, был кандидатом на царский престол. В 1620 г. по размену пленными отпущен из Польши, и принят в Москве с почетом, получил в заведование Московский судный приказ. В 1620-х гг. владел селами Железово и Калитеево, а также Ивановским-Шуйским. По жене, Марфе (ум. 1634), был в родстве с Романовыми. Со смертью Ивана Ивановича в 1638 г. прекратился род князей Шуйских.
С 1630-х гг. до 1840-х гг. принадлежало князьям Прозоровским.
«147 г. (1639) декабря 21 те деньги взяты сполна, платил окольничего князя Семена Васильевича Прозоровского человек Никита Мощипцов». Князь Семен Васильевич Прозоровский, боярин и воевода, не имел времени жить в своих вотчинах, всё время его жизни было отдано царской придворной и военной службе.
После князя Петра Прозоровского селом владел его сын, боярин князь Никита Петрович. Он был женат на княжне Марии Михайловне Голицыной. В 1676 и с 1686 по 1692 г. был комнатным стольником царя Иоанна Алексеевича, и с 1676 по 1686 г. - стольником царицы Натальи Кирилловны. В 1693 г. пожалован в бояре, в 1696 г. дневал и ночевал при гробе царя Иоанна Алексеевича.
Генерал-лейтенант князь Александр Никитич Прозоровский женился вторым браком на княжне Анне Борисовне Голицыной (1687-1772), и был отцом фельдмаршала князя Александра Александровича Прозоровского.
Владимирский губернатор князь И.М. Долгоруков писал о князе А.А Прозоровском: «генерал-аншеф князь Прозоровский, барин честный, прямодушный и строжайшего благонравия. Князь Александр Александрович Прозоровский в 1742 г. был зачислен солдатом в Семеновский полк, участвовал в Семилетней войне и был ранен в сражениях при Гросс-Эгерсдорфе и Цорндорфе. После войны Прозоровский командовал последовательно пехотными полками-Углицким, С-Петербургским и 4-м Гренадерским. Произведенный в 1764 г. в генерал-майоры, он в 1766 и 1767 гг. стоял с «деташементом» в Варшаве, а в 1768 г. нанес поражение конфедератам при Бродах, за что получил орден св. Анны 1-й степени.
Во время Турецкой войны, с 1769 г., Прозоровский служил в армии князя Долгорукого-Крымского и был награжден чином генерал-поручика, Александровской лентой, орденом св. Георгия 3-й ст. и вотчиной в Белоруссии. С 1775 по 1780 г он командовал Украинской дивизией, причем в 1777 г. получил орден св. Теория 2-й ст. «за крымские дела». Будучи с 1780 по 1784 г. наместником Орловским и Курским, князь Прозоровский в 1785 г. был произведен в генерал-аншефы и 19 Февраля 1790 г назначен главнокомандующим в Москву, с награждением орденом св. Андрея. Ему было поручено подтянуть Москву, и он ознаменовал свое управление преследованием раскольников, розыском «якобинцев» и полным разгромом в 1792 г. мартинистов, группировавшихся около Н.И. Новикова. Прозоровский с величайшей энергией разыскивал и допрашивал мартинистов и после решения их участи долго еще жег отобранные у них вредные книги. Екатерина, воспользовавшись его усердием, тем не менее презрительно третировала его и не только ничем не наградила, но еще смеялась над тем, что он в 1795 г. «приехал сиречь к награде за истребление мартинистов». Лишь в 1795 г. Прозоровский получил орден Владимира 1-й ст., но21 марта покинул Москву. Павел I назначил его 24 ноября 1796 г. командующим Смоленской дивизией, но уже 6 января 1797 г. сослал в деревню, где он занялся откупами и нуждался в покровительстве Владимирского губернатора князя И.М. Долгорукого. Александр I пригласил его вступить в службу и пожаловал его жену в статс-дамы.
В 1806 г. Прозоровский был начальником 6-й области ополчения; пожалованный в августе 1807 г. в фельдмаршалы, он в 1808 г. был назначен главнокомандующим в войне с Турцией. Не сделав на Дунае ничего существенного, князь Прозоровский, здесь, под Мачином, и умер 9 августа 1809 г. Князь Прозоровский скончался в полной памяти, сам читая отходную. За несколько часов до смерти он отправил в Петербург курьера, которому на прощание сказал: когда ты будешь представлен военному министру, а может быть и государю, объяви, что я умираю, - меня в то время не будет уже на свете. Рассказывай, что видел, лишнего не прибавляй», тело князя А.А. Прозоровского погребено в Киево-Печерской лавре.

Численность населения в дер. Железово в 2010 году – 10 муж. и 10 жен., всего 20 чел.
Входит в состав Небыловского сельского поселения Юрьев-Польского района.

Козьмо-Дамианская церковь

Церковь с. Железова в книгах патриаршего приказа записана под 1624 г. так: «церковь Козмы и Дамьяна в селе Железове в вотчине боярина князя Ивана Ивановича Шуйского по дозору старост поповских 132 г. дани двенадцать алтын пять денег, десятильничьих гривна. Марта в 25 день на нынешней на 136 г. те деньги (взяты)».
В 1730 г. Козьмо-Дамианская церковь в Железове сгорела; владелец села, князь Александр Никитич Прозоровский, с разрешения Синодального казенного приказа, построил новую, деревянную же, в честь тех же святых безсребренников Космы и Дамиана; эта церковь существовала до 1846 г., когда за ветхостью была разобрана.

Христорождественская церковь
Сретенская церковь

В 1798 г. владелец села, князь Александр Александрович Прозоровский (1732-1809) положил основание существовавшей до советского времени в селе церкви - в честь Рождества Христова, которая строением окончена была и освящена в 1805 г.; эта церковь - каменная, с таковою же колокольнею.
В 1846 г. в ней построен придел в честь святых безсребренников Космы и Дамиана, вместо нарушенной Козьмо-Дамианской церкви.
В 1848 г. усердием нового владельца села, графа Апраксина, в церкви с. Железово устроен другой придел в честь Святителя и Чудотворца Николая.

В 1865 г., с разрешения епархиального начальства, заложена была другая церковь, теплая, каменная; строение её окончено в 1867 г., а в 1868 г. церковь была освящена в честь Сретения Господня.
Копии метрических книг сохранялись с 1799 г., а исповедных росписей с 1779 г. хранились в целости; опись церковного имущества составлена в 1880 г. и хранилась в ризнице.
Земли церковной было (кон. XIX века): усадебной около 2 дес, пахатной и сенокосной 33 десятины 1700 квадратных сажен.
Причт по штату был положен: священник и псаломщик. Причт ежегодного дохода получал: от земли до 170 руб., процентов с государственных билетов 8 руб. и за требоисправления до 300 руб. Дома причт имел церковные.
Приход: село (97 дворов) и деревни – Алексеевка и Чувашино, расстоянием от церкви 3-4 версты; препятствий к сообщению с ними не было. Всех дворов в приходе 172; душ мужского пола 429, а женского пола 449.

С 1883 года в селе существовала церковно-приходская школа.

В 1960-х гг. были разрушены два храма с. Железово.

Священник Алексий Николаевич Соловьев

20 апреля 1913 года в последний день пасхальной седмицы скончался священник с. Железнова, Владимирского уезда, Алексий Николаевич Соловьев, 53 лет от роду.
Алексий был сын священника с. Алексеищева, Владимирского уезда. По окончании курса во Владимирской духовной семинарии в 1880 г., он проходил должность народного учителя сначала в с. Ильинском, а потом в г. Юрьеве-Польском. Прослужив учителем 2 года, он был рукоположен во священника в с. Железново, где мирно прожил 31 год в одном приходе.
В свободное от пастырских обязанностей время он занимался физическим трудом: хлебопашеством, огородничеством и садоводством; развел хороший фруктовый сад, от которого получал за свои труды плоды не только для себя, но и для продажи. С особенной любовью, увлечением и умело он занимался пчеловодством. Для ознакомления и изучения он читал много книг и заводил ульи разных систем. В садоводстве и пчеловодстве он был так опытен и знаком с этим делом, что к нему приходили за советом крестьяне не только свои, но и других селений. Все эти занятия вознаграждали о. Алексия щедро за труд. При скудных первоначально средствах от прихода и при содействии указанных сторонних занятий он старался дать детям своим образование: 3 дочери окончили курс в Епархиальном женском училище, старший сын окончил духовную семинарию и обучается (на момент смерти отца) в Коммерческом Институте, а двое еще учатся в духовных учебных заведениях.
Отличительными качествами Алексия были: нестяжательность по отношению к прихожанам, любовь к родным сиротам, которых он всегда принимал к себе радушно с сочувствием их сиротству и бедности, что и высказал в речи при отпевании его племянник; к прихожанам своим он был всегда добр, отзывчив к нуждам их, давал каждому нуждающемуся назидание, вразумление, утешение и все уходили от него удовлетворенными, что и высказал в нелицемерной речи после отпевания один из прихожан.

Приход обязан о. Алексию насаждением грамотности и устройством каменного здания для церковно-приходской школы. На первых порах своего священства он открыл церковно-приходскую школу (в 1883 году) в казенном церковном доме псаломщика, а весь труд обучения принял на себя. Будучи принужден по приходским и домашним делам открываться от обучения в школе, он приглашал себе помощника в лице псаломщика или одного из грамотных прихожан. Впоследствии, через 15 лет, ему назначена была в школу учительница, а он остался заведующим и законоучителем. Но так как помещение это не соответствовало своему назначению по тесноте и в гигиеническом отношении, то он взял на себя заботу устроить отдельное здание для школы. Нелегко было осуществить эту задачу. Не раз ходил он к одному своему богатому крестьянину с целью расположить его устроить школу для детей. Но тот по скупости своей и необразованности и слушать не хотел об этом. А о. Алексий не отставал от него и своей мысли об устройстве училища не покидал; временно и безвременно внушал ему, что это дело весьма полезное для народа и для него лично и частыми внушениями смягчил его сердце. В тяжкой болезни, чувствуя приближение смерти, этот крестьянин поздно вечером призвал о. Алексия, дал ему деньги и сказал: «на вот тебе денег и строй училище, а если что не хватит, тоя еще дам». О. Алексий с радостным сердцем принялся за постройку, и через год была готова школа, хорошо построенная во всех отношениях. По хлопотам о. Алексия, местным помещиком под школу была подарена земля. По его же стараниям, это вновь выстроенное помещение для школы в течение десяти лет имело хорошего попечителя, который их уважения к о. Алексию давал необходимое для школы отопление и производил ремонты.
За время служения о. Алексия в с. Железове был переменен весь состав колоколов, из них самый большой имеет 216 пудов; церковь обнесена каменной оградой; выстроено помещение для церковного сторожа; позолочены ризы на иконах; перестроены печи.
За тридцатилетнюю усердную и беспорочную службу церкви, за добрые отношения с прихожанами, о. Алексий не был забыт и Епархиальным начальством – последней его наградой (1909 года) был наперсный крест.
Болезнь свою, от которой о. Алексий умер, он получил несколько лет тому назад от простуды. Он не раз обращался к врачам за помощью, но нынешний год (1913-й) она взяла силу, появился отек ног и о. Алексий с 5 марта поступил во Владимирскую земскую больницу для лечения. Хотя к 6-й неделе Великого поста отек пропал, но силами он изнемогал, 5 апреля о. Алексий вернулся к себе домой и вскоре от истощения сил слег в постель. В Великий Четверток н исповедался и приобщился Святых Тайн, напутствуемый протоиереем о. А. Гортулянским. Во Вторник Пасхи вторично был приобщен и соборован тремя священниками. В Пятницу Пасхи он почувствовал близость смерти; в 11 ч. ночи благословил своих детей, а в субботу 20 апреля в 5 часов утра тихо скончался, не теряя сознания до самой смерти. В течение двух дней массами стекались прихожане к телу своего умершего пастыря. Среди них были слышны слова: «Ревнитель-то какой был. Нужде нашей верил и часто помогал». Отпевание было совершено 24 апреля. При служении литургии участвовало 7 священников, а само отпевание было совершено 9-ю священниками и тремя диаконами, при громадном стечении народа не только прихожан, но и соседних селений. При отпевании было произнесено несколько речей. Крестьянин с. Железова В.Н. Кузнецов от лица прихожан обратился к почившему с таким задушевным прощальным словом:
«Христос Воскресе, незабвенный наш пастырь, батюшка о. Алексий! На кого ты оставляешь нас без пастыря? Кто теперь будет пасти все твое словесное стадо? К кому прибегнем мы с своей нуждой? Кто упасет нас от волка, от хищного зверя диавола, ищущего всегда кого поглотити и завлещи в свои сети? Кто без пастыря наставит заблудшего на путь истинный? Кто утрет слезы вдовицам? К кому прибегнут бедные с своей нуждой? Кто научит непочтенных детей родителям повиноваться? А вражду и семейный разлад кто устроит, успокоит своим наставлением и поставит опять в прежнюю колею семейной жизни? Ты, незабвенный наш батюшка о. Алексий, поистине был добрый пастырь и примерно управлял всем своим стадом. Везде и всегда и на всякое дело благое ты всегда был готов. Ты всех принимал: бедных и вдовых, сирот и скорбящих, обиженных и обидящих, и всех нуждающихся в твоей помощи. Ты всех и каждого утешал; просьбы наши удовлетворял. Кто из нас скажет, что ушел от тебя без удовлетворительного утешения? Едва ли найдется такой, а если и найдется, то это недоброжелательный завистник. Думаю, что таковыых мало, потому что, кроме добра, ты никому не желал и ничего худого не делал. А теперь увы! Остается стало без дорогого пастыря и некому его пасти. Ты, незабвенный наш батюшка, поистине был дорог нам. Ты своею смертью лишаешь нас твоей доброты и уносишь все с собой в могилу, а нам оставляешь о себе добрую память. Мы будем вечно вспоминать тебя и петь надгробную вечную память».
Многие из прихожан почившего плакали, чувствуя тяжелую утрату, понесенную со смертью доброго пастыря.
Свящ. С. Дмитревский
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 26 (29 июня 1913 год).
Город Юрьев-Польский.
Село Чеково
Село Лыково
Село Андреевское
Село Небылое.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (03.11.2016)
Просмотров: 28 | Теги: Юрьев-Польский район, Владимирский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика