Экскурсия была организована с 25-го по 27-е июня 1914 года учащими земской с четырехгодичным курсом начальной школы, что в деревне Ульянихе, Покровского уезда, А.Н. и К.И. Миловидовыми. В состав экскурсии, кроме ее организаторов, входило большинство учеников III-го и IV-го отделения школы, из которых было 8 девочек и 21 мальчик. Путь для экскурсии был таков: 4 версты пешком до ст. «Келлерово» Северных жел. дорог, отсюда бесплатно (расстояние менее 50-ти верст) по железной дороге до ст. «Юрьев» и обратно. После предварительных сношений, маленькие экскурсанты нашли себе приют в церковно-приходской школе, содержимой на средства товарищества «Бр. Овсяниковы и А. Ганшин с С-ми». Здесь представительница товарищества Э.А. Ганшина, обычно с редкой любовью относящаяся в особенности к учащейся и небогатой детворе, не только озаботилась, с совета местных учащих, об удобном для детей ночлеге, но и распорядилась поить их чаем с белым хлебом и кормить сытным обедом и ужином.
Свое ознакомление с г. Юрьевом экскурсия предварила молитвой, отправившись прямо с поезда ко всенощной в местный Георгиевский собор. По окончании богослужения настоятель собора о. протоирей Знаменский объяснил детям относительно собора все, что могло быть доступно их пониманию. После этого дети успели еще пройтись по валам, где им оживляли ранее сообщенные исторические данные о г. Юрьеве, а затем поспешили на ночлег. Утром экскурсанты снова молились уже в храме Воскресения Христова, где совершалось праздничное богослужение по случаю приходского праздника в честь местной святыни – Тихвинской иконы Божией Матери. Помолившись и напившись чаю, дети отправились в местное реальное училище, где г. директор любезно предоставил им осмотр как самого здания, так и разнообразных наглядных пособий и ученических работ по рисованию и лепке. Из реального училища, пообедав, экскурсанты пошли в кинематограф, где. По распоряжению И.М. Беднякова, председателя местного Общественного Собрания, которому принадлежит кинематограф, им бесплатно показывались картины. Из кинематографа детей пригласили в самое Общественное Собрание и там напоили чаем. Отсюда они пошли в сад к Ганшиным, в своей значительной части представляющий из себя цветник, ежегодно устраиваемый с редким художественным вкусом. Ознакомившись с этим культурным уголком, дети закончили день прогулкой по общественному саду, где впервые слушали оркестр духовной музыки. В последний день, до отхода поезда, дети помолились в местном женском Петропавловском монастыре, где им потом было разрешено взлезть на высокую колокольню для осмотра окружавшей Юрьев местности.
Из расспросов, с которыми обратился пишущий эти строки к детям, обнаружилось, что почти все они ни разу не ездили по железной дороге и не видели ни одного города. Поэтому большинство впечатлений, полученных ими во время экскурсии, были для них совершенно новыми, ранее не испытанными. На что бы глаз ни обращал их внимание – все их заинтересовывало и даже удивляло. Сюда следует отнести – и храмы с их недеревенским благолепием и хоровым пением, и здание реального училища и Общественного Собрания с его внутренним благоустройством, и городской вал, и сад цветник с фонтанами, и кинематограф, и электричество в нем, и работы по рисованию и лепке, и машина с ее паровозом и движением и пр. Для детей оказалась новостью даже такая частность, что монахини сами звонят к богослужению. Конечно, не могло не тронуть их сердца в данном случае и то внимание и добродушие, с какими их в Юрьеве встретили. Все это, видимо, сообщало их экскурсии характер вполне просветительный, в особенности совместно с теми сведениями, какие они получали попутно от самих руководителей экскурсии. Вот почему эта экскурсия является жизненным подтверждением статьи «Школьные экскурсии и паломничества», высказывающейся, между прочим, за образовательную целесообразность школьных экскурсий даже в уездные города.