Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
20:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Школьные экскурсии и паломничества во Владимирской губернии в нач. ХХ века

Школьные экскурсии и паломничества

В теории или в принципе прочно установлено положение, что экскурсии вообще и в частности экскурсии с религиозными целями или паломничества имеют громадное просветительное и воспитательное значение для учащихся всякого рода школ, начиная с высших и кончая низшими начальными. И начальством всякого рода школ эти экскурсии и паломничества настойчиво рекомендуются. В действительности же эти полезнейшие педагогические мероприятия осуществляются и в настоящее время не так широко и часто, как это следовало и как желательно; в действительности они продолжают считаться как бы роскошью, без которой школы могут и обойтись, как они обходились ранее. Причиной такого отношения к экскурсиям служит отчасти преувеличенное мнение о трудностях их осуществления, а главным образом, по нашему мнению, установившийся у нас неправильный взгляд на основные задачи просвещения. центр тяжести просвещения у нас большей частью считают в книжном научении, в книге, в школе, и все, что выходит за пределы этого книжного классного научения, научение при помощи впечатлений взятых из самой жизни, из внешкольной действительности, кажется уже не существенным, ненужным. Таким не необходимым элементом в обучении и воспитании считаются на практике учащими и школьные экскурсии, потому они и редки сравнительно с количеством школ и учащихся.

В настоящем случае мы хотели бы остановить внимание читателей на вопросе об организации экскурсий и паломничеств в начальных народных школах и в частности в церковно-приходских школах нашей Владимирской епархии.

Прежде всего остановимся на экскурсиях, преследующих религиозно-воспитательные цели, или паломничествах. Говорить о весьма ценном педагогическом значении паломничеств совершенно излишне. Это, думаем, понятно и известно всякому, кто считает необходимым религиозное воспитание и обучение для подрастающего поколения, кто не считает религию только пережитком прошлого. Если же паломничество является одним из лучших средств религиозно-нравственного воспитания учащихся, то естественно пожелать, чтобы оно входило в жизнь если не каждой школы обязательно, то возможно большего количества школ. Не пользоваться паломничествами в школьной жизни следовало бы только по каким-либо трудно одолимым практическим препятствиям. Обыкновенно наш православный народ тысячами стремится к особо чтимым святыням – преп. Сергию, в Киев, Саратов и т.п. Конечно, желательно было бы направлять и школьников к этим же святым местам, но здесь часто на пути встает трудно одолимое препятствие: для таких паломничеств нужны довольно значительные средства, которыми не располагают школы и стесняются родители учащихся. Из-за недостатка этих средств нередко паломничества и откладываются. По этой причине например значительно сократилось число паломничеств из церковных школ нашей епархии к преп. Сергию, когда новым железнодорожным тарифом стоимость проезда на расстоянии более 50 верст повышена была вдвое, вместо 75% скидка делается только в 50%... Но не следует смотреть на паломничество так узко: если не возможно организовать его к особо чтимым, но отдаленным святыням, не следует совсем отказываться от паломничества, а организовать путешествия школьников на поклонение местно-чтимых святыням, путешествия, которые не потребуют значительных расходов. Громадное педагогическое значение будут иметь и эти путешествия.

Владимирская губерния для таких местных школьных паломничеств представляет особенные удобства: у нас почти по всем уездам есть местно-чтимые святыни, на поклонение коим стекается окрестное население. Совершить к ним путешествия и со школьниками больших затруднений не будет. В самом деле, пройдемся мысленно по уездам нашей губернии.

Александровский уезд примыкает к Московской губернии и почти для всех церковных школ этого уезда нетрудно совершить паломничество к преподобному Сергию в Троицкую Лавру: расстояние до 50 верст учащиеся начальных школ могут проехать бесплатно. В пределах самого уезда особенно восточной его части местом паломничества может быть Лукианова пустынь, где есть особо чтимая икона Рождества Пресвятой Богородицы.

В центре Владимирского уезда находится город Владимир с его святынями и Боголюбов монастырь. Учащиеся из школ северо-западной части уезда могут посетить обитель Космы Яхромского (Космин монастырь).

Вязниковский уезд очень растянут с севера на юг, разделяясь посредине незаселенной лесной полосой. Из северной части уезда местом паломничества мог бы быть город Шуя с его чудотворной Смоленской иконой Божией Матери, из южной и центральной части – г. Вязники – на поклонение Вязниковской Казанской иконе Божией Матери в городском соборе и Животворящему Кресту в Благовещенском монастыре.

Гороховецкий уезд еще более вытянут с севера на юг, чем Вязниковский, и посредине также разделен полосой лесом. Учащиеся из северной части уезда могли бы совершать паломничества в пределы Нижегородской губернии в пос. Пурех, из школ же, ближе лежащих к лесной полосе (например Макаровской, Георгиевской, Никулинской) – во Флорищеву пустынь. Сюда же могли бы направляться и школы, лежащие в центре уезда. Из южной части паломничество ближе и удобнее совершать в г. Муром. В г. Коврове нет особо чтимых святынь, есть таковые в некоторых приходских храмах, как например в пог. Шижегде – икона Святителя Николая, в с. Троицком-Никольском. Ковровский уезд занимает центральное место в губернии и из разных частей его можно устраивать паломничество в Шую, Владимир, Суздаль.

В пределах Меленковского уезда есть местночтимые святыни в пог. Иговском, в с. Архангел, но большая часть школ этого уезда могли бы совершить паломничество и в г. Муром, пользуясь р. Окой и линиями железных дорог (Ковров-Муром и Москва-Арзамас). Большинство церковных школ Муромского уезда без особых затруднений могли бы посетить г. Муром с его святынями, местное паломничество из ближайших школ могло бы быть совершено в с. Дедово на поклонение чудотворной иконе Всемилостивого Спаса.

Большая часть церковных школ Переславского уезда в более населенной восточной его части, на расстоянии не более 25-30 верст от г. Переславля, могли бы совершать паломничества в свой уездный город, школы же в северо-западной части, как например, с. Нагорье, могли бы посетить Солбинскую пустынь.
Из северной части Покровского уезда школы по линиям железных дорог могли бы быть направляемы в гг. Юрьев и Александров, из центральной и южной части во Введенскую пустынь и частью в г. Владимир.
Наименее удобен в отношении паломничеств Судогодский уезд. На его территории нет особо чтимых святынь, куда бы можно направить учащихся. Впрочем часть школ по Муромской жел. Дороге могли бы без особых затруднений посетить Муром. В Суздальском уезде большая часть церковных школ расположены в южной его половине и могли бы совершить паломничества в г. Суздаль.
Для школ Шуйского уезда местом паломничества могут быть гг. Шуя и Иваново-Вознесенск и Николо-Шартомский монастырь.
В Юрьевском уезде паломничества могут быть устраиваемы в Космин монастырь, в г. Юрьев, а из северо-западной его части (около с. Симы) в пог. Никольский Ярославской губернии на поклонение «Иисусову Кресту».

Мы намеренно привели этот подробный перечень мест для паломничеств в пределах родной губернии или на ее ближайших границах, чтобы показать, что если не все безусловно, то громадное большинство церковных школ Владимирской епархии могли бы организовать подобные местные паломничества. Здесь расстояния не затруднят: 25-30 верст и дети без особенных затруднений могут пройти пешком, во многих же случаях можно воспользоваться и железной дорогой – до 50 верст бесплатно (при соблюдении тех формальностей, какие требуются правилами для льготного проезда учащихся). Значительных расходов подобные паломничества не потребуют, ибо во всех монастырях юные паломники получат даровой ночлег и если не бесплатное, то удешевленное питание. На этот предмет есть особое распоряжение со стороны и центральной, и местной духовной власти. Желающие принять участие в подобном паломничестве несомненно найдутся всюду. Остается только пожелать, чтобы стоящие во главе школ – заведующие и учащие не отказывались взять на себя труд организации и руководства подобными паломничествами. Конечно было бы гораздо лучше, если бы во главе такого детского паломничества стал в качестве руководителя приходский священник. Но священник может быть связан и своими обязанностями по церкви и приходу, поэтому паломничества чаще могут организовываться и совершаться под руководством учащих. Как организуются школьные паломничества, как они совершаются, всякому учащему в качестве руководства следует прочитать художественный рассказ об этом известного педагога С.А. Рачинского под названием «Школьный поход в Нилову пустынь». Самым удобным временем для школьных паломничеств могут служить весенние месяцы – май или начало июня: учебные занятия и экзамены в школах кончены, сельских работ, к которым привлекаются дети, почти еще нет… Но учащие могут возразить, что после страды в течение года они сами нуждаются в отдыхе, а здесь предлагается им новый и не легкий труд. В этом возражении есть известная доля справедливости: труд учительский действительно тяжелый и изнурительный труд. Но с другой стороны, нигде, ни на какой службе, ни в какой профессии работающие не пользуются таким продолжительным перерывом в занятиях, таким отдыхом, как учащие в народных школах. Наши народные школы обыкновенно бывают закрыты с мая по сентябрь, а иногда и далее. Прибавьте к этому рождественские и пасхальные каникулы и получится, что учащие отдыхают более и во всяком случае не менее 5 месяцев в году. При таких условиях организация паломничества весной не может быть трудом обременительным для учащих, ибо впереди у них еще продолжительный отдых. Да и в самом путешествии хотя бы даже пешком едва-ли есть что-либо изнурительное. Это скорее отдых для тела и для души, истомленных длинной работой в четырех стенах класса иногда душного и телесного. Нужно смотреть на это дело не с узко-эгоистической, а с идейной точки зрения. Учащие призваны служить делу народного просвещения в широком смысле слова и не в классе только и за книгой, а паломничество с учениками и есть один из видов просвещения.

Эти паломничества даже к местным святыням в пределах родной губернии могут иметь в большой части не только религиозно-воспитательное, но и образовательное значение в историческом отношении. Наши древние города хранят не только святыни, на поклонение коим стекается православный народ, но они богаты и историческими воспоминаниями, хранят и памятники глубокой старины. Возьмите гг. Владимир, Муром, Суздаль, Переславль, Александров. При обозрении этих городов. При ознакомлении с сохранившимися здесь памятниками старины встает перед Вами древняя Русь в разные моменты своего существования с ее характерными особенностями. Показывая и объясняя эти памятники детям, учащие получат возможность оживить в учащихся те элементарные сведения из родной истории, какие они книжно дают в своих школах. Конечно, для этого учащим необходимо быть самим хорошо знакомым с местной историей, с сохранившимися у нас памятниками старины, их особенностями и значением. К сожалению, в наших средних учебных заведениях при изучении общего курса отечественной истории на местной истории данного края не останавливают особенного внимания учащихся, не выделяют ее и не изъясняют с большими подробностями. Оттого мы большей частью и не знаем истории своего родного края, где мы родились и выросли. Такое знание является достоянием любителей. При таких условиях учащим, сопровождающим своих учеников в паломничествах или экскурсиях, придется предварительно запастись нужными сведениями, обратиться к путеводителям, справочникам, которых издано теперь достаточное количество.

Но не одна только история и памятники древности могут быть предметом внимания учащихся во время паломничества и экскурсий. С неименьшей пользой их внимание может быть направлено и на различные объекты современной культуры и жизни.
Мы не будем говорить о столичных городах и подобных крупных центрах, где экскурсанты могут быть направляемы в картинные галереи, разного рода музеи и т.п. Что можно с пользой посмотреть при местных экскурсиях в пределах своего края? В нашей фабрично-заводской губернии отчего бы не заняться осмотром фабрик и заводов? Думается, представители фабрично-заводской администрации едва-ли бы стали отказывать, если бы к ним обратились с просьбой показать учащимся фабрику или завод в действии. Между тем через это учащиеся получили бы ряд наглядных представлений о силе пара, о разного рода машинах, заменяющих работу рук человеческих, о способах производства разного рода предметов, хотя бы например ситца, который носят на себе и учащиеся, и мн. др. Фабрики и заводы у нас раскинуты почти по всей губернии и многие школы могли бы посетить их без особенных затруднений. С меньшим интересом могли бы быть осмотрены школьниками и разного рода учреждения т.с. агрономические, как напр. в г. Владимире почвенная лаборатория, опытная станция, земский сад, опытное поле. При надлежащих объяснениях можно сделать доступными и понятными эти объекты наблюдения и детям, хотя бы оканчивающим начальную школу, заронить в них мысль о внесении культурных приемов в сельское хозяйство. Вообще, если поискать, то можно не мало найти различных объектов для наблюдения и детей и тем пополнить и оживить их представления.

Наконец, школьная экскурсия не следует понимать непременно в смысле более или менее отдаленного путешествия куда-нибудь за пределы данного школьного района. Большое образовательное и воспитательное значение могут иметь экскурсии и в виде прогулок учащихся под руководством учащих и в ближайшие к школе окрестности.
Эти прогулки с учащимися вводят их в более сознательное общение с природой, дают возможность наглядно в самой природе и жизни разъяснить учащимся то, что часто разъясняется в школе книжно в одних только словесных формах, могут способствовать развитию в детях наблюдательности, могут оживить даже некоторые обычные школьные работы, исполняемые большей частью шаблонно, однообразно и потому скучно и пр. Вообще при умелом руководстве из этих школьных прогулок могут быть извлечены различные воспитательные и образовательные элементы. Чтобы наша мысль была понятнее, поясним ее примерами. Как известно, в начальной школе приходится сообщать учащимся элементарные сведения из области физической географии, объяснять различные географические термины, определять например, что такое озеро, почва, русло, исток, приток, устье, долина, ущелье и т.п. И вот в одной школе нам пришлось встретиться с таким приемом: учительница берет такие географические определения из учебника географии, заставляет учащихся записывать их в свои тетради и запоминать таким образом их. Пусть учащиеся твердо запомнят эти определения, но какая от этого польза? Какие представления у них будут соединяться с этими словесными формами? Не будет-ли гораздо лучше, если подобные географические понятия будут сообщены учащимся наглядно во время школьной прогулки. На берегу речки или ручья проще и яснее всего можно пояснить, что такое устье, исток, русло, полуостров, остров и т.п. При прогулке по волнистой местности учащиеся наглядно ознакомятся с холмами и долинами. Из кучи мокрого песка можно построить горные цепи с долинами, ущельями, на обрыве оврага показать почву и подпочву и пр. При этих условиях излишне запоминание книжных географических определений; вместо них у учащихся будут наглядные представления и им нужно будет только запомнить самые термины. Песталоцци знакомил с географией своих учеников во время подобных прогулок, горные цепи они лепили под его руководством из глины. Ж.Ж. Руссо таким же способом гуляя, объяснял своему Эмилю страны света. Деревенские школьники живут близко к природе и знают о ней гораздо больше, чем школьники городские, особенно в больших городах, но они не умеют всматриваться в жизнь природы, не умеют наблюдать ее и равнодушно проходят мимо того, что может иметь живой интерес, как бы не замечают многого. Школа и должна по возможности пробудить в детях стремление ближе и внимательнее всматриваться в окружающую жизнь. Во время весенних прогулок можно остановить внимание детей на том, как быстро пробуждается растительная жизнь, в какой постепенности она проявляется, осенью также можно наблюдать постепенное увядание растительности, видеть в каких разнообразных красках проявляется это увядание и т.п. Обратите внимание детей на мир насекомых, например жуков, займитесь с детьми собиранием их (собирание и сохранение их дело не сложное) и перед вами откроется такое разнообразие жизни, которого мы обыкновенно не замечаем, а затем почитайте что-нибудь или расскажите детям о жизни этих насекомых. С каким живым интересом будут дети слушать вас! Или возьмите следующий случай. Мы обыкновенно знаем растительность (по крайней мере древесную), среди которой живем, отличаем сосну от ели, березу от осины, клен от дуба и пр., но попытайтесь изложить эти различия во всех деталях, например в строении коры, ветвей, листьев и непременно затруднитесь, потому что этих деталей мы обыкновенно внимательно не наблюдали. Вот и обратите во время прогулок внимание детей на эти различия, заставьте их внимательно всмотреться в них, сравнить и т.с. зафиксировать в словах. Отчего бы далее школам не заняться собиранием растений в своем районе, составить т.с. свой гербарий? (см. Общество любителей естествознания) Вообще цели школьных прогулок могут быть весьма разнообразны и их трудно перечислить… Эти прогулки могут научить детей ценить красоту природы, пробудить любовь к ней и бережное обращение с ней… Последнее особенно важно ввиду наблюдаемого у нас нередко варварского отношения к природе. В то же время эти школьные прогулки, как мы сказали выше, могут внести некоторое оживление и в самую школьную работу. Наша школа должна приучать учащихся к изложению своих мыслей и устно, и письменно. Обыкновенно это делается в связи с чтением, учащиеся читают по книге, пересказывают и излагают письменно. Школьные прогулки дадут живые темы для этого пересказа и изложения, темы более ценные, ибо здесь дети будут пересказывать свои впечатления, наблюдения, переживания, мысли, и дети будут заниматься с большим интересом такими работами, чем переложением книжного рассказа.
Конечно, для того чтобы эти прогулки достигали своей цели, необходимо, чтобы учащие умели надлежащим образом руководить ими, а для этого они должны обладать и соответствующими знаниями о природе. Думается, что такие знания найдутся у всех учащих, потому что в настоящее время во всех учебных заведениях, из коих выходит учительский персонал народных школ, проходится больший или меньший курс природоведения. Если эти знания несколько потускнели, то их можно освежить, подчитать снова. Важно здесь, чтобы учащие вложили живую душу и в эту сторону просветительной деятельности.
Но и здесь могут возразить: когда заниматься подобными школьными экскурсиями. Действительно, наши народные школы функционируют поздней осенью, зимой и самой ранней весной (март), когда сама природа – против всяких прогулок, и закрыты с начала мая по сентябрь. Но при добром желании можно использовать для подобных школьных прогулок и это сравнительно короткое время. Следует только продолжить учебные хотя бы и не полные занятия в мае и в чудные майские дни, как например в настоящем году (1914 год), можно сделать несколько таких прогулок. И осень – в сентябре и октябре – дарит нас иногда хорошими днями, которые можно использовать для данной цели. Можно делать это в праздничные дни, но не будет большим грехом. Если для такой школьной экскурсии будет уделена часть и учебного года. Правильно организованная прогулка не будет потерянным учебным временем, а ряд таких прогулок хотя бы и не многочисленный внесет несомненный плюс в развитие детей.

Вот все, что мы хотели сказать по поводу школьных паломничеств и экскурсий. Все выше сказанное имеет характер добрых пожеланий в отношении жизни народных школ, просветительного ее влияния. Желательно, чтобы это просветительное влияние. Желательно, чтобы это просветительное влияние достигалось не одной только классной книжной работой, а и урегулированными школой жизненными впечатлениями. Тогда просветительное влияние школы, нам кажется, будет плодотворнее, действеннее.
В.Д. ( «Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 22, 31 мая, 1914 г.)
Образование в губернском городе Владимире
Экскурсия учеников IV кл. Муромского духовного училища в Выксунский Иверский монастырь
Паломничество учеников Владимирского духовного училища в Боголюбов монастырь в 1911 году.
Экскурсия школьников в г. Юрьев в 1914 году
Начальные народные училища во Владимирской губернии в 1869 г.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (23.09.2016)
Просмотров: 1202 | Теги: учебные заведения, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru