Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2019
11:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1024]
Суздаль [325]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [348]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [66]
Юрьев [154]
Судогда [78]
Москва [42]
Покров [104]
Гусь [115]
Вязники [223]
Камешково [64]
Ковров [285]
Гороховец [85]
Александров [190]
Переславль [97]
Кольчугино [55]
История [17]
Киржач [66]
Шуя [90]
Религия [4]
Иваново [41]
Селиваново [24]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [35]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [64]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [28]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [74]
Медицина [24]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Большепетровское, Юрьев-Польского района

Село Большепетровское

Большепетровское - село в Юрьев-Польском районе Владимирской области. Входит в состав Красносельского сельского поселения.
Село расположено на берегу речки Пекша в 23 км на запад от райцентра города Юрьев-Польский. «Петровское стоит на речке Пекше и находится от Юрьева в 22 верстах (Юрьевский уезд), а от Владимира в 85-ти верстах». [1]

Исторически известным Петровское становится с начала XIV столетия; следовательно, принадлежит к числу древнейших селений Юрьевского уезда. В первый раз оно упоминается «в духовной грамот (второй) великаго князя Иоанна Даниловича Калиты», писанной в 1328 году, в которой Великий князь завещал Петровское сыну своему Ивану: «а что есмь купил (у кого — неизвестно) село Петровское», сказано в грамоте, «то даю сыну своему Ивану».
После Великого князя Иоанна Иоанновича Петровское принадлежало старшему сыну его, Великому князю Дмитрию Иоанновичу (Донской), который в 1389 году завещал его супруге своей, княгине Евдокии Дмитриевне. «Княгине Евдокии Дмитриевне - Петровское, Фроловское, Елох…»
У княгини Евдокии Дмитриевны Петровское выменял старший сын ее, Великий князь Василий Дмитриевич (Темный).
В 1406 году, в первой «духовной грамоте» Василий Дмитриевич отказал Петровское супруге своей, Софье Витовтовне. «села в Юрьеве: Чагино, Савельевское, Иворово, Карабузино, Фроловское с Ольхом (вероятно Елох), Петровское, Богородицкое и Олексинское (указано, что последние два села даны в опричнину)». Потом, изменив свою волю, во втором и третьем завещании, от 1423 и 1424 годов, завещал его старшему сыну, Великому князю Василию Васильевичу. В третьей духовной грамоте Великого Князя Василия Дмитриевича повторно записано завещание: сыну князю Василию "примысел в Юрьеве" село Петровское и Алексинское жене княгине Софье Витовтовне села: Красное, Проватово, Елизаровское, Фроловское, Елох, Богородицкое. Грамота почти полностью дублирует предыдущую за небольшими изменениями.
Вотчиной Московских Князей и Царей Петровское оставалось до ХVII столетия.
В начале XVII столетия Петровское поляками и литовцами было разграблено и сожжено, а жители, не успевшие спасти свою жизнь бегством, были перебиты; после этого бедствия Петровское обратилось в пустошь.
Пустошью, «что было село Великое Петровское», в половине XVII столетия, как значится в отказных патриарших книгах 1645 — 1647 годов, владели разные помещики, как то: Посниковы, Куров, Стромилова и др., а в 1666 году пустошь записана за князем Яковом Черкасским.
Когда вновь образовалось село,— не известно; но не ранее конца XVII столетия.
В XVIII столетии и в XIX Петровское принадлежало также помещикам.

Особенно был дружен с владыкою Ксенофонтом (1800-1821) князь Долгоруков, помещик села Петровского. Владыка у него, при объезде окрестных церквей, по долгу гостил; а когда князь жил во Владимире, они видались почти ежедневно. Князь был человек религиозный, любивший духовенство и помогавший ему в его нуждах. Однажды управитель князя по селу Петровскому, устраивая брачные союзы крестьян, предназначил одну молодую девицу в замужество за пожилого вдового крестьянина. Девица не соглашалась. На это не обратили внимания; жениха и невесту привели в церковь для венчания. Когда священник, любимый и содержимый князем на руге, окончив обручение, стал спрашивать жениха и невесту, добровольно ли они идут в супружество, невеста, несмотря на подсказыванье стоящих за нею свах, на отрез ответила: не желаю, не согласна. Священник совершением брака остановился. Князю дали об этом знать. Князь, гневный едет жаловаться на священника Владыке. Владыка выслушал жалобу князя спокойно и на просьбу его — вывесть священника в другой приход, а ему дать другого священника, сказал: Ваше Сиятельство! Вы должны радоваться, а не жаловаться, что у вас в отчине такой прямой и стойкий священник; он поступил справедливо и согласно с правилами церкви и гражданскими законами! А Вы не довольны и еще жалуетесь: успокойтесь и обдумайте! Браков насильных не должно быть; это было бы зло. Князь в ту минуту понял свою ошибку, извинился; к священнику стал еще благосклоннее, и с владыкой дружнее. Когда князь помер, владыка сам погребал его.


Портрет В.В. Левашова работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург)

«Петровская Усадьба» была основана Василием Васильевичем Левашовым (1783—1848). Граф Василий Васильевич Левашов — русский военный (генерал от кавалерии, генерал-адъютант) и государственный деятель из рода Левашовых. Внебрачный сын действительного тайного советника и обер-егермейстера В.И. Левашова от связи с ученицей балетной школы Акулиной Семёновой. До 1798 г. их дети считались внебрачными и носили фамилию Карташёвых. Правительствующий сенат 5 августа 1798 года распорядился признать за ними дворянское достоинство и право на фамилию Левашовых.
Помимо постройки величественной церкви (1836 г.), при нем было проведено строительство большой помещичьей усадьбы, в которую входил двухэтажный барский дом, липовая аллея и парк в английском стиле, был устроен каскад прудов.
За год до кончины В.В. Левашов приобрёл под Петербургом усадьбу Осиновая Роща.

В селе располагалось три бумажно-полотняные фабрики, в которых были заняты крестьянки. С открытием в 1871 году медно-латунного завода Товарищества Кольчугина некоторые жители поступили туда работать.

В конце XIX — начале XX века село являлось центром Петровской волости Юрьевского уезда.
С 1929 года село входило в состав Большелучинского сельсовета Юрьев-Польского района.
В 50-е годы ХХ века многие жители села переехали в близлежащий город Кольчугино, постепенно село опустело и стало числиться нежилым. От барского дома, разрушенного еще в начале XX в., остался только фундамент. Липовый парк и аллея находятся в запущенном состоянии из-за отсутствия ухода и подсадки молодых деревьев. Из каскада прудов сохранился самый большой, требующий очистки и восстановления.
С 1965 года — в составе Косинского сельсовета.

Численность населения: в 1859 г. – 405 чел., в 1905 г. – 334 чел., в 2002 г. – 0 чел., в 2010 г. – 0 чел.
ООО "Петровское-Агро" зарегистрирована 7 мая 2009 г. Генеральный директор Новицкая Марина Васильевна. Юридический адрес: село Большепетровское, дом 4. Основным видом деятельности является «Смешанное сельское хозяйство».

Церковь Петра и Павла

Церковь в Петровском весьма древнего происхождения и, несомненно, существовала уже в начале XIV столетия, так как в указанной грамоте Иоанна Калиты оно показано селом. Никаких исторических известий о древней церкви не сохранилось.
В начале XVII столетия, как видно из патриарших книг, церковь в сел была в честь св. апп. Петра и Павла; эта церковь была разорена и сожжена поляками и литовцами; время построения новой церкви не известно.
Каменная трех-престольная церковь, с каменной колокольней, построена в 1836 году усердием помещика графа Левашева и прихожан.
О построении сей церкви и об освящении ее есть надпись, сделанная на внутренней стене церкви выпуклыми золотыми буквами, следующего содержания: «Сей храм во имя святых апостол Петра и Павла, с приделами во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и святаго великомученика Дмитрия, Селунскаго чудотворца, устроен усердием и пожертвованием Графа Василия Васильевича Левашева и прихожан. Заложен в 1830 году; устроен в 1835 году и освящен в царствование Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича с благословения Преосвященнаго Парфения, Епископа Владимирскаго и Суздальскаго. Июня 29 дня 1836 года».
В 1860—1863 годах церковь и колокольня на церковные суммы обнесены каменной оградой с железными решетками.
В церкви имелись следующие достопримечательности:
1) Икона Иверской Божией Матери древнего греческого письма, в сребропозлащенной ризе, украшенной стразами, топазами, аметистами, изумрудами, мелким жемчугом и дорогими сибирскими камнями; весу в ризе 30 фунтов. Икона эта пожертвована в церковь в 1814 году князем Михаилом Александровичем Долгоруковым.
2) Напрестольное Евангелие, пожертвованное 9 апреля 1816 года Амвросием, митрополитом Петербургским и Новгородским.
3) Богослужебные сосуды — хрустальные: потир, дискос и 4 блюдца, украшенные резными священными изображениями и надписями.
4) Крест сребропозлащенный, в олтаре, за престолом, с частицами мощей святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Сергия Радонежского и мученика Евстафия.
Копии с метрических книг с 1800 года, а исповедных росписей с 1821 года. Опись церковного имущества составлена в 1882 году. [1]
Церковной земли по плану значится: усадебной одна десятина 75 квадр. саж., пахотной и сенокосной 33 десятины. [1]
Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годовое содержание причта не превышает 630 руб., а именно: 30 руб. процентов с церковного капитала, 80 руб. от земли и до 450 руб., за требоисправления. Дома причт имеет собственные, на церковной земле. [1]
Приход: село и деревни: Красная Гора, Михалы и Федорково. Расстоянием от церкви деревни не далее 5 верст; особых препятствий к сообщению с ними нет. Всех дворов в приход 131, душ мужского пола 441, а женского пола 511 душ. [1]

Петровское училище, Петровской волости, в с. Большом Петровском. Основано обществом 8-го октября 1878 г. Ближайшие училища: Ильинское в 8 в. и Березниковское — 10 в.
В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, вместе с волостным правлением; по свету и теплоте неудобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 11, шириной 7, вышиной 4 арш. Учебных пособий недостаточно — на 145 р. 90 к. Библиотеки нет, кроме 18 книг. Земли нет. Законоучитель священник Николай Троицкий, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1863 г., а в настоящем училище с 8-го октября 1878 г.; учитель Дмитрий Ухов, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1-го декабря 1881 г. Попечителя нет. Учащихся к 1-му января 1883 г. 25 м. и 7 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 13 м. и 2 д. Окончило курс со свидетельствами 3 м. и 3 д. Вновь поступило 21 м. и 3 д. К 1-му января 1884 г. состояло 30 м. и 5 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. 6, 8 — 9 л. 6, 9 — 10 л. 7, 10 — 11 л. 7, 11 — 12 л. 4, 12 — 13 л. 5. Из учащихся: 18 из с. Петровского, 15 — д. Красной-Горы в ½ в., 1 — с. Лучинского — 3 в., 1 — д. Федорковой — 1 в. Ночлежного приюта нет. Живет на квартире 1 уч., с платой по 2 руб. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: потом. двор. 1 д., мещ. 2 д., крест. 30 м. и 2 д. Средства: от земства 296 р., от общества 109 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 39 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учителю 240 р.; ему же квартирных 70 р.; на книги и учебные пособия 6 р. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 19-го сентября по 29-е апреля. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию 4, по Русскому языку 12, по Славянскому языку 2, по арифметике 4, по пению 2. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 3 — 4 г. Не окончившие курса учились до 1 ½ л. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» («Владимирский земский сборник, 1884 год, № 12, декабрь.).

Церковь существовала до 1935 года, когда она была закрыта решением Ивановского Облисполкома. До конца 1960-х годов церковь стояла закрытой, но в полностью сохранном виде, и по свидетельству местных жителей, в ней оставались нетронутыми иконостасы, росписи и вся церковная утварь. В конце 1960-х годов после очередной смены местной власти церковь подверглась разрушению и поруганию: был сорван замок, разграблены иконы и все внутреннее убранство, выворочены бревна пола, пытались разобрать на кирпичи калориферные короба под полом, а узорчатые чугунные плиты пола в летней части были растащены. Была полностью разрушена колокольня.
К началу III тысячелетия некогда величественная церковь стояла в весьма плачевном состоянии: крыша текла, не было ни главки, ни креста, росписи практически полностью утрачены, проемы окон не имели стекол, открытые двери еле держались. Вместе с тем, по мнению архитекторов, фундамент и стены церкви сохранились в хорошем состоянии благодаря высокому качеству постройки церкви в XIX в.
В 2008 году Петропавловская церковь была приписана к Свято-Успенскому Косьмину монастырю в с. Небылое Юрьев-Польского района. В праздник Петра и Павла в церкви проводился молебен, на который собирались жители и дачники из окрестностей.
Восстанавливать большой храм села Большепетровского начали с 2010 года, когда в селе стали селиться люди, неравнодушные к судьбе Петропавловской церкви. В мае 2010 года вокруг церкви были спилены многочисленные деревья и кустарники, закрывавшие величественный храм. В июне начались работы по строительству утраченной с годами кровли трапезной части храма, своды которой позеленели от осадков,проникающих внутрь. Были установлены новые двери.

Петровское духовное училище

10 сентября 1816 г. открыто в селе Петровском, Юрьевской округи, духовное училище в присутствии его преосвященства епископа Ксенофонта, создателя сего училища князя Михаила Александровича Долгорукого и прочих к сему случаю собравшихся в село Петровское почтеннейших особ. В сей день в этом селе соборне совершил литургию епископ Ксенофонт, перед концом которой смотритель училища протоиерей Алексей Гурьев говорил проповедь и, по окончании оной, со святыми иконами шествовал в училищный дом, где и, отправлен был молебен и водосвятие с многолетием высочайшему императорскому дому, св. Синоду и создателю училища и прочим благодеявшим оному. Затем епископ, выслушав сочинения смотрителя и учителя училища на сей случай приготовленные, изъявил пастырскую благодарность создателю училища, дал отеческое наставление учащим и учащимся, благословил вновь заведенное училище образом Владимирской Божией Матери и ущедрил довольным количеством разного звания Книг. При возглашении многолетия производилась пальба из пушек.
По окончании сего преосвященный со всеми почтеннейшими посетителями угощаем был завтраком от создателя училища в училищном доме. За завтраком князю Долгорукову многолетие пето было юными учениками онаго.
Щедролюбивая десница сего благотворителя приготовила богатые столы и для учеников и для их родителей; сим последним прислуживали первые. Вечером училищный доме был иллюминован. Его сиятельство, князь Михаил Александрович Долгорукий, воздвигнув столь покойный дом для воспитанников духовных, украсив и снабдив оный всем нужным, изъявил свою благотворительную волю впредь благодетельствовать Петровскому училищу. Он принял на свое содержание двух беднейших учеников и другим обещался оказывать вспоможение.
В пользу Петровского училища по сему случаю принесены следующие жертвы: Амвросий Митрополит С.-Петербургский благословил оное училище разного звания 88-ю книгами в богатом переплете; епископ Ксенофонт, кроме книг,— деньгами 25 руб.; князь Долгорукий на заведение библиотеки единовременно — 300 р. и пока жизнь его продолжится и в сем селе Петровском училище существовать будет,— дал обет: каждогодно вносить по 100 рублей; от него же в золотом переплете библия в лист. Всех пожертвований было, собрано очень много; временных 683 р., а ежегодных 150 руб. Даже прикащик его сиятельства, князя Михаила Александровича Долгорукого, Федор Васильев пожертвовал портрет Митрополита Платона, а поселяне села Петровского – 50 руб. Остальные жертвователи были; генеральша Евг. Мих. Творогова; Евдокия Алексеевна Верещагина; князь Петр Михайлович Долгорукий и жена его Настасья Петровна и дети их: Елизавета, Екатерина, Мария и Анна; Дм. Ал. Бороздин; Варвара Григ. Лифатова; Мих. Ник. Лимановский; Ник. Семенов Шагин; Петр Ал. Гэв; Нат. Ал. Соленникова; Елиз. Дм. Бороздина; Ник. Ник. Николаев; Ник. Ал. Протопопов; Мих. Яков. Еропкин; библиотекарь семинарии Ив. Флоринский; протоиерей Гурьев.
Сообщил Е. Надеждин («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 23, 1 декабря 1874 года).

Смотрителем училища назначили протоиерея с. Петровского Алексея Гурьева, а учителем студента Феодора Щербовского. Число учеников на первых порах достигло цифры 23.
При таких исключительных и торжественных условиях состоялось открытие Петровского духовного училища. Все присутствовавшие были очарованы любезностью князя Долгорукого, так близко принявшего к сердцу интересы духовного просвещения.
Попечительность князя Долгорукого сулила Петровскому училищу беспечальную и обеспеченную будущность. Но последующая история не оправдала возлагавшихся надежд. Вся эта помпа, с которой училище начало бытие, не сообщила его существованию прочности и устойчивости. Да оно и понятно почему.
Петровское училище должно было развивать свою просветительную деятельность вне близких связей и отношений с уездными, для которых, по существу дела, оно должно было представлять переходную подготовительную ступень. Духовенство же, которое отдавало своих детей в приходские училища не с тем, конечно, чтобы образование их и заканчивалось приходскими духовными школами, естественно желало и предпочитало иметь приходские училища в таких местах, где этот род училищ соединен был под властью одного начальника с уездным. Петровское училище в силу указанных обстоятельств не имело прочных основ для дальнейшего существования, и этих основ не могли сообщить ему никакие внешние содействия в форме пожертвований, благотворений. Оттого-то дела училищные пошли сразу не вполне хорошо и нормально.
Уже в октябре месяце 1816 года смотритель училища жаловался семинарскому Правлению, что некоторые из учеников, назначенных для поступления в Петровское училище, совершенно не явились. Цифра 23, которою определялся первый комплект воспитанников, набранных в Петровское училище, была, кажется, максимальною для училища за все время его существования. В апреле месяце 1818 года учитель Щербовский был произведен в священника к Юрьевской Христорождественской церкви; остался один протопоп Гурьев, который правил и смотрительскую, и учительскую должность.
В июне месяце того же года Правление семинарии нашло нужным командировать в с. Петровское особого ревизора с целью проверить на месте те неутешительные слухи, которые носились об училище во Владимире. Ревизором назначили иеромонаха Аркадия, доклад которого об открытии училища дышал такой восторженностью и верой в будущность новооснованной школы.
Аркадий констатировал, что учение велось без опущений, за поведением учеников производился исправный присмотр, приходо-расходные книги записывались правильно, но — в училище осталось всего только два ученика.
«Поелику, написал на докладе об этом семинарского Правления епископ Ксенофонт, для увеличения в оном училище воспитанников и в будущее время никаких способов не предвидится, то на основании сих обстоятельств отнестись, куда следует, о закрытии оного».
Выдвинут был проект об открытии Вязниковского духовного училища (на этот раз приходского и уездного). Но и этому училищу не суждено было прочно устроиться.
Так неудачно закончилась попытка превратить с. Петровское в образовательный центр для духовенства Юрьевской округи.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Город Юрьев-Польский.
Юрьевский уезд
Юрьев-Польский район

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (17.12.2016)
Просмотров: 960 | Теги: Юрьев-Польский район, Юрьевский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика