Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
04:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Каменово Камешковского района

Село Каменово

Каменово — село в Камешковском районе Владимирской области России, входит в состав Вахромеевского муниципального образования.
Село расположено в 9 км. на юг от центра поселения поселка Имени Горького и в 6 км. на север от райцентра Камешково.


Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года

Южнее Каменово вдоль кромки леса в XIX веке проходило шоссе между Суздалем и Ковровом. Впоследствии это шоссе поменяло направление с заездом в Камешково, и сейчас от его старой трассы остались лишь отдельные малозаметные следы.

В конце XIX — начале XX века на месте нынешнего села существовало две деревни Каменово и Машки, примыкавшая к Каменово с запада. Это были крупные помещичьи деревни. Обе входили в состав Эдемской волости Ковровского уезда.
Деревня Каменово долгое время принадлежало князьям Вяземским, входя в состав их обширной вотчины с центрами в селах Чистухе и Коверине. В 1858 г. в Каменове насчитывалось 446 жителей в 139 дворах.
11 мая 1889 г. в дер. Каменевой, Ковровского уезда, от поджога сгорело 47 домов с пристройками и имуществом и хлебозапасный магазин на сумму более 41000 р.
К 1923 г. в д. Каменовой проживало (вместе с населением погоста) 617 человек.

Деревня Машки в XVIII - первой половине XIX вв. принадлежала помещикам Челищевым. К середине XIX столетия этим селением владели уже семь различных помещиков: двое Челищевых, Булгакова, Чагины, Храпицкие, княгиня Вадбольская и Никонова. Последняя из них, Дарья Васильевна Никонова в 1881 г. сделала значительное пожертвование в 1000 руб. в пользу церкви и причта Троицкого погоста. В 1834 г. в Машках значилось население в 575 человек, в 1858 г. — в 484 человек в 51 дворе. Тогда же в этой деревне имелось три постоялых двора. Уменьшение жителей объясняется тем, что через Машки проходил старый Московско-Нижегородский тракт, потерявший в известной мере свое значение после проведения нового шоссе. К 1923 г. в Машках проживало 498 человек.

Сегодня Машки, Каменово и Троицкий погост составляют единый населенный пункт - Каменово.

Погост Троицкий

«Погост Троицкий (или Новотроицкий погост) находится от губернского города в 50 верстах». [2]
В начале 1860-х гг. крестьяне двух находящихся поблизости деревень Каменово и Машки на свои средства решили выстроить новую каменную церковь посередине между своими селениями. Церковь в погосте построена в 1866 году тщанием прихожан; зданием каменная. [2] До 1866 г. эти деревни находились в приходе Старо-Никольского погоста. При церкви выстроили такую же, как и храм, краснокирпичную небеленую колокольню с кирпичной же оградой и воротами с кованой ажурной решеткой.
20 ноября 1867 г. в Погосте Троицком Ковровского уезда освящен придельный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая.
С северной стороны от основного храма находился теплый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, а с южной стороны — теплый же придел в честь Преображения Господня.
Настоятелем нового храма стал выходец из семьи священника и сам священник Иоанн Матвеевич Покровский (1843—1918). После окончания Владимирской семинарии он в 1862—1865 гг. был учителем в Староникольском погосте, а 3 ноября 1865 г. получил назначение в новооткрываемый приход Троицкого погоста. 16 мая 1866 г. отца Иоанна епископ Владимирский и Суздальский Феофан рукоположил во священника к Троицкой церкви. «За отлично-усердную службу и ревность ко храму Божию» И.М. Покровский много раз поощрялся епархиальным начальством и награждался Св. Синодом. В декабре 1878 г. Троицкий погост посетил епископ Муромский Иаков и остался очень доволен состоянием храма и службой о. Иоанна. В 1884 г. последний получил бархатную фиолетовую скуфью, а в 1890 г. награжден такой же камилавкой.
С 1885 года в погосте существовала церковно-приходская школа и помещалась в церковном доме. [2] Для школы в 1897-1898 гг. было выстроено специальное здание. Основные заботы по его постройке выпали на долю Марии Ивановны Покровской, дочери И.М. Покровского, с 1895 по 1901 гг. служившей в этой школе учительницей. Строилось новое школьное здание на пожертвования, причем основными жертвователями были потомственный почетный гражданин Василий Арсеньевич Ясюнинский, суздальский купец Семен Дмитриевич Швецов, ковровский купец Григорий Григорьевич Васильев, иваново-вознесенский купеческий сын Иван Никанорович Дербенев и владимирский губернский архитектор, Андрей Пантелеймонович Афанасьев.
Копии метрических книг и исповедных росписей с 1866 г. хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1866 году,— хранилась в церкви. При церкви имелась только усадебная земля в количестве 3 десятин, а сенокосной и пахотной не было. Причта положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: процентов с церковного капитала 30 р., от сбора хлебом, сеном и соломой 170 р. и за требоисправления 500 р., а всего в год до 700 р. Дом у священника собственный, псаломщик же жил в церковном доме. В приходе числилось две деревни: Каменово и Маткино,— обе в полуверсте от церкви. Дворов в приходе 175, душ мужского пола 493, а женского пола 554 души. [2]
24 июля 1889 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Феогност приезжал в погост, осматривал храм и отметил царящую там чистоту и порядок. Много благодарностей имел И.М. Покровский за свою деятельность на посту законоучителя местной школы. В 1900 г. из Св. Синода ему был прислан наградной наперсный крест, а 12 мая 1907 г. за службу по Епархиальному ведомству он получил орден Св. Анны III ст. Скончался о. Иоанн в нелегкий для Церкви 1918 г. и был погребен около храма, в котором прослужил более 50 лет. Могила его сохраняется и поныне.
И.М. Покровский имел четверых сыновей и двух дочерей. Из них Алексей Иванович Покровский служил учителем в селе Кохме под Иваново-Вознесенском, Василий Иванович Покровский (1870—1915) священствовал в Ковровском соборе и умер от чахотки, Александр Иванович Покровский был священником в Борисоглебском погосте Владимирского уезда, а Матвей Иванович Покровский — священником в Акмолинской области.



Свято-Троицкий храм в с. Каменово. Фото Зинаиды Ветровой

Церковь закрыта не позже 1930-х годов, долгое время пустовала.
«Я дочь последнего священника этой церкви, которого забрали 6 ноября 1937 года. Мне было тогда тринадцать лет и я все хорошо помню. В настоящее время Каменовская церковь хорошо сохранилась. В ней не было ни складов, ни мастерских, как в некоторых других. Поэтому в летней церкви сохранилась роспись, а в зимней — печи и пол. Цела и красивая, словно кружевная чугунная ограда. Но все из внутреннего убранства было вывезено, в трех приделах нет иконостасов. А как красиво было в храме. До сих пор помню, где и какие иконы были размещены в нем. За неработавшим уже храмом долго ухаживали и оберегали его местные старушки. Потом их не стало в живых и из храма растащили все, что можно было утащить. Сейчас ведется работа по открытию церкви.
Отец был посмертно реабилитирован в 1955 году, а умер он в Коми АССР.
Л. ДУНАЕВА—ХРЫЧЕВА, участница ВОВ, ветеран труда, г. Владимир» («Знамя», 14 марта 1992).
Ремонтируется с нач. 2000-х годов.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма села Каменово Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г.
Настоятель — иерей Василий Литвинов.
Настоятель Свято-Троицкого храма с. Каменово - о. Василий Литвинов (с 14 сентября 2010 г.). Батюшка служит с 2008 года. Кроме этого, уже несколько лет он пастырски окормляет прихожан Свято-Ильинского храма с. Тынцы. Каменовская церковь, полуразрушенная и заброшенная, сейчас (2018 год) благодаря пожертвованиям и трудам добрых людей и настоятеля похожа на невесту в белом подвенечном наряде. И хотя работы по благоустройству продолжаются, теперь это место духовного притяжения многих прихожан, которые приезжают даже из Камешкова и окрестных деревень.
А у самого батюшки путь к своему призванию был долгим и порой извилистым. Но все жизненные вехи, по глубокому убеждению о. Василия, освящались Божьим Промыслом.
Начиналась биография будущего священнослужителя в реалиях советского прошлого. Обычная семья из Подмосковья, обычный уклад - работа, учеба, дом. Советская школа учила мыслить глобально, как в песне - «жила бы страна родная...». И свой выбор выпускник Василий Литвинов остановил на Московском институте радиотехники, электроники и автоматики потому, что искренне хотел сделать жизнь людей лучше благодаря прорывным открытиям, которые надеялся совершить. Мечты о всеобщем счастье и сострадание к человеческому горю привели его на путь духовных исканий. О. Василий, рассказывая о поисках смысла жизни, приводит слова одного христианского мыслителя: «Бог зовет к себе всех - сначала шепотом любви, затем голосом совести, а если человек ни того, ни другого не слышит, то громом страданий». Прежде чем отозваться на зов Божественной любви, о. Василий искал ответы в различных религиозных течениях, добросовестно пытался добраться до истины. И она открылась ему в Православии.
А приблизил его к этому, может быть, и такой случай. На пятом курсе перед экзаменами у студента Литвинова сгорел компьютер, а с ним и практически готовый проект диплома. Проделать всю работу заново было просто нереально. У Василия опустились руки. И в такой сумятице чувств он оказался в Оптиной пустыни. Старец Илия на вопрос из глубины души - что делать?! - ответил неожиданно: «Сперва посади с родителями картошку». Ответ обескуражил. Отче, ну где картошка и где диплом о высшем образовании? Но поехал. А там встретился с друзьями, у одного оказался диплом на близкую тему. Переработать его в своем направлении времени, Слава Богу, хватило...
Крестился будущий батюшка в 21 год у известного проповедника, педагога, московского священника Артемия Владимирова. Но и в Православии он не сразу нашел свое предназначение. Прежде чем стать пастырем, о. Василий стяжал опыт монашеской жизни и аскетической практики - странствовал по России, монастырям. Вместе со своим духовным отцом иеромонахом Меркурием они обошли 14 областей Центральной России. Об этом периоде о. Василий рассказывает, используя метафизические категории, в которых только и можно объяснить невероятные вещи, происходящие с нами. Все очень просто - если человек действует в согласии с волей Божьей, то Господь все устраивает.
И сейчас, духовно окормляя своих прихожан, батюшка укрепляет их многочисленными примерами чудесных случаев, происходивших с ним и знакомыми людьми.
Но самое главное чудо происходит каждый год - Воскресение Христово, или Пасха. Этот особый православный праздник, он длится целую неделю. Только в это время Царские врата в храмах остаются открытыми, напоминая нам об отверстой Христом двери в Царство Небесное. Только в эту неделю можно залезть на колокольню и потрезвонить на всю округу, выражая свою радость и восторг. Этот праздник примиряет всех, и даже атеист, гордящийся своим научным мировоззрением, не откажется от ароматного кулича и крашеных яичек. Но, освящая куличи и яйца, о. Василий говорит, что смысл праздника - не в трапезе, а в радости, которая пронизывает сердце человека от любви Христовой. Эту радость мы несем людям и выражаем в пасхальном приветствии «Христос Воскресе!».
Чтобы праздник не превратился в обыкновенное застолье, говорит батюшка, нужно подумать о тех, кто находится в тяжелых жизненных обстоятельствах - в больницах, домах престарелых, в заключении. Это очень хорошая и давняя традиция - навещать таких людей, дарить им тепло своей души и порадовать пасхальной трапезой. Когда мы это делаем, радость праздника не покидает нас. [4]



Колокольня Свято-Троицкого храма в с. Каменово. Фото Зинаиды Ветровой

В 1859 году в деревне Каменово числилось 43 двора, в Машках — 87 дворов и 617 жит.
В 1905 году в Каменово числилось 100 дворов (с учетом Троицкого погоста), в Машках — 75 дворов и 452 жит.
«В избе-читальне дер. Каменово, Эдемской вол., Ковровского у., избач Карасев около трех месяцев никакой работы не ведет. Но создан совет библиотеки-читальни и не организовано ни одного кружка» («Призыв», 4 янв. 1927).
С 1929 года деревня входила в состав Эдемского сельсовета Ковровского района.
С 1940 года — Камешковского района.
В 1959 году были реорганизованы и присоединены к совхозу «Великово» колхозы Серебровский, Брызгаловский и Каменовский. [1]

Дер. Машки, Вахромеевского сельсовета, решением № 1086 от 22.09.1965 г. объединена с д. Каменово.
«КАМЕН0ВО. Полевые работы в Каменовском отделении совхоза «Великово» начались с подсева многолетних трав, подкормки озимых посевов, а также клевера и естественных лугов. Пока поля не подсохли, технику в поле вывести нет возможности. Но механизаторы не сидят без дела. На днях они во главе с управляющим отделением И.И. Морозовым подсеяли вручную клевер на 39 гектарах.
На улучшенных лугах и клеверных полях звено женщин-полеводов проводит подкормку трав минеральными удобрениями. В первые два дня эта работа выполнена на восьмидесяти гектарах. Сейчас в лугах проводится подсев семян тимофеевки. Продолжается также подкормка озимых культур. Ржи и пшеницы подкормлено минеральными удобрениями более ста гектаров.
К. ФРОЛОВ, учетчик отделения» («Знамя», 23 апреля 1968).
«Сервант без стекол...
Давно с мужем мечтали купить сервант для посуды. И вот около месяца тому назад мы увидели его в нашем каменовском магазине. Радости не было конца. Заплатили продавщице 105 рублей и хотели с мужем везти купленную вещь домой. Но что такое? Сервант без стекол. Как так? — недоумевали мы.
— Ничего, не тревожьтесь, — успокаивала нас продавщица. — Через день-два привезем вам стёкла. Вот с этого и начались наши мытарства. Проходит день, другой, неделя, а стекол все нет. Бежим в сельпо, звоним в контору. Везде нас успокаивают, везде нам обещают. Однажды привезли стекла, примерили их, а они оказались велики. Видимо, не от нашего серванта, а от другого.
Пошел второй месяц. Хочется спросить с работников Камешковского сельпо и райпотребсоюза: «Когда же будут стекла к серванту?».
К. ТЮРИНА, жительница деревни Каменово» («Знамя», 28 декабря 1968).
«Есть в селе Каменово клуб. Небольшое здание, построенное года 3—4 тому назад. Спокойно, размеренно течет жизнь в этом очаге культуры. Мне приходилось и раньше бывать здесь. И каждый раз задаешь вопросы: как организуете досуг сельских тружеников, что нового, интересного есть в клубной работе, какую роль играет молодежь в жизни клуба? И всегда приходилось слышать один и тот же ответ: «Молодежи в селе мало, в клубе скучно потому, что нет баяна».
Так и на сей раз заведующая Каменовским сельским клубом З.И. Чумакова с сожалением отвечала: «Эх, была бы музыка, было бы совсем другое дело».
— Сколько юношей и девушек посещают клуб и чем занимаются? — интересуюсь я.
— Особенно много молодежи собирается в субботние и воскресные дни. Посмотрят кино, а затем танцуют, — слышу в ответ.
И снова с горечью произносит Зоя Ивановна: «Беда наша, что нет баяна и музыкального руководителя. При наличии того и другого можно было бы организовать хор, подготовить концертные номера».
Спору нет, баян клубу нужен. Об этом необходимо позаботиться районному отделу культуры. Но пока инструмента нет, следует ли опускать руки и вздыхать? Думается, делать этого нельзя.
Культурно-просветительные учреждения района накопили немалый опыт в деле коммунистического воспитания трудящихся. Они умело используют различные формы клубной работы и добиваются положительных результатов. Следуя примеру лучших работников культурного фронта, можно организовать интересный, полноценный отдых сельчан. Можно найти выход и З.И. Чумаковой. И, прежде всего, сколотить крепкий актив в клубе из числа коммунистов и комсомольцев села. Ведь вполне под силу любому сельскому клубу провести «Огонек» с приглашением на него лучших людей хозяйства, вечер чествования ветеранов сельскохозяйственного труда, организовать торжественную регистрацию брака, торжественные проводы в Советскую Армию.
Наиболее действенной и удобной формой обслуживания сельских тружеников во время сева, уборки хлебов является агитбригада. В короткие минуты отдыха полеводы и механизаторы с большим удовольствием послушали бы политинформацию, беседу, посмотрели выступления участников художественной самодеятельности. Но, к сожалению, агитбригада здесь не создана. И редко выступали на полевых станах политинформаторы.
Нерегулярно освещался ход социалистического соревнования. Достаточно привести такой факт. В клубе висит «Календарь трудовых дел», но последняя дата на нем — 10 июля. А что же делалось в бригадах Каменовского отделения до конца месяца, как завершается уборка трав, как идет подготовка к уборке урожая? На эти и другие вопросы здесь не найдешь ответа.
Несомненно, есть и положительное в работе клуба села Каменово. Девушки-активистки — Людмила Кулева, Вера Кондратьева, Алевтина Цепелева, Галя Опрятнова и другие поставили спектакль по сценарию «Дорогу — урожаю». Отрадно, что в нем был использован местный материал. В песнях, стихах, интермедиях были воспеты те, кто хорошо трудился, и высмеяны лодыри, пьяницы и бракоделы. Активное участие в подготовке спектакля принимала воспитательница местного детского сада-яслей Тамара Тюляева. Это под ее руководством девушки шили костюмы, репетировали отдельные сценки и, наконец, осуществили постановку.
Сейчас кружковцы готовят литературный вечер на тему: «Стихи советских поэтов о В.И. Ленине».
Хорошее начало сделали эти девушки-комсомолки. Если и в дальнейшем они будут проявлять инициативу, привлекать к очагу культуры сельскую молодежь, то клубная работа значительно оживится. Думается, что и его заведующая З.И. Чумакова не будет с горечью произносить слова: «Эх, была бы музыка...»
При клубе организован кружок киномехаников. Правда, занимается в нем пока только шесть мальчиков. Но в скором времени Вова Голубев, Слава Голованов, Саша Опрятнов и Сережа Федоров станут настоящими киномеханиками.
Клуб в селе Каменово должен стать центром всей массово-политической работы с тружениками полей, молодежью.
Н. КАЛАШНИКОВА» («Знамя», 16 августа 1969).
«Недалеко от села Каменово построена взлетно-посадочная полоса для самолетов сельскохозяйственной авиации. Протяженность полосы более пятисот метров, покрытие асфальтовое. Исполнитель — Владимирская дорожная МПМК.
В сельскохозяйственную страду отсюда будут подниматься самолеты для обработки полей совхозов «Великово», «Искра», «Родина», «Камешковский» («Знамя», 30 декабря 1980).
«Серафим Казанский учился в Ковровском реальном училище. Среди преподавателей учебного заведения выделялся А.Н. Барсуков. Александр Николаевич пользовался среди учащихся особенным авторитетом. И не только как прекрасный учитель математики, но и…
Серафим Александрович стал учителем начальных классов, и вся его жизнь как и жизнь его учителя, связана с народным просвещением. Обучал письму и чтению крестьянских ребятишек, ликвидировал неграмотность среди взрослых. В первые годы Советской власти, после военного и экономического фронтов, эта работа считалась «третьим фронтом».
Долгие годы С.А. Казанский вместе с супругой Анной Алексеевной учительствовали в Каменовской начальном школе, пользовались большим авторитетом среди колхозников. После закрытия школы в Каменове, несмотря на пенсионный возраст, Серафим Александрович не оставил нивы народного просвещения. Он всегда откликался на просьбы работников органов народного образования заменить заболевшего учителя. Мужчину в солдатской шинели с рюкзаком за плечами можно было повстречать в любой точке района. Ни осенняя сырость, ни колючий зимний мороз не останавливали учителя -подвижника перед поставленной еще в молодости целью — нести просвещение в народ. Сейчас С.А. Казанскому 83 года, но ветеран продолжает трудиться на скромной, но нужной работа вахтера Дома культуры «13-й Октябрь». Здесь всегда много детей, слышны смех и звонкая речь, а это так дорого сердцу старого учителя. В предновогодние дни мы спросили Серафима Александровича, что бы он пожелал молодым учителям.
— Судьба нашего поколения тесно связана с революцией, — поправив очки, ответил он. — Но великие дела Октября продолжаются и сейчас. Это родник поколения. В нашей жизни путеводными были замечательные стихи народного поэта Н.А. Некрасова, которые и сейчас свежи в моей памяти:
«Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте, спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.
Пусть они будут моим напутствием молодежи.
М. ВОРОНЦОВ» («Знамя», 8 января 1987).


С.А. КАЗАНСКИЙ. Фото 1927 года

С 2005 года деревня в составе Вахромеевского муниципального образования.


Дома в деревне Каменово. Фото Зинаиды Ветровой

Численность населения: в 1859 г. – 357 чел., в 1897 г. – 526 чел., в 1905 г. – 664 чел., в 1926 г. – 693 чел., в 2002 г. – 64 чел., в 2010 г. – 56 чел.

Сельское хозяйство при большевиках представлено небольшой фермой, для проезда к которой центр села был заасфальтирован.
«Минувшей осенью в совхозе «Великово» был создан механизированный отряд по заготовке к вывозке органических удобрений под будущий урожай. Надо сказать, что отряд в хорошем темпе тогда начал доставку к фермам подстилочного торфа с Кирюшинского болота. В работе принимала участие механизаторы всех трех отделений. Одиннадцать — двенадцать машин ежедневно отправлялись в рейс. В ноябре — декабре к фермам совхоза было доставлено более двух тысяч тонн подстилочного торфа. Несомненно, это было достижение механизаторов совхоза. С такой задачей они успешно справились своими силами.
По-ударному потрудились трактористы В. Кузин, С. Бажанов, В. Титов, В. Песков, В. Бурмистров, Ю. Изюмов и другие. Погрузку торфа осуществляла Второвская машинно-мелиоративная станция.
Однако в январе в совхозе можно наблюдать совсем иную картину. Темпы вывозки органических удобрений на поля резко снижены.
— До конца зимы мы рассчитываем вывезти своими силами десять тысяч тонн торфа из Каменовского болота,— говорит секретарь парторганизации Ф.И. Гудков.
Но вряд ли такое количество будет по плечу великовцам, если за день сейчас вывозится лишь по 40 — 50 тонн торфа. Побывав в Каменове, мы постарались выяснить причины снижения темпов работ. Может быть, усилившиеся холода явились помехой?
— Нет, нам мороз не страшен, — заявил тракторист Виталий Песков. — Сегодня мог бы сделать семь рейсов, а вышло только четыре. Погрузка как следует не обеспечена, много времени простаиваем.
Действительно, когда 22 января в дополнение к каменовским тракторам в месторождение прибыли тынцовские, то получился затор. Механизатор Е. Григорьев, работающий на погрузке, халатно относится к делу и не обеспечивает бесперебойную загрузку машин торфом. Руководители хозяйства пообещали сюда прислать второй погрузчик с центрального отделения, но его до сих пор нет.
Между прочим, времени для вывозки удобрений из болота остается все меньше и меньше. В марте уже сюда не въедешь. В месторождении заготовлено 20 тысяч тонн торфа на удобрения. Отряд Второзской машинно-мелиоративной станции, оказывающий помощь совхозу, пока не прибыл. Следует заметить, что в прошлом году ММС полностью не выполнила заключенный договор с совхозом. На поля не было вывезено две тысячи тонн торфа. Обстановка требует принятия более решительных мер. Руководителя совхоза и ММС должны проявить настоящую заботу о будущем урожае и обеспечить своевременную доставку удобрений на поля» («Знамя», 28 января 1969).
«Клуб в Каменове — единственный очаг культуры в этом селе. Отсюда ясна его огромная роль в культурно-массовой работе. Он должен помочь рабочим совхоза «Великово» хорошо трудиться и отдыхать, призван проводить большую работу по коммунистическому воспитанию тружеников села. Посмотрим, как же функционирует это учреждение культуры.
Нельзя отрицать некоторых положительных сторон в его деятельности. Заведующая клубом тов. Чумакова З.И. с сознанием исполненного долга говорит, например, о работе кружка художественной самодеятельности. Действительно, самодеятельные артисты не раз выступали с концертами перед тружениками села. Слово благодарности заслуживает руководитель этого участка клубной деятельности Т.А. Лукашевич, которая по основной работе является заведующей детским садом. Благодаря ее стараниям и хлопотам художественная самодеятельность Каменовского клуба и получила положительную оценку на областной сцене.
Ведется в клубе и работа с детьми. Организовывались вечера сказок, весело встретили дети новогодний праздник. Сейчас идет подготовка к утреннику «Есть на свете волшебники».
Но, пожалуй, на этом похвалы в адрес очага культуры с. Каменова и исчерпываются. Другие виды клубной деятельности не нашли достаточною развития. Тематические вечера не проводились с октября, лекции — с ноября, устный журнал также не выпускается длительное время.
Слабо в клубе поставлена работа по пропаганде научного атеизма. Достаточно сказать, что в минувшем году на эту тему не прочитано ни одной лекции. А ведь совсем рядом, в селе Эдемском, действует и преуспевает церковь. Бездеятельность клуба ничем не оправдывается.
Если афиши с извещением о лекции, вечере и другом массовом мероприятии стали редкостью на селе, то афиши о кино и танцах нашли постоянную прописку. Это и не удивительно: их легче организовать, меньше надо работать с людьми.
Не в почете и работа среди тружеников села по их месту работы: на ферме, току, в полевой бригаде. А в страдную пору эта форма работы является, безусловно, необходимой.
Бледно и примитивно оформлена наглядная агитация. Ход выполнения юбилейных социалистических обязательств отражался нерегулярно, а последние записи относятся к ноябрю прошлого года. Обязательства в честь XXIV съезда пока не оформлены, хотя до знаменательной даты осталось времени не так-то уж много. Три года не заносятся передовики на Доску почета. Тут следует сделать замечание и в адрес рабочкома (председатель Л.Т. Кашина), который никак не может решить «сложную» проблему с фотографированием.
Можно назвать еще ряд недостатков в работе Каменовского клуба. Но все сказанное свидетельствует, что работа его однообразна и не отвечает возросшим требованиям. Не удовлетворительное хозяйственное состояние самого помещения, отсутствие уюта также не содействуют успешной работе очага культуры и повышению его авторитета в глазах жителей.
Странную позицию в этом отношении занимают руководители совхоза «Великово», чьих рабочих он обслуживает. Администрация, партком и рабочком мало оказывают помощи учреждению культуры, не проявляют достаточной заботы об укреплении материальной базы. Одними общими указаниями отделывается районный отдел культуры. Совершенно в стороне стоит Вахромеевский сельсовет. Таким образом, получается что-то сходное с народной мудростью: «У семи нянек дитя без глазу».
Жизнь очага культуры в преддверии такой знаменательной даты, какой является XXIV съезд нашей партии, должна гореть ярким огнем. В Каменове же она светит лишь вполнакала.
К. ВИКТОРОВ» («Знамя», 16 февраля 1971).

Сейчас ферма не работает, единственный магазин давно закрыт. Аэродром "Каменово", построенный для сельскохозяйственной авиации, не функционирует. Единственное, что осталось от СССР действующим, это сельский ФАП - фельдшерско-акушерский пункт.
Каменово, исторически вытянутое в одну линию-улицу, прирастает дачниками с западной оконечности, выходящей в лес. Газа нет.
Крестьянское Хозяйство "Фауна" Силкина Валерия Вениаминовича действует с 27 апреля 1992 г. Юридический адрес: деревня Каменово. Организация КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "ФАУНА" СИЛКИНА ВАЛЕРИЯ ВЕНИАМИНОВИЧА ликвидирована 7 июля 2006 г.

Во время Великой Отечественной войны с. Каменово входило в состав Эдемского сельского Совета. Список погибших и пропавших без вести воинов числом 44 человека учтен в Памятных списках Брызгаловского муниципального образования.
В книге «На огненных рубежах» не были учтены:
1. АГАПОВ Иван Данилович (1896 - апр. 1942), род. 1896, с. Каменово. Призван в РККА Владимирским ГВК, г. Владимир. Красноармеец. Пропал без вести, апрель 1942. Жена Агапова Евгения Ивановна, г. Владимир, ул. Семашко, д. 6. (В Камешковской Книге Памяти не значится).
2. МАКАРОВ Алексей Иванович (1914 - 7 авг. 1943), род. 1914, д. Каменово. Рядовой. Призван в РККА Камешковским РВК, 1942. Северо-Западный фронт, 241 стрелковая дивизия, 332 стрелковый полк, красноармеец, телефонист.
Выписка из приказа по 332 стрелковому полку № 06/н от 3 марта 1943. «От имени Президиума Верховного Совета Союза СССР наградить медалью «За боевые заслуги» стрелка красноармейца Макарова Алексея Ивановича за то, что он, будучи посыльным от штаба полка в подразделения, неоднократно под огнем противника доставлял в штаб полка донесения о состоянии подразделений, а также передавал приказания командования наступающим подразделениям. Все приказы передавались своевременно и с точностью. Дисциплинирован и инициативен».
Красноармеец Макаров Алексей Иванович погиб в бою 7 августа 1943. Похоронен 2 км южнее д. Ивановская Лисичка Грайворонского района Курской (ныне Белгородской) области. Жена Макарова Ефросинья Лаврентьевна, с. Каменово.
3. СЕДЕНКОВ Семен Дмитриевич (1908 - 25 дек. 1943). [3]
«Ничего, старшина, еще повоюешь!
Александр Иванович Бурлаков, уроженец д. Каменово, войну встретил в Таллине, где служил на эскадренном миноносце «Минск». В конце августа 1941 года был эвакуирован в Кронштадт. Эвакуация военно-морской базы из Таллина началась 28 августа 1941 года. При непрерывных атаках вражеской авиации с воздуха Балтийский флот совершил героический переход через заминированный Финский залив в Кронштадт. При переходе погибли 5 эсминцев и более 10 тысяч краснофлотцев. По воспоминаниям Александра Ивановича, «...это был кромешный ад, эвакуация шла под непрерывными бомбежками противника. Помню, в один транспорт, на котором находилось несколько тысяч красноармейцев и краснофлотцев, угодила прямым попаданием фашистская бомба, транспорт раскололся на две части. Мало кого удалось подобрать и спасти».
Сам Александр Иванович получил ранение, обошлось без отправки в госпиталь. 28 августа 1941 года «Минск» подорвался на мине, но дошел до Кронштадта и встал на ремонт, а после подвергся налету фашистской авиации, был поврежден двумя 50-килограммовыми бомбами. Часть экипажа была направлена в морские стрелковые бригады, старшина Бурлаков всю блокаду воевал в 51-й морской бригаде, где был командиром отделения на Ораниенбаумском плацдарме. Бурлакову приходилось проникать в расположение немцев, ползать за «языком». За это был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В одну из таких вылазок Александр Иванович получил второе ранение, пуля фашистского снайпера пробила спину и застряла в животе, не задев внутренних органов. «Ничего, старшина! Еще повоюешь», - похлопал его по плечу хирург. В марте 1944-го бригада, в составе которой воевал Бурлаков, высадила десант в Прибалтике, где была окружена фашистская группировка «Курляндия» (бывшая группа армий «Север»). Здесь в бою он получил третье ранение - разрывная пуля угодила в коленную чашечку. За этот последний бой он был награжден орденом Отечественной войны II степени. Ранение оказалось очень серьезным, и после длительного лечения старшина Бурлаков был отправлен в отставку».

Источники:
1. Степан Лапшин. Рассказы, воспоминания, были и описания о далеком прошлом и настоящем нашего края.
2. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
3. С верой в победу. Книга памяти муниципального образования Вахромеевское о воинах, погибших и пропавших без вести в ВОВ. Камешково – 2016
4. Н. ВЛАСОВА. Колокола звонят с небес. 6 апреля 2018 года
Деревня Вахромеево
Деревня Колосово
Дер. Ефимовка
Категория: Камешково | Добавил: Николай (10.02.2019)
Просмотров: 2030 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru