Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
25.06.2017
06:26
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 305

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [562]
Суздаль [214]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [161]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [39]
Юрьев [83]
Судогда [24]
Москва [41]
Покров [45]
Гусь [44]
Вязники [113]
Камешково [42]
Ковров [125]
Гороховец [25]
Александров [85]
Переславль [79]
Кольчугино [20]
История [14]
Киржач [34]
Шуя [59]
Религия [2]
Иваново [21]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Камешково

Село Усолье Камешковского района

Село Усолье Камешковского района

Усолье – село в Камешковском районе Владимирской области. Входит в состав Брызгаловского сельского поселения.
Село Усолье расположено на реке Уводи и находится от уездного города (Ковровский уезд) в 15 верст., а от губернского (Владимир) в 60 верстах.


Село Усолье. Фото Геннадия Халтурина

В Усолье жили солевары, добывавшие соль из озера Соленого в пойме реки Уводь. Соляным промыслом объясняется название этого села: выражение «у сольцы», т.е. у соли, постепенно перешло в Усолье.
Поваренная соль на Руси считалась продуктом почти стратегическим. Без соли невозможно приготовить вкусную пищу, сохранить урожай овощей, трофей охоты и рыбалки. Соленые огурцы, грибы и квашеная капуста на зиму, соленая рыба и солонина - без этих и иных заготовок в быту было никак не обойтись. Именно по этому наши предки высоко ценили соль. Появление села прямо связанно с подземным соляным озером находящимся напротив храма между рекой Уводь и озером Соляным.
Крестьяне выкапывали колодцы, достававшие до уровня соленой воды, откуда черпали ценное природное сырье. Варница находилась на левом берегу Уводи напротив нынешнего храма.
Сами варницы в то время были ни что иное как сараи, центральное место в которых занимал црен (чрен) – железная сковорода, достигающая иногда нескольких сажен (2.13 м) длины и ширины. Под цреном устраивался очаг, топившийся по черному, если не имел трубы, или по белому, если была снабжена дымоходом. Налитый в црен рассол кипятился до полного испарения воды, после чего на дне его оставались кристаллы соли. Солеварение производилось круглый год, кроме весны. Для зимнего времени над колодцами строили навесы или сари. Так что в общем солеваренный завод того времени представлял собою ряд сараев. От сарая над колодцем шли желоба к сараям-варницам. Не далеко находились амбары для соли, избы для рабочих и служащих, дровяное «кладбище», т.е. место, где складывают дрова. И вместе взятое представляло промышленное заведение.
Разумеется, вываривавшаяся соль не была высокого достоинства, так как вместе с ней осаждались и другие твердые вещества и примеси. Но это не служило препятствием к ее распространению на внутреннем рынке.
Солеварение в селе производилось в XV - XVII века.
Возможно добыча соли прекратилась после 1705 года, когда царь Петр Алексеевич объявил соляную монополию. Вся находящаяся у продавцов соль была скуплена в казну и продажа соли поручена выборным головам и целовальникам. Разработка соли поручалась подрядчикам и поставщикам.
В Усолье приготавливалась и особая "четверговая", "черная соль". Для этого использовали русскую печь, придерживаясь древних обрядов. Надо было на восходе солнца прочитать три раза молитву "Отче наш", после чего соль толкли в ступке, затем смешивали с густой квасной гущей, в которой соль растворялась, после чего добавляли ароматные травы - душицу или мяту, выпаривали и пережигали в печке. Когда смесь остывала ,квасную гущу отсеивали от соли. "Четверговая" соль имела черный цвет и необычный вкус. Медики установили, что такую соль можно употреблять даже тем, кому обычная соль противопоказана. После пережигания в ней сохранялся ряд минеральных веществ. Пасхальные яйца было принято есть только с четверговой солью.
Соль из Усолья продавали во Владимирском и Суздальском уездах. В селе проходили Сергиевские ярмарки, названная так в честь того же Сергия Радонежского, где и сбывались оптом и в розницу накопленные соляные запасы. Благодаря добычи соли, село Усолье было одним из самых богатых в округе.
В XX веке соль не добывали, но старые варницы еще исправно послужили местному населению в смутную пору Гражданской войны, когда из-за боев и разрухи соль, как и в средние века, оказалась в огромном дефиците. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда не только с продуктами, но и с солью вновь стало плохо, усольцы использовали соляной раствор для подсаливания пищи, хотя к тому времени технология выпаривания соли была уже утрачена, а сам рассол очень смахивал на морскую воду и был горьковат.
См. Соляные варницы у «Соли Переславской», Холуйские соли XVII век.
В 2017 г. в рамках информационно-просветительского проекта «Владимирскими проселками» глава администрации Камешковского района Анатолий Курганский рассказал о планах развития туристического потенциала вверенной ему территории: «… а в селе Усолье должны появиться уникальные соляные варницы, которые действовали здесь в 15 веке».

Земли по Уводи, на которых возникло село, прежде входили в состав Стародубского княжества. В первой половине XV века князь Константин Фёдорович Льяловский (Стародубский), сын последнего князя Стародубского Фёдора Фёдоровича, пожаловал варницу в Усолье архимандриту Суздальского Спасо-Ефимовского монастыря Исакию с братией: «... дал есмь им варницю варити соль в своей вотчине Усолци...».
В XVI и XVIII столетиях село Усолье было вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря.
Царь Всея Руси Иван IV (Грозный) в 1550 г. пожаловал преподобной Софии, игуменье Суздальского Покровского монастыря Талшинскую волость за предсказание, что он возьмет Казань и Астрахань. Было три грамоты: первая послушная грамота талшинским крестьянам, извещающая их о переходе под власть монастырских стариц (январь); затем сотная, содержащая подробное описание волости (март); и после этого - жалованная торхальная грамота на владение вотчиной.
«... Река Увоть, протекает промеж тех деревень; а рекою ходят суды большие, а реке рыба всякая: щюка и лещ. А по обе стороны тое реки от Шюйские дороги по Наромшского устья, а по оба берега тое реки озера: озеро Овсяниково..., да озеро Церковное..., да озеро Шуронба..., озеро Старица..., озеро Соляное, что из него соль варят, в длину доле версты, поперег 500 сажен, а стоят у него три варницы.
А против того озера слободка, а живут в ней соловары: в. Борис, в. Нечай Полутов(ы), в. Климентеи Левонтиев, в. Терентей Степанов, в. Хабар Олферов, в. Никифор Игнатов, в. Протаско Оникеев, да семь дворов пустых ...»
Торхальная грамота (несудимой) на владение вотчиной: «Волость Талшинскую в Володимирском уезде, а в ней погост на Верети, а к нему, тому погосту, деревень: Ряхово, Денисово, Лужки на речке Возожма, Заозерье, Волково, Чертовик, Филяндино, Ивишенево и Микшино на речке Ивишенка, Сереброво, Луженица и Ступино на речке Ступинка, Парфеново, Тынцово, Скалозубово на речке Секше, Яковлево на реке Тальше, Объедово на реке Уводь, погост Ст. Никола на реке Тальше, река Уводь, а по оба берега той реки пошли озера: Овсяниково, Церковное, Шуремба, Старица, Соляное, что из него соль варят, а против того озера Слободка и живут в ней солевары... и мы, Великий государь и царь, Покрова девичьего монастыря игуменью Ульяну с сестрички пожаловали...»
В жалованной грамоте Ивана IV игумене Суздальского Покровского монастыря Василисе от 11 сентября 1566 года, упоминается о трех варницах у Соляного озера.
Грамоты 1550 г. погибли в конце 1565 г., утонув в р. Сере вместе с коробкой, в которой находились и другие документы на Талшинскую волость. Позднее были выданы подтвердительные грамоты с таким же текстом в 1566, 1606, 1623, 1628, 1681, 1684 годах.

В двух километрах от села Усолье вверх по реке Уводи, на ее правом берегу, по старинному почтовому тракту Ковров-Лежнево-Иваново расположено урочище «Городина», находящееся в землепользовании совхоза «Камешковский».
В полутора километрах выше в реку Уводь впадает река Тальша, берущая свои истоки в нескольких десятках километров в ивановской области.
Вот что пишет Иван Сапунин в церковно-приходской летописи Знаменской села Яковлева церкви Ковровского уезда (ныне Савинский район Ивановской области) в части первой, в разделе о прихожанах:
«Деревня Городина так называется потому, что близь ее находится довольно замечательное урочище - Городок. Это небольшая площадка на крутом, высоком берегу реки Уводь, с одной стороны, с другой - она ограничена большим природным глубоким оврагом, а с остальных двух сторон двумя глубокими рвами с высокой насыпью посреди их, так что вход на площадку нелегко был доступен. Когда, как и для чего все это устроено - неизвестно. Предание есть, но обезображенное (неправдоподобное). По оному, здесь жил богатырь, товарищ тому, который на таком же неприступном месте в нынешнем селе Городок, на крутом берегу реки Клязьмы имел себе пребывание. Оба они рубили дрова топором, который перебрасывали друг другу.
В настоящее время деревни Городина не существует. Она уничтожена по воле помещицы Рачинской. Поводом к ее уничтожению было то, что жители деревни Городина были плохие домохозяева, к землепашеству и скотоводству нерачительные, а потому крайне бедные. Через переселение их в другие деревни в общество других крестьян, более самостоятельных, госпожа хотела примером других приучить их к трудовой жизни».
Городище Городина, р.ж.в. (Дьяковская культура). Близ села, 1.8 км. к северо-западу от церкви, мыс правого коренного берега р. Уводь при вхождении в ее долину глубокого оврага. Местное название - «Страшной враг». Площадка подтреугольная в плане, размерами ок. 50х50 м., вытянута с севера на юг, высота над поймой 18-20 м., с северо-запада ограничена склоном оврага, с северо-востока - крутым, обрывистым склоном коренного берега, с напольной южной стороны - двумя валами высотой 2.0-2.5 м. и двумя рвами глубиной до 3 м., шириной 3 и 8 м. Верхняя часть наружного вала уплощена. В центральной части системы укреплений имеется разрыв шириной до 3 м. поверхность площадки нарушена старыми ямами. Керамика лепная плоскодонная, с отпечатками мелкоячеистой сетки на внешней поверхности, украшенная в верхней части шнуровым орнаментом, а также гладкостенная, дьяковской культуры. При шурфовке на материке прослежены остатки западины, возможно, углубленного в материк полуземляночного жилища. По керамике памятник датирован 6 в. до н.э. - 1 в. н.э.
До сих пор недалеко от крепости, вверх по реке, в центре жилого поселка дружинников сохранился широкий пологий спуск к реке Уводь, имеющий явно искусственный характер. Это был спуск к пристани, к которой в те далекие времена приставали суда и баржи с товарами, плывущие вверх и вниз по реке Уводь.
«В конце сороковых годов (1948-49 гг). вместе с колхозниками бывшего арефинского колхоза «Новый путь» я вышел на посев клевера ранним весенним утром. В конце поля, на краю поймы реки Тальша, находилось примечательное место - насыпной курган, правда, с веками осевший. Назывался он местными жителями по-разному то «красной горкой», то просто Курганом. К тому времени это был уже не курган, а гравийный карьер, который был разработан фабрикой им. Володарского, забиравшей из него гравий на строительство дороги от фабрики до деревни Балмышево. Между колхозниками зашел разговор о том, что во время вывозки гравия с этого кургана часто попадались порядком истлевшие человеческие кости, черепа, металлические ржавые обломки ножей, кинжалов, кольчатые металлические обрывки. Когда-то. видимо, очень давно тут было захоронение, а обломки оружия, обрывки кольчуг говорили о том. что тут были захоронены воины, что на этом месте когда-то, несколько веков тому назад были битвы, о чем свидетельствовали раскопки кургана» (Степан Лапшин. «Рассказы, воспоминания, были и описания о далеком прошлом и настоящем нашего края»).
От поборов тушинских воевод и польских отрядов сильно пострадали города Владимир и Суздаль. Как сообщал Лжедмитрию II воевода Ф. Плещеев, в Суздале уже в начале декабря 1608 г. "от великих денежных сборов учинилась смута великая", и многие жители "крест целовали Василию Шуйскому". В 1608 году войска поляков и литовцев под предводительством пана Лисовского в октябре месяце осадили и после незначительного сопротивления взяли город Суздаль.
Из Владимира карательная экспедиция обходными путями добралась до крупного экономического села Коврова, обложили его данью и отряд, с целью получения дани, достиг города-крепости Стародуба. В то время у Стародубского воеводы находился на излечении его родственник знаменитый князь Д. Пожарский, получивший немало ран в битвах с интервентами. Он предложил воеводе - карателей перебить, а трупы побросать в реку Клязьму, что и было выполнено Стародубскими стрельцами. Но нескольким карателям удалось сбежать от расправы в город Суздаль.
В конце февраля 1609 г. против восставших стародубских сел выступил другой карательный отряд во главе с суздальским воеводой самозванца Федором Плещеевым.
Поляки шли по прямой дороге через Кидекшу-Ряхово-Тынцы-Арефино, чтобы по льду переправиться через реку Уводь в районе Городина.
Лазутчики (разведчики) донесли князю Стародубскому о движении карателей, и воевода г. Стародуба выступил навстречу врагу, чтобы дать бой на дальних подступах к Стародубу (ныне село Клязьминский Городок). Эта встреча произошла на левом берегу реки Тальши. Битва была жестокой, но силы оказались далеко не равными. Русская дружина потерпела поражение. Каратели без препятствий переправились через Уводь и 6 марта 1609 г. Плещеев с суздальцами, пан Жичевский с ротой поляков и голова Петр Опухтин с казаками после обстрела из пушек взяли штурмом Стародуб. Ворвались в оставшийся без защиты город, разграбили его, а затем сожгли дотла. Потом сожгли Холуй и все мятежные села.
На месте битвы русских дружин с польскими интервентами у д. Арефино, после захоронения и был насыпан местными жителями курган
.


Река Уводь. Фото Геннадия Халтурина

1621 г., октябрь. Грамота игуменьи Суздальского Покровского монастыря Ульянии с сестрами приказчику Федору Булатову на управление селом Усольем: «... игуменья Ульяна да келарь Еликонид с сестрами пожаловали есмя монастырского слугу Федора Булатова своим монастырским жалованием, селом Усольем з деревнями, ныняшнего 130-го году с Покрова Пречистыва Богородицы да до Покрова ж Пречистые Богородицы до 131-го году...».
Переписные книги показывают, что «за покровский девичьем монастырем (значилась) та вотчина село Усолье с деревнями и пусошами и озера по грамоте 131г. (1623 г.) за приписью дьяка Прокофья Пахирева».
Память приказчику о покосе травы старосте села от 3 июля 1631 года: «... на пустоши Сереброве... кулишку ныне велел косит новому старосте Ваське Олексееву сколько кашивали села Усолья прежние старосты на себя».
Память княгини Анисьи Скопиной-Шуйской Ивановским мельникам, 1631 года, о мельнице на реке Уводи: «Лета 7139 году Ноября в 10 день, память княгини Анисьи Петровны Скопины Шуйской, волости Кохмы села Иванова мельником Левонтью Дмитриеву, да Пятому Иванову. Уговорились вы с Воином Лукьяновичем Корсаковым да с подъячим с Богданом Григорьевичем о монастырской мельнице, что в Талицкой волости в селе Усолье, на реке Уводи, а дали записи и порукам были и память о том за Богдановою рукой взяли. И как к вам ся память придет и вы б для уговору тое Суздальского Покровского девича монастыря мельницы ехали в Суздаль в Покровский монастырь, а приехав явились в Съезжей избе Воину Лукьяновичу Корсакову да подъячему Богдану Григорьеву и о той мельнице запись написали...».
В 1645-1647 гг. те же переписные книги показывают «в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале, село Усолье что слободка Соловареная на речку на Увоти, а в нем церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца древяна вверх, а в церкви образцы и свечи и книги и ризы и колокола, и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Аврамей Леонтьев, во дворе поп Клемент Леонтьев, во дворе пономар Сенка Кондратьев, да на церковной же земле бобылей 2 двора, питаются от церкви Божии, пашни церковные паханые середние земли 24 чети в поле, а в дву потому ж, сена по речке по Увоти 40 копен, да в селе ж двор монастырский, а в нем дворник, да в 2 двора служних, крестьян 25 дворов».
По данным 1653 г., при Сергиевской церкви в селе Усолье имелось «у сей церкви 2 дв. поповых, дв. просвирницы, да в приход вотчинниковых 2 дв., дв задворного человека, крестьянских 53 дв., бобыльских 9 дворов».
В 1670 г. усольские крестьяне участвовали в строении городских укреплений города Владимира.
В 1678 г. за Покровским монастырем в селе Усолье с приписанными к нему 18-ю деревнями насчитывалось крестьян и бобылей 509 дворов и в них 1982 человека.
Соловарную слободку упоминают и документы первой ревизской переписи, проведённой по приказу Петра І в 1719 году. В Усолье находился монашеский двор, а в нем проживали дворник Яким Павлов 40 лет, земский дьячок и отставной солдат. В селе насчитывался 31 крестьянский двор, а всего вместе с деревнями числилось «крестьян, кои имеют пашню, 573 человека, нищих беспашенных и монашеских работников 77 человек». Ими ведали монастырские приказчики Иван Никифоров и Кузьма Филиппов, староста Никита Тихонов и сотский Лавр Иванов.
Село принадлежало Суздальскому Покровскому женскому монастырю вплоть от 1765 года, когда после проведенной Екатериной II секуляризации церковных имений, Усолье стало государственным казённым селением.
По ревизской сказке 4-й ревизии 1782 года в селе числилось 417 жителей (206 мужского и 211 женского пола душ).
По ревизской сказке 5-й ревизии 1795 года в селе числилось 77 семьи - 404 жителей (198 мужского и 206 женского пола душ).
По ревизской сказке 6-й ревизии 1811 года в селе числилось 83 семьи - 212 душ мужского пола.
По ревизской сказке 7-й ревизии 1816 года в селе числилось 83 семьи - 431 жителей (200 мужского и 231 женского пола душ).
По ревизской сказке 8-й ревизии 1834 года в селе числилось 79 семей - 467 жителей (214 мужского и 253 женского пола душ).
В 1836 году 5 семей из села переехали в г.Самара. В последующие годы к ним присоединились еще 3 семьи.
По ревизской сказке 9-й ревизии 1850 года в селе числилось 78 семей - 435 жителей (209 мужского и 226 женского пола душ).
Село входило в состав Малышевской волости Ковровского уезда.
Усолье было торговым селом. В 1857 г. в селе насчитывалось 454 жителя ( 208 мужского и 246 женского пола душ) в 65 дровах, имелась сельская Расправа (местный крестьянский суд), 27 торговых лавок, питейный дом, водяная мукомольная мельница , земский конный пункт.
По ревизской сказке 10-й ревизии 1858 года в селе числилось 77 семей - 459 жителей (207 мужского и 252 женского пола душ).
В 1863 г. было 66 дворов с числом жителей: 205 мужского пола и 246 женского пола. Церковь православная. Базар.
В 1867 г. было жителей: 197 мужского пола и 257 женского пола. Общей количество земли - 690,1 десятин.
В 1873 был пожар, во время него тушения пострадали постройки у крестьян Павлова, Степанова и Фомина. Управа отказалась компенсировать убытки, т.к. эти повреждения были сделаны совершено бесполезно и нисколько не способствовали тушения пожара.
За период с 1878 по 1898 в селе было 6 больших пожаров, в которых сгорело 37 домов.
С 1882 по 1884 крестьянин села Скворцов Гаврии Гавриилович был избран гласным Ковровского уездного земского собрания.
По данные обследования проведенного статистическими учреждениями Министерства Внутренних Дел в 1886 г. в Усолье было: дворов 55, жителей 425, 20 лавок, кирпичный завод, водяная мельница, трактир, ярмарка: 8-го июля и 25-го сентября и базар по воскресеньям.

Ярмарки, воскресный базар

1857 г. - базар по Воскресеньям еженедельно.
Каждое неделю в воскресенье проходил базар. Базарная площадь принадлежала Обществу с. Усолье. При продаже хлеба, а также иных земледельческих произведений возами, взималась плата 5 копеек с воза. Продавались преимущественно: мука и бакалейный товар, с возов: овес, льняное семя и масло. К началу ХХ века, значение базара падает вследствии развития развития торговли в г. Ковров, народу на базар съезжалось всё меньше и меньше.
1889 г. «О воскресных базарах в селах Усолье и Вознесенье. Вследствие состоявшегося в 1889 г., по ходатайству гласных крестьян, постановления Ковровского очередного земского собрания о закрытии базаров по воскресным дням, как нарушающих святость праздника, крестьяне села Усолья, Малышевской волости, и 5 селений Вознесенской волости, а именно: Щапина, Агрофенина, Лопатина, Высокова и с. Вознесенья, вошли в земское собрание сессии 1890 г. с просьбою об отмене вышесказанного постановления земского собрания 1889 г., выставляя к тому следующие причины: 1) крестьяне, приезжая на базар в будничный день, должны отрываться от своих домашних работ, 2) базары по воскресным дням, если торговля будет призводиться после обедни, не только не будут нарушать святости праздника, а напротив приехавшие на базар крестьяне и торговцы охотнее будут посещать храмы и тем самым способствовать их благолепию и 3) затруднительность выбора для крестьян сел. Усолья какого-либо иного дня недели, кроме воскресенья. Уездное земское собрание, в вечернем заседании 29-го октября 1890 г., постановило: вышеуказанные ходатайства отклонить, почему управою и было сделано тогда же распоряжение о закрытии воскресных базаров в селах Усолье и Вознесеньи и о перенесении их на другое день недели. В настоящее время г. Владимирский губернатор, отношением от 11-го февраля сего года за № 669, уведомил управу для зависящего распоряжения, что в виду ходатайств уполномоченных от обществ крестьян сел. Усолья Петра Гамозина и от шести сельских обществ Вознесенской волости Павла Шарова, он не находит возможным утвердить состоявшееся в прошлогоднюю очередную сессию постановление об отмене существующих в селениях Усолье и Вознесенье воскресных базаров. Докладывая о сем очередному земскому собранию, земская управа имеет честь присовокупить, что настоящий протест начальника губернии она признает совершенно правильным, так как постановление земского собрания 1889 г. о закрытии воскресных базаров, вопреки п. 7 ст. 90 Полож. о земск. учр., не было своевременно представлено на утверждение г. Владимирского губернатора, и что базары по воскресным дням в Усольи и Вознесенье управою вновь восстановлены» (Журнал очередного Ковровского уездного земского собрания 1890 года).
1891 г. «Ковровское очередное земское собрание в заседании 23-го октября, выслушав доклад управы о воскресных базарах, существующих в селах Усолье и Вознесенье, согласно заявлению гласного Култашева, постановило — базаров по воскресным дням не допускать». «…остановление очередного уездного земского собрания о воспрещении сих базаров уездною управою приводимо в исполнение не было».
1894 г. «Читано ходатайство церковного старосты с. Усолья Зарезова об открытии в с. Усолье однодневных ярмарок 4 раза в год, при чем гласный г. Д. П. Маньков заявил, что в с. Усолье базары производятся еженедельно по воскресеньям; весьма желательно было бы, чтобы базары в этом селе были открываемы не по воскресным дням, а в будни.
Собрание постановило: Поручить управе собрать по этим двум вопросам надлежащие сведения и их представить с соответствующим заключением на рассмотрение следующего очередного уездного земского собрания».
В те времена, по торговому уставу, на базарах могут производить торговлю без взятия особых билетов только местные торговцы, на ярмарках же лица, имеющие купечекие свидетельства, имеют право производить торговлю, не выправляя особого билета.
Сергиевская ярмарка (в честь Сергия Радонежского) проводилась два раза в год в Сергиев день: 6 июля (18 июля по новому стилю) - воспоминание обретения его честных мощей, 25 сентября (8 октября по новому стилю) - его представление.
С 1896 года изменилось время проведения ярмарок: Казанская – после Петрова дня первое воскресенье; Сергиевская - 25 сентября. В 1907 ярмарки вновь 6 июля и 25 сентября.
Основные товары: мануфактурный, бакалейный, галантерейный и щепной, а также посуда и скот.
Статистика за 1900 год по ярмаркам: Казанская - привезли товара на 3000 р. продали на 200 р., торговый оборот 1000 руб; Сергиевская - привезли товара на 4000 р. продали на 500 р., торговый оборот 1500 руб.
1902-1909 гг. - ярмарки 06.07 и 25.09.

13 декабря 1887 г. «Читан был доклад управы по делу о продаже принадлежащего крестьянам Малышевской волости Ковровского уезда общественного хлебозапасного магазина.
7 января 1883 года Ковровская уездная управа препроводила на рассмотрение и на разрешение губернской управы приговор крестьян села Усолья с деревнями о разрешении им продать хозяйственным способом магазин и прочие постройки при селе Усолье; при этом Ковровская управа присовокупила, что она считает возможным в видах сбережения интересов крестьян разрешить продать Усольский магазин со сторожкой и принадлежностями им самим, без торгов, с тем, чтобы вырученные от продажи магазина деньги были употреблены на пополнение состоящего на крестьянах деревень Ступиной, Серебровой и Лезженей долга продовольственному капиталу 2121 р. Губернская управа не встретила к этому препятствий, только потребовала, чтобы окончательный договор крестьян с покупщиком был сделан в присутствии члена уездной управы и деньги были представлены покупщиком в управу. Затем Ковровская управа уведомила губернскую управу, что крестьяне Малышевской волости разных селений ходатайствуют о разрешении им продать принадлежащий им при селе Усолье хлебозапасный магазин хозяйственным способом или с торгов, вырученные же деньги употребить на пополнение недоимки за пожарные трубы и продовольственному капиталу. На продажу этого магазина неоднократно назначался торг, но ни разу не состоялся. Нeнаходя возможным входить в какую либо переписку с крестьянами по поводу продажи магазина и изыскать какой-нибудь способ заставить крестьян заплатить долг продовольственному капиталу, уездная управа просила губернскую разрешить ей самой произвести эту продажу. Губернская управа в ходатайстве этом отказала на том основании, что взыскание недоимок дело полиции; земство может последней указать только способ взыскания. 30 января 1887 г. губернатор сообщил, что на запрос министерства внутренних дел по прошению уполномоченного крестьян Малышевской волости о возвращении им здания хлебозапасного магазина он сообщил министерству внутренних дел, что Усольский хлебозапасный магазин продан по распоряжению губернской управы для пополнения недоимки продовольственному капиталу в количестве 2121 р. ввиду безуспешности мер, принимавшихся к взысканию недоимки. Министр внутренних дел не мог не остановиться на том, что
1) недоимки по продовольственным ссудам подлежат взысканию общим порядком, для земских денежных сборов установленным;
2) что по силе ст. 191 общ. пол. (изд. 1876 г.) при безуспешности мер понуждения, недоимка в казенных земских и мирских повинностях пополняется полицией посредством продажи крестьянского движимого имущества;
3) что продажа движимого имущества крестьян может последовать лишь с разрешения уездного по крестьянским делам присутствия;
4) что непосредственное распоряжение губернской управы об обращения взыскания недоимки на указанное имущество крестьян является неправильным. Кроме того дробление хлебных запасов, вызванное отчуждением упомянутого магазина, также не желательно.
Все вышеизложенное губернатор просил представить собранию, и о решении его сообщить ему. По этому делу Ковровская управа сообщила, что продажа магазина произведена приставом 1-го стана Ковровского уезда согласно разрешению уездного по крестьянским делам присутствия, что вместо проданного магазина выстроены новые отдельными обществами, так как постройка общего магазина требовала слишком больших затрат.
Собрание постановило: признать действия губернской и уездной управы совершенно правильными».

В селе не было ярко выраженных кустарных промыслов. Некоторая часть жителей занималась отхожим промыслом, работали на фабриках и портных мастерских в основном в городе Ковров. В 1895 году на заработки уходили 17 мужчин 14 женщин и 7 подростков (всего в селе числилось 222 мужчин и 186 женщин).
В 1895 в селе была одна пасека. Пчеловодством занимался Александров. У него было 31 улей. Среднегодовое количество получаемого меда - 24 пуда. На содержание пасеки тратилось 16 рублей в год. Основное место сбыта продукции - г. Ковров.
В 1898 г. в селе 81 двор.
Ковровской уезд исследовался летом 1899 год. Были составлены оценочно-экономические описания земельных владений. В селе было 86 двор. Проживало всего 474 человека. Из которых мужчин 221, женщин 253. В том числе дворов с наделами: 70 без наделов 8. Грамотных: 105 мужчин, 38 женщин. Скотины: 87 лошадей, 126 коров и быков, 64 овцы. Более подробные сведения о крестьянских хозяйствах...
В 1904 г. в селе проживало 475 человек в 77 дворах. Ближайшая станция железной дороги и телеграфная станция - Новки - 10 верст.
Известно что, три бакалейные лавки, принадлежали местным крестьянам Василию Овчиникову и Федору Кокушкину, а также крестьянину деревни Кусакино Илье Чунаеву. У Игонина Ивана Федоровича была картузная мастерская. У Липатова Ивана Ефимовича - сапожная мастерская. У Коруковых имелась торговая лавка в Коврове.

В начале XX века зажиточные крестьяне Зарезовы и С.С. Монахов построили ткацкие фабрики. В 1913 году сгорела фабрика Монахова (стоимость фабрики 15 381 руб.). Как потом выяснилось, поджег ее сам хозяин, надеясь получить страховое возмещение. Монахов был посажен в тюрьму. Ватную фабрику А.Ф.Зарезова губернская управа в 1914 году оценила в 9696 руб. Эта фабрика была демонтирована в начале 1920-х годов.
Среди крестьян был распространен валяльный промысел (валяли валенки), причём шерсть стригли со своих же овец. Скотина стояла практически в каждом дворе.
В 1911 губернской управой в кредит были отпущены Усолью семяна кормовых трав: Клевера - 78 пудов на сумму 741.68 руб, Тимофеевки - 24 пуда на сумму 151.93 руб.

Фельдшерский пункт

Село относилось в 3-му санитарному участку. Известно что в 1881 г. фельдшерском пункте в селе работал фельдшер Илья Ермилов. Пункт располагался в нанятом у частного лица помещении удобном для приемного покоя и фельдшерской аптеки. Плата не более 36 руб в год. Фельдшер пользовался квартирой бесплатно и снабжался медикаментами и аптечными принадлежностями по мере надобности.
Много лет фельдшером в селе был Роман Петров Герасимов. Земское собрание сессии 1891 г. рассмотрев прошение Усольского фельдшера Герасимова - о выдаче ему единовременнаго вознаграждения, постановило: Признавая службу его вполне добросовестною и заслуживающею поощрения в виде единовременного пособия.
С 1896 года наем помещения стал стоить 120 рублей.
За период с 01.09.1898 по 01.09.1899 через фельдшерский пункт прошло 3494 больных, в том числе заразных 1059. Общее число посещений 5037. Среднее ежедневное число посещений 14.
В 1900 году фельдшерский пункт закрыли.

Тракт "Ковров - Лежнево"

Дорога 4 класса, протяженностью 55 верст, проходила через село Усолье. C 1865 г. содержалась Уездным земством. Регулярно подсыпались дамбы, перестилались камни, заваливались колеи, ремонтировались мосты и мостки. Дорога должна была быть не менее 20 сажень шириной (1 сажень - 2.18 метра). Причем само полотно 3 сажени, остальное "резервы" тракта - свободная полоса. Полотно от резерва дороги отделяли специально сооруженные канавы и насыпи. Сплошному мощению подлежал участок от г. Ковров до с.Вознесенье, протяженностью 31 верста.

Усольский земской станционный пункт

Бесплатными разъездами на пунктовых лошадях пользуются: председатель и члены земской управы, врачи, фельдшеры, акушерки, ветеринары, члены училищного совета, инструктор гимнастики в школах, члены ревизионной комиссии и жандармы; всё же остальные должностные лица с платой прогонов.
Из числа 4 лошадей взято было, с 01.01.1884 по 01.01.1885 гг., 452, сделано разъездов на пространство 3 708 верст; получено прогонов 96 р. 36 к. В 1867 г. было 3 лошади. Содержал пункт крестьянин деревни Шухурдино Федор Иванович Чурзин. С 1868 г. - 4 лошади. В 1885 г. - 4 лошади. 1891 г. - на усольской станции было 4 лошади, содержание стоило 194 рубля. В 1895 г. - 5 лошадей. В 1899 г. - в следствии крайнего подорожания корма для лошадей, повысилась плата за содержание до 229 рублей. В земском конном пункте в 1908 г. содержалось 7 лошадей. Смотрителем был Федор Конушин. В 1909 содержалось 9 лошадей. На содержание одной лошади выделялось 260 рублей. С 1912 по 1914 года в пунке было 8 лошадей, на содержание лошади выделялось 260 руб. В 1914 г. «8 уездных лошадей. Плата на 1 лошадь – 280 р. Плата в год от уездн. зем. – 2240 р. Лошади содержатся для уездн. зем. с 1 мая 1912 г. по 1 мая 1915 г.». После 1916 - 8 лошадей, Земские власти за лошадь платили 450 рублей.

В 1923 г. в Усолье, которое тогда входило в Усольский сельсовет Малышевской волости Ковровского уезда, проживало 510 человек. В конце 1920-х гг. село было перечислено в Эдемский сельсовет того же уезда.
С 1929 г. по 1944 г. село входило в состав Ивановской промышленной области. С 1944 г. по настоящее время - в состав Владимирской области.

В 1930 г. в селе был организован колхоз "Красное усолье".
В 1936 г. в Усоле проживало 381 человек из них возрастом от 19 до 59 лет - 212 человек. В селе действовала колхозная детская площадка, на площадку ходило 15 детей. Также действовала изба-читальня, в библиотеке насчитывалось 150 книг. 1937 год - в школе было 2 учителя на 72 ученика.
В эпоху первых пятилеток начались преследования по классовому признаку и репрессии. не обошли они стороной и Усолье. Был закрыт Храм, а священик Александр Скворцов арестован и впоследствии расстрелян.
10 февраля 1940 года село Усолье вошло в новообразованный Камешковский район. Числилось дворов: 104, из них 102 - крестьянских. Жителей: 539 человек - 246 мужчин, 293 женщин.
В конце 1942 г. колхозники Ивановской области учавствовали в сборе средств на танковую колонну "Ивановский колхозник". Колхозники Брызгаловского сельского совета собрали 101 000 рублей. За короткий период, менее чем за месяц колхозниками Ивановской области было собрано 2 180 000 руб. Газета "Правда" от 17.12.1942 пишет: "за 5 дней собрано 65 187 тыс. рублей от колхозников Ивановской области". На эти средства были построены 210 Т-34, 12 СУ-152, 16 СУ-85 и 21 СУ-76, которые 30.11.1943 были переданы в 25-й ту тов. Аникушкина.
"Хороший пример подают патриоты Усольского колхоза. Здесь, кроме 15 тонн, проданных колхозом, колхозники продали 5 тонн хлеба из личных запасов. Председатель этого колхоза тов.Утенков лично продал 33 пуда хлеба. Бригадир тов.Дерябин, выступая на собрании колхозников ,сказал, что красная Армия ежеднево освобождает сотни и тысячи советских граждан из под ига немецкой окупации, поэтому хлеб сейчас играет решающую роль. А мы, колхозники, должны помоч в этом нашей Роине. От себя лично он продал 30 пудов хлеба" ("ЗНАМЯ" 03.12.1943).
"Колхозники Брызгаловского сельского совета оказывают значительную помощь в заготовке топлива для ПКПС. ... Бригада тов. Ананьевой из колхоза "Красное усолье" состоит из 7 человек и работает на погрузке, вместо 5 кубометров, грузят по 10-11 кубометров ежедневно" ("ЗНАМЯ" 24.12.1943).
"В колхозе "Красное усолье" бригада животноводов под руководством зав. МТФ тов. Валяшовой занялась обработкой прифермерского участка. На площади одного гектара посажена кормовая свекла ,которая дала хорошие всходы. Чтобы получить высокий урожай, животноводы ведут прополку и подкормку свеклы" ("ЗНАМЯ" 18.08.1944).

Численность населения в 2010 году – 24 муж. и 27 жен., всего 51 чел.

Церковь Сергия Радонежского Чудотворца

Относительно возникновения усольского храма есть такая легенда: когда-то очень давно проходя по дороге из Суздаля, отдыхал на бревнышках мудрый старец Сергий Радонежский (1314-1392) и сказал: «Быть здесь храму». Это событие могло быть в 1365 году когда Сергий Радонежский шел из Троицкого монастыря в Переславле Залесском в Нижний Новгород с целью применения враждующих братьев - нижегородского князя Бориса Константиновича и суздальского князя Дмитрия Константиновича.
Церковь в селе существовала в честь преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Сергея чюдотворца в селе Усолье в вотчине Покровскаго девичья монастыря дани осмнадцать алтын с денгою».
В 1645-1647 гг. те же переписные книги показывают "в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале, село Усолье что слободка Соловареная на речку на Увоти, а в нем церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца древяна вверх, а в церкви образцы и свечи и книги и ризы и колокола, и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Аврамей Леонтьев, во дворе поп Клемент Леонтьев, во дворе пономар Сенка Кондратьев..."
Под 161 (1653) годом о состоянии прихода сказано: «у сей церкви 2 дв. поповых, дв. просвирницын, да в приходе вотчинниковых 2 дв., дв. задворнаго человека, крестьянских 53 дв., бобыльских 9 дворов» «164 (1656) г. по новому дозору положено дани 2 рубли 14 алтын пять денег заезда гривна».
При Cергиевской церкви в 1676 г. состояли попы Клемент Леонтьев и Дионисий Клементьев, в 1677 г. упоминается поп Василий Авраамов.
В 1708 году была построена новая деревянная церковь во имя препод. Сергия, Радонежского Чудотворца; „при ней в 1710 году были попы: Андрей Федоров, Михайло Алексеев, дьячок Никита Алексеев, пономарь Иван Никифоров, дьячок Дмитрий Федоров".

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Деревянная церковь существовала в селе до 1808 г.; а в этом году усердием прихожан сооружена была каменная двухэтажная церковь с высокой четырёхярусной колокольней и освящена не в прежнее наименование, а в честь Казанской иконы Божией Матери.
Строилась она монахами Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Кирпич для постройки храма производился в самом селе.
Позже храм был окружен массивной каменной оградой с тремя вратами: восточными, южными - ныне действующий вход, и западными - ныне калитка на кладбище, угловыми башнями и пристроенными к ней двумя каменными домами.
Некоторую перестройку церковь претерпела во второй половине XIX века. Перестройка коснулась второго этажа, гда была создана крытая паперть с входом через первый ярус колокольни вместо первоначального лестничного марша, ведшая прямо в трапезную холодной церкви с площадки на перекрытии паперти первого этажа.


Часовенный столб на месте, где стояла старая деревянная церковь.

Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фото Геннадия Халтурина

В сей церкви три престола: в холодном верхнем этаже — в честь Казанской иконы Божией Матери, а в теплом нижнем этаже: во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Церкви принадлежат здания: часовня в дер. Обедове, деревянная усыпальница и два каменные дома, из которых в одном помещается с 1886 года церковно-приходская школа, а в другом церковный сторож.
В одноклассной церковно-приходской школе c трехлетним курсом обучения, где учились мальчишки из деревень прихода. До открытия школы дети ходили учиться в Антилохово за 5 верст. В 1889-1890 учебных годах учителем состоял дьякон из 4-го класса духовной семинарии. Имелась школьная библиотека с книгами для внеклассного чтения. В 1897-1898 учебном году было - 53 ученика. К 1915 г. в ней было 1 учитель и 75 учеников.


Сторожка. Фото Геннадия Халтурина

Колокольня. Фото Геннадия Халтурина

Земли при церкви: усадебной около десятины, сенокосной 4 десятины и пахотной до 35 десятин.
Копии метрических книг и исповедных росписей с 1829 г. хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, — хранится.
Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получает: от земли 80 р., от сбора хлебом 116 руб. и за требоисправления до 1361 руб., а всего в год до 1557 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход: село и деревни: Обедово, Назарово, Брызгалово, Абросимово, Леждени и сельцо Дудорово. Расстоянием от церкви означенные деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними никаких не имеется. — Всех дворов в приходе 313, душ мужского пола 1015 и женского пола 1209 душ.
Кроме вышеупомянутой церковно-приходской школы в селе, имеется в дер. Брызгалове школа грамоты.
/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./


Южные ворота ограды

Ворота ограды. Фото Геннадия Халтурина

Андрей Фёдоров родился в 1665 г. Священник с. Усолье Ковровского уезда. В 1710 г. вдов. Дети: Герасим, Пётр (род. в 1700 г.), Ирина (род. в 1695 г.).
Герасим Андреев родился в с. Усолье в 1690 г. Священник с. Усолье в 1724-1729 гг. Жена: Ирина Степанова (род. в 1687 г.). Дети: Марья (род. в 1706 г.), Герасим.
Герасим Герасимов родился в 1756 г. В 1782 г. диакон церкви с. Усолье Ковровского уезда Владимирской губ. Умер в с. Усолье в 1794 г. Жена: Аксинья Стефанова. Родилась в 1755 г., умерла в 1817 г. Дети: Анисья (род. в 1778 г.), Егор, Пётр.
Егор Герасимов родился в с. Усолье в 1779 г. В 1782 г. обучался в Суздальской семинарии. В 1798 г. определён пономарем в с. Усолье. В 1820 г. переведён в пономари в с. Шумилово Суздальского уезда. После смерти жены с 1850 г. стал послушником монастыря Флорищева пустынь. Жена: Ирина Иванова.
Шумиловский Иван Иванович (с 1816 по 1848 гг.).
Добровольский Ефим Павлинович (с 1848 по 1854 г.).
Добровольский Петр Алексеевич (с 1854 по 1865) - похоронен в церковной ограде.
Добровольский Федор Павлинович (с 1865 по 1871) - похоронен в церковной ограде.
Лебедев Лаврентий (с 1871 по 1886). В 1876 году был награжден набедренником.
о. Александр (Смирнов Александр Прокофьевич) (с 1886 по 1914). В 1914 году был награжден Благословением Святейшаго Синода.
Скворцов Александр (с .... по 1937 г.) - расстрелян.
о. Семён (Котов Семен Александрович) ( с 1964 по 2003).


Отец Иоанн.

о. Иоанн (Артемов Иван Васильевич) (с 2003 по 2016).
о. Сергий (Андрияненко С.А.) (с 2016 г.).


Отец Сергий и матушка Яна.

Село Усолье можно считать «родовым гнездом» Уводских, подобно селам Казнево и Лыково для других родственных родов.
Пётр Герасимович Уводский родился в с. Усолье в 1789 г. Фамилию Уводский получил при поступлении во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1812 г. - из богословского отделения. В 1812-1814 гг. - священник Введенской церкви с. Черсево Меленковского уезда. В 1814-1832 гг. - священник Троицкой церкви с. Карачарово Муромского уезда. С 1832 г. - протоиерей в с. Большие Всегодичи Ковровского уезда - недалеко от родных мест на р. Уводь. Он был назначен туда на место своего дяди Иоанна Степанова, ушедшего за штат. Вскоре его переводят в Христорождественский храм г. Коврова, он становится и благочинным округа. В 1850 г. «уволен за штат». Умер в 1851 г. в Коврове.
Дети: Анна, Василий, Николай, Серафима.


В.П. Уводский, 1877

Василий Петрович Уводский родился в апреле 1814 г. в с. Черсево Меленковского уезда Владимирской губ. Умер 19 ноября 1896 г. Окончил Муромское духовное училище, поступив сразу в 4-й класс. В 1834 г. окончил Владимирскую семинарию, где одним из его товарищей был И. В. Рождественский - впоследствии духовник Александра III. С 1835 по 1838 гг. преподавал в Шуйском духовном училище. В 1838 г. принял сан и стал священником Христорождественского собора в г. Александрове. С 1842 по 1867 гг. его наставником был Яков Васильевич Миловский, в то время настоятель этого храма. С 1855 г. Василий Петрович - общий духовник духовных лиц г. Александрова. С 1863 г. - благочинный сельских церквей и цензор проповедей. В 1867 г., когда Яков Васильевич был переведён во Владимир, Василий Петрович, получив сан протоиерея, занял его должность, став и городским благочинным. В 1872 г. он, одним из первых представителей духовенства в губернии, был избран гласным городской думы. В 1876 г. был награждён орденом «св. Анны 3-й ст.», имел бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853-1856 гг.
Жена: умерла в 1847 г., оставив дочь Александру пяти лет, которую отец воспитал и впоследствии выдал замуж за учителя Костромского духовного училища В.А. Горицкого.

Николай Петрович Уводский родился в с. Карачарово Муромского уезда Владимирской губ. 30 апреля 1818 г. Умер в г. Кременец Волынской губ. 20 октября 1900 г.
Жена: Елизавета Михайловна Бендеровская. Дочь Заславского протоиерея.
Дети: Николай, две дочери-учительницы.

Серафима Петровна Радугина (ур. Уводская). Унаследовала место отца в Ковровском Христорождественском соборе (Если у стареющего священника не было сыновей, или они к этому времени уже были при местах, приход наследовался дочери – т.е. передавался ее мужу.)
Муж: Радугин Алексей Григорьевич. В 1846 г. окончил Владимирскую семинарию по первому разряду и стал преподавателем Муромского духовного училища. С 1851 г. священник собора в Коврове, с 1883 г. - протоиерей. Автор многих статей в периодических церковных изданиях и нескольких, отдельно опубликованных.
/А.С. Грамматин, А.А. Бенедиктов. Родственные поколения священнослужителей Владимирской епархии./ М.: «Старая Басманная». 2015. 175 с./


Село Усолье. Фото середины XX века.

Вплоть до революции 1917 года храм являлся вотчиной Покровского женского монастыря г.Суздаля. Когда в 1918 году монастырь закрыли, часть монахинь перебрались из Суздаля в сторожку усольской церкви: это Евдокия Павловна, Мария Петровна, Матреша, что жила в домике за церковью. Из Суздаля они привезли иконы и некоторую утварь. В годы советской власти церковь работала вплоть до 1937 года. Закрытие ее было страшной трагедией для прихожан: вопли, стоны, плач стояли в округе, когда сбрасывали колокола. Их было 8. Один подголосок (маленький колокол) местным жителям удалось спрятать. Он звонит и сейчас, призывая прихожан на службу. Последним священником был Скворцов Александр, его забрали и расстреляли.
Монашки с 1937 по 1946 г. продолжали богослужения в сторожке. Они защитили церковь от разорения и разбоя, спрятав ключи. Открыта церковь была в 1946 г. В деле ее восстановления, обновления много сделала глубоко верующая староста Анна Михайловна Белова (пос. Кирова). Долгое время старостой была Кунтикова Серафима васильевна.
Все иконы выполнены маслом на деревянных досках в манере, свойственной художникам крупных иконописных м астерских Московской и Владимирской губернии. Наиболее старой является выносная икона Казанской Богоматери с двухсторонним изображением: с обратной стороны была ныне закрытая окладом икона Троеручницы. Хранится икона в алтаре холодного храма, выносится, когда совершается крестный ход вокруг церкви. Интересна и икона Сергия Радонежского (покровителя учеников), относящаяся к XVIII веку. На иконе Владимирской Богоматери в левом нижнем углу сохранилась не совсем ясная надпись: "Сия святая икона написана и освящена на Афоне в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре в конце XIX в." В храме числится 8 икон, написанных на Афоне в XIX в.
Интересно паникадило в холодном Казанском храме, трехярусное, на 36 свечей, изготовлено в середине XIX в. из латуни, с использованием методов давления, штампа, чеканки, литья. Для чистки паникадило разбирали. До электрификации храма зажигали свечи, подставляя лестницу.
Интересной частью комплекса храма являются и находящиеся в нем книги. Есть автографы дьяка московского печатного двора Андрея Васильева, монахов Троице-Сергиевой лавры, книги Великого храма. Многие находятся в плачевном состоянии.
В 60-70 годы XX века церковь неоднократно подвергалась ограблениям. Подпилив оконные решетки на первом этаже, грабители унесли много уникальной утвари и почти все иконы зимней церкви. Второй этаж спасли дубовые двери и крепкие замки.
С 18 марта 1974 года храм является памятником архитектуры и градостроения регионального значения.
Храм ежегодно подновляется, благоустраивается.


Село Усолье. Фото Геннадия Халтурина


Город Камешково.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Камешково | Добавил: Jupiter (10.03.2017)
Просмотров: 207 | Теги: Камешковский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика