Земли по Уводи, на которых возникло село, прежде входили в состав Стародубского княжества. В первой половине XV века князь Константин Федорович Льяловский (Стародубский), сын последнего князя Стародубского Федора Федоровича, пожаловал варницу в Усолье архимандриту Суздальского Спасо-Ефимовского монастыря Исакию с братией: «... дал есмь им варницю варити соль в своей вотчине Усолци...». В Усолье жили солевары, добывавшие соль из озера Соленого в пойме реки Уводь. «Большое озеро на левом берегу Клязьмы и ныне называется Солёным (видимо это часть Мирового океана), из воды озера выпаривали соль. Место, где выпаривали соль, называлось Варницы. До сих пор сохранились остатки дубовых труб. Старожилы вспоминали, что даже в начале XX в. воду из озера брали для засолки огурцов, капусты и приготовления пищи». Озеро Солёное (длина 750 м, ширина до 80 м) - старица реки Уводи с пресной водой, не имеющая ни малейшего отношения к «Мировому океану». Соляным промыслом объясняется название этого села: выражение «у сольцы», т.е. у соли, постепенно перешло в Усолье. Поваренная соль на Руси считалась продуктом почти стратегическим. Без соли невозможно приготовить вкусную пищу, сохранить урожай овощей, трофей охоты и рыбалки. Соленые огурцы, грибы и квашеная капуста на зиму, соленая рыба и солонина - без этих и иных заготовок в быту было никак не обойтись. Именно по этому наши предки высоко ценили соль. Появление села прямо связанно с подземным соляным озером находящимся напротив храма между рекой Уводь и озером Соляным. Крестьяне выкапывали колодцы, достававшие до уровня соленой воды, откуда черпали ценное природное сырье. Варница находилась на левом берегу Уводи напротив нынешнего храма. Сами варницы в то время были ни что иное как сараи, центральное место в которых занимал црен (чрен) – железная сковорода, достигающая иногда нескольких сажен (2.13 м) длины и ширины. Под цреном устраивался очаг, топившийся по черному, если не имел трубы, или по белому, если была снабжена дымоходом. Налитый в црен рассол кипятился до полного испарения воды, после чего на дне его оставались кристаллы соли. Солеварение производилось круглый год, кроме весны. Для зимнего времени над колодцами строили навесы или сари. Так что в общем солеваренный завод того времени представлял собою ряд сараев. От сарая над колодцем шли желоба к сараям-варницам. Не далеко находились амбары для соли, избы для рабочих и служащих, дровяное «кладбище», т.е. место, где складывают дрова. И вместе взятое представляло промышленное заведение. Разумеется, вываривавшаяся соль не была высокого достоинства, так как вместе с ней осаждались и другие твердые вещества и примеси. Но это не служило препятствием к ее распространению на внутреннем рынке. Солеварение в селе производилось в XV-XVII века. Возможно добыча соли прекратилась после 1705 года, когда царь Петр Алексеевич объявил соляную монополию. Вся находящаяся у продавцов соль была скуплена в казну и продажа соли поручена выборным головам и целовальникам. Разработка соли поручалась подрядчикам и поставщикам. В Усолье приготавливалась и особая "четверговая", "черная соль". Для этого использовали русскую печь, придерживаясь древних обрядов. Надо было на восходе солнца прочитать три раза молитву "Отче наш", после чего соль толкли в ступке, затем смешивали с густой квасной гущей, в которой соль растворялась, после чего добавляли ароматные травы - душицу или мяту, выпаривали и пережигали в печке. Когда смесь остывала ,квасную гущу отсеивали от соли. "Четверговая" соль имела черный цвет и необычный вкус. Медики установили, что такую соль можно употреблять даже тем, кому обычная соль противопоказана. После пережигания в ней сохранялся ряд минеральных веществ. Пасхальные яйца было принято есть только с четверговой солью. Соль из Усолья продавали во Владимирском и Суздальском уездах. В селе проходили Сергиевские ярмарки, названная так в честь того же Сергия Радонежского, где и сбывались оптом и в розницу накопленные соляные запасы. Благодаря добычи соли, село Усолье было одним из самых богатых в округе. В XX веке соль не добывали, но старые варницы еще исправно послужили местному населению в смутную пору Гражданской войны, когда из-за боев и разрухи соль, как и в средние века, оказалась в огромном дефиците. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда не только с продуктами, но и с солью вновь стало плохо, усольцы использовали соляной раствор для подсаливания пищи, хотя к тому времени технология выпаривания соли была уже утрачена, а сам рассол очень смахивал на морскую воду и был горьковат. См. Соляные варницы у «Соли Переславской», Холуйские соли XVII век. В 2017 г. в рамках информационно-просветительского проекта «Владимирскими проселками» глава администрации Камешковского района Анатолий Курганский рассказал о планах развития туристического потенциала вверенной ему территории: «… а в селе Усолье должны появиться уникальные соляные варницы, которые действовали здесь в 15 веке».
В XVI и XVIII столетиях село Усолье было вотчиной Суздальского Покровского женского монастыря. Царь Всея Руси Иван IV (Грозный) в 1550 г. пожаловал преподобной Софии, игуменье Суздальского Покровского монастыря Талшинскую волость за предсказание, что он возьмет Казань и Астрахань. Было три грамоты: первая послушная грамота талшинским крестьянам, извещающая их о переходе под власть монастырских стариц (январь); затем сотная, содержащая подробное описание волости (март); и после этого - жалованная торхальная грамота на владение вотчиной. «... Река Увоть, протекает промеж тех деревень; а рекою ходят суды большие, а реке рыба всякая: щюка и лещ. А по обе стороны тое реки от Шюйские дороги по Наромшского устья, а по оба берега тое реки озера: озеро Овсяниково..., да озеро Церковное..., да озеро Шуронба..., озеро Старица..., озеро Соляное, что из него соль варят, в длину доле версты, поперег 500 сажен, а стоят у него три варницы. А против того озера слободка, а живут в ней соловары: в. Борис, в. Нечай Полутов(ы), в. Климентеи Левонтиев, в. Терентей Степанов, в. Хабар Олферов, в. Никифор Игнатов, в. Протаско Оникеев, да семь дворов пустых ...» Торхальная грамота (несудимой) на владение вотчиной: «Волость Талшинскую в Володимирском уезде, а в ней погост на Верети, а к нему, тому погосту, деревень: Ряхово, Денисово, Лужки на речке Возожма, Заозерье, Волково, Чертовик, Филяндино, Ивишенево и Микшино на речке Ивишенка, Сереброво, Луженица и Ступино на речке Ступинка, Парфеново, Тынцово, Скалозубово на речке Секше, Яковлево на реке Тальше, Объедово на реке Уводь, погост Ст. Никола на реке Тальше, река Уводь, а по оба берега той реки пошли озера: Овсяниково, Церковное, Шуремба, Старица, Соляное, что из него соль варят, а против того озера Слободка и живут в ней солевары... и мы, Великий государь и царь, Покрова девичьего монастыря игуменью Ульяну с сестрички пожаловали...» В жалованной грамоте Ивана IV игумене Суздальского Покровского монастыря Василисе от 11 сентября 1566 года, упоминается о трех варницах у Соляного озера. Грамоты 1550 г. погибли в конце 1565 г., утонув в р. Сере вместе с коробкой, в которой находились и другие документы на Талшинскую волость. Позднее были выданы подтвердительные грамоты с таким же текстом в 1566, 1606, 1623, 1628, 1681, 1684 годах.
В двух километрах от села Усолье вверх по реке Уводи, на ее правом берегу, по старинному почтовому тракту Ковров-Лежнево-Иваново расположено урочище «Городина», находящееся в землепользовании совхоза «Камешковский». В полутора километрах выше в реку Уводь впадает река Тальша, берущая свои истоки в нескольких десятках километров в ивановской области.
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Вот что пишет Иван Сапунин в церковно-приходской летописи Знаменской села Яковлева церкви Ковровского уезда (ныне Савинский район Ивановской области) в части первой, в разделе о прихожанах: «Деревня Городина так называется потому, что близь ее находится довольно замечательное урочище - Городок. Это небольшая площадка на крутом, высоком берегу реки Уводь, с одной стороны, с другой - она ограничена большим природным глубоким оврагом, а с остальных двух сторон двумя глубокими рвами с высокой насыпью посреди их, так что вход на площадку нелегко был доступен. Когда, как и для чего все это устроено - неизвестно. Предание есть, но обезображенное (неправдоподобное). По оному, здесь жил богатырь, товарищ тому, который на таком же неприступном месте в нынешнем селе Городок, на крутом берегу реки Клязьмы имел себе пребывание. Оба они рубили дрова топором, который перебрасывали друг другу. В настоящее время деревни Городина не существует. Она уничтожена по воле помещицы Рачинской. Поводом к ее уничтожению было то, что жители деревни Городина были плохие домохозяева, к землепашеству и скотоводству нерачительные, а потому крайне бедные. Через переселение их в другие деревни в общество других крестьян, более самостоятельных, госпожа хотела примером других приучить их к трудовой жизни». Городище Городина (р.ж.в. Дьяковская культура) расположено в 1.8 км. к северо-западу от церкви с. Усолья, мыс правого коренного берега р. Уводь при вхождении в ее долину глубокого оврага. Местное название - «Страшной враг». Площадка подтреугольная в плане, размерами ок. 50х50 м., вытянута с севера на юг, высота над поймой 18-20 м., с северо-запада ограничена склоном оврага, с северо-востока - крутым, обрывистым склоном коренного берега, с напольной южной стороны - двумя валами высотой 2.0-2.5 м. и двумя рвами глубиной до 3 м., шириной 3 и 8 м. Верхняя часть наружного вала уплощена. В центральной части системы укреплений имеется разрыв шириной до 3 м. поверхность площадки нарушена старыми ямами. Керамика лепная плоскодонная, с отпечатками мелкоячеистой сетки на внешней поверхности, украшенная в верхней части шнуровым орнаментом, а также гладкостенная, дьяковской культуры. При шурфовке на материке прослежены остатки западины, возможно, углубленного в материк полуземляночного жилища. По керамике памятник датирован 6 в. до н.э. - 1 в. н.э. В славянские времена на месте древнего дьяковского поселения находилась крепость Стародубского княжества Сингерь, «рубленная одним топором» (то есть, в одно время) со Стародубом. Известна местная легенда о том, что два русских богатыря, один в Стародубе, другой - в Сингере, рубили две крепости одним топором, перебрасывая его друг другу. Между ними по прямой 26 километров низкой плоской местности, поэтому и сегодня с урочища Городины в хорошую погоду видна колокольня Клязьминского Городка - бывшего Стародуба. До сих пор недалеко от крепости, вверх по реке, в центре жилого поселка дружинников сохранился широкий пологий спуск к реке Уводь, имеющий явно искусственный характер. Это был спуск к пристани, к которой в те далекие времена приставали суда и баржи с товарами, плывущие вверх и вниз по реке Уводь. «В конце сороковых годов (1948-49 гг). вместе с колхозниками бывшего арефинского колхоза «Новый путь» я вышел на посев клевера ранним весенним утром. В конце поля, на краю поймы реки Тальша, находилось примечательное место - насыпной курган, правда, с веками осевший. Назывался он местными жителями по-разному то «красной горкой», то просто Курганом. К тому времени это был уже не курган, а гравийный карьер, который был разработан фабрикой им. Володарского, забиравшей из него гравий на строительство дороги от фабрики до деревни Балмышево. Между колхозниками зашел разговор о том, что во время вывозки гравия с этого кургана часто попадались порядком истлевшие человеческие кости, черепа, металлические ржавые обломки ножей, кинжалов, кольчатые металлические обрывки. Когда-то. видимо, очень давно тут было захоронение, а обломки оружия, обрывки кольчуг говорили о том. что тут были захоронены воины, что на этом месте когда-то, несколько веков тому назад были битвы, о чем свидетельствовали раскопки кургана» (Степан Лапшин. «Рассказы, воспоминания, были и описания о далеком прошлом и настоящем нашего края»). От поборов тушинских воевод и польских отрядов сильно пострадали города Владимир и Суздаль. Как сообщал Лжедмитрию II воевода Ф. Плещеев, в Суздале уже в начале декабря 1608 г. "от великих денежных сборов учинилась смута великая", и многие жители "крест целовали Василию Шуйскому". В 1608 году войска поляков и литовцев под предводительством пана Лисовского в октябре месяце осадили и после незначительного сопротивления взяли город Суздаль. Из Владимира карательная экспедиция обходными путями добралась до крупного экономического села Коврова, обложили его данью и отряд, с целью получения дани, достиг города-крепости Стародуба. В то время у Стародубского воеводы находился на излечении его родственник знаменитый князь Д. Пожарский, получивший немало ран в битвах с интервентами. Он предложил воеводе - карателей перебить, а трупы побросать в реку Клязьму, что и было выполнено Стародубскими стрельцами. Но нескольким карателям удалось сбежать от расправы в город Суздаль. В конце февраля 1609 г. против восставших стародубских сел выступил другой карательный отряд во главе с суздальским воеводой самозванца Федором Плещеевым. Поляки шли по прямой дороге через Кидекшу-Ряхово-Тынцы-Арефино, чтобы по льду переправиться через реку Уводь в районе Городина. Лазутчики (разведчики) донесли князю Стародубскому о движении карателей, и воевода г. Стародуба выступил навстречу врагу, чтобы дать бой на дальних подступах к Стародубу (ныне село Клязьминский Городок). Эта встреча произошла на левом берегу реки Тальши. Битва была жестокой, но силы оказались далеко не равными. Русская дружина потерпела поражение. Каратели без препятствий переправились через Уводь и 6 марта 1609 г. Плещеев с суздальцами, пан Жичевский с ротой поляков и голова Петр Опухтин с казаками после обстрела из пушек взяли штурмом Стародуб. Ворвались в оставшийся без защиты город, разграбили его, а затем сожгли дотла. Потом сожгли Холуй и все мятежные села. На месте битвы русских дружин с польскими интервентами у д. Арефино, после захоронения и был насыпан местными жителями курган. [1]
Река Уводь. Фото Геннадия Халтурина
1621 г., октябрь. Грамота игуменьи Суздальского Покровского монастыря Ульянии с сестрами приказчику Федору Булатову на управление селом Усольем: «... игуменья Ульяна да келарь Еликонид с сестрами пожаловали есмя монастырского слугу Федора Булатова своим монастырским жалованием, селом Усольем з деревнями, ныняшнего 130-го году с Покрова Пречистыва Богородицы да до Покрова ж Пречистые Богородицы до 131-го году...». Переписные книги показывают, что «за покровский девичьем монастырем (значилась) та вотчина село Усолье с деревнями и пусошами и озера по грамоте 131 г. (1623) за приписью дьяка Прокофья Пахирева». Память приказчику о покосе травы старосте села от 3 июля 1631 года: «... на пустоши Сереброве... кулишку ныне велел косит новому старосте Ваське Олексееву сколько кашивали села Усолья прежние старосты на себя». Память княгини Анисьи Скопиной-Шуйской Ивановским мельникам, 1631 года, о мельнице на реке Уводи: «Лета 7139 году Ноября в 10 день, память княгини Анисьи Петровны Скопины Шуйской, волости Кохмы села Иванова мельником Левонтью Дмитриеву, да Пятому Иванову. Уговорились вы с Воином Лукьяновичем Корсаковым да с подъячим с Богданом Григорьевичем о монастырской мельнице, что в Талицкой волости в селе Усолье, на реке Уводи, а дали записи и порукам были и память о том за Богдановою рукой взяли. И как к вам ся память придет и вы б для уговору тое Суздальского Покровского девича монастыря мельницы ехали в Суздаль в Покровский монастырь, а приехав явились в Съезжей избе Воину Лукьяновичу Корсакову да подъячему Богдану Григорьеву и о той мельнице запись написали...». В 1645-1647 гг. те же переписные книги показывают «в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале, село Усолье что слободка Соловареная на речку на Увоти, а в нем церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца древяна вверх, а в церкви образцы и свечи и книги и ризы и колокола, и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Аврамей Леонтьев, во дворе поп Клемент Леонтьев, во дворе пономар Сенка Кондратьев, да на церковной же земле бобылей 2 двора, питаются от церкви Божии, пашни церковные паханые середние земли 24 чети в поле, а в дву потому ж, сена по речке по Увоти 40 копен, да в селе ж двор монастырский, а в нем дворник, да в 2 двора служних, крестьян 25 дворов». По данным 1653 г., при Сергиевской церкви в селе Усолье имелось «у сей церкви 2 дв. поповых, дв. просвирницы, да в приход вотчинниковых 2 дв., дв задворного человека, крестьянских 53 дв., бобыльских 9 дворов». В 1670 г. усольские крестьяне участвовали в строении городских укреплений города Владимира. В 1678 г. за Покровским монастырем в селе Усолье с приписанными к нему 18-ю деревнями насчитывалось крестьян и бобылей 509 дворов и в них 1982 человека. Соловарную слободку упоминают и документы первой ревизской переписи, проведенной по приказу Петра І в 1719 году. В Усолье находился монашеский двор, а в нем проживали дворник Яким Павлов 40 лет, земский дьячок и отставной солдат. В селе насчитывался 31 крестьянский двор, а всего вместе с деревнями числилось «крестьян, кои имеют пашню, 573 человека, нищих беспашенных и монашеских работников 77 человек». Ими ведали монастырские приказчики Иван Никифоров и Кузьма Филиппов, староста Никита Тихонов и сотский Лавр Иванов. Село принадлежало Суздальскому Покровскому женскому монастырю вплоть от 1765 года, когда после проведенной Екатериной II секуляризации церковных имений, Усолье стало государственным казенным селением. По ревизской сказке 4-й ревизии 1782 года в селе числилось 417 жителей (206 мужского и 211 женского пола душ). По ревизской сказке 5-й ревизии 1795 года в селе числилось 77 семьи - 404 жителей (198 мужского и 206 женского пола душ). По ревизской сказке 6-й ревизии 1811 года в селе числилось 83 семьи - 212 душ мужского пола. По ревизской сказке 7-й ревизии 1816 года в селе числилось 83 семьи - 431 жителей (200 мужского и 231 женского пола душ). По ревизской сказке 8-й ревизии 1834 года в селе числилось 79 семей - 467 жителей (214 мужского и 253 женского пола душ). В 1836 году 5 семей из села переехали в г.Самара. В последующие годы к ним присоединились еще 3 семьи. По ревизской сказке 9-й ревизии 1850 года в селе числилось 78 семей - 435 жителей (209 мужского и 226 женского пола душ). Село входило в состав Малышевской волости Ковровского уезда. Усолье было торговым селом. В 1857 г. в селе насчитывалось 454 жителя (208 мужского и 246 женского пола душ) в 65 дровах, имелась сельская Расправа (местный крестьянский суд), 27 торговых лавок, питейный дом, водяная мукомольная мельница, земский конный пункт. По ревизской сказке 10-й ревизии 1858 года в селе числилось 77 семей - 459 жителей (207 мужского и 252 женского пола душ). В 1863 г. было 66 дворов с числом жителей: 205 мужского пола и 246 женского пола. Церковь православная. Базар. В 1867 г. было жителей: 197 мужского пола и 257 женского пола. Общей количество земли - 690,1 десятин. В 1873 был пожар, во время него тушения пострадали постройки у крестьян Павлова, Степанова и Фомина. Управа отказалась компенсировать убытки, т.к. эти повреждения были сделаны совершено бесполезно и нисколько не способствовали тушения пожара. За период с 1878 по 1898 в селе было 6 больших пожаров, в которых сгорело 37 домов. С 1882 по 1884 крестьянин села Скворцов Гаврии Гавриилович был избран гласным Ковровского уездного земского собрания. По данные обследования проведенного статистическими учреждениями Министерства Внутренних Дел в 1886 г. в Усолье было: дворов 55, жителей 425, 20 лавок, кирпичный завод, водяная мельница, трактир, ярмарка: 8-го июля и 25-го сентября и базар по воскресеньям.
Ярмарки, воскресный базар
1857 г. - базар по Воскресеньям еженедельно. Каждое неделю в воскресенье проходил базар. Базарная площадь принадлежала Обществу с. Усолье. При продаже хлеба, а также иных земледельческих произведений возами, взималась плата 5 копеек с воза. Продавались преимущественно: мука и бакалейный товар, с возов: овес, льняное семя и масло. К началу ХХ века, значение базара падает вследствии развития развития торговли в г. Ковров, народу на базар съезжалось все меньше и меньше. 1889 г. «О воскресных базарах в селах Усолье и Вознесенье. Вследствие состоявшегося в 1889 г., по ходатайству гласных крестьян, постановления Ковровского очередного земского собрания о закрытии базаров по воскресным дням, как нарушающих святость праздника, крестьяне села Усолья, Малышевской волости, и 5 селений Вознесенской волости, а именно: Щапина, Агрофенина, Лопатина, Высокова и с. Вознесенья, вошли в земское собрание сессии 1890 г. с просьбою об отмене вышесказанного постановления земского собрания 1889 г., выставляя к тому следующие причины: 1) крестьяне, приезжая на базар в будничный день, должны отрываться от своих домашних работ, 2) базары по воскресным дням, если торговля будет призводиться после обедни, не только не будут нарушать святости праздника, а напротив приехавшие на базар крестьяне и торговцы охотнее будут посещать храмы и тем самым способствовать их благолепию и 3) затруднительность выбора для крестьян сел. Усолья какого-либо иного дня недели, кроме воскресенья. Уездное земское собрание, в вечернем заседании 29-го октября 1890 г., постановило: вышеуказанные ходатайства отклонить, почему управою и было сделано тогда же распоряжение о закрытии воскресных базаров в селах Усолье и Вознесеньи и о перенесении их на другое день недели. В настоящее время г. Владимирский губернатор, отношением от 11-го февраля сего года за № 669, уведомил управу для зависящего распоряжения, что в виду ходатайств уполномоченных от обществ крестьян сел. Усолья Петра Гамозина и от шести сельских обществ Вознесенской волости Павла Шарова, он не находит возможным утвердить состоявшееся в прошлогоднюю очередную сессию постановление об отмене существующих в селениях Усолье и Вознесенье воскресных базаров. Докладывая о сем очередному земскому собранию, земская управа имеет честь присовокупить, что настоящий протест начальника губернии она признает совершенно правильным, так как постановление земского собрания 1889 г. о закрытии воскресных базаров, вопреки п. 7 ст. 90 Полож. о земск. учр., не было своевременно представлено на утверждение г. Владимирского губернатора, и что базары по воскресным дням в Усольи и Вознесенье управою вновь восстановлены» (Журнал очередного Ковровского уездного земского собрания 1890 года). 1891 г. «Ковровское очередное земское собрание в заседании 23-го октября, выслушав доклад управы о воскресных базарах, существующих в селах Усолье и Вознесенье, согласно заявлению гласного Култашева, постановило — базаров по воскресным дням не допускать». «…остановление очередного уездного земского собрания о воспрещении сих базаров уездною управою приводимо в исполнение не было». 1894 г. «Читано ходатайство церковного старосты с. Усолья Зарезова об открытии в с. Усолье однодневных ярмарок 4 раза в год, при чем гласный г. Д.П. Маньков заявил, что в с. Усолье базары производятся еженедельно по воскресеньям; весьма желательно было бы, чтобы базары в этом селе были открываемы не по воскресным дням, а в будни. Собрание постановило: Поручить управе собрать по этим двум вопросам надлежащие сведения и их представить с соответствующим заключением на рассмотрение следующего очередного уездного земского собрания». В те времена, по торговому уставу, на базарах могут производить торговлю без взятия особых билетов только местные торговцы, на ярмарках же лица, имеющие купечекие свидетельства, имеют право производить торговлю, не выправляя особого билета. Сергиевская ярмарка (в честь Сергия Радонежского) проводилась два раза в год в Сергиев день: 6 июля (18 июля по новому стилю) - воспоминание обретения его честных мощей, 25 сентября (8 октября по новому стилю) - его представление. С 1896 года изменилось время проведения ярмарок: Казанская – после Петрова дня первое воскресенье; Сергиевская - 25 сентября. В 1907 ярмарки вновь 6 июля и 25 сентября. Основные товары: мануфактурный, бакалейный, галантерейный и щепной, а также посуда и скот. Статистика за 1900 год по ярмаркам: Казанская - привезли товара на 3000 р. продали на 200 р., торговый оборот 1000 руб; Сергиевская - привезли товара на 4000 р. продали на 500 р., торговый оборот 1500 руб. 1902-1909 гг. - ярмарки 06.07 и 25.09.
13 декабря 1887 г. «Читан был доклад управы по делу о продаже принадлежащего крестьянам Малышевской волости Ковровского уезда общественного хлебозапасного магазина. 7 января 1883 года Ковровская уездная управа препроводила на рассмотрение и на разрешение губернской управы приговор крестьян села Усолья с деревнями о разрешении им продать хозяйственным способом магазин и прочие постройки при селе Усолье; при этом Ковровская управа присовокупила, что она считает возможным в видах сбережения интересов крестьян разрешить продать Усольский магазин со сторожкой и принадлежностями им самим, без торгов, с тем, чтобы вырученные от продажи магазина деньги были употреблены на пополнение состоящего на крестьянах деревень Ступиной, Серебровой и Лезженей долга продовольственному капиталу 2121 р. Губернская управа не встретила к этому препятствий, только потребовала, чтобы окончательный договор крестьян с покупщиком был сделан в присутствии члена уездной управы и деньги были представлены покупщиком в управу. Затем Ковровская управа уведомила губернскую управу, что крестьяне Малышевской волости разных селений ходатайствуют о разрешении им продать принадлежащий им при селе Усолье хлебозапасный магазин хозяйственным способом или с торгов, вырученные же деньги употребить на пополнение недоимки за пожарные трубы и продовольственному капиталу. На продажу этого магазина неоднократно назначался торг, но ни разу не состоялся. Нeнаходя возможным входить в какую либо переписку с крестьянами по поводу продажи магазина и изыскать какой-нибудь способ заставить крестьян заплатить долг продовольственному капиталу, уездная управа просила губернскую разрешить ей самой произвести эту продажу. Губернская управа в ходатайстве этом отказала на том основании, что взыскание недоимок дело полиции; земство может последней указать только способ взыскания. 30 января 1887 г. губернатор сообщил, что на запрос министерства внутренних дел по прошению уполномоченного крестьян Малышевской волости о возвращении им здания хлебозапасного магазина он сообщил министерству внутренних дел, что Усольский хлебозапасный магазин продан по распоряжению губернской управы для пополнения недоимки продовольственному капиталу в количестве 2121 р. ввиду безуспешности мер, принимавшихся к взысканию недоимки. Министр внутренних дел не мог не остановиться на том, что 1) недоимки по продовольственным ссудам подлежат взысканию общим порядком, для земских денежных сборов установленным; 2) что по силе ст. 191 общ. пол. (изд. 1876) при безуспешности мер понуждения, недоимка в казенных земских и мирских повинностях пополняется полицией посредством продажи крестьянского движимого имущества; 3) что продажа движимого имущества крестьян может последовать лишь с разрешения уездного по крестьянским делам присутствия; 4) что непосредственное распоряжение губернской управы об обращения взыскания недоимки на указанное имущество крестьян является неправильным. Кроме того дробление хлебных запасов, вызванное отчуждением упомянутого магазина, также не желательно. Все вышеизложенное губернатор просил представить собранию, и о решении его сообщить ему. По этому делу Ковровская управа сообщила, что продажа магазина произведена приставом 1-го стана Ковровского уезда согласно разрешению уездного по крестьянским делам присутствия, что вместо проданного магазина выстроены новые отдельными обществами, так как постройка общего магазина требовала слишком больших затрат. Собрание постановило: признать действия губернской и уездной управы совершенно правильными».
В селе не было ярко выраженных кустарных промыслов. Некоторая часть жителей занималась отхожим промыслом, работали на фабриках и портных мастерских в основном в городе Ковров. В 1895 году на заработки уходили 17 мужчин 14 женщин и 7 подростков (всего в селе числилось 222 мужчин и 186 женщин). В 1895 в селе была одна пасека. Пчеловодством занимался Александров. У него было 31 улей. Среднегодовое количество получаемого меда - 24 пуда. На содержание пасеки тратилось 16 рублей в год. Основное место сбыта продукции - г. Ковров. В 1898 г. в селе 81 двор. Ковровской уезд исследовался летом 1899 год. Были составлены оценочно-экономические описания земельных владений. В селе было 86 двор. Проживало всего 474 человека. Из которых мужчин 221, женщин 253. В том числе дворов с наделами: 70 без наделов 8. Грамотных: 105 мужчин, 38 женщин. Скотины: 87 лошадей, 126 коров и быков, 64 овцы. Более подробные сведения о крестьянских хозяйствах... В 1904 г. в селе проживало 475 человек в 77 дворах. Ближайшая станция железной дороги и телеграфная станция - Новки - 10 верст. Известно что, три бакалейные лавки, принадлежали местным крестьянам Василию Овчиникову и Федору Кокушкину, а также крестьянину деревни Кусакино Илье Чунаеву. У Игонина Ивана Федоровича была картузная мастерская. У Липатова Ивана Ефимовича - сапожная мастерская. У Коруковых имелась торговая лавка в Коврове.
В начале XX века зажиточные крестьяне Зарезовы и С.С. Монахов построили ткацкие фабрики. В 1913 году сгорела фабрика Монахова (стоимость фабрики 15 381 руб.). Как потом выяснилось, поджег ее сам хозяин, надеясь получить страховое возмещение. Монахов был посажен в тюрьму. Ватную фабрику А.Ф.Зарезова губернская управа в 1914 году оценила в 9696 руб. Эта фабрика была демонтирована в начале 1920-х годов. Среди крестьян был распространен валяльный промысел (валяли валенки), причем шерсть стригли со своих же овец. Скотина стояла практически в каждом дворе. Некоторые занимались иными промыслами или же торговлей. Так, например, усольский крестьянин Федор Дмитриевич Корунов держал мясную лавку в Коврове.
В 1911 губернской управой в кредит были отпущены Усолью семяна кормовых трав: Клевера - 78 пудов на сумму 741.68 руб, Тимофеевки - 24 пуда на сумму 151.93 руб.
Фельдшерский пункт
Село относилось в 3-му санитарному участку. Известно что в 1881 г. фельдшерском пункте в селе работал фельдшер Илья Ермилов. Пункт располагался в нанятом у частного лица помещении удобном для приемного покоя и фельдшерской аптеки. Плата не более 36 руб в год. Фельдшер пользовался квартирой бесплатно и снабжался медикаментами и аптечными принадлежностями по мере надобности. Много лет фельдшером в селе был Роман Петров Герасимов. Земское собрание сессии 1891 г. рассмотрев прошение Усольского фельдшера Герасимова - о выдаче ему единовременнаго вознаграждения, постановило: Признавая службу его вполне добросовестною и заслуживающею поощрения в виде единовременного пособия. С 1896 года наем помещения стал стоить 120 рублей. За период с 01.09.1898 по 01.09.1899 через фельдшерский пункт прошло 3494 больных, в том числе заразных 1059. Общее число посещений 5037. Среднее ежедневное число посещений 14. В 1900 году фельдшерский пункт закрыли.
Тракт "Ковров - Лежнево"
Дорога 4 класса, протяженностью 55 верст, проходила через село Усолье. C 1865 г. содержалась Уездным земством. Регулярно подсыпались дамбы, перестилались камни, заваливались колеи, ремонтировались мосты и мостки. Дорога должна была быть не менее 20 сажень шириной (1 сажень - 2.18 метра). Причем само полотно 3 сажени, остальное "резервы" тракта - свободная полоса. Полотно от резерва дороги отделяли специально сооруженные канавы и насыпи. Сплошному мощению подлежал участок от г. Ковров до с.Вознесенье, протяженностью 31 верста.
Усольский земской станционный пункт
Бесплатными разъездами на пунктовых лошадях пользуются: председатель и члены земской управы, врачи, фельдшеры, акушерки, ветеринары, члены училищного совета, инструктор гимнастики в школах, члены ревизионной комиссии и жандармы; все же остальные должностные лица с платой прогонов. Из числа 4 лошадей взято было, с 01.01.1884 по 01.01.1885 гг., 452, сделано разъездов на пространство 3 708 верст; получено прогонов 96 р. 36 к. В 1867 г. было 3 лошади. Содержал пункт крестьянин деревни Шухурдино Федор Иванович Чурзин. С 1868 г. - 4 лошади. В 1885 г. - 4 лошади. 1891 г. - на усольской станции было 4 лошади, содержание стоило 194 рубля. В 1895 г. - 5 лошадей. В 1899 г. - в следствии крайнего подорожания корма для лошадей, повысилась плата за содержание до 229 рублей. В земском конном пункте в 1908 г. содержалось 7 лошадей. Смотрителем был Федор Конушин. В 1909 содержалось 9 лошадей. На содержание одной лошади выделялось 260 рублей. С 1912 по 1914 года в пунке было 8 лошадей, на содержание лошади выделялось 260 руб. В 1914 г. «8 уездных лошадей. Плата на 1 лошадь – 280 р. Плата в год от уездн. зем. – 2240 р. Лошади содержатся для уездн. зем. с 1 мая 1912 г. по 1 мая 1915 г.». После 1916 - 8 лошадей, Земские власти за лошадь платили 450 рублей.
В 1923 г. в Усолье, которое тогда входило в Усольский сельсовет Малышевской волости Ковровского уезда, проживало 510 человек. В конце 1920-х гг. село было перечислено в Эдемский сельсовет того же уезда. С 1929 г. по 1944 г. село входило в состав Ивановской промышленной области. С 1944 г. по настоящее время - в состав Владимирской области.
В 1930 г. в селе был организован колхоз "Красное усолье". В 1936 г. в Усоле проживало 381 человек из них возрастом от 19 до 59 лет - 212 человек. В селе действовала колхозная детская площадка, на площадку ходило 15 детей. Также действовала изба-читальня, в библиотеке насчитывалось 150 книг. 1937 год - в школе было 2 учителя на 72 ученика. В эпоху первых пятилеток начались преследования по классовому признаку и репрессии. не обошли они стороной и Усолье. Был закрыт Храм, а священик Александр Скворцов арестован и впоследствии расстрелян. 10 февраля 1940 года село Усолье вошло в новообразованный Камешковский район. Числилось дворов: 104, из них 102 - крестьянских. Жителей: 539 человек - 246 мужчин, 293 женщин. В конце 1942 г. колхозники Ивановской области учавствовали в сборе средств на танковую колонну "Ивановский колхозник". Колхозники Брызгаловского сельского совета собрали 101 000 рублей. За короткий период, менее чем за месяц колхозниками Ивановской области было собрано 2 180 000 руб. Газета "Правда" от 17.12.1942 пишет: "за 5 дней собрано 65 187 тыс. рублей от колхозников Ивановской области". На эти средства были построены 210 Т-34, 12 СУ-152, 16 СУ-85 и 21 СУ-76, которые 30.11.1943 были переданы в 25-й ту тов. Аникушкина. "Хороший пример подают патриоты Усольского колхоза. Здесь, кроме 15 тонн, проданных колхозом, колхозники продали 5 тонн хлеба из личных запасов. Председатель этого колхоза тов. Утенков лично продал 33 пуда хлеба. Бригадир тов. Дерябин, выступая на собрании колхозников ,сказал, что красная Армия ежеднево освобождает сотни и тысячи советских граждан из под ига немецкой окупации, поэтому хлеб сейчас играет решающую роль. А мы, колхозники, должны помоч в этом нашей Роине. От себя лично он продал 30 пудов хлеба" ("ЗНАМЯ" 03.12.1943). "Колхозники Брызгаловского сельского совета оказывают значительную помощь в заготовке топлива для ПКПС. ... Бригада тов. Ананьевой из колхоза "Красное усолье" состоит из 7 человек и работает на погрузке, вместо 5 кубометров, грузят по 10-11 кубометров ежедневно" ("ЗНАМЯ" 24.12.1943). "В колхозе "Красное усолье" бригада животноводов под руководством зав. МТФ тов. Валяшовой занялась обработкой прифермерского участка. На площади одного гектара посажена кормовая свекла ,которая дала хорошие всходы. Чтобы получить высокий урожай, животноводы ведут прополку и подкормку свеклы" ("ЗНАМЯ" 18.08.1944).
«В селе Усолье расположился лагерь труда и отдыха Камешковской восьмилетней школы № 2. После обеда и тихий час пионер Валерий Сипатов заметил высокий столб дыма и огня, поднимающийся над селом. Мальчик незамедлительно поднял тревогу. Через несколько минут пионеры, захватив с собой ведра, были на месте происшествия. Горела баня и рядом стоящие деревья. Пламя охватило всю крышу, горели стены, потолок. Ребята во главе с начальником лагеря С.П. Климовым тушили пожар, девочки подносили воду. Затем к месту пожара подоспели и местные жители. Совместными усилиями пожар был ликвидирован. В борьбе с огнем особенно отличились Шура Вишнев, Валерий Сипатов, Боря Индеев, Валя Павлова, Люба Анисимова. Их тепло благодарили все жители деревни. В. ЗАМЯТНИНА, воспитатель лагеря труда и отдыха» («Знамя», 17 июня 1965). «Село Усолье стоит на крутом берегу Уводи. Рядом за рекой раскинулись пойменные луга Серебровского отделения совхоза «Камешковский». Уютный и живописный уголок природы ожил в эти дни. С восходом солнца от прибрежных столетних ив каждое утро отчаливают многочисленные лодки с косцами, отправляющимися на другую сторону. В пожнях поймы всюду развернулся сенокос. Отделение имеет в своем распоряжении 330 гектаров естественных угодий. Из них около 200 гектаров находится в пойме. Если на суходольях нынче палящие июньские лучи солнца придержали травостой, то на заливных лугах он неплохой. На отдельных участках травы с преобладанием пырея выросли в рост человека. Не выдерживают, лопаются окосья в руках косцов в часы жаркой работы... На тарановской, батовской, котельниковской и других пожнях работают созданные звенья. В Сереброве и Ступине заканчивается уборка сена на полянных участках. Широкий размах приняло сенокошение в Усольской бригаде, которой руководит А.А. Канаева. Здесь работают четыре основных звена по заготовке сена, в которые в общей сложности входят 50 человек. Вырастают сотни копен свежего сена, с каждым днем обнажаются новые участки под острием кос. Урожай сена с отдельных из них составляет не менее 30 центнеров с гектара. Уборку вести в этих местах сравнительно трудно. Местность закочкаренная, заболоченная. Приходится применять только ручной труд. Но, несмотря на это, дело спорится. С первых дней пример в работе показывает звено, возглавляемое Петром Михайловичем Леонтьевым. Вместе с звеньевым по-ударному ведут косьбу В.В. Маштаков и Ф.С. Новиков. Они ежедневно скашивают по 0,30 — 0,35 гектара густой травы. На сушке валков и стаскивании копен трудятся Н.И. Бурова, Н.А. Леонтьева, А.И. Ананьева, К.П. Мосалева. Звено один за другим сметывает стога. Нарастает темп работ и в других звеньях. Кроме того, встречать утренние росы выходят в пойму и посемейные звенья из числа пенсионеров и рабочих промышленных предприятий. Большим трудолюбием на сеноуборке отличается пенсионер И.Т. Бойцов. Он с членами своей семьи ежегодно заготавливает по 20 — 25 тонн сена. У озера Соленое уже появился сметанный им первый стог. Активно участвует в сенокошении рабочий фабрики имени Карла Маркса С.В. Власов. Погода благоприятствует сеноуборке. Вместе с тем она торопит. Пышные травы могут перестоять, загрубеть, а от этого зависит качество сена. Сейчас в отделении скошена пятая часть площади. Пятнадцать стогов свежего сена уже появились на скошенной стерне. Всего запланировано заготовить 327 тонн. Первый укос труженики отделения намечают завершить к 20 июля, а в конце августа будет производиться скашивание отавы на 70 гектарах. Во второй укос здесь получают сбор до 8 — 10 центнеров сена с гектара. Июньская жара сдерживает рост посеянных силосных культур. На них надеяться особо не приходится. Поэтому уборка богатых пойменных трав приобретает сейчас важное значение. Выкосить все дочиста и своевременно убрать сено — такова сейчас задача совхозных тружеников. Д. РОГОВ, управляющий Серебровским отделением. К. САХАРОВ, корр. «Знамени» («Знамя», 30 июня 1966).
«В деревне Усолье расположился лагерь труда и отдыха Брызгаловской средней школы. Сразу следует сказать, что руководители совхоза «Камешковский» создали ребятам хорошие условия жизни: здесь девятиклассникам можно от души поработать и с удовольствием, с пользой отдохнуть. Идет пятая, трудовая четверть старшеклассников. В 5 часов утра ребята поднимаются, дружно бегут на зарядку, аппетитно завтракают и в поле. Совхозом дано задание: прополоть 6 гектаров капусты. Первые два дня втягивались, осиливали только по две борозды, а теперь каждый уже пропалывает по три. Выполнено задание. Не помня об усталости, дружно, с веселыми шутками и смехом устремляются они к реке Уводи. Ее голубая прохлада и впрямь снимет усталость. А там отдых — активный, полезный для ума и тела. Любители чтения садятся за желанное, другие играют в волейбол, теннис. Вечером танцы. Нашлись среди ребят и артисты. Они уже подготовили самодеятельный концерт, с которым выступят перед животноводами па фермах совхоза. Неравнодушны ребята к жизни деревни — нашли себе дело на ремонте сельского клуба. А 22 июля они вместе со всей комсомолией области участвовали в субботнике. Накануне этого трудового праздника молодежи секретарь комсомольской организации школы Люба Кукушкина от имени всех ребят заявила, что они выполнят по полторы дневных нормы и внесут свой вклад в общее дело. Слово свое они сдержали. Трудились на совесть. Хорошее дело — лагерь труда и отдыха. В нем развивается коллективизм, ответственность каждого за общее дело, рождается и крепнет дружба, товарищеская взаимная выручка. З. ЕПИШИНА, зав. отделом школ РК ВЛКСМ» («Знамя», 27 июля 1972).
«По итогам соревнования животноводов нашего совхоза лучших показателей за 1976 год добился коллектив Усольской фермы, возлагаемый бригадиром А.М. Емельяновой. Усольцы успешно справились выполнением взятого обязательства, получив от каждой коровы по 2931 килограмму молока вместо 2880. При этом достигнута прибавка в надое к уровню предыдущего года по 61 килограмму. Ведущие места в соревновании заняли Раиса Синявина и Лидия Шарова, ставшие трехтысячницами. С весомой прибавкой в надоях завершила год Клавдия Дерябина. Стараются не отставать от передовиков и другие работники фермы. Выступив инициаторами районного соревнования за организованное проведение зимовки скота, усольские животноводы стараются сдержать свое слово и принимают все меры для увеличения надоев молока. Сейчас на ферме неплохо организовано кормление коров. Бригадир животноводства организует регулярное проведение контрольных доек и жироопределение. Доярки получают в эти дни хорошие надои молока, превышающие уровень того же периода прошлой зимовки. В. ШУМИЛОВА, зоотехник-селекционер совхоза» («Знамя», 11 января 1977).
Численность населения: в 1859 г. – 451 чел., в 1905 г. – 475 чел., в 1926 г. – 539 чел., в 2002 г. – 68 чел., в 2010 г. – 51 чел. (24 муж. и 27 жен.). В летнее время численность населения значительно увеличивается за счёт дачников. Село Усолье обладатель Гран-при «Самая красивая деревня Владимирской области» 2019 г. На выигранные деньги там установили навес над сценой, а еще пополнили экспозицию в местном Музее валенка.
За Усольем в сторону Брызгалова, есть место, которое называется Провалихой. Было там глубокое озеро, ныне заросло. Предание гласит, что там была церковь и очень грешные служители. Поэтому (Бог наказал) провалилась церковь, и дна достать было невозможно.