Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Усолье
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Казанской Иконы Божией Матери села Усолье Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 21 декабря 1999 г. Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Казанской Иконы Божией Матери села Усолье Камешковского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 22.01.2003 г. Настоятель - Андрияненко Сергей Анатольевич (с 25 апреля 2016 г.).
Церковь Сергия Радонежского Чудотворца
Относительно возникновения усольского храма есть такая легенда: когда-то очень давно проходя по дороге из Суздаля, отдыхал на бревнышках мудрый старец Сергий Радонежский (1314-1392) и сказал: «Быть здесь храму». Это событие могло быть в 1365 году когда Сергий Радонежский шел из Троицкого монастыря в Переславле Залесском в Нижний Новгород с целью применения враждующих братьев - нижегородского князя Бориса Константиновича и суздальского князя Дмитрия Константиновича. Церковь в селе существовала в честь преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом она записана так: «церковь Сергея чюдотворца в селе Усолье в вотчине Покровскаго девичья монастыря дани осмнадцать алтын с денгою». В 1645-1647 гг. те же переписные книги показывают "в вотчине Покровского девича монастыря, что в Суздале, село Усолье что слободка Соловареная на речку на Увоти, а в нем церковь преподобного Сергия Радонежского Чудотворца древяна вверх, а в церкви образцы и свечи и книги и ризы и колокола, и всякое церковное строение мирское, а на церковной земле во дворе поп Аврамей Леонтьев, во дворе поп Клемент Леонтьев, во дворе пономар Сенка Кондратьев..." Под 161 (1653) годом о состоянии прихода сказано: «у сей церкви 2 дв. поповых, дв. просвирницын, да в приходе вотчинниковых 2 дв., дв. задворнаго человека, крестьянских 53 дв., бобыльских 9 дворов» «164 (1656) г. по новому дозору положено дани 2 рубли 14 алтын пять денег заезда гривна». При Cергиевской церкви в 1676 г. состояли попы Клемент Леонтьев и Дионисий Клементьев, в 1677 г. упоминается поп Василий Авраамов. «1708 г. сентября 16 выдан антиминс по благословенной грамоте в Волод. уезд в село Усолье в новопостроенную церковь во имя Сергия Чудотворца, а взял антиминс тое ж церкви поп Андрей Федоров и росписался». В 1708 году была построена новая деревянная церковь во имя препод. Сергия, Радонежского Чудотворца. «1710 г. Боголюбовского стана при церкви Сергия Чуд., в селе Усолье, попы: Андрей Федоров, Михайло Алексеев, дьячек Никито Алексеев, пономарь Иван Никифоров, дьячок Дмитрий Федоров». «1729 г. июля 12 дана вторая патрахельная память Волод. уезду Ярополческой десятины села Усолья церкви Сергия Радонежского Чуд. вдовому попу Герасиму Андрееву на два года, пошлин 10 алт.».
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь существовала в селе до 1808 г.; а в этом году усердием прихожан сооружена была каменная двухэтажная церковь с высокой четырехярусной колокольней и освящена не в прежнее наименование, а в честь Казанской иконы Божией Матери. Строилась она монахами Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Кирпич для постройки храма производился в самом селе. Позже храм был окружен массивной каменной оградой с тремя вратами: восточными, южными - ныне действующий вход, и западными - ныне калитка на кладбище, угловыми башнями и пристроенными к ней двумя каменными домами. Некоторую перестройку церковь претерпела во второй половине XIX века. Перестройка коснулась второго этажа, гда была создана крытая паперть с входом через первый ярус колокольни вместо первоначального лестничного марша, ведшая прямо в трапезную холодной церкви с площадки на перекрытии паперти первого этажа.
Часовенный столб на месте, где стояла старая деревянная церковь.
Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фото Геннадия Халтурина
В сей церкви три престола: в холодном верхнем этаже — в честь Казанской иконы Божией Матери, а в теплом нижнем этаже: во имя преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церкви принадлежат здания: часовня в дер. Обедове, деревянная усыпальница и два каменные дома, из которых в одном помещается с 1886 года церковно-приходская школа, а в другом церковный сторож. [2] В одноклассной церковно-приходской школе c трехлетним курсом обучения, учились мальчишки из деревень прихода. До открытия школы дети ходили учиться в Антилохово за 5 верст. В 1889-1890 учебных годах учителем состоял дьякон из 4-го класса духовной семинарии. Имелась школьная библиотека с книгами для внеклассного чтения. В 1897-1898 учебном году было - 53 ученика. К 1915 г. в ней было 1 учитель и 75 учеников.
Сторожка. Фото Геннадия Халтурина
Колокольня. Фото Геннадия Халтурина
Земли при церкви: усадебной около десятины, сенокосной 4 десятины и пахотной до 35 десятин. [2] Копии метрических книг и исповедных росписей с 1829 г. хранились в целости. Опись церковного имущества составлена в 1885 году. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причт получал: от земли 80 р., от сбора хлебом 116 руб. и за требоисправления до 1361 руб., а всего в год до 1557 руб. Дома причт имел собственные на церковной земле. [2] Приход: село и деревни: Объедово, Назарово, Брызгалово, Абросимово, Леждени и сельцо Дудорово. Расстоянием от церкви означенные деревни находились не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними никаких не имелось. — Всех дворов в приходе 313, душ мужского пола 1015 и женского пола 1209 душ. [2]
Фрагмент карты Менде Владимирской губернии 1850 года
Самой крупной по числу жителей была деревня Брызгалово. В 1904 г. там насчитывалось 456 жителей в 69 дворах, в 1923 г. — 530 жителей. Это селение являлось центром по выработке льняного масла, в нем в 1901 г. работали три хлебных и бакалейных лавки. Имелась в дер. Брызгалове школа грамоты. [2] В 1911 г. там открылось земское училище, в нем преподавали три учительницы, а число учеников доходило до 110. В 1930-е гг. в Брызгалове был основан колхоз «Передовик». В просторечьи до сих пор названием «Брызгалова» именуют находящийся поблизости от этой деревни фабричный поселок, официально носящий имя Карла Маркса. В дер. Абросимово в 1904 г. насчитывалось 312 жителей в 57 дворах и единственной достопримечательностью там была разве что винная лавка местного крестьянина Василия Лаврентьевича Волозина. Из крестьян дер. Назарово вели свой род известные в XIX веке ковровские купцы Куликовы. В купечество они перешли в 1800 г. Назаровский уроженец, купец 3 гильдии Филипп Михайлович Куликов (1766—1846) был ковровским городским головой в 1812 г. и участвовал в формировании 3-го пешего полка Владимирского ополчения. В дер. Лезжени, в которой в 1923 г. насчитывалось 282 жителя, в 1930-е гг. возник колхоз «Красная звезда». Из этой деревни вышел известный ковровский мещанский род Лежденевских (вначале они писались Лезженевскими), основатель которого — крестьянин Лезженей Василий Яковлевич (ум. 1849) — выписался в 1841 г. в ковровское мещанство. Сегодня этой деревни, располагавшейся между селениями Брызгалово и Сереброво, больше не существует. Дер. Объедово на берегу Уводи в 1904 г. состояла из 53-х крестьянских дворов, в которых проживало 324 жителя. Среди местных жителей были распространены маслобойный и валяльный промыслы, там имелись бакалейные и табачные лавки, а в 1913 г. открылось земское начальное училище.
К 1937 г. в Объедове возник колхоз «Новая жизнь». Дер. Объедово, Брызгаловского сельсовета, решением № 1091 от 23.09.1965 и № 151 от 14.02.1966 г. переименована в д. Приволье. Прежде существовавшее сельцо Дудорово слилось с Привольем. В отличие от других селений Усольского прихода Дудорово являлось помещичьим сельцом. Последней его владелицей была жена ковровского городничего капитанша Ольга Михайловна Корнелиус. В 1923 г. в Дудорове насчитывалось 23 жителя.
Дер. Приволье. Часовня Николая Чудотворца построена между приблизительно 1990 и 2000 гг. Фото Геннадия Халтурина
Прихожане — крестьяне окрестных деревень усердно украшали свой храм. Среди наиболее ревностных благотворителей можно назвать усольских церковных старост из сельских же крестьян: Василия Александрова (занимал пост старосты в 1870—1880-е гг.), Филиппа Ивановича и Алексея Филипповича Зарезовых (занимали пост старосты с 1890-х до 1920-х гг.).
Южные ворота ограды
Ворота ограды. Фото Геннадия Халтурина
Андрей Федоров родился в 1665 г. Священник с. Усолье Ковровского уезда. В 1710 г. вдов. Дети: Герасим, Петр (род. в 1700), Ирина (род. в 1695). Герасим Андреев родился в с. Усолье в 1690 г. Священник с. Усолье в 1724-1729 гг. Жена: Ирина Степанова (род. в 1687). Дети: Марья (род. в 1706), Герасим. Герасим Герасимов родился в 1756 г. В 1782 г. диакон церкви с. Усолье Ковровского уезда Владимирской губ. Умер в с. Усолье в 1794 г. Жена: Аксинья Стефанова. Родилась в 1755 г., умерла в 1817 г. Дети: Анисья (род. в 1778), Егор, Петр. Егор Герасимов родился в с. Усолье в 1779 г. В 1782 г. обучался в Суздальской семинарии. В 1798 г. определен пономарем в с. Усолье. В 1820 г. переведен в пономари в с. Шумилово Суздальского уезда. После смерти жены с 1850 г. стал послушником монастыря Флорищева пустынь. Жена: Ирина Иванова.
В 1795 году место Ф. Новоселовского во Владимирском духовном училище занял студент богословии Суздальской семинарии Михаил Каринский. „Учитель Михайло Каринский, писал прот. Певницкий, с начала определения его в учительскую должность несколько времени учил порядочно, а ныне примечено мною его о должности нерадение. Сего февраля 16 дня не был поутру и после обеда в классах и на квартире его не было. Разсмотрены были мною задаваемые ученикам переводы и найдены в них многия и великия ошибки, отчего ученики не только исправиться, но и портиться могут. И потому впредь он усматривается для училища быть не способным. Задачи его представляю при сем к Вашему Преосвященству". Епископ Виктор, разсмотрев приложенные тетради, нашел их „не только с ошибками, но и с великими погрешностями, которыя доказывали или крайнее нерадение Каринского или же совершенное латинского языка незнание", и определил Каринского от должности отменить и велеть приискивать ему церковническое место, а на освободившуюся вакансию определить студента богословии Ивана Свавицкого. В 1798 г. Михаил Каринский был определен свящ. в с. Турабьево, Юрьев. уезда, а отсюда переведен в с. Усолье, Ковр. уезда. Умер 1816 г.
Шумиловский Иван Иванович (с 1816 по 1848 гг.). Добровольский Ефим Павлинович (с 1848 по 1854). Добровольский Петр Алексеевич (с 1854 по 1865) - похоронен в церковной ограде. Добровольский Федор Павлинович (с 1865 по 1871) - похоронен в церковной ограде. Лебедев Лаврентий (с 1871 по 1886). В 1876 году был награжден набедренником. о. Александр (Смирнов Александр Прокофьевич) (с 1886 по 1914). В 1914 году был награжден Благословением Святейшаго Синода. «Рапорт священника села Усолья, Ковровского уезда, Александра Смирнова на имя местного благочинного. Честь имею уведомить Вас, Ваше Высокоблагословение, что 17-го октября в моем приходе, при помощи Божией, открыто общество трезвости, состоящее на первых порах из двадцати одного человека. Открытию общества трезвости предшествовали предварительные разъяснения прихожанам о вреде пьянства; 17-го же октября за литургией была прочитана проповедь о благотворности обществ трезвости, а также сказано было несколько слов о важности празднуемого дня. Движимые религиозным чувством и благодарностью Господу Богу за спасение дорогой жизни Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Александровича и Его Августейшего Семейства от смертной опасности, во время крушения поезда, а с другой стороны, сознавая всю гнусность порока пьянства и худые от сего последствия, некоторые готовы были записать свои имена в общество трезвости. После благодарственного молебна за здравие Царственной Семьи, последовало и самое открытие общества трезвости, в которое я первый записал свое имя, а потом желающих вступить в сие общество нашлось двадцать человек и все дали верное слово в том, чтобы воздержаться от всего опьяняющего в продолжение года, и во свидетельство своего обета приложились к св. Кресту и Евангелию. Испросивши благословение Господне на предстоящий труд воздержания, члены общества с чувством благодарности Богу разошлись по своим домам. При сем представляю и самый список членов общества трезвости на Ваше благоразсмотрение и распоряжение. Села Усолья свящ. Александр Смирнов». На репорте благочинного 2-го Ковровского округа, священника Николая Любимова, от 2-го ноября за № 267, об открытии священником села Усолья Александром Смирновым в своем приходе общества трезвости, резолюция Его Высокопреосвященства 5-го ноября последовала таковая: «Призываю благословение Божие на открывшееся в с. Усолье общество трезвости. Репорт священника Смирнова напечатать в Епархиальных Ведомостях» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 20-й. 1890 г.).
Жертвы политических репрессий: БЕЛЯКОВ Александр Петрович, род. 1888, д. Печуга Суздальского р-на. Проживал с. Усолье. Мельник. Арестован 31.10.1929. Осужден на 3 года. Повторно арестован 14.08.1937. Осужден к расстрелу. ГАМОЗИН Иван Алексеевич, род. 1893, с. Усолье Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 28.01.1933. Осужден на 3 года лишения свободы. МАКЕЕВ Федор Петрович, род. 1912, с. Усолье Камешковского р-на. Проживал там же. Военнослужащий. Арестован 18.11.1942. Осужден на 10 лет лишения свободы. МАНУШИН Иван Кузьмич, род, 1892, с. Усолье Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин-единоличник. Арестован 30.01.1933. Осужден на 3 года лишения свободы. МОСАЛЕВ Василий Иванович, род. 1875, с. Усолье Камешковского р-на. Проживал там же. Крестьянин. Арестован 31.10.1929. Осужден на 3 года высылки. БАТМАНОВСКИЙ Аркадий Константинович, род. 1893, с. Батманы Ивановской обл. Проживал с. Усолье. Служитель религиозного культа. Арестован 21.08.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы. ДОБРОВОЛЬСКИЙ Александр Федорович, род. 1870, с. Усолье Камешковского р-на. Проживал там же. Священник. Арестован 20.10.1937. Осужден на 10 лет лишения свободы. Скворцов Александр (с .... по 1937) - расстрелян. В 1944 году была учреждена Владимирская область и восстановлена Владимирская епархия. По ходатайству епископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) — бывшего священника Судогодского уезда, тоже прошедшего через сталинские лагеря, потерявшего жену и принявшему иноческий постриг, поддержанному патриархом Московским и всея Руси Алексием I — были пересмотрены дела некоторых ранее репрессированных священнослужителей. Тех, кто остался жив к тому времени. В их числе оказался и 62-летний Иван Архипович Бакин. Он был досрочно освобожден, и владыка Онисим направил его служить в с. Усолье. о. Семен (Котов Семен Александрович) ( с 1964 по 2003). [3]
Отец Иоанн.
о. Иоанн (Артемов Иван Васильевич) (с 2003 по 2016). о. Сергий (Андрияненко С.А.) (с 2016).
Отец Сергий и матушка Яна.
Село Усолье можно считать «родовым гнездом» Уводских, подобно селам Казнево и Лыково для других родственных родов. Петр Герасимович Уводский родился в с. Усолье в 1789 г. Фамилию Уводский получил при поступлении во Владимирскую духовную семинарию, которую окончил в 1812 г. - из богословского отделения. В 1812-1814 гг. - священник Введенской церкви с. Черсево Меленковского уезда. В 1814-1832 гг. - священник Троицкой церкви с. Карачарово Муромского уезда. С 1832 г. - протоиерей в с. Большие Всегодичи Ковровского уезда - недалеко от родных мест на р. Уводь. Он был назначен туда на место своего дяди Иоанна Степанова, ушедшего за штат. Вскоре его переводят в Христорождественский храм г. Коврова, он становится и благочинным округа. В 1850 г. «уволен за штат». Умер в 1851 г. в Коврове. Дети: Анна, Василий, Николай, Серафима. [3] Серафима Петровна Радугина (ур. Уводская). Унаследовала место отца в Ковровском Христорождественском соборе (Если у стареющего священника не было сыновей, или они к этому времени уже были при местах, приход наследовался дочери – т.е. передавался ее мужу.) Муж: Радугин Алексей Григорьевич. В 1846 г. окончил Владимирскую семинарию по первому разряду и стал преподавателем Муромского духовного училища. С 1851 г. священник собора в Коврове, с 1883 г. - протоиерей. Автор многих статей в периодических церковных изданиях и нескольких, отдельно опубликованных. [3]
Село Усолье. Фото середины XX века.
Вплоть до революции 1917 года храм являлся вотчиной Покровского женского монастыря г. Суздаля. Когда в 1918 году монастырь закрыли, часть монахинь перебрались из Суздаля в сторожку усольской церкви: это Евдокия Павловна, Мария Петровна, Матреша, что жила в домике за церковью. Из Суздаля они привезли иконы и некоторую утварь. В годы советской власти церковь работала вплоть до 1937 года. Закрытие ее было страшной трагедией для прихожан: вопли, стоны, плач стояли в округе, когда сбрасывали колокола. Их было 8. Один подголосок (маленький колокол) местным жителям удалось спрятать. Он звонит и сейчас, призывая прихожан на службу. Последним священником был Скворцов Александр, его забрали и расстреляли.
«В дни великого поста 1976 года, далеко от России, в американском городе Бруклине, в келье Преображенского монастыря тихо умирал русский монах Афанасий. Предстоя пред Богом и готовясь к будущему, он собирал в памяти свое прошлое. До Америки был Афон. Там, на Афоне, в 1921 году Афанасий принял монашеский подвиг и почти полвека подвизался на святой горе. А до Афона была Россия – далекая, измученная, любимая Родина. В последний раз он видел ее в 1916 году, в то время был послушником в одном из монастырей близ Киева. Шла первая Мировая война, и он был призван на фронт, переправлен сначала во Францию, затем на Балканы, и после окончания войны в 1919 году прибыл на Афон. Уже став монахом, на Афоне отец Афанасий предал бумаге свои воспоминания. Он так и назвал их: «Картинки из прошлого». Детские годы, хотя они были очень тяжелыми (рано умер отец, мать парализовало, когда мальчику было 5 лет, жил добротой окружающих его чужих людей) назвал «золотыми днями моей жизни». Вот он сам — робкий и задумчивый мальчик Андрей Шелепов, родом из деревни Абросимово, тогда Ковровского уезда, мечтающий «жить по-божьи». Ранней весной с мальчишками бежит на реку драть кору с ивняка (которую потом продавали по копейке за фунт), сбор земляники, черники, брусники, грибов — запас на всю зиму. Долго умоляет отца отпустить его в церковно-приходскую школу села Усолье. Наконец, отец отпустил. Радости не было границ. Еле упросил пустить его, мальчонку, на квартиру. Пустили добрые люди и очень полюбили трудолюбивого, ласкового мальчишку. Учился легко. С большой теплотой вспоминает своего учителя Ивана Николаевича Покровского — дьякона церкви, а закон Божий ежедневно преподавал батюшка отец Александр. Со взрослой дочерью хозяев Машенькой несколько раз ходил молиться сначала в Суздаль, а затем и в Сергиев Посад — путь лежал через Тынцы, Каменово, Машки, Ряхово. (С интересом узнала из этой книги, что Покровскому женскому монастырю Иван Грозный пожаловал целый ряд деревень и соляные варни Усолья за предсказание игуменьей монастыря Софией взятия Грозным Казани и Астрахани). Больную мать Андрей переправил в Усолье в маленькую келью монашки Матроны Филипповны, что была под горою за школой. С ней он вел переписку и из Франции, и с Балкан, и Афона, перенимая у нее жизненный опыт и духовную мудрость. Некоторое время Андрей работал сторожем Усольской церкви. Обстоятельно описывает посещение им (иногда со слепой Матроной) благочестивой семьи В.И. Лесина, жившего с семьей в маленьком домике около женской обители, что находилась напрямую верстах в 6 от Усолья (ныне пос. Придорожный). В самом начале XX века в церковноприходской церкви Усолья учил детей Петр Васильевич — сын губернского протоиерея кафедрального собора. Летом 1903 года ходили на канонизацию (причисление к лику святых) Серафима Саровского, которая произошла 19 июля (1 августа 1903 г.) по настоянию императора Николая II. Прошли пешком через Ковров, Муром, Кулебаки, Ардатов, Дивеево, посещали все святые места. На канонизации была царская семья. Во время торжеств прославления преподобного Серафима Саровского император посетил блаженную монахиню Прасковью Ивановну Саровскую, которая предсказала царю рождение наследника — царевича Алексея — и будущие страдания всей царской семьи... Как оказался Андрей Шелепов в Америке — неизвестно. Но оттуда присылал письма и посылки своей племяннице в дер. Сереброво — Дорофеевой Марии Андреевне. Вот такова судьба нашего земляка Андрея Шелепова — уроженца дер. Абросимово. В. БАЗАНОВА, краевед».
Монашки с 1937 по 1946 г. продолжали богослужения в сторожке. Они защитили церковь от разорения и разбоя, спрятав ключи. Открыта церковь была в 1946 г. В деле ее восстановления, обновления много сделала глубоко верующая староста Анна Михайловна Белова (пос. Кирова). Долгое время старостой была Кунтикова Серафима васильевна. Все иконы выполнены маслом на деревянных досках в манере, свойственной художникам крупных иконописных мастерских Московской и Владимирской губернии. Наиболее старой является выносная икона Казанской Богоматери с двухсторонним изображением: с обратной стороны была ныне закрытая окладом икона Троеручницы. Хранится икона в алтаре холодного храма, выносится, когда совершается крестный ход вокруг церкви. Интересна и икона Сергия Радонежского (покровителя учеников), относящаяся к XVIII веку. На иконе Владимирской Богоматери в левом нижнем углу сохранилась не совсем ясная надпись: "Сия святая икона написана и освящена на Афоне в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре в конце XIX в." В храме числится 8 икон, написанных на Афоне в XIX в. Интересно паникадило в холодном Казанском храме, трехярусное, на 36 свечей, изготовлено в середине XIX в. из латуни, с использованием методов давления, штампа, чеканки, литья. Для чистки паникадило разбирали. До электрификации храма зажигали свечи, подставляя лестницу. Интересной частью комплекса храма являются и находящиеся в нем книги. Есть автографы дьяка московского печатного двора Андрея Васильева, монахов Троице-Сергиевой лавры, книги Великого храма. Многие находятся в плачевном состоянии. В 60-70 годы XX века церковь неоднократно подвергалась ограблениям. Подпилив оконные решетки на первом этаже, грабители унесли много уникальной утвари и почти все иконы зимней церкви. Второй этаж спасли дубовые двери и крепкие замки. Согласно решению облисполкома от 18 марта 1974 г. № 256, — храм является памятником архитектуры и градостроения регионального значения.
«В ночь на пятнадцатое января из церкви д. Усолье были похищены три иконы и книга «Апостол». Первопечатник Иван Федоров, думается, был бы никак не рад, если, бы узнал, в чьи руки попала его книга, пусть и не первых изданий» («Знамя», 30 января 1993).
Село Усолье. Фото Геннадия Халтурина
Источники: 1. Степан Лапшин. Рассказы, воспоминания, были и описания о далеком прошлом и настоящем нашего края. 2. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c. 3. А.С. Грамматин, А.А. Бенедиктов. Родственные поколения священнослужителей Владимирской епархии./ М.: «Старая Басманная». 2015. 175 с.