Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.01.2021
12:01
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1332]
Суздаль [414]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [430]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [115]
Юрьев [223]
Судогда [105]
Москва [42]
Покров [141]
Гусь [158]
Вязники [283]
Камешково [98]
Ковров [377]
Гороховец [123]
Александров [251]
Переславль [112]
Кольчугино [76]
История [39]
Киржач [85]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [40]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [105]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [119]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [50]
Муромские поэты [5]
художники [25]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Деревня Крячково Ковровского района

Деревня Крячково

Крячково – деревня в Ковровском районе Владимирской области. Расположена в 7-ми километрах к северо-востоку от Коврова и в 2-х километрах к западу от села Большие Всегодичи.
Крячково, расположенное на возвышенном левом берегу реки Уводи, рядом с ее излучиной и несколькими озерами, в том числе речными старицами, возникло на землях, входящих в состав Стародубского княжества, а потом состояло в составе Владимирского уезда.
К рубежу ХVII-ХVIII столетий деревня Крячково входила в состав обширной дворцовой государевой волости с центром в селе Большие Всегодичи. По первой ревизской переписи 1719 года там насчитывалось всего 28 мужского пола душ крестьян.
С давних пор Крячково находилось близ переправы через Уводь. Проселочная дорога шла мимо деревни, перебираясь через реку, от села Плесец и деревни Малышеве в сторону Больших Всегодичей. Впрочем, была и другая дорога: она шла по правому берегу Уводи, минуя Крячково, и пересекала реку непосредственно у села.
Столетие спустя после переписи в царствование Петра Великого, в 1811 году в Крячково, которое с 1778-го г. оказалось в Ковровском уезде, население увеличилось уже более чем в два с половиной раза: там насчитывалось 74 мужского пола души, а в 1836-м г. по восьмой переписи в деревне значилось 172 жителя. Рост числа обитателей деревни был связан как с удачным местоположением, так и с развитием лесного промысла, причем, даже когда леса вокруг Больших Всегодичей свели почти полностью, у Крячково и во второй половине XIX века сохранилось несколько перелесков, а также многочисленные заросли кустарника в пойменной зоне на берегу Уводи.
В 1858 году по десятой ревизской переписи в деревне проживало 179 человек в 20 дворах, а накануне реформ 1860-х гг. в Крячково значилось население в 184 человека в 22 крестьянских дворах.
В 60-е годы XIX века удельная деревня Крячково оказалась в составе Всегодической волости. По церковной линии деревня находилась в приходе Успенской церкви села Большие Всегодичи, причем состояла в составе прихода второго священника.
В 1873 году в Крячково насчитывалось 200 постоянных жителей и 29 крестьянских дворов. К 1895-му г. местное население чуть сократилось до 191 человека, но из них 70 лишь числились в крестьянской общине, а жили и работали на стороне.
С давних пор (до строительства первого деревянного моста через Уводь) Крячково находилось близ паромной переправы. И «крячковчкая паромная переправа», и «крячковский мост» были более на слуху, чем сама деревня. Наплавной мост у деревни Крячково, который официально так и именовался «крячковским наплавным мостом», со второй половины 1860-х гг. находился в ведении ковровского земства, которое тратило немалые средства на ремонт и содержание данной переправы. Например, в 1893 году на Крячковский деревянный мост земство выделило круглую по тем временам сумму в 1432 рубля, из которой, впрочем, было израсходовано лишь 584 рубля 88 копеек.
Особенно известным «крячковский мост» стал после того, когда незадолго до Великой Отечественной войны мимо Крячкова прошёл новый участок шоссе Иваново - Шуя - Ковров с постоянным деревянным мостом через Уводь и постоянным деревянным мостом через Клязьму у Коврова. До этого дорога на Шую и Иваново начиналась от паромной переправы через Клязьму у деревни Глебово.

В 1904 году в Крячково проживал 231 человек в 31 дворе, а в 1923 году там был отмечен максимум численности населения - 268 постоянных жителей. К 1926-му г. в Крячково по Всероссийской переписи значилось 210 жителей, зато число дворов в деревне выросло до 46-ти.
С начала 1920-х гг. Крячково состояло во Всегодическом сельсовете Всегодической же волости, а к середине 20-х гг. было перечислено в укрупненную Савинскую волость.
В начале августа 1941-го на поле близ Крячково высадился целый десант военных - туда прибыл батальон аэродромного обслуживания и группа мобилизованных на «трудовой фронт» жителей Ковровского района. Их задачей было устройство полевого аэродрома и всего необходимого «хозяйства» при нем. А через несколько дней на только что подготовленное летное поле стали один за другим приземляться невиданные прежде в этих местах огромные четырехмоторные самолеты. Туда перебазировался 432-й дальний бомбардировочный авиаполк, которым командовал полковник Викторин Лебедев. В составе этой части, созданной в начале войны прославленным полярным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Водопьяновым, были лучшие советские асы. Достаточно сказать, что на авиабазе близ Крячково жили и воевали прославленные летчики, Герои Советского Союза Анатолий Алексеев и Эндель Пусэп. В разное время там побывали и другие кавалеры Золотых Звезд - знаменитые члены экипажа Валерия Чкалова Александр Беляков и Георгий Байдуков, а также, наверное, самый именитый после Чкалова летчик-испытатель, фронтовик Михаил Громов.
Материальную часть 432-го авиаполка составляли тяжелые бомбардировщики ТБ-7 (по фамилии конструктора Петлякова их также называли Пе-8). Эти машины прозвали «летающей крепостью». Вплоть до 1945 года бомбардировщик Пе-8 был самым крупным советским военным самолетом, созданным по самым современным технологиям. По большинству параметров он превосходил зарубежные аналоги. Достаточно сказать, что именно эти самолеты впервые в советских ВВС «научились» поднимать бомбы в 5 тонн весом! А дальность полета почти и 8 тысяч километров позволяла «Петляковым», поднимаясь с аэродрома в глубоком тылу, поражать такие удаленные объекты противника, как Кенигсберг, Данциг и даже Берлин!
Порой тяжелые бомбардировщики, возвращаясь на базу, «промахивались» в темноте и залетали в другие города. Например, в феврале 1942 года Пе-8 летчики Егорова улетел вместо аэродрома близ Коврова аж в Киров - на 600 километров восточнее! А другой самолет летчика Дмитриева тогда же «промазал», по его выражению, Крячково и даже Ковров и улетел в Иваново.
Но самым дальним полетом, который осуществил один из бомбардировщиков 432-го полка, стал вояж в... Вашингтон! В мае 1942 года майор Эндель Пусэп - прославленный советский летчик, эстонец, стартовав с берегов Уводи, принял под Москвой пассажиров и отправился на запад. На борту его «Петлякова» находился нарком иностранных дел Вячеслав Молотов с группой дипломатов, а целью полета была столица США, где были назначены переговоры с президентом США Франклином Рузвельтом.
Маршрут проходил через оккупированную фашистами Европу с промежуточными посадками в Англии и Исландии. Невиданный в истории военной авиации перелет (обычно рекордные рейсы проводились на специальных машинах, а тут был обычный фронтовой бомбардировщик) прошел успешно. Молотов провел содержательные переговоры с Рузвельтом, результатом чего стала принципиальная договоренность о новых поставках военной техники в СССР и открытии Второго фронта. Таким же непростым путем нарком и его свита вернулись обратно. За этот перелет Э. Пусэп получил звание Героя Советского Союза.
Авиабаза у Крячково просуществовала до мая 1942 года, после чего полк тяжелых бомбардировщиков был передислоцирован ближе к линии фронта на аэродром в подмосковном Жуковском - тот самый, где теперь проходят знаменитые авиасалоны. Все оборудование полевого аэродрома, просуществовавшего около 9 месяцев, было демонтировано, а территория возвращена селянам.
Жители деревни Крячково до сих пор находят обломки от нескольких разбившихся здесь самолетов. Часть этих находок переданы в музей, а некоторые используются в домашнем хозяйстве. Например, в одной из усадеб на куске дюралевой обшивки крыла упавшего «Петлякова» хозяева сушат сено - словно на гигантском поддоне. Вокруг тишина и мирное небо, и очень трудно представить, что здесь когда-то была одна из главных баз советской стратегической авиации военной поры. См. Аэродром у Всегодичей.

В хозяйственном отношении Крячково длительное время относилось к совхозу «Гигант». Незадолго до начала Великой Отечественной войны рядом с деревней провели новое шоссе Ковров-Шуя, хотя железобетонный мост там возвели лишь в 1970-е гг. К 1961 году в деревне насчитывалось 66 дворов и 234 жителя. В дальнейшем население деревни стало сокращаться. В 1973-м в Крячково значилось 203 жителя и 55 хозяйств, а в 1978 году уже лишь 110 жителей и 49 хозяйств. К 1993 году там насчитывался 41 житель. По переписи 2010 года в Крячково оставалось 34 постоянных обитателя, конечно, не считая дачников. И теперь «на слуху» не столько эта деревня, сколько «Крячковский мост» и «Крячковский аэродром».

Из книги Н. Фролова "Энциклопедия сел и деревень Ковровского края"
Деревня Панютино (Панюкино)
Деревня Клячино (Полевая)
Поселок Гигант
Село Большие Всегодичи
Село Всегодичи Малые
Дер. Шмелево (Кривоногово)
Рогозиниха

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (08.05.2017)
Просмотров: 1490 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика