Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
25.06.2017
06:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 305

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [562]
Суздаль [214]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [161]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [39]
Юрьев [83]
Судогда [24]
Москва [41]
Покров [45]
Гусь [44]
Вязники [113]
Камешково [42]
Ковров [125]
Гороховец [25]
Александров [85]
Переславль [79]
Кольчугино [20]
История [14]
Киржач [34]
Шуя [59]
Религия [2]
Иваново [21]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Село Всегодичи Малые Ковровского района

Село Всегодичи Малые

Малые Всегодичи — село в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Малыгинского сельского поселения.
Село расположено на берегу реки Уводь (приток Клязьмы) в 10 км на северо-восток от центра поселения деревни Ручей и в 15 км на север от райцентра города Ковров. «Село Всегодичи Малые расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 8 верстах, а от губернского города в 71 версте».

М. Всегодичи. Селище, 11-13 вв. Восточная окраина села, левый берег р. Уводь. Керамика гончарная древнерусская.

В старинные времена село было дворцовым государевым имением.
Село входило в состав старого Владимирского уезда. После образования в 1778 году Владимирской губернии вошло в состав новоучрежденного Ковровского уезда.
В конце XIX — начале XX века село входило в состав Всегодической волости Ковровского уезда.
Ярмарки:
Ильинская ярмарка в с. Б. Всегодичах — 20 июля, еженедельные базары в с. Б. Всегодичах — по четвергам;
Воздвиженская ярмарка в с. М. Всегодичах — 14 сентября;
Владимирская ярмарка в с. Михайловская пустынь — 23 июня.

В годы Советской Власти и вплоть до 2005 года село входило в состав Большевсегодического сельсовета (с 1998 года — сельского округа).
Численность населения: в 1859 г. – 222 чел.; в 1926 г. – 191 чел.; в 2010 г. – 25 чел.


Вид на село Малые Всегодичи из села Большие Всегодичи

Дома в селе Малые Всегодичи

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Точные исторические данные о селе и церкви относятся к началу ХVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1628) годом записано: «церковь великаго чюдотворца Николы в государеве в дворцовом селе в малых Всегодичах дани рубль двадцать один алтын пять денег десятильничих и заезда гривна». «В 164 (1656) по новому дозору дани положено 5 руб. 16 алтын 3 денги заезда гривна»; таковую же дань церковь платила в патриарший приказ и в 1746 году.
О состоянии прихода в XVII столетии в означенных патриарших книгах имеются следующие известия: «161 (1653) г. у сей церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, дв. просвирник, церковных бобылей 10 дв., да в приходе крестьянских 326 дв., бобыльских 20 дв.»; церковной земли показано: «пашни паханые середния земли 8 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Увоти в разных местах 30 копен».
Со второй половины XVII столетия до конца XVIII столетия в селе существовали две деревянные церкви: холодная — в честь Святителя и Чудотворца Николая и теплая — в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Из сохранившихся в церкви храмозданных грамот о теплой Богородице-рождественской церкви известно следующее: в 1686 году построена была новая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы; в 1713 году по указу из патриаршего приказа, эта церковь была перевезена в деревню Кармушину; вместо же нее в селе построена новая деревянная церковь и освящена в прежнее наименование; в 1768 году эта церковь за ветхостью была упразднена. Вновь построенная деревянная церковь существовала до 1783 года; в означенном же году, во время случившегося в селе пожара, сгорела.

Родоначальником Сокольских считается некий «церковник» Александр Иванович, родившийся еще в царствование Петра Великого. Его потомки служили в причте храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Малые Всегодичи старого Владимирского уезда.

В Духовную Его Преосвященства Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, консисторию Ведомства главной дворцовой канцелярии конторы Владимирского уезду от дворцовой Всегодической волости с приписными управителя дел.
ДОНОШЕНИЕ.
Сего июля 5 дня 1773 г. находящейся во Всегодической волости упраздненной Михайловской пустыни, что ныне именуется приходской Владимирской Пресвятой Богородицы церковью, староста церковный, деревни Клячиной Иван Климов, да прихожане той деревни: соцкой Харитон Андреев, крестьяне Никифор Иванов, Андрей Климов с товарищи объявили: сегодня 5 числа июля приехали ко оной к Владимирской Пресвятой Богородицы церкви означенной Всегодической волости села Малых Всегодич священники Петр да Яков Ивановы, как и Петр Иванов с причетники Андреем Петровым, Тимофеем Александровым на своих собственных лошадях... от приходской церкви повешенный на столбах для звону колокол в тридцать два пуда, находившийся под старостным с приходскими людьми смотрением, ... увезли в теплую церковь Рождества Богородицы с. Малых Всегодич.
(Дело слушано 9.ѴІІ. 1773 г.).
Священник с. Михайловской пустыни - Иван Захарьев уступил, якобы, колокол безденежно - в Малые Всегодичи. «Колокол куплен годов 5 назад на церковные деньги, а не на священниковы. Священник Иван Захарьев «подвержен делается болезненным припадкам», «за старостию пришел в крайнюю слабость и глазами слеп».
Прихожане просили определить во священника Дмитрия Иванова, который был диаконом в Михайловской пустыни, а к 1773 г. был священником в погосте Николы Владимирского уезда. Он и определен священником в Михайловскую пустынь.
В июне 1773 г. в Михайловской пустыни освящена вновь построенная каменная церковь «во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи»; - в ее описи написано 5 колоколов, из них большой - весом в 32 пуда.
Решение Духовной консистории 19.ѴII. 1773 г. - отдать колокол обратно из М. Bсeгодич в Михайловскую пустынь.


Вместо сгоревшей Богородице-рождественской церкви и обветшавшей уже холодной Николаевской церкви прихожане, по благословенной грамоте преосвящ. Виктора, епископа Владимирского и Муромского, данной в 1784 году июня 22 дня, приступили к сооружению каменной церкви с двумя престолами: в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Теплый придельный престол в честь Святителя и Чудотворца Николая строением окончен и освящен в 1788 году; а главный холодный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен в 1797 году.
Со времени построения церкви произведены следующие изменения: в 1822 — 1823 годах вместо бывшей одной главы на церкви поставлены пять глав, а тесовая кровля заменена — железною; в 1840 году внутренние стены церкви расписаны священными картинами. В 1863 году теплая церковь была расширена и в ней устроен другой придел — в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в 1867 г. стены этого придела украшены священными картинами.
В 1873 г. объявлена благодарность Его Высокопреосвященства церковному старосте с. Малых Всегодич, крестьянину села Петру Ульянову, прихожанам села, деревни Корзины крестьянину Даниле Леонтьеву, деревни Кривоногова крестьянину Тимофею Григорьеву и села Малых Всегодич крестьянину Осипу Яковлеву, за пожертвование ими 115 руб. на позолоту серебряной ризы на икону Креста Господня.



Колокольня церкви Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня при церкви каменная, четырех-угольная, соединена с церковью; глава на ней чашеобразная, крыта железом; крест — деревянный, покрыт вызолоченной жестью.
Из старинных священных предметов в церкви заслуживают особенное внимание следующие: 1) образной деревянный крест, вставленный в киот; на лицевой стороне этого креста изображен распятый Господь, а на задней — Святитель и Чудотворец Николай, Спаситель, Божия Матерь и херувим; сей крест почитается чудотворным и пользуется особенным благоговейным почитанием не только прихожан, но и жителей соседних уездов, которые во множестве стекаются на поклонение сему кресту в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 Сентября); 2) старопечатное Евангелие, времени патриарха Иосифа, украшенное серебряным средником с изображением распятого Господа и клеймами с изображением четырех евангелистов, и 3) убрус на Казанской иконе Божией Матери, убранный бисером и драгоценными камнями, с надписью: „Убрус Казанския Божия Матери".
Церковные документы: копии метрических книг с 1803 г. и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества, составлена в 1876 году, — хранится в церкви.
Церкви принадлежат: две деревянные часовни, из которых одна находится в полуверсте от села, а другая в деревне Ильиной, в 7 верстах от церкви, и двухэтажный, на каменном фундаменте, дом; нижний этаж его занимает церковный сторож, а в верхнем — помещается церковно-приходская школа.


Дом бывшей церковно-приходской школы

Церковной земли по документам значится: усадебной 2250 кв. с., пахотной 19 десятин и сенокосной 35 десятин.
Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 15 рублей, от пахотной и сенокосной земли 130 р., от сборов хлебом 15 руб. и за требоисправления 700 руб. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход составляют: село и деревни: Панютино, Кривоногово, Мартынково, Бабиковка, Дубровка, Корзино, Гришаково, Речная, Коромыслово, Ивакино, Рогозиниха, Носакино, Зыбкино, Артемово и Ильина. Расстоянием означенные селения от церкви находятся не далее 12 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 327, душ мужского пола 972 и женского пола 1025 душ.
/Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c./

В 1896 году в 67-летнем возрасте скончался священник села Малые Всегодичи Иван Иванович Веселовский, благочинный IV округа Ковровского уезда. Сын священника, окончил Владимирскую духовную семинарию в 1850 году. Первоначально служил дьячком. Рукоположен во священника в 1854-м г. До назначения в Малые Всегодичи был иереем в различных приходах Владимирской епархии. Имел награды по духовному ведомству: набедренник (15.3.1857) и бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 гг.

Протоиерей Петр Акимович Сперанский родился в 1870 г. в семье иерея Дмитриевской слободы Муромского уезда Иоакима Ивановича Сперанского. После окончания Владимирской духовной семинарии в 1890 г. Петр Сперанский два года служил псаломщиком в селе Бородино Суздальского уезда, а в 1892 г. был рукоположен во священника к Богородице-Рождественской церкви села Малые Всегодичи Ковровского уезда. Супруга Петра Иоакимовича Раиса Петровна также происходила из духовного сословия: ее отец Петр Никитич Шмелев был настоятелем храма села Ковардицы Муромского уезда. В Малых Всегодичах П.И. Сперанский прослужил около 40 лет. Помимо пастырской деятельности, здесь он в разные года исполнял обязанности учителя арифметики, пения и Закона Божиего местной церковно-приходской школы, а затем и ее заведующего, состоял библиотекарем при Маловсегодическом миссионерском противораскольническом отделении, преподавал Закон Божий в приходской земской школе, которая находилась в деревне Бабиковка. За время своего служения Петр Иоакимович неоднократно удостаивался благодарностей епархиального начальства и Св. Синода, был удостоен сана протоиерея и всевозможных наград, включая наперсный крест от Святейшего Патриарха Тихона, который о. Петр получил в марте 1919 г. Как священник села Большие Всегодичи протоиерей Петр Сперанский упоминается в 1935-1937 гг. По всей видимости, он заменил предыдущего священника В.А. Быстровзорова.
В это же время настоятелем храма села Малые Всегодичи являлся сын П.И. Сперанского Николай, который родился в этом же селе 29 ноября 1907 г.

Церковь в Малых Всегодичах была закрыта решением Ковровского райисполкома от 26 августа 1941 года. По словам жителей села, храм в 50-х гг. законсервировали, в 60-м году или на год позже по наводке одного бышего чекиста НКВД в церковь приехали … и вывезли большое количество икон (все эти иконы были проданы за границу). Потом церковь стали растаскивать, церковь уже не запиралась и некоторое брали из церкви иконы, рубили их топорами и топили печки. В то же время комсомольцы приезжающие на местные поля для сбора урожая, напившись в усмерть протаранив церковную ограду бульдозером колхозным со стороны поля вьехали на кладбище и распахивали могилы с целью поиска кладов, памятники разбивали, кресты ломали, кости разбрасывали везде. Добрались и до церкви. Ломали стены в надежде обогатиться, надеялись найти укромные места с золотом, остатки утвари и икон выкидывались на улицу, над иконами глумились, рубили их на части перед главным входом в церковь.Тогда же уничтожили колокола сбросив их с колокольни. После ближайшие 40 лет церковь растаскивали на стройматериал жители ближайших деревень. Все шло в ход и надгробия под фундамент и алтарные плиты на дорожку перед домом. Мраморные монументы могильные были вывезены и переделаны под монументы новых умерших обладателей. Мы когда были еще детьми не имея места для игр,бегали в церкви с деревянными автоматами имитируя боевые действия.Это тоже мало полезного принесло строению.

«Один прихожанин поведал одну легенду. В давности произошел такой случай: зимой в сильную метель по дороге в Большие Всегодичи заблудился шуйский купец. Почти потеряв надежду на спасение, он вдруг заметил впереди яркий свет. Приблизившись «на огонёк», увидел лежащий на возвышении большой крест, обрамленный драгоценными камнями (именно они сверкали в темноте). Оказалось, рядом с этим местом (сейчас здесь стоит современная часовенка) – Малые Всегодичи. Купец благополучно добрался, крест принесли в Успенский храм Б. Всегодичей.
По истечении какого-то времени крест очутился опять на той же горе, его вновь возвращали. Так было несколько раз, пока не построили на месте его явления большую деревянную часовню и туда поместили животворящий крест. К нему многие обращались за исцелением. Во время коллективизации часовню сожгли, а крест отнесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 1960-х его забрали во Владимиро-Суздальский музей, в церкви началось разграбление. Когда о. Дионисий стал служить в Б. Всегодичах, крест вернули в храм, он вновь помогал верующим, а потом неизвестно куда исчез…


Часовня Животворящего Креста в с. Малые Всегодичи. Построена в 1996 году, на месте сгоревшей в 1953 году старой деревянной часовни.

Веруя в Бога, жители села объединились в благом намерении – очистить сей храм от мусора и всем миром начали большое дело, выходят на субботники убирать территорию вокруг храма. Уже очищены старые надгробия, подняты памятники на столетних могилках, отремонтированы и приварены разбитые кресты. По благословению ковровского благочинного храм готовят к консервации, приезжал архитектор из области, дал ценные указания. В ближайшее время внутренние стены под разрушенным потолком укроют от сырости, возведут железное покрытие над крыльцом. С Божией помощью жители надеются сохранить храм от дальнейшего разрушения. И кто знает, может, мы еще станем свидетелями его очередного возрождения. И за всё воздастся!» (Л. Стрельникова Большие дела Малых Всегодичей // Газета "Знамя Труда". 29/09/2011).
Церковь выходит северным фасадом на главную улицу села, южным обращена к реке Уводь. Окружена кладбищем.
В ноябре/декабре 2010 года было получено благословение у благочинного Ковровского церковного округа отца Стефана на консервацию этой церкви (выведение из аварийного состояния здания церкви: установка кровли, окон/решеток, дверей, ремонт кладки-при необходимости).
С декабря 2011 г. Церковь приписана к Христо-Рождественскому приходу г. Ковров. Настоятель протоиерей Михаил (Чернов).


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

16 марта 2017 года состоялось важное событие для Ковровского благочиния – освящение куполов и крестов для церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Малые Всегодичи.
Как сообщает сайт Ковровского благочиния: «Возрождается храм – возникает новый приход. А церковный крест – это великая святыня, через которую благодать Святого Духа будет изливаться на всех жителей Ковровского района».
Освещение куполов и крестов для церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Малые Всегодичи совершил протоиерей Михаил Чернов, благочинный города Коврова и Ковровского района. Ему помогал диакон Константин Чекмазов, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери. Они совершили молебен и окропили святой водой кресты и купола.
По окончании чина освящения отец Михаил сердечно поздравил всех присутствовавших с великим событием для всего округа.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы


Село Большие Всегодичи
Дер. Крячково, д. Панютино (Панюкино), д. Клячино (Полевая), пос. Гигант
Дер. Шмелево (Кривоногово), д. Рогозиниха
Деревня Смехра на озере Смехро
Ковровский район
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Jupiter (09.04.2017)
Просмотров: 71 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика