Главная
Регистрация
Вход
Пятница
26.04.2024
16:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [138]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Казанка (район города Мурома)

Казанка - район города Мурома

Отдельные части города имеют неофициальные народные названия. На территории, примыкающей к железнодорожной линии Москва - Казань, располагается один из старейших районов города, именуемый Казанкой.

В 1910 году верстах в трех на юг и запад от центра Мурома на пустынных полях развернулось строительство путей, вокзала, служб и домиков поселка новой Московско-Казанской железной дороги. В город ехали специалисты из разных городов.
С постройкой Московско-Казанской железной дороги, прошедший в трех километрах от города, здесь стали появляться гражданские сооружения, начали селиться железнодорожники с семьями. Рабочий поселок получил название «Казанка».
Предприниматель Николай Фон Мекк, на средства которого строилась Московско-Казанская железная дорога, финансировал и строительство домов для рабочих.
С открытием в 1916 г. железнодорожных мастерских этот процесс ускорился. Появилось несколько улиц стандартных домов построенных предпринимателем для рабочих и управленческого аппарата.

«В 1920-21 годах при ст. Муром, Моск. Казанской жел. дор. был острый жилищный кризис, но приехавшему т. Троцкому наша ЖК—15 сделала об этом доклад. Тов. Троцкий попросил Муромский Уисполком срочно этот кризис ликвидировать. Уисполком не имея тогда у себя достаточных свободных домов, все же, путем уплотнений предоставил „казанцам“, самых лучших в городе 18 домов.
Сейчас в этих домах помещается 80 семей железнодорожников.
Весной 1923 года ПЧ-15 окончил последний капитальный ремонт дома и нашел, что эти дома являются для дороги убыточными и выгоднее их отдать жилищным товариществам нежели предоставлять рабочим, у которых пуст карман... «Сытый голодного не разумеет», ПЧ как и другие администраторы, получают жалование 17-20 разряда — живут в хороших квартирах, имеют чем заплатать за ремонт, а как вот мы — говорят рабочие - будем жить ежели нас заставят через эти тов-ва на свои средства красить дома и вообще содержать их за свой счет. Мы тогда волей неволей должны оставить заботу над своими детьми и семействами.
С введением жилищных товариществ надо так же подумать и учесть нашу нужду. Надо помнить прежде всего сухой карман рабочего, больше обратить внимание на нач. и предов. всех мастей, чтобы они платили за квартиры в большей мере, чем рабочие получающие по 4-7 разряду» («Луч», 19 февраля 1924).

Здание школы было построено в 1916 году как жилой барак. О школе не думали. Между тем нужда в ней почувствовалась в связи с ростом населения «Казанки». После Октябрьской революции рабочие паровозоремонтных мастерских переоборудовали барак в учебное здание. Так в 1917 году появилась будущая школа № 3. С 1 октября 1917 года функционирует как начальная школа, а с 1 сентября 1918 года в школе I—II ступ. ст. Муром Каз. было уже четыре начальных и два пятых класса.
«В школе I—II ступ. ст. Муром Каз. в помещении 1 и 2 класса в клетках томятся птички. Вероятно, шкрабы любят заслушиваться их трелями, иначе давно бы выпустили. Постыдились бы учащихся. Этим им только пример показывают» («Луч», 17 февраля 1924).
В 1921 году были открыты два учебных заведения. Так называемая «школа социалистического воспитания» (в восточном крыле), а кроме нее – вечерние курсы для взрослых повышенного типа при ст. Муром Московско-Казанской ж/дороги (западное крыло). Последние имели технически – транспортный уклон и должны были давать общеобразовательную подготовку и выпускать техников второго разряда, в основном паровозников. Четырехгодичные вначале курсы стали затем трехгодичными. Распорядок их согласовывался с производственными условиями студентов: занятия шли с 16.30 до 20.30 часов. Учебный год продолжался с октября по июнь. Заведовал ими Александр Иванович Матрохин, учебную часть вел инженер Константин Михайлович Дубровицкий, преподавательский состав был укомплектован опытными специалистами-педагогами. Известно, что студентом таких курсов с 1924 по 1926 гг. был Николай Гастелло, 17-летний рабочий паровозоремонтных мастерских.

Первым шагом по пути физического развития при районе ст. Муром Московск.-Каз. железн. дороги были футбольиые состязания. Футбольная команда была организована в мае 1919 года, рабочими подростками — служащей и учащейся молодежью. Лето прошло в тренировках и мелких состязаниях. См. стадион Казанка.
«Уже около года, как при ст. Муром М.-К. ж.д. организован «Дом физического воспитания», но наша рабочая молодежь не считает нужным посещать его. Между тем этот дом приносит громадную пользу в развитии каждого гражданина» («Луч», 31 мая 1921).

В январе 1921 г. была открыта Школа красных машинистов при ст. Муром М.-Казанск. жел. дор. На Моск.-Каз. ж д. такого рода курсов - 2-е. В Москве и Муроме, поэтому вся дорога разделена на 2 района: Муром – Дружинино — Рузаевка и Москва - Рязань — Пенза. «Предметы занятий: правила технической эксплуатации, паров. котел, больной паровоз, русский яз., полит-грамота, геометрия, технология металлов и др. Курсы проводятся под умелым руководством инженера Б.И. Соколовского и имеют в числе преподавателей опытных инженеров» («Луч», 20 мая 1923).
«15-го февраля 1922 г. в оборудованный дом на 40 чел. детей Поволжья (ст. Муром, Каз. ж.д.), дети прибыли через Владимир из Саратовской губернии. большинство детей – мальчики, сироты из приютов и лишившихся родителей, умерших или от эпидемич. болезней или от голодной смерти. Дети истощены… и видя их спасенных от смерти невольно радуешься: теперь им тепло, уютно и сытно. Спасибо говорят дети Казанцам за это. Но все железнодорожники должны помнить о деле помощи голодным детям которых осталось еще сотни тысяч!» («Луч», 8 марта 1922).
«Организуем команду пионеров. При ст. Муром М.-Каз. Ж. д. организуется команда юных пионеров. Команда будет состоять из детей рабочих в возрасте 10-14 лет числом до 45 чел.» («Луч», 4-го апреля 1924). Это была первая ласточка пионерского движения на «Казанке». Организатором был Юрий Шильцов, присланный уездным комитетом комсомола. Первыми пионервожатыми были Сергей Костиков и Нина Тюльпанова. В 30-е годы пионерская организация насчитывала 200 чел. В 1930 году Францев Евгений Иванович поступает в первый класс железнодорожной школы № 3 (ныне школа № 33) и учится там 5 лет.

Октябрь в Муромских Мастерских

Октябрьский переворот рабочие в Муромских Мастерских встретили с большим воодушевлением. На другой день, 26 октября, рабочие собрались в сборном цехе. Тут тогда можно было встретить эсеров и меньшевиков.
Помнится, собрание открыл член Революционного комитета. Он перед глазами рабочих нарисовал картину предательства меньшевиков и эсеров. Бурными аплодисментами была покрыта речь оратора. На этом собрании было решено идти на демонстрацию в город, чтобы совместно с др. рабочими фабрик и заводов, показать свое отношение к новой власти, власти рабочих и крестьян.
Было — наскоро притащили из «потребиловки» красного полотна, а свой маляр написал лозунги.
Под звуки оркестра музыки, с отрядом красногвардейцев, рабочие направились в город. Руководителем этого шествия был слесарь, большевик тов. Гоголев
Организация месткомов и РВРК (Ст. Муром, М.-Каз. ж. д.).
После февральской революции началась организация местных комитетов при ст. Муром М.-Каз. ж. д.
Местный комитет Депо Муром возглавлял котельщик Музыкантов. Это был не комитет, а пьяное царство. За 2 бутылки можно было поступить на службу. При даче пробы надо было непременно так же купить водки.
Что-же получилось... штат вместо 150 чел. доведен до 600 чел.
Такое явление ярко бросалось в глаза… сознательная рабочая масса произвела перевыборы комитета.
Наряду с организацией местного комитета Депо, был организован комитет паровозных бригад. Его работа заключалась в выяснении причин поломок паровозов и т.п. В результате небрежного отношения к делу, наставили целое кладбище паровозов. Так работали.
Август 1918 г. Прибывает с Украины т. Стацевич. Он организует комитет РКП(б).
1 Октября распушен ЛЧ—районный комитет и организуется РВРК. Председателем Районного Военно-Революционного Комитета избран т. Стацевич, тов. председателя т. Б. Кириллов, секретарь т. Орехов, члены: Кошелев, Демин, Белозеров, Кацелябнов, Амосов и Моргунов.
Через неделю все местные комитеты были реорганизованы.
Т. Стацевич назначается комиссаром района, т. Б. Кириллов комиссаром 9 уч. Тяги и Мастерских, т. Кошелев комиссаром 15 уч. Пути, Председателем РВРК назначен т. Демин, позднее Кириллов и Васильцов.
РВРК выполнил свои обязанности и был распушен. Г. Д.
«Ячейка при ст. Муром М.-К. ж. д.
Ячейка организовалась после Муромского белогвардейского восстания в первых числах сентября 1918 года. Организаторами ячейки были: машинист Стацевич и рабочий Печенко. В начале членов ячейки было всeго навсего 6 чел.; недели-же через две-три, в ячейке насчитывалось уже 50 членов. Членами ячейки в громадном большинстве рабочие мастерских и др. служб дороги.
Первой работой ячейки была организация Районного Военно-Революционного Комитета в задачи которого входило: следить за местным железнодорожным хозяйством и вести борьбу со шпионажем и др. происками врагов трудящихся.
На комиссарские и хозяйственные посты ячейка выделила ряд своих членов, помимо этого ячейкой же были выделены товарищи в Чрезвычайную железнодорожную комиссию.
В 1919 г. ячейка организовала Полит. Отдел. В этом же году нарождаются новые ячейки: при мастерских, службы пути; по линии железной дороги: в Мухтолове, Степурине и Заколпья. Все эти ячейки объединяются в районный коллектив с количеством в 120 члeнов. Для руководства партработой в районе выделяется Райком. Но в 1921 году, объединяемые Райкомом указанные ячейки по линии железной дороги перешли в уездные организации.
Так, Заколпская отошла к Меленкам, Степуринская — в Павловский уезд и т.д. В райкоме остались ячейки: при мастерских, депо, службы пути и при поселке.
В 1922 г. Райком переименовывается в Бюро Объединенных ячеек. В объединение входят ячейки: при мастерских, депо и железнодорожной милиции.
Бюро существует и до сих пор. Работа его, в настоящее время,— планомерна; все силы брошены на фронт хозяйственный и политпросветительный» («Луч», 14 марта 1923).

«Состояние нашего поселка как в санитарном, так и в хозяйственном отношении оставляет желать много лучшего. Наблюдается отсутствие санитарного надзора, о чем свидетельствуют кучки неубранного навоза и всякие отбросы, которые под действием солнца разлагаются и распространяют заразу. Так как огородами занята большая часть площади поселка, то играющей детворе приходится довольствоваться небольшими клочками земли около домов, находящимися в столь антисанитарных условиях. В хозяйственном отношении наблюдается также отсутствие надзора со стороны смотрителя зданий: требования о неотложном ремонте в квартирах не исполняются: в особенно плачевном состоянии находятся службы и кухни, где полы, вследствие содержания в этих помещениях в зимнее время телят, поросят и т. п. скота, прогнили и грозят обвалом. Здесь в отношении небрежно относящихся к народному достоянию необходимо товарищеское внушение, а если это не поможет, то более суровые меры воздействия, для скота же необходимы соответствующие помещения» («Луч», 21 июня 1924).

Мастерские превратились в 1926 г. в паровозоремонтный завод имени Дзержинского, открытие стрелочного завода привело к росту жилищного и культурного строительства.
«У СЕЗОННИКОВ НА КАЗАНКЕ
Симфония пилы и топора

Здесь раньше тоже планировали, тоже производили разметки, чертили по земле, вымеряли и предполагали что то строить.
Это было в те времена, когда у Казанской дороги был хозяин - председатель акционерного общества Николай Карлович фон-Мекк, тот самый фон Мекк, который неделю назад был расстрелян в числе четырех за вредительство.
Вот как отрыгнулись далекие «славные» времена. Это все приходит нам в память потому, что мы стоим на площади железнодорожного поселка на Казанке. Возле нас строятся новые рабочие дома.
В старое фон-мековское время, когда акции Казанской железной дороги богато котировались на биржах, на этой самой площади предполагались тоже постройки.
— Вот крытый сарай, что в отдалении, здесь церковь закладывать хотели, а рядом еще что-то хотели построить, да революция помешала - рассказывает нам сезонник.
Весело поет пила, и крикливо стучит топор, смолистые бревна послушно ложатся во мшистые гнезда, прижимаясь друг к другу.
Артель равняется по артели
«Казанка» нынче строит шесть деревянных домов по 4 квартиры каждый и один каменный трехэтажный на 18 квартир. Помимо этого строится летний барак для сезонников и производится текущий ремонт.
Сейчас страдная пора строительства. Уже готовы фундаменты и на них вырастают белесоватые стены бревно за бревном.
Обеденный перерыв. Около постройки на бревнах отдыхают сезонники. Большой «артельный» чайник ходит из рук в руки.
— Работаем по норме 8 часов - говорит нам старший артели.
— Оно, конечно, 8 часов не в наших интересах. Как мы есть приезжие издалека и нам лишь бы скорее окончить постройку.
— Не то ты говоришь!— поправляет старшего молоденький паренек - защита труда это называется. К примеру возьми дождь, вся наша работа сорвана, а по защите труда акт составим и не работаем, а деньги хозяйственник платит.
Сезонные работы в городах в нынешних условиях большая школа для крестьянского населения. Другой язык, другие слева находятся у сезонника. Они вникают в производственную жизнь, в наше строительство.
— Как же вы кончаете на обед по гудку или раньше? - Любопытствуем мы.
Тот же старший нам поясняет:
— По гудку паровозо-ремонтного завода… Небось у нас лодыря не погоняешь и не переработаешь лишка. У нас дом за домом следит, когда кончают. Одна артель на другую смотрит.
— Вроде соревнования — перебивает их разбитной парень.
Заводский гудок резко разрезал тишину и покатился глухим эхом по лугам, по железно-дорожному полотну...
— Пора! - сказал старший.
После шабаша.
В бараке № 1 живут восемьдесят человек. Это рабочая коммуна. Каждый вносит по 15 рублей в общий котел и на всех на эти деньги приготовляется обед. Хлеб выдается каждому на руки. Барак украшен лозунгами и цветными плакатами. На днях здесь проходили перевыборы участкового комитета.
Необыкновенно оживленно прошли перевыборы; сезонники проявили большую активность, на конференцию было выбрано от всех сезонных рабочих Казанки 73 человека, при чем активность несравненно выше прошлогодних выборов.
Разворачивается и культработа среди сезонников. Здесь успешность работы зависит от штатной должности культработника.
— Культработе много мешает то обстоятельство, что с субботы на воскресение все сезонники уезжают в деревню - жалуется выделенный на культработу товарищ — вечерами сезонники усталые — много не сделаешь, а воскресенье выпадает.
Все же культработа поставлена удовлетворительно. Месткомом строителей на постройки брошено 10 передвижных библиотек. Здесь в бараке №1 библиотека насчитывает свыше 1200 книг.
Раньше политические книги совсем не читались, а теперь на них большой спрос. Антирелигиозную литературу тоже иного спрашивают — рассказывает нам о своей работе культработник.
Гудок... Сезонники партиями рассыпаются в рабочий железнодорожный клуб, кино, на футбольную площадку, а часть остается в бараке за книгой, за шашечной доской» («Муромский рабочий», 14 авг. 1930).
«Крупное строительство на Казанке.
Строительство на поселке Казанка с каждым годом увеличивается. В 1931 году по ст. Муром и паровозоремонтному заводу на строительство будет вложено 1902870 руб.
Все строительство распределено на семь самостоятельных групп. К каждой группе строительства прикреплено ответственное лицо.
В первую группу строительства на 428 тысяч рублей входят: достройка трехэтажных домов, достройка здания, комната отдыха кондукторских бригад, постройка вновь трехэтажного каменного дома и оборудование дерево-обделочного цеха при стрелочной мастерской.
Во вторую группу входит новое строительство пяти трехэтажных каменных домов паровозоремонтного завода на сумму 659 тысяч руб.
Строительство третьей группы на 243 тыс. руб. будет производиться на территории паровозоремонтного завода: школа ФЗУ 159 тысяч руб. кислородная станция 19000 р., надстройка 2-го этажа над станцией 47000 руб. и пристройка к литейному цеху 18000 руб.
В четвертую группу строительства входят работы по устройству канализации поселка ст. Муром, а именно укладка коллектора (частью керамиковского и чугунного), две железобетонные перекачные станции, железобетонный эмщерский отстойник и поля фильтрации. Все эти работы исчислены в 200 тысяч руб.
В пятой группе будет затрачено 150 тысяч рублей. Сюда входят работы: укладка 3-й напорной линии от ильсмы до водоемного здания ст. Муром.
Будет установлено 12 пожарных колонок на поселке, постройка эстакады в части вспомогательных работ по электромонтажу, смотровые стойла, малярно-растопочное депо ДРЗ. Нефте-сливная яма и графирня.
Строительство шестой группы производится на эксплоатационном поселке, на которое затрачивается 123 тысячи рублей. Здесь будет построено: общежитие пожарной охраны, пожарное депо, с помещением на 18 дежурных, с гаражей на 2 автомобиля, будет произведен пристрой к зданию паровозных бригад и построен деревянный, красный барак для сезонников на 125 человек.
В седьмой группе строительство определено в сумме 110 тысяч руб. и будет производиться на территории материального склада ст. Муром постройка стеллажей для хранения сортового железа, несгораемая кладовая ХМО, каменная кладовая для легковоспламеняющихся материалов, будка для смазочных и осветительных материалов, постройка деревянного одноэтажного дома, каменной одноэтажной раздевалки с сушилкой при депо и достройка клуба.
Кроме вышеперечисленных работ, будет произведено на мощение подъездных дорог 11200 руб. постройка шлакобетонных трансформаторных будок при депо, водокачке, стрелочном заводе, пять штук по ст. Муром и постройка помещения для перехода кабеля на воздушку у подстанции Нигресс, подсыпка низин у приемного покоя и больницы, постройка одноэтажного здания школы кочегаров, кирпичный завод с производительностью в зимнее время 35000 штук кирпичей в месяц и т.д. Вся работа оценивается в 75 тыс. руб.
На все строительство будет израсходовано разного строевого материала 1470 вагонов. Рабочей силы будет занято 1100 человек, из них квалифицированных строителей 700 человек и чернорабочих 400 чел.» («Муромский рабочий», 1 мая 1931).

Паровозоремонтники открыли большой рабочий клуб, железнодорожники создали стадион, расширили больницу и поликлинику. Однако по-прежнему между вокзалом, заводом и возникшим вокруг них поселком с одной стороны, и городом - с другой сохранялся огромный трехкилометровый пустырь - городской выгон для скота.
Наверное потому, что поселок рос возле железнодорожной линии муромцы промеж себя стали называть его Казанкой. На Казанке - значит, далеко от города.
Перед войной улицы, взявшие начало у вокзала Казанской железной дороги, почти доходили до вокзала железнодорожной ветки на Ковров. Но лишь в послевоенный период началось большое жилищное строительство, слившее Казанку с городом. По существу завершилось строительство улицы Щербакова.
Вдоль восточной стороны завода им. Дзержинского в 60-х гг. выросла улица Железнодорожная, впоследствии переименованная в улицу Филатова, в честь Героя Советского Союза, бывшего главного конструктора завода Вячеслава Ивановича Филатова.
Улица Филатова берет начало у вокзала и, дойдя до северной части завода им. Дзержинского, обрывается. Еще четверть века назад на ней было всего два-три деревянных дома. В год пятидесятилетия Советской власти тепловозостроители реконструировали сквер между воротами завода и улицей, перенесли сюда с внутренней территории предприятия памятник Ф.Э. Дзержинскому.

Памятник Дзержинскому


Напротив выросли жилые дома, общежития, музыкальная школа № 1, здание отделения дороги, магазины.
В наши дни Казанка превратилась в большой промышленный и жилой район города. За годы Советской власти развились железнодорожные подразделения, появились новые промышленные предприятия: заводы железобетонных изделий, кирпичный, железобетонных конструкций, хлебопродуктов, хладокомбинат.

Названия улиц на Казанке

Сегодня о революции 1917 года напоминают разве только названия улиц: Красноармейская, Октябрьская, Первомайская, Красногвардейская, Коммунистическая. Не обошли стороной и имена муромских участников революционных событий Тимофея Гоголева, Василия Амосова и других. Давать имена руководителей советского государства стало обязательной традицией в нашей стране. Так на Казанке появились улицы: Сталина, переименованная после двадцатого съезда в улицу Куйбышева, Дзержинского, Калинина, Горького, Фрунзе, Щербакова. Причем, не обязательно, чтобы эти люди были как-то связаны с Муромом. Не обошли стороной и лётчиков: Гастелло, Раскову, Чкалова. В 1975 году переименовали улицу Железнодорожную в честь работника ЗиД, Героя Советского Союза Вячеслава Ивановича Филатова. А чуть раньше улицу Песчаная от Хитрого рынка до Владимирского шоссе переименовали в честь Героя Советского Союза Павла Григорьевича Лаврентьева, погибшего 22 октября 1943 года при отражении 27 самолётов в районе села Ходоров Киевской области. Звание Героя присвоено посмертно Указом от 24 декабря 1943 года. Перестройка внесла коррективы и в названия улиц. Имя Жданова, которая начиналась от клуба строителей, заменили продолжением улицы Московской, которая после переименования стала, пожалуй, самой длинной улицей города. От белого дома (площадь 1100-летия) до ковровской железнодорожной ветки за улицей Горького, ставшей единственным железнодорожным путём после ликвидации полотна от автостанции до пятого километра (бывший путь от станции Муром 1 через Муром 2 на Ковров).
С именем шахтёра Алексея Стаханова можно познакомиться во многих источниках и улица его имени, проходящая мимо ограды МСЗ к железнодорожному переезду, прозвана «Красной пресней» за построенные из красного кирпича трёхэтажные дома №№ 16, 18, 20. А вот о герое улицы Караева я нашёл в Википедии только одну строчку с его именем.
«Польский партизанский отряд как отдельное подразделение из 60 поляков был создан в июле-августе 1943 года в составе Пинской партизанской бригады, действовавшей в Полесье. Командиром отряда стал хорунжий польской армии Чеслав Вархоцкий, замполитом — Вацлав Климашевский, заместителем по строевой части — ст.сержант Владислав Мельчарек, начальником штаба — старший лейтенант РККА Дмитрий Караев».
«Собачаевка» - это уголок Казанки с частными домами, которые возводились в основном методом самозастроя от улиц Лаврентьева и Жданова к железнодорожному полотну Муром-1 – Ковров и получил прозвище за нахождение на пустыре приюта или питомника для собак. Но это только одна из многих версий.
«Черёмушки» - уголок из четырёхэтажных домов от парка 50-летия Советской власти до улицы Лаврентьева. Строительство домов с коммунальными услугами, которых был лишён старый город: газ, центральное отопление, холодная вода и дровяной титан, изымало территорию Лесных переулков. Сейчас титаны заменены газовыми колонками.
«Африка» - это уже не уголок, а целый микрорайон, который разрастается с каждым годом за счёт самозастроя в «Черёмушках» и на «Собачаевке». А начинался этот микрорайон с экзотическим названием на северной стороне Казанки с длинного одноэтажного пристроя под магазин «Универсам» в девятиэтажном доме на проезде Связистов. Это сейчас этот уголок благоухает, а в конце семидесятых – начале восьмидесятых был полуразрушенный стадион в конце парка, рядышком были полуразрушенные деревянные дома, и в проулке между стадионом и домами в зарослях бурьяна была протоптана тропинка к саду совхоза «Плодовый». Но сад в семидесятые погиб от мороза и от улицы Кленовой до парка протаптывали тропинку, чтобы добраться до парка 50-летия или в город. Сейчас на этом месте красуется каток «Кристалл». А почему, ставший сейчас двухэтажным, «Крокодил», второй этаж которого имитирует цвет рептилии, а первый – цвет песка на берегу Нила? Да потому что длинный магазин был покрашен в ядовито–зелёный цвет. А так как девятиэтажки с пятиэтажками от Владимирского шоссе до «Крокодила» и от Лаврентьева до Трудовой росли как грибы, словно гигантский хвост животного с берегов далёкой южной страны, отсюда и прилипло к северной стороне Казанки название «Африка». И хотя многочисленные следопыты обосновывают название песчаными почвами и удалённостью от центра, то следует заметить, что Южный посёлок, разросшийся до городского микрорайона, находится на южной стороне города, а не на северной, вместе с Африкой.

Источники:
Пудков Д. П. П88 Муром: Ист.-экон. Очерк. – 2-е изд., испр. И доп. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1987-176 с.
Иван Васильевич Костин. Прогулки провинциала по закоулкам древнего города: КАЗАНКА. Часть 3. [Электронный ресурс] // Муром-Мама : [сайт]. – 2017. – URL: https://murom-mama.ru/stati/otdyhaem-s-malyshom/progulki-provintsiala-po-zakoulkam-drevnego-goroda-kazanka-chast-3.html
Город Муром
Парк имени Н.Ф. Гастелло
Муромский железнодорожный вокзал

Категория: Муром | Добавил: Николай (19.06.2021)
Просмотров: 1103 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru