Адрес: ул. Калинина, д. 2 Время работы музея: ежедневно с 10-00 до 18-30 Выходной - понедельник. Каждую 3-ю среду месяца лицам до 18 вход бесплатный.
В юбилейном, для Гусь-Хрустального, 2011 г. в городе открылся муниципальный историко-художественный музей (МБУК ГХИХМ). Музей открылся в здании мужского начального училища построенного в Гусе Мальцевском в 1898 г. архитектором Покровским - помощником Л.Н. Бенуа. В музее открыты постоянные экспозиции "Каменная летопись Мещёры" и «Музей Гуся»
Основу второго зала составляет «Музей Гуся», экспозиция которого рассказывает о гусе, как символе города. В экспозиции гусь представлен и как птица, и священный тотем для древних обитателей Мещёры, и образ мифов и легенд, и этимологический термин, и название реки Гусь, являвшейся частью древнего торгового пути из Персии в Ростов и Новгород Великий. В музее находятся десятки видов этой птицы (всего более 150 экспонатов). Их собирали музейные сотрудники и жители города.
В экспозиции представлена авторская работа потомственного стеклодела С. Орлова. Все экспонаты - это изображения символа города в стекле, дереве и бумаге. В музее можно увидеть самые разные предметы - вышивку, фотографии, рисунки, игрушки, сувениры, истории - всё, что связано с гусем.
«Музей Гуся»
Еще более пяти тысяч лет назад, на заре медного века, у людей Волосовской культуры, селения которых стояли по берегам реки Гусь и Мещерских озер, существовал культ гуся. Гуся считали божественной птицей, ему поклонялись. Об этом свидетельствуют десятки объемных изображений головок гусей из глины, камня и кости. При раскопках поселений людей этой культуры археологи нашли много гусиных костей более массивных, чем должны быть у диких птиц. Отсюда можно сделать вывод, что жители Мещеры обрезали гусятам маховые перья, чтобы птица не могла улетать, и оставляли зимовать у себя. Видимо, это был первый шаг к одомашниванию гусей. Таким образом, Гусь-Хрустальный является столицей местности, которая изначально была одним из центров одомашнивания гусей!
Рукоять в виде головы птицы Стоянка Ивановское-7. Ярославская обл., Переславский р-н. Волосовская культура. Кость. Цвет тёмно-коричневый. Высота 100 мм, диаметр 16 мм
Костяные и каменные фигурки с Волосовской стоянки: 1 - голова лебедя; 2, 3 - изображения птиц; 4 - изображение животного; 5, 6, 7 - изображения человека.
В шумерской традиции гуси посвящены богу (богине) домашнего хозяйства и скотоводства Бау - древнейшее упоминание домашнего гуся. На шумерской стеле (22 в. до н.э.) изображены богини с сосудами, рядом с которыми находится крупная водоплавающая птица.
Антропоморфный кот, сторожащий гусей. Египет, ок. 1120 г. до н.э.
Предметный мир древности. Древний Египет.
В Древнем Египте гусь – солнечная птица. Дикие гуси появляются в дельте Нила во время зимнего равноденствия, как бы возвещая возрождение светила. В этом качестве гусь выступает посланцем богов, посредником между Небом и Землёй. Гусь Нила, «Великий Гоготун» или «Великий Клекочущий» в облике белого гуся являлся создателем мира: он снёс Космическое яйцо, из которого вылупилось Солнце – Амон-Ра. В день зимнего солнцестояния, гуси приносились в жертву как символ возвращающегося Солнца.В египетской мифологии белый гусь – священное животное бога солнца Амона (наряду с бараном) и Геба (бога земли и её природных функций). В текстах пирамид Гебу приписывается покровительство умершим, говорится, что те входят в Геба.
Амон в мифологии Египта господь солнца. Овен и гусь - знаки мудрости.
Гусь служит эмблемой фараонов (как символ Солнца, воплощением которого и является фараон). При вступлении на престол очередного фараона, было принято выпускать четырёх гусей – как вестников на все стороны Света. Гусь был священным животным и богини Изиды. Корма ритуальной барки этой богини была изготовлена в виде гусиной шеи и покрыта золотом. Гусь также был атрибутом богов Тота, Осириса и Гора.
Гуси на наружной штукатурке были частью разукрашенного храма
Иероглиф, изображающий гуся, служит для написания слова «сын».
В греческой мифологии гусь, подобно лебедю, выполняет роль перевозчика душ умерших в подземное царство. Гусь также символизирует любовь, хорошую хозяйку. Гусь является атрибутом многих греческих богов: - Геры (Юноны) – птица, так называемая Пхудуха; - Аполлона – как солнечного бога; - Гермеса – как посланника богов; - Пейто (Пеифо, Пеито), подруги Гермеса – как богини ораторского искусства и убеждающей речи; - Диониса; - Ареса (Марса); - Афродиты-Киприды; - Эрота – верховое животное; - Приапа – как властителя всепоглощающей страсти и плодовитости – верховое животное. По свидетельству современников, Сократ любил клясться гусем. В мифе о Филемоне и Бавкиде гусь получает защиту богов; когда старики ради пришедших инкогнито Юпитера и Меркурия решают зарезать и зажарить гуся, тот метнулся к богам. Юпитер сказал: «Эта птица не должна погибнуть, отныне мы её оберегаем, ибо мы – боги!» На щите Энея был изображён серебряный гусь, окружённый вызолоченными кружочками, что отпугивало галльских воинов. В Риме на Капитолийском холме содержались священные гуси, посвящённые Юноне Монете (по другой версии Марсу). По их поведению и аппетиту, жрецами трактовались благоприятные или неблагоприятные ауспиции – предсказания. Эти гуси при осаде в 390 г. н.э. Рима галлами под предводительством Бренна оповестили своим гоготаньем защитников города о нападении галлов с тыла. С того времени «капитолийские гуси» служат эмблемой бдительности, а также неожиданного косвенного вклада в важное дело.
В кельтском эпосе гусь являлся символом войны и атрибутом воинственных богов. Как и лебедь, гусь у кельтов выступает посредником между людьми и миром духов. У британцев (бритов) гусь (вместе с зайцем и куропаткой) - табуированная птица, употребления которой в пищу запрещено.
Свадебная чарка. Китай, стиль эпохи Тан (618-907 гг.)
В Китае дикий гусь – небесная птица, связанная с принципом «янь». Гусь также символизирует мужество, свет, воодушевление, скорость. Из-за регулярности сезонных миграций гусь в Китае рассматривается как птица-посланник, приносящая добрые вести. Наряду с уткой, гусь в Китае является символом супружеской верности и счастья. По обычаю, его дарят молодожёнам на свадьбу как талисман, помогающий любви в браке. В искусстве Китая и Японии на первый план выступает значение гуся как осенней птицы, связываемого благодаря этому с Луной.
Гравюра Охары Косона (1878–1945) «Гусь на снегу»
Гусь также воплощение святого духа, символ предусмотрительности и бдительности.
В индуизме Хамса – вахана Брахмы, изображается как дикий гусь (или как лебедь). В его образе представляется созидательный принцип (некто самосущий). Он означает также свободу от уз (духовная чистота конечной свободы), духовность, преданность, учение и красноречие. В представлениях браминов гусь помогает душам вырваться из непрерывного круга существования. Чхандогья Упанишада представляет гуся символом солнца – оба отличаются белизной и передвигаются в небе.
Гностицизм гуся рассматривает как воплощение Святого Духа, жизни, возрождения… Символ предусмотрительности и бдительности.
В Христианстве гусь является олицетворением бдительности и провидения. Жертвенная птица, традиционное блюдо на день святого Мартина (11 ноября) и на Рождество. Атрибут Св. Мартина Турского - согласно легенде, святой умер, объевшись на дружеском ужине гусиным жиром. В Средние века в Европе гуси - ездовые животные ведьм и колдуний.
Великомученик Никита Готфский, побивающий беса (Никита-бесогон). Клеймо житийной иконы, XVI в. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.
В церковном календаре 28 сентября отмечен как день поминовения Святого Великомученика Никиты Готфского. Известно, что святой великомученик Никита родился и жил на берегах Дуная, был доблестным воином в империи готов, принявшем крещение от готского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. За это его подвергли мучениям и сожгли в печи в 372 г. н.э. Мощи святого хранились в Константинополе, а потом были перевезены в Сербию в монастырь Высокие Дечаны. На Руси этот святой стал известен с времен Крещения. На Никитских воротах в Москве, ещё в средние века, была помещена икона Святого Никиты Великомученика. На Руси он почитается покровителем детей. Считалось, что святой Никита помогает от детской болезни – «родимца», он способен излечить младенца от «падучей». Святой Никита считался покровителем гусей. Издревле в годовом народном календаре этот праздник отмечался как день Никиты-Гусятника осеннего или Никиты-Репореза. Он также отмечался 28 сентября (15 сентября по ст. ст.). «Владимирские губернские ведомости» в 1864 г. писали: «…Столько прозваний этому святому в народе дано потому, что с этого дня начинают срезывать репу, бить домашних гусей. Дикие же гуси поднимаются из наших стран восвояси на зимовье. С этого же дня начинают стричь овец…» В день Никиты-Гусятника у крестьян было много забот. В этот день стригли овец. Считали, что до наступления больших морозов они обрастут новой шубой. Снятая шерсть шла на изготовление валенок, варежек. В этот день огородники вырывали последнюю репу, обрезали ботву и корень. Именно в этот день заканчивался земледельческий год. Земледельческий год в прошлом замыкал «репорез». В честь репореза пекли пироги с репой, делали репной квас, варили кашу. В этот день забивали птицу. Куски, а иногда и целые тушки гусей кидали в воду, задабривая «водяного», чтобы в царстве своём он не гневался на птичий род, и говорили: «Гусарь батюшке водяному кланяется». В это время начинается перелёт диких гусей. В народе говорили: «Гуси летят в отлёт», «Гуси на Никиту летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут». С этого дня начиналась гусиная охота. «Владимирские губернские ведомости» в 1864 г. писали: «К концу сентября, то есть ко времени своего отлёта, гуси делаются очень жирны, особенно старые, но, по замечанию и выражению охотников, тогда только получают отличный вкус, когда «хватят ледку», что, впрочем, в исходе сентября у нас не редкость». Гусиная охота была издавна одной из любимейших забав на Москве Белокаменной, да и по другим исконно-русским местам. Весной в народном календаре тоже был день, связанный с прилётом гусей с юга – Алексей-гусятник, отмечаемый 1 апреля (19 марта по стар. ст.). В этот день в России устраивались гусиные бои.
Ковш-скопкарь. Дерево. 17 в.
Гусь – как символ, объединяющий три стихии: воздух, воду и землю, возник ещё во времена язычества и перешёл в православие. Гусь считался обязательным на трапезах в главные праздники христиан: Рождество – гусь жареный, Пасха – варёное гусиное яйцо. Куры, как домашняя птица появились на Руси гораздо позднее. Так же как блин – языческий символ Солнца стал в православии символом Масленницы. Гусь, приготавливаемый на день Св. Михаила и на Рождество, олицетворяет убывающую и возрастающую силу Солнца.
В Астрологии гусь соотносится с зодиакальным знаком Водолея.
В Искусстве: - Образ бессмысленной глупости - убийство гуся, кладущего золотые яйца в басне Эзопа; - Книга Шарля Перро «Сказки матушки Гусыни»; - Гусь, за которым гонится старик вокруг обеденного стола, - Филемон и Бавкида. - Сюжет «Гусыни брата Филиппе (Бальдуччи)» Боккаччо, «Декамерон», 4: вступление
Филиппе, некий флорентиец, овдовел и удалился вместе с единственным своим сыном в горы, чтобы оградить его от дьяволов города. Так было, пока сын не вырос и не отправился сопровождать отца во Флоренцию. По пути они повстречали компанию девушек, возвращавшихся со свадьбы. «А это что такое?» - спросил сын. «Не обращай внимания, - ответил отец. - Это молодые гусыни, от них только беда». Отец сделал юноше выговор за его желание взять одну из них с собой домой. Сюжет встречается во французской живописи рококо: молодой человек спрашивает своего престарелого родителя по поводу проходящей мимо группки болтающих девушек.
С сезонными миграциями гусей и лебедей связано множество народных примет и преданий. Русские народные приметы говорят: «Лебедь к свету летит, гусь – к дождю», «Лебедь на носу снег несёт», «Перелётный гусь на хвосте Зиму тащит», «Гуси полетели – скоро быть снегу». В Украине ребята, увидев в небе по весне диких гусей, кидали им вослед соломинки с пожеланием: «Гуси, гуси! Нате вам на гнiздечко i на здоров’ячко, а нам на тепло!» Считалось, что гуси и журавли произошли из земли. Поскольку европейские дикие гуси отправляются на зимовку на Средиземноморское побережье (к Чёрному и Каспийскому морям), для греков и римлян их прилёт был знаком наступления зимы. Белоснежное оперение гусей и лебедей часто ассоциировался со снегом. У айнов лебедя называли «дух снега». По словам киргиз, лебедь приносит снег и холод. Геродот рассказывал, то в «области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев. Возможно, что скифы и их соседи образно называют снежные хлопья перьями. В Англии, когда шел снег, говорили, что на небе щиплют гусей, в Германии – фрау Холле щиплет гусей. Если зимой гуси-лебеди превращаются в снег, то весной, наоборот, снег превращается в гусей-лебедей.
Пословицы и поговорки: - «Три невесты, два гуся - вот и ярмарка вся!»; - «Гусиная кожа» - холод, страх; - «Как с гуся вода» - всё нипочём; - «Гуси кричат, крыльями посвистывают» - примета начавшихся ветров, ветер, душа, дух… «Гусиный шаг» - в старой прусской армии: маршировать, очень высоко поднимая ноги; - «Серые гуси» - современное жаргонное название солдат-наёмников.
Сувенир «Гусь» - подарок финских стеклоделов из города Рийхи-Мяки
Сувенир (от французского слова souvenir – подарок на память). История развития сувенира уходит корнями в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. Сувенир с самого начала своего существования играл роль знака, символа. Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме жизненно важную информацию, и сувенир являлся родовой памятью, связывающей членов рода и семьи. В нач. XIX в. сувенир, получивший широкое распространение, приобретает иное значение. Сувениры выполняют познавательную роль, способствуют взаимопониманию, духовному обогащению и сближению людей и народов. Сувенир с изображением гуся – один из самых традиционных у народов Евразии. Это свидетельство многовековой традиции, пришедшей из древних эпосов и легенд о происхождении мира времён язычества, об устройстве мироздания, в которых гуси – главные персонажи, хранители верности, благополучия, семейного очага.
22 декабря – 19 января - Время обновления – тотем Гусь. Это самое холодное время года. Природа засыпает, она производит впечатление безмолвной. Однако, это и начало, начало новой жизни, которая пока еще только зарождается. Как и ваше тотемное животное Гусь, вы проницательны и готовы к новым исследованиям. Если ваше намерение чистое, то цель становится достижимой. Как и ваше тотемное животное по дате рождения, вы активны, всегда с энтузиазмом беретесь за решение любых задач. Вы стремитесь к совершенству, вы способные даже скучную текущую работу выполнять с блеском. Если вы находитесь среди людей не вашего круга, то можете позволить себе необдуманные высказывания. Вы благоразумны, но, как и ваше тотемное животное, слишком слоны к идеализму. Это не всегда могут понять окружающие. Основные жизненные уроки тотемного животного по дате рождения Гусь: Вам необходимо научиться доводить до конца начатое и благодаря приобретаемому опыту приобретать понимание. Жизнь учит вас самодостаточности, умению полагаться только на свои силы. Ваши усилия должны быть направлены на достижение цели. Символическое значение тотемного животного Гусь: Практически во всех религиях Гусь несет положительное значение. Это тотемное животное олицетворяет бдительность, провидение, любовь, посланца добрых вестей. У многих народов мира, особенно Российской Сибири, гуси и лебеди являлись тотемными животными. У айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап. Однако из киргизских племён называлось Иси-Каз – старый гусь. Гусь был тотемом угров, одной из фратрий хантымансийцев, одного из юкагирских родов, лебедь был тотемом якутов. Алтайцы представляли своего первопредка, доброго духа Ульгеня, в виде светлого гуся. Культурный герой и первопредок манси, наделяемый солярными чертами, появляется в мифах и сказках то в виде золотого гуся, то в виде всадника, то золотым гусем, восседающим на коне. Возможно, что гусь был тотемом хазар (др. русск. «казаре») и половцев (куман). На некоторых тюркских языках «каз» - гусь, («казакра» - вид дикого гуся, «кум» - лебедь). У коми раньше строго-настрого запрещалось по весне стрелять уток и собирать их яйца. У эвенков гагара, чирок, кулик и бекас считались культовыми птицами. У долган (жители Таймыра) нельзя убивать краснозобую казарку, у селькупов – лебедей. У якутов и остяков гусь – бог птиц и птичьего промысла. Алтайские шаманы пели о гусе: «Когда устанешь, пусть будет тебе конем. Когда соскучишься, пусть будет тебе товарищем, производящий вихри на горе Сумер, обмывающийся в Молочном озере». Во время племенных праздников буряты племени Хонгор («Хон» по-бурятски – «благородная птица» - гусь, лебедь) пели: Мать наша Хондоли-госпожа, Клюв из выямчатого серебра, Крылья из гнутого серебра, Прилетающие лебеди – вестники наши, Улетающие лебеди – попутчики наши. Гуси и лебеди часто выступают в качестве ездовых животных шаманов, а иногда и в виде их реинкарнаций. Особую категорию шаманов представляют в мифологии Первые, Великие шаманы, культурные герои, родоначальники этносов, а иногда и всего человечества. Нивхский герой Ых-Нивг, сын повелителя неба и владычицы моря, победитель чудовищ на лебеде отправляется к отцу, на дельфине навещает мать; потомками двух его жен, Луноликой и Дочери Моря, и является всё человечество. С гусями-лебедями связаны и Великие шаманы кетов Альбе и Дох. В виде медного гуся почитался ханты-мансийцами Первый шаман, сын «верхнего бога» и земли, культурный герой, добывший для людей солнце. Нганасанский шаман, обернувшись гусем, вылетает через дымовое отверстие юрты, чтобы вместе со стаей перелетных птиц отправиться на юг, к Матери Гусей. Этим он обеспечивает своим соплеменникам удачную охоту. Эвенкийского шамана Ульяны некая старуха лепит из гусиного помета. У некоторых сибирских народов был так называемый «гусиный дух», который ведал судьбой. Гусь также выступает «ездовым животным» для души умершего.
Водоплавающие птицы, в первую очередь гуси, в различных мифологических системах связаны с богатством – золотом и плодородием. Эзоп упоминает о гусе, несущем золотые яйца, Панчататра и Джатаки – о гусе с золотыми перьями, индийская сказка – о сокровищах, добываемых гусями из воды. В Германии на последний воз с собранным урожаем ставили ребёнка или женщину с букетом цветов, которая называлась «урожайный гусь». В Англии существует поверье: «Кто ест гуся на святого Михаила, у того не будет недостатка в деньгах». Русский сонник утверждает, что видеть, кормить во сне гусей – к прибыли, продавать их – к убытку. Один из видов дикого гуся называется гуменник – так же, как и антропоморфный дух, хранитель гумна, где после жатвы специальными цепами выбивали зерно из колосьев. О неслучайности этого совпадения говорит загадка: «Летят гуси – дубовые носы (цепы)». Цеп в старину называли «кичига», что являлось одним из названий лебедя. Словами «кычи-кычи» подзывали гусей. У крестьян многих стран распространён обычай пускать гусей на сжатое поле. Во всём мире гуси-лебеди неизменно связаны с женским персонажем, символизирующим плодородие или олицетворяющим охотничье благополучие. Индейцы мантана и мантарии считали, что посевы растут благодаря Бессмертной Старухе, которая обитает на юге и весной, в качестве своих вестников и представителей, высылает водоплавающих птиц: гусей, лебедей, уток, причём каждый вид птиц представляет определенную культуру, возделываемую ими. Осенью, когда птицы улетали на юг, индейцы думали, что они возвратятся к Старухе и передадут ей их просьбы. Селькупы (один из народов Сибири) считали, что гуси и остальные перелётные птицы посылаются Небесной Старухой им в пищу.В русской культуре тоже есть такой персонаж – Баба-Яга. Баба-Яга принадлежит к категории Великих Матерей, хозяек подземного мира. Они связаны не только со смертью, но и с производительными силами природы (плодородием), а, следовательно, и с благополучием общества в целом. Это можно проиллюстрировать загадкой: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» - соха, которой пашут землю. Излишне говорить, что гуси-лебеди являются её слугами, достаточно вспомнить сказку «Гуси-лебеди».
«Солнечная колесница» - глиняная игрушка (бронзовый век, праславянская культура).
Почитание водоплавающих птиц уходит корнями в глубокую древность. Знаком с ними человек испокон веков, поскольку люди сами старались селиться у водоёмов, к тому же это всегда был традиционный объект охоты. Объектом почитания являлись образы как дикого, так и домашнего гуся. Дикий гусь выступает по преимуществу солярным символом, благодаря сезонным миграциям, совпадающим с солнечными равноденствиями – говорят, что гусь «следует за солнцем». В ряде языков понятия солнца и гуся передаются сходными языковыми элементами. Солнечный и благотворный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя, нередко они взаимозаменяемы, недаром у нас говорят «гуси-лебеди». По всей территории от Черного до Балтийского морей археологами обнаруживаются изображения колесниц, запряженных гусями или лебедями. Водоплавающая птица служила солнечным символом, связывающим небесную и земную сферы, символом плодородия и стоит в том же ряду, что и концентрические круги, крест, колесо, бычьи рога. По славянской традиции чудесную колесницу солнечного Даждьбога днем и ночью влекут по небу белоснежные кони с золотыми крыльями, а дважды в сутки (вечером и утром) на пути в Нижний мир он пересекает Океан-море на ладье, запряженной утками, гусями и лебедями. У многих народов России Млечный путь называется Гусиной или Лебединой дорогой. Гуси, говорит древний миф, каждый год летят вдоль этой дороги в теплые края и вновь возвращаются на север. И с древних времен, чтобы не сбились те, кто двинется по этому пути потом, гуси выщипывают в полете пух и оставляют в вышине. Он и кажется ночами тем, что называется Млечным Путем. Млечный путь ассоциировался с Гусиной Дорогой не только на севере и востоке. Древние греки поместили на нем созвездие Лебедя. В результате годового вращения нашей планеты, Лебедь проделывает круг над землёй. На широте Греции и несколько севернее зимние месяцы он «проводит» за горизонтом, а летом виден почти в зените. Весной, появившись из-за горизонта, Лебедь «летит» на юг (направление «полета» хорошо видно по конфигурации созвездия, ярчайшая его звезда и в античной, и в арабской традиции так и назвалась «Хвост» - арабское «Денеб»). Во время летнего солнцестояния он поворачивает к западу, а затем на север, чтобы глубокой осенью опять исчезнуть за горизонтом.
Созвездие Лисичка тусклое созвездие северного полушария, находящееся внутри Летнего треугольника. Содержит 72 звёзды, видимые невооружённым глазом. Введено Яном Гевелием в 1690 г. под именем Vulpecula cum Ansere Маленькая Лисичка с Гусем. В его атласе Уранография созвездие изображалось лисицей, держащая в пасти гуся. Сам Гевелий так комментирует созвездие: Лисица это хитрое, жестокое, жадное и прожорливое животное, похожее этим на орла Лисичка находится рядом с созвездием Орёл. Позднее Гусь иногда выделялся в отдельное созвездие, но эта практика не получила признания, а название сократилось до Лисичка.
В космогонических мифах гусь нередко выступает как птица хаоса, но вместе с тем и как творец вселенной, снёсший золотое яйцо – солнце. В древнейших мифах о сотворении мира говорится о двух творцах, создавших наш мир (условно их можно назвать «Белый бог» и «Черный бог»). Они могут представляться в облике птиц: две утки, два голубя, два гоголя (черный и белый), голубь и гоголь, две гагары (большая и маленькая), железная гагара, кулик и гагара, два чёрных гуся, гагара и утка. Согласно карело-финскому эпосу «Калевала» наш мир появился из яиц гусыни. У многих народов севера водоплавающие птицы связаны с рождением или спасением их мира. Также они являются связующим звеном между миром духов и миром людей.
Древние люди считали, что водяной может принимать вид гуся. Его грудная кость сохранялась в качестве оберега и хранилась в доме. Гусыня считалась символом плодородия. В форме гуся изготовлялись сплетенные из бересты или выдолбленные из дерева солонки. На спине гуся-солонки часто помещались изображения утят или символа дома. Делал такие солонки сам хозяин дома. Они бережно хранились и являлись как бы оберегом-хранителем домашнего благополучия: их не передавали в другую семью и не продавали. Гусь-солонка входила в обязательное приданое невесты. В форме гуся делались и большие деревянные чаши из березового капа, предназначенные для потребления пива, традиционного праздничного и ритуального напитка. Резными головками гусей украшали уключины, реже – бока домов и сельских построек. При строительстве дома, для его благополучия, закладывая первые венцы, под передний угол хозяева подкладывали крыло гуся. На русском Севере на избах и по сей день изображают гусей, веря, что эти птицы уберегут хозяев от беды. Гуси и утки являлись любимым женским оберегом у славян. Их изображения обязательно присутствовали в костюме. Обереги вырезали из кости или отливали из металла в виде тела водоплавающей птицы с головой коня. Эти обереги связывали с Богом Солнца – Даждьбогом. Наши предки верили, что он непременно поспешит им на помощь и днем и ночью.