Лемешенское фабричное училище, Михалковской волости, при фабрике «товарищества Лемешенской мануфактуры» открыто Андреем Андреевичем Никитиным 1-го ноября 1882 г. Ближайшие училища: Лемешенское — сельское в 3 вер. (Лемешенское училище, в селе Лемешках, основано в 1876 г., по инициативе местного диакона, обществом, при пожертвованиях Владимирского купца А.Н. Никитина и бывшего директора народных училищ Ю.С. Чеховича.), Луневское — 2 и Боголюбовское — 6 вер. «При Лемешенской мануфактуре Никитина школа помещается в одном доме с больницей, от которой отделяется одним лишь узким входным коридором. Для нее отведена одна комната, довольно тесная и бедно обставленная учебными пособиями. Приемный покой на четыре койки, с постоянным фельдшером и с шкафчиком для лекарств; приемный покой помещается под одной крышей со школой» (Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 г. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих Владимирского Округа П.А. Пескова.).
Позже школа помещалась в неприспособленной комнатке в бывшем «Ущерском» доме, занимаемой после войны сапожной мастерской.
В 1884 г. «Помещение товарищества, деревянное, вместе с квартирами служащих при фабрике; по свету и теплоте очень удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 4 с., шириной 3 саж., вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 250 руб. Библиотеки нет, но книг для чтения до 30 экз. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Снятиновский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1871 г., а в настоящем училище с 1-го ноября 1882 г.; учительница Александра Тюрикова, окончившая курс в Московском Мариинском институте, преподает с 1879 г., а в настоящем училище с 1-го ноября 1882 г. Попечитель Владимирский купец Андрей Никитич Никитин, снабжает всем, в чем оказывается недостаток. Учащихся к 1-му января 1883 г. 26 м. и 11 д. Выбывших и окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 2 м. и 4 д. К 1-му января 1884 г. состояло 28 м. и 15 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 5, 8 — 9 л. - 9, 9 — 10 л. - 13, 10 — 11 л. - 4, 11 — 12 л. - 5, 12 — 13 л. - 3, 13 — и выше - 4. Все живут при фабрике. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещан 3 м., крестьян 25 м. и 15 дев. Средства: от частных лиц 240 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 120 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учительнице 250 р. Посещали классы исправно. Прием с августа по октябрь; поступили все грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с ноября по май. Пению обучаются; есть хор в 20 человек. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 11, по Славянскому языку – 3, по арифметике - 6. Получили награды 12. Не окончившие курса учились до 1 г. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.).
«…Белоусов — старый производственник — пенсионер вспоминает: — Я не знаю, где родился, но помню, что учиться начал в местной школе, вернее в тесной, грязной и темной комнатушке Ущерского коридора. В школе нас больше подвергали наказаниям (ставили на колени и столбом с приколотой к спине бумажкой), чем учили…» («Знамя», 5 ноября 1937).
Андрей Андреевич Никитин получил орден св. Станислава 2-й степени за устройство училища при фабрике. При миткале-ткацкой фабрике Никитина Андрея (Лемешенская мануфактура) фабричная школа из прежнего помещения в 1885 году переведена в новое каменное двух-этажное здание, находящееся при церкви. Школа помещалась в верхнем этаже, в нижнем устроены квартиры для священника и учительницы. Все здание обогревалось водяным отоплением. В 1885 году она еще «не была оштукатурена внутри и в ней было сыро».
Лемешенское училище. 1895 г.
Поселковая начальная школа. С 1975 года здесь располагалось профтехучилище. Позже библиотека, с 2001 года Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. В нач. 2000-х магазинчик парфюмерии и бытовой химии. Сейчас принадлежит Церкви Андрея Стратилата. Ул. Октябрьская, д. 19
Учащихся в училище фабрики в 1890 г. было 34 человека. Алексея Константиновича Спиридонова в 1891 году перевели на должность учителя Лемешенского училища при фабрике товарищества Лемешенской мануфактуры Владимирского уезда. Владимирским уездным училищный совет отмечал хорошие успехи его учеников и объявил А.К. Спиридонову благодарность. В 1902 году он перешел на службу в страховой отдел Владимирского губернского земства.
11 ноября 1909 г. попечитель Московского учебного округа А. Жданов разрешил постановку портрета А.А. Никитина в классной комнате училища.
Иногда устраивалось в школе что-то вроде спектаклей с участием дочери и гостей фабриканта. Но такие зрелища были редкостью и рабочие на них не допускались.
Училось в фабричном училище около 40 человек и то не каждому удавалось закончить 3 класса. С малых лет приходилось работать. Особенно очень рано приходилось начинать работать девочкам. За неимением яслей и детских садов их заставляли няньчиться с маленькими детьми. А особенно у бедных родителей дети вообще оставались без присмотра.
Ново-Лемешенское училище
В 1895 году была открыто Ново-Лемешенское училище. Его первыми учителями были Иван Алексеевич и Таисия Михайловна Митрофановы.
Митрофанов Иван Алексеевич
«Учитель Ново-Лемешенского училища, Иван Алексеевич Митрофанов – о стипендии сыновьям: а) Сергею и б) Михаилу, обучающимся во Владимирской мужской гимназии. Состоит в должности учителя 18 лет; жалованья получает 35 руб. в месяц. Имеет 7 человек детей. Два свидетельства об окончании Сергеем и Михаилом Митрофановыми Ново-Лемешенского начального училища, Владимирского уезда от 1 августа 1906 г. за №№ 311/157 и 310/156» (Доклады Владимирской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию сессии 1907 года и журнал заседания комиссии по народному образованию 9-го декабря 1907 года).
Лемешенская молодежная организация (Союз) организовалась в июле месяце 1917 года. В 1918 г. открылся Лемешенский куль.-просв. Кружок. В 1918 году около 350 человек были членами «Кружка молодёжи». Один из активистов «кружка» Константин Роганков вместе с Александром Безыменским был делегатом первого Всероссийского съезда молодежи (29 октября — 4 ноября 1918 г.). По приезде из Москвы Роганков рассказал товарищам о решениях съезда и необходимости создания Комсомола, в результате в посёлке была организована комсомольская ячейка. Комсомольцы работали в цехах, помогали окрестным крестьянам в сельскохозяйственных работах, очищали от снега улицы и дорогу, ведущую от посёлка к станции Лемешки, оказывали помощь в заготовке топлива для фабрики и сена для фабричной конюшни.
Первые комсомольцы поселка: Б.А. Бурдюков (1899-1958), К.К. Роганков, Г.Е. Белов, Н.И. Чувашов, А.А. Корнилов, М.А. Федулеева. Первый секретарь комсомольской организации – Роганков К.К.
Первые комсомольцы поселка. Роганков К.К,, Кириллов И.Е., Чувашов Н.
12 декабря 1918 г. в помещении «народного собрания» во Владимире открылся 1-й Владимирский уездный съезд, на котором присутствовал представитель Лемешенской организации – Константин Роганков.
- Вначале политическая работа отсутствовала, но теперь она — главная,— многие из членов союза члены коммунистической партии. Работа протекает в полном контакте с ячейкой Р.К.П. и ф.-з. комитетом, которые помогают союзу силами и средствами».
В заключение съезд переходит к выборам уездного комитета. Избираются: Кудрявцев А., Найман, Завадский, Егоров, Шостак, Кулышев и Роганков. 19 января 1919 г. на губернский съезд председателей уездных и городских комитетов Р.К.С.М. от Лемешенского комитета прибыла - Бородина. Она сообщила, что на фабрике «членов — 173 человека. Работу тормозит местный, фабрично-заводской комитет».
Школа 1-й ступени
Фабричное училище после революции в 1918 году было преобразовано в Школу 1-й ступени (низшая часть Единой Трудовой Школы).
«На нашей ф-ке функционируют: школа 1-ой ступени, школа фабзавуча, школа по ликвидации безграмотности и недели две тому назад как открыта Парт. Союзным Клубом школа музыки, пения и т.п. Что-же касается церкви, то, правда, не мешало бы ее занять. И занять не под школу, а под театр» («Призыв», 13 февр. 1923).
«Откройте школу 2 ступени. У нас нет школы 2 ступени. Окончивший школу 1 ступени, до поступления на работу, бьет баклуши. Есть школа фабзавуча. Мала только — на 40 человек. Не открывают школу за отсутствием помещения. Правда у нас жилищный кризис. Но почему не обратят внимание на пустующую церковь? Ведь в нее ходят всего то 5 старушенций, а здание громадное. Сделайте из церкви храм науки. Мы так в нем нуждаемся! Лемешенцы, подумайте! Комсомолка» («Призыв», 8 мая 1923). «Церковь под школу 2-й ступени. Общее собрание рабочих. Сегодня переизбираем фабком. Срок истек. У всех вопрос: — Кого избрать? — Коммунистов?! Они крепко работают,— рассуждает одна группа рабочих. С нею согласны все рабочие. Через несколько минут фабком переизбрали. В результате в новом составе 3 коммуниста, один комсомолец, а остальные беспартийные. По докладу ф-кома рабочие подняли вопрос об открытии на ф-ке школы 2-й ступени. Школа необходима, но помещения нет. Как быть? Рабочие быстро разрешили этот вопрос. Внесено предложение использовать церковь. — Она теперь не нужна. — Мы освободились от религиозного дурмана. - Нам нужна наука. Мы хотим учить наших детей — так мыслили рабочие. Разумное предложение поддержали все... Церковь закрывается. Вместо ее - школа второй ступени» («Призыв», 22 авг. 1923).
«5-ти летний юбилей едино-трудовой школы. Недавно у нас в рабочем клубе им. т. Воровского было отпраздновано 5-ти-летие единой трудовой советской школы. Собралось очень иного рабочих комсомольцев и детишек всех возрастов. Открыл торжественное заседание местный учитель (завшколой) т. Митрофанов, работающей у нас уже 35 лет. В своей речи уважаемый педагог доказал, что уже 5 лет, как не существует старой школы учебы и зубрежки. Ни в одном государстве мира, кроме Сов. России, нет школы, построенной на принципе гармоничного сочетания знания и труда. Новая школа, готовящая молодых строителей новой жизни, и есть залог светлого будущего. Знания теперь в руках пролетариата. Это величайшее завоевание Октябрьской революции. Oт имени своих сотоварищей шк. работников, он заявляет, что они будут работать, не покладая рук. И через знание вести молодежь к коммунизму. С приветствиями выступил ряд ораторов от фабричных организаций. Затем учениками были продекламированы стихотворения. Праздник окончился пением Интернационала» («Призыв» 28 окт. 1923).
«Школу посещают не 20, а 44 чел.; учебников не 5, а 45; занятия происходят по группам, неграмотные 3 раза в неделю, малограмотные 2. Усилить занятия со второй группой невозможно из-за недостатка помещения» («Призыв», 29 ноября 1923). «Школы I-й и ІІ-й ступени при предприятиях перешли в отделы народного образования. В сравнении с сельскими школами, фабричные находились в лучших условиях. Предприятия вложили большие средства на приведение в порядок этих школ. Хоть не вполне, но все же школы снабжены учебниками и пособиями. Школьные работники в этих школах обеспечивались несравненно лучше деревенских, но все это было большой тяжестью для предприятий. Необходимость заставила передать школы обратно в Уоно. Картина резко изменилась. Положѳвве школьных работников эначительно ухудшилось. Школа, получавшая ранее от предприятий: бумагу, чернила, карандаши и все необходимое, теперь этого лишилась. Государство не настолько богато, чтоб удовлетворить школу полностью самым необходимым. Как быть? Как продолжать ученье? Для разрешения такого вопроса, школьный работник собрал рабочих — родителей в школу при ф-ке «Оргтруд». Рабочие отнеслись к делу со всей серьезностью. Ни одного вопроса о том, почему школа передана в Уоно, ни одного требования к хозяйственникам о принятии школы на средства предприятия. Рабочио ф-ки «Оргтруд» яснее ясного представляют себе почему школа передана в Уоно, почему предприятие сокращает свои расходы. Рабочие прекрасно знают состояние бюджета Владимирского уезда, знают его дефицитность, а потому никаких категорических требований к отделу народного образованна не предъявляют. Со всей серьезностью встал вопрос о приобретении новых учебников для школы. Рабочие решили этот вопрос поставить на общее собрание всех рабочих с предложением отчислить для школы 1 проц. с получаемого заработка за ноябрь м-ц. Встал вопрос и о помещении школы. Школа перегружена. Занимается в две смены и все же помещения не хватает. Свободных помещений на ф-ке нет, за исключением церкви, которую посещают одни лишь старухи. Помещение очень подходит под школьные занятия. Собрание постановило и этот вопрос поставить на общем собрании рабочих с предложением церковь отдать под школу. Разрешив эти вопросы, рабочие потребовали от школьного работника отчета о воспитательной и образовательной работе школы. Школьный работник откровенно сказал, что в этой области дело обстоит из рук вон плохо. Частая смена школьных работников влияла на ход занятий в школе. Сменялись же школьные работники за отсутствием квартир. Из прений выяснилось, что школьные работники очень требовательны, что они не могут жить в рабочих каморках, а требуют 2—3 комнаты. — Да как же мы живем в одной каморке с 5—6 детьми? Мы работаем у станка 8 часов, живем в тяжелых условиях, а не бежим. Мы знаем, что много сейчас требовать невозможно. — Наши дети очень мало знают. Школа их не проверяет. Наши дети не дисциплинированы, баловники, школа не воспитывает гражданина. Мы отдаем детей в ваши руки, учите их. Присутствовавшие на собрании старички, «воспитанные» по старому, предлагали ввести систему наказаний. С этим мнением остальные рабочие не согласились, а работницы указывали на то, что наказаниями не воспитаешь гражданина, а покорного слугу, забитого, ни к чему неспособного человека. Вопрос о воспитании впервые был поставлен перед рабочими; отнеслись они к нему серьезно, по деловому и с большим интересом. Необходимо чаще созывать родительские собрания, не только по вопросу снабжения школы (что и так бывает очень часто), а по вопросам воспитания, ввутренней работы школы. К этим вопросам сейчас, как никогда, растет интерес у рабочих. Рабочие фабрики «Оргтруд» поручили школьному совету в следующий раз познакомить родителей детально с вопросом воспитания и преподавания. Р. Виноградова» («Призыв», 7 декабря 1923). «У нас на ф-ке есть школа I-й ступени, но только это не школа, а – мученье. Не снабжается она ни бумагой, ни карандашами, ни чернилами. Мне приходилось слышать несколько раз от рабочих, что в детском саду дети и те больше знают, чем школьники 1-го класса. И школьники, когда идут в школу, всегда захватывают из дома, что необходимо для ученья. Но ведь не у каждого рабочего хватит состояния снабжать детей школьными пособиями. Надо об этом УОНО позаботиться» («Призыв», 21 марта 1924).
Пионерская организация в поселке была создана в 1922 году. Ее первым вожатым был Константин Колбунов.
Члены союза молодежи III Интернационала. На снимке: Колбунов Костя в 1922 году возглавлял пионерскую организацию. Никонова Наташа летом 1919 года приняла дела комсомольской организации.
«Они были первыми пионерами Эта встреча семиклассников Оргтрудовской школы с Т.И. Каменщиковой и М.Е. Сидоровой станет памятной и для тех, у кого на груди сегодня гордо алеет красный галстук, и для тех, кто в далекие двадцатые годы стоял в строю первых пионерских отрядов. Среди них были и гости школьников — Татьяна Ивановна Каменщикова и Мария Ефимовна Сидарора. В 1922 году в поселке был организован первый пионерский отряд. Его девизом было: «Верен делу рабочего класса». Много интересного рассказали гости о жизни и делах первых пионеров. А их было немало. Очень важное поручение имел каждый: обучить грамоте свою мать. Так оно и было. Школьники успешно занимались ликвидацией неграмотности среди взрослого населения. Пионеры старались вырасти закаленными, сильными, крепко дружили с физкультурой. Все до одного умели плавать. Однажды это было очень кстати. К оргтрудовским ребятам приехали их сверстники из Владимира. Когда стали купаться в реке, то не умеющим плавать владимирцам пришлось прибегнуть к помощи ребят из Оргтруда. В 1923 году летом был организован пионерский лагерь. Дети активно помогали его оборудовать, заготавливали дрова для лагерной кухни. В лагере не было столов, спали на самодельных кроватях. Но, несмотря на все эти неудобства, жили очень интересно и весело. У них была любимая игра «Сохрани знамя». В середине лагеря возвышалась мачта, на которой развевался красный флаг. Первые пионеры занимались сбором средств в фонд МОПР, писали плакаты. В заключение встречи все вместе спели любимую песню «Картошка». Ребята тепло проводили своих гостей и приглашали их почаще приходить в школу. А. ПОЛЯКОВА» («Знамя», 6 февраля 1975).
Галстуков не было, вместо них на шею повязывали красную ленту. Пионеры жили по своим законам: хорошо учились, занимались в нескольких кружках. Помогали пионеры рабочим и колхозникам, пололи огороды, мыли полы в домах, выполняли другие работы.
Комсомольцы соорудили из развалившегося сарая помещение для пионерского отряда, оборудовали его внутри и до 1935 года в нем занимались пионеры.
Аня Юнацкая становится пионервожатой. Днем работа на фабрике, у станка, а по вечерам комсомольцы и пионеры собирались в небольшом сарае, переделанном под комсомольский клуб. Репетировали спектакли, готовили номера художественной самодеятельности, разучивали акробатические упражнения. «Запущенный сад, с полуразрушенной оградой, дождался своей очереди. На помощь к нему явились юные пионеры-строители. Весело, в лад, застучали молоточки, дрогнула старая рухлядь, а там и тут замелькали белые головки и бронзовые ножки юных пионеров. Здесь ломают, там подтаскивают доски, а рядом прилаживают смену полуистлевшему столбу. Упрямый ржавый гвоздь не поддается. - Так, нет же, не согнешься… и сильным взмахом забивает гвоздь» («Призыв», 13 июля 1924).
В 1935 г. строится д/сад на 105 мест. В помещении детского сада пионерам отвели свою комнату. Ребята сами привели ее в порядок, сами мыли полы, делали уборку.
Семилетняя школа
«По вопросу о специалистах тов. Куликов сказал: — Подготовка рабочих и их детей в учебные заведения при тех условиях, которые имеются у нас на ф-ке, крайне затруднительна: наша школа семилетка находится в таком состоянии, что в ней не учат, а только калечат детей. Помещение непригодно, сколько раз выносили постановления, но их оказывается кладут вышестоящие организации под сукно. Некоторые товарищи указывала на то, что рабочие, желающие поехать учиться, встречают ряд препятствий, особенно при конкурсных испытаниях» («Призыв», 11 августа 1928).
В 1929 году было выстроено деревянное здание для школы-семилетки.
Семилетняя школа. 1929 г.
Комсомольцы и пионеры увлекались физкультурой. За школой в парке была построена спортивная площадка, на которой молодёжь играла в волейбол, гоняла мяч, занималась бегом и физкультурными упражнениями. Руководителем физкультурно-массовой работы был С. Тихонов. Под его наблюдением комсомольцы рядом со спортивной площадкой соорудили летнюю сцену, на которой выступали члены физкультурного коллектива и кружков художественной самодеятельности. Перед сценой стояли ряды деревянных скамеек для зрителей.
Комсомольцы - участники художественной самодеятельности клуба фабрики Оргтруд. Танцевальный коллектив: руководитель А. Кичигин (первый слева в первом ряду). 20-30 гг. XX века