Лемешенское фабричное училище, Михалковской волости, при фабрике «товарищества Лемешенской мануфактуры» открыто Андреем Андреевичем Никитиным 1-го ноября 1882 г. Ближайшие училища: Лемешенское — сельское в 3 вер. (Лемешенское училище, в селе Лемешках, основано в 1876 г., по инициативе местного диакона, обществом, при пожертвованиях Владимирского купца А.Н. Никитина и бывшего директора народных училищ Ю.С. Чеховича.), Луневское — 2 и Боголюбовское — 6 вер. «При Лемешенской мануфактуре Никитина школа помещается в одном доме с больницей, от которой отделяется одним лишь узким входным коридором. Для нее отведена одна комната, довольно тесная и бедно обставленная учебными пособиями. Приемный покой на четыре койки, с постоянным фельдшером и с шкафчиком для лекарств; приемный покой помещается под одной крышей со школой» (Фабричный быт Владимирской губернии. Отчет за 1882-1883 г. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих Владимирского Округа П.А. Пескова.). В 1884 г. «Помещение товарищества, деревянное, вместе с квартирами служащих при фабрике; по свету и теплоте очень удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 4 с., шириной 3 саж., вышиной 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 250 руб. Библиотеки нет, но книг для чтения до 30 экз. Земли нет. Законоучитель священник Иоанн Снятиновский, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1871 г., а в настоящем училище с 1-го ноября 1882 г.; учительница Александра Тюрикова, окончившая курс в Московском Мариинском институте, преподает с 1879 г., а в настоящем училище с 1-го ноября 1882 г. Попечитель Владимирский купец Андрей Никитич Никитин, снабжает всем, в чем оказывается недостаток. Учащихся к 1-му января 1883 г. 26 м. и 11 д. Выбывших и окончивших курс со свидетельствами не было. Вновь поступило 2 м. и 4 д. К 1-му января 1884 г. состояло 28 м. и 15 д. Учатся все вместе. Возраст: 7 — 8 л. - 5, 8 — 9 л. - 9, 9 — 10 л. - 13, 10 — 11 л. - 4, 11 — 12 л. - 5, 12 — 13 л. - 3, 13 — и выше - 4. Все живут при фабрике. Ночлежного приюта нет. Вероисповедания православного. По сословиям: мещан 3 м., крестьян 25 м. и 15 дев. Средства: от частных лиц 240 р.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 120 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учительнице 250 р. Посещали классы исправно. Прием с августа по октябрь; поступили все грамотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с ноября по май. Пению обучаются; есть хор в 20 человек. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Число уроков в неделю: по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 11, по Славянскому языку – 3, по арифметике - 6. Получили награды 12. Не окончившие курса учились до 1 г. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Андрей Андреевич Никитин получил орден св. Станислава 2-й степени за устройство училища при фабрике. При миткале-ткацкой фабрике Никитина Андрея (Лемешенская мануфактура) фабричная школа из прежнего помещения в 1885 году переведена в новое каменное двух-этажное здание, находящееся при церкви. Школа помещалась в верхнем этаже, в нижнем устроены квартиры для священника и учительницы. Все здание обогревалось водяным отоплением. В 1885 году она еще «не была оштукатурена внутри и в ней было сыро».
Лемешенское училище. 1895 г. Поселковая начальная школа. С 1975 года здесь располагалось профтехучилище. Позже библиотека, с 2001 года Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение. В нач. 2000-х магазинчик парфюмерии и бытовой химии. Сейчас принадлежит Церкви Андрея Стратилата. Ул. Октябрьская, д. 19
Учащихся в училище фабрики в 1890 г. было 34 человека. Алексея Константиновича Спиридонова в 1891 году перевели на должность учителя Лемешенского училища при фабрике товарищества Лемешенской мануфактуры Владимирского уезда. Владимирским уездным училищный совет отмечал хорошие успехи его учеников и объявил А.К. Спиридонову благодарность. В 1902 году он перешел на службу в страховой отдел Владимирского губернского земства.
11 ноября 1909 г. попечитель Московского учебного округа А. Жданов разрешил постановку портрета А.А. Никитина в классной комнате училища.
Иногда устраивалось в школе что-то вроде спектаклей с участием дочери и гостей фабриканта. Но такие зрелища были редкостью и рабочие на них не допускались.
Училось в фабричном училище около 40 человек и то не каждому удавалось закончить 3 класса. С малых лет приходилось работать. Особенно очень рано приходилось начинать работать девочкам. За неимением яслей и детских садов их заставляли няньчиться с маленькими детьми. А особенно у бедных родителей дети вообще оставались без присмотра.
Ново-Лемешенское училище
В 1895 году была открыто Ново-Лемешенское училище. Его первыми учителями были Иван Алексеевич и Таисия Михайловна Митрофановы.
Школа помещалась в неприспособленной комнатке в бывшем «Ущерском» доме, занимаемой после войны сапожной мастерской.
Митрофанов Иван Алексеевич
«Учитель Ново-Лемешенского училища, Иван Алексеевич Митрофанов – о стипендии сыновьям: а) Сергею и б) Михаилу, обучающимся во Владимирской мужской гимназии. Состоит в должности учителя 18 лет; жалованья получает 35 руб. в месяц. Имеет 7 человек детей. Два свидетельства об окончании Сергеем и Михаилом Митрофановыми Ново-Лемешенского начального училища, Владимирского уезда от 1 августа 1906 г. за №№ 311/157 и 310/156» (Доклады Владимирской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию сессии 1907 года и журнал заседания комиссии по народному образованию 9-го декабря 1907 года).
Лемешенская молодежная организация (Союз) организовалась в июле месяце 1917 года. В 1918 г. открылся Лемешенский куль.-просв. Кружок. В 1918 году около 350 человек были членами «Кружка молодёжи». Один из активистов «кружка» Константин Роганков вместе с Александром Безыменским был делегатом первого Всероссийского съезда молодежи (29 октября — 4 ноября 1918 г.). По приезде из Москвы Роганков рассказал товарищам о решениях съезда и необходимости создания Комсомола, в результате в посёлке была организована комсомольская ячейка. Комсомольцы работали в цехах, помогали окрестным крестьянам в сельскохозяйственных работах, очищали от снега улицы и дорогу, ведущую от посёлка к станции Лемешки, оказывали помощь в заготовке топлива для фабрики и сена для фабричной конюшни.
Первые комсомольцы поселка: Б.А. Бурдюков, К.К. Роганков, Г.Е. Белов, Н.И. Чувашов, А.А. Корнилов, М.А. Федулеева. Первый секретарь комсомольской организации – Роганков К.К.
Первые комсомольцы поселка. Роганков К.К,, Кириллов И.Е., Чувашов Н.
12 декабря 1918 г. в помещении «народного собрания» во Владимире открылся 1-й Владимирский уездный съезд, на котором присутствовал представитель Лемешенской организации – Константин Роганков.
- Вначале политическая работа отсутствовала, но теперь она — главная,— многие из членов союза члены коммунистической партии. Работа протекает в полном контакте с ячейкой Р.К.П. и ф.-з. комитетом, которые помогают союзу силами и средствами».
В заключение съезд переходит к выборам уездного комитета. Избираются: Кудрявцев А., Найман, Завадский, Егоров, Шостак, Кулышев и Роганков. 19 января 1919 г. на губернский съезд председателей уездных и городских комитетов Р.К.С.М. от Лемешенского комитета прибыла - Бородина. Она сообщила, что на фабрике «членов — 173 человека. Работу тормозит местный, фабрично-заводской комитет».
Школа 1-й ступени
Фабричное училище после революции в 1918 году было преобразовано в Школу 1-й ступени (низшая часть Единой Трудовой Школы).
«На нашей ф-ке функционируют: школа 1-ой ступени, школа фабзавуча, школа по ликвидации безграмотности и недели две тому назад как открыта Парт. Союзным Клубом школа музыки, пения и т.п. Что-же касается церкви, то, правда, не мешало бы ее занять. И занять не под школу, а под театр» («Призыв», 13 февр. 1923).
«Откройте школу 2 ступени. У нас нет школы 2 ступени. Окончивший школу 1 ступени, до поступления на работу, бьет баклуши. Есть школа фабзавуча. Мала только — на 40 человек. Не открывают школу за отсутствием помещения. Правда у нас жилищный кризис. Но почему не обратят внимание на пустующую церковь? Ведь в нее ходят всего то 5 старушенций, а здание громадное. Сделайте из церкви храм науки. Мы так в нем нуждаемся! Лемешенцы, подумайте! Комсомолка» («Призыв», 8 мая 1923). «Церковь под школу 2-й ступени. Общее собрание рабочих. Сегодня переизбираем фабком. Срок истек. У всех вопрос: — Кого избрать? — Коммунистов?! Они крепко работают,— рассуждает одна группа рабочих. С нею согласны все рабочие. Через несколько минут фабком переизбрали. В результате в новом составе 3 коммуниста, один комсомолец, а остальные беспартийные. По докладу ф-кома рабочие подняли вопрос об открытии на ф-ке школы 2-й ступени. Школа необходима, но помещения нет. Как быть? Рабочие быстро разрешили этот вопрос. Внесено предложение использовать церковь. — Она теперь не нужна. — Мы освободились от религиозного дурмана. - Нам нужна наука. Мы хотим учить наших детей — так мыслили рабочие. Разумное предложение поддержали все... Церковь закрывается. Вместо ее - школа второй ступени» («Призыв», 22 авг. 1923).
«5-ти летний юбилей едино-трудовой школы. Недавно у нас в рабочем клубе им. т. Воровского было отпраздновано 5-ти-летие единой трудовой советской школы. Собралось очень иного рабочих комсомольцев и детишек всех возрастов. Открыл торжественное заседание местный учитель (завшколой) т. Митрофанов, работающей у нас уже 35 лет. В своей речи уважаемый педагог доказал, что уже 5 лет, как не существует старой школы учебы и зубрежки. Ни в одном государстве мира, кроме Сов. России, нет школы, построенной на принципе гармоничного сочетания знания и труда. Новая школа, готовящая молодых строителей новой жизни, и есть залог светлого будущего. Знания теперь в руках пролетариата. Это величайшее завоевание Октябрьской революции. Oт имени своих сотоварищей шк. работников, он заявляет, что они будут работать, не покладая рук. И через знание вести молодежь к коммунизму. С приветствиями выступил ряд ораторов от фабричных организаций. Затем учениками были продекламированы стихотворения. Праздник окончился пением Интернационала» («Призыв» 28 окт. 1923).
«Школу посещают не 20, а 44 чел.; учебников не 5, а 45; занятия происходят по группам, неграмотные 3 раза в неделю, малограмотные 2. Усилить занятия со второй группой невозможно из-за недостатка помещения» («Призыв», 29 ноября 1923). «Школы I-й и ІІ-й ступени при предприятиях перешли в отделы народного образования. В сравнении с сельскими школами, фабричные находились в лучших условиях. Предприятия вложили большие средства на приведение в порядок этих школ. Хоть не вполне, но все же школы снабжены учебниками и пособиями. Школьные работники в этих школах обеспечивались несравненно лучше деревенских, но все это было большой тяжестью для предприятий. Необходимость заставила передать школы обратно в Уоно. Картина резко изменилась. Положѳвве школьных работников эначительно ухудшилось. Школа, получавшая ранее от предприятий: бумагу, чернила, карандаши и все необходимое, теперь этого лишилась. Государство не настолько богато, чтоб удовлетворить школу полностью самым необходимым. Как быть? Как продолжать ученье? Для разрешения такого вопроса, школьный работник собрал рабочих — родителей в школу при ф-ке «Оргтруд». Рабочие отнеслись к делу со всей серьезностью. Ни одного вопроса о том, почему школа передана в Уоно, ни одного требования к хозяйственникам о принятии школы на средства предприятия. Рабочио ф-ки «Оргтруд» яснее ясного представляют себе почему школа передана в Уоно, почему предприятие сокращает свои расходы. Рабочие прекрасно знают состояние бюджета Владимирского уезда, знают его дефицитность, а потому никаких категорических требований к отделу народного образованна не предъявляют. Со всей серьезностью встал вопрос о приобретении новых учебников для школы. Рабочие решили этот вопрос поставить на общее собрание всех рабочих с предложением отчислить для школы 1 проц. с получаемого заработка за ноябрь м-ц. Встал вопрос и о помещении школы. Школа перегружена. Занимается в две смены и все же помещения не хватает. Свободных помещений на ф-ке нет, за исключением церкви, которую посещают одни лишь старухи. Помещение очень подходит под школьные занятия. Собрание постановило и этот вопрос поставить на общем собрании рабочих с предложением церковь отдать под школу. Разрешив эти вопросы, рабочие потребовали от школьного работника отчета о воспитательной и образовательной работе школы. Школьный работник откровенно сказал, что в этой области дело обстоит из рук вон плохо. Частая смена школьных работников влияла на ход занятий в школе. Сменялись же школьные работники за отсутствием квартир. Из прений выяснилось, что школьные работники очень требовательны, что они не могут жить в рабочих каморках, а требуют 2—3 комнаты. — Да как же мы живем в одной каморке с 5—6 детьми? Мы работаем у станка 8 часов, живем в тяжелых условиях, а не бежим. Мы знаем, что много сейчас требовать невозможно. — Наши дети очень мало знают. Школа их не проверяет. Наши дети не дисциплинированы, баловники, школа не воспитывает гражданина. Мы отдаем детей в ваши руки, учите их. Присутствовавшие на собрании старички, «воспитанные» по старому, предлагали ввести систему наказаний. С этим мнением остальные рабочие не согласились, а работницы указывали на то, что наказаниями не воспитаешь гражданина, а покорного слугу, забитого, ни к чему неспособного человека. Вопрос о воспитании впервые был поставлен перед рабочими; отнеслись они к нему серьезно, по деловому и с большим интересом. Необходимо чаще созывать родительские собрания, не только по вопросу снабжения школы (что и так бывает очень часто), а по вопросам воспитания, ввутренней работы школы. К этим вопросам сейчас, как никогда, растет интерес у рабочих. Рабочие фабрики «Оргтруд» поручили школьному совету в следующий раз познакомить родителей детально с вопросом воспитания и преподавания. Р. Виноградова» («Призыв», 7 декабря 1923). «У нас на ф-ке есть школа I-й ступени, но только это не школа, а – мученье. Не снабжается она ни бумагой, ни карандашами, ни чернилами. Мне приходилось слышать несколько раз от рабочих, что в детском саду дети и те больше знают, чем школьники 1-го класса. И школьники, когда идут в школу, всегда захватывают из дома, что необходимо для ученья. Но ведь не у каждого рабочего хватит состояния снабжать детей школьными пособиями. Надо об этом УОНО позаботиться» («Призыв», 21 марта 1924).
В поселке в 1924 г. был организован пионерский отряд. Аня Юнатцкая становится пионервожатой. Днем работа на фабрике, у станка, а по вечерам комсомольцы и пионеры собирались в небольшом сарае, переделанном под комсомольский клуб. Репетировали спектакли, готовили номера художественной самодеятельности, разучивали акробатические упражнения. «Запущенный сад, с полуразрушенной оградой, дождался своей очереди. На помощь к нему явились юные пионеры-строители. Весело, в лад, застучали молоточки, дрогнула старая рухлядь, а там и тут замелькали белые головки и бронзовые ножки юных пионеров. Здесь ломают, там подтаскивают доски, а рядом прилаживают смену полуистлевшему столбу. Упрямый ржавый гвоздь не поддается. - Так, нет же, не согнешься… и сильным взмахом забивает гвоздь» («Призыв», 13 июля 1924).
Комсомольцы активно включились в работу фабричного клуба. Участники художественной самодеятельности выступали в клубе, в соседних деревнях с песнями, частушками, физкультурными номерами, разыгрывали спектакли. Они привлекали к участию в художественной самодеятельности, к занятиям физкультурой и пионеров. Комсомольцы и пионеры увлеклись физкультурой. За школой в парке была построена спортивная площадка, на которой молодёжь играла в волейбол, гоняла мяч, занималась бегом и физкультурными упражнениями. Руководителем физкультурно-массовой работы был С. Тихонов. Под его наблюдением комсомольцы рядом со спортивной площадкой соорудили летнюю сцену, на которой выступали члены физкультурного коллектива и кружков художественной самодеятельности. Перед сценой стояли ряды деревянных скамеек для зрителей.
Комсомольцы - участники художественной самодеятельности клуба фабрики Оргтруд. Танцевальный коллектив: руководитель А. Кичигин (первый слева в первом ряду). 20-30 гг. XX века
В 1929 году было выстроено деревянное здание для школы-семилетки.